и принял имя Филарета. В марте 1809 г. вызван в С.-Петербург и определен инспектором петербургской семинарии и профессором философских наук с званием академического баккалавра; в феврале 1810 г. переведен в академию баккалавром богословских наук и церковной истории; в июле 1811 г. произведен во архимандрита; в марте 1812 г. определен ректором академии и настоятелем Юрьева новгородского монастыря: в 1814 г. получил степень доктора богословия; в 1816 г. переименован настоятелем московского Новоспасского монастыря; 5-го августа 1817 года хиротонисан во епископа ревельского и оставлен в должности ректора академии; в марте 1819 г. пожалован архиепископом тверским, в сентябре 1820 года переведен на епархию ярославскую; в 1821 г. на московскую, с 1826 г. митрополит московский. Из сочинений его во время его учительства в Троицкой семинарии напечатаны два слова, произнесенные им в Троицкой лавре, одно 12 января 1806 года, другое в великий пяток того же года. В последующее время из трудов его напечатаны: 1) Ответ на письмо, которым предложено было написать Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне (Спб. 1813г.); 2) Опыт изъяснения Псалма 67-го (Спб. 1814 г.); 3) Разговор между испытующими и уверенными о православии восточной греко-россииской церкви (Спб. 1815 г.); 4) Начертание церковно-библейской истории(1-е изд. 1816 г. Спб.); 5) Записки на книгу Бытия (Спб. 1816 г.): 6) Христианский катехизис православный католический восточной греко-российской церкви (Спб. 1823 г.); 7) Начатки христианского учения, или краткая священная история, краткий катехизис (Спб. 1828 г.); 8) Беседы к глаголемому старообрядцу (Спб. 1834–1836 г., М. 1840 г.): 9) Житие преп. и богоносного отца нашего Сергия (напечатано при словах к московской пастве. Спб. 1822 г.): 10) Некоторые черты жит преп. Сергия После смерти (напечат. в первый разе в Христ. Чт. 1836 г. часть 2); 11) Житие преп. Никона (М. 1844 г.); 12) Слова и речи, три части (М. 1844, 1848 и 1861 г.). Сверх сего несколько статей его напечатаны в прибавлениях к изданию Творений св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

под заглавием: «стихотворения Петра Карабанова оригинальный и в переводе». Из оригинальных стихотворений, вошедших в собрание, прежде отдельно напечатаны были: ода императрице Екатерине II на взятие Варшавы, гренадерская песня, надгробная песнь в память Потемкина, на кончину Льва Нарышкина, песнь по случаю посвящения Гаия во епископа Моздокского и др. Между переводами помещены две первые песни садов, поэмы Делиля. Известна еще его стихотворная епистола о критике истинной и ложной, читанная в собрании академии. Из напечатанных переводов его известны Альзира, трагедия Вольтера, в стихах (Спб. 1786)·, книга Роассара: утешения христианина, или побудительныя причины к упованию на Бога в различных обстоятельствах жизни (2 ч. Спб. 1806); инженерная наука в производстве работе при укреплениях и архитектура гражданская соч. Белидора (2 ч. Спб. 1802); Ликей, или друге словесности древней и новой соч. Лагарпа (5 ч. Спб. 1810–1814); в переводе этой книги, кроме Карабанова, участвовали: Петр и Дмитрий Соколов и Александр Никольский . Кирилл (Константин) Богословский Платонов сын священника села Воздвиженского по Троицкой дороге, о. Лукиана, который после переведен был в село Могильцы. Родился в 1788 г. Поступил в Троицкую семинарию 7 сентября 1797 года. Еще в риторике наставники семинарии заметили, что Константин отличался от сверстников: в ведомостях за 1801 г. против имени его отмечено: «остр и успевает довольно». В 1808 г. был в богословском классе и вместе с 6 товарищами отправлен для окончания образования в новую петербургскую академию; по окончаннии первого курса в 1814 году получил степень магистра и определен бакалавром церковной истории при ака- демии. Пострижен в монашество 28 августа того же 1814 года. В 1817 г. назначен ректором полтавской семинарии и произведен во архимандрита, в мае 1819 переведен в Троицкую Сергиеву лавру ректором московской академии и в 1822 году получил степень доктора богословия. В октябре 1824 года хиротонисан во епископа дмитровского, викария московская; в 1827 году переведен епископом в Вятку, в 1832 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Анны 3-й степени, в 1824 г. палицей, в 1826 орденом св. Анны 2-й степени; в следующем году поручено было ему исправление должности обер-священника