Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин родился в 1807 г. в Путятине Рязанской губернии, где отец его был священником. Окончил Рязанскую семинарию и Московскую Академию со степенью магистра. Назначен преподавателем словесности в Ярославскую семинарию, где принял сан священника. В 1845 г. перемещен в Рыбнинский собор протоиереем.    После него осталось более 300 кратких поучений. Они выдержали 25 изданий. Проповеди эти весьма кратки, а язык самый простой, разговорный. Это как бы уроки и наставления отца к детям, согретые теплым чувством и прямо приспособленные к положению слушателей, чем они особенно нравились.    Иоанн, епископ Смоленский (Владимир Соколов), родился в 1818 году, окончил Московскую Академию, принял монашество, был профессором С.-Петербургской Академии, викарием Петербургской епархии и скончался в 1869 г. в сане епископа Смоленского.    После него остались проповеди публицистического характера, в которых он обличает заблуждения современного общества, а также беседы, обращенные к простому народу, представляющие собою искренние наставления отца-христианина своим детям, простые и безыскусственные, полные искренней любви, а потому весьма трогательные. Изданы в виде сборника: «Беседы, поучения и речи».    Макарий, митрополит Московский (Михаил Булгаков), родился в 1816 году. Знаменитый русский богослов и церковный историк, он окончил Курскую семинарию и Киевскую Академию, на последнем курсе которой принял монашество и был назначен профессором русской церковной и гражданской истории. В 1842 г. был перемещен в С.-Петербургскую Академию и был ее инспектором и ректором; в 1857 г. назначен еписко-пом в Тамбов, потом в Харьков, затем в Литву, а в 1879 г. возведен в Московского митрополита. Скончался в 1882году.    Кроме многочисленных и монументальных сочинений по догматическому и основному богословию, истории Русской Церкви и русского раскола оставил около 200 проповедей. По содержанию проповеди эти можно разделить на два разряда: в первых по времени преобладает теоретическое направление с изложением отвлеченных истин веры и нравственности, с 50-х годов проповеди его получают жизненное содержание. Макарий строго различает евангельские заповеди, обязательные для каждого христианина, от евангельских советов, доступных и обязательных для ищущих высшего совершенства. Изложение живое и прекрасно обработанное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

На ли–берте лежали по отношению к патрону некоторые нравственные и юридические обязанности. В случае недолжного поведения со стороны libertus " a к своему патрону последний мог удалить его из Рима за сотый камень — стоило только сказать об этом префекту. Все подобные мероприятия с успехом применяли потому, что власть находилась в руках префекта.  Таким образом, в римском управлении было оригинальное понятие о «сотом камне». Фигура сотого камня не может быть начерчена в виде правильной геометрической фигуры: нельзя, например, отмерить этот сотый камень, установив ножку циркуля в Риме, а другой очертив круг, радиус которого равнялся бы ста камням. На самом деле сотый камень считался только по дорогам, которые вели в Рим или шли из Рима. Это была весьма условная фигура. Только в настоящее время с достаточной математической и географической точностью выяснено (Pertsch), где на различных дорогах лежал этот сотый камень. Римская миля равняется нашим 693 саженям. Ultra centesimum lapidem лежали, например, Perusia (ныне Perugia — город, архиепископскую кафедру которого занимал Лев XIII до избрания в папы), Capua — метрополия Кампании. Площадь intra centesimum lapidem равна всего 27800 кв. километрам.  Спрашивается, ecclesiae suburbicariae лежали ли в 10 provin–ciae suburbicariae, или же в regiones suburbicariae intra centesimum lapidem? В пользу второй альтернативы говорит уже то, что римский епископ здесь ставится в аналогию с высшим гражданским сановником (vir illustris praefectus praetorio Romae), а не со средним (как vicarius). Затем, слишком мало вероятности в том, чтобы в Сицилии и южной Италии не привилось митрополи–танское устройство. Ведь оно являлось выражением епископского самоуправления и, например, в близкой к Риму Африке получило в известном виде широкое применение. Таким образом, естественно предположить, что особые отношения римского епископа к «церквам подгородным» практиковалось intra centesimum lapidem, а не в 10 provinciae suburbicariae.  