И если, несмотря на это, церковного оратора приводило в восторг положение христианства в столице Руси, то на её окраинах царило глубокое язычество. Языческим было инородческое население Русской равнины и два славянских племени – вятичей и радимичей. Правда, ещё при св. Владимире были открыты епархии в двух славянских колониях русского севера: в Новгороде Великом и в Ростове Великом. Но эти епархии были только миссионерскими пунктами, не успевшими обратить к христианству и эти «великие» города. Ярославль построил в инородческих краях два города своего имени: Ярославль на Волге и Юрьев в стране Чуди. Но они имели скорее стратегическое 11 , чем церковное значение и едва ли содействовали распространению христианства. Таким образом, к пол. XI в. на Руси границы между христианством и язычеством совпадали на севере с границами новгородской земли, на востоке с границами вятичей и радимичей. И первой вопиющей потребностью Русской Церкви было распространить её границы на севере и северо-востоке, защищая её от нападений и на юге. Но этого мало. «От того бо, брате, Печерского монастыря, говорит еп. Симон, мнози епископи быша поставлени; якоже и от самого Христа Бога наего апостоли во всю вселенную послании быша, такоже и от самого монастыря великаго пречистыя Его Богоматере мнози епископи поставлени быша и яко светлая светила освятиша всю русскую землю святым крещением " 18 . Не нужно долго искать того края, куда с особенною силою направилось миссионерское движение из Печерского монастыря. Изучающему историю распространения христианства со второй половины XI в., навязывается невольная мысль, что Печерскому монастырю обязана своим христианством страна верхней Волги, край, где живём мы. В то далёкое время центром гражданской жизни верхнего Поволжья выл великий Ростов. За ним следовал Суздаль. Ростовская епархия, открытая ещё при св. Владимире как миссионерский пункт края не имела успеха. Два первые ростовские епископа, не стерпя противления неверующих людей, бежали из города. Христианство в Ростове и Суздале утверждают три пострижника Печерского монастыря – свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Однако эти предостережения не смутили искавшего пустынных подвигов пришельца, который обещал не только со всей точностью соблюдать монастырский устав, но и быть верным пожеланию своего наставника: никогда не разлучаться друг с другом во время земной жизни. Вскоре преподобный Амфилохий стал для игумена верным и надежным помощником как в благоустройстве обители, так и в исполнении монастырского устава. Он отличался удивительной кротостью и смирением, настолько отвергал все земное, что ходил в тех одеждах, которые за негодностью выбрасывали другие. Святой игумен Дионисий поражался его подвигам и терпению и непрестанно возносил о нем благодарственные молитвы. По истечении двадцати лет пребывания в Глушицкой обители, во время которых преподобный Амфилохий сумел, подражая богобоязненной жизни своего наставника, стяжать достойные духовные плоды, на его долю выпало испытание: по завещанию преставившегося игумена продолжить его многотрудное дело. В течение пятнадцати лет преподобный Амфилохий был игуменом монастыря. Он оставался верным заветам своего святого предшественника и учителя и во всем являл братии пример самоотверженного служения Господу. 12 октября 1452 года, уже в преклонном возрасте, преподобный Амфилохий предал Богу свою праведную душу. По его завещанию он был погребен в основанной преподобным Дионисием в 1420 году недалеко от Покровского Глушицкого монастыря Сосновецкой пустыни, или в Сосновце, рядом с могилой своего возлюбленного учителя. Позднее святые мощи почивали под спудом в Глушицком Сосновецком монастыре среди храма во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и преподобных Дионисия и Амфилохия. В 1640 году над мощами обоих преподобных была устроена серебряная гробница. В «Иконописном подлиннике» о преподобном Амфилохий сказано: «подобием надсед, брада аки Василия Великого , покороче гораздо, ризы преподобническия, испод вохряной, в руке свиток». Преподобный Макарий Глушицкий Преподобный Макарий Глушицкий (в миру Матфей) родился в Ростове Великом в благочестивой православной семье. Когда ему исполнилось 12 лет, в доме его родственника Агафоника остановился находившийся проездом в Ростове Великом преподобный Дионисий Глушицкий († 1437; память 1 июня). Отрок Матфей внимал беседе преподобного со старшими членами семьи о спасении души с таким сердечным прилежанием, что невольно обратил на себя внимание. Слова Спасителя, призывающего ради спасения души оставить близких ( Мф. 10:29–30 ), глубоко запечатлелись в сердце отрока. Со слезами на глазах он стал просить преподобного Дионисия взять его с собой в монастырь послушником. Так, оставив дом и родителей, 12-летний отрок Матфей оказался в монастыре. Святой настоятель Глушицкой обители, провидя в мальчике доброго пустынножителя, постриг его в монашество с именем Макарий. С неизменной благодарностью Богу святой игумен наблюдал за успешным духовным ростом кроткого и смиренного новопостриженного инока.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А. Два варианта платоновского «Федра»// Платон. Федр/Пер.: А. Н. Егунов. М., 1989. С. VIII-LXXIII; Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. Л., 1990; Blumenthal H. J. Soul and Intellect: Studies in Plotinus and Later Neoplatonism. Aldershot (GB), 1993; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; Диллон Дж. Средние платоники: 80 г. до н. э.- 220 г. н. э./Пер. с англ.: Е. В. Афонасин. СПб., 2002; Страхов П. [C.] Воскресение: Идея воскресения в дохрист. религ. сознании. К., 20022. Понятие Д. в новоевропейской философии Основные культурно-исторические установки Возрождения, получившие выражение в новом мировоззрении и жизнепонимании на основе гуманизма и антропоцентризма, в критическом отношении к теологии и философии средних веков, определили общий характер возрожденческой философии, к-рая включала широкий спектр учений - от христ. гуманизма и новых версий неоплатонизма до пантеизма, натурализма, мистики, астрологии и скептицизма. Несмотря на существование противоположных направлений, учений и тенденций, обусловивших сложный исторический путь философии эпохи Возрождения и многообразие ее т. зр. на христианство (от приятия его в качестве реформированного миросозерцания или новой гуманистической философии до отрицания Церкви и учения о спасении Д.), ее главной и преобладающей темой становится проблема человека, его достоинства, отношения к миру и самому себе. Судимая душа. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростове Великом. 1675 г. Судимая душа. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростове Великом. 1675 г. Подобно древнегреч. поэзии, хронологически и идейно предшествующей возникновению античной философии, у истоков возрожденческой философии стояла поэзия Данте и Ф. Петрарки . В многослойной по смыслу и совершенной по художественной выразительности «Божественной комедии» Данте представлено насыщенное религиозно-философской и числовой символикой описание усопших Д.: в Аду (с 9 кругами; 1-го, где пребывают Д. некрещеных младенцев, поэтов и мыслителей античности, и 8 последующих, в к-рых томятся осужденные на вечные муки Д.

