С.Б. Сорочан Книги, изданные русским фондом содействия образованию и науке Более подробную информацию о наших книгах (аннотации, оглавления, отдельные главы) Вы можете найти на сайте: www.s-and-e.ru История древней и средневековой Руси 1. Назаренко A.B. Древняя Русь и славяне. Из серии: Древнейшие государства Восточной Европы 2. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Античные источники Tom I./Подосинов A.B. (составитель). Под редакцией Джаксон Т.Н., Коноваловой И.Г. 3. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Византийские источники. Tom II./Бибиков М.В. (составитель). Под редакцией Джаксон Т.Н., Коноваловой И.Г. 4. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Восточные источники. Tom III./Коновалова И.Г. (составитель). Под редакцией Джаксон Т.Н., Коноваловой И.Г. 5. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Западноевропейские источники. Tom IV./Составитель A.B. Назаренко. Под редакцией Джаксон, Т.Н. Коноваловой И.Г. 6. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Древнескандинавские источники. Tom V./Глазырина Г.В., Джаксон Т.Н., Мельникова Е.А. 7. Монография: Древняя Русь в свете зарубежных источников./Под редакцией Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, Е.А. Мельниковой, A.B. Подосинова, Г.В. Глазыриной. 8. Столярова Л.В., Каштано С.М. Книга в Древней Руси (XI–XVI вв.). 9. Древнейшие государства Восточной Европы. Пространство и время в средневековых текстах./Ответственный редактор Глазырина Г.В. 10. Пашуто В.Т. Русь. Прибалтика. Папство, в серии: Древнейшие государства Восточной Европы. 11. Мельникоа Е.А. «Древняя Русь и Скандинавия» 12. Евсеева Л.М.: Аналойные иконы в Византии и Древней Руси. Образ и литургия. 13. Гимон Т.В.: Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси: Сравнительное исследование. История ХХ века, «холодная война», геополитика, военная история 14. Котельников В.Р. Отечественные авиационные поршневые моторы 1910–2009. 15. Степанов A.C. Развитие Советской Авиации в Предвоенный Период (1938 – первая половина 1941 года). 16. Люттвак Э. Стратегия: логика войны и мира./Перевод с английского, Edward N. Luttwak: «The Strategy: Logic of War and Peace».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Белая Русь и Россия: тернистый путь к единству К 225-летию воссоединения Белой Руси с Россией 15.12.2020 401 Время на чтение 9 минут Источник: Вместе с Россией В начале декабря 2020 года исполнилось 225 лет с того дня, как западнорусские (белорусские) земли после четырехсотлетнего польско-литовского католического владычества вернулись в лоно русской государственности и воссоединились с Российской державой. Этому знаменательному событию был посвящен историко-публицистический вечер «Белая Русь и Россия: тернистый путь к единству. К 225-летию воссоединения белорусских земель с Российским государством», который недавно состоялся в Минске. Вечер был организован Белорусским общественным объединением «Русь» (БОО «Русь») и проходил с соблюдением необходимых противоэпидемических правил. В мероприятии приняли участие ученые, политологи, представители патриотической общественности. Открыл мероприятие председатель БОО «Русь» Н.М.Сергеев, который поздравил собравшихся со столь знаменательной датой в истории Белой Руси и Русского мира. Отметил, что в конце 1795 года произошел окончательный возврат западнорусских земель в лоно русской государственности. Четыре столетия Западная/Белая Русь стремилась к общерусскому воссоединению, пройдя на этом тернистом пути через жестокие испытания освободительных войн и восстаний против польско-шляхетских угнетателей. А первым поднял знамя борьбы за свободу и русскость Западной/Белой Руси в 1385 году герой Куликовской битвы князь Андрей Полоцкий, выступив с оружием в руках против кабальной Кревской унии с Польшей. Завершила великое дело, начатое князем-воителем, ровно через 410 лет Императрица Всероссийская Екатерина II. «Отторженная возвратихъ» - медаль на воссоединение Белой Руси с Российским государством Известный в республике ученый и общественный деятель, доктор философских наук Лев Криштапович выступил с докладом «Польско-шляхетская перелицовка белорусской истории», в котором затронул злободневные вопросы искажения исторического прошлого Белой Руси.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/15/belaya...