Римский иерарх был епископом для города Рима, митрополитом по отношению к ecclesiae suburbicariae. В этих границах его юрисдикция была вне всякого спора. В настоящий период папы стремятся подчинить ей всю западную церковь, т. е. развить ее в той территории, границами которой на севере были еписко–пии германские, на юге — церкви Африки, на западе — Галлия и Испания, и на востоке — границы префектуры иллирийской. Таким образом, западная церковь настоящего периода начиналась весьма недалеко от Константинополя: нынешние города Никополь и Филиппополь принадлежали востоку, но Сердика (ок. нынешней Софии), Фессалоника, в каких–нибудь 400 верстах от стен Константинополя, со всей Грецией, причислены были уже к западу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Итак, поелику на рушил он древнее благочиние, презрел и вас, от которых ждал я свидетельства, и сделал дело, не знаю, благоугодное ли Богу, то посему, огорчившись на них, не дал я ни одного письма ни к кому из армян, ни к твоему благоговению. Но не принял я в общение и Фавста, ясно засвидетельствовав, что если не принесет ваших писем, то и сам во все время буду его чуждаться, и единодушных со мною расположу к тому, чтобы вели себя с ним таким же образом. Поэтому, если сделанное может быть поправлено, то постарайся и сам прислать свидетельство о нем, как скоро увидишь добрую жизнь сего мужа, и другим посоветовать то же. А если дело неисправимо, то извести меня и об этом, чтобы уже вовсе не обращать на них внимания, хотя бы, как и дали заметить, решено уже было ими перейти в общение с Анфимом, презрев меня и эту Церковь, потому что устарели мы для дружбы. 122 (127). К Евсевию, епископу Самосатскому (Извещает, что среди беспокойств, встреченных в Никополе, ободрен был прибытием туда епископа Иовина, и просит поблагодарить его, что потру дился помочь св. Василию, и поддержать строгость церковных правил. (Писано в 373 г.)) Человеколюбец Бог, Который со скорбями соединяет и со размерные им утешения и ободряет смиренных, чтобы, сами того не примечая, не поглощены они были излишней печалию, подал мне и утешение, которое равняется беспокойствам, постигшим меня в Никополе, ибо вовремя привел туда боголюбивейшего еписко па Иовина, который сам расскажет, как благовременно явился ко мне. Ибо сам я умолчу об этом, остерегаясь продолжительности письма и не желая подать мысль, что тех, которые, переменив шись, стали мне любезными, выставляю как бы на позор напоминанием их поступка. Но да благословит Святый Бог привести тебя в наши страны, чтобы мог я обнять священнолепие и рассказать тебе обо всем в подробности, потому что на самом деле огорчительное доставляет обыкновенно какое–то удовольствие в рассказе об этом. А боголюбивейшего епископа, который совершенно выполнил требования любви его ко мне, с особенным же тщанием и мужеством потрудился о строгом соблюдении правил, похвали за сие и возблагодари Господа, что питомцы твои везде обнаруживают черты твоей степенности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Итак, поелику на рушил он древнее благочиние, презрел и вас, от которых ждал я свидетельства, и сделал дело, не знаю, благоугодное ли Богу, то посему, огорчившись на них, не дал я ни одного письма ни к кому из армян, ни к твоему благоговению. Но не принял я в общение и Фавста, ясно засвидетельствовав, что если не принесет ваших писем, то и сам во все время буду его чуждаться, и единодушных со мною расположу к тому, чтобы вели себя с ним таким же образом. Поэтому, если сделанное может быть поправлено, то постарайся и сам прислать свидетельство о нем, как скоро увидишь добрую жизнь сего мужа, и другим посоветовать то же. А если дело неисправимо, то извести меня и об этом, чтобы уже вовсе не обращать на них внимания, хотя бы, как и дали заметить, решено уже было ими перейти в общение с Анфимом, презрев меня и эту Церковь, потому что устарели мы для дружбы. 122 (127). К Евсевию, епископу Самосатскому Человеколюбец Бог, Который со скорбями соединяет и со размерные им утешения и ободряет смиренных, чтобы, сами того не примечая, не поглощены они были излишней печалию, подал мне и утешение, которое равняется беспокойствам, постигшим меня в Никополе, ибо вовремя привел туда боголюбивейшего еписко па Иовина, который сам расскажет, как благовременно явился ко мне. Ибо сам я умолчу об этом, остерегаясь продолжительности письма и не желая подать мысль, что тех, которые, переменив шись, стали мне любезными, выставляю как бы на позор напоминанием их поступка. Но да благословит Святый Бог привести тебя в наши страны, чтобы мог я обнять священнолепие и рассказать тебе обо всем в подробности, потому что на самом деле огорчительное доставляет обыкновенно какое–то удовольствие в рассказе об этом. А боголюбивейшего епископа, который совершенно выполнил требования любви его ко мне, с особенным же тщанием и мужеством потрудился о строгом соблюдении правил, похвали за сие и возблагодари Господа, что питомцы твои везде обнаруживают черты твоей степенности. 