В третьем разделе, связанном с рецепцией идей Иппонийского епископа в русском богословии, представлены статьи Н. Ю. Суховой – об изучении наследия блаженного Августина в русском богословии в целом и в духовно-академической среде в частности; и протоиерея Павла Хондзинского – о преломлении этого наследия в трудах русских «лаических» богословов. В этом же разделе предложены работы Μ. В. Дмитриева (МГУ) и Μ. А. Корзо (ИФ РАН) о блаженном Августине в традициях московской и киевской книжности XVI– XVII вв. Руководство и сотрудники Научного центра истории богословия и богословского образования надеются, что секции, посвященные личности и наследию блаженного Августина , станут постоянной составляющей Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. A это, в свою очередь, будет способствовать формированию творческого коллектива исследователей, готовых обсуждать научные проблемы, разрабатывать общие проекты и открывать новые перспективы в изучении идей самого Иппонийского епископа и их рецепции в западной и восточной традиции. Блаженный Августин и его эпоха П. Б. Михайлов. Богословие истории блж. Августина В предлагаемом тексте размечаются основные параметры философской рефлексии об истории как антропологической науке и констатируются недостаточные возможности ее самооценки силами одной лишь философской рациональности. Восполнение этого недостатка может быть осуществлено богословскими усилиями, основываюшимися на христианском Откровении. Как показывает анализ различных древних текстов и современных исследований, блж. Августин сказал в этом отношении первое веское слово, значение которого продолжает оставаться ценным до сих пор. Историческая рефлексия Августина, богато представленная в его многочисленных текстах, раскрывает его понимание истории как науки о человеке и предоставляет возможности обнаружения в ней трансцендентных, или эсхатологических, смыслов, получаемых средствами богословской эпистемологии. Считается, что богословие истории как специальный тип богословской рефлексии – это порождение христианской мысли XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Слово в день Св. Пятидесятницы (О благодатной перемене, совершаемой в человеке дарованием Святого Духа). Блаженного Августина, епископа Иппонийского После той необычайной и славной победы, которую стяжал в мире Поборник за всех, – после того, как Он не только извел из преисподней немощное естество наше, но и вознес его на высоту Своего царствия: в сей день даровал Святого Духа, о Котором еще прежде говорил Своим апостолам: и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам ( Ин. 14:16 ), – иного, а не меньшего, т. е. имеющего такую же славу и то же существо. Как велика и несказанна любовь Искупителя! Он вознес на небо человека, а на землю послал Бога. Как велика заботливость Творца о восстановлении Своей твари! Опять посылается свыше новое врачество; опять Царь благоизволяет посетить Своих недужных; опять Божество соединяется с человеком, чтобы особенной силой Св. Духа довершить те благодеяния, которые предначал Искупитель Господь: освятить то, что Он искупил, – сохранить, что приобрел, и таким образом единством благодати и дара показать единство Божества. Итак, Дух Святой нисшел в уготованные Себе храмы – святых апостолов, и не как временный Посетитель, но как постоянный Утешитель и вечный Сожитель. Ибо, как о Себе Иисус Христос говорил апостолам: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века ( Мф. 28:20 ), так и о Святом Духе: Утешителя даст вам, да будет с вами в веке ( Ин. 14: 16 ). Размыслим здесь, что могло быть прибавлено к совершенству апостолов чрез принятие Святого Духа. Была в них вера, но еще не было твердой уверенности; они могли проповедывать Христа во вселенной, но еще не имели силы подвизаться за Христа до смерти. Уже взят был от очей их Господь Иисус, Который утверждал