А защитникам православного почитания Имени Божия пристало название «имяславцев». Афонский инок Хрисанф по заказу афонских главарей имяборчества написал рецензию на книгу «На горах Кавказа». В своей рецензии он кощунственно похулил Имя Божие вообще и Имя Иисуса Христа, в частности. Хульную рецензию Хрисанфову архиепископ Антоний одобрил и поместил в журнале «Русский Инок», редактором которого он являлся. Св. ап. Павел говорит: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари сокрытой от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт» 1131 . Сам Господь говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» 1132 . А Хрисанф в своей рецензии, одобренной архиеп. Антонием (Храповицким) , Имя Божие и Имя Господа Иисуса лишает достоинства «Слова Божия», которое есть «дух и жизнь», называет их мёртвыми, а значит, не имеющими «духа и жизни», не чудодейственными, не имеющими Божественной силы, – вопреки учению Самого Господа: «Именем Моим бесы ижденут» и проч. 1133 и вопреки учению св. апостолов 1134 . Это те слова и Имена Божии, которые являются заглавием всего Божественного, Богооткровенного Священного Писания! В Хрисанфовой рецензии – сплошные ереси. Он отрицает Божество и чудодейственную силу Имени Господа нашего Иисуса Христа; он злословит Имя Господа «Иисус», называя Его относящимся лишь к человеческому естеству Христа, признаёт его простым человеческим именем, подобным именам разных ветхозаветных Иисусов, чем подпадает под 4-ю анафему 3-го Вселенского Ефесского Собора, гласящую: Достаточно только одной ереси, чтобы с омерзением отвергнуть Хрисанфову рецензию на книгу «На горах Кавказа». Он отвергает учение Самого Господа, Апостолов и святых Отцов Церкви. И эту страшную, богохульную, еретическую рецензию одобрил архиеп. Антоний и напечатал в «Русском Иноке», и сам от себя отвергает «исключительную» силу Имени Господа Иисуса Христа «ИИСУС», вопреки Священному Писанию 1139 , вопреки учению св.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

В это время, на святой горе Афонской, в одной обители смиренно подвизался природный русский инок, по имени Антоний. Игумену обители было открыто во сне, чтобы он отпустил в Россию этого инока. Помолился игумен, благословил Антония и отпустил с миром на Русь. Антоний пришел в Киев, обошел бывшие там монастыри, но, так уже Богу было угодно, – не понравилось ему в них. И стал он ходить по дебрям и по горам, и пришел он на холм, где Иларион вырыл пещерку, и полюбилось ему это место. Он поселился здесь и со слезами молился Богу, говоря: «Господи! Утверди меня на этом месте, и да будет на нем благословение святой горы и моего игумена, который постриг меня!» – И молитва смиренного подвижника была услышана: благословение Божие с преизбытком опочило на сем месте. Сам он подвизался в строгом посте и молитве, в трудах не давал себе покоя, копая пещеру. Узнали о нем люди добрые и вот, со всех сторон стали стекаться к святому отшельнику и вельможи, и воины, и простецы и люди по тогдашнему ученые... И каждый просил позволения выкопать для себя пещерку около пещеры Антониевой. Скоро расширилась пещерка Иларионова во все стороны и процвела подвигами новых пустынножителей. – Подражая древним пустынникам, они бросили мир и укрылись от суеты его в глубине земли. Не было добродетели, которой они не исполнили бы в совершенстве, не было ни одной слабости человеческой, которой они не победили бы силою благодати Христовой: это были Ангелы во плоти, достойные первенцы недавно насажденной Церкви Христовой на Руси; это были начатки, принесенные Богу благословенным Отечеством нашим, как бы в благодарение за новый благодатный свет, незадолго перед тем озаривший племена славянские. Мы удивляемся необыкновенному самоотвержению древних пустынножителей: Павла, Антония, Саввы и других, которые подвизались среди палящих пустынь Фиваиды и Палестины; но такое же точно самоотвержение проявилось и в первых русских пустынножителях. Заключенные в своих пещерах, они также не хотели знать и не знали ничего, кроме Бога и спасения своей души.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Иоанна.     Священноинок. Больше вам скажу, немало монахов, им введенных в монастыри. И белое и черное духовенство России, и даже архипастырство, находилось под его прямым воздействием. Он был не только великий старец — духовник России, но он был и харизматик-пророк, посланный России для призывов ее к покаянию. Пред грозой он был послан, чтобы осталось его слово пред всеми, руководило бы потрясенный и рассеянный русский народ к единому спасению духа: к «жизни во Христе». Его апологетика Православия ценнее всех апологетических трактатов. Ибо он — весь во Христе, и, как ап. Павел, мог бы сказать о себе: «Не я уже живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).     Мирянин. Скажите, это верно, что он был девственником в браке?     Священноинок. Да, это верно. И в этом вопросе он являет собою полноту того образа христианина-монаха, о котором мы говорили с вами. Он «белый инок»... И призывает христиан к этому белому иночеству. Ведь подумайте, Сам Господь, Творец, явившийся нам и одевший наши земные одежды, был — да дерзнем так сказать — «Белым Иноком». Он был «Назорей»... тогдашнее монашество, и — весь в миру... И, подумайте, когда Господь молился в Своей Великой Молитве за мир, за его спасение, Он поминал пред Отцом Своим Небесным лишь белых иноков — брачных или небрачных, но лишь Его подлинных христиан. «Я о них молю, не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои... Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил от зла. Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:9, 14—16). — Это молитва о белом иночестве, о подлинной Церкви Христовой, единым духом живущей на земле, как на небе. Разница только в том, что здесь воинствование за истину, а там — торжество об Истине... Впрочем, и там есть воинствование, и здесь есть торжество.     Мирянин. Интересно было бы знать, как отнеслись бы к таким вашим мыслям иноки на Афоне... Ведь вы были, кажется, там, в этом монашеском государстве?     Священноинок.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3293...

