Святая Русь 8 Его Высочеству Князю Никите Александровичу всепреданнейше посвящает свой труд Автор От издателя «Не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе, исходящем из уст Божиих» ( Матф. 4:4 ). Этим словом Господа нашего Иисуса Христа всегда руководились русские люди в старые времена. Этою Божественною Мудростью была одухотворена и жизнь Царя, Помазанника Божия, и беднейшего пахаря. На этой великой основе воздвигалась, крепла и росла древняя Русь. Напомнить об этом и составляет главную задачу настоящей книги. Издавая ее, я более всего помышлял о русской молодежи, о тех, кто придет на смену нашему поколению. Нашей молодежи приходится расти в те времена, когда так называемое «культурное» человечество все более забывает «глагол, исходящий из уст Божиих», и смысл жизни своей видит только в заботах о «хлебе». По безумию своему, люди, развращенные соблазнительными учениями XVIII и XIX веков, завершившимися иудо-социалистическим коммунизмом, все более и более погружаются в засасывающую тину материализма. Не хотят слышать они «Божественный Глагол», который единственно ограждает людей от озверения и нравственного одичания. Я хочу, чтобы молодежь поняла весь ужас замены основ христианства началами материалистической цивилизации. Я хочу, чтобы молодежь поняла всю красоту древней, одухотворенной Руси и сознавала, что воссоздать настоящую старую Россию можно только на основах Православия и что блага житейские будут прочны, если жизнь государства и личная будет проникнута духовными, чистыми началами. Верю, что русская молодежь, со свойственной ей чуткостью, все это поймет и, поняв, не будет блуждать по кривым западным дорогам, а станет стремиться выйти на прямой, широкий, исконный русский путь. И даст Господь Бог нашему юному поколению узнать во всей своей красоте возрожденную Святую Русь. Князь М. Горчаков 15(28) июля 1929 г. День памяти Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира, во крещении Василия Вступление Преосвященный Димитрий, архиепископ Херсонский, в слове своем, посвященном Святому Равноапостольному Князю Владимиру, говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Закрыть itemscope itemtype="" > Его яростно ненавидят русофобы всех времён и мастей Исторические подлоги, связанные с жизнью Царя Иоанна Грозного, основаны на стремлении наших врагов очернить Святую Русь 26.08.2019 3072 Время на чтение 4 минуты Первый Помазанник Божий на Руси, величайший Русский Самодержец - Царь Иоанн Васильевич Грозный, которого по праву можно назвать основоположником современной России, родился 25 августа/7 сентября 1530 года. Торжественная церемония венчания Иоанна Васильевича на Царство состоялась 16 января 1547 года в Успенском соборе Кремля. На него возложили знаки Царской власти, в том числе шапку Мономаха, и помазали миром. Вселенский Патриарх Иоасаф II подтвердил, что Иоанн IV Васильевич поминается в Единой, Святой и Соборной Церкви именно как Русский Царь. Иерархи Восточной Церкви видели в Царе Иоанне единственного защитника Святой Православной веры. Именно при его правлении Московское княжество стало Русским Царством. То есть было создано централизованное Русское Государство с единой Самодержавной властью. Территория Русской Державы удвоились и превзошла размеры остальной Европы. Практически удвоилась и численность населения. Было заложено множество городов, именно Царь Иоанн создал основу для построения великой Российской Империи. За это его яростно ненавидят русофобы всех времён и мастей. А Грозным он был для изменников, еретиков, предателей и татей всех мастей и сословий. Про благочестивого Царя Иоанна Васильевича придумано множество клеветнических мифов, а про его колоссальные заслуги перед Церковью и Отечеством, про его блистательные победы над врагами России по сей день в официальных источниках говорить не принято. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...». «Умом Россию не понять!»... Русский дух всегда приводил «просвещенный» Запад в бешенство. В основе его отношения к России лежит именно духовная несовместимость с вечными ценностями Святого Православия, которые заложены Богом в душу русского народа. Западный менталитет абсолютно противоположен православному мировоззрению. Это - аксиома.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/26/eg...