их Своим словом, беседуя уста к устам, и назидал силой чудес. Когда они были с Ним, легко веровали видимому: ибо вера была вспомоществуема зрением, находила утверждение в совершавшихся делах, питалась знамениями и силами. Но когда Господь Иисус, взятый от очей их, вознесся на небо, – их смущенные умы не могли достойно размышлять о небесном и вечном, и их тесные сердца не умели вместить в себе величия Божественного смысла, что и Сам Господь, еще будучи в теле, внушал им, говоря: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егдаже приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину ( Ин. 16:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово в день Пятидесятницы. Блаженного Августина, епископа Иппонийского Возлюбленные братие! Ныне мы совершаем годичное торжество в воспоминание того дня, когда Господь наш Иисус Христос послал Святого Духа, Которого обещал прежде ученикам Своим и о Коем сказал: аще не иду Аз, Утешитель не приидет к вам ( Ин. 16:7 ). В четыредесятый по воскресении Своем день, который за десять пред сим дней мы праздновали, Господь вознесся на небо, и, исполняя Свое обещание, послал в настоящий день Святого Духа, Которого и исполнились первоначально сто двадцать душ, собранных вместе и с верой ожидавших Обетованного. И бысть, – пишется, – внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну,... и явишася им разделени языцы яко огненни, седе же на едином коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати всеми (иными) языки, якоже Дух даяше им провещавати ( Деян. 2:2–4 ). Итак, во–первых, рассмотрим кратко, почему Господь сказал, обещая Святого Духа: «не может Он прийти, если Я не отъиду». Почему это, когда Дух Святой, будучи не отлучен от Сына Божия, мог прийти и в присутствии Его? Заметим, что Господь являл ученикам, как немощным еще, образ раба, в коем Слово плоть бысть и вселися в ны; а плоть Господа могли видеть и плотские люди, между тем как образ Божий, в котором не восхищением непщева быти равен Богу, могли созерцать только духовные. Посему-то (Господь) и сказал: «не может Он приити, если Я не отъиду», то есть: доколе ваше плотское чувство будет созерцать Мою плоть, дотоле ваш духовный взор не восприимет Божества Моего. Ибо дарованием Святого Духа Он обещал ввести их во всякую истину, но, как сказано: верою очищь сердца их ( Деян. 15:9 ): блажени бо чистии сердцем: яко тии Бога узрят ( Мф. 5:8 ). Итак, Господь удалился телесным образом от плотских очей их, чтобы Духом Святым открыть сердцам их Божество Свое. За сим рассмотрим, почему в то время было такое знамение присутствия Святого Духа, что получившие сего Духа говорили всеми языками? Ибо ныне, когда подается Святой Дух, получившие Его не говорят всеми языками; Дух Святой не являет Себя таким очевидным чудом, как в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Исповедь В издательстве Сретенского монастыря вышла книга блаженного Августина Иппонийского " Исповедь " . Исповедь/Пер. с лат. М. Е. Сергеенко; вступ. ст. диак. А. Гумерова. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. – 320 с. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Так взывает к Богу епископ североафриканского города Гиппон блаженный Августин. «Поздно полюбил я Тебя, Красота, такая древняя и такая юная, поздно полюбил я Тебя! Вот Ты был во мне, а я – был во внешнем и там искал Тебя». Все свои долгие поиски, весь свой непростой путь к Богу Августин излагает в своей «Исповеди» как в пламенной молитве Господу. Автобиографическая повесть «Исповедь» была написана Августином по просьбе епископа итальянского города Нола святителя Павлина, к которому наши святцы прилагают прозвание «Милостивый» (память 23 января старого стиля). «Исповедь» была написана, вероятно, в 397–400 годах, спустя десять лет после обращения Августина ко Христу, вскоре после возведения в епископское достоинство. Аврелий