Но Бог поругаем не бывает. И князь-инок стал для молодой Русской Церкви нравственным образцом в то время, когда внешним образом геройства, удачливости и отваги были распри, братоубийства, а княжеская междоусобица и борьба за власть не знали никакой управы, не смиряясь и не слушаясь даже голоса церковных пастырей. Но недолго продолжалась эта вольница. Менее чем через 100 лет летописец напишет: «Придоша языци незнаеми, их же добре никтоже не весть, кто суть и отколе изидоша, и что язык их, и котораго племени суть, и что вера их». Суеверный ужас охватывает его, когда он пишет, что это и есть те самые народы, которые, согласно древним предсказаниям, «явятся» перед «скончанием времен» и «попленят всю землю». Так Господь смирил землю Русскую, так в страшных испытаниях и искушениях всего народа, доселе гибнувшего в братоубийстве, рождался русский характер. Таково иго Господне. Так и нас, когда мы осмотрим путь своей жизни, весь разбитый нашими грехами, нашим упрямым противостоянием Богу, разве не постигнет страх за содеянное, разве не откажемся тогда от своей воли и, наученные горьким опытом, разве не скажем тогда: «Да будет воля Твоя»? Только после многих ошибок понимаем слова Спасителя, слышанные нами многократно: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… А кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8: 34, 38). Мы стыдимся уступить – даже тому, кого любим. Нам кажется это слабостью Но мы стыдимся. Стыдимся и словами, и поступками, боимся потерять достоинство. Нам кажется это слабостью, малодушием – уступить. Уступить даже тому, кого любим, как нам кажется: жене, мужу, детям, родителям. Начальник проявляет твердость по отношению к подчиненному, а тот платит упрямством. И все, все строится на борьбе за сохранение своего лица, своей чести и достоинства, боязни потерять свое лицо, боязни, что на нас начнут все «ездить».