http://pravenc.ru/text/180712.html

Если характер и содержание жизни после воскресения во многом определяет сам человек еще до своей смерти и соответственно воскресает для жизни в Боге или для «второй смерти» (Откр 20. 6), то «Христовы смерть и воскресение приносят бессмертие и нетление всем в одинаковой степени, ибо всякий человек имеет то же естество, как и Человек Христос Иисус» ( Nicol. Cabas. De vita in Christo. II 86-96). Воскрешение Лазаря. Центральная часть эпистиля. XII в. Мон-рь вмц. Екатерины на Синае Воскрешение Лазаря. Центральная часть эпистиля. XII в. Мон-рь вмц. Екатерины на Синае Страшный Суд. Земля и море отдают своих мертвецов. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростове Великом. 1675 г. Страшный Суд. Земля и море отдают своих мертвецов. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростове Великом. 1675 г. В момент В. м. человеческая природа окажется в преображенном состоянии. Отцы и учители Церкви, по-разному описывая это состояние, в главном высказывали общую с ап. Павлом мысль: Христос «уничтоженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп 3. 21). Едины отцы и учители Церкви были и в том, что воскресшее тело будет «духовным», но в понимании того, что представляют собой «тело духовное» (ср.: 1 Кор 15. 37, 44) и «тело славы» (Флп 3. 21), среди них не было полного единства. По-разному они определяли и возможности сохранения личности человека, его индивидуального существования с момента распада человеческой природы, вызванного смертью, до момента В. м. Однако эти расхождения показывают наличие различных богословских мнений в вопросах, ответы на к-рые не меняют существа догмата о воскресении. По мысли Флоровского, это вопросы не столько веры, «сколько метафизического толкования» ( Флоровский. 1998. С. 430). Тайна В. м. начинает открываться уже в Крещении человека, хотя в этом таинстве человек еще не становится бессмертным. Благодать Крещения, согласно свт. Григорию Нисскому, лишь «возводит к нетлению рожденное в тленной природе» ( Greg. Nyss. Or. сатесн. 33). Крещение это только «подобие воскресения», только «подражание» (μμησις), а не само воскресение, к-рого не может быть уже потому, что человек еще не умирал (Ibid.

