334 Выражение «пустыня истории» (франц.) заимствовано из очерка Ш. Бодлера «Эдг. По, его жизнь и творения», включенного в издание выполненных Ш. Бодлером французских переводов новелл Эдгара По: Рое Е. A. Histoires extraordinaires . Paris, 1856. Ср.: «Он верил лишь в неподвижное, в вечное, в self-same , и он наслаждался – жестокая привилегия в самовлюбленном обществе – тем великим здравомыслием а ля Макиавелли, который шествует перед мудрецом, подобно столпу света, через пустыню истории» (8-е изд. Париж, 1897. С. XI). 337 Б. А. Грифцов цитирует по первому книжному изданию брошюру «Наши новые христиане. Ф. М. Достоевский и гр. Л. Н. Толстой» (М., 1882. С. 14), обрывая цитату. У Леонтьева: «Вот та осязательно-мистическая точка опоры, на которой вращался и вращается до сих пор исполинский рычаг христианской проповеди». Разночтения в этой цитате у Грифцова и Н. А. Бердяева (см. наст, изд., с. 222) обусловлены тем, что Бердяев дает ее по 2-му тому «Востока, России и славянства» (М., 1886), где текст многих статей подвергся авторской правке. 339 Старец Зосима Достоевского должен был бы возмущать Леонтьева. В сопоставлении с тем, что так правдиво Леонтьев о старчестве рассказал, каким он кажется неверным и исторически, и душевно(Старец Зосима выведен Достоевским в 6-й книге романа «Братья Карамазовы», озаглавленной «Русский инок». По первоначальному замыслу романа, высказанному писателем в письме к Ап. H. Майкову от 25 марта 1870 г., прообразом старца Зосимы являлся св. Тихон Задонский . Указание на св. Амвросия Оптинского как на прообраз Зосимы связано с тем, что во время работы над романом, летом 1878 г., Ф. М. Достоевский вместе с Вл. С. Соловьевым побывал в Оптиной пустыни. В письме В. В. Розанову от 8 мая 1891 г. Леонтьев писал: «В Оптиной «Братьев Карамазовых» правильным правосл сочинением не признают, и старец Зосима ничуть ни учением, ни характером на отца Амвросия не похож. Достоевский описал только его наружность, но говорить его заставил совершенно не то, что он говорит, и не в том стиле, в каком Амвросий выражается. У от. Амвросия прежде всего строго церковная мистика и уже потом – прикладная мораль. У от. Зосимы (устами которого говорит сам Фед. Мих.!) – прежде всего мораль, «любовь», «любовь» и т. д. ... ну, а мистика очень слаба» (цит. по: Корольков А. Пророчества Константина Леонтьева ... С. 136).).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Рубрики Коллекции СВИДЕТЕЛЬСТВО ОСКУДЕНИЯ 3 мин., 01.01.2008 Поделиться Уважаемая Редакция! Обращаюсь к Вам с этим письмом в связи с опубликованными в февральском номере журнала статьями об иосифлянстве и нестяжательстве. Меня обеспокоила основная идея статей — утверждение равноценности монашества нестяжательного и иосифлянского (и даже предпочтительности последнего). Объективную оценку этой идее могут дать основоположники и учителя монашества — отцы такого, например, авторитетного собрания аскетических творений, как «Добротолюбие». Они единогласно утверждают, что монашество — это особая, иная (отсюда — инок) жизнь, имеющая своей целью достижение духовного совершенства, приобретаемого путем умного делания, то есть непрестанной молитвы, сопряженной с постоянным подвигом борьбы со страстями телесными и душевными. Такое делание, говорят они, требует максимального отречения от мipa, то есть от всех тех проблем, дел, суеты и развлечений, которыми наполнена обычная человеческая жизнь. Великий русский наставник монашества святитель Игнатий (Брянчанинов) (XIX век), ссылаясь на этих отцов, писал: «Монахи суть те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвой — добродетелью, высшей всех добродетелей, чтобы посредством ее соединиться воедино с Богом». «Без истинного умного делания монашество есть тело без души».Поэтому иосифлянскую модель монашества с его обширной общественно-просветительской деятельностью нельзя рассматривать как что-то нормальное и равноценное той нестяжательной идее, с которой оно началось в Церкви и которой жило всю историю, несмотря на тяжелейшие удары, прежде всего, изнутри. Эти удары проистекали, главным образом, из забвения существа монашества и желания путем сохранения внешней формы как-то оправдать его отход от умного делания к активной мирской деятельности. Тот факт, что со второй половины XV века монастыри все более обрастают имениями (а потом и множеством крепостных людей) и связанными с ними заботами и тесными контактами с мирскими людьми, свидетельствует, конечно, не о втором полюсе единой системы монашества, а о его духовном оскудении и соответствующем падении уровня духовной и моральной жизни как в самом церковном народе, так и во всем обществе.