http://pravoslavie.ru/97495.html

Он был не только великий старец – духовник России, но он был и харизматик-пророк, посланный России для призывов ее к покаянию. Пред грозой он был послан, чтобы осталось его слово пред всеми, руководило бы потрясенный и рассеянный русский народ к единому спасению духа: к «жизни во Христе». Его апологетика Православия ценнее всех апологетических трактатов. Ибо он – весь во Христе, и, как ап. Павел, мог бы сказать о себе: «Не я уже живу, но живет во мне Христос». Миряние . Скажите, это верно, что он был девственником в браке? Священноинок . Да, это верно. И в этом вопросе он являет собою полноту того образа христианина-монаха, о котором мы говорили с вами. Он «белый инок»… И призывает христиан к этому белому иночеству. Ведь подумайте, Сам Господь, Творец, явившийся нам и одевший наши земные одежды, был – да дерзнем так сказать – «Белым Иноком». Он был «Назорей»… тогдашнее монашество, и – весь в миру… И, подумайте, когда Господь молился в Своей Великой Молитве за мир, за его спасение, Он поминал пред Отцом Своим Небесным лишь белых иноков – брачных или небрачных, но лишь Его подлинных христиан. «… Я о них молю, не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои… Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил от зла. Они не от мира, как и Я не от мира…» (Иоан. 17). – Это молитва о белом иночестве, о подлинной Церкви Христовой, единым духом живущей на земле, как на небе. Разница только в том, что здесь воинствование за истину, а там – торжество об Истине… Впрочем, и там есть воинствование, и здесь есть торжество. Миряние . Интересно было бы знать, как отнеслись бы к таким вашим мыслям иноки на Афоне… Ведь вы были, кажется, там, в этом монашеском государстве? Священноинок . Я там даже принял свой первый постриг… приехал туда «черным христианином» (согласно нашей новой терминологии) – кающимся о своей блудной, самолюбивой жизни, а уехал оттуда «белым иноком» – на работу, в мир… Впрочем, можно сказать свободно и наоборот.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Ранее этот вопрос подробно обсуждался на сайтах " Благодатного Огня " и Русской Народной Линии: http://www.blagogon.ru/digest/362/ http://www.blagogon.ru/digest/400/ http://goo.gl/F7WJY БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! Николай 28 мая 2013, 16:30 Инок Алексий, Вы хотите аргументов из Писания или Предания относительно важности патриотизма? Давайте попробуем взять несколько цитат и из них составить аргумент... Сперва - вроде как якобы совсем против патриотизма - послание ап. Павла Филиппийцам, 3:20 " Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа " Но сопоставим стремление к Небесному Отечеству вот с этими словами: 1-е Послание ап. Иоанна, 4:20-21 " Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. " Ну и как Вы собираетесь возлюбить Отечество Небесное, не потренировавшись на Родине земной? Быть может, наша земная Родина - один из данных нам талантов, за правильное обращение с которым хочется услышать: " хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. " (Евангелие от Матфея, 25:21). о. Димитрию - спасибо за статью! Владислав 28 мая 2013, 16:07 Мне статья понравилась. Тимур Давлетшин 28 мая 2013, 15:25 По поводу дилеммы перед православным американцем и т.п. Св. Николай Японский во время русско-японской войны говорил японцам, что они должны сражаться за свое Отечество, Японию. При этом сам он оставался русским патриотом, о чем открыто заявил. Он писал в окружном послании православным японцам: " ...Как ваш брат по вере, русский Император, конечно, только желает, чтобы вы были хорошими христианами, усердно исполняющими все христианские обязанности, а в том числе и блюдение вашей верности и преданности вашей родной стране и вашему Императору... Не ясно ли как день, что Православие не только не вредит патриотическому служению своему Отечеству, а, напротив, возвышает, освящает и тем усиливает его? " http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

