Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.5 из  5) Оглавление И совлек с себя князь наш — вместе с одеждами — ветхого человека, отложил тленное, отряс прах неверия — и вошел в святую купель. И возродился он от Духа и воды: во Христа крестившись, во Христа облекся; и вышел из купели просветленный, став сыном нетления, сыном воскресения. Слово о Законе и Благодати Митрополита Илариона Святая Русь. Ее путь и вожди Свято всякий русский человек любит родину. И в том, как относятся русские люди к России, есть много отличного от отношений иностранцев к их родным странам. Русские люди не только любят свою землю, как место родины своей и своих предков, где протекает вся их жизнь, не только благодарны ей за ту возможность вести тихую жизнь, какую она им дает, — русские чтут Россию, как святыню души, молятся на нее. Чудным образом любовь к родной стране переплетается у них с верой в Бога. Счастливым и вожделенным делом они считают умереть за родину, и все их восторженное и особенное чувство к России так понятно выражается двумя словами: «Святая Русь». Отчего же одна из всех стран в мире зовется «Святою?» В чем отличие того народа, который приложил к имени своей земли это великое слово «святая» и иначе не зовет? Да, велико значение этого наименования Руси, и глубокий скрыт в нем смысл. Это слово указывает и на особое Божье избрание русского народа и на особые его духовные цели и стремления. Был в древности один священный народ, происходивший от избранных Богом праведников. Сам Господь вел его чудными путями, дал ему и земное могущество; мог он получить и будущую небесную славу. Этот народ был иудеи. Но этот избранный народ не остался верен Божьим заветам; во главе его встали лица, заменившие живую сердечную веру сухим выполнением некоторых внешних обрядов. Иссякла в нем животворная любовь. И когда Бог любви послал в мир для спасения людей, для снятия проклятия за грехопадение первого человека — Своего Сына: не признали иудеи Христа, и Сын Человеческий был распят в Иерусалиме на кресте. А тот светлый удел, который мог стяжать себе этот народ, навеки погублен страшным воплем перед осуждением Пилатом Христа: «Кровь его на нас и на чадах наших». Избранный народ отторгся

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Разделы портала «Азбука веры» Митрополит Владимир (Иким) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 2  голоса:  3.0 из  5) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Родительский дом для человека — это начало пути. Здесь он учится говорить и ходить, думать и чувствовать. О Таинстве Брака Слово в день памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского (28 сентября/11 октября) Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе… Из тропаря прпп. Кириллу и Марии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Родительский дом для человека — это начало пути. Здесь он учится говорить и ходить, думать и чувствовать. Здесь чуткой детской душой вбирает он впечатления и учится правде или лжи, любви или ненависти — тому, чем живет и дышит родительский дом. Горше сиротства бывает воспитание во зле. Но счастлив человек, если любовью отца и матери зажжена в нем святая Любовь Божественная. Высок и прекрасен может быть его путь — прямая тропа в Небеса. Недаром в житиях великих подвижников мы так часто встречаем слова: родился в благочестивой семье, от боголюбивых родителей. Из такой семьи произошел и Всероссийский игумен, Ангел-Хранитель отечества нашего — Преподобный Сергий Радонежский. В те времена Русь называлась Святой. Нет, далеко не каждый русский человек был тогда чист и праведен. Много творилось греха, тяжкого и смертного. На хищных ладьях бороздили речные воды бандиты-ушкуйники; скрывались в лесах душегубы-тати, лилась кровь христианская в междоусобных бранях; брат ковал крамолу на брата. Всякое бывало. Но сквозь жестокость и корысть, сквозь нечистоту падшей человеческой природы высветлялось иное. Вчерашний злодей внезапно повергался ниц пред Богом — и в пламенном порыве покаяния делался подобен Ангелу. Боярский сынок бежал из богатого дома, чтобы в драных обносках, босиком, под плевками и насмешками вершить подвиг юродства Христа ради. Владетельный князь вменял в мусор честь, славу и власть, надевал тяжелые вериги и колючую власяницу и в убогой келлии денно и нощно молился Отцу Небесному. Русь называлась Святой, потому что она тосковала по святости.

http://azbyka.ru/semya/o-tainstve-braka-...