Августин родился 13 ноября 35 4 года в Тагасте в Нумидии, в семье небогатых представителей провинциальной знати Патриция и Моники. Моника была благочестивой христианкой, тогда как отец Августина принял крещение только перед смертью в 371 году. По обычаю того времени Августин был оглашен с детства, но не крещен. Августин получил хорошее образование, но из-за недостатка средств у родителей в оплате обучения участвовали благотворители. Начальное образование Августин получил в родной Тагасте, затем он продолжил свое образование в грамматической и риторической школе соседнего города Мадавра (363–366 гг.). Для продолжения образования в 369 году будущий святитель отправляется в столицу латинской Африки Карфаген. Здесь водоворот разгульной жизни затянул юношу, от незаконной связи у него рождается сын Адеодат (беседе с ним Августин посвящает свой диалог «Об учителе»). Чтение Цицерона пробуждает в Августине «любовь к мудрости» и подвигает его к духовным исканиям. Тогда же он читает и Священное Писание, однако слово Божие не производит на него тогда благоприятного впечатления (это часто объясняют грубостью современного ему перевода – Италы). Здесь же в Карфагене начинается увлечение Августина манихейством, продлившееся около десяти лет. По завершении образования в 373 году он возвращается в Тагасту, где преподает грамматику и риторику. В следующем году Августин переезжает в Карфаген и там продолжает преподавание и научную деятельность. Примерно в это же время Августин предпринимает свой первый литературный философский опыт – пишет трактат «О прекрасном и соответственном», ныне утерянный. Очарование манихейством постепенно проходит, Августин начинает сознавать его несостоятельность. Следующим интеллектуальным увлечением Августина становится скептицизм Новой академии, а затем – неоплатонизм. 

http://pravoslavie.ru/6054.html

Таким образом, очень осторожно, практически незаметно, не афишируя своего новаторства, Евсевий совершает, по сути, гигантский переворот и закладывает основы нового мироощущения. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ВВ – Византийский временник ВДИ – Вестник древней истории ВИ – Вопросы истории ВЛ – Вопросы литературы ВФ – Вопросы философии ТПЗС – Труды по знаковым системам. Ученые записки Тартуского университета. BS – Byzantinoslavica. Praha, 1929 – Byz – Byzantion. Bruxelles, 1924 – BZ – Byzantinische Zeitschrift. Leipzig-Munchen-Stuttgart-Leipzig, 1892 – САН – Cambridge Ancient History CQ – Classical Quarterly. Oxford, 1907 – DOP – Dumbarton Oaks Papers. Cambridge Mass., Washington. 1941 – GRBS – Greek, Roman and Byzantine Studies. Cambridge Mass., 1958 – JThS – Journal of Theological Studies PG – Patrologie cursus completus Series Graeca. Ed. by J.-P. Migne. Paris, 1857 – StP – Studia Patristica (Papers of the International Conferences of Patristic Studies) БИБЛИОГРАФИЯ ИСТОЧНИКИ Основные: 0   Ευσεβου του Παμφλου Εκκλησιαστικς τορας βιβλα δκα//PG , t XX, col 1–906 – Eusebius The Ecclesiastical History With an english translation by К. Lake, J. E. L. Oulton, H. J. Lowlor Vol. 1–2 Cambridge (Mass), 1975 – Евсевий Памфил Церковная история Μ , 1993 1   Евсевий Памфил Сочинения В 2т Μ , 1848 2   Евсевий Памфил Жизнь блаженного императора Константина Издание 2-е М группа «Лабарум», 1998 С 1–214 3   Евсевия Памфила слово василевсу Константину по случаю тридцатилетия его царствования// Евсевий Памфил Жизнь блаженного императора Константина Μ, 1998 С 215–268 4   Eusebius Pamphili Praeparatio Evangelica ( Εσεβου του Παμφλου Προπαρασκευ Εαγγελικ)//PG T XXI, col 21–408 5   Eusebius Pamphili Demonstratio Evangelica ( Εσεβου το Παμφλου ελικης αποδεξεως βιβλα δκα)//PG T XXII, col 14–792 6   Χρονικο καννες κα πιτομ παντοδαπς στορας Ελλνων τε κα βαρβρων (Chromcorum libri duo)//PG T XIX, col 99 – 600 Дополнительные: 1   Августин Блаженный О граде Божьем//Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского Ч 3 Киев, 1906–1910