http://pravoslavie.ru/61767.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Русский старец уклонявшийся от послушаний     Русский старец уклонявшийся от послушаний         И теперь еще жив у нас на  Афоне русский старец, опытом изведавший истину слов моих. Я лично знаю этого старца и редкий день не вижу его...     По чувству сердечного влечения к молит­ве, не разумея чрезвычайного достоинства и важности послушания, русский старец стал уклоняться от общих монастырских работ и братских занятий. Бывало, братия по соверше­нии утреннего правила идут на работы, а тот старец тихонько скрадется от всех и удалится в лес для молитвы, в которой и проводил все то время, пока другие трудятся в поте лица. К обеду только или к вечеру является молит­венник в свое место.   Таким образом день ото дня сильнее разгоралось сердце прельщенно­го таинственным побуждением к сокровенной молитве, и помысл непрестанно твердил ему, что молитва - свойство ангельского духа и пища души нашей, между тем работы - потребность житейская, мирская и суетная. В гибельном прельщении себя подобными вымыслами собс­твенного разума и бесовскими наговорами инок стал долее обыкновенного проводить время в молитве, притом в лесу, и наконец в виду всех начал уклоняться от послушаний.   На вопрос эконома, почему он не ходит на работы, инок отвечал двусмысленно и неудовлетворительно, так что невольно навлек на себя справедливые подозрения более опытных старцев. Так про­текло несколько времени. Прельщенный совер­шенно увлекся в расставленные сети хитрого демона и до того дошел, что начал принимать к сердцу мысль о высоте своего подвига.   Демон торжествовал и наконец напал на свою жертву решительным образом. Тогда как инок стано­вился на молитву, ему чувственно представал светлый Ангел, благословлял его молитвенный труд и ублажал тайные для всех подвиги. Инок был вне себя от удовольствия при виде небес­ного Ангела, который самыми убедительными доводами превозносил молитву его и унижал послушания братства.   Бог знает, какие были бы следствия такого прельщения, если бы не при­нял в иноке участия один из греческих старцев. Частые отлучки русского инока и всегдашняя уклончивость его от послушаний, при образ­цовой между тем скромности и назидательном образе внешнего поведения, обратили на него внимание старца-грека, к которому и русский инок питал чувство доверенности и уважения. Грек успел как-то выпытать несчастного, так что тот про все рассказал старцу, и даже о явлении Ангела. Старец испугался братней исповеди.

http://isihazm.ru/1/?id=1184

Теплится лампада, свет свечи веселый,Старый инок шепчет, голову клоня:- Милостивый Боже, я познал глаголы»Симоне Ионин, любиши ли Мя?».Катятся беззвучно слезы восковые,Воздыхает старец, всей душой томясь.Что сказать на эти словеса живые- «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» Теплится лампада, свет свечи веселый, Старый инок шепчет, голову склоня: — Милостивый Боже, я познал глаголы «Симоне Ионин, любиши ли Мя?». Катятся беззвучно слезы восковые, Воздыхает старец, всей душой томясь. Что сказать на эти словеса живые — «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» Тихо шепчет старец, не подымет взора. Волны, воды снова надо мной шумят. — Дай мне покаянье, Рекший без укора: » Симоне Ионин, любиши ли Мя?» Молится подвижник, лик и строг и светел. Плач коснулся сердца, теплотой щемя. Оскорбе же Симон, что услышал в третий: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» О, Святый Апостол, ты Свое паденье Вон исшед оплакал, помянув глагол. Но до самой смерти в петушином пеньи Слышалось средь ночи: «Аз не вем Его». Плачет старый инок: «О, моя Отрадо! Мати Пресвятая, я Тебя молю. Дай сказать от сердца с тем, кто трижды падал: Господи, Ты веси, яко Тя люблю.» Теплится лампада, свет свечи веселый, Старый инок шепчет, голову клоня. — Милостивый Боже, я познал глаголы «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» Иеромонах Роман (Александр Матюшин) родился в 1954 г.. после окончания учебы в университете он преподавал в школе. В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 рукоположен во иеромонахи. Имя иеромонаха Романа хорошо знакомо миллионам русских людей. Автор духовных стихов и песен, член союза писателей России, простой русский инок, он давно стал родным и близким для многих. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы, хорошо известны они и за рубежом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/teplitsya-lampada-svet...

