274–276. Равноапостольный наш просветитель и его святые дети-мученики I Ровно 900 лет прошло с того дня, как в уединении своих княжеских хором, близ Киева, на Берестове, тихо почил славнодержавный просветитель земли Русской, ее красное солнышко – князь Владимир. Горько оплакивала его кончину родная ему Русь, которую он сделал православною, для которой он был отцом, заступником, наставником и кормильцем. Это был ее первый князь – носитель русского идеала государственной власти, человек с истинно русской душой; широкая, как говорится, русская натура, в высшей степени добрый, великодушный, не способный входить в сделки со своей совестью, кривить душою: он горячо любил свою Русь и умелою рукою поставил ее на назначенный Богом исторический путь. Весьма благовременно и поучительно вспомнить его жизнь и деяния, особенно в наши дни, когда наша Святая Русь всею мощью своего духа отстаивает свои вековые устои, заложенные святым ее просветителем, – напомнить его святые заветы родному народу на все роды родов. Как восходу солнца предшествует сияние зари, так в нашей истории князю Владимиру предшествовала его приснославная бабка, благоверная княгиня Ольга. Окриленная, по выражению церковной песни, крилами Богопознания, она взлетела духом превыше видимой твари, и, познав истинного Бога, всем сердцем желала просветить истинною верою не только своего воинственного сына Святослава, но и весь Русский народ. День и ночь молилась она, чтобы дал им Бог познать веру истинную. И услышал Господь молитву ее; правда, не слушал ее постоянно занятый походами сын, но добрым семенем пали на детское сердце внука ее, юного князя Владимира, ее рассказы о Христе Спасителе и в свое время вспомнились и принесли добрый плод. Князь Владимир был младший сын Святослава. По кончине матери, св. Ольги, Святослав, по своему обычаю, отправился в поход, а сыновей оставил княжить в особых для каждого уделах. Владимиру дал он Новгород, куда он и отправился с дядею по матери, Добрынею. И дядя, и новгородцы были суеверные и грубые язычники. В язычестве и возрастал Владимир; казалось, что святое семя веры, посеянное бабушкой, готово было совсем заглохнуть в нем, но Бог не допустил этому случиться. Его братья, по смерти отца, скоро поссорились, старший Ярополк убил второго – Олега; Владимир бежал за море к варягам, а Ярополк овладел Новгородом. Но Владимир собрал большую дружину из варягов и вместе с Добрынею пошел на Ярополка. На пути овладел Полоцком, здесь убил князя Рогвольда с двумя сыновьями, а дочь Рогнеду взял себе в жены. Оттуда двинулся он к Киеву на Ярополка, который и погиб в этой войне, а Владимир овладел Киевом и стал единодержавным властителем всей Руси. Это было в 980 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Закрыть itemscope itemtype="" > Державное строительство Последние слова митрополита Иоанна (Снычёва) были о том, что пока русский народ не преодолеет в себе беса разъединения, он успеха не добьется 02.11.2020 1241 Хорошо помню, как поразил меня этот заголовок статьи в газете «Советская Россия». Тогда меня, журналиста «Правды», казалось, трудно было чем-нибудь удивить. Но статью митрополита Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского я прочитал, как говорится, на одном дыхании. Все, о чём писал в ней неизвестный мне автор, чудесным образом откликнулось в моём сердце… В те трудные годы слома советской империи мне приходила мысль о создании газеты, которая бы отражала потаённую мечту нашего народа о справедливой и православной по духу государственной власти. Подтолкнул меня к этому размышлению специальный выпуск «Правды» «Храм Христа Спасителя», который мы с моим коллегой Владимиром Потаповым подготовили и издали 100-тысячным тиражом в 1991 году. Именно успех этой газеты у читателей и подсказал мне необходимость появления такого издания. Но чтобы говорить о державном строительстве со страниц газеты, нужно было найти соответствующее название для неё. И вот однажды, когда я укладывал спать моего сына младенца, неожиданно услышал раздававшиеся на кухне слова: «Это ты моя Русь Державная, моя родина православная!» Моя дочь рассказывала матери стихотворение Ивана Никитина, которое задали в школе. Эти слова ударили в самое сердце: «Русь Державная»! Вот оно, долгожданное название газеты! И тогда статья владыки Иоанна и слова поэта Ивана Никитина слились в одно целое. Помню, как на первой встрече с Патриархом Московским и всея Руси Алексием он, испытующе глядя на меня, спросил: «Почему вы решили назвать газету " Русь Державная " ?» Я, как мог, ответил на этот прямой вопрос и увидел, что Святейший Патриарх одобрил моё решение… Впоследствии мы неоднократно встречались с митрополитом Иоанном и откровенно беседовали на самые разные темы. Эти беседы проходили и в коммунальной квартире на Новокузнецкой, и в его резиденции в Санкт-Петербурге. Но всегда во главе этих бесед было «Державное строительство».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/02/de...