Скачать epub pdf Пасхальное Послание 1940 года Блаженнейшого Митрополита Анастасия, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Христос Воскресе! Дорогие братие и сестры, ближние и дальние, в разсеянии сущие и в Отечестве нашем пребывающие. Пасха, этот праздник жизни, света, любви и братства, снова соединяет нас всех в одну семью Христову, оживляя в нас надежду на скорое воскресение России. Когда восходит солнце, оно золотит прежде всего вершины гор и деревьев и иных высоких предметов, и затем озаряет всю земную поверхность, проникая даже в пропасти земли, в ущелья гор и разселины скал. Тоже можно сказать и о животворящих лучах праздника Воскресения Христова – они падают прежде всего на тех, чьи сердца устремлены всегда к небесамъ – на эти духовныя вершины христианского человечества, и затем обнимают своим сиянием всех других людей, не исключая и тех, кто обычно привык пресмыкаться в нравственных низинах, не поднимая очей своих на небо. И всюду, где ни распространился бы свет Пасхи, он творит жизнь и радость. Мы, странники и пришельцы среди других народов, счастливы, что принесли с собою этот драгоценный залог с Родной земли, искони так возлюбившей и так глубоко усвоившей благодатное дыхание этого праздника. С тех пор, как Русь вышла из купели крещения, она ярко загорелась Пасхальным светом, непрестающим озарять всю ея тысячелетнюю историю. Нигде в мире Пасха не являет столь очевидно своего царственного достоинства, как праздник праздников и торжество из торжеств, как именно на Русской Земле. Последняя действительно преображалась в светлые дни и, как невеста Христова блистала тогда веселием и духовною красотою. Как некогда апостолам на Фаворе «добро было» в лучах Преображения Господня, так и сердце русских людей услаждалось и как бы горело в сиянии, славя воскресшого Спасителя, и когда прекращался наконец Светлый праздник и смолкал торжествующий пасхальный звон, дивной небесной музыкой, разливавшийся по необъятным пространствам нашей Родины, русский человек, с такою же неохотой и даже как бы некоторой грустью возвращался к своей будничной жизни, с какими апостолы спускались с Фавора после Преображения Своего Божественного Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Скачать epub pdf Сочинения Н. Д. Тальберга. Святая Русь. «Приложи ухо к родной земле, русский человек, – что она говорит тебе? От праведной княгини Ольги, от равноапостольного князя Владимира и до дней Серафима Саровского , и до дня настоящего и на будущие века – все мудрые вожди народа думают и говорят одно... Они учили своих современников и их потомков одинаково: и князья, и цари, и святители, сидевшие на церковных кафедрах, и отшельники, скрывавшиеся среди лесов и островов морских, и военачальники, и воины, и бояре, и простецы. Все они учили взирать на жизнь эту, как на проходной двор к жизни будущей; охранять неповрежденною апостольскую веру; блюсти чистоту нравов и правдивость слова; чтить царей и ими поставленных... не перенимать развратного обычая иноземцев, но хранить чин отеческий, исполненный смиренномудрия, простоты и любви евангельской; стоять безбоязненно за родную землю». Митрополит Антоний (Храповицкий) . Неведомы те пути, по которым Промысл Божий ведет нас, грешных людей, и целые народы. Особенно жестоким и наиболее продолжительным было десятое гонение против христиан во время совместного правления римских императоров Диоклетиана и Максимилиана. В 306 г. импер. становится Kohcmahmuh I. В 321 г. он двинулся из Галлии освобождать Италию, стонавшую под гнетом злого и корыстолюбивого Максентия. Последний противоставил Константину огромныя силы. Когда освободительная рать приблизилась к Риму, вдруг среди белого дня, Константин и его воины ясно увидели на небе сияющий крест, изображенный звездами, с надписью «сим побеждай». Все устрашились. Крест употреблялся у римлян, как самое безчестное орудие казни. Видение креста признано было дурным предзнаменованием. В ту же ночь Константину явился Христос и велел сделать знамя на подобие креста, изобразив таковой на оружии, щитах и шлемах воинов. Константин уверовал и дал соответствующее распоряжение. Войско Максентия было разбито: сам он, спасаясь бегством, утонул в Тибре. Когда, позднее, в Риме была воздвигнута статуя в честь Константина, то он велел утвердить в руке стоявшего длинное копье, кончавшееся крестом, и сделал надпись «Сим спасительным знамением истинного мужества я освободил град ваш от власти тиранов, возвратил сенату и народу римскому свободу, честь и великолепие». Крест был прославлен. Волею Господнею именно Константину определено было начать новую эру в истории человечества. Началось свободное исповедание христианами их спасительной веры. Создался христианский мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Третий Рим: Русь Московская и Императорская Россия По историческому пути (Двуглавый Орел. Вып. 23. Париж. 1 14. 1922. С. 3–10) Лучшим доказательством правильности и соответствия пользе России того или иного действия служит отношение к нему враждебных Монархии сил. Достаточно поэтому прочитать направленные против постановлений Церковного Собора в Карловцах громовые статьи иудейских газет и дружно помогающих им таинственных, заявляющих себя монархическими органов, как «Русское дело», берущее под свою защиту главного изменника Царю – Родзянко, и «Возрождение», редактируемое Ксюниным, в марте 1917 г. гнуснейшим образом отзывавшегося о Государе Императоре, дабы понять, что там, на чужбине, в единокровной и единоверческой Сербии, прозвучал действительно русский голос. Возражать явным и тайным врагам Монархии мы не станем. Они сами прекрасно знают неустойчивость своих позиций, но им велено вести по всему монархическому фронту разрушительную работу, и они добросовестно выполняют это задание. Но необходимо открыть глаза тем честным русским людям, которые, питаясь часто вредной газетной пищей и отравляемые подпольной работой всюду проникающих агентов темных сил, не всегда могут разобраться в обстановке и склонны делать неверные заключения. « Церковь должна быть вне политики» – доказывают им доброжелатели, эти волки в овечьих шкурах. Под политикой же разумеют участие Церкви в обсуждении и разрешении государственных вопросов. Если решиться разделить эту точку зрения, то придется отнестись с полным осуждением ко всей тысячелетней высокоисторической работе нашей Православной Церкви, которая неразрывно связала себя с монархической государственностью. Святая Русь сложилась единой мудрой работой ее Великих Князей и Царей с Российскими митрополитами и Патриархами. Церковь освящает благодатью величайший чин – Помазание Монарха на Царство. Она же причислила к лику святых Великого Князя Александра Невского за его великую государственную работу. Обратимся затем к поучительнейшим примерам русской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть В Москве учрежден Клуб национальной прессы Руководителями клуба избраны Анатолий Степанов и Сергей Тимченко 10:14 27.01.2010 587 Вчера вечером в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялось совещание руководителей православно-патриотических средств массовой информации, по итогам которого была учреждена общественная организация Клуб национальной прессы. В совещании приняли участие главный редактор журнала " Русский дом " Александр Крутов, главный редактор газеты " Русский вестник " Алексей Сенин, главный редактор журнала " Славянка " Сергей Тимченко, главный редактор газеты " Русь Державная " Андрей Печерский, сопредседатели движения " Народный Собор " и соредакторы одноименной газеты Олег Кассин и Владимир Хомяков, главный редактор журнала " Благодатный огонь " Сергей Носенко, обозреватель радио " Радонеж " , публицист и живописец Виктор Саулкин, первый заместитель главного редактора журнала " Человек и закон " Николай Бондаренко, главный редактор газеты " Вифлеемский глас " (Нижний Новгород) Сергей Чесноков, публицист и общественный деятель, сопредседатель общественной организации " Журналисты России " Сергей Терехов и главный редактор информационно-аналитического агентства " Русская линия " Анатолий Степанов.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/01/27/v_...