армии и флотов. Духовная литература имела в нем образованного писателя, доставившего своими сочинениями лицам всех сословий и степеней образованности приятное и назидательное чтение. Императорская Российская Академия в 1827 г. почтила его избранием в свои действительные, а Общество словесности, наук и художеств в свои почетные члены. Сочинения его следующие: 1) Училище благочестие или примеры христианских добродетелей, выбранные из житий святых, в 6 частях (Спб. 1814–1817 г.); 2) Краткое изъяснение на литургию, напечатанное в 1855 г. шестым изданием; 3) Обязанности домашнего общества, по разуму исполнителей слова Божия древних христиан (Спб. 1825 г.); 4) Краткие христианские поучения для воинов (Спб. 1821 г.); 5) Поучение о том, как стоять в церкви во время божественной литургии (Спб. 1824 г.); 6) Слово к православным воинам на новый 1826 год (Спб. 1826 г.) и 7) Речь на случай возвращения победоносного российского воинства из Парижа и Франции (Спб. 1814 г.). 7) Борис Поликарпов, Лев Земляницын, Никифор Тютюков, Петр Вехновский, Матвей Филиппов, Федор Ливанов, Иван Покровский и Гавриил Шиловский проходили служение или в тех самых семинариях и епархиях, из которых присланы были для образования к учительской должности или в ближайших к ним. Впоследствии все были кафедральными протоиереями–первый в Казани, – второй в Тобольске, Тютюков – в Иркутске, Вехновский –в Пскове, Филиппов в Нижнем Новгороде, Ливанов – в Пензе, Покровский в Туле, Шиловский – в Тамбове и был ректором семинарии. Стефановский из Полтавских скончался протоиереем в Полтаве же. По гражданскому ведомству: 1) Николай Ильич Анненский, прислан был из Рязанской семинарии; по окончании курса вступил в гражданскую службу и впоследствии, в чине действительного статского советника, состоял юрисконсультом при Департаменте министерства юстиции и имел ордена св. Владимира З-й и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Тиссота, пер. с французского (Спб. 1781); теория и практика прививания коровьей оспы, соч. Ранка (перевел вместе с Севергиным); всеобщая история о звериных и рыбных промыслах, сочин. Ноеля, перев. с Франц. (Спб. 1817); Салюстия о войне Каталины и Югурты, пер. с латин. (Спб. 1809). Сверх того вместе с Соколовым, Румовским и другими он участвовал в переводе Бюффоновой естественной истории (Спб. 1789). Озерецковский Козьма Яковлееич родной брат предыдущего. Поступил учиться в Троицкую семинарию в мае 1763 г. По окончании курса в 1773 году поступил во священника к московской церкви Иоанна Предтечи в кречетниках. Известен переведенною им с греческого Иродиановою историю римских государях, бывших после Марка Аврелия (Спб. 1774). Орлов Александр Анфимович, села Махры священников сын. В ноябре 1801 г. поступил учиться в информаторию. Из богословского класса в октябре 1813 г. отпущен во владимировскую епархию, а в 1814 г. за слабости груди по прошению уволен в светское звание. Извстен как писатель народных рассказов. Орлов Яков Васильевич, переславской епархии, села Никольского священников сын. Будучи 8-ми лет вступил учеником информатории в Троицкую семинарию в феврале 1783 года. Шел медленно, вероятно по молодости лет, потому что отличался дарованиями. В ведомостях за 1788 г., когда он был в синтаксии, отмечен: «дарований и успехов похвальных». В 1794 г., будучи студентом философии, выбыл в петербургскую учительскую семинарию, откуда, по окончании курса, поступил в Нижний Новгород учителем высших классов в тамошнее главное народное училище; когда училище переименовано в гимназию, Орлов назначен в ней старшим учителем. В 1809 г. вызван в бакалавра новооткрытой петербургской академии по классу историческпх наук; в генваре 1810 года возведен в звание ординарного профессора. Из его трудов напечатаны: 1) всеобщий памятник достопримечательных происшествий, повествуемых историей В. и Н. завета церкви, ученою, естественною и гражданскою и проч. (12 частей. М. 1820); 2) памятник событий в церкви и отечеств» (5 частей. М. 1816); 3) дух Российских государей Рюрикова дома (5 частей. Сиб. 1818). Павел (Петр) Подлипский, переславского уезда из села Подлип сын причетника, бывшего после в селе Ершов священником. Принят в Троицкую семинарию в сентябре 1797 года, имя 7 лет от рож- дения. В 1808 г., будучи студентом богословия, отправлен в новооткрывавшуюся петербургскую академию, и, по окончании курса в 1814 г. со степенью кандидата, опредлен учителем владимирской семинарии; пострижен в 1817 году, а в 1820 г. определен ректором означенной семинарии. В 1830 г. хиротонисан в епископа костромского: в 1836 году переведен в Чернигов, в 1839 пожалован архи- епископом. В 1859 г., по прошению, уволен на покой и получил в управление переславский Данилов монастырь, которым управлял, бучучи еще ректором владимирской семинарии; скончался в сем монастыре в 1861 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

