Поэтому, даже в случаях массовых арестов и казней, число мучеников и исповедников вовсе не будет равно числу расстрелянных, умерших в лагерях и ссылках. Более того, это число может и увеличиться относительно числа преподобных, но относительно христиан, оно все равно останется малым стадом. Массовое гонение на Русскую Православную Церковь в XX веке было всего лишь массовой раздачей множества личных билетов и премий для спасительного входа в рай, но это еще не означало добраться до него; для этого требовалось множество условий, и прежде всего главное - согласие с этим билетом самого человека, понимание его значимости, что он, этот билет и есть та самая евангельская жемчужина, которую человек не искал, но ему вручил ее Сам Господь. Область психологии - это область относительного, временного и в конце концов исчезающего, а область агиологии - это область абсолютных и не меняющихся представлений. Допустим, некий исповедник, почти всю жизнь во время гонений на Православную Церковь стойко державшийся за веру Христову и старавшийся жить в согласии с волей Божией, вдруг на семнадцатом году своих страданий усомнился в них, стал постепенно связываться помыслом выйти на волю, прекратить страдания и начинает писать властям и доказывать свою невиновность и давать обязательства властям. Он начинает не там искать выход, в области не Божией, а в области мира сего. Если рассматривать поступок исповедника в области агиологии, а исповедник усомнился в богоданности своих страданий, это будет означать, что человек Промыслом Божиим ставший исповедником, перестал ходить в присутствии Божием, утратил попечение о своем спасении и о своей вечной жизни и стал печься о земном. Ибо, если Промысл Божий определил тебе быть в тюрьме, а ты арестован как священник, то есть тем самым уже стал исповедником, а еще и обвинен во мнимом преступлении, с которым ты не согласился, потому что такое согласие было бы формой лжесвидетельства, но в то же время ты блаженно рад, что можешь страдать напрасно или смыть страданиями и кровью свои грехи, если же ты при этом силишься изменить пути внешних обстоятельств, то ты, в сущности, оспариваешь Промысл Божий, затеваешь спор с Богом о своей судьбе, заявляешь, что Господь должен вести тебя иным путем, не столь страдательным. Вообще, если исповедник начинает размышлять о справедливости и несправедливости, понятия которой ограничиваются кругом земной жизни, то дела его плохи, он будет обязательно делать ошибки на своем христианском пути. Исповедник, чья жизнь находится в области агиологии, думает не о том, как и каким путем обрести свободу, а как умереть в Господе и с Господом. Для него нет границ жизни с Господом. Господь не отделен от него ни колючей проволокой, ни тюремной стеной, ни самой смертью. Исповедник не рвется на волю во что бы то ни стало, он давно смирился со своей «бесславной», с точки зрения внешнего погибающего мира, кончиной в тюрьме, но очень славной кончиной в Господе.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/42...

(12). Ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей. Сыны народа плотского, говорит Псалмопевец, процветают; а сыны народа духовного унижены. И это те, которые говорят: аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется (2 Кор. 4, 16). Дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма. Приукрашены земным убранством, потому и стали не храмом Божиим, как святые души уверовавших, но подобием храма. Показывали вид, что упражняются в житии по Закону; но имели в себе не Слово, а лукавого духа. (13). Хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие. Собирали они богатство не небесное, но земное. Овцы их многоплодны, множащияся во исходищах своих. Скоты их тучны и многоприплодны. (14). Несть падения оплоту, ниже прохода. Наслаждались они великим благоденствием, но оно не продолжится у них до конца. Ибо это показал и в Другом псалме, сказав: низложил еси я, внегда разгордешася (Пс. 72, 18). (15). Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их. Кто судит неправо и столько важным представляет себе плотское, тот почитает блаженным наслаждаться этим много. Но блаженно не этим наслаждаться, а призывать Господа Бога своего.   144 Хвала Давиду. (1). Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой. Возносить на высоту не потому, что не был на высоте, но чтобы другим показать, что Он на высоте. Таково сказанное: Отче, прослави имя Твое на земле (Ин. 12, 28). Ибо просит не о том, чтобы даровал славу, какой не имел, но чтобы показал ту славу, какую имел, что и выражает сказанным: прослави Мя славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (Ин. 17, 5). (2). На всяк день благословлю Тя. У евреев настоящий стих начинается буквою бет. Учить же, что ни одного дня не должно оставлять без песнопений. А потому, всею душою и мыслью надлежит возносить и благословлять Бога, прославлять же имя Его именами и речениями употребительными у смертных. (4). Родь и род восхвалять дела Твоя. Разумеет Церковь, собранную из обоих народов, из обрезанных и из язычников. Имеет же в виду те дела Его, какие сотворил в пришествие Свое, и в разных выражениях песнословит, одно и тоже называя и силою, и велелепием, и славою, и святынею, и чудесами, и опять силою, и величием, и благостью, и правдою, и щедротами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

