Глава 1. Появление христианства на Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир. Начало Русской Церкви. 1988 году русский народ праздновал тысячелетие Крещения Руси святым равноапостольным великим князем Киевским Владимиром, но о христианстве наши предки знали гораздо раньше. Проникновение христианства на Русь. В IV в. св. Иоанн Златоуст писал о Христианской Церкви на берегах Азовского моря, а в IX в. там уже была митрополия, то есть большой и хорошо организованный церковный округ, связанный с Константинополем. Христианство было проповедано и в греческих колониях в Крыму. Эти колонии вели живую торговлю со славянскими племенами, расселенными по «великому водному пути из варяг в греки», который проходил от Балтийского моря до Днепра и по Днепру к Черному морю. Среди варягов и восточных славян (россов – как их называли греки, отсюда и нынешнее название нашей страны) некоторые, оказавшись в Византии по торговым делам или даже попав в плен во время войн Руси с Византией (в 860, 909 и 911 гг.), становились христианами. Затем они приносили христианскую веру на Русь. Христианкой стала и бабушка князя Владимира – святая великая княгиня Ольга (правила в 945–957 гг., ум. 969). К этому времени в Киеве была своя христианская церковь во имя Пророка Ильи. Княгиня Ольга, смелая и решительная, верная языческому закону, жестоко отомстила за смерть своего мужа, великого князя Игоря, убитого древлянами за непомерное обложение их налогами. Мы не знаем, как и когда тронула ее душу христианская проповедь. Сохранились летописные сказания о ее мудром и справедливом правлении родной землей и о том, как она поехала в Константинополь, была торжественно принята императором и там крестилась. Вернувшись в Киев, княгиня Ольга пыталась обратить в христианскую веру своего сына, великого князя Святослава (942–972, самостоятельно правил с 957 г.) но он, воинственный и суровый, отказался креститься, говоря матери: – Если я приму твою веру, моя дружина меня засмеет... Принятие христианства великим князем Владимиром . Внук княгини Ольги и сын Святослава, Владимир , стал Киевским великим князем в 979 г. после долгой и упорной борьбы со старшим братом Ярополком. Известно, что после своей победы он торжественно благодарил языческих богов и поставил их деревянные изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ваша молитва оберегает восточные рубежи Руси» Поздравление митрополиту Владивостокскому и Приморскому Вениамину с 80-летием от Центра «Берег Рус», «Русской народной линии», «Русского Вестника» и «Руси Державной» 08.11.2018 1423 Время на чтение 3 минуты Ваше Высокопреосвященство! Дорогой Владыка! Вы родились на самом востоке Руси. Сюда, на восток обращены алтари всех православных храмов России. На восток веками идет наш народ. На Восток - к Солнцу Правды – Христу. Что есть Восток в библейском понимании? На востоке находился утраченный человеком рай; от востока совершится Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю (Мф.24:27); Сам Господь именуется Востоком свыше (Лк.1:78). На востоке зажглась Вифлеемская звезда, возвестившая человечеству о великом событии во Вселенной – Рождестве Христовом. Наша Русь развернута лицом на восток и обращается к встречающимся на ее пути народам с проповедью Христовой. В этой проповеднической обращенности Руси к востоку мы видим, какое особое значение обретает жизнь православных христиан, живущих на восточной окраине нашего Отечества. Это особое служение Христу и своей земной Родине – России. Это исповедническая жизнь перед многочисленными народами Азии, еще не познавшими в глубине своей Христа. В двадцатилетнем возрасте Вы покинули родные дальневосточные края. По Божьему благословению переехали в Москву , в Троице-Сергиеву Лавру. Там долгое время Вы жили, молились, учились и преподавали в Московской духовной академии и семинарии. И вот в 1992 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, вновь возвратились на Восток – в богоспасаемый град Владивосток. Вернулись уже в епископском сане. Предстояло много и много трудов в новой епархии, серьезно пострадавшей за десятилетия безбожия. С помощью Божией, Вашими молитвами и трудами, усилиями всех, кто трудился вместе с Вами, епархия Владивостокская возродилась. И с востока Руси вновь послышалось духовное Слово, восхваляющее Бога, Русь Святую и русский народ, дошедший до тихоокеанских берегов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/08/va...