При всех своих положительных качествах ему были свойственны и некоторые отрицательные черты. Он обладал излишней вспыльчивостью и нервозностью. Барон Штейнгель В. И. в своих записках отмечал, что архиепископ Августин был очень вспыльчив, мог наговорить опрометчиво тьму оскорбительных слов, но как бывает со всеми вспыльчивыми – поспешно стихал, оказывал снисхождение даже виновным. Жизнь он вел очень простую. Кончина преосвященного Августина была мирна и безболезненна. Перед самой смертью он исповедовался, причастился, соборовался маслом, сам начал читать отходную, но слабость одолела, и он сказал: «Продолжайте, силы оставляют меня, а я сию временную жизнь...» и умер. Похороны его происходили при огромном стечении москвичей. Труды: Сочинения. – СПб., 1856. Шесть проповедей преосвященного Августина под 457. 485, 529, 581, 582, 591//Смирдин А. А. (книжный магазин Петербурга). Каталог книгопродавца двора Ее императорского величества А. Смирдина (сына) и К0. – СПб., 1858. Слово при наречении во епископа Дмитровского. – М., 1804. – на всерадостнейшее торжество о заключении мира между Россиею и Франциею. – М., 1807. – на погребение князя П. М. Дашкова. – М., 1807. – на высокоторжественный день священнейшей коронации Его императорского величества благочестивейшего великого государя императора Александра I. – М., 1813. – говоренное при погребении графа И. А. Остермана. – М., 1811. – при окроплении священных одежд, от императора Александра I принесенных в дар Успенскому собору. – М., 1811. – при освящении храма Александровского училища. – М., 1812. Пастырское наставление, произнесенное 28 июля 1812 г. – П., 1812, (на русском и французском языках). Слово при годичном поминовении воинов, за веру и отечество на брани Бородинской живот свой положивших. – М., 1813. Слово при возвращении хоругви московского ополчения. Слово по случаю победы у Лаона. – П., 1814. – по случаю покорения французской столицы. – М., 1814. – на день воспоминания избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык. – М., 1814.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2) «Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей (т. е. 1812 г.) войне». СПБ. 1813 г. Рассуждение это написано также по особому поручению. 3) «Отрывки из Ансильона, с присовокуплением примечаний, показывающих дух сего автора», относящиеся ко времени не позднейшему, как 1813 год, но напечатанные в Православном Обозрении за 1868 г. 4) «Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви, с присовокуплением выписки из окружного письма Фотия, патриарха Цареградского, к восточным патриаршим престолам». СПБ. 1895. 5) «Церковно-Библейская история», которая, как видно из письма его к матери, от 18 декабря 1816 года 2 , появилась в свете «по должности Академической» и возникла из уроков, читанных им по этому предмету в Петербургской Академии в 1810–1812 годах. Начертание Церковно-Библейской Истории в пользу духовного юношества, как плод со стороны автора признательнейшего приношения Комиссии Духовных училищ, давшей и побуждения и средства к сему посильному труду, вышло первым изданием в С.-Петербурге, при Святейшем Синоде, в 1816 году, в то время, когда Филарет был уже ректором СПБ. Д. A., в сане архимандрита. В третьем исправленном издании, напечатанном в СПБ. в 1823 г., в типографии Плавильщикова, находятся такие дополнительные слова в заголовке: «Начертание Церковно-Библейской Истории в пользу юношества, обучающегося в духовных училищах» 3 . Некоторые извлечения из этой истории помещались даже на страницах светских хрестоматий в прошлом столетии, в ряде примеров по изящной русской словесности, какова, напр., статья м. Филарета, помещенная в хрестоматии Галахова под заглавием: «Рождество и первые годы земной жизни Господа Иисуса Христа». Тогда же приблизительно появились следующие сочинения м. Филарета, относящиеся к области истолкования Священного Писания . Это именно: – 1, Опыт изъяснения псалма LXVII. Из уроков, преподанных в С-Петербургской Духовной Академии, СПБ. 1814 г. 4-°. Изъяснение этого же псалма (67) напечатано во второй раз в журнале: «Православное Обозрение» за 1869 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