http://foma.ru/svidetelstvo-oskudeniya.h...

Тарковского ожидало настоящее признание. В 1969 г. картина была показана во внеконкурсной программе Каннского фестиваля, и заслужила специальный приз, но не это главное. Запад, до тех пор слишком мало знавший о Руси и о Православии, замер: никому не известный русский режиссер создал кино-шедевр, достойный классиков мирового кино. Европа увидела Русь святую.   Кадр из фильма «Андрей Рублев» В фильме Андрея Тарковского не было ничего «сусального». Русь поруганная – вот, всадники выбивают двери собора, огонь охватывает фрески и живых людей. Кругом насилие, грабежи… Степняк смеется над распятым Христом и Богородицей. Кадр из фильма «Андрей Рублев» Русь «горбатенькая» — бездорожье, утлые бревенчатые избы, распутица и косые дожди. Дружинники жестоко избивают скомороха, юродивая пляшет на снегу, оборванный мальчишка выдает себя за мастера колокольного дела… И среди этого совершает путь герой Тарковского, инок, претворяющий душевную боль в служение Богу данным ему талантом. Фильм о вере, побеждающей уныние и боль, и о надежде, которая не постыдит. кадр из фильма Как ни дрожат руки мальчишки, но с молитвой, оказывается, можно и великий колокол отлить на радость людям, как ни скорбит душа о грехах, не все потеряно — милость Божия больше! И как можно одолеть народ, встречающий смерть, как и жили, соборно – под сводами храма?! Как можно истребить тех, кто из последних сил стекаются из дальних верст на звук «ожившего» церковного колокола? И пусть над обожженной землей плывет его тяжелый медный звон, предвозвещая годы испытаний, мягким, ясным лучом, будто светоч, загораются в последних кадрах вечные образы Андрея Рублева. Кадр из фильма Сюжет картины, конечно, был вымышленным, и, тем не менее, в этой истории была правда — о том, что святость возрастает «не под хрустальным колпаком», не благодаря, а вопреки жизненным обстоятельствам, что преподобным становится человек немощный, «перстный», но всей душой взыскавший Бога. Благодаря фильму Андрея Тарковского, иконописец, живший и творивший в XV веке, стал вдруг удивительно современным и близким людям 70-х. Фильм утешал: Россия видела и худшие времена, и при иге можно сохранить веру. Это был один из первых «прорывов». После фильма Тарковского многие молодые люди потянулись в храмы. Бежавший от мира

http://pravmir.ru/i-pri-ige-vozmozhna-ve...