124 (129). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому Знал я, что твоему совершенству странно будет слышать об винение, вышедшее ныне от Аполлинария, который не затруднится все сказать.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава четвертая. Политическая позиция и деятельность Церкви В условиях средневековья христианская церковь никогда не ограничивалась, и не могла ограничиваться, только конфессиональной деятельностью. Ее выполнение предполагало ряд других важных функций, таких, как церковно-административная, экономическая, юридическая, культурная, прежде всего связанная с письменностью, литературой, передачей традиций и переводами с одного языка на другой, и не в последнюю очередь политическая. Поэтому вопрос о том, какую политическую роль играла древнерусская церковь в первые столетия своего существования, представляет интерес для изучения как истории Древней Руси, так и эволюции места церкви в истории России вообще. Этот вопрос имеет две стороны: каковой была роль и позиция церкви внутри страны, во взаимоотношениях митрополии, еписко-пий, монастырей с княжеской властью, с городами, и какова ее внешнеполитическая позиция, главным образом проявлявшаяся во взаимоотношениях Киевской митрополии с Константинополем и в деятельности киевских митрополитов — греков и русских. Католическая церковь из-за рубежа стремилась основать на Руси свою епархию, но дело не выходило за пределы посылки миссионеров, существования церквей в колониях иностранных купцов в Киеве, Смоленске, Новгороде и деятельности Ордена доминиканцев в Киеве в 1220—1230-х годах . Поэтому в государственных отношениях между княжеской и городской властью, с одной стороны, и церковной организацией — с другой, участвовала только русская, митрополичья церковь. 1. Международный статус древнерусской церкви Сформированная в конце X в. по инициативе киевского князя и по соглашению между Киевом и Константинополем, Киевская митрополия являлась формально одной из 60, позднее 70, митрополий Константинопольского патриархата. Главой его был патриарх Константинополя со своим советом и штатом. Вместе с тем несомненным авторитетом в церкви обладал и император, имевший сакральные функции и бывший номинальным главой христианского мира.

http://sedmitza.ru/lib/text/438153/

Хотя Повесть временных лет и бедна сведениями, связанными с церковью, подробный рассказ о восстании в Ростовской земле, но не упоминающий о таком событии, как гибель во время восстания местного епископа, может быть легче объяснен тем, что первый ростовский миссионер-епископ погиб не в это время. Само учреждение епископии в Ростове, скорее, могло последовать за восстанием в 1072—1073 гг. как мера для предотвращения подобных выступлений, хотя и не привело к желаемым результатам сразу. Как свидетельствует Житие Авраамия Ростовского, в Чудском конце, на месте, где стоял идол бога Белеса, разрушенный Авраамием, был основан Богоявленский монастырь (конец XI в.) . Другие умолчания и неясные свидетельства летописей об освящении церкви в Ростове позволили Приселкову обратить внимание на то, что после первых епископов Леонтия и Исайи (последнее упоминание в 1089 г.) в Ростове вновь не было епископов и епархия поэтому могла быть вновь воссоединена с Переяславской . Действительно, в конце XI в. глава переяславской кафедры Ефрем строил церкви в Суздале . Однако Ефрем в это время был переяславским митрополитом, осуществлявшим юрисдикцию над Суздальским краем. Приселков объясняет отсутствие упоминаний ростовских епископов в первой половине XII в. тем, что Владимир Мономах желал закрыть ростовскую кафедру, открыв взамен ее смоленскую, где он заложил в 1011 г. каменный собор . Однако данных к такому заключению нет. Смоленск и Ростов, принадлежавшие в это время одному князю, являлись в то же время историческими и административными центрами своих земель, и еписко-пия в одном из них не могла заменить другой. Что касается отсутствия упоминаний ростовских епископов в указанное время, то оно " может объясняться как тем, что в Ростове кафедра, открытая переяславским митрополитом, вновь была закрыта после его смерти, так и неучастием их в тех общерусских мероприятиях, которые получили отражение в летописях. Ведь первое после шестидесятилетнего перерыва упоминание главы ростовской церкви Нестора находится не в летописи, распространившейся во многих списках, а на случайно сохранившемся антиминсе новгородской церкви Николы на Дворище 1148 г. , хотя летописное упоминание принадлежит только к 1156 г., когда «иде епископ Нестер в Русь и лишиша и епископьи» . Несомненно, что угроза воссоединения отделившейся части епархии с ее традиционным центром в XII в. действительно существовала, о чем говорят специальные ее упоминания в смоленских уставных грамотах князя Ростислава и епископа Мануила, но для ее осуществления должны были сложиться особые политические условия, какие здесь неизвестны.