26 Разумеется, очевидно, Преосвященнейший Амвросий Келембет, при котором в Тобольске архимандрит Филарет Амфитеатров был ректором тобольской духовной семинарии с 1810–1814 г. Но был ли напечатан канон, составленный Преосвященнейшим Амвросием, бывшим тобольским архиепископом, в честь св. Афанасия лубенского. мы не знаем. 28 Т. е. Моисея Богданова-Платонова. Этот Моисей был товарищ и однокурсник по академии с Кириллом: оба они в 1814 г. были магистрами I курса Спб. духовной академии и в одном и том же 1824 г. сделались епископами. А в 1814 г. Филарет был, как уже замечено, инспектором спб. академии. В 1827 г. Моисей был епископом вологодским. 30 26 марта 1827 г. преосвященный Кирилл из Викариев дмитровских переведен был епископом в Вятку. 31 Преосвященный Кирилл был епископом дмитровским, викарием московским и очень скорбел, что его перевели в Вятку, в епархии коей было весьма много инородцев, особенно вотяков и черемис. 32 Иннокентий Сельно-Кринов из ректоров псковской духовной семинарии назначен был 23 мая 1827 г. викарием дмитровским. 33 Преосвященный Филарет из Рязани переведен был 20 февраля 1828 г. в Казань. В состав тогдашней казанской епархии входили нынешние симбирская и самарская епархия. 34 Преосвященный Кирилл обозревал церкви вятской епархии от половины июля до августа 1828 г. См. Полн. Собрание слов и речей Кирилла, архиепископа каменец-подольского и проч. Москва 1854 г. ч. 1, стр. 26. 35 Кажется, здесь разумеется протоиерей г. Глазова Иосиф Стефанов. Он был миссионером у вотяков и допускал, будто бы, какие-то злоупотребления. Началось, как мы слышали, дело об этих злоупотреблениях и тянулось довольно долго. Чем кончилось это дело, нам неизвестно, но знающие хорошо о. Иосифа Стефанова не отнимают у него миссионерских достоинств. Он составил и приготовил к отпечатанию перевод некоторых служб церковных на водский язык. Вятск. Епарх. Ведом 1867 г. 16, стр. 504. и 1869 г. 15, стр. 338. 36 Ректором вятской духовной семинарии в то время был архимандрит Иероним Нестеровский. Он переведен из ректоров орловской семинарии и вступил в должность ректора вятск. семинарии в январе 1828 г. Краткие сведения о его службе находятся в Вятск. Епарх. Ведомостях за 1869 г. 7, стр. 140. 141.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Но при всем том последний так высоко ценил ум и обширную эрудицию своего питомца, что не усумнился призвать его в сотрудники себе в великом деле перевода Библии на русский язык, не усумнился в 1821 году ходатайствовать о присуждении ему ученой степени доктора богословия и т. д. 25 Моисей из воспитанников Троицкой Лаврской семинарии послан был в С.-Петербургскую духовную академию в 1808 году и в ней окончил курс в 1814 году со степенью магистра, после чего оставлен был при академии в качества бакалавра церковной словесности. Участником дела перевода он мог быть только до 1817 года, когда назначен был на должность ректора Киевской духовной академии (скончался экзархом Грузии в 1839 году). См. о нем у И. А. Чистовича в истории С.-Петербургской дух. академии, стр. 347. Спб. 1867; у С.К. Смирнова в Истории троицкой лаврской семинарии, стр. 530. Москва, 1867 и др. 26 Поликарп, подобно Павскому и Моисею, был магистром первого курса С.-Петерб. дух. академии и следовательно учеником Филарета. Он был назначен инспектором с.-петербургской дух. семинарии прямо по окончании курса в 1814 году, а за тем в 1819 году опредлен был и ректором той же семинарии; в 1822 году возведен был в степень доктора богословия; в 1824 г. перемещен был на должность ректора Московской дух. академии, от каковой должности был уволен в 1835 и умер на покое в Новоспасском монастыре в 1837 году. См. о нем у Чистовича в Истории с.