За ним ухаживала молоденькая сестра милосердия, которая и стала его женой Олег и Лидия полюбили друг друга и в это страшное время поженились: любовь сильнее превратностей судьбы. Оправившись от ран, Олег Иванович Исаев участвовал в Великом Сибирском Ледяном походе, который длился с ноября 1919 года по март 1920 года – от Барнаула до Читы. Вместе с армией на восток отступали их семьи. Олег и Лидия добрались до Владивостока, где в 1921-м году у них родилась дочка – моя мама, Евгения Олеговна Исаева. Харбин и Шанхай Когда большевики заняли и Владивосток, все родные Исаевых и Казем-Беков, спасаясь от смерти, грозившей белым офицерам и их семьям, перебрались в Харбин. Это был русский город в Китае, основанный на КВЖД. Здесь у Олега и Лидии Исаевых в 1925-м году родилась младшая дочка, Ольга Олеговна Исаева (сестра моей мамы). Потом семья перебралась в Шанхай Потом семья перебралась в Шанхай. В этом огромном многонациональном городе Англия, Франция, США и Россия имели право экстерриториальности, то есть их граждане жили в Китае, но не подчинялись китайским властям и китайским законам. У них была своя администрация, налоги и гарнизоны для охраны. Шанхай в те годы делился на три части: Международный Сеттлмент, состоящий из английской и американской концессий, Французская концессия и Старый город, где жили большей частью китайцы. Старый Шанхай Русских здесь было довольно много. Они начали приезжать в Шанхай с момента открытия в 1896-м году русского консульства. К началу Первой мировой здесь жили уже несколько сотен подданных Российской Империи: служащие консульства, Русско-Азиатского Банка, пароходной компании Добровольного флота, русских чайных и мехоторговых фирм. Было налажено регулярное пароходное сообщение с Владивостоком. После революции в России к ним прибавились беженцы – те, кого отвергла, гнала и преследовала Советская власть: казаки, офицеры Белой армии со своими семьями, зажиточные крестьяне из Приморского, Хабаровского краев, Амурской области, бежавшие от коллективизации.

http://pravoslavie.ru/140402.html

Юноша возблагодарил Бога, утвердившего сердце его пришествием странника, благодарил и самого посланного к нему от Бога старца, который исполнил душу его радости. Нимало не медля, вошел он к родителям и просил, по обычаю, благословения в путь. «В горах, недалеко отсюда, – сказал он, – есть довольно добычи: благословите на ловлю и, если замедлю, не скорбите, потому что там много оленей». Желая сделать ему угодное, благословил его отец, благословила и мать, как обычно матерям, и заповедала скорее возвращаться: не угадали они, что не оленей хочет ловить сын их, а что он сам, как олень, жаждет источников полных и ищет истинного источника – Христа. Для большего успокоения родителей послал он в горы ловцов, как бы для того, чтобы облавой согнать зверей к одному месту. К вечеру Растко остался под горой со своей дружиной и, когда все уснули, в глубокую ночь, с немногими из присных своих, которым известна была тайна, предводимый Богом и посланным от Него иноком, пустился бежать. Настал день: благородные юноши искали своего господина, но нигде не могли найти и говорили между собой: «Не посмеялся ли он над нами и не возвратился ли к отцу?» Не видя, однако, ни инока, бывшего с ними, ни присных служителей князя, они стали недоумевать и, оставив ловитву, возвратились к державному с вестью об утрате его сына. Услышав печальную эту весть, скорбные родители едва не лишились жизни – и тут же уразумели, что увлек его не кто иной, как русский инок, и не в иное место, как на Святую Гору, куда издавна было его стремление. Собрались вельможи и народ и подняли громкий плач о горькой утрате: родители оплакивали сына, братья – брата, рабы – владыку. Но вскоре державный отец ободрился духом и велел утолить плач: «Не подвергнемся мы такой обиде от иноков, – сказал он, – и не лишимся сына, которого даровал нам Господь свыше всякой надежды; мы еще увидим его и насытимся его любовью». – Стефан призвал одного из своих воевод: «Испытал ли ты, – говорит