     Большая посмертная книга композитора Георгия Свиридова «Музыка как судьба» вышла в издательстве «Молодая гвардия» в 2002 г. Она сразу стала фактически настольной у многих, ждавших ее. В ней, составленной из «Разных записей» (девятнадцати тетрадей), дневниково охватывающей десятилетия, виден непростой внутренний путь художника, словно разгребавшего завалы безбожной русской жизни советского периода, о котором Свиридов с какого-то момента стал говорить, как о времени геноцида русского народа и православия… В своих записках великий композитор выступает как значительный русский мыслитель, острый публицист. Суждения его пронзительны, резки и глубоки, обусловлены сердечной думой, болью за Россию, русскую жизнь, русскую культуру. Читая Г.В. Свиридова, вспоминаешь и «Окаянные дни» И.А. Бунина, и «Мысли о России» Ф.А. Степуна, и «Опавшие листья» В.В. Розанова. Изданные близкими и исследователями уже по кончине композитора записки эти, по меткому замечанию одного из московских ученых, являют собой «свод глубоких и страстных размышлений о духовной жизни эпохи, и по тону они даже вызывают в памяти пламенное, бескомпромиссное слово протопопа Аввакума». Книга сразу стала библиографической редкостью, вызвала воистину шквал эмоций, что называется, с «обеих сторон», явившись внятным индикатором непреодоленного векового раскола в русском обществе, резко обострившегося в 1917 году. Валентин Распутин, развивая самоопределительную реплику Свиридова «воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться», высказал важную мысль: «Именно для того чтобы проложить дорогу Гаврилину, озвучить Есенина и Блока, заново прочитать Пушкина, подхватить умолкнувшие песнопения и молитвы, для того чтобы не закрался “пустырь” в души, и был “отставлен” Свиридов из XIX в ХХ век». И — о книге дневников русского гения: «Свиридов как мыслитель, наблюдатель, человек огромной культуры, не только русской, но и мировой, “расшифровал” для нас так много в искусстве, жизни, в известных личностях, событиях прошедших и текущих, даже в Родине нашей, которую, оказалось, мы знаем мало; так точно сказал он о красоте и таланте, о чистом и святом в художнике и вокруг него и так решительно отделил талант от соблазна, чистый порыв от модного искушения, что великой этой книге великого автора полагалось бы сделаться настольной для всякого, кто еще не предался окончательно чужим богам в понимании прекрасного в искусстве»