-петербургской духов, академии, стр. 387; у С. К. Смирнова в Истории моск. дух. акад., стр. 379, Если в Воспоминаниях Филарета, напечатанных в «Прав. Обозр.» за 1868 г. части XXVI, стр. 526, кроме его самого и Моисея, именуются таковыми участниками еще бакалавры академии Григорий Постников и Кирилл Богословский-Платонов , но за то не упоминается Павский я Поликарп: то участие их, без сомнения, должно относит к другим частям Нового Завета и к св. книгам Ветхого Завета. Григорий до 1826 года пробыл в Петербурге, сперва (в 1814–1816) в качестве бакалавра, за тем инспектора (1816–1819) и наконец (1819–1826) ректора духовной академии, после чего переведен был на епископскую кафедру в Калугу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Преосвященный Нектарий был и энергичным духовным писателем, много написавшим статей богословского характера в «Церковно-общественном вестнике». Он организовал в Нижегородской епархии «Братство святого Иоанна Дамаскина », состоял почетным членом Церковного археологического общества. Преосвященный Нектарий поучал благочинных бдительно следить за нравственным поведением причта. Видимо, этой строгостью в отношении к подчиненным в вопросах нравственности вызвано и такое мероприятие преосвященного, как закрытие (по разрешению Святейшего Синода) знаменитого Макариева монастыря, находившегося вблизи известной Макариевской (впоследствии Нижегородской) ярмарки. Видимо, близость ярмарки с распущенностью ее посетителей была неблагоприятна для монастыря. На средства закрытого монастыря он великолепно обновил архиерейский дом. Это мероприятие вызвало большое неудовольствие среди жителей Нижнего Новгорода, которые считали преподобного Макария покровителем ярмарки, и они едва не побили преосвященного камнями. Архиепископ Нектарий, несмотря на слабое здоровье, отличался строгой подвижнической жизнью. Литература: Преосвященный Нектарий, архиепископ Харьковский и Ахтырский. – Харьков, 1874. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 17. Булгаков С В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406, 1416. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 359. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 22, 62, 268, 608, 966. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896. 359. Заслуги преосвященного архиепископа Харьковского Нектария (извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1874 год). – СПб., 1876. – С. 6–8.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Обозрении» за 1863 г.; г) Опыт изъяснения псалма LXVII. Спб. 1814; д) Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви, с присовокуплением выписки из окружного письма Фотия, патриарха цареградского, к восточным патриаршим престолам. Спб. 1815; е) Начертание церковно-библейской истории, вышедшее первым изданием в 1816 гуду, но составившееся из уроков ранее читанных в петербургской дух. академии; ж) Записки на книгу Бытия, составившиеся также из уроков, читанных в академии и обработанных для печати в конце 1815 года, а вышедших из печати в 1816 году; 3) к тому же периоду времени академического преподавания относится и составленное Филаретом Руководство к познанию книги Псалмов, особенно систематическому и богословскому, напечатанное впервые лишь в 1872 году в Чтениях в Общ. люб. дух. просв, и другие работы. Слава его, как блестящего проповедника, также была весьма упрочена к тому времени. С 1810 до 1810 года Филаретом произнесено было 24 проповеди , доселе известный в печати. См. сочинения Филарета т. I, Москва, 1873. Из числа этих проповедей очень многие произнесены по особым случаям вызванные особыми обстоятельствами и поручениями. Административный способности Филарета уже успели блестящим образом обнаружиться в устройстве и преобразовании александро-невского училища и духовной академии, благодаря чему уже в 1814 году он сделан был членом комиссии духовных училищ. В виду этого ему даются такие ученые и административные поручения, которые не были бы даваемы человеку заурядному и при том поручения исходящие от высшей власти. Так, наприм. «Изложение разности между Восточною и Западною церковью в учении веры» написано было Филаретом в 1811 году по поручению, исходившему от лица императрицы Елисаветы Алексеевны. Равным образом в 1814 году, когда предписано было праздновать в 25 день декабря избавление России от нашествия галлов и с ними двадесяти язык, Филарету же поручено было составить молебное пение на этот случай. Такому-то человеку поручено было ближайшее руководство и заведывание делом, имевшим значение для всей России, хотя главное (но не ближайшее) наблюдение затем же делом, по иерархическому порядку, принадлежало собственно архиепископу черниговскому Михаилу Десницкому 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010