Исповедь В издательстве Сретенского монастыря вышла книга блаженного Августина Иппонийского " Исповедь " . Исповедь/Пер. с лат. М. Е. Сергеенко; вступ. ст. диак. А. Гумерова. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. – 320 с. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Так взывает к Богу епископ североафриканского города Гиппон блаженный Августин. «Поздно полюбил я Тебя, Красота, такая древняя и такая юная, поздно полюбил я Тебя! Вот Ты был во мне, а я – был во внешнем и там искал Тебя». Все свои долгие поиски, весь свой непростой путь к Богу Августин излагает в своей «Исповеди» как в пламенной молитве Господу. Автобиографическая повесть «Исповедь» была написана Августином по просьбе епископа итальянского города Нола святителя Павлина, к которому наши святцы прилагают прозвание «Милостивый» (память 23 января старого стиля). «Исповедь» была написана, вероятно, в 397–400 годах, спустя десять лет после обращения Августина ко Христу, вскоре после возведения в епископское достоинство. Аврелий Августин родился 13 ноября 35 4 года в Тагасте в Нумидии, в семье небогатых представителей провинциальной знати Патриция и Моники. Моника была благочестивой христианкой, тогда как отец Августина принял крещение только перед смертью в 371 году. По обычаю того времени Августин был оглашен с детства, но не крещен. Августин получил хорошее образование, но из-за недостатка средств у родителей в оплате обучения участвовали благотворители. Начальное образование Августин получил в родной Тагасте, затем он продолжил свое образование в грамматической и риторической школе соседнего города Мадавра (363–366 гг.). Для продолжения образования в 369 году будущий святитель отправляется в столицу латинской Африки Карфаген. Здесь водоворот разгульной жизни затянул юношу, от незаконной связи у него рождается сын Адеодат (беседе с ним Августин посвящает свой диалог «Об учителе»). Чтение Цицерона пробуждает в Августине «любовь к мудрости» и подвигает его к духовным исканиям. Тогда же он читает и Священное Писание, однако слово Божие не производит на него тогда благоприятного впечатления (это часто объясняют грубостью современного ему перевода – Италы). Здесь же в Карфагене начинается увлечение Августина манихейством, продлившееся около десяти лет. По завершении образования в 373 году он возвращается в Тагасту, где преподает грамматику и риторику. В следующем году Августин переезжает в Карфаген и там продолжает преподавание и научную деятельность. Примерно в это же время Августин предпринимает свой первый литературный философский опыт – пишет трактат «О прекрасном и соответственном», ныне утерянный. Очарование манихейством постепенно проходит, Августин начинает сознавать его несостоятельность. Следующим интеллектуальным увлечением Августина становится скептицизм Новой академии, а затем – неоплатонизм. 

http://pravoslavie.ru/6054.html

Слово в день Пятидесятницы. Блаженного Августина, епископа Иппонийского Возлюбленные братие! Ныне мы совершаем годичное торжество в воспоминание того дня, когда Господь наш Иисус Христос послал Святого Духа, Которого обещал прежде ученикам Своим и о Коем сказал: аще не иду Аз, Утешитель не приидет к вам ( Ин. 16:7 ). В четыредесятый по воскресении Своем день, который за десять пред сим дней мы праздновали, Господь вознесся на небо, и, исполняя Свое обещание, послал в настоящий день Святого Духа, Которого и исполнились первоначально сто двадцать душ, собранных вместе и с верой ожидавших Обетованного. И бысть, – пишется, – внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну,... и явишася им разделени языцы яко огненни, седе же на едином коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати всеми (иными) языки, якоже Дух даяше им провещавати ( Деян. 2:2–4 ). Итак, во–первых, рассмотрим кратко, почему Господь сказал, обещая Святого Духа: «не может Он прийти, если Я не отъиду». Почему это, когда Дух Святой, будучи не отлучен от Сына Божия, мог прийти и в присутствии Его? Заметим, что Господь являл ученикам, как немощным еще, образ раба, в коем Слово плоть бысть и вселися в ны; а плоть Господа могли видеть и плотские люди, между тем как образ Божий, в котором не восхищением непщева быти равен Богу, могли созерцать только духовные. Посему-то (Господь) и сказал: «не может Он приити, если Я не отъиду», то есть: доколе ваше плотское чувство будет созерцать Мою плоть, дотоле ваш духовный взор не восприимет Божества Моего. Ибо дарованием Святого Духа Он обещал ввести их во всякую истину, но, как сказано: верою очищь сердца их ( Деян. 15:9 ): блажени бо чистии сердцем: яко тии Бога узрят ( Мф. 