Боярин Федор Никитич Романов Род будущего патриарха Филарета восходил к Андрею Ивановичу Кобыле, московскому боярину еще при великом князе Симеоне Ивановиче Гордом (отмечен под 1347 г.). Темное происхождение Кобылы давало позже свободу для родословных фантазий. Писали, что отец его Камбила Дивонович Гланда (или Гландал) был жмудским князем и бежал из Пруссии под натиском немецких крестоносцев. Родственные славянам прибалтийские племена после упорной борьбы с рыцарскими орденами были разбиты и к 1294 г. завоеваны. Коренным пруссам было запрещено владеть землей, язык их истреблялся и само название Пруссии присвоили себе германцы. Вполне возможно, что Камбила, переделанный на русский лад в Кобылу, потерпев поражение на родине, уехал на службу к великому князю Дмитрию Александровичу, сыну Александра Невского. По преданию, он крестился в 1287 г. под именем Иван — ведь пруссы были язычниками, — а сын его при крещении получил имя Андрей. Гланда, стараниями генеалогов, вел свой род от короля пруссов Вейдевуда, или Войдевода (а на русский манер — князя-Воеводы). Согласно легенде, этот король получил престол в 305 г. от Рождества Христова от брата Прутена, ставшего верховным жрецом при священном дубе. Крепкий Вейдевуд правил 74 года (305—379) в мире и согласии. Заметив приближение старости, рассказывает легенда, он разделил владения между 12 сыновьями и на 114 году жизни сделался верховным жрецом, водворившись в дубовой роще близ Ромнова. Отсюда в гербе потомков его наличествует дуб. Славянское или родственное ему язычество, однако, было любезно не всем историкам, и Вейдевуда с легкостью записывали в аланы и гунны или в норманны-викинги. Также и Камбилу Гланду обзывали немецким рыцарем, возжелавшим из религиозного рвения сражаться не с обычными прибалтийскими язычниками, а с татарами и для того уехавшим на вассальную татарам Русь и принявшим православие (!). Следует отметить, что на Вейдевуда могут претендовать и латыши, в исторических песнях которых отражены приключения царя и жреца Видевуста, внука (по материнской линии) бога Перкунаса (Перуна). Первый латышский царь также имел брата Прутена и 12 сыновей, дожил до 116 лет, стал верховным жрецом и вдобавок сжег сам себя на костре перед священным дубом .

http://sedmitza.ru/lib/text/439754/

В сегодняшний день исполнилось 500 лет со дня блаженной кончины преподобного Сергия, великого подвижника Радонежского и всей России чудотворца. 500 лет – много времени. Сколько в течение его великих событий и важных перемен совершилось на русской земле? Сколько благоверных Государей царствовало и восседало на русском престоле? Сколько сошло в могилу великих людей, ревностных слуг и защитников своего отечества, прославившихся высокими доблестями и заслугами для родной земли? Народная память даже не может вполне вмещать и живо сохранять всего, что видела и испытала православная Русь со времени смерти преподобного Сергия. Только некоторые более важные и выдающиеся события, как например: татарское иго, смутное время, война 1812 года – сохранили некоторый след в народных воспоминаниях; большинство же событий и лиц, имевших в свое время важное значение в жизни нашего отечества, совершенно забыто русским народом и помнится только людьми учеными, интересующимися прошлым родной страны. Но это народное забвение не коснулось св. угодника Божия преподобного Сергия, святая память о нем не ослабла и не затмилась от времени, но и доселе остается дорогою и незабвенною для каждого русского человека. По слову Божию, «праведники во веки живут» ( Прем.5:15 ). Так и преподобный Сергий, несмотря на полтысячи лет после его кончины, всегда остается жив не только в небесных обителях, но и среди православного русского народа; при своей блаженной кончине он только «преставился», переселился с земли на небо и никогда не умирал в памяти народной. Кто из русских людей не знает св. угодника Божия преподобного Сергия? Кто не слыхал про его святую обитель вблизи первопрестольного града Москвы? Сюда, на поклонение св. мощам угодника Божия, во всякое время года идут православные богомольцы со всех концов земли русской. Как при жизни преподобного Сергия к его убогой лесной келлии шел всякий русский человек с целью поведать святому пустыннику свое душевное горе и тучу сердечную, так и теперь св. Троицкая Лавра Сергиева усердно посещается всеми русскими людьми без различия званий и состояний. Благоговеют к памяти преподобного Сергия Благочестивейшие русские Государи, свято чтят ее наши святители, иноки и весь русский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/pr...