[Назаренко А. В.] Основные научные труды А. В. Назаренко в 2009–2017 гг.   1. Древняя Русь и славяне: (Историко-филологические исследования). М., 2009 (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 г.). 2. «Зело неподобно правоверным»: Межконфессиональные браки на Руси в XI–XII вв.//Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. 2007. С. 269–283. 3. Изяслав (Димитрий) Ярославич//Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2009. С. 669–671. 4. К спорам о происхождении названия Киева, или о важности источниковедения для этимологии//Forma formans: Studi in onore di B. Uspenskij/A cura di S. Bertolissi, R. Salvatore. T. 2. Napoli, 2010. P. 85–99. 5. Митрополии Ярославичей во второй половине XI в.//Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. 2007. С. 207–245. 6. Немцы в окружении святителя Мефодия, архиепископа Моравского?//Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. 2007. С. 162–171 7. Несостоявшееся посольство папы Евгения III (1145–1153 г.) на Русь//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. 3(37). С. 81–82. 8. «Новороссия», «Великороссия» и вся Русь в XIII в.: церковные истоки этнополитической терминологии//Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. 2007. С. 246–268. 9. Об обстоятельствах учреждения Смоленской епископии//Великий Новгород и Средневековая Русь: Сборник статей к 80-летию академика В. Л. Янина. М., 2009. С. 468–481. 10. Памяти Людольфа Мюллера (05.04.1917 – 22.04.2009): [Некролог]//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. 3(37). С. 137–138. 11. «Слово на обновление Десятинной церкви» " – одно или два «Слова»?//Восточная Европа в древности и Средневековье. Автор и его источник: восприятие, отношение, интерпретация: XXI Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В. Т. Пашуто: Москва, 14–17 апреля 2009 г.: Материалы конференции. М., 2009. С. 231–236. 12.Территориально-политическая организация государства и епархиальная структура Церкви в Древней Руси (конец X –XII век)//Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. 2007. С. 172 –206. 13. Территориально-политическая структура Древней Руси в первой половине X в.: Киев и «Внешняя Русь» Константина Багрянородного//Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого Света: Материалы международной конференции, состоявшейся 14–18 мая 2007 года в Государственном Эрмитаже. СПб., 2009. С. 411–425. (Труды Государственного Эрмитажа. Т. 49).

http://sedmitza.ru/lib/text/8067916/

“Русь” и “Русская земля” в мировоззрении древнерусских книжников XI-XV вв. Фото С. М. Прокудина-Горского В науке, как отечественной, так и зарубежной, до сих пор не прекращаются споры о происхождении названий Русь, русский: варяжском, южнорусском, греческом и т.д. До конца не определены и понятия, этими словами обозначаемые. Не существует и единого мнения о формировании и значении концепта Русская земля. И я не ставлю перед собой целью разобрать в данной статье различные точки зрения на поставленные выше вопросы и выявить (на основе уже моего субъективного мнения) более предпочтительные ответы, поддерживая ту или иную научную гипотезу. Мне бы хотелось взглянуть на проблему, так сказать, “изнутри”, глазами древнерусских писателей, то есть, предпринять попытку рассмотреть генезис концептов русь/Русь и Русская земля в мировоззрении древнерусских книжников XI-XV вв. и попытаться выяснить, что же они сами вкладывали в эти понятия. «…ОТ ВАРЯГЪ БО ПРОЗВАШАСЯ РУСЬЮ…» Наиболее часто и концептуально осознанно понятия Русь и Русская земля используются в раннем русском летописании. И связаны они с общей историософской концепцией начальной русской истории, осмысленной через призму Святого Писания и изложенной древнерусскими книжниками в «Повести временных лет». Рассмотрим, когда же впервые используется концепт Русь и какое понятие вкладывает в него летописец. Древнейшая русская летопись, в недатированной части, начинает свое повествование с космографической теории расселения народов – потомков библейского Ноя праведного – после всемирного потопа: «По потопе трие сынове Ноеви разделиша землю, Симъ, Хамъ, Афетъ». Симу достались восточные страны, Хаму – «яся полуденьная страна», «Афету же яшася полунощныя страны и западныя», в том числе и «реки Десна, Припеть, Двина, Волховъ, Волъга». И здесь впервые летописец перечисляет народы, которые оказываются в Иафетовой части земли: «В Афетове же части седять русь (здесь и далее выделено мной. – А.У.), чюдь и вси языци: меря, мурома, весь, моръдва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, угра, литва… Ляхове же, и пруси, чюдь преседять к морю Варяжьскому. По сему же морю седять варязи…» .