http://pravoslavie.ru/104588.html

  разделы   рассылка  распечатать Ольга Богданова Андрей Золотов: " Лучше шествие с Патриархом, чем русский марш! " Источник:  Татьянин день 360 лет назад день Казанской иконы стал государственным праздником в память об изгнании из Москвы интервентов. Потом вместо него начали отмечать " красное " 7 ноября. В 2005-м появился 4 ноября – День народного единства Андрей Золотов, главный редактор сайта Russia Profile, ответил на вопросы " ТД " по поводу нового праздника. " Задача Церкви – не поддаваться требованиям политиков " – 4 ноября Патриарх Кирилл возглавит шествие от Казанского собора на Красной площади до " Манежа " , в котором примут участие послы и делегации из стран СНГ. Но ведь это не крестный ход, для чего нужно присутствие Предстоятеля Русской Церкви? Создается впечатление, что Церковь хотят использовать, чтобы объединить страны бывшего СССР... – Нынешний Патриарх Кирилл еще будучи митрополитом Смоленским и Калининградским стал одним из инициаторов превращения дня Казанской иконы Божией Матери в общенациональный праздник. Поэтому очень логично, что он участвует в торжествах. Что касается мнения о том, что власть пытается использовать Церковь в деле политического объединения государств, то это было всегда. Задача Церкви – не поддаваться требованиям политиков. На сегодня Православная Церковь – единственная значительная сила, влияние которой простирается на всю территорию бывшего СССР. В разных странах оно различно, есть ряд сложностей. Но, например, недавняя поездка Патриарха Кирилла на Украину показала, что даже в регионах, в которых сильны антимосковские настроения, есть очень многочисленная и воодушевленно настроенная паства Московского Патриархата. Почаевская икона: укрепление связей с Украиной – Почаевская икона никак не связана с днем 4 ноября. Непонятно, почему именно ее было решено привезти в Москву на выставку, посвященную Дню народного единства. – Она действительно никак не связана с днем 4 ноября. Дело в том, что в последние годы на выставку-форум " Православная Русь " привозили чтимые иконы.