Закрыть itemscope itemtype="" > Еще раз об октябрьских событиях 1993 года Слово протоиерея Александра Шаргунова 05.10.2017 1225 Время на чтение 8 минут После моего выступления по «Радонежу» 4 и 6 октября 1993 года, которое было перепечатано рядом газет, я получил немало откликов. Тогда же еще в редакции газеты «Русь Державная» мне передали письмо Татьяны Васильевой из Челябинска. Оно, мне кажется, может представлять интерес для всех, и я приведу его целиком. Глубокоуважаемый о. Александр! — пишет Татьяна Васильева — Я прочла Вашу статью в новой газете «Русь Державная». Конечно, в ней выражена Вами глубинная суть происходящего в нашей стране, и в мире тоже. Но мне хотелось бы высказать Вам свое мнение о газете «Русь Державная». Я обрадовалась ее появлению, и все-таки, читая ее, я испытываю какую-то неопределенную неловкость. Все мы, православные, хотим видеть нашу Родину православной державой, но надо же быть трезвомыслящими людьми: много ли нас теперь, могущих составить такую державу? Вот я, например, за всю свою жизнь ни разу не имела настоящего общения с подлинно православными людьми (впрочем, и с просто верующими — тоже), и сейчас не имею. Мы, собирающиеся в храме на службы, не знаем друг друга, вернее, в каждом храме есть костяк общины, который живет своей, особой жизнью, прочие же все разобщены. Думаю, что за редким исключением подобное положение — по всей стране. Мы рассеяны среди безбожников, мы в рассеянии, как ветхий Израиль, за грехи отцов и наши грехи, но нам даже хуже, чем древним евреям, ибо мы — одиночки. Я не верю в возрождение России. Русский народ исчезает, как исчезли когда-то православные ромеи, Россия умерла, как некогда умерла Византия. Этому моему настроению способствовал также странный, загадочный сон, который я увидела вскоре после страшной октябрьской бойни. Разрешите мне рассказать Вам его, хотя говорят, пересказывать сны — это дурной тон, но все-таки выслушайте меня. Я мучилась и скорбела в те дни, мне было страшно и стыдно. В воскресенье 10 октября днем я прилегла дома отдохнуть, и незаметно уснула. Я увидела во сне наш Свято-Троицкий храм. Как всегда в нем было много людей, но на этот раз народ был всё какой-то нецерковный, таких во множестве встречаешь на улицах, в магазинах и прочее. Они стояли, плотно прижавшись к друг другу. Я зашла в храм, видимо, во время заупокойной ектении, но странное я услышала пение, хор пел странное, необычное песнопение: «Ныне упокой, Христе Боже, нас…» Я ушам своим не поверила, что они поют? «Ныне упокой, Христе Боже, нас» — нас, поют и поют, одно и то же, да так вдохновенно, слаженно, возвышенно — не так, как обычно у нас хор поет, оперными переливами. Тут выходит на амвон священник, и подает знак присутствующим, и весь народ начинает петь вместе с хором: «Ныне упокой, Христе Боже, нас». Священник дирижирует, а народ все поет и поет. Рядом со мной женщина грубо трясет своего ребенка, и приказывает ему: «Пой, пой!» — и несется над всеми: «Ныне упокой, Христе Боже, нас!»