http://pravoslavie.ru/jurnal/268.htm

Глава 14. Византия и Русь. Договоры. Путешествие св. Ольги в Константинополь Исходный пункт в вопросе о происхождении руси есть начальная русская летопись и византийские известия, из которых школы заимствуют средства к нападению и защите. А так как византийские известия старше русской летописи, то они имеют и большее значение в нашем вопросе. Древнейшие упоминания о руси относятся к первой половине IX в 353 . Любопытная особенность древнейших известий та, что в них русь представляется под властью кагана. Если сопоставить с этим то обстоятельство, что митрополит Иларион в похвальном слове Владимиру называет его каганом нашей земли, то отсюда получается следующий вывод: Русское государство существовало и прежде 862 г. под управлением кагана. Эта Русь, которую одни называют черноморской, другие поморской, иные киевской, совершала морские походы и опустошала берега Черного моря еще до основания норманнского господства в Новгороде. Далее целый ряд известий о Руси относится к походу Аскольда и Дира на Константинополь. Важность этих известий усматривается из того, что они идут от такого авторитетного лица, как патриарх Фотий 354 , и освещают события 865 и 866 гг. Но патриарх Фотий не думал, что через 1000 лет поднимется горячий спор о происхождении руси, и не сделал никакого намека на то, какая русь нападала на Константинополь: славянская или скандинавская. Известия Фотия заключаются в следующем. В одной беседе он говорит о руси: «Откуда разразился над нами этот иперборейский и страшный удар громовый! Вышло с севера войско, поднялись племена с крайних пределов земли. Слух не предупредил об их походе, неожиданно было появление их и причиненные нам страдания. Между тем сколькими странами и племенами и реками судоходными и морями, не имеющими гаваней, мы отделены от них?» В другой беседе характеризуется русь более типическими чертами. «Это народ неизвестный, не важный, народ, причисленный к рабам, не имевший значения, но получивший известность и прославившийся от похода на нас, ничтожный и бедный, но достигший высоты и обогатившийся, народ, где-то вдали от нас живущий, варварский, находящийся в кочевом быту, надменный своим оружием, беззаботный, упорный, не признающий военной дисциплины; этот-то народ быстро, во мгновение ока, как морская волна, нахлынул на наши пределы».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Сортировать по Исключить новости Русский Север – это был последний дом, последнее жилище былины. С уходом Кривополеновой совершился закат былины и на Севере. И закат этот был великолепен. Родина сказительницы Марьи Дмитриевны Кривополеновой – Река Пинега, приток Северной Двины. На Пинеге и в начале века двадцатого можно было увидеть деревянную Русь. Там во всем: в архитектуре, в одежде, в песнях, в домашнем быту – Русь, в лице граждан Великого Новгорода, освоила Север еще в четырнадцатом веке. Неграмотная, но любознательная Кривополенова рассказывала о продвижении Руси на Север так, как будто сама в тех походах участвовала: «Прежде на Двине, на Пинеге, на Мезени чудь жила: народ смугл и глазки не такие, как у нас. Мы – новгородцы, у нас волос тонкий, как лен белый или как сноп желтый. Мы, русские, еще для похода на Пинегу и карбасов не смолили, и парусов не шили, а чудь знала, что русь идет, – раньше здесь леса были только черные, а тут появилась березка белая, как свечка, тоненькая. Вот мы идем по Пинеге в карбасах. Мужи в кольчугах, луки тугие, стрелы переные, а чудь молча, без спору давно ушла. Отступила с оленями, с чумами, в тундру провалилась. Только девки чудские остались. Вот подошли мы под берег, где теперь Карпова гора. Дожжинушка ударил, и тут мы спрятались под берег. А чудские девки – они любопытные. Им охота посмотреть: что за русь? Похожа ли русь на людей? Они залезли на рябины и высматривают нас. За дождем они не увидели, что мы под берегом спрятались. Дождь перестал, девки подумали, что русь мимо пробежала: – Ах мы, дуры, прозевали! Для увеселенья и запели свою песню. По сказкам-то, никому во вселенной чудских девок не перевизжать. Выло утро, и был день. Наши карбасы самосильно причалили к берегу. Старики сказали: – Вот наш берег: здесь сорока кашу варила. Тут мы стали лес ронить и хоромы ставить… В эту пору здесь у водяного царя с лешим царем война была. Водяной царь со дна реки камни хватал и в лешего царя метал. Леший царь елки и сосны из земли с корнем выхватывал и в водяного царя шибал. Мы водяному царю помогали. И за это водяные царевны не топят ребятишек у нашего берега…

http://pravmir.ru/marya-dmitrievna-krivo...