Взгляд русского путешественника XV века на ислам Памятник Афанасию Никитину в Твери. 26 мая/8 июня Русская Православная Церковь празднует обретение честных мощей преподобного Макария, Калязинского чудотворца. 546 лет назад именно у этого великого подвижника брал благословение на свое знаменитое путешествие Афанасий Никитин, русский купец, предпринявший в 1462–1472 годах путешествие в Индию, о котором составил записи, названные “Хождение за три моря”. “Хождение за три моря” – по-своему уникальный памятник в контексте христианско-мусульманских отношений. Оно написано не богословом, не монахом, но простым мирянином, который, как он сам признается, в путешествии вел не вполне аскетическую жизнь. Но сочинение, помимо географического, имеет и ярко выраженный религиозный смысл: основной темой является вопрос, как христианину сохранить веру в мусульманском окружении. Афанасий считает своим долгом на собственном примере дать инструкцию последующим купцам-христианам, решившимся повторить его путь. Только невнимательным знакомством с текстом памятника можно объяснить высказывания, что Никитин “вернулся на Русь полумусульманином” или даже, что впал в отступничество ! “Молитвами святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, раба Своего”, – так начинает описание своего путешествия Афанасий, уже возвращаясь из него. Это со всей очевидностью свидетельствует о чистоте его догматических воззрений. Кроме того, на протяжении всего путешествия он подчеркивает, что молится Христу как Богу христианскими молитвами и избегает того, что может привести к обращению в ислам. Последователей Мухаммеда Афанасий именует “неверными”, “псами-мусульманами”. Он изображает их в негативном свете, здесь “Хождение” соприкасается с традицией древнерусской письменности на этот счет, но в данном произведении это не идеологический штамп, а свидетельство личного опыта. Афанасий многократно описывает злоключения, которые претерпел он сам и его спутники от злобы мусульман – татар, кайтаков, турков, арабов: здесь и нападения, и неоднократные ограбления, и плен, и попытки насильственного обращения в ислам. И само описание мусульманской земли красноречиво: “здесь люди все черные, все злодеи, а женки все гулящие, да колдуны, да тати, да обман, да яд, господ ядом морят”. Даже при поверхностном знакомстве с текстом видно, что индусов русский путешественник описывает с гораздо большей симпатией.

http://pravoslavie.ru/4276.html

День православной книги отметили на приходах апреля 2023 Прихожанка Валентина Балабанова выступила с сообщением " Ярослав мудрый - собиратель церковных книг " . Она рассказала, что первая библиотека на Руси находилась в Софийском соборе Киева. Двадцать человек переводили книги на русский язык с греческого, латинского, болгарского. В основном это были церковные книги, но было небольшое число светских, около 2 процентов. При Ярославе Мудром составлен первый русский летописный свод - " Повесть временных лет " , создано " Сказание о Борисе и Глебе " Иакова Черноризца. Рассказала докладчица и о других древнерусских памятниках - в частности, о " Поучениях Владимира Мономаха " , а также о том, какие материалы использовались людьми для письма до появления бумаги. Прихожанка Марина Ержемская посвятила свое сообщение книгопечатанию. Она рассказала, что первые русские книги печатались в Венеции, о первопечатнике Франциске Скорине, который печатал книги в Праге и Вильно. Рассказала она и о легендарной библиотеке Иоанна Грозного, относительно которой ученые так и не пришли к единому мнению, существовала она или нет. Разумеется, речь не могла не зайти о русском первопечатнике диаконе Иоанне Феодорове и его ученике Петре Мстиславце. Завершила докладчица свое сообщение рассказом о книжной справе XVII века, приведшей к церковному расколу. Протоиерей Вячеслав Помаскин выступил с сообщением об преподобном Иоанне Лествичнике и его книге " Лествица " . Книга написана игуменом Синайского монастыря Иоанном в середине VI века по просьбе игумена Раифского монастыря. Центральный образ книги - лествица (лестница) восхождения к Богу - заимствован из Библии, где описано видение лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12). День православной книги отметили 25 марта в храме великомученика Димитрия Солунского в Коломягах . Протоиерей Игорь Илюшин выступил с докладом о традиционных семейных ценностях и важном древнерусском документе - книге " Домострой " . Эта книга была сформирована к XVI веку, когда Русь стали называть Святой и Русская Церковь учредила патриаршество, отвергнув унию. С первых глав книги человек призывается к благочестию, исполнению заповедей Божиих, регулярному участию в Таинствах Церкви, молитве, миру в семье.