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Народная медицина. – Чаруковский А. А. Народная медицина, примененная к русскому быту и разноклиматности России. – Санкт-Петербург. Объяснения. – Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирианина, подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии, объяснения на Книгу премудрости Иисуса сына Сирахова. – Москва, 1854. О добродетели. – Исихий Иерусалимский . Слово душеполезное и спасительное о добродетели и трезвении. – Санкт-Петербург, 1867. О любви. – Максим Исповедник . О любви, в четырех сотнях. – Москва, 1845. О небесной иерархии. – Дионисий Ареопагит . О небесной иерархии или священноначалии (перевод с греческого). – Москва, 1786. О покаянии. – Марк Подвижник . Слово о покаянии. – Москва, 1867. Патерик. – Древний патерик, изложенный по главам (перевод с греческого). – Москва, 1861. Писания Кассиана. – Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина (перевод с латинского епископа Петра (Екатериновского); рукописные материалы). – [Издание осуществлено после кончины автора перевода. – Москва, 1892.] Поучения. – Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов, данных на оные святыми старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком. – Москва, 1856. Пять слов. – Святого отца нашего Григория Назианзина пять слов о богословии. – Санкт-Петербург, 1841. Руководство. – Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников (перевод с греческого). – Москва, 1855. Слова и речи. – Слова и речи Филарета, митрополита Московского и Коломенского. – Москва, 1848. Слова подвижнические. – Иже во святых отца нашего аввы Иса- ака Сирианина, подвижника и отшельника, бывшего еписко- пом христолюбивого града Ниневии, слова подвижнические. – Москва, 1854. Творения. – Ефрем Сирин . Творения. В восьми частях. – Москва, 1861–1896. Творения отцов. – Творения святых отцов Церкви. – Москва, 1845–1891. Уроки. – Иоанн Златоуст . Уроки о воспитании детей. – Москва, 1819.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин родился в 1807 г. в Путятине Рязанской губернии, где отец его был священником. Окончил Рязанскую семинарию и Московскую Академию со степенью магистра. Назначен преподавателем словесности в Ярославскую семинарию, где принял сан священника. В 1845 г. перемещен в Рыбнинский собор протоиереем. После него осталось более 300 кратких поучений. Они выдержали 25 изданий. Проповеди эти весьма кратки, а язык самый простой, разговорный. Это как бы уроки и наставления отца к детям, согретые теплым чувством и прямо приспособленные к положению слушателей, чем они особенно нравились. Иоанн, епископ Смоленский (Владимир Соколов), родился в 1818 году, окончил Московскую Академию, принял монашество, был профессором С.-Петербургской Академии, викарием Петербургской епархии и скончался в 1869 г. в сане епископа Смоленского. После него остались проповеди публицистического характера, в которых он обличает заблуждения современного общества, а также беседы, обращенные к простому народу, представляющие собою искренние наставления отца-христианина своим детям, простые и безыскусственные, полные искренней любви, а потому весьма трогательные. Изданы в виде сборника: «Беседы, поучения и речи». Макарий, митрополит Московский (Михаил Булгаков), родился в 1816 году. Знаменитый русский богослов и церковный историк, он окончил Курскую семинарию и Киевскую Академию, на последнем курсе которой принял монашество и был назначен профессором русской церковной и гражданской истории. В 1842 г. был перемещен в С.-Петербургскую Академию и был ее инспектором и ректором; в 1857 г. назначен еписко-пом в Тамбов, потом в Харьков, затем в Литву, а в 1879 г. возведен в Московского митрополита. Скончался в 1882году. Кроме многочисленных и монументальных сочинений по догматическому и основному богословию, истории Русской Церкви и русского раскола оставил около 200 проповедей. По содержанию проповеди эти можно разделить на два разряда: в первых по времени преобладает теоретическое направление с изложением отвлеченных истин веры и нравственности, с 50-х годов проповеди его получают жизненное содержание. Макарий строго различает евангельские заповеди, обязательные для каждого христианина, от евангельских советов, доступных и обязательных для ищущих высшего совершенства. Изложение живое и прекрасно обработанное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2765...