5:8 ). Итак, Господь удалился телесным образом от плотских очей их, чтобы Духом Святым открыть сердцам их Божество Свое. За сим рассмотрим, почему в то время было такое знамение присутствия Святого Духа, что получившие сего Духа говорили всеми языками? Ибо ныне, когда подается Святой Дух, получившие Его не говорят всеми языками; Дух Святой не являет Себя таким очевидным чудом, как в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Если ты скажешь, человек: еже хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю; если ты соуслаждаешься закону Божию по внутреннему человеку, но видишь ин закон во удех своих, противовоюющ закону ума твоего, и пленяют тебя законом греховным, сушим во удех твоих: то будь тверд в благой воле, и воскликни, что следует: окаянен аз человек! кто мя избавит от тела смерти сея? Благодать Божия, Иисус Христом Господем нашим ( Римл. 7:18, 22–25 ). Ибо Он Сам есть мир на земли, в человецех благоволение, прекращение той брани, в которой плоть похотствует на духа, дух же на плоть, да не еже хошете, творите ( Гал. 5:17 ). Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино ( Ефес. 2:14 ), да будет тверда благая воля против злых похотений, и утверждаясь да просит помощи благодати Божией чрез Иисуса Христа Господа нашего. Противовоюет ей закон плотских удов и уже пленяет ее? да просит помощи, не надеясь на свои силы, и, сознавая немощь, да сознается. что ей нужна помощь. Тот не оставит ее, Кто рек верующим в Него: аще пребудете во словеса Моем, воистину ученицы Мои будете: и уразумеете истину, и истина свободит вы ( Ин. 8:31, 32 ). Поможет истина и освободит от тела смерти сея. Для сего то Истина, рождество Которой ныне празднуем, от земли возсия ( Пс. 84:12 ), да будет мир на земли, в человецех благоволение. Господь один может даровать нам и еже хотети и еже сеяти о благоволении. Везде предваряет нас Его милосердие: им и призвал Он нас не хотящих, и подает силу к совершению того, чего хощем; скажем же Ему: кляхся. и поставих сохранили судьбы правды Твоея ( Пс. 113:106 ). Я поставил, и, как Ты повелел, обещал послушание, поскольку вижду ин закон противовоюющ закону ма моего и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих, то смирихся до зела: Господи, живи мя по словеси Твоему ( Пс. 118:107 ). Се еже хотети прилежит ми: вольная убо уст моих благоволи, Господи; да будет мир на земли, в человецех благоволение. Скажем это, или и более, что внушит нам благочестие, напитанное Священным Писанием, да не тщетно празднуем день Господа рожденного от Девы, но, начав благою волею, совершимся совершенною любовью, которая и изливается в сердца наши, не от нас самих, а Духом Святым, данным нам. Аминь 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Но ныне побеседуем о тех, которых вера привела ко Христу из отдаленных стран. Волхвы, пришедши, ищут Его, говоря: где есть рождейся Царь Иудейский? видехом бо звезду Его на востоце, и приидохом поклонитеся Ему ( Матф. 2:2 ). Благовествуют и спрашивают, – веруют и ищут; и таким образом представляют собою тех, которые ходят в вере и ищут видения. Ужели прежде не рождались по Иудее другие цари? Что значит, что Царя, познанного от чужестранцев на небе, ищут на земле? – то, что Он сияет в высоте и скрывается в уничижении. Волхвы, увидев на востоке звезду, узнали, что во Иудее родился Царь. Кто – этот Царь и столь великий и столь малый. Который еще не может говорить на земле и дает законы за небе?... Как нам Он благоволил открыться чрез писание, так Ему угодно было, чтобы и волхвы, которым Он дал явный знак и которых сердцу Он открыл свое рождение во Иудее, поверили Его пророкам. Ибо, спрашивая во Иерусалиме, где Тот, – которого они желали видеть и поклониться, по необходимости должны было явиться к князьям Иудейским, дабы они дали на это ответ из Писания, которое имели на устах, а не в сердце, – они неверующие – верующим по благодати, они, лжецы, говорившие истину вопреки самим себе. Как легко было Иудеям, когда волхвы искали Христа, сопутствовать им! Как легко, услышав, что они видели Его звезду и пришли поклониться Ему, и самим идти в Вифлеем, который они указали из свв. книг, и с ними вместе видеть, познать и поклониться! Но, указав другим источник жизни, сами восхотели умереть от жажды! Они подобны верстам, которые сообщают ведение путникам, но сами остаются без разума и движения. Волхвы спрашивали, чтобы обрести, Ирод – чтобы погубить. Иудеи знали имя того города, в котором должен родиться Мессия, а не знали времени Его пришествия. Идя среди благочестивой любви, волхвов и страшной боязни Ирода, они потеряли путь, который показали волхвам, и