Закрыть itemscope itemtype="" > Годеновский Крест: «портал» в Святую Русь открыт Доклад на Оптинском форуме 2023   17.11.2023 210 Время на чтение 11 минут Источник: Никольский Монастырь и подворье в Годеново Наш мир и Россия сегодня – в тесной и сложной связи – беременны будущим. На первый взгляд, это звучит как трюизм. Каждый век, каждый год, каждый миг порождают из себя будущее, немедленно становящееся прошлым. Но бывают особые поворотные точки в истории, когда слово «будущее» звучит как вызов – с гамлетовским акцентом: быть или не быть. Россия, в ее сакральной проекции, резонирующая между Святой Русью – образом Небесного Иерусалима и адом на земле, ныне, как никогда, являет собой надежду человечества. Надежду на что? Отнюдь не на земной рай «светлого коммунистического завтра», которым облыжно смутила умы и сердца людей на разных континентах век назад. И, прежде всего, была смущена, обольщена сама в значительной части русского народа. Надежда наша на спасение — не «научно» рассчитанное, а чудесное спасение с Божьей помощью – от той адской тьмы, в которую на наших глазах погружается мир. От того геенского пламени, который уже зримо лижет страны, целые регионы и людские сообщества. Конец истории не по Фукуяме, а по Иоанну Богослову явственно брезжит на горизонте в зареве горящей Газы, в донецких пожарах и братоубийствах, в европейских уличных беспорядках. И все это в обрамлении радужной ЛГБТ-заразы, явной уже сатанической шизофрении, охватившей западный мир. Понимающие и чувствующие знамения люди, прежде всего, христиане, смотрят на это скольжение к бездне с двояким чувством. С одной стороны, нельзя не сокрушаться об ускорении истории к концу времен: безумие – явление печальное. С другой – по известной присказке: чем «гуще мрак, тем ближе Христос». Предикаты можно поменять местами. Но есть и третий ракурс взгляда на происходящее: мы не можем безучастно наблюдать и ждать развязки, даже не пытаясь действовать – мол, все уже предопределено и мы тут бессильны. Русский народ в этом смысле всегда сочетал в себе тройное мировосприятие: при глубокой эсхатологичности – здравый позитивный взгляд на происходящее и императив действия: спасти то, что можно спасти в мире ближнем и «дальнем», до конца бороться «за други своя», противостоять злу силою. Силою оружия и оружием молитвы.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/17/godeno...

Закрыть itemscope itemtype="" > За национальное возрождение России! Православные общественные организации призывают принять участие в митинге 4 февраля на Поклонной горе 03.02.2012 881 Время на чтение 4 минуты Накануне патриотического митинга на Поклонной горе, намеченного на завтра, 4 февраля, руководство народного движения «Святая Русь», «Союз православных граждан» и Центральный совет Ассоциации родительских комитетов и сообществ России «АРКС " », учрежденной в Казани, выступили с заявлениями. Народное движение «Святая Русь» в лице своего председателя Василия Бойко-Великого, призывает всех, кому дорога судьба Отечества прийти 4 февраля к часу дня на Поклонную Гору в Москве и выступить против «оранжевых» революций. «Дорогие братья и сестры! Наше благословенное Отечество вновь стоит на пороге смутного времени. Власть теряет устойчивость. Авторитет и поддержка правящей партии падают. Это - прямое следствие отсутствия национальной идеи, объединяющей наш российский народ в одно целое, это последствие запредельной коррупции и казнокрадства многих чиновников! Но это не единственное, что угрожает нашему Отечеству. Пагубные идеи западного либерализма, которые однажды, в 1917, уже привели к падению Российской Империи, продолжают разрушать наше общество. Многие наши сограждане, которые так же, как и мы, не могут смириться с тотальным жульничеством и воровством, с коррупцией в органах власти, " ведутся " на призывы прозападной оппозиции и коммунистов, жаждущих реванша. Не задумываясь при этом о страшных последствиях " оранжевых " революций и массовых народных волнений», - говорится в заявлении. «Что же нам делать в этой ситуации, на пороге нового смутного времени? Мы видим только один выход. Русский народ должен обратиться к своим историческим ценностям и корням. К своей вере - Православию. И снова вспомнить слова Столыпина: " Нам не нужны великие потрясения. Нам нужна Великая Россия! " . В интересах всех честных людей, которые считают Россию своей Родиной - покончить с коррупцией и казнокрадством. Но сегодня есть задача и более насущная - это предотвратить хаос и распад страны. Поэтому сейчас, в условиях реальной угрозы дестабилизации, мы должны поддержать Владимира Путина», - призывает В.