Выходцев Ε. Ι часть истории афонской смуты. С. 16. 1076 Там же. 1077 Там же. С. 18–19. 1078 Деян. 3:1. 1079 Открытое письмо инока Досифея к игумену и старцам обители. — Начала 1–4, 1998. С. 231. Ср. текст»Листовки Союза для противодействия распространяющемуся имяборчеству»от 11 апреля 1913 года, опубликованный в: Забытые страницы русского имяславия. С. 49–51 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 19). 1080 Религиозное смущение на Старом Афоне (Из частного письма). — Колокол, 10.02.1912 1753). Цит. по: Выходцев Ε. Ι часть истории афонской смуты. С. 21. 1081 Цит. по: Там же. С. 21. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 23 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 13. Д. 3). 1082 Биографические сведения о нем см. в Главе VIII настоящей работы. 1083 Антоний (Храповицкий), архиепископ. Еще о книге схимонаха Илариона»На юрах Кавказа». — Русский инок 10, 1912. С. 63–64. 1084 См.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. О почитании Имени Божия. — Наставления и утешения св. веры христианской. Апрель 1912. Перепечатано в: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 77–81. 1085 Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 81. 1086 Иноки Афонские. Сущность Афонского спора (письмо в редакцию). — Новое время, 14.05.1913. Перепечатано в: Начала 1–4, 1998. С.141–144. 1087 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 21. 1088 Гал. 1:7–9. 1089 Антоний (Храповицкий), архиепископ. Письмо в редакцию. — Русский инок 15, 1912. С. 60–62. 1090 Письмо автора книги»На горах Кавказа»схимонаха Илариона на Афон к духовнику — иеросхимонаху о. N. — Русский инок 15, 1912. С. 62. 1091 Там же. С. 63. 1092 Хрисанф, инок. О статье Святогорца»О почитании имени Божия». Цит. по: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1. С. 18. Впервые напечатано в журнале»Русский 17, 1912. 1093 Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 123. 1094 Цит. по: Там же. С. 121. 1095 Цит. по: Там же. С. 127. 1096 Антоний (Булатович), иеросхгшонах. К обличению имяборцев. Разбор статьи»Письмо с Кавказа», помещенной в 19–м»Русского инока». Цит. по: Начала 1–4, 1998. С. 161. 1097

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

1088. Гал. 1:7–9. 1089. Антоний (Храповицкий), архиепископ. Письмо в редакцию. — Русский инок 15, 1912. С. 60–62. 1090. Письмо автора книги»На горах Кавказа»схимонаха Илариона на Афон к духовнику — иеросхимонаху о. N. — Русский инок 15, 1912. С. 62. 1091. Там же. С. 63. 1092. Хрисанф, инок. О статье Святогорца»О почитании имени Божия». Цит. по: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1. С. 18. Впервые напечатано в журнале»Русский 17, 1912. 1093. Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 123. 1094. Цит. по: Там же. С. 121. 1095. Цит. по: Там же. С. 127. 1096. Антоний (Булатович), иеросхгшонах. К обличению имяборцев. Разбор статьи»Письмо с Кавказа», помещенной в 19–м»Русского инока». Цит. по: Начала 1–4, 1998. С. 161. 1097. См.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 21–22. 1098. Там же. С. 17–18. 1099. Там же. С. 25. 1100. Там же. С. 26. 1101. Там же. С. 28. 1102. Выходцев Ε " . I часть истории афонской смуты. С. 54–55. 1103. Там же. С. 66–68. 1104. См.: Определение Святейшего Синода 2670 от 14 марта 1916 года по вопросу о праве афонских иноков совершать священнослужение. Цит. по: Забытые страницы русского имяславия. С. 270 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 112–123об.). 1105. Выходцев Ε " . I часть истории афонской смуты. С. 71. 1106. Цит. по: Русский инок 20, 1912. С. 78–79. См. также: Забытые страницы русского имяславия. С. 35. Греческий текст послания см. в: Πατριαρχικν γρμμα Οικουμενικο Πατριρχου Ιωακεμ Γ " -ου προς γομενον Μονς Παντελεμονος απ 12.09.1912. — Εκκλησιαστικ Αλθεια. Ν. 33, 1913. Σελ. 144–145. 1107. Выходцев Ε. Ι часть истории афонской смуты. С. 76–83. 1108. Антоний (Булатович), иеросхимонах. По поводу именуемой грамоты патриарха Иоакима (Письмо к издателю). — Московские ведомости, 9.03.1913 57). С. I. 1109. См.: Троицкий С. В. Афонская смута. — Начала 1–4, 1995. С. 137. Ср.: Па–хамий, ипок. История Афонской смуты. С. 24. 1110. Схимонах Мартиниан (Белоконь) — одно из главных действующих лиц в стане имяславцев.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010