По преставлении святой Ольги сбылось ее пророчество о злой кончине сына и о добром просвещении земли русской. Сын ее Святослав (как сообщает об этом летописец) был убит, по истечении немногих лет, в битве князем печенежским Курей [ 18 ]. Куря отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковав ее золотом и написав следующее: «Ищущий чужого, губит свое». Во время пира с вельможами своими князь печенежский пил из этой чаши. Так великого князя Святослава Игоревича, храброго и доселе непобедимого в битвах, по предречению матери постигла злая кончина за то, что он не слушал ее. Исполнилось пророчество блаженно Ольги и о земле Русской. Спустя двадцать лет по ее кончине, внук ее Владимир принял святое крещение и просветил святою верою землю русскую [ 19 ]. Создав каменную церковь во имя Пресвятой Богородицы (называемую десятинною, потому что на содержание ее Владимир давал десятую часть от своих имений) и посоветовавшись с Леонтием, митрополитом Киевским, святой Владимир изъял из земли честные мощи бабки своей нерушимы, нетленны и исполнены благоухания; он с великою честью перенес их в помянутую церковь Пресвятой Богородицы и не под спудом, но открыто положил их ради притекающих к ней с верою и получающих исполнение своих молитв: многие исцеления различных недугов подавались от честных мощей [ 20 ]. Не должно предавать умолчанию и следующее: над гробницей блаженной Ольги в церковной стене было оконце; и если кто с твердою верою приходил к честным мощам, оконце само собою открывалось, и стоящий наружи ясно видел чрез оконце лежавшие внутри честные чудотворные мощи, причем особенно достойные видели и исходящее от них некое чудесное сияние; и из имеющих веру кто бы ни был одержим каким-либо недугом, тотчас получал исцеление. Приходившему же с маловерием оконце не открывалось, и он не мог видеть честных мощей, даже если бы вошел в самую церковь: он видел только гроб и не мог получить исцеления. Верующие же получали всё на пользу тела и души по молитвам святой Ольги, нареченной во святом крещении Еленою, и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Таким образом из вышеизложенного можно заключить, что для прп. Феодора, события Воскресения Христова неразрывно связанны с крестными страданиями Спасителя и есть явление любви Бога к человеку. При этом Пасха – торжество, происходящее как во времени, так и вне его: это и, собственно, воскресение Иисуса («в этот день Господь наш Иисус Христос совосставил нас»), и воспоминание Пасхи по церковному календарю («эта Пасха бывает в течение одного дня и проходит»), и непрерывная Пасха евхаристии («где блаженно брашно Христа»), это и Пасха аскезы, совершаемая ежедневно подвижником. Однако у всех этих торжеств есть единое спасительное значение – приобщение Богу. И это есть торжество вечное, великий дар Творца. Так, по слову прп. Феодора: «...Пасха – первый и величайший дар Божественного домостроительства…» 379 . То есть Воскресение Христово – главный акт любви Бога к человеку в деле спасения мира. 2.1.5. Вознесение как завершение спасительного дела Богочеловека Воскресение Христово – величайший дар Божественного домостроительства и его сосредоточие, завершением же дела спасения человека, по слову прп. Феодора, было вознесение Спасителя. Так, Студийский игумен, поясняя смысл праздника, говорит братии: «Ныне Вознесение, и этот праздник есть завершение Домостроительства Господа нашего Иисуса Христа. Ибо совершив все, Он, по воле Отчей, вознесеся во славе ( 1Тим.3:16 ) и нас воскреси и спосади на небесных ( Еф.2:6 ) чрез Свою святую плоть… Помышляя об этом… почтим