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

320 Немногочисленность таких «ведующих» ( ο εδτες ) объясняется тем, что результатом грехопадения явилось и ослабление познавательных сил души человека. Ср. с учением блж. Августина, согласно которому «падший человек сделался плотским по уму (fi erit mente carnalis); только плотское, чувственное и скоропреходящее вместо духовного, вечного и неизменного блага сделалось предметом его познаний. Он перестал быть обладателем «возвышеннейшей мудрости» (excellentissimae sapientiae), какая была свойственна ему в раю» (Писарев Л. Учение блж. Ав- густина, епископа Иппонийского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. С. 158). - 72. 321 В данном случае преп. Макарий употребляет глагол συμμγνυμι , обозначающий как бы химическое соединение, в котором составные элементы срастворяются друг с другом. В других своих творениях он использует также термин χρ & σις (более «мехаическая» смесь, в которой составные элементы в большей степени сохраняют свою качественную определенность). Но идея здесь одна и та же - пронизанность человеческого естества Святым Духом. См.: Поное И. Д. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского. Сергиев Посад, 1905. С. 20—21). 322 В другом своем сочинении преп. Макарий говорит: «Как помазывание пророков было наиболее почтенным из всех, ибо им они помазывались во царей, иереев и пророков, так и ныне помазываемые духовным помазанием становятся христами по благодати для того, чтобы стать им царями и пророками небесных таин (Makarios Symeon. Reden und Briefen. Bd. I. S. 178). 323 Данная фраза предполагает, скорее всего, что в этой «Беседе» мы имеем дело с проповедью на Рождество Христово. 324 Схожее по смыслу христологическое толкование Пс. 92, 1 приводится и у блж. Феодорита: «Пророческое слово изображает Христа как бы неким Царем, Который облекается в царское всеоружие, препоясуется поясом и вступает в борьбу с врагами; а потом показывает происшедшие от сего благие действия» (Творения блаженного Феодорита. Ч. III. М., 1856. С. 145).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2648...

Если ты скажешь, человек: еже хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю; если ты соуслаждаешься закону Божию по внутреннему человеку, но видишь ин закон во удех своих, противовоюющ закону ума твоего, и пленяют тебя законом греховным, сушим во удех твоих: то будь тверд в благой воле, и воскликни, что следует: окаянен аз человек! кто мя избавит от тела смерти сея? Благодать Божия, Иисус Христом Господем нашим ( Римл. 7:18, 22–25 ). Ибо Он Сам есть мир на земли, в человецех благоволение, прекращение той брани, в которой плоть похотствует на духа, дух же на плоть, да не еже хошете, творите ( Гал. 5:17 ). Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино ( Ефес. 2:14 ), да будет тверда благая воля против злых похотений, и утверждаясь да просит помощи благодати Божией чрез Иисуса Христа Господа нашего. Противовоюет ей закон плотских удов и уже пленяет ее? да просит помощи, не надеясь на свои силы, и, сознавая немощь, да сознается. что ей нужна помощь. Тот не оставит ее, Кто рек верующим в Него: аще пребудете во словеса Моем, воистину ученицы Мои будете: и уразумеете истину, и истина свободит вы ( Ин. 8:31, 32 ). Поможет истина и освободит от тела смерти сея. Для сего то Истина, рождество Которой ныне празднуем, от земли возсия ( Пс. 84:12 ), да будет мир на земли, в человецех благоволение. Господь один может даровать нам и еже хотети и еже сеяти о благоволении. Везде предваряет нас Его милосердие: им и призвал Он нас не хотящих, и подает силу к совершению того, чего хощем; скажем же Ему: кляхся. и поставих сохранили судьбы правды Твоея ( Пс. 113:106 ). Я поставил, и, как Ты повелел, обещал