когда родился Христос, не захотели видеть Его; увидев после, отверглись Его, – а когда проповедовал, умертвили. Как не предпочесть неведения детей, умерщвленных устрашенным Иродом, знанию тех, которых он в смятении призывал на совет! Те страдали за Христа, еще не зная Его; а сии не последовали истинному учению Того, Которого самое месторождение было им известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Рождество Христово. Блаженного Августина, епископа Иппонийского Днесь Истина от земли возсия, Христос родился по плоти. Радуйтесь и торжествуйте, и по указанию настоящего дня помышляйте о вечном, с верною надеждою желайте даров вечных; и по праву вам данному почитайте себя чадами Божиими. Для вас подчинил Себя времени Зиджитель времен, для вас явился во плоти Создатель мира. Для чего, смертные, вы еще находите удовольствие в вещах смертных? для чего жизнь убегающую усиливаетесь как будто удержать? Теперь воссияла на земле надежда несравненно лучшая, земным обещана жизнь небесная. А дабы мы поверили сему, предваряет то, что наиболее казалось невероятным. Дабы обожить человеков, Бог стал человеком; не оставляя того, чем был, восхотел соделаться Сам тем, что сотворил. Сам сотворил то, чем Ему быть, я присовокупил человечество к Божеству, не теряя Божества в человечестве. Дивимся рождению Девы, и стараемся уверить неверующих в истине нового, необычайного рождества – как без семени зачался плод во утробе, – как чрево, чистое от плотского смешения, произвело Сына человеческого, не имея Ему отца из человеков, – как пребыло целым девство, заключенное в зачатии и неврежденное в рождении. Дивно это действие Всемогущества, но еще удивительнее то милосердие, по которому могущий так родиться восхотел родиться. Ибо был уже единородным у Отца Тот, Кто родился единородным у Матери; Сам создался в Матери Тот, Кто сотворил Себе Матерь; вечный со Отцем, во времени от Матери; после Матери создан от Матери, прежде всех от Отца сущий, несозданный. Без Него никогда не был Отец, без Него никогда не существовала бы Мать. Торжествуйте, девы Христовы: сообщница ваша – Матерь Христова. Вы не могли родить Христа, но вы не восхотели рождать ради Христа; Господь родился не от вас, но родился для вас. Впрочем, если помните слова Его, как должно помнить, и вы – матери Христу, потому что творите волю Отца Его, ибо Он Сам рек: иже сотворит волю Отца Моего, иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра, и мати Ми есть ( Матф. 12:49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Оно для него – небесное откровение Истины, Радостная Весть роду человеческому. «Христианство, – говорит он, – не одна из религий и не одна из философий, но совершенно особый, оригинальный и совершенный организм божественной живой истины, светоносный и спасоносный» 616 . Своим всеохватывающим взглядом на мир и пониманием Откровения как «божественной живой истины» владыка Николай освобождает экзегезу от оков, которые набросил на нее рационализм нового века и сухой безжизненный схоластицизм, и открывает прямые и надежные пути, которые ведут и вводят в вечную и спасоносную истину Откровения Божиего. Через него и его экзегетическую позицию вновь начинает струиться в нас и вдохновлять нашу мысль и культуру святосаввское духовное предание и наследие, а это означает – православный библейский этос и животворное Предание Единой, Святой, Соборной и Кафолической Церкви. Цитированная литература 617 Августин. О Граде Божием. – Блаженный Августин . О Граде Божием. Т. 1–4. М., 1994 (репринт изд.: Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского. Ч. 3–6. Изд. 2. Киев, 1906–1910). Августин. Творения. – Блаженный Августин . Творения. М., 1997 (Б-ка отцов и учителей Церкви; 5) (репринт с дополн. изд.: Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского. Ч. 7. Изд. 2. Киев, 1912). Акентьев. «Слово о законе и благодати». – Акентьев К. К. «Слово о законе и благодати» Илариона Киевского : Древнейшая версия по списку ГИМ Син. 591//Византинороссика: Труды Санкт-Петербургского Общества византино-славянских исследований. Т. 3. Литургия, архитектура и искусство византийского мира » Под ред. К. К. Акентьева. СПб., 2005. С. 116–151. Антик. Низ страниците jyжhocлobehckume кньижевности. – Антик Вера, др. Низ страниците jyжhocлobehckume кньижевности. Скоще, 1977. Антоний (Храповицкий). Новый опыт. – Антоний (Храповицкий), митр. Новый опыт учения о богопознании и другие статьи. СПб., 2002. Арелатские проповедники. – Арелатские проповедники V-VI вв.: Сборник исследований и переводов. М., 2004. Amahacuje Jebmuч.