величие дара и будем жительствовать достойно Главы нашей, как члены Христовы, как сотелесники (σσσωμοι) и соучастники (συμμτοχοι) и сонаследники (συγκληρονμοι) Его...» 380 . Здесь преподобный отмечает, что завершением домостроительства стало возвышение естества человека до соучастия в Божественной Славе. При этом из слов Студийского игумена можно понять, каким образом это происходит – через участие человека в Теле Христовом. В этом просматривается евхаристический смысл Вознесения Христова. Отсюда неудивительно, что возвышение человеческой природы прп. Феодор называет таинством: «…вознесение Спасителя нашего Иисуса Христа – для нас праздник из праздников и таинство великое и преестественное; ибо естество наше возвышается за пределы неба.Итак видите, на какую высоту славы подъято человеческое естество? Не от земли ли на небо? Не от тления ли к нетлению…Мы же...однако не только примирены с Богом и Отцем чрез Господа нашего Иисуса Христа, но и возвысились до сыновства (υτητα).). И теперь естество наше на небесах, от всякой видимой и невидимой твари покланяемое» 381 . Из этих слов видно, что главным следствием таинства Вознесения Христова является усыновление человека Богу, состояние обожения («естество наше…от всякой видимой и невидимой твари покланяемое»).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Следует отметить, что ранее в составе Московского Патриархата уже существовал Экзархат Западной Европы, так что создание Митрополичьего округа было бы в какой-то мере возвращением к прежней практике. Особо хотели бы обратить внимание Вашего Святейшества на то, что в данном случае речь не идет о создании автономной церкви, что, на Наш взгляд, невозможно без предварительного согласования со Святейшими Поместными Православными Церквами, а только о возвращении в лоно Русской Православной Церкви отколовшихся от нее частей. Нисколько не сомневаемся, что Ваше Святейшество благосклонно отнесется к такой возможности, ибо именно ее имели в виду Ваши блаженно почившие предшественники на Константинопольском Патриаршем Престоле: Святейший Патриарх Фотий, когда в 1931 году выражал свое мнение, что временное подчинение Константинопольскому престолу Русского экзархата в Западной Европе сохранится лишь «до тех пор, пока, Богу содействующу, будет восстановлено единство и единый образ Святой братской Русской Церкви», и Святейший Патриарх Афинагор, когда в 1965 году благословил Экзархату русских приходов в Западной Европе вернуться в лоно Русской Православной Церкви. Сообщая Вам о Наших шагах по устроению церковной жизни русских приходов в Западной Европе, выражаем готовность в духе братской откровенности обсудить со Святейшей Константинопольской Церковью вопрос о будущем обустройстве православной диаспоры как в этом регионе, так и в других частях мира с тем, чтобы дальнейшие действия наших Церквей в этом направлении были в максимальной степени согласованными и эффективными. За сим, желая Вашему Святейшеству всеукрепляющей помощи Божией в вашем высоком Патриаршем служении, остаемся с неизменной братской о Христе любовью. 27 марта 2003 Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей направил на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия послание протокола 174), в котором вновь коснулся вопроса о статусе православной диаспоры. В письме, в частности, в адрес Русской Православной Церкви выдвигаются обвинения в том, что ее действия якобы не соответствуют решениям Межправославной подготовительной комиссии, заседавшей в 1990 и 1993 гг. и обсуждавшей план урегулирования вопроса о каноническом статусе диаспоры.