Состоялась пресс-конференция, посвященную выставке-форуму «Православная Русь – к Дню народного единства» Москва, 23 октября 2006 г . 20 октября в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция, посвященная пятой выставке-форуму «Православная Русь – к Дню народного единства», которая пройдет в Москве в Выставочном комплексе «Экспоцентр» 1-4 ноября. Пресс-конференцию возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . Помимо этого участниками встречи с журналистами стали: председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев, генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата С.Ю.Житенев, заместитель председателя Оргкомитета общецерковной выставки-форума «Православная Русь», президент выставочного объединения «Рестэк» С.Н.Трофимов, первый заместитель генерального директора ЗАО «Экспоцентр» Н.Н.Гусев. Организаторами выставки являются: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Паломнический центр Московского Патриархата, Выставочное объединение «Рестэк». Соорганизатором этого общественного форума стал ЗАО «Экспоцентр». Выставка «Православная Русь» - это российский общецерковный проект, который на протяжении четырех лет успешно проходит в таких городах, как: Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Красноярск. «До 2006 года выставка «Православная Русь» проводилась зимой и была частью Рождественских праздничных мероприятий, - сказал в своем выступлении митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. – Однако в этом году, по многочисленным просьбам участников, было решено перенести проведение форума в послепасхальное время: на конец мая – начало июня». Как отметил Владыка Кирилл, проведение выставки в ноябре в преддверии праздника Дня народного единства – это новация. Ведь в этот новый российский праздник заложено не только воспоминание об историческом событии, но в центре празднования также находятся «размышления о дне сегодняшнем».

http://pravoslavie.ru/18978.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Если не изменимся – светлого будущего у нас не будет» В Химках прошел молодежный съезд «Святая Русь 2050» 01.07.2021 997 Время на чтение 3 минуты Фото: Денис Шевчук 28 июня в Химках прошел молодежный съезд «Святая Русь 2050». Мероприятие прошло на свежем воздухе с соблюдением установленных санитарных ограничений. На съезде были представлены проекты движения (святаярусь2050.рф) и их координаторы. Иващенко Даниил, лидер МОД «Святая Русь 2050»: «С детства я стал увлекаться историей нашей страны и народа. Читал про подвиги наших великих предков, построивших великую культуру и империю. Почему мы делаем аборты, а не рожаем детей? Курим и пьём, вместо того, чтобы заниматься спортом? Не знаем историю России, но при этом знаем героев американских сериалов? Я не мог спокойно смотреть на всё то, что происходит в моей стране. И поэтому в 2019 году собрал своих друзей и товарищей и мы создали молодёжное общественное движение " Святая Русь 2050 " . Святая Русь – это наша история, ценностный код русского народа. 2050 – это наша дорожная карта на 30 лет. Надо понимать, что если мы сами не изменимся, не станем лучше, то никакого светлого будущего у нас не будет. Можно сколько угодно говорить про коррупцию и необходимость борьбы с ней, но пока каждый из нас не перестанет давать взятки или воровать – ситуация не изменится. Можно сколько угодно говорить о том, что у нас проблемы с демографией, но пока мы не начнём рожать много детей – ситуация не изменится. Можно кричать о том, что у нас в стране не заботятся об экологии, но пока каждый из нас не перестанет кидать мусор мимо урны, оставлять его в лесах и загрязнять реки, ситуация не изменится». В рамках проекта «Правильные тетрадки» школьники могут узнать про героев России и прочитать «Кодекс юношей и девушек Российской Федерации». Юноши и девушки России: 1. Являются ответственным гражданами Российской Федерации; 2. Продолжают и преумножают славу русского народа; 3. Хранят верность Отечеству;

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/01/es...