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русский ковчег» Суворовский календарь для культурного фронта 22.12.2022 390 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлено автором Дорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию суворовский календарь на 2023 год, традиционно выпускаемый общественным движением в поддержку прославления А.В. Суворова в лике святых Русской Православной Церкви «Суворовское движение» (Швец А.В., Издательский дом «Суворовъ»). В этом году в центре сюжета картина, на которой размещен «русский военный корабль» – американскую нейросеть попросили изобразить его, и вот, что она «увидела» опираясь на навыки визуального мышления, проанализировав огромную базу данных. Мы же постарались раскрыть в этом явлении глубинный образ русского воинства, имеющего прежде пушек – духовное оружие. Фактически нам показан образ Ковчега нашего спасения, плывущего среди бушующего моря людских страстей и пороков, показан наш Русский Путь. И главное оружие русского воина – это его духовная сила. А сам Ковчег, являясь стражником духовных ценностей, прокладывает свой путь к небесам от Сотворения мира до наших дней. На центральном плане проступает парсуна Александра Васильевича Суворова, кисти потомственного кубанского иконописца Софьи Мачигиной. После ее написания Софья Анатольевна предоставила Движению в поддержку прославления А.В. Суворова права на использование образа и сейчас парсуна размещена в молитвословах православного воина и наряду с суворовскими флагами поступает на фронт, приближая нашу Победу. Эпилогом календаря стало стихотворение Максимилиана Волошина, зазвучавшее через столетие еще более пронзительно. ЗАКЛИНАНИЕ: Из крови, пролитой в боях, Из праха обращенных и прах, Из мук казненных поколений, Из душ, крестившихся в крови, Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений — Возникнет праведная Русь. Я за нее за всю молюсь И верю замыслам предвечным: Ее куют ударом мечным. Она мостится на костях, Она святится в ярых битвах, На жгучих строится мощах, В безумных плавится молитвах.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/22/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русь мещанская 15.03.2017 1291 Время на чтение 10 минут Часто сталкиваешься с мнением, и услышанное находит живой отклик в сердце, что обычные русскоговорящие граждане, у чьих родителей в советском паспорте значилось «русский», с натяжкой могут считаться носителями русского характера. Мало кто близок национальному образу, еще безошибочно определяемому интуитивно. Русский типаж раскрыт в литературе, кинематографе, богат историческими примерами, но редок в повседневной жизни. Для большинства уместно определение «русскоговорящие» или сделавшееся из формального отражением бесцветных будней - «россияне». Среди «русофилов» живо настроение, что образы ушедших поколений им ближе, чем соотечественники. Соседи по жилью, коллеги, посетители общих выставок и творческих вечеров, оказываются чужды родных настроений и привязанностей. Речь не о высоких качествах, а о сути человека. Обратим внимание на галерею характеров русского наследия. Выпуклыми профилями, воплощающими русских мужчин, являются: Андрей и Владимир Дубровские, Купец Степан Калашников, Парфен Рогожин (Идиот), Иван Флягин (Очарованный странник), Ахилла Десницын (Соборяне), Косьма Громов (Угрюм Река), Пантелей и Григорий Мелеховы (Тихий Дон), Егор Прокудин (Калина красная), Андрей Соколов (Судьба человека). Рядом с ними эпические герои: Илья Муромец, Евпатий Коловрат, Иван Сусанин. На видном месте исторические фигуры: Князь Владимир Святославович, Иван Васильевич Грозный, Михаил Воротынский, Ермак Тимофеевич, Сенька Разин, Емельян Пугачев, Александр Суворов, Денис Давыдов, Александр Ермолов, Александр Александрович III, Иоанн Кронштадтский, Петр Столыпин, Григорий Распутин, Федор Шаляпин, Сергей Есенин, Александр Матросов, Владимир Высоцкий, Василий Маргелов, Алексей Мересьев, сонм страстотерпцев, служителей Церкви, героев сражений и защитников Отечества, а также многих и многих других. Что у них общего? Отличительной чертой русского характера является самобытность, верность народной самости, прямота чувств и мыслей. Такой человек «не щадит живота» ради Великого, идет напролом ради Истины.