http://pravenc.ru/text/155306.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУКА Свт. Лука, еп. Ростовский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». 2-я пол. XIX в. Фотография. 2015 г. (ц. Толгской Богоматери в Ростове Великом) Свт. Лука, еп. Ростовский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». 2-я пол. XIX в. Фотография. 2015 г. (ц. Толгской Богоматери в Ростове Великом) Свт. (пам. 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Владимирский (11.03.1184 - 10.11.1189, Владимир). Л., игумен киевского пригородного монастыря в честь Преображения Господня (Спасского на Берестове), покровителями которого были князья Мономашичи, после кончины еп. Леонтия II (Леона) стал кандидатом на Ростовское епископство вел. кн. Владимирского Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо . «Смеренаго духом» Л. князь послал к кн. Святославу Всеволодовичу и митр. Киевскому Никифору II в Киев на поставление. Митрополит, однако, предпочел поставить на Ростовскую кафедру Николая Гречина. По мнению владимирского княжеского летописца, последний был возведен в епископство первосвятителем «на мьзде» (за взятку) и потому не был принят владимирским князем («несть бо достоино наскакати на святительскыи чин на мьзде, но егоже Бог позоветь и святая Богородиця, князь въсхочеть и людье» - ПСРЛ. Т. 1. С. 390-391). В киевской летописи отмечается, что нежелание Всеволода принять Николая аргументировалось тем, что «не избраша сего людье земле нашее» (Там же. Т. 2. Стб. 629). Это указывает на сложившуюся к тому времени практику местного избрания кандидата на архиерейство и косвенно свидетельствует о малом знакомстве новоприбывшего митрополита с рус. реалиями. Князья Всеволод и Святослав «неволею великою» сумели заставить Никифора II согласиться на поставление Л. вместо Николая, переведенного на Полоцкую кафедру, также ставшую незадолго до того вакантной после кончины еп. Полоцкого свт. Дионисия . Хиротония Л., возглавленная митр. Никифором, состоялась 11 марта 1184 г., по-видимому, в Киеве.

http://pravenc.ru/text/2110776.html

В 1931 году протоиерей Александр Державин был арестован и осуждён по статье 58, выслан в Устюг, затем в Сыктывкар, оттуда — в Зырянский край. С 1934 по 1939 г. отец Александр проживал у дочери в Ростове Великом. По ходатайству протоиерея Стефана Маркова, настоятеля Знаменской церкви, где служил отец Александр до ареста, его назначили туда вторым священником. Во время болезни отца Стефана Маркова отец Александр исполнял его обязанности. По смерти отца Стефана он был назначен почётным настоятелем. Служил отец Александр в Знаменском храме почти до конца своей жизни. Он вышел за штат в июле 1961 года, в возрасте девяноста лет. Но и находясь на покое, маститый старец-священник по воскресным и праздничным дням бывал в храме, усердно молился и часто приобщался Святых Христовых Таин. Кроме пастырства, отец Александр постоянно занимался научным трудом. Ещё во время службы в Ростове Великом он заинтересовался деятельностью святителя Димитрия Ростовского. В 1909 году, когда отмечалось 200-летие со дня кончины Святителя, отец Александр написал кантату, исполненную соборным хором и учениками Ростовского Духовного училища под управлением композитора — священника Василия Зиновьева (1874–1925), регента Ярославского архиерейского хора, автора широко известных церковно-музыкальных произведений. Примечательно, что благословил сочинение и исполнение кантаты тогдашний Ярославский и Ростовский архиерей архиепископ Тихон, будущий Всероссийский Патриарх. В 1991 году на юбилейном вечере, посвящённом 1000-летию Ростово-Ярославской епархии, проходившем в театре Ф. Волкова, эта кантата была с большим успехом исполнена Ярославским архиерейским хором. В Киевской Духовной академии отец Александр начал работу по теме “Четьи Минеи святителя Димитрия Ростовского”. Лишь в 1954 году после многолетних трудов он смог закончить своё исследование и успешно защитил магистерскую диссертацию в Московской Духовной академии в присутствии Святейшего Патриарха Алексия. В последующие годы своей жизни отец Александр много работал над житием святого мученика Трифона, чья чудотворная икона пребывает в Знаменском храме.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010