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/05/ew...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Народный Собор» теперь и в Луганске 17 июня, в День всех Русских Святых, состоялась презентация Луганского отделения Движения «Народный Собор» Украины 20.06.2012 598 Время на чтение 3 минуты Промыслительным образом именно в день, когда мы празднуем духовное единство Святой Руси, произошло открытие отделения организации, которая тоже старается способствовать ее сплочению. К тому же Луганск расположен почти на границе Украины и России, является важным промышленным и культурным центром, расположенным на бывших землях Войска Донского. В этом месте давно назрела необходимость создания отделения «Народного Собора», вносящего существенный вклад в интеграцию искусственно разделенных частей Руси. Учредительное собрание прошло в центре города, в фешенебельной гостинице «Космос». В мероприятии приняли участие гости Луганска: председатель «Народного Собора» Украины Игорь Друзь, руководитель Белгородского отделения движения «Народный Собор» Петр Горбунов и его помощник Руслан Ляпин. Луганская же общественность была представлена активистами многих известных в городе и за его пределами организаций: Движение Владимира Мономаха «Русь», политический клуб «Альтернатива», «Русский союз Донбасса», «Здоровая Русь», «Родительский комитет Луганщины», «Общество Донских казаков», клуб исторической реконструкции «Дон» и др. Присутствовали представители духовенства, активные православные миряне. Присоединились к луганчанам соратники из близлежащих Донецка , Тореза, Алчевска, Красного Луча и Антрацита. Инициатором появления «Народного Собора» в Луганске стал председатель Движения Владимира Мономаха «Русь» Тихон Гончаров, который в своем выступлении отметил символичность начала деятельности Народного собора на Луганщине в день праздника Всех Русских святых, рассказал о мотивах выбора «Народного Собора» в качестве объединительной структуры патриотических сил Донбасса и призвал присутствующих к активизации совместных действий в деле восстановления нашего общего Отечества, возрождения нравственности, культуры, исторической памяти и справедливости: «Сегодня против всей исторической Руси идет война. Особый удар направлен на молодежь. Настало время, не смотря на какие-то второстепенные идеологические разногласия и личные амбиции, выступить единым фронтом в сражение за будущее Родины и наших потомков. Вместе за одно!»

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/20/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Проект «Украина» и Новороссия. Продолжение 17.10.2014 1023 Время на чтение 11 минут Первая часть . Документа под названием «проект Украина » возможно и не существует, однако, положения этого проекта являются неписанным законом для «настоящих украинцев». Это свод идеологических установок и практических указаний, собранных в течении нескольких веков. Рассмотрим их в хронологическом порядке. Историческая география утверждает, что государственного образования с названием «Украина» или «украинский» вплоть до 1917 года не существовало. А вот понятие «окраина» или «украйна» мы можем обнаружить ещё в ранних русских летописях. Но эти понятия относятся ко многим землям, расположенным по краям (границам) Руси: рязанская, смоленская, мещерская, мордовская, литовская окраина. И понятие это имело значение пограничья Русского государства. Ипатьевская летопись гласит: « Еха Даниил с братом и прия Берестий, и Угровеск, и Верещин, и Столпье, Комов и всю украину ». Такое обозначение «украины» как пограничной от поляков области Руси, теперь пытаются использовать для доказательства существования «Древней Украины». С XV века такое же понятие стало употребляться в Речи Посполитой («польская украйна»), и обозначало оно Поднепровье и Киевщину. Стефан Баторий свои универсалы рассылал старостам «на краине русской, киевской, волынской, подольской и брацлавской живущим». Излишне говорить, что в летописях нет ни одного упоминания об украинцах как народе. Волыняне есть, галичане есть, даже белые хорваты есть. А вот украинцев в летописях нет. Ещё одно название поднепровских земель «Малая Русь» впервые зафиксировано в 1347 году в послании греческого Императора Иоанна Кантакузина. Причём, родилось это название согласно греческой традиции. Так появились, к примеру, Малая Греция (Афины и Спарта) и Большая Греция. Значительная часть русских земель наименовалась Великой Русью. Другие части Древнерусского государства называли Белой, Чёрной, Червонной, Закарпатской и Малой Русью. Интересно, что Залесская (Владимирская Русь), некоторое время после монгольского завоевания, называлась «Чёрной» (податной), затем «Белой», и лишь со временем стала именоваться «Великой». С течением времени, и тоже под благодаря греческому влиянию, в названии произошла замена звука «у» на «о». «Русский» стал «Россом», а «Русь» стала «Россией». Позже на этой основе родились названия «Малороссия» и «Великороссия».