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Аналогичное по смыслу толкование Рим. 14:5 мы находим и у святителя Мефодия Патарского («О воскресении, против Оригена»). - Григорий Чудотворец, святитель и Мефодий, епископ и мученик. Творения. - Репр. - М.: Паломник, 1996. - (Библиотека отцов и учителей Церкви), с. 225. Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 45//Творения: Пер. с новогреч.: В 3 тт. - Т.1: Слова 1-52. - Репр. - М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992, с. 367-373. Григорий Синаит, преподобный . Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, - еще же - о помыслах, страстях и добродетелях, - и еще - о безмолвии и молитве//Добротолюбие в русском переводе, дополненное. - Т. 5. - Репр. - Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1966, с. 131. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о человеке. СПб.: Центр духовного просвещения, 1995, с. 17-19. См.: Феодорит блаженный, епископ Киррский. Изъяснения трудных мест божественного Писания, по выбору//Творения. Ч. I. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1905, с. 20-21, 37. (Вопросы 19, 38). Августин, блаженный. О книги Бытия, буквально [«книга не оконченная»]//Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. Ч. 7. (Библиотека творений св. отцев и учителей Церкви Западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии. Книга 20) - Киев, 1893, с.142. Подобные высказывания данного святого отца мы можем встретить и в других его произведениях. См.: Августин, блаженный. О книге Бытия, буквально, в 12 книгах (книга 6, п. 33)//Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. - Киев, 1912, изд. второе. - (Библиотека творений святых отцев и учителей Церкви Западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии), с. 62; О книге Бытия против манихеев (книга 2.19.29), цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Том I: Книга Бытия 1-11./Пер. с англ., греч., лат., сир. Под ред. Э. Лаута и М. Конти/Русское издание под ред. К. К. Гаврилкина. - Тверь: Герменевтика, 2004, с. 113-114. Григорий Чудотворец, святитель и Мефодий, епископ и мученик . Творения. - Репр. - М.: Паломник, 1996, с. 210-211.

http://bogoslov.ru/article/565396

- Послание патриархов восточно-кафолическия Церкви о Православной вере 1723 г. - Электронный ресурс: http://www.sedmitza.ru/text/443634.html Работа издана под псевдонимом: Павлович А . Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви. - СПб.: Типография А.П. Лопухина, 1898, с. 8, 68-69. Григорий Нисский, святитель. О жизни Моисея законодателя или о совершенстве в добродетели. - М., 1999, сс. 53-54. Таким образом, некоторые современные апологеты, после прекращения эпохи гонений и духовного рабства нападающие на «мирскую науку», вместо того, чтобы использовать ее во благо Церкви, там где это уместно, поступают крайне неразумно! Василий Великий, святитель . Беседы на Шестоднев. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902, с. 137. «Я же червь есть, а не человек. Червь, а не человек: поистине человек есть червь; но тот Червь, а не человек. Отчего же не человек? Потому что Бог. Чего ради так себя смиряет, что говорит «Червь»? Не потому ли, что червь из плоти без соития рождается, как Христос от Марии Девы? И червь и, однако, не человек. Почему червь? Потому что смертный, потому что из плоти рожден, потому что без соития рожден. Почему не человек? Потому что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово». - Августин. Толкования на Псалмы, 174 - Беседа II, 168(I). Электронное издание: PL, T. 36. (PLD - version 5.06 © 1993-1996). Ср. с гимном преподобного Ефрема Сирина: « Духом червю уподоблен (Пс. 21:7),//Он, как безмужно рожденный.//Ныне понятен стал образ,//Святым Духом изображенный ». - Ефрем Сирин, преп . Гимны (Мадраша) на Рождество. (Перевод с сирийского и вступительная статья прот. Л. Грилихеса).//Богословский вестник, издаваемый МДАиС. - Сергиев Посад., 2006. - 5-6. - С. 21. « ... семя присуще как травам и деревьям, так и животным, впрочем, не всем. Ибо наблюдением дознано, что некоторые из них рождаются из воды и земли так, что у них нет пола, а потому семя их заключается не в них самих, а в тех стихиях, из коих они происходят. Ибо многие из них являются или от повреждения живых тел, или от нечистоты, испарений и разрушения трупов, иные - от гниения дерев, а другие - от порчи плодов... ». Августин, блаженный . О книги Бытия, буквально, в 12 книгах: Книги I-IV//Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. Ч. 7. (Библиотека творений св. отцев и учителей Церкви Западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии. Книга 20) - Киев, 1893, с. 234, 236.