он, – болезнь чадолюбия, этот вечный огонь, не знающий утоления? Если мы когда-либо делали тебе добро, то вот теперь случай тебе возблагодарить нас. Ступай и возврати сына моего, и тем утешишь сердце отца и освободишь от смерти мать: мы будем иметь тебя вместо друга и наградим многими, выше прежних, благами». Скорбный отец призвал дружину благородных юношей и, прельстив их надеждой наград, велел стремиться внутрь Святой Горы; написал и послание к греческому епарху города Солуни и умолял его силою извлечь сына из обителей афонских, с угрозой достигнуть этого войной, если не исполнит просимого добровольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Национальная идея в разных ее вариациях становится главенствующей в сознании многих " властителей дум " - философов, художников, поэтов... В 1911 г. Андрей Белый в письмах Александру Блоку патетически восклицает: " Гибель подстерегает каждого из нас ежеминутно всякими неожиданностями, но подстерегает нас гибель, как русских, ибо русские...среди интеллигенции...все наперечет, все друг друга знают, и все...кому не след знать...о нас знают. Но наплевать. Даже и смерть...на поле Куликовом...ясная смерть. мы - русские, а Русь - на гребне мировых событий. в великом деле собирания Руси многие встретятся: инок, солдат, чиновник, революционер, скажут, сняв шапки: " За Русь, за Сичь, за козачество, за всех христиан, какие ни есть на свете " ... " (34) Молодой критик-футурист Н.Н. Пунин записывает в дневнике 18 сентября 1916 г.: " Должны ли мы воевать? Да, должны. Мы обязаны воевать во имя своей национальной жизни, во имя своих прав на будущее. Мы существуем, подобно колоссу, на чьи плечи Европа еще положит великие бремена; мы существуем от Померании до Сахалина, мы варвары - великое море огня. Мы должны воевать, бить и гнать Германию, оспаривать у Германии и только у Германии права на престол, нация, которая не имеет прошлого, должна иметь свое будущее. Но не во имя рыхлых идеалов истощенной Франции и не ради лицемерных добродетелей Англии - этой неизменной синечулочницы - мы льем орудия. Попранные права Бельгии, Сербии, что нам за дело до всех попранных прав - во имя своей жизни, во имя своего высокого господства, ради великой футуристической России " чемодан " в Померанию, шрапнелью покроем кенигсбергские форты... " (35) Подобных цитат можно было бы привести еще очень много... Идеология русских националистов, как это не странно, оказалась в глубоком противоречии с основами русской жизни. Н.М. Минский (Виленкин) еще в 1909 г. справедливо заметил, что национал-либералы " стоят спиной к русскому национальному лику, а националистами стали на европейский образец " , что в их идеологемах " прежде всего, нет исторической плоти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Я сейчас уже что-то из оптинской технологии взял, что-то еще добавил. Вот тут батюшка из Баку приехал, рассказал, как они муку подготавливают. Я попробовал - хорошо получается. Я естественно воспринимаю другие технологические приемы. Это же живое дело. Изменил температуру воды при замесе теста - допустим, взял ледяную воду, - и у тебя совсем другое тесто получится. А потом смотришь, оказывается, есть уже такая технология. Она даже описана в поварских книгах, называется технология рубленого теста. Это когда тесто со льдом подходит. Масса мелочей: на два-три градуса изменил температуру печи - и уже другая просфора. Поэтому я стараюсь следовать традиции и чуть-чуть от себя добавляю. - Ваша профессия, образование как-то помогают вам в вашем церковном послушании? - Я человек творческой специальности, творческой профессии, и еще я творческий человек в той же мере, как и каждый православный. Уровень ответственности очень высокий. Я уже восемь лет пеку просфоры и каждый раз не могу заранее сказать, что получится. Ведь тесто ведет себя, как плоть. Оно имеет свою поверхность, свою кожу. Оно имеет даже ощутимое, фактурное сходство с человеческой плотью. В храме Всех Святых просфорник Коля, когда мы еще только учились, объяснял: прикоснись