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чтобы восстановить Россию, нужен дух, нужна крепкая вера Слово к участникам научной конференции «Исторические основы возрождения Российской Империи» 02.06.2023 5081 Фото: vladivostok-eparhia.ru Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Приветствую Вас с берегов Тихого океана и поздравляю с Праздником Святой Троицы и началом Вашей замечательной конференции! Вы любите Россию и не напрасно собрались в этот Троицын день, чтобы обсудить исторические основы возрождения нашей Православной Российской Державы. Святая Троица – есть основа жизни России. Русь с Купели Днепра восприняла великую Тайну Святой Троицы. По образцу Святой Троицы наши великие цари и князья строили Русь, собирали ее из разрозненных земель и княжеств, преодолевая христианской любовью всяческие междоусобицы. Глубину сегодняшнего Праздника выразил знаменитый русский иконописец Андрей Рублев. Посмотрите на Икону Троицы Рублева! Скорбно смотрят своим взором Три Божественных Лика с Небесной высоты на мир, утопающий в грехах, на это звероподобное человечество и на нашу Россию. С Любовью Крестной Они взывают к нам. Преподобный Сергий Радонежский, Игумен и Собиратель Русской земли, прозревая духовные основы строительства России, Святой Руси, не напрасно назвал построенный своими руками храм в честь Святой Троицы. Он желал, чтобы по образцу Святой Троицы мы собирались, мирились, любили братской любовью друг друга и созидали свою Отчизну. Как Любовь Бога-Отца и Сына и Духа Святаго, должна быть любовь среди нашего народа и его правителей. По образцу Святой Троицы должны быть в любви и единстве Россия, Белоруссия, Украина и все народы, живущие на исторической территории Руси Великой. В тысячелетней истории Руси мы видим много основ, на которых зиждилось наше великое государство. Но о снова всех основ – это вера в Святую Троицу. Этим Россия жила, живет и будет жить. Все основы должны стоять на фундаменте Православной веры. Без Православия любые основы будут непрочными, рассыплются. Чтобы восстановить Россию, нужен дух, нужна крепкая вера. Отцы наши всегда шли на бой, на защиту Родины, жертвуя собой за Святую Русь и веру Православную, за Дом Пресвятой Богородицы. Этим духом Христовым была сильна Россия.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/02/ch...

