Закрыть itemscope itemtype="" > По законам военного времени Нужно извлекать уроки из событий прошлого 06.04.2023 471 Время на чтение 6 минут Фото: Из личного архива автора Нынче сложные времена наступили, Содом и Гоморра отдыхают на фоне мерзости, растекающейся по всему миру, как из рога изобилия. И этот источник лжи, разврата и человеческого безумия атакует Россию с запада, пытаясь навязать ей извращённые понятия морали. Русский менталитет, основанный на канонах православной культуры, не позволяет участвовать нам в подобных играх, и это не нравится «хозяевам» из-за океана. Гнев сатаны в виде экономических санкций против России и хитросплетения «миротворческой помощи» Украине , под видом которой накачивают незалежную смертоносной гуманитаркой – всё это инструмент, при помощи которого кукловоды пытаются сломать Святую Русь, погубить Православие. Военная операция на Украине усложняется и усложняется – нужно быть ко всему готовыми. Противник выискивает брешь в нашей обороне, слабые места – ахиллесову пяту России. Здоровый прочный тыл сейчас нам не менее важен, чем опытные, хорошо вооружённые войска на передовой. Вот что писал в своей книге пророк Исайя, который жил более 7-ми столетий до Рождества Христова: « Горе тем, которые называют лукавое добрым и доброе лукавым, тьму почитают светом и свет тьмою, горькое почитают сладким и сладкое горьким. Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред собою» (Ис. 5: 20-21). Предсказание великого библейского пророка как нельзя лучше охарактеризовало состояние западного мира в XXI веке. Лукавая свора ополчилась на Святую Русь, пытаясь очернить её православный облик и выбелить своё содомское естество. Запад воюет с нами не только при помощи современного вооружения, но и информационными диверсиями в нашем тылу. Сейчас, несмотря ни на что, когда на Украине уничтожают РПЦ, а для православных закрыли практически все храмы, в довершение ко всему слуги дьявола желают осквернить две Великие русские Святыни – Киево-Печёрскую и Почаевскую лавры. В это же время в России враг РПЦ, прикрываясь званием народного артиста (Ф. Киркоров) топчет на сцене Православный Крест, и никто не может найти на него управы, а мракобес продолжает и по сей день гастролировать по стране…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/06/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сталин и Третий Рим 30.11.2017 1995 Время на чтение 20 минут Может показаться искусственным или даже недопустимым соединение двух, кажется, противоположных явлений: с одной стороны генеральный секретарь богоборческой коммунистической партии, с другой святой старец, инок одного из Псковских монастырей XVI века по имени Филофей - автор православной идеи: Москвы как Третьего Рима. Один внешне исповедует идею социалистической (демократической) государственности другой - государственности православно-монархической. Филофей считает, что Московская Русь (Третий Рим) по промыслу Божию становится источником правды и справедливости на всей земле, а Сталин видит величие России в том, что она первой в мире строит социализм. Но в одном они сходятся вождь и старец - в особой роли и месте России в мире. В ее самоценности и в ее влиянии на судьбы всего человечества, а ни одного только русского православного народа. Русский православный народ поверил в правду старца Филофея и принял ее. Что касается Сталина, то и его правду народ принял и поддержал. Но правда Филофея шла от русского православного святого, а правда Сталина шла от грузина и коммуниста. Значит до принятия его правды требовалось обращение грузина в русского, а коммуниста в человека, верующего в Христа. Савл должен был обратиться в Павла. Мы и ставим перед собой задачу понять как это обращение произошло. Спаситель Третьего Рима Двадцатый век стал для России катастрофическим. Трагедия России началась в этом веке с ее поражения в войне с Японией. Затем последовала первая русская революция 1905-19о7гг. В 1914 году Россия вступила в войну с Германией - началась Первая Мировая война, перешедшая для России сначала в Февральскую революцию, а затем в революцию Октябрьскую, социалистическую. Социалистическая революция породила Гражданскую войну, которая стоила России 10-ти миллионов человеческих жизней её граждан, погибших на фронте, умерших в эпидемиях или с голода, а также покинувших свое Отечество, спасая свою жизнь от революционных репрессий. Казалось, что Третий Рим в муках закончил свое существование, ибо спасение его казалось маловероятным. Однако исторический опыт давал надежду на спасение. Русь средневековая сбросила с себя жестокий гнет Золотой Орды, пережила Смутное время, разгромила непобедимую армию Наполеона Бонапарта.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/01/...