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Петроград к старцу Григорию Состоится паломническая поездка из Москвы на день памяти Г.Е.Распутина 29.12.2019 2038 Время на чтение 4 минуты В ночь на 17/30 декабря 1916 года в Петрограде изуверным образом с многочисленными предсмертными истязаниями в Юсуповском дворце был убит русский крестьянин Григорий Ефимович Распутин-Новый — Царский Друг. Вот уже на протяжении ряда лет чтители памяти Мученика отмечают сей день панихидами. Президент Русского Культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого, известный православный предприниматель и общественный деятель Василий Вадимович Бойко-Великий, находясь в узилище с 19 июня 2019 года, все же не оставляет без внимания свои духовно-общественные потребности и обязательства. Он решил непременно поддержать уже сложившуюся с 2016 года традицию отмечать память мученической кончины Царского Друга Григория Распутина-Нового паломничеством православных москви чей в Санкт-Петербург. Он с оказией переслал из следственного изолятора следующее объявление с просьбой опубликовать его на «Русской Народной Линии». «Дорогие Соотечественники! 29-30 декабря многие православные люди будут отмечать 103-летие мученического подвига Григория Ефимовича Распутина-Нового. Мне известно, что ревнителями памяти и прославления Царского Друга подготовлен целый ряд мероприятий в Санкт-Петербурге и Царском Селе. Наш Культурно-просветительский фонд 30 Декабря с 11:00 планирует провести Крестный Ход от Феодоровского Собора Царского Села города Санкт-Петербурга до Поклонного Креста на месте первоначальной могилы Григория Ефимовича Распутина-Нового. Русский Культурно-просветительный фонд имени Святого Василия Великого наметил отправление паломнических автобусов с надписью: «За Святую Русь!» из Москвы в Санкт-Петербург. План паломничества таков: 28 Декабря 2019 года. 23:00 – Отправление в Санкт-Петербург от торгового центра «Электроника на Пресне» (метро «Улица 1905 года»; Звенигородское шоссе, дом 4). При себе иметь паспорт, воду и дорожный паек.

http://ruskline.ru/politnews/2019/12/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > [Видео] Константин Душенов: «Не бойтесь, братья и сестры!» Интервью с известным публицистом и политзаключенным 01.07.2011 3789 На днях «Русская народная линия» опубликовала обращение известных представителей православно-патриотической общественности России , которые требуют от Генеральной прокуратуры провести расследование преступления, совершенного в колонии против известного публициста и политического заключенного Константина Душенова. Среди подписавших обращение – Сергей Бабурин, Владимир Крупин, Александр Крутов, Владимир Осипов, Андрей Савельев, Игорь Фроянов, Анатолий Степанов и многие другие. Сегодня мы предлагаем нашим читателям видеозапись интервью с Константином Душеновым, размещенном на сайте газеты «Русь Православная». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 17. 5. остров72 : Это моё первое знакомство с Константином Душеновым, - ни фильмов его не видел, ни о нём самом никогда не слышал. Хотелось бы сказать - сильный человек! Это твой шанс. Возьми, прочитай книгу, за которую он сидит. Может, человеком станешь, настоящим, личностью! 16. Ответ на 14., остров72 : Дорогой, если совать свой ключ от синагоги во всякую замочную скважину, ведь прищемят! И правы будут. 15. Так на гоазах слагаются жития. Великая милость Божия над нами в том, что не оскудевает земля Русская, Православная. Шутка ли - 100 жутких лет страшнейшего ига! Кажется, все - геноцид сделал свое дело, и нет русского человека, нет духа, не должно было бы остаться ничего. Однако, и из камней волен Бог воздвигнуть Себе сынов. Вот видим - богатырь русский, Илья Муромец XXI века. Сказка, кажется, ан - быль. Только то и вины в нем, что любовь к Родине, к России. И верность. Потому и засудили, по навету вражию, по подлости нелюдей, такой же, как мы здесь видим у остров72. Остров72, хотелось бы сказать в Ваш адрес: человек случайный, но нет, невольно слетает с языка: специальный человек, подобно тому, кто инициировал весь этот позорный для судей и свидетелей обвинения процесс, подлый и низкий. По себе судите и суд себе самим выносите. Вы, остров72, здесь себя раскрыли и о себе нам поведали, а Душенова так и не увидели. Это потому, что другая задача Ваша - свет самим не видеть и другим застить. Во тьме проживаете. Но, Вы нам вовсе не интересны. Для нас важно, что Константин и его семья достойно переносят выпавшие на их долю испытания, с честью несут Крест Христов, русский Крест, достойно нашим отцам и дедам, прославленным Святой Церковью в Лике Исповедников Российских. Бог на помощь! Аминь.