http://bogoslov.ru/article/565396

Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви. – М.: Изд-во им. Игнатия Ставропольского, 1997. Слово на текст " Отпущайте, и отпустят вам "http://Опыт тысячелетия: Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. – М.: Юристъ, 1996. Слово о разорении города Рима/Предисл. и пер. с лат.: С.А. Степанцов//Вестник древней истории. - М., 2001. с. 245-250. Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским//Сборник проповеднических образцов (Проповеди свято-отеческие и церковно-отеческие). – М., 2001. (Репринт издания 1912 г.). Творения (Том второй): Теологические трактаты/Составление и подготовка текста:  С.И.Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998. Творения (Том первый): Об истинной религии/Составление и подготовка текста: С.И. Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998. Творения (Том третий): О граде Божием (кн. 1-13)/Составление и подготовка текста:  С.И.Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998. Творения (Том четвертый): О граде Божием (кн. 14-22)/Составление и подготовка текста: С.И.Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998. Творения Блаженного Августина епископа Иппонийского. - Киев, 1901-1915. Ч. 1-8. Творения. – М.: Паломник, 1997. (Библиотека отцов и учителей Церкви. – Кн. 5). Толкование на псалом 125-й/Пер. с лат., коммент.: С. А. Степанцов//Альфа и Омега. -  М., 1997. 2(13). Толкование на псалом сто двадцать пятый/Пер.  с лат.: С.Степанцов//Патристика. Новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001. – Вып. 1.  Цветы благодатной жизни. – СПб.: Библия для всех, 1997. Шесть книг о музыке. Книга первая/Пер. с лат.:  В.П.Зубов//Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения/Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966. Энхидрион, или о вере, надежде, любви. – Киев, 1996. Фрагменты сочинений//Антология мировой правовой мысли в 5-ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв. Фрагменты сочинений//Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М.: Мысль, 1997. Фрагменты сочинений//Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.

http://bogoslov.ru/person/2529560

XI. Описание епархий: 15, 30, 31, 33, 95, 103, 107, 108, 120, 126, 127, 131, 135 XII. Монастыри: 34, 39, 55, 89–94, 106, 119, 122, 130. XIII. Русская история: 22. XIV. История духовной литературы: 1, 7, 13, 18, 23, 32, 136. XV. Критика и библиография: 21, 40, 49, 54, 57, 59, 63, 73, 79, 99, 105, 113, 143. XVI. Воспитание и образование: 37, 101, 102, 124. XVII. Заметки о современном: 43, 47, 48, 53, 58,99, 70, 72, 77, 78, 81, 97, 98, 100, 112, 123, 128, 140, 141. XVIII. Издания: 12, 36, 87, 138. Прежде чем станем продолжать речь о литературной деятельности Преосв. Филарета, мы должны сделать необходимую оговорку. Составляя список сочинений его, мы встретили неодолимые затруднения, которые помешали нам придать своему труду желанную полноту и безукоризненную верность. Так, мы не смогли отыскать здесь, в Полтаве, «Черниговских Епархиальных Известий» за все годы их издания, не могли собрать даже всех номеров их ни за один год; не говорим уже о других пособиях, необходимых для библиографической работы. Мы вынуждены были обратиться за помощью в Харьков, откуда и получили целые два тома «Черн. Епар. Известий». Считаем приятнейшим долгом засвидетельствовать при этом свою сердечную признательность Высокопреосвященнейшему Архиепископу Макарию за то радушное внимание, с которым он немедленно исполнил нашу просьбу. – эта затруднительность отыскать в провинции все необходимые пособия помешала нам внести своевременно в список еще несколько статей Преосв. Филарета, встреченных нами потом. Вот эти статьи: 1843 Изыскание о проповеднике XIII столетия, Владимирском епископе Серапионе (Прибавления к Творениям св.отцев, 1843 г., часть I). Свидетельство времен апостольских о том, как должно писать имя Иисус и изображать крест (там же, часть I). 1863 Предполагаем, что ему же, вероятно, принадлежат еще переводы из следующих отцов церкви: Блаженного Августина , епископа Иппонийского: Слово о Христианском обучении (Черн. Епарх. Известия, 1863 г., 21, стр. 773). 1866 Блаженного Иеронима: Письмо к Гавденцию о воспитании малолетней Пакатулы там же 1866 г. 5, стр. 129.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010