Бойко-Великий.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/02/03/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Июль – крещенский месяц Руси-России Размышления ветерана войны и труда Геннадия Колдасова 21.07.2022 506 Время на чтение 4 минуты Фото: из личного архива автора Из «Повести временных лет» желающие могут узнать: «Пошли Аскольд и Дир войной на греков. Осадили Царьград двумя сотнями кораблей. Царь же греческий всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви Святой Богородицы во Влахерне. Вынесли они с песнями Божественную ризу Святой Богородицы, и омочили в море её полу... Тут внезапно поднялась буря с ветром, встали огромные волны, разметало корабли русских язычников и переломало их, так что не многим из них удалось вернуться домой». Это был мощный духовный толчок для русских к осознанию истинного Бога. Аскольд и Дир с частью своего народа крестились, и из Царьграда на Русь был направлен епископ. Так состоялось согласно летописи первое крещение Руси-России. Православный человек, конечно, отдаст должное князьям Аскольду и Диру. Наше второе крещение произошло при великой княгини Ольге. Княгиня прибыла в Царьград с большой свитой, не как противник греков, но как посол большого славянского царства на севере. Ольга счастливо там окрестилась, Сам Константин Багрянородный был её крестным. Он с готовностью приял её в Православное царство Христа. Так породнилась со Святою Троицей Русь через Ольгу! Княжна Гостомысловского рода опиралась в своём духовном устремлении и на духовно-государственные деяния князей Аскольда и Дира. Она заявила о себе, как дщерь великого православного народа, заложившего духовные и общественно-государственные основы своего будущего общественного развития. Базарно-западный мир княгиня Ольга научилась правильно понимать с юных лет не понаслышке, как и его лживость почти во всём: в улыбках, договорах, словах и передышках и церемониях. Внемли сосед, брат, внук, соратник православной мудрой Ольги. Торги, сладкие слова, деланные дружелюбие и игры с Западной ордой страшнее, чем игра с огнём. Нам хранить Христову Веру Ольга завещала! Все козни ворогов нещадно сокрушала. Чтоб в нужной форме боевая руссов сила прибывала, и Русский дом всё боле креп историей побед и веры всё боле украшаясь!

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/21/iy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крещение Руси: заря новой цивилизации 27.10.2008 730 Время на чтение 14 минут Сегодня, «благодаря» не преодоленным пока «достижениям» советской власти, Церковь до сих пор отрезана от школы и армии, лишена множества своих святынь - даже таких древних и знаковых, как Софиевский храм, построенный еще Ярославом Мудрым. Общество пока во многом расцерковлено, ритм жизни православных постов и праздников еще не определяет стиль жизни многих семей на Украине , как это было еще каких-нибудь 90 лет назад. Увы, этот стиль сегодня нередко задают низкопробные глянцевые журналы да пошлые телепередачи. Поэтому иные люди у нас искренне не понимают, чем было для Руси ее Крещение, чем был приход христианства на Русь, какие колоссальные изменения в жизни людей и государства принес приход новой веры. Хотя, на самом деле, для понимания этого судьбоносного события вовсе не обязательно быть воцерковленным православным человеком. Даже не обязательно быть крещеным в нашей вере. Достаточно быть просто умным и честным исследователем. Таковым был, например, английский историк и культуролог А.Тойнби (1889- 1975). Благодаря колоссальной эрудиции и вдумчивому подходу к истории, он понимал, что у всякой цивилизации есть свой «каркас» - основа, фундамент, на котором и строится все его здание. Именно таким фундаментом Руси он считал Православную веру, которая на тысячелетие вперед определила тип ее государственности, экономический уклад, тип семьи. Русь создана монахами и благочестивыми князьями. Русский и украинский литературный язык, письменность, формы архитектуры и живописи были сформированы под решающим воздействием Православия. Современный человек, помешанный на внешнем, и не замечающий значения внутренней работы, в массе своей не способен понять значения незаметной работы древних и новых молитвенников, тихо и незаметно созидающих государство. Многие люди, выросшие на догматах марксизма, или же впитавшие похожие на них либеральные постулаты, могут возразить, что главное, мол, это экономика, что это якобы базис, а все остальное - надстройка.