Но если убегающий славы входит между людьми в славу, чистую, возвышенную, даже более нежели человеческую: то очевидно, что это не путь мира, не человеческое дело; здесь есть причина искать пути Божьего, усматривать перст Божий. Славы от человек не приемлю (Ин 5,41), глаголет Сын Девы Марии; но слава Его покрывает землю, и очевидно, что эта слава яже от единого Бога (44). Такой же путь славы устроил Господь и для Своей пречистой Матери. По-видимому, Ей менее других надлежало чуждаться славы, которую Она Сама Себе предсказала: но тем не менее Она постоянно чуждалась и убегала ее. Сам Господь наш Иисус Христос во дни земной жизни Своей не спешил открыть славу Матери Своей, чтоб не казалось делом естественной человеческой любви то, что должно быть действием единой благодати Божией. А посему не удивительно, что в то время и Апостолы, как многое другое, так не довольно понимали и то, какая степень чести и служения подобает Матери Господней, и нужно было со креста Преподать начатки этого учения возлюбленному ученику: се мати твоя. Таково было как бы нарочитое устранение Пресвятой Богородицы от славы, Ее ожидающей, сообразное с Ея смирением, а также сообразное и с временем - когда Иисус не у бе прославлен (Ин 7,39). - Но посмотрите, как уже и в это самое время, непроложенным по-видимому путем, приходит слава Ея. Как из облака молния, внезапно просиявает она из уст некоей жены, которая, в духовном восторге от Божественных глаголов Иисуса, воздвигши глас от народа рече Ему: блаженно чрево носившее Тя! Неизвестная жена, конечно, не слыхала того, что Матерь Иисуса за тридцать с лишком лет пред тем сказала одной только Елисавете: ублажат Мя вси роди; но как верен ее исполнительный ответ на это пророчество - не только в мысли, а даже в слове: блаженно чрево! Можно ли не примечать здесь - от предсказания до исполнения - единого пути Божия, которым приходит слава яже от Бога, - дыхания единого Духа Божия, начинающего подвизать вси роди, да ублажат Матерь Приснодеву? Когда распятый Господь прославлен воскресением и вознесением на небо: тогда слава Божественной Матери Его является уже не мгновенно блистающею яко молния, но, по выражению Соломона, восходящею аки утро, так что добрая яко луна при Солнце правды.

http://predanie.ru/book/75183-slava-bogo...

«Сердце усиленно забилось, порывалось любить, жить, дышать и действовать. Уже не томительные однообразные дни и часы давили своей монотонностью, но живая кипучая жизнь, труд и деятельность – широко раскрыли мне свои объятия и радостно призывали к себе». В годы жестоких гонений она безбоязненно исповедовала православную веру и занималась духовным просвещением, размножая и распространяя труды отца Валентина и свои книги о нем. О деятельности Анны Зерцаловой в 1920-е годы упоминается в воинственно-атеистическом журнале (при этом по какой-то причине неправильно указано отчество): «Против кладбища живет некая Анна Михайловна. Здесь можно купить фотографию “святого”, здесь продаются книги – “Истинный пастырь Христов”, “Светильник православия”, “Подвижник веры и благочестия”, здесь еще недавно кормили нищих и всех, кто приходил помолиться на могиле Амфитеатрова. Сейчас (очевидно, с введением карточек) кормежка прекратилась. Здесь справляются поминки, а в годовщину смерти “святого” на его могиле бывают тысячи молящихся» («Безбожник у станка», 1929, с.15). Житие Анны Зерцаловой писалось быстро и легко. Ее искренняя и горячая вера не оставляла места для страха. За четверть века до своей мученической кончины она писала: «Верующая душа не боится смерти: она встречает ее радостно, спокойно, так как знает, что смерть приведет ее к Небесному Отечеству, в вечную страну нашей новой, лучшей жизни. И разве Сам Человеколюбец Господь не примет к Себе и не упокоит ту душу, которая стремится к Нему, горячо, блаженно любит Его, горячо, блаженно верует в Него». Одни из первых мучеников – протоиерей Иоанн Восторгов и Ефрем Селенгинский Протоиерей Иоанн Восторгов Затем я приступил к составлению жития протоиерея Иоанна Восторгова (1864-1918). Меня ожидала еще одна замечательная встреча. Как многогранна святость! Протоиерей Иоанн обладал высоким даром проповедника. Его исключительная сила поучения и назидания заключалась в кристальной ясности творческой мысли, в красоте выразительного слога и в удивительной цельности его духовно-нравственного облика, насквозь пронизанного духом церковности. Он обладал чуткостью и отзывчивостью ко всем нуждам современной ему жизни. Его кипучая энергия, творческий ум и высокое чувство долга наиболее полно реализовались в миссионерстве.

http://pravoslavie.ru/105167.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010