послушание, поскольку вижду ин закон противовоюющ закону ма моего и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих, то смирихся до зела: Господи, живи мя по словеси Твоему ( Пс. 118:107 ). Се еже хотети прилежит ми: вольная убо уст моих благоволи, Господи; да будет мир на земли, в человецех благоволение. Скажем это, или и более, что внушит нам благочестие, напитанное Священным Писанием, да не тщетно празднуем день Господа рожденного от Девы, но, начав благою волею, совершимся совершенною любовью, которая и изливается в сердца наши, не от нас самих, а Духом Святым, данным нам. Аминь 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   Немногочисленность таких «ведующих» (ο εδτες) объясняется тем, что результатом грехопадения явилось и ослабление познавательных сил души человека. Ср. с учением блж. Августина, согласно которому «падший человек сделался плотским по уму (fi erit mente carnalis); только плотское, чувственное и скоропреходящее вместо духовного, вечного и неизменного блага сделалось предметом его познаний. Он перестал быть обладателем «возвышеннейшей мудрости» (excellentissimae sapientiae), какая была свойственна ему в раю» (Писарев Л. Учение блж. Ав- густина, епископа Иппонийского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. С. 158). - 72.    В данном случае преп. Макарий употребляет глагол συμμγνυμι, обозначающий как бы химическое соединение, в котором составные элементы срастворяются друг с другом. В других своих творениях он использует также термин χρ&σις (более «мехаическая» смесь, в которой составные элементы в большей степени сохраняют свою качественную определенность). Но идея здесь одна и та же - пронизанность человеческого естества Святым Духом. См.: Поное И. Д. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского. Сергиев Посад, 1905. С. 20—21).    В другом своем сочинении преп. Макарий говорит: «Как помазывание пророков было наиболее почтенным из всех, ибо им они помазывались во царей, иереев и пророков, так и ныне помазываемые духовным помазанием становятся христами по благодати для того, чтобы стать им царями и пророками небесных таин (MakariosSymeon. Reden und Briefen. Bd. I. S. 178).    Данная фраза предполагает, скорее всего, что в этой «Беседе» мы имеем дело с проповедью на Рождество Христово.    Схожее по смыслу христологическое толкование Пс. 92, 1 приводится и у блж. Феодорита: «Пророческое слово изображает Христа как бы неким Царем, Который облекается в царское всеоружие, препоясуется поясом и вступает в борьбу с врагами; а потом показывает происшедшие от сего благие действия» (Творения блаженного Феодорита. Ч. III. М., 1856. С. 145).    Сходная мысль встречается и в «Послании Варнавы», где говорится, что Господь «обновил нас отпущением грехов, соделал нас иным образом (αλλον τπον) так, чтобы иметь нам младенческую душу, поскольку Он вновь воссоздал нас» (Epitre de Barnabe/Ed. par P. Prigent//Sources chretiennes. 172. Paris, 1971. P. 122). Тема прихода Христа к душе, возвращения ее в исходное состояние и обновления ее, понимаемых как «новое творение» и «новое рождение», постоянно встречается и в других сочинениях преп. Макария. См.Е. A. Bild von Neuen Menschen. Ein Beitrag zum Verstandnis des Corpus Macarianum. Salzburg; Munchen, 1968. S. 64—67.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но ныне побеседуем о тех, которых вера привела ко Христу из отдаленных стран. Волхвы, пришедши, ищут Его, говоря: где есть рождейся Царь Иудейский? видехом бо звезду Его на востоце, и приидохом поклонитеся Ему ( Матф. 2:2 ). Благовествуют и спрашивают, – веруют и ищут; и таким образом представляют собою тех, которые ходят в вере и ищут видения. Ужели прежде не рождались по Иудее другие цари? Что значит, что Царя, познанного от чужестранцев на небе, ищут на земле? – то, что Он сияет в высоте и скрывается в уничижении. Волхвы, увидев