http://ruskline.ru/analitika/2008/10/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Культурно-просветительская деятельность Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в конце XX – начале XXI веков 12.03.2014 753 Время на чтение 21 минут 22 февраля в петербургском Александровском Императорском лицее прошла научно-практическая конференция «Русский вопрос в XXI веке: сохранение народонаселения », организованная Собором православной интеллигенции Санкт-Петербурга. Продолжаем публикацию докладов конференции. Вскоре после своего возрождения в середине 1990-х гг. важнейшая православная обитель Северо-Запада России Александро-Невская Лавра вновь стала духовным центром города св. ап. Петра, развернув широкую церковно-просветительскую работу. В 1996 г. был создан мужской хор обители. Его основателем и первым регентом был священник Димитрий Дашевский, с 2000 г. регентом служил Б. Саценко. Хор Лавры принимал участие во многих фестивалях духовной музыки и выступал с сольными концертами с сольными концертами. С 1997 г. обитель активно участвует со своим разделом в ежегодных Всероссийских выставках «Православная Русь», проходящих в Михайловском манеже Петербурга, за что неоднократно была награждена грамотами. В марте 2002 г. паломническая служба Лавры была представлена на московской выставке «Монастыри и паломничество», а в январе 2004 г. обитель наградили почетным дипломом за участие в общецерковной выставке «Православная Русь» в Москве . Многочисленные выставки - «Монастыри Санкт-Петербургской епархии», «Православие, армия и флот» и др. проходили и в стенах самой Лавры. В 1999 г. иеромонах Сильвестр (Кирсанов) был назначен руководителем монастырской службы по взаимодействию с храмами св. кн. Александра Невского за пределами России, и 15 мая этого года была принята рассчитанная на 10 лет программа сотрудничества Лавры с кафедральным собором св. кн. Александра Невского в Таллинне. Она предусматривала совместные богослужения, обмен паломническими группами, проведение лекций лаврским духовенством в воскресной школе собора, обмен хорами и художниками-иконописцами. В рамках этой программы насельники монастыря в мае 2000, ноябре 2001 и в мае 2003 гг. участвовали в богослужениях и церковных торжествах в Эстонии. Активное взаимодействие осуществляется и с общинами Александро-Невских храмов многих других стран.

http://ruskline.ru/special_opinion/kultu...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ощущаешь, что это всё Русь…» Совершая свое большое путешествие через всю Россию, от Балтики до Тихого океана, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов добрался до Владивостока 19.07.2019 1488 Время на чтение 7 минут На острове Русский на скалистом берегу у могучих тихоокеанских волн состоялся семинар-совещание Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус» с участием благополучно добравшегося до восточных пределов России Анатолия Дмитриевича Степанова, главного редактора РНЛ. Анатолий Дмитриевич представил предварительные выводы и размышления о своем большом путешествии из Санкт-Петербурга во Владивосток. В частности, он рассказал о посещении Екатеринбурга, обратив внимание на «тяжёлое наследие города». И далеко не случайно именно в этот город была привезена приговоренная к кровавой расправе Семья Святых Царственных Мучеников. «Этот город был наиболее приспособлен для совершения страшного злодеяния. Не только потому, что там всем заправлял личный друг Свердлова – Голощекин. Тогдашний Екатеринбург – это один из крупных центров раскольничества, для которого было характерно враждебное отношение к Романовым и к российской государственности. Там Государь сочувствия даже среди русских не мог найти. Это был и центр каторжного труда, где было много людей бандитствующего плана, которые выселялись в Екатеринбург и его окрестности…», - рассказывал Анатолий Степанов. Анатолий Дмитриевич напомнил пророчество Иоанна Кронштадтского, произнесенное святым пастырем примерно в 1908 году перед делегацией пермских купцов: «Над Пермью чёрный крест». «А тогда Екатеринбург был частью Пермской губернии, и впоследствии Пермская губерния стала местом ритуального убиения Российского Царского Дома. Там и Алапаевск, и Пермь, и Екатеринбург. И эти смыслы никуда не делись. В советское время они, может быть, видоизменились, - делился своими наблюдениями главный редактор РНЛ. - Я думаю, не случайно и Борис Ельцин оттуда. Не случайно у него был такой инфернально-разрушительный пафос. Ведь он по природе своей был человеком, который был способен эффективно разрушать. Хотя я не склонен с коммунистической ненавистью относиться к Ельцину. Он пытался примириться с Богом, ездил на Святую Землю, может быть, стремился к тому, чтобы что-то исправить из того, что сделал... Сейчас в Екатеринбурге создан " Ельцин-центр " . Кстати, этот Центр расположен рядом с печально известным сквером, где пытались еще недавно построить Екатерининский собор. И когда строили " Ельцин-центр " , там вырубили гораздо больше деревьев, чем должны были даже не вырубить, а перенести из сквера с места строительства будущего Екатерининского собора, в другое место. Екатеринбург стал космополитическим, не скажу, русофобским, но таким оппозиционным центром. Несмотря на то, что там есть такие места, которые несут государственнические смыслы – Вознесенская горка и Храм-на-Крови, монастырь на Ганиной Яме и Алапаевск, связанные с памятью Царской Семьи…».