к щеке - когда просфора на ощупь такая же, значит, ее пора печь. А если такая, как кожа руки, то рано еще. По первому образованию я физик. Мы с четвертого курса института два дня в неделю проходили практику в НИИ в Черноголовке. И вот тема у меня была - поверхностное натяжение металлов и сплавов. И я сейчас обратил внимание, что по поверхностному натяжению поверхность просфоры ведет себя так же, как человеческая кожа. Потом, вы же понимаете, что это символизирует. Именно вино и хлеб из пшеничного теста пресуществляются в Святые Дары. Правда, когда печешь, стараешься об этом не думать, иначе груз ответственности становится совсем уж невыносимым. - Не могли бы вы раскрыть свой рецепт просфор? - Не дерзну. Я могу понять, что у меня было за тесто, только после того, как я испек просфоры. Тесто пробовать смысла не имеет. Я просто чувствую его консистенцию. Когда в Оптиной этим занимался русский Кулибин инок Лазарь (а он закончил МФТИ, знаменитый физтех), у него везде были формулы. Он отладил это дело и сказал, что количество дрожжей нужно соблюдать до миллиграмма. Это уникальный человек, который поставил там особые термостаты, точно выверял температуру, заводил будильник, ставил просфоры в печь и ровно через 1 час 10 минут выпекалась Агничная просфора того качества, которое требовалось. Но это же отец Лазарь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Как сказал епископ Феофан, между ними не было спора, если бы это учение действительно было таким, ибо он считает его (например, «Душа и ангел», стр. 139) допустимым мнением в таком сложном и догматически Церковью не определенном вопросе. Но тогда тем более, если даже епископ Феофан и несколько ошибался в отношении акцентов в учении епископа Игнатия, это расхождение, по-моему, должно рассматриваться как «незначительное». 3. Однажды преосвященного Феофана прямо спросили, не нашел ли он в учении епископа Игнатия какого-либо еще заблуждения, помимо предлагаемого учения о «материальности» души. Он ответил: «Нет, у преосвященного Игнатия только и есть погрешности, что его суждение о природе души и ангела, – будто они вещественны... Сколько же мне приходилось читать в книгах его, я ничего не заметил неправославного; что читал, то хорошо» (письмо от 12 декабря 1893г «Русский инок», Почаевская Лавра, 17, сентябрь 1912г.). Следовательно, в контексте всего православного учения епископа Игнатия и Феофана это действительно «незначительное» расхождение. Теперь коснемся последнего вопроса, относящегося к воздушным мытарствам, которые душа проходит после смерти. В Вашем открытом письме Вы цитируете письмо епископа Феофана, в котором он говорит, что загробная жизнь – «это земля, скрытая от нас. Что там происходит, точно не известно... А что там будет – увидим, когда попадем туда». Из этого, а также из того, что епископ Феофан в своих произведениях не упоминает о мытарствах, Вы заключаете, что «учение как таковое со всем его символизмом было... на самой дальней окраине его мышления» и полагаете, что я ошибаюсь по крайней мере в подчеркивании того, что преосвященный Феофан был стойким защитником православного учения о мытарствах. На это я хотел бы ответить по нескольким пунктам: 1. Я тоже припоминаю только эти два прямых упоминания учения о мытарствах в писаниях епископа Феофана. Однако их достаточно, чтобы показать, что он на самом деле придерживался этого учения и учил ему других и что он весьма критично, даже с возмущением относился к его отрицателям («Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения им не миновать»).