Глава 22. Русь и Византия в конце Х в. 521 К концу X в. языческая Россия порывалась к Византии всеми необузданными влечениями своей беспокойной природы. Столица империи не раз дрожала перед русскими полками. Составилось убеждение, перешедшее в мистическую литературу, что городу не устоять и что в конце концов он будет взят Русью. В многочисленных церквах наполненного святынями Цареграда читали акафист Богородице, восхваляя оказанную против русских помощь и умоляя о спасении против новых нападений. Святослав дал новое направление походам руси на Константинополь, показав, что при лучших обстоятельствах можно подойти к Константинополю с суши, и притом с болгарами. Но Русь врывалась в Византию не только своими завоевательными стремлениями, она давала о себе знать и некоторыми человечными сторонами: желала во что бы то ни стало установить правильные торговые сношения, выхлопотать привилегии для обмена своих произведений на греческие, интересовалась устройством быта и в особенности верой. Что же думала тысячелетняя империя и ее мудрые патриархи, цари и вельможи об юном народе, который так настойчиво привлекал к себе внимание их? Уж не в том ли вся тайна дипломатии византийской – подкупать и вооружать один варварский народ против другого и строить свое благо на погибели слабейших? Нет, Византия нашла другие средства укротить Русь. Она медленно шла к своей цели и без оружия достигла того, что Русь принесла ей повинную голову и поступилась своими широкими политическими притязаниями. В византийской литературе я не знаю более изящного выражения той мысли, что культура и духовные преимущества нации в конце концов всегда возобладают над варварством и дикой силой, как следующее место просвещеннейшего эллина XII в. Михаила Акомината. Приводимые слова имеют в виду латинян, завоевавших Константинополь и Грецию в 1204 г. «Запустели города, в которых водились хоры муз и властвовала фемида и процветала философия. Но нам не следует предаваться унынию и ограничиваться сетованиями. Те, которые считают себя нашими повелителями, столько же понимают в словесном искусстве, как ослы в музыке. А мы не будем забывать философии и не перестанем украшать себя добродетелью и образованностью: в этом мы найдем действительное средство властвовать над нашими повелителями, как над дикими зверями. Захватив крепости и замки, они думают повелевать посредством насилия, отнимая у нас имущества и пищу. Но там не может быть надежного и прочного господства, где победители не обладают ни природными, ни приобретенными преимуществами. Никто же не скажет, что львы, леопарды или волки властвуют над людьми, хотя бы они когтями и зубами достигали того же, чего и наши повелители. И никогда не удастся им вполне победить нас, хотя бы они присвоили себе все наши стяжания, хотя бы оставили нас нагими или коснулись бы самой плоти нашей!»

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Несчастные жертвы роковых ошибок русской политики» Угорские русины на страницах газеты «Прикарпатская Русь» (Львов, 1914–1915 гг.) 06.09.2023 412 Время на чтение 9 минут Источник: Наука Вера Культура Угорские русины (Источник: Аннотация В статье проанализированы материалы львовской русофильской газеты «Прикарпатская Русь» (1914–1915 гг.), касающиеся угорских русинов (автохтонного населения региона, который сегодня в основном охватывает территорию Закарпатской области Украины). Описанные авторами процессы этнокультурной инженерии, объектами которой были русины, позволяют глубже понять историю этого края. Газета «Прикарпатская Русь» издавалась с 1909 г. во Львове на русском литературном языке и была одним из основных печатных органов местных русофилов. С началом Первой мировой войны газета была запрещена властями Австро-Венгрии, но вскоре стала выходить в Киеве. С сентября 1914 г. по июнь 1915 г., когда Львов находился под контролем российской армии, в городе был возобновлен выпуск газеты «Прикарпатская Русь». Она считалась официальным изданием «Русской народной организации», редакторами являлись М. Гнатишак и Ю. Яворский. В газете освещались вопросы, касавшиеся положения в Галиции, репрессивных действий властей Австро-Венгрии по отношению к своим подданным – носителям общерусского сознания накануне и в годы Первой мировой войны, природы украинского национального проекта. На страницах издания нашла отражение и проблема Угорской Руси (современная Закарпатская область Украины), входившей в венгерскую часть монархии Габсбургов и с началом войны являвшейся прифронтовой территорией. Местное население чаще всего именовало себя этнонимом «русины»/«русские», в литературе встречались и иные термины (в частности, «угрорусы»). В выпуске газеты от 22 сентября 1914 г. была помещена небольшая заметка об Угорской Руси. В то время виделась реальной перспектива скорого овладения регионом русской армией. Автор статьи сообщал о том, что местное восточнославянское население подверглось серьезной мадьяризации: «В настоящее время угрорусские земли имеют несколько иной облик.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/06/nescha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010