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/19/ow...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первичное в этом мире бушующем Слово христианина и ученого, педагога 16.02.2014 487 Время на чтение 14 минут Дорогие читатели. Рады представить вашему вниманию материал об удивительном ученом, севастопольце. Доктор технических наук, профессор математики (из среды учеников - аспирантов и докторантов подготовлены 8 кандидатов наук и 3 доктора наук), с 2012 г. - ректор Первого Украинс кого морского института, заведующий кафедрой фундаментальных дисциплин, академик Инженерной академии Украины - Юрий Дмитриевич Рудов. Автор 500 научных трудов в областях математики, гидроаэромеханики, ракетостроения, кораблестроения, металлургии, сельского хозяйства, экономики (среди них 47 учебных пособий, изобретений, монографий, приборов на ВДНХ). - Расскажите несколько слов о ваших родителях. - Отец погиб на фронте в 1941 году. Мать - рабочая. Главное, чему она меня научила, - это трудолюбию. «Будешь трудиться - всего достигнешь» - постоянно помнил я её фразу. - Как прошло ваше детство? - Долго я искал своё место в жизни. Постоянно занимался в разных кружках: футбол, шахматы, судостроение, ботаника. «Курс на математика» взял в 9-м классе, когда неожиданно по алгебре из-за своей лености получил подряд три двойки. Самолюбие меня сильно задело: стоило мне уменьшить гонять мяч во дворе, как сразу пошли пятерки, я стал лучшим математиком в школе, а потом и в городе, участвуя в олимпиадах. Вскоре определились и мои научные интересы: энергия, огонь, скорости, двигатели меня просто поглотили: я стал строить ракеты, начинять их различной взрывчаткой и запускать, нарушая всякие нормы безопасности. Однажды в Ленинг раде целое ЧП произошло: моя дымящая ракета упала на трамвайные пути и... меня привели в милицию. После этого случая наукой я стал заниматься «в рамках закона»: мои кандидатская и докторская диссертации были посвящены ракетным двигателям и космическим кораблям. - Вы очень разносторонний человек, чем вы еще увлекаетесь? - Фото- и киноискусством. Автор выставок: «Золотые купола», «Святая Русь», «Крым - русский Афон». Автор кинофильмов: «Монастырь Феодора Стратилата», «Святая Русь», «Иконы Пресвятой Богородицы», «Святыни великих городов русских Москвы , Севастополя, Санкт-Петербурга» и других.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/17/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Переломный день в русской истории Сегодня мы отмечаем праздник Державной иконы Божией Матери 15.03.2022 820 Время на чтение 4 минуты Фото: Из интернет-источников С одной стороны это день мнимого «отречения» Государя Николая Александровича. День, когда он был предан своим ближайшим окружением. Предан теми людьми, которые давали присягу на верность, были облечены не только властью и полномочиями, но и его доверием. Этот день предательства – как среда Великой седмицы в русской истории. В этот день вагон Государя был заблокирован на станции Дно, а в газетах появился абсолютно нелегитимный «манифест», как потом оказалось фальшивая бумажулька с перерисованной карандашом подписью, вызвавший всеобщее ликование. Это было предательство не только элит, но и русского народа, давшего клятву на верность роду Романовых. В этот день он напишет в своем дневнике «кругом измена и трусость и обман». В этот же день, очевидно по молитве Помазанника Божия в храме Вознесения, построенном в честь рождения Царя Иоанна Грозного, в родовом государевом имении Коломенском явилась икона Божией Матери Державная, взявшая и до сего дня держащая Скипетр и Державу Российской Империи. Мы, верные, в этот день ощущаем особую связь между этими двумя событиями и стараемся именно в этот день обратиться к Святому Царю, покаяться за весь наш русский народ, за грех предательства, трусости, молчания, обмана, который продолжается и по сей день, и обратиться к Владычице Неба и земли, с молитвой и вопросом как как восстановить Державу, связь Неба и земли, обустроить Святую Русь, Дом Пресвятой Богородицы. В этот день мы много раз приезжали на станцию Дно. Наш крестный ход Святая Русь привозил сюда большие крестоходные иконы Божией Матери «Владимирскую», «Боголюбскую». Мы коленопреклоненно молились у Креста на станции Дно, месте предательства Государя, вопия «Прости нас, Государь! Мы верные! Мы хотим служить тебе!» В этот день с нами молились многие батюшки и монашествующие, а также Александр с братией, организующие пеший крестный ход из Петербурга в Екатеринбург. Мы все точно знаем, что Государь нас простил, так как начинала обильно мироточить Владимирская икона Божией Матери, и после молитвы солнце играло как на Пасху.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/15/pe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010