Закрыть Священное писание, Святые Отцы, священнослужители и документы Церкви об управлении государством Часть III 18.01.2022 812 Время на чтение 26 минут   Часть I Часть II   «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.»  «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.» (Книга пророка Исайи 1:16-17, 19-20).   Посвящается всем власть имущим в назидание событий 1917 и 1991 г.г.     Русские цари-праведники. Русская история богата праведными правителями. Во первых, это св.равноапостольная княгиня Ольга, ее внук - св. равноапостольный. князь Владимир, Святые благоверные князья- страстотерпцы Борис и Глеб , благоверный князь Ярослав Мудрый, благоверный князь Андрей Боголюбский, благоверный князь Александр Невский, благоверный князь Дмитрий Донской и многие, многие другие. Князь Владимир. Одним из прекрасных примеров образа монарха св. равноапостольный князь Владимир, который показал нам как вера меняет человека – прошедшего путь от жестоко и грешного язычника до праведного православного царя, крестившего и обратившего Россию к вере, которого боготворил и любил весь русский народ, дав ему имя Владимир - Красное Солнышко. Удивительные перемены произошли с князем Владимиром после крещения. Князь искренне и глубоко принял христианское учение, он старался быть достойным христианином и мудрым правителем христианского государства. Он решил построить Русь на христианских заповедях о любви. Князь отменил смертную казнь. На местах, где раньше люди поклонялись идолам, по приказу князя стали строить христианские храмы. К концу правления равноапостольного князя Владимира в столице Руси - Киеве – уже было 400 храмов.  Для просвещения народа Владимир приказал создавать училища. Так было положено начало русского просвещения, образования детей. Князь очень любил свой народ. На широком княжеском дворе стали устраивать по праздникам угощения для всего народа, а для больных по домам развозили хлеб, мясо, мёд и другие продукты: « И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной или нищий, не могущий ходить?» И тем раздавать все, что им нужно»,  По распоряжению Владимира трапезы для голодных устраивались не только в Киеве, но и в других городах и деревнях. Огромный вклад внес Владимир в укрепление обороспособности государства: он ставит города-крепости по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне. Защита Руси становится общим государственным делом для всех населяющих Русь славянских и неславянских племен, что в том числе нанесло серьезный удар по прежнему племенному строю Русского государства.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/18/...

Именно на этом общем фоне можно понять сложность и особенности русского богословского развития. Россия вступила в Византийское религиозно-политическое «Содружество наций» в конце десятого века, и Русская церковь оставалась в формальной зависимости от Константинополя до середины пятнадцатого столетия. Этот формирующий период был описан как «Русский Византизм»: Киевская Русь, при всех ее культурных и религиозных достижениях, не шла дальше простой ассимиляции византийского наследия в славянском, кирилло-мефодиевском переводе. Если некоторые историки и обнаруживают уже в этой ранней стадии определенные специфически-русские акценты и духовные направления 2 , то принадлежат они более сфере благочестия в целом, чем богословской рефлексии. Однако, в тринадцатом столетии, нормальное развитие этого Русского Византизма было прервано монгольским завоеванием, породившим тенденцию политического, церковного и духовного отчуждения России от Византии. Перемещение политического и церковного центра из Киева в Москву, развитие национального объединения вокруг этого нового центра, падение Константинополя – все вело к изоляции Русской церкви от православного Востока и развитию нового ощущения самодостаточности, которое часто принимало форму мессианского ровозглашения того, что Москва – Третий Рим – является последним «фокусом» и центром Православия. К тому же, отсутствие любой устойчивой традиции богословского обучения (Московская Русь не имела никаких организованных богословских школ до восьмидесятых годов семнадцатого столетия), вызванный этим значительный акцент на внешних формах, (как, например, литургическое благочестие, лишенное богословской рефлексии), и растущая зависимость церкви от государства, сделали Россию, открытой и уязвимой к новым западным влияниям. Московский период (пятнадцатый-семнадцатый века) таким образом характеризуется, с одной стороны, постоянным усилием, чтобы достигнуть окончательного оформления специфически «Русского Православия» и, с другой стороны, столь же постоянным притоком западных идей и форм мысли, с которыми русская церковь не могла интеллектуально и богословски справиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Исторические связи Карпатской Руси со Святой Горой Афон Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон. Фото: www.afon.orthodoxy.ru История взаимоотношений Карпатской Руси и Святой Горы Афон насчитывает уже тысячу лет, и берет начало в эпоху Крещения Руси. В то время Святая Гора переживала период расцвета (в Х веке на Афоне насчитывалось до 180 обителей) и являлась главным училищем подвижничества для всего православного мира. Весьма рано начались паломничества русских людей на Святую Гору. Одним из таких путешественников был уроженец города Любеч Антипа, принявший постриг в афонском монастыре Эсфигмен с именем Антоний. Спустя некоторое время он вернулся на Русь и основал Киево-Печерский монастырь, устроенный им по образу афонских монастырей. Эта обитель, как и ее святой основатель, впоследствии стала знаменитой на весь православный мир. В числе ее монахов было немало выходцев из угрорусских земель. Из них наиболее известен преподобный Моисей Угрин. Как повествует житие преподобного Моисея, монашеский постриг он принял, находясь в польском плену от одного из афонских иеромонахов, которые временами посещали новопросвещенные славянские земли для утверждения в них благочестия (Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М. 1995. К.2. Т.1. С.113.). Ввиду того, что Закарпатье являлось естественным коридором между русскими землями и находившимися под сильным духовным воздействием Афона славянскими государствами на Балканах, через него на Русь распространялось влияние Святой Горы. В качестве примера этого феномена можно назвать распространение на Руси в XV веке устава Лавры преп. Саввы Освященного, известного как Иерусалимский церковный устав. Этот устав, которым наша Церковь пользуется и поныне, впервые был переведен на славянский язык на Афоне в конце XII века святителем Саввой Сербским. Став Архиепископом, святой Савва ввел его в употребление в Сербской Церкви, затем Иерусалимский Типикон был принят в Болгарии и, чуть позже - на Руси. С введением в 1646 году Ужгородской унии, связь Карпатской Руси с Афоном практически прервалась, хотя память о Святой Горе, как и святая православная вера, сокровенно жила в сердцах карпатских русин вплоть до начала ХХ века, когда началось активное возрождение Православия в Закарпатье.

http://pravoslavie.ru/5204.html

Коллектив авторов Исторические очерки Содержание Предисловие Я. Н. Щапов. Монашество на Руси в XI-XIII веках Пути проникновения монашества на Русь Личный монашеский опыт Правила монашеской жизни Две восточно-христианские школы монашества и Русь Ступени монашеского подвига Монашеский труд Кельи Нормы поведения Правила и дисциплина после Феодосия Рядовые монашеские подвиги Уединение и затворничество Монастырские должности. Игумен во главе монастыря Монастырский стол Монастырь как хозяйственный организм Благотворительность монастыря М. И. Белхова. Монастыри на Руси XI – середины XIV века Приложение. Список монастырей в XI – середине XIV в. Б. М. Клосс. Монашество в эпоху образования централизованного государства Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра Монастырская реформа митрополита Алексея Русская Фиваида Троицкий монастырь при преемниках Сергия Е. М. Колычева. Православные монастыри второй половины XV-XVI века Численность монастырей Ктиторство и патронаж Размеры монастырей, количество братии Организация архитектурно-пространственной композиции монастырей Хозяйственная деятельность монастырей Взаимоотношения правительства и монастырей Монастыри в контексте древнерусской культуры XV-XVI вв. Н. В. Синицына. Типы монастырей и русский аскетический идеал (XV-XVI вв.) 1. Терминология; источники 2. Отшельничествво и пустынножительство; «пустынь» и внутреннее освоение земель 3. Особные монастыри 4. Лавра псковского снетогорского монастыря и «богорадное» общежитие псковского Елеазарова монастыря 5. Скит Нила Сорского – «жилище безмолвия» 6. Тип монастыря на соборе 1503 г. Максим Грек об афонских монастырях 7. Нестяжание как одна из составляющих аскетического идеала Е. В. Белякова. Русская рукописная традиция скитского устава Приложение. Фрагменты скитского устава (по рукописи РГБ. Погод. 876) Устав инокам, пребывающим вне [монастыря], то есть правило скитского жития по преданию наших отцов Начало сказания B. C. Румянцева. Монастыри и монашество в XVII веке Монастыри псковской степени 1630 г., декабрь Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л.