на востоке звезду, узнали, что во Иудее родился Царь. Кто – этот Царь и столь великий и столь малый. Который еще не может говорить на земле и дает законы за небе?... Как нам Он благоволил открыться чрез писание, так Ему угодно было, чтобы и волхвы, которым Он дал явный знак и которых сердцу Он открыл свое рождение во Иудее, поверили Его пророкам. Ибо, спрашивая во Иерусалиме, где Тот, – которого они желали видеть и поклониться, по необходимости должны было явиться к князьям Иудейским, дабы они дали на это ответ из Писания, которое имели на устах, а не в сердце, – они неверующие – верующим по благодати, они, лжецы, говорившие истину вопреки самим себе. Как легко было Иудеям, когда волхвы искали Христа, сопутствовать им! Как легко, услышав, что они видели Его звезду и пришли поклониться Ему, и самим идти в Вифлеем, который они указали из свв. книг, и с ними вместе видеть, познать и поклониться! Но, указав другим источник жизни, сами восхотели умереть от жажды! Они подобны верстам, которые сообщают ведение путникам, но сами остаются без разума и движения. Волхвы спрашивали, чтобы обрести, Ирод – чтобы погубить. Иудеи знали имя того города, в котором должен родиться Мессия, а не знали времени Его пришествия. Идя среди благочестивой любви, волхвов и страшной боязни Ирода, они потеряли путь, который показали волхвам, и когда родился Христос, не захотели видеть Его; увидев после, отверглись Его, – а когда проповедовал, умертвили. Как не предпочесть неведения детей, умерщвленных устрашенным Иродом, знанию тех, которых он в смятении призывал на совет! Те страдали за Христа, еще не зная Его; а сии не последовали истинному учению Того, Которого самое месторождение было им известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Оно для него – небесное откровение Истины, Радостная Весть роду человеческому. «Христианство, – говорит он, – не одна из религий и не одна из философий, но совершенно особый, оригинальный и совершенный организм божественной живой истины, светоносный и спасоносный» 616 . Своим всеохватывающим взглядом на мир и пониманием Откровения как «божественной живой истины» владыка Николай освобождает экзегезу от оков, которые набросил на нее рационализм нового века и сухой безжизненный схоластицизм, и открывает прямые и надежные пути, которые ведут и вводят в вечную и спасоносную истину Откровения Божиего. Через него и его экзегетическую позицию вновь начинает струиться в нас и вдохновлять нашу мысль и культуру святосаввское духовное предание и наследие, а это означает – православный библейский этос и животворное Предание Единой, Святой, Соборной и Кафолической Церкви. Цитированная литература 617 Августин. О Граде Божием. – Блаженный Августин . О Граде Божием. Т. 1–4. М., 1994 (репринт изд.: Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского. Ч. 3–6. Изд. 2. Киев, 1906–1910). Августин. Творения. – Блаженный Августин . Творения. М., 1997 (Б-ка отцов и учителей Церкви; 5) (репринт с дополн. изд.: Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского. Ч. 7. Изд. 2. Киев, 1912). Акентьев. «Слово о законе и благодати». – Акентьев К. К. «Слово о законе и благодати» Илариона Киевского : Древнейшая версия по списку ГИМ Син. 591//Византинороссика: Труды Санкт-Петербургского Общества византино-славянских исследований. Т. 3. Литургия, архитектура и искусство византийского мира » Под ред. К. К. Акентьева. СПб., 2005. С. 116–151. Антик. Низ страниците jyжhocлobehckume кньижевности. – Антик Вера, др. Низ страниците jyжhocлobehckume кньижевности. Скоще, 1977. Антоний (Храповицкий). Новый опыт. – Антоний (Храповицкий), митр. Новый опыт учения о богопознании и другие статьи. СПб., 2002. Арелатские проповедники. – Арелатские проповедники V-VI вв.: Сборник исследований и переводов. М., 2004. Amahacuje Jebmuч.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010