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чем жива Русь Размышления Адриана Послушника 31.07.2017 505 Время на чтение 4 минуты Как нам жить на русской земле, как смысл этой жизни постичь? А без русской земли и невозможно жить вообще. И без Бога русскому нельзя. Как бы он ни хорохорился в молодости и не безбожничал, к старости и болезням вспомнит о русском предназначении — о Боге, о молитве, о покаянии и о всем, чем только русская душа и жива — верой. Вера русская обладает неимоверной силой и держит на себе всю землю, рвущуюся в пропасть. Вот и беглый олигарх Березовский перед смертью вспомнил, что хоть он и еврей, а крещеный в православие и, преодолев гордость и заносчивость (правда, не до конца — трудное для еврея дело), стал каяться и просить у народа русского прощения за все свои гнусные дела и преступления. «Я тосковал по России с первого дня, и с каждым проведенным на чужбине днем моя тоска углублялась. Да, я еврей, но рожденный в России. Я русский, Владимир Владимирович. Я бы и рад был быть другим, — тогда я не испытывал бы этой муки, но я — русский. Оторванность от России убивает меня» (из покаянного письма Б.А. Березовского В.В. Путину ). Вот, русская земля может и еврея преобразить. Его уже дело, воспользоваться этим задатком или нет. Нам нужна вера и очень нужна, но живая, не формальная, не только обрядная. Хотя нет ничего красивей православного обряда и православной службы, если они наполнены искренностью и Духом Божиим. Молодежь, по неразумию, любит повторять за еретиками и западными смутьянами, мол, Бог в душе, а Церковь и Бог это разные вещи. Ну, болтают такое, конечно, по своей невежественности. Потому что Писания не читали, а если читали, то не поняли, или истолковали по-своему. А вшивый, о чем он только думает? Ну, ясно, о бане, чтобы чесотку изжить. А о чем думает невежественный и непросвещенный, читая Евангелие? Ну, ясно, как бы оправдать свою лень, алчность, блуд и прочие свои страсти. Но такой даже хуже вшивого. Тот хоть хочет отмыться, а этот не понимает своей вшивости и что Церковь и есть как раз духовная баня, которая моет невидимую душу.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/31/ch...

Инстаграм калифорнийского пресвитера: русский флаг, «мутенький» Фиат и селфи на крыше храма 10 ноября, 2015. Протоиерей Петр Перекрестов Хорошо, что я не задел свой подрясник и не упал! Протоиерей Петр Перекрестов – священник Русской Православной Церкви Заграницей, ключарь кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» в Сан-Франциско и постоянный автор «Правмира» – продолжает радовать прекрасными фото читателей своего инстаграма . Дорогие, простите за долгое молчание, я в ужасной запарке и хотя ежедневно хочется с нашей инстаграмской семьёй чем-то поделиться, однако руки не доходят до дела. Сегодня я переехал мост над рекой св. Лаврентия, по дороге из США в Канаду, над местом, которое называется «Тысяча островов». Это — архипелаг островов (почти 2,000!) тянущихся вдоль границы Канады и США, очень красиво, особенно осенью! Недалёко от Свято-Троицкого монастыря близ Джорданвиля (штат Нью-Йорк), в местности где главным образом патриархально-крестьянские дома, стоит и продаётся такое довольно-таки авангардное здание. У меня возникла фантазия, что здесь совсем недалеко от монастыря и семинарии можно было бы устроить центр-лабораторию православного дизайна, программирования и фотографии, где могли бы собираться техническо-творческие любители и специалисты для осуществления разных церковных проектов. Здесь можно было бы проводить и семинары, и мастер-классы. В перспективе — создание православной кремниевой долины! Что вы думаете? Зарубежная Русь. Покровский храм-памятник 1000-летию Крещения Руси в столице Канады, г. Оттаве. Здесь на этих выходных проходило празднование 50-летия сего прихода и 1000-летия преставления св. Равноапостольного великого князя Владимира, просветителя Руси. Зарубежная Русь. В торжестве празднования 50-летия Покровского прихода в Оттаве принимал участие старейший клирик Канадской епархии, настоятель самого большого прихода Русской Зарубежной Церкви — Свято-Троицкого собора в г. Торонто, протоиерей Владимир Мальченко. Как правило, бОльшая часть духовенства Русской Зарубежной Церкви всю жизнь служит на одном и том же приходе — назначение священника на приход подобен обручению жениха и невесты! Отец Владимир служит в Торонто более 40 лет и отличается своей энергичностью, постоянством, полным отсутствием лести и необыкновенной любовью к России и русской церковной традиции.

http://pravmir.ru/instagram-kaliforniysk...