< >< назад > ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ      ИСТОРИЯ УЧИТ, что времена общественных нестроений и смут особенно четко и ясно обнажают состояние народной души. Смута - отсутствие общепризнанных авторитетов и силовых механизмов контроля над общественным сознанием - дает полный простор для выявления истинных и ложных ценностей. Наносное и пришлое спадает, как шелуха, и сквозь хаос и разноголосицу мятущегося, обезумевшего времени проступают черты бессмертной народной души в ее неизменном стремлении к Небу, к покою и счастью религиозно осмысленного, Богоугодного жития.      Смута есть искушение, посылаемое соборной душе народа как дар, как мученический венец, дабы предоставить ему возможность явить силу своей веры, верность родным святыням и крепость духа перед лицом соблазнов и поношений, скорбей и недоумений, злобных нападок и разрушительной ненависти. Взгляните на русскую историю: в течение шести столетий после крещения Руси, ставшего отправной точкой в жизни державы, русский народ мужал и креп под сенью Креста Христова, под отеческим, пастырским надзором церковным. Шестьсот лет восходил он " от силы в силу " , преодолев родовые распри, княжеские междоусобицы, католическую агрессию на западе и татарское нашествие на востоке, осознав свое великое служение хранителя Истины, приведя в соответствие с ней все стороны народной жизни. И лишь после всего этого, достигнув в меру высокой христианской духовности, сподобилась Русь подвергнуться огненному искушению Смуты начала XVII века.      Тогда русские люди выдержали это испытание с честью. Обновленная Россия вышла из пламени Смуты окрепшей, закаленной и очищенной. Столь прочной оказалась эта закалка, что силам зла, ополчившимся на нашу страну, потребовалось более трехсот лет непрерывной кропотливой работы для того, чтобы повторно ввергнуть Русь в кровавый водоворот социальной катастрофы. И вот сегодня мы вновь стоим перед вопросом: как быть? Каким путем идти дальше? Где искать смысл нашего бытия?      Вопросы эти - важности первостепенной, ибо то, что происходит ныне на русской земле, - не ошибка " верхов " и не случайность. Это - яростный порыв бесовщины уничтожить Святую Русь в самых источниках ее, в душах людей русских. Это - дьявольские дела, попытка сатаны и приспешников его упразднить дело Христово, дело спасения человечества от тьмы страстей и рабства греху.

http://zavet.ru/book/ioanns05.htm

От парижского издателя «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4,4 ). Этим словом Господа нашего Иисуса Христа всегда руководились русские люди в старые времена. Этою Божественною мудростью была одухотворена и жизнь царя, помазанника Божия, и беднейшего пахаря. На этой великой основе воздвигалась, крепла и росла древняя Русь. Напомнить об этом и составляет главную задачу настоящей книги. Издавая ее, я более всего помышлял о русской молодежи, о тех, кто придет на смену нашему поколению. Нашей молодежи приходится расти в те времена, когда т. н. «культурное» человечество все более забывает «глагол, исходящий из уст Божиих», и смысл жизни своей видит только в заботах о «хлебе». По безумию своему люди, развращенные соблазнительными учениями XVIII и XIX веков, завершившимися иудо-социалистическим коммунизмом, все более и более погружаются в засасывающую тину материализма. Не хотят слышать они «Божественный глагол,» который единственно ограждает людей от озверения и нравственного одичания. Я хочу, чтобы молодежь поняла весь ужас замены основ христианства началами материалистической цивилизации. Я хочу, чтобы молодежь поняла всю красоту древней, одухотворенной Руси и сознавала, что воссоздать настоящую, старую Россию можно только на основах православия, и что блага житейские будут прочны, если жизнь государства и личная будет проникнута духовными, чистыми началами. Верю, что русская молодежь со свойственной ей чуткостью все это поймет и, поняв, не будет блуждать по кривым западным дорогам, а станет стремиться выйти на прямой, широкий, исконный русский путь. И даст Господь Бог нашему юному поколению узнать во всей своей красоте возрожденную Святую Русь. 15(28) июля 1929 г. Кн. М. Горчаков День памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, во крещении Василия. Вступление Преосвященный Димитрий, архиепископ Херсонский, в слове своем, посвященном святому равноапостольному князю Владимиру, говорит: «Откуда все, что есть лучшего в нашем отечестве, чем ныне более дорожим мы по справедливости, о чем приятно размышлять нам, что отрадно и утешительно видеть вокруг себя? От веры православной, которую принес нам равноапостольный князь наш Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