http://mospat.ru/archive/86401-13-02-200...

Память о блаженном не прервалась в советское время. В 1959 году Кочетовка упоминается в отчете уполномоченного по делам Русской Православной Церкви С.С. Попова как одно из мест паломничества в Пензенской области — богомольцы со всей Пензенской земли, а также из Нижегородской области и Мордовии, посещали могилу Ивана Поташева у полуразрушенного храма и названный его именем «Иванушкин» родник. За последние годы почитание Ивана Поташева существенно расширилось: его почитают верующие Мордовии, Нижегородской, Саратовской, Тамбовской. Ульяновской областей, о чем есть документальные свидетельства. Богомольцы по молитвам к блаженно почившему Ивану Ивановичу Поташеву получают помощь и утешение в жизненных испытаниях, в болезнях. В день его кончины совершаются торжественные поминальные богослужения. существенно расширилось. С 2014 года ежегодно в день его памяти, 12/25 июня, богослужение в Кочетовке совершается соборно главой Пензенской митрополии, епархиальными архиереями и духовенством митрополии при большом стечении народа. ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 55 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о порядке применения норм, предусмотренных «Положением о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц, не обладающих образовательным цензом». Справка: Освященный Архиерейский Собор 2011 года определил: «хиротонии в диаконский сан впредь совершать над лицами, окончившими как минимум духовное училище или два курса семинарии»; «хиротонии в священнический сан впредь совершать над лицами, имеющими как минимум полное семинарское образование либо окончившими богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета или иного высшего учебного заведения Русской Православной Церкви»; «студенты очного сектора семинарий могут быть рукоположены в священнический сан во время обучения в духовных школах, но не раньше окончания трех курсов». При этом «возможные исключения из данных правил могут рассматриваться в Учебном комитете, с включением этих сведений в годовой отчет Учебного комитета, направляемый Патриарху» (пункт 20 определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»).

http://mospat.ru/ru/news/47311/

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Обращает внимание связь между любовью и радостью и выражение, что радость Христова пребывает в людях, подобно тому, как пребывает в них и любовь Божия. Приобщаясь жизни Божией, мы приобщаемся и любви Его и радости… Ап. Павел пишет о радости Св. Духа (I Фес., 1, 6) или во Св. Духе (Рим., XIV, 17)… Иносказательно о радости Божией говорится во многих притчах. Так радуется пастух, нашедший пропавшую овцу, или отец возвращению блудного сына. Но пастух и отец изображают Самого Бога. Среди отцов более полное учение о блаженстве Божием мы находим у бл. Августина и Дионисия Ареопагита. Вообще говоря, для Нового Завета и патристики одинаково характерно сближение блаженной жизни, вечной жизни и Божественной жизни: блаженство в вечном, «нетленном» и всецелом бытии, т. е. бытии Божием. Благо и блаженство нераздельны, но вечное, всесовершенное Благо и есть Бог… Бл. Августин так и говорит, что высшее Благо есть блаженство, и от Него все блага. Не вечное не может быть благом уже по одному тому, что оно должно погибнуть ). Бог блажен, потому что вечен. Блаженство в мудрости и истине. Мудрость есть мера полноты, т. е. полноты бытия в абсолютной внутренней гармонии. Мудрость есть то же, что Истина. Далее бл. Августин связывает идею меры с Богом Отцом, ибо Им как бы измеряется все сущее и Сама Истина. Поэтому Истина происходит от Меры: от Бога Отца, как абсолютной Меры, происходит Сын Божий, Истина. Бог есть Солнце Истины: «Солнце открывается нам, как Бог, — совершенное Существо, неумаленное никаким несовершенством». Совершенное благочестие вводит нас в познание Истины, но благочестие от Св. Духа — Духа Святости. Отсюда блаженство в Боге Троице, Которая есть Мера, Истина и Святость. Дионисий Ареопагит много раз называет Бога «блаженным Богоначалием» или тремя Лицами Божественного Блаженства. От Бога одновременно происходит и наше обожение и наше блаженство, потому что в приобщении к бытию Божию и состоит Блаженство. «Божественное Блаженство сообщает крещаемо–му часть Самого Себя; Оно напечатлевает на нем как бы печать Своего света, делая его человеком Божиим, принимая его в общение заслуживших обожение и составляющих общество святых»… Божественное бытие по–существу благо и блаженно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