Митрополит Волоколамский Иларион: Крещение Руси предопределило дальнейшее развитие нашей истории (+ВИДЕО) Выражение, которое Вы вспомнили, сохраняет определенную актуальность и сейчас. Ныне наша Святая Русь, наши народы — русский, украинский, белорусский и другие народы, входящие в орбиту Русской Церкви — в общем-то, крещены. Абсолютное большинство людей у нас крещеные, но это еще не значит, что они просвещены. И вот сейчас перед всеми нами стоит огромная миссионерская задача — задача просвещения. 29 июля, 2013 Выражение, которое Вы вспомнили, сохраняет определенную актуальность и сейчас. Ныне наша Святая Русь, наши народы — русский, украинский, белорусский и другие народы, входящие в орбиту Русской Церкви — в общем-то, крещены. Абсолютное большинство людей у нас крещеные, но это еще не значит, что они просвещены. И вот сейчас перед всеми нами стоит огромная миссионерская задача — задача просвещения. 27 июля 2013 года гостем телепередачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24», которую ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал журналист Константин Эггерт. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры, вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодняшняя наша беседа посвящена 1025-летию Крещения Руси, и у меня в гостях журналист Константин Эггерт. Здравствуйте, Константин! К. Эггерт: Здравствуйте, владыка! Я бы хотел спросить Вас вот о чем: 1025 лет назад случилось событие, которое во многом предопределило жизнь — на сегодняшний день можно сказать — народов трех государств: современных России, Украины и Белоруссии. По-вашему, есть ли сегодня какие-то следы этого, имеется ли эффект от этого в нашей повседневной жизни, особенно учитывая чудовищный XX век, который предшествовал нынешнему этапу? Митрополит Иларион: Я вообще не представляю, какими были бы наши народы и существовали б они вообще, если бы не произошло Крещение Руси. Я думаю, что это событие предопределило всю последующую историю наших народов. Даже XX век с его богоборчеством, с его восстанием против Бога и против Церкви не сумел перечеркнуть плоды того события, которое произошло 1025 лет назад, потому что в наш, тогда еще единый народ, был заложен некий, как сейчас говорят, генетический код, который срабатывал всякий раз, когда, например, стране угрожала опасность, в том числе и когда опасность угрожала не только военная, но и цивилизационная. И даже в годы безбожия, когда в течение семидесяти лет нашим народам навязывался атеизм, вера все-таки продолжала жить, а культура в значительной степени продолжала оставаться носительницей того благовестия, которое началось на наших землях с Крещения Руси.

http://pravmir.ru/mitropolit-volokolamsk...

О ЧЕМ НАПОМИНАЕТ НАМ ДЕНЬ ПРАЗДНИКА В ЧЕСТЬ СВ. РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА? Велик и радостен для  истинно  – русского человека день памяти славного Просветителя Руси святого равноапостольного князя Владимира. Ведь для каждого непредубежденного сознания так ясно, сколь громадное значение для русского народа имело принятие им веры Христовой. А этим величайшим событием своей истории русский народ обязан своему Просветителю князю Владимиру. И сам князь Владимир совершенно переродился, став другим человеком, после погружения в купель крещения, и весь просвещенный им русский народ духовно обновился после крещения, из дикого, варварского народа сделавшись народом культурным, в самом лучшем смысле этого слова. Ставши истинным христианином, св. Владимир все усилия свои прилагал к тому, чтобы и все его подданные не только внешним образом приняли веру Христову, но и по духу стали истинными христианами. Для этого он широко организовал в своей стране христианское просвещение. Во множестве строились храмы и монастыри и при них открывались школы. Вместе с христианством пришла на Русь письменность и «книжное почитание». Основанная на Руси, благодаря св. Владимиру, св. Церковь вместе с возвышенным учением Христовым о любви и милосердии принесла на Русь и начала византийской христианской культуры. Уча бывших грубых язычников основам св. веры, она стремилась преобразовать к лучшему и все их житейские обычаи и порядки. Проповедью и своей церковной практикой она показывала,  как надо жить и действовать  в делах личных, семейных и общественных. Так Церковь Христова на Руси подняла авторитет и облагородила значение княжеской власти, внушая князьям, что они поставлены Богом «на казнь злым, и добрым на милование», и требуя от подданных, чтобы они «имели приязнь к князю», не мыслили на него зла и смотрели на него, как на избранника Божия. Когда князья ссорились между собой и роняли свой авторитет, духовенство старалось мирить их и учило их, что они должны «чтить старейшаго» и «не переступать чужого предела».