Н. Блинова Скачать epub pdf 14 июня 1910 г. скончался в преклонном возрасте известный в свое время в Петербурге весьма плодовитый духовный писатель, популярный проповедник и ревностный приходский пастырь Вознесенской церкви протоиерей B. Я. Михайловский, почетный член Общества. Почивший o. протоиерей на склоне дней своих упражнялся иногда в поэзии и издавал некоторые свои брошюры стихами, которые хотя и не отличаются высокими поэтическими достоинствами, но вполне искренни по настроению и обилуют фактами биографического характера. В «Эпитафии» «Предсмертной автобиографии» (1900 г.) o. протоиерей характеризует себя таким образом: «Се место, где лежит покойник, Любимый пастырь здешних стад, В миру он честный был законник, Ревнитель о спасенье чад. И словом и пером он метко Людские нравы рисовал, И от того весьма нередко Он души к небу направлял. He пивши с роду рюмки водки, Он тихих пьяненьких любил, И первые собранья сходки О трезвости он оживил. Он, словом и пером владея, Особу жизнь дать здесь сумел; Характер, слова дар имея, Сочувствие развить успел. Народно пенье в храме плавно У Вознесенья он завел; Особый хор поет там славно Любовь ко храму приобрел. А люди думали наверно, Я сотни тысяч приобрел – Наживши их, быть можете, скверно, Потом под старость и провел. Нет, други – бедным я родился, Я бедность в жизни испытал И в жизни сей я убедился, Что вред мне крупный капитал. В семье родной мы жили просто С крестьянами как бы родня, Бумажек крупных рублей до ста Не знал до свадебного дня». В этих немногих строфах автобиографической «эпитафии», написанной им, как он говорит: «He для того, чтобы бахвалить Себя, пред вами я здесь стал. Я Господа хотел прославить За то, что Он мне в жизни дал». почивший о. протоиерей высказался во всей определенности, и нам нет надобности прибавлять что-нибудь от себя к этой беспристрастной и подробной оценке им своей жизни. Скажем только, что о. Василий горячо любил русский верующий народ и крепко верил до конца своей жизни в незыблемость православной святой Руси. «Благословенна ты, дорогая моя Русь святая» – восклицает о. Василий по поводу малолюдства в храмах греческих в двунадесятые праздники, когда он путешествовал по Востоку. Много есть веры в чадах твоих! Велико общение пасомых с пастырями! Сильно еще завещание предков у потомков: «Бога бояться. Царя почитать и пастырей слушаться!» И пока храм Божий, его дивное, благодатно действующее на сердца богослужение, будет любимо русскими православными, пока пастыри будут жить одною христианскою жизнию с пасомыми, будут радеть об них, сострадать им и сорадоваться – до тех пор полны народу будут русские храмы, могуча пред Богом будет русская молитва , сильна будет Русь святая, и никакое заморское поветрие, никакая тщетная лесть не ослабит ни православной веры, ни русского народа» (По Св. Земле. Спб. 1898 г., изд. 2, стр. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

М.И. Вострышев Холмская Русь В ненастный весенний день 1892 года поезд подъезжал к уездному городу Холму Люблинской губернии Царства Польского 5 . Около окна стоял молодой иеромонах Тихон, назначенный определением Святейшего Синода от 17 марта 1892 года инспектором Холмской духовной семинарии. Холмская земля в древности называлась Червонной Русью (по городу Нервен, уничтоженному иноземными захватчиками), и ее границы простирались в глубину польских губерний – Радомской, Петроковской, Келецкой, Плоцкой. Здесь жили славянские народы – бужане, волыняне, дулебы, хорваты. Еще в 907 году они предприняли с русским князем Олегом поход на Царьград. Со времен равноапостольного князя Владимира эти земли становятся уделом князей его рода. Особенно заботился о духовном окормлении и благосостоянии Холмской Руси владимиро – волынский князь Даниил Романович. Он и учредил в 1235 году особую Холмскую епархию. Но далекую западную окраину, прижавшуюся тонкой полоской к реке Бугу, зачастую забывали даже почесть за русский край. Холмщина, никем не понятая и не поддержанная, изнемогла в неравной борьбе с воинственными соседями и, наконец, была полностью покорена поляками. Лишь к 1795 году (третьему разделу Польши) Россия вернула себе Западный край. A 11 мая 1875 года было провозглашено воссоединение холмских греко – униатов с Православной Церковью . ...Туман надежно спрятал от взора молодого иеромонаха древнерусский город. И вдруг сквозь тучи прорвался луч света, озарил Холм с его дивной святою горою, на которой возвышался кафедральный собор. Здесь, в иконостасе над Царскими вратами, сияла величайшая святыня края – чудотворная Холмская икона Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой. Позади осталась Псковская земля, родители, товарищи. Впереди – чужой город, чужие люди. Но внезапный луч света помог справиться с унынием, навеянным воспоминаниями о покинутой родине, ощутить радость от предстоящей встречи с многотрудной работой во славу Господа. – Под Твою милость прибегаю, Богородице Дево.