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Они летят над озером Кинь-грусть. Смотря на них, я забываю грусть и патронташ роняю на осоку. И смерти нет, есть только путь высокий до неба и от озера Кинь-грусть. p.s. если ты у компа, то отвечай сразу, я пока здесь. From: sinilga1@gmail.com Subject: ниагара Date: June 8, 2007 02:41:45 РМ То: volia1969@gmail.com Ой, какие красивые слова!!! И песня, наверно, очень красивая получилась. Молодец. Только мне кажется, что ты все продолжаешь в своих песнях с ней разговаривать. Угадала? Тебе тяжело? Не можешь забыть Аню? Я ни на водопаде, ни в Джорданвилле ни разу не была. Мечтаю когда-нибудь побывать, особенно в Джорданвилле. Все уже давно были, а я так и не собралась. Зато я часто езжу в Магопак, там тоже русский уголок. А ты, наша перелетная птица, везде побывал! Спасибо, что рассказал, а то мне среди лета приходится тут сидеть в раскаленном Манхэттене, погребенной среди антиквариата Иля From: volia1969@gmail.com Subject: ниагара Date: June 8, 2007 03:03:06 PM To: sinilga1@gmail.com про стихи трудно сказать, кому они посвящены, это часто послание и себе, и какому-то конкретному человеку и всему человечеству одновременно :)) да, конечно, я про Аню думаю, помнишь, я тебе говорил, что еще с ранней юности желал делать в жизни одно дело и любить только одну женщину? честно сказать? бывает и тяжело, я тут временами срывался на бутылку ((: но вот недавно, как раз на джорданвилльском кладбище, ранним утром, когда проснулся, теплота молитвенная пришла, которой давно не было, словно Господь рядом стоит и говорит: «Ну что же ты, посмотри, как светел и прекрасен мир молитвы и духовной жизни, от которого ты отстраняешься и бежишь». было так хорошо: дышалось легко, роса и тишь кругом, только горлица где-то вдали плачет… я сразу из Цоя вспомнил: «песен еще ненаписанных сколько, скажи, кукушка, пропой, в городе мне жить или на выселках, камнем лежать или гореть звездой, звездой?.. кто пойдет по следу одинокому? сильные да смелые головы сложили в поле, в бою. мало кто остался в светлой памяти, в трезвом уме

http://azbyka.ru/fiction/angely-prixodya...

Через два дня после окончания работы Всероссийского съезда ученого монашества в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре состоялся Всероссийский съезд представителей от монастырей (с 16 по 23 июля 1917 г.) 239 . Приведем некоторые постановления съезда, относящиеся к миссионерско-просветительской деятельности: Ст. 159. Просветительская деятельность монастырей… выражается прежде всего в истовом, уставном совершении богослужения, духовничестве и старчестве, в произношении проповедей во время богослужения, молебнов и крестных ходов, в устройстве внебогослужебных бесед для народа и в бесплатной раздаче брошюр и листков религиозно-нравственного содержания, а также и в устройстве школ, где это возможно. Ст. 161. В больших обителях… желательно иметь постоянных проповедников из монашествующих, в малых же обителях проповедническое слово и внебогослужебные беседы могут быть организованны  особыми епархиальными проповедниками из монашествующих лиц. Ст. 163. В местностях, зараженных сектантством, расколом и неверием, просветительная деятельность монастырей  должна   носить миссионерский характер. Ст. 164. Некоторые монастыри, расположенные среди инородческого населения,  должны  посвятить себя преимущественно миссионерскому служению. Ст. 173. Приветствовать проект учреждения при всех святых обителях « Братств православных паломников в защиту св. веры»   с объединением этих Братств около « Всенародного Союза православных ревнителей веры». Ст. 175. Ввиду того что… типографии Свято-Троицкой Сергиевой и Киево-Печерской Успенской Лавр и др. в настоящее время отобраны общественными организациями, а потребность в апологетической православной литературе в широких народных массах увеличилась, — необходимо просить Временное правительство об освобождении указанных типографий. Ст. 158. Желательно восстановить издание журнала «Русский инок» или же организовать издание нового иноческого журнала, выписка которого должна быть обязательной для всех монастырей. Ст. 182. Ввиду передачи, согласно постановлению Временного правительства, церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения необходимо все монастырские школы сохранить на служение Православной Церкви, а потому, отказавшись от субсидии Государственного казначейства на содержание таковых школ, оставить их на местах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010