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: В первое столетие после своего Крещения Русь языческая шаг за шагом становилась христианской страной. Язычество не умерло вдруг и скоропостижно. Из приблизительно 5 миллионов подданных Ярослава Мудрого ко времени его кончины около половины оставалось еще вне Церкви, но памятники культуры языческой Руси до нас не дошли, если не считать таковыми мотивы и образы, сохранившиеся в фольклоре – в былинах, песнях и сказках, записанных, однако, чрез много столетий после того, как вся Русь без остатка была крещена. Поэтому высокая культура Древней Руси, памятники которой, словесные, изобразительные и архитектурные, дошли до нас, – это христианские тексты и артефакты. Высокая культура Древней Руси, памятники которой дошли до нас, – это христианские тексты и артефакты Дебютом великой русской словесности с ее на сей день уже тысячелетней историей явился литературный шедевр и творение зрелой богословской мысли – Слово Митрополита Киевского Илариона «О законе и благодати». В нем святитель, следуя за апостолом Павлом, сопоставляет Ветхий закон и превосходящую его благодать, дарованную всему человеческому роду Спасителем. Распространяясь по миру, Евангельское благовестие достигло и Русской земли. По словам академика И. Н. Жданова, основная и вполне оригинальная идея «Слова» заключается в том, что «для нового вина нужны новые мехи, для нового учения нужны новые народы, к числу которых принадлежит и народ русский» . Творение святителя Илариона исполнено пафоса прославления Руси, которая, приняв веру во Христа, не уступает в духовном плане Империи ромеев. Превознося Новозаветную благодать, дарованную всем народам, всему человеческому роду, в отличие от Ветхого закона, который дан был Богом чрез пророка Моисея одному только еврейскому народу, Иларион прикровенно полемизирует против распространенного в среде ромеев убеждения в своей исключительности и избранности. Составитель «Слова о законе и благодати» мастерски владел риторическим искусством, умело использовал разные стилистические приемы: сравнения, метафоры, эпитеты, антитезы, призванные производить сильное впечатление на умы и сердца слушателей и читателей «Слова».

http://pravoslavie.ru/158555.html

Скачать epub pdf Приложение II. Святой Александр Невский в русской поэзии народной и художественной Столь высокая личность, как св. Александр Невский, оставивший своей деятельностью глубокий след в жизни русского народа, не могла не оставить следов и в народном творчестве. В предлагаемом народном стихе, записанном со слов крестьянина Орловской губернии, св. Александр Невский является победителем «нечестивых татар». Св. Александр не побеждал татар на поле брани, тем не менее историческая заслуга св. князя народным чутьем оценена верно: св. Александр превозмог варваров превосходством нравственной силы, подготовив своими самоотверженными подвигами будущее освобождение русского народа от тяжкого ига и дальнейшее торжество его над варварами. Уж давно-то христианская вера Во Россеюшку взошла, Как и весь-то народ русский Покрестился во нее; Покрестился, возмолился Богу Вышнему:   «Ты создай нам, Боже,   Житье мирное, любовное;   Отжени Ты от нас   Врагов пагубных;   Ты посей на нашу Русь   Счастье многое!» И слышал Бог молитвы Своих новых христиан: Наделял Он их Счастьем многим Своим, Но забылся народ русский В счастии живя: Он стал Бога забывать, А себе-то гибель заготовлять. И наслал Бог на них Казни лютые, Казни лютые, смертоносные: Он наслал-то на святую Русь Нечестивых людей, Нечестивых людей, татар крымских.   Как и двинулось погано племя От севера на юг, Как сжигали-разбивали Грады многие, Пустошили-полонили Земли русския. Добрались-то они до святого места, До славного Великого Новогорода. Но в этом-то граде Жил христианский народ: Он молил и просил О защите Бога вышнего. И вышел на врагов Славный новгородский князь, Новгородский князь Александр Невский. Он разбил и прогнал Нечестивых татар. Возвратившись со войны, Во иноки он пошел: Он за святость своей жизни Угодником Бога стал. И мы, грешнии народы, Притекаем к нему:   «Ты, угодник Божий,   Благоверный Александр!   Умоляй за нас Бога вышнего,   Отгоняй от нас Врагов пагубных!   И мы тебя прославляем:   «Слава тебе,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010