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/01/vi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дай покаяние Каину! Дарья Богуслаева считает, что если Учитель покается, то русский народ простит его, как прощал пленных немцев 09.08.2017 1784 Время на чтение 4 минуты «Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть, Дай покаяние Каину…» (Булат Окуджава) О фильме «Матильда» написано и сказано уже так много, что трудно добавить что-то существенное. Проведена очень серьезная экспертиза, сделаны однозначные заключения, которые дают возможность русскому православному народу вести непримиримую борьбу с кощунственным фильмом и его создателями. Сказано и сделано уже очень много. Но мне бы хотелось посмотреть на эту проблему с иного ракурса. Православные люди понимают, что все на Земле происходит по Промыслу Божию, по Его Воле, или попущению. В чем же Промысл Божий этой ситуации вокруг «Матильды», затронувшей сердца русских и нерусских людей, православных и либералов, деятелей искусства и политики? Сегодня в России практически нет людей, не знакомых с этой темой. Фильм «Матильда» стал той чертой, которая разделила белое и черное, зерна и плевелы, защитников и врагов нашего Отечества. И именно в этом Великий Промысл Божий о Святой Руси! Каждая душа сегодня, еще при жизни дает ответ, с кем она: с Господом нашим или с Его антиподом, с Христом или с антихристом? «Матильда» - это поле битвы тьмы и света, это - Куликово поле живых и мертвых душ. И преподобный Сергий снова дает благословение на битву, прорекает победу православному воинству во главе со святым царем Николаем над очередным «игом». Для русского человека эта победная тема близка и понятна. Россия всегда побеждала видимого врага. И именно сегодня этот враг вылез из окопов, снял маскировочные халаты, лицедейские маски, стал зрим и узнаваем. Этот враг думал, что он уже победил Россию, уничтожил народ и веру. Он уже готов был праздновать победу и плясать на костях. Но не тут-то было… И, если с победой русского воинства уже все понятно. «Нам отступать некуда, за нами Москва , победа будет за нами!» Святая Русь, по Божьему Промыслу, в соборном молитвенном стоянии уже одержала духовную победу над врагом. «Здесь Русский Дух, здесь Русью пахнет!», - в ужасе кричит нечистая сила, поджав хвосты и пытаясь спрятать копыта.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/09/da...

Закрыть itemscope itemtype="" > Идеал русского человека О прп. Георгии, затворнике Задонского Богородицкого монастыря (1789-1836) 19.11.2014 464 Время на чтение 9 минут «Христианин истинный верой ходит и, пребывая на земле, смотрит в Небесная, и там разумеет вечное Отечество свое». Преп. Георгий затворник Задонский Для всякого здравомыслящего и совестливого человека естественно алкать и жаждать правды Божией, стремиться к познанию истинной Премудрости. Поэтому для таковых людей наличие идеала в их миросозерцании есть жизненная необходимость. Для них идеал не есть что-то теоретическое, расплывающееся в воздухе, идеал для них реальный духовный ориентир, в зависимость от которого они ставят весь строй своей жизни. Для православного христианина абсолютный идеал это Иисус Христос. Русский человек со времен Древней Руси полюбил этот идеал Христов, благодаря которому явился своего рода «град-Китеж» - Святая Русь. На территории Святой Руси дикий славянин-язычник преображался в русского человека, умеющего любить Бога и почитать Его святыни. Даже находясь в состоянии нравственного падения, русский человек знал, что сможет ему помочь снова встать. Он помнил о всепрощающей любви Христовой. В наше время не всякого русского по крови и происхождению повернется язык назвать русским человеком. Многие так называемые русские - это «иваны, не помнящие родства», которые не знают истории своего Отечества, равнодушны к ужасной судьбе его святынь, а вместо идеалов у них в душе гнездятся низменные страсти. Все-таки точно рассудил Ф.М. Достоевский, что звания русского человека заслуживает только человек православный. Ведь «русскость» это некое духовное явление, лучшие качества русской души воспитались на духовно-нравственных идеалах Святой Руси. Отсюда возникает потребность говорить о лучших представителях Святой, Христовой Руси, можно даже сказать, об идеальных русских людях. Ибо возможность стать идеальными люди приобрели через пришествие на землю Абсолютного Идеала - Господа Иисуса Христа. Конечно же, главным качеством такового идеального русского человека, прежде всего, должна являться его личная святость, духовное совершенство. При этом внешняя сторона его жизни должна быть неким отражением основных моментов жизни русского общества его времени и значительных явлений русской истории.