— Да что вы… Но когда Алексей Иванович пришёл, пахло от него не елеем. Впрочем, оба наших собрата уже лежали в постельках, сдавшись сну без сопротивления и сожаления, словно остатки бойцов, отведённых на переформирование в тыл. Серёга блаженно улыбался во сне, отец Борис недовольно поднял голову в сторону вошедшего Алексея Ивановича, но глаз так и не открыл, что-то глухо гукнул и так же слепо повалился обратно. Я стоял возле столика, перебирая с десяток книг самого разного калибра — тут был и Иоанн Златоустый, и Игнатий Брянчанинов, и современные отцы. В основном — о покаянии, исповеди и причащении, видимо, специально для паломников. — Что, твоей-то нету? — ехидно поинтересовался Алексей Иванович. Я аж краской залился, вдруг поняв, что, именно в тайне надеясь увидеть свою книжечку среди Брянчанинова и Златоустого, перебираю стопку. И как я полез сегодня: вам передали мою книгу, вы меня за это иконой наградили… Тьфу. — Нету, — согласился я. — Нас же как определили? Сочинители. Наши книжки поди ждут нас в одном местечке для поддержания огня. — У тебя — больше. И тут я тоже вынужден был согласиться и вздохнуть. — Ладно, давай читать. — Может, в церковь пойдём? Но церковь, к удивлению нашему, оказалась закрыта. Вернулись в комнату. — Здесь будем читать, — указал я на столик с книгами как на алтарь. — А не разбудим? — Алексей Иванович кивнул в сторону тех, чей дух был покоен и мирен, и сам подивился вопросу. Мы стали читать. Сначала сдерживали себя, старались говорить потише и глуше, но как-то само собой разошлись, стало всё равно, тише или громче, медленнее или быстрее, главное — шло и сердце отзывалось. Когда после канонов заканчивали вечернее правило и переходили к последованию, открылась дверь и вошёл отец Николай. Потрогал руками воздух. — Согрелось. Вот я вам принёс, прочитаете после, — и ушёл, оставив на столике сложенный вдвое лист. Это был ксерокс исповеди. И, судя по всему, составлена она была самим отцом Николаем. Мы — от, любопытные, — сразу читать начали, но остановились: всё должно идти по чину — сначала последование.

http://isihazm.ru/?id=2079

Многого я не знаю о моей подруге, всегда улыбчивой и, казалось, безмятежной. Твёрдо знаю одно – своей веры она никому не навязывала, но лишь молилась за ближних и жила в беспрекословном послушании своему старцу схиигумену Илию. Мне тоже очень хотелось научиться жить в послушании. Хотелось, а не получалось. И Господь послал мне в помощь подругу. То, что послушание – бесов ослушание, я знала не хуже подруги. Но «буквоедское» понимание послушания вызывало во мне протест, а подруга была «буквоедкой». Вот конкретный пример. Приехала подруженька ко мне погостить, а я уже купила дом возле Оптиной пустыни. У подруги был обратный билет на самолёт, а поскольку мне тоже надо было съездить в Москву, то решили мы ехать вместе. Я узнала расписание автобусов на Москву, а подруженька, признающая одно расписание – «как батюшка благословит», пошла в монастырь за благословением к старцу. Возвращается и говорит от порога: – Ну всё, поехали. Батюшка благословил и сказал: «Сразу же бери вещи и уезжайте». Интересуюсь: а на чём мы поедем? Ближайший рейс на Москву только в полдень, а сейчас, кстати, утро и на улице дождь. Но подруга моя – дитя послушания: для неё сразу – значит сразу. Подхватила наши вещи и спешит на остановку. Я за ней – пререкаемся, не замечая, как рядом с нами притормозил «Мерседес». – Пойми, – говорю, – автобуса на Москву полдня ещё не будет! А тут хозяин «Мерседеса» окликает нас: – Вам в Москву? Садитесь. Юркнули мы в тёплое нутро «Мерседеса», блаженно отогреваясь после стылого дождя со снегом. А хорошо всё-таки ездить по благословению старца – тут и «Мерседес» тебе подают. Однако сколько же стоит такое удовольствие? Таксу до Калуги знаю, а до Москвы? Денег же у меня было в обрез. Но, когда в Москве мы достали кошельки, водитель даже обиделся: – Да вы что? Не возьму. Я во славу Христа. Вот она, радость благословенного послушания, когда всё ладится и все славят Христа. Благословение старца ехать сразу же имело для моей подруги особое значение – на следующее утро у неё был билет на самолёт, а старец велел непременно съездить в Троице-Сергиеву лавру и разузнать об условиях поступления на регентское отделение семинарии. Рейсовый автобус прибывал в Москву уже вечером, в семинарию было бы не попасть. А так она успела съездить, всё разузнать и запастись необходимой литературой для своей дочери Елены, заканчивавшей школу в этом году.

http://pravoslavie.ru/36713.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010