поиск:   разделы   рассылка Михаил Тюренков Русь изначальная Источник: Культура 10 ноября православные отмечают день двух святых, память которых напоминает нам о том, что Русская церковь охватывает не только Россию, но и весь Русский мир. Оба святых  – преподобный Иов Почаевский и святитель Димитрий Ростовский  – родом с территории современной Украины, но оба прославлены Церковью именно как русские святые. Сегодня среди верующих в России часто возникают вопросы: почему в современной церковной культуре – обычаях, иконописи, песнопениях – так много малороссийских заимствований? Почему так много московского (да и не только) духовенства имеет украинское происхождение? И почему, наконец, именно Украина вот уже несколько столетий находится на самом острие церковной политики? Чтобы ответить, необходимо совершить несколько исторических экскурсов. Начать стоит со времен Крещения Руси, когда киевский князь Владимир и прибывшее с ним в древнерусские земли византийское духовенство крестили в днепровской купели восточных славян. Исполнив завет своей бабки, святой равноапостольной княгини Ольги, великий князь привел в христианство тысячи русичей, на многие столетия определив наш цивилизационный выбор. Это впереди – княжеские усобицы и раздробленность, монгольское иго и новое возрождение Руси, уже Московской. А пока изначальная Русь едина, и это единство, а также духовное самоопределение русской государственности имело именно киевские корни. Экскурс второй относится к периоду воссоединения русских земель и освобождения от ордынской зависимости. Ни для кого не секрет, что в те времена русских государств было два. Великое княжество Литовское, куда входил Киев и которое с конца XIV века стало отходить от православия в католицизм, тем самым отдаляясь от русской цивилизации. И постепенно возвышавшаяся Москва, которая в XV веке взяла на себя имперские функции павшей Византии, став, по слову псковского старца Филофея, Третьим Римом. В это самое время произошло первое разделение Руси – киевляне и московиты, а также жители современной Белоруссии, именовавшие себя литвинами (не путать с современными литовцами), оставаясь русскими, постепенно разделились на малороссов, великороссов и белорусов. Разделение усугубилось печально известной Брестской унией 1596 года, когда целый ряд епископов православной Киевской митрополии, сохранив восточные богослужебные чины и обряды, присоединился к Римско-католической церкви .

http://religare.ru/2_97824.html

Предисловие Тысяча лет минуло уже, как великое славянское русское племя с 862 г., года призвания князей, начало обособляться в отдельный народ и стремиться к своей самостоятельной жизни. Спустя один только век после этого события, в 988 г., русский народ вступил в семью христианских обществ и начал свою государственную и общественную жизнь. С этого времени начинается первый период культурной жизни русского народа, период дружной и энергичной внутренней работы. Бедная раньше русская мысль обогащается приобретением новых для неё мировых и вечных истин, старается приблизить их к своему детскому пониманию и усваивает их своими младенческими силами. Юная русская жизнь с чисто детской отзывчивостью роднится с великими христианскими началами братства и любви, с полной готовностью отдаётся Небесному Идеалу и с искренним воодушевлением спешит забыть всё прошлое, греховное, спешит скорее стать ближе к Нему... Свежие силы, не сдерживаемые никаким внешним давлением, быстро растут под благодатным озарением небесной помощи, быстро перерабатывают богатство, принесённое святым крещением, молодой организм крепнет, и там, где так недавно ещё по девственному пространству бродили полудикие кочевники, – там во всём величии обрисовывается теперь великая христианская русская церковь . И эти начала, добытые согласным взаимодействием юных естественных сил и благодатных даров св. крещения, быстро идут вперёд в своём развитии, рельефно оттеняя тип русского христианина, пока, наконец, не встречают решительной преграды своему дальнейшему росту, обрушившейся на Русь с такой неожиданностью в 1223 г. в форме наступившего потом мрачного и крайне тяжёлого ига диких выходцев Азии – монголов. Правда, Русь долго ещё потом жила своими прежними, коренными русскими началами, но спокойное, ровное и прямое течение вперёд русской мысли и русской жизни теперь было нарушено, и духовное развитие русского народа на христианско-русских началах с этого времени подвинулось вперёд уже не далеко. За то, с этого же времени Русь стала доступнее и, скажем более, пассивнее ко всему пришлому и чужому и в умственном, и в житейском быту, пока, наконец, различные внешние давления окончательно не сбили её с её прямого пути и не заставили её блуждать по чужим окольным дорогам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010