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/20/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Идеология богатырства жива Фестиваль народных традиций отечественных видов спорта и боевых искусств «Богатырские игры» – это русские Олимпийские игры 24.06.2022 848 Время на чтение 8 минут Фото: Влад Сорокин/provladimir.ru Как сообщалось , 18 июня в городе Владимире прошли ставшие уже традиционными Богатырские игры. Гостеприимная Владимирская земля уже в шестой раз принимала участников соревнований. Об играх рассказал в телефонном интервью «Русской народной линии» один из инициаторов и вдохновителей проекта, руководитель Владимирского областного отделения Изборского клуба, кандидат педагогических наук Дмитрий Алексеевич Сагал: В 2016 году во Владимирской области проходил президентский международный форум «Россия – спортивная держава». Президент Владимир Владимирович Путин выступал с докладом о развитии спорта в стране. И в рамках подготовки к форуму нашему региону было предложено представить проекты, которые войдут в повестку России. Таким проектом стал фестиваль «Богатырские игры», который впервые прошёл в 2017 году. Мы с Алексеем Николаевичем Сипачём, директором Департамента по физической культуре и спорту написали концепцию фестиваля. Губернатор региона Светлана Юрьевна Орлова нас поддержала и доложила Президенту прямо на форуме о «Богатырских играх». Таким образом, «Богатырские игры» вошли в повестку не только Владимирской области, но и России – в единый календарный план Министерства спорта Российской Федерации. Основная идея проста: в Олимпийских играх опора на древнегреческую мифологию. А у нас есть своя история Богатырского края – Владимирской Руси. Есть богатырь Илья Муромец, святой благоверный великий князь Александр Невский со своей дружиною, святой князь-мученик Андрей Боголюбский – первый великоросс, основатель нашей государственности, первый русский царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками, первый русский император Пётр Великий, который в Александрове отметился со своей гвардией. Владимирская Русь является эпицентром зарождения русской цивилизации.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/24/id...

Закрыть itemscope itemtype="" > Каждый русский патриот должен проголосовать за памятник святому благоверному князю Александру Невскому Комментарий пресс-службы Союза православных граждан 24.02.2021 1650 Время на чтение 3 минуты Так сложилась политическая ситуация, что совершенно неожиданно, без всякого политического серьёзного повода, на сайте «Активный гражданин», начиная с 25 февраля, будет проведено голосование о том, кому, по мысли организаторов «интернет-референдума», необходимо установить памятник на Лубянской площади - святому благоверному князю Александру Невскому или большевику-троцкисту Феликсу Дзержинскому. Выбор именно таков. По сути, это визуализация стратегии будущего России, символом которой будут либо святой и великий государственный деятель, спасший Русь, Александр Невский, либо сторонник Льва Троцкого, с детства мечтавший «уничтожить всех москалей», а затем считавший развал Русской Православной Церкви своей ключевой задачей - Феликс Дзержинский. Мы понимаем, что по принципу географической справедливости логичней установить на Лубянке памятник первому российскому Базилевсу Иоанну Третьему, строителю русского централизованного государства, сделавшему его преемником православной Ромейской империи. Иван Третий создал у нынешней Лубянки подворье воссоединенного с Россией Новгорода. Исходя из сложившейся политической реальности памятник Иоанну Третьему несомненно должен быть поставлен в самом центре Москвы , например, на месте изваяния ненавидевшего Россию и русских Энгельса или в построенном им Московском Кремле. По мысли организаторов интернет-голосование, в котором мы призываем принять участие, на Лубянке должен быть памятник либо Александру Невскому, либо Дзержинскому. Сторонники восстановления памятника Дзержинскому обосновывают свою позицию тем, что таким образом воздают дань уважения российским силовым структурам. Но это утверждение прямо противоположно реальности, Дзержинский является наихудшим символом для структур безопасности России по двум причинам.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/24/ka...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010