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Наш собеседник – Пётр АЛЕКСАНДРОВ-ДЕРКАЧЕНКО, историк, эксперт Фонда сохранения духовного наследия преподобного Сергия Радонежского. – Через семьсот лет Россия вспоминает святого старца… Можно ли считать многочисленные юбилейные начинания, посвящённые Сергию Радонежскому, глобальным возвращением великого молитвенника? – А Сергий Радонежский никогда не покидал Россию, Русь… Есть такое понятие – вечные спутники. Классики, которые олицетворяют связь между прошлым, настоящим и будущим. Их наследие не устаревает. Игумен всея Руси – один из них, из столпов Отечества, на которых держится российская цивилизация. Недаром лавра даже в советские времена притягивала народное внимание. И в музеях, и в храмах сохранялась необыкновенная атмосфера – благодатная и таинственная. Город тогда назывался Загорском. И хотя это название идёт от погибшего в 1919 году большевика Владимира Лубоцкого, известного по псевдониму Загорский, для многих оно звучало на русский лад, как нечто волшебное, за горами, за долами… Но Лубоцкий-Загорский родился в Нижнем Новгороде, ответственный пост занимал в Москве – и, возможно, не бывал в старинном монастырском городе. Поэтому восстановление исторического названия было верным решением: всё в этом городе связано с Сергием. Сергиев Посад был и остаётся подмосковным чудом, не увидев которое, вы не поймёте Россию, её дух. Сергий Радонежский постоянно присутствует в нашей жизни, нужно только приглядеться. Как не вспомнить о нём, проходя, например, мимо храма, расположенного неподалёку от московского Спасо-Андроникова монастыря? Этот величественный старинный храм, отреставрированный в наше время, посвящён нашему святому старцу. Не так давно и улица, на которой расположен храм, получила имя Сергия Радонежского. Главные православные святыни Подмосковья почти все связаны с духовным подвигом преподобного Сергия. Приезжаем в Звенигород поклониться преподобному Савве Сторожевскому – как не вспомнить, чей он ученик? Саввино-Сторожевский монастырь – это тоже духовное ополчение. И таких очагов православной культуры ученики преподобного Сергия создали немало. На них держалась Русь, и сегодня старинные стены пробуждают в наших душах «чувства добрые».

http://pravoslavie.ru/72315.html

Разбор часовни в с. Большое Плоское ЖМП 4 апрель 2014 /  5 мая 2014 г. Спасти уходящую Русь В Московском строительном колледже 26 нашли эффективный способ, как заинтересовать учеников родной культурой и православной верой Приобщать молодых людей к Церкви можно разными способами: паломническими поездками, рассказами о подвигах святых и новомучеников или через уроки православной культуры. Однако есть и еще один, не менее действенный метод — восстанавливать своими руками разрушенные памятники православной архитектуры. Ведь заброшенные храмы и часовни — это не только образцы древнего зодчества, но и живые свидетельства искренней веры в Бога и любви к Нему наших предков. Студенты 26-го строительного колледжа участвуют в реставрации памятников архитектуры уже более десяти лет. Эти поездки в рамках летней студенческой практики  — часть проекта «Наследие», который объединяет неравнодушных к отечественной архитектуре преподавателей и учащихся нескольких столичных колледжей. Один из крупных проектов, в котором ученики работали бок о бок с профессиональными реставраторами, — храм Святого Александра Свирского на Хижгоре в национальном Кенозерском парке в Архангельской области. Одну из идей создателей «Наследия» — восстановление Ильинского храма в селе Турилово — удалось осуществить благодаря поддержке международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива», который, как сказано на сайте, поощряет творчески активных людей к «созидательной деятельности, направленной на благо ближнего, на сохранение и укрепление культурно-нравственных традиций».   Маяки вечности Один из последних совместных проектов «Наследия» и «Православной инициативы» — Ильинский храм в селе Турилове (Антроповский район Костромской области) на месте разрушенного в 1960-х годах одноименного каменного храма. Идея его строительства принадлежит православному философу и краеведу Василию Моксякову, который уже 15 лет живет вблизи Турилова. За эти годы краеведу удалось много чего добиться: получил благословение правящего архиерея на строительство храма, нашел инициативных людей, которые на расчистку фундамента прислали студентов столичного Колледжа предпринимательства 11. «Турилово знаменательно тем, что это дворянское гнездо рода Рылеевых, многие из которых жили в этих местах и были похоронены на Ильинском погосте. Здесь бывал известный русский богослов профессор Московской духовной академии Александр Голубцов, друг историка Василия Ключевского. Это место связано с нашей историей, нашей культурой», — поясняет Василий Михайлович в интервью журналу.

http://e-vestnik.ru/society/spasti_uhody...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010