http://religare.ru/2_69851.html

Библиографические заметки: [Отзывы о брошюрах И. Саккелиона, изданных на греческом языке: «Точная история, каким образом крещен был русский народ», и «Неизданные богословские сочинения Никифора Феотоки " ] Источник Λι γησις κριβς πως βαπτ σθη τ των σσν θνος, κ πατμιακο χειρογρφου κδιδομ νη π Ι. Ζακκελ ωνος, πιμελτο τν χειροηρφων τς θνικς βιβλιοθ κης. Αθην. 1891. Το μακαρ ου Νικηφ ρου το Θεοτ κη πον ματα ερ νκδοτα, κ χειρογρφου τεχους τ ς τθv ικς βιβλιοθ κης κδ δοντος Ι. Ζακκελ ωνος, το κα πιμελητο τν ν ατ χειρογρφων. Αθην. 1890. Неутомимый исследователь памятников древней письменности своего народа, маститый греческий ученый Иоанн Саккелион, состоящий ныне на скромной, но симпатичной сему труженику и подходящей его преклонному возрасту, должности хранителя рукописного отдела при национальной библиотеке афинского университета, продолжает с замечательной энергией дарить и довольно часто историческую науку своими ценными изданиями. Правда, его издания всегда по объему невелики, так как первоначально помещаются в каком-нибудь из многочисленных ученых периодических изданий Афин, но они всегда обогащают историческую науку чем-нибудь новым, или же восполняют в ней существующие недочеты. Знаток патмосских рукописей, описание которых ожидалось учеными с живейшим интересом и ныне уже вышло в свет 1 , и замечательный библиограф г. Саккелион снабжает свои издания обширными и, по новости материала, весьма ценными примечаниями, благодаря чему его издания в глазах занимающихся греческими и византийскими древностями приобретают особенную ценность и значение. В настоящих библиографических замечаниях мы намерены остановить внимание русских читателей на двух его последних изданиях, полное заглавие которых мы выписали выше. Обе эти брошюры для нас русских не лишены и особенного значения, так как имеют непосредственное отношение к истории нашего отечества. I. Первая небольшая брошюра в 24 долю листа, в 23 страницы, с ценой в 50 лепт, т.е. около 16 коп. на наши деньги, касается интереснейшего вопроса нашей отечественной истории, а именно вопроса о крещении русских при св. Владимире. Несмотря на укоренившиеся предание в греческой церкви о том, что Русь была просвещена светом евангельского учения церковью константинопольскою, усвоившею себе с давних пор титул «матери», по отношению к церкви русской, именуемой ею официально всегда своею «духовной дщерью», византийская церковь , однако, никогда не могла выставить достаточно веских данных на те свои права, какие она предъявляла по отношению к русской церкви. Великое событие, как крещение бесчисленного русского народа, в душе византийских летописцев-анналистов не оставило никакого впечатления, и, как это ни странно, однако, факт, они об этом важном событии не сохранили даже сухих летописных замечаний. Факт во всяком случае весьма любопытный и наводящий на серьезные размышления...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Блендер глобализации перемалывал разнородное население планеты, создавая однородную массу, плохо говорящую на примитивном английском. Но что-то пошло не так… Унификация застопорилась. Машинка сломалась. Теперь, после скукоживания глобального рынка, неизбежно последует крах международной финансовой системы. Это лишь вопрос времени. Когда свершится неизбежное, в цене неимоверно возрастут самобытность, своеобразие, опричность (особость)… Ведь без этих качеств невозможно стать одним из полюсов многополярного мира. Культурная, языковая, религиозная субъектность — это ресурс, без которого не выжить в будущем мире. Великие методички прошлого, диктующие правила жизни, — Талмуд, Домострой, Камасутра, книги У-Цзин — были обращены к конкретным народам, формировали систему их понятий, давали ориентиры для обыденной жизни. Древнейшая тема: управление при помощи слов, а также движение слов в истории языка. Всё это крайне важно, не зря великий Сталин занимался вопросами языкознания и ввёл в политический язык ХХ века понятие " Русь " . Речь идёт прежде всего о первых словах Государственного гимна СССР, а также о титуле Московского патриарха, который до Сталина был " всея России " . Церковнославянское слово " ум " на современный русский язык переводится не иначе как " дух " . Поэтому: " умная молитва " , " умное деланье " и знаменитая Богородичная икона " Прибавление ума " . Отрезок времени в семь дней раньше именовался седмицей, что вполне логично. Этимология названия каждого дня вполне ясна. Вторник — от слова второй. Среда — средний, середина. Четверг — четвёртый. Пятница или Пяток — пятый. Суббота — от еврейского " шаббат " . А вот дальше был день, именуемый Неделя, ибо работать (то есть делать что-то) было в этот праздничный день запрещено по церковной традиции. После Недели шёл уже по-недельник. Теперь у нас неделя — это все семь дней, что, конечно, не способствует повышению производительности труда. Слово " прелесть " в традиционной русской культуре всегда имело крайне отрицательные коннотации. Ибо означало только одно: лесть, прельщение, обман. В современный русский язык это слово перескочило, полностью поменяв смысл: " Ах, какая прелестная девушка… " Может быть, первоначальный смысл остался где-то в глубине?

http://ruskline.ru/opp/2023/06/12/nam_nu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010