Все же документы, подлинные документы, касающиеся святителя Иннокентия, нашлись. Хранились они в Иркутске, в фондах краеведческого музея. Готовясь в начале 1988 г. к выставке «Сокровища сибирских церквей в собрании музея», его сотрудники обнаружили и анатомическое описание мощей, и фотофиксацию процедуры их вскрытия. В сентябре 1988 г. тогдашний правящий архиепископ Иркутский и Читинский, Высокопреосвященный Хризостом посетил выставку. У витрины с облачением святителя Иннокентия, некогда изъятым из ризницы Тихвинского храма Иркутского Вознесенского монастыря, владыка, сокрушаясь об утрате святых мощей, поведал присутствующим о ярославской догадке. Велика же была радость всех присутствующих, когда тут же выяснилось, что идентификацию можно провести благодаря документам из архива иркутского музея. Копии были сняты и высланы в Ярославский музей-заповедник. В мае 1989 г. в Ростове Великом проходил II Всесоюзный фестиваль колокольного искусства. Впервые приняли в нем участие иркутские звонари. Сюда же прибыла и заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского музея-заповедника Е. А. Анкудинова – большой энтузиаст возрождения колокольных звонов на Ярославской земле. Она-то, являясь хранителем мощей, и подтвердила тождественность описания 1921 г. с «Сибирской мумией». Особенно запомнилось ей отсутствие фаланги одного из пальцев на руке Святителя 211 . Но как мощи оказались на Ярославской земле? Существует легенда, более похожая на правду. В конце 1920-х гг. Советское правительство усилило антирелигиозную пропаганду, доведя ее фактически до открытой борьбы по уничтожению религиозных чувств у собственного народа. Думается, нет нужды приводить здесь печальные цифры закрытых приходов, рисовать картины разорения храмов, говорить о расстрелянных и сосланных священнослужителях. Именно тогда со всеми святыми мощами решили поступить просто. В 1930–1931 гг. Наркомздрав СССР распорядился сжечь их. И тут вмешался народный комиссар просвещения А. В. Луначарский, в ведении которого находились тогда музеи Советского Союза. Он выступил за сохранение исторического достояния страны. Свой поступок нарком мотивировал достаточно материалистично. Поскольку мощи персонифицируются с реальными людьми, жившими несколько веков назад, то, по мнению просвещенного наркома, мощи могут стать объектом антропологического и археологического изучения специалистами из Государственной академии истории материальной культуры (позже академия была преобразована в Институт археологии АН СССР). В последующем один из сотрудников академии, кстати, учившийся и работавший в 1920-х гг. в Иркутске, прославился именно в разделе «полевой археологии», вскрывая могилы и склепы в Кремле, в монастырях и даже ездил для этого в далекий Самарканд.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Организаторы планируют, что все расфасованные в рамках проекта обеды будут развозиться по тем сельским поселениям, в которых проживают семьи беженцев. Первая партия «народных обедов» - наборы из гречки, моркови, лука и соевого гуляша – будет отправлена беженцам в поселок Матвеев Курган, где действует палаточный лагерь МЧС для беженцев. Планируется, что при ежедневной работе фасовочного цеха в Ростове-на-Дону в месяц удастся производить примерно 350 тысяч порций полноценных обедов. На сегодня, по данным ГУ МЧС России по Ростовской области,  на территории Ростовской области находится более 35 тысяч беженцев с территории Восточной Украины. Порядка 7 тысяч из них содержатся в 60 пунктах временного размещения за счет областного бюджета. Однако большая часть беженцев, примерно 28 тысяч человек, расселены в домах жителей области – их, в первую очередь, планируется обеспечивать «народными обедами». Для того, чтобы принять участие в фасовке или оставить заявку на получение народного обеда, желающие могут обратиться в отдел по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской епархии Русской Православной Церкви по телефону +78632472912. Проект «Нардный обед» существует на пожертвования благотворителей. Сделать пожертвование может любой желающий на сайте  Банкпродовольствия.рф, где можно выбрать точное количество порций для пожертвования. Деньги, собранные на сайте идут на закупку ингредиентов для экстренного цеха фасовки.  «Народный обед» - это благотворительный проект, созданный в 2013 году православной службой помощи «Милосердие», Банком продовольствия и Марфо-Мариинской обителью для продовольственной помощи людям в трудной жизненной ситуации. На сегодня цеха фасовки уже открыты в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Воронеже, Великом Новгороде и Нижнем Новгороде. Народные обеды распределяются среди малообеспеченных семей, одиноких пожилых людей, семей с инвалидами в этих регионах. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 08.07.2019 17:04 Благовест-инфо

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Отец Арсений родился в Москве в 1894 г. В 1911 г. окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского Университета. В 1916г. окончил университет, болел эндокардитом более восьми месяцев. В это время он написал свои первые работы по искусству – древнему русскому зодчеству. В начале 1917 г. после периода духовных исканий он уехал в Оптину пустынь, где был послушником двух старцев – Анатолия и Нектария. Здесь совершился его монашеский постриг, затем он был рукоположен в иеромонаха. В 1919г. отец Арсений по благословению старцев вернулся в Москву и был определен третьим священником в один из Московских храмов. Для этого понадобилось специальное разрешение св. Патриарха Тихона, т.к. служение иеромонахов на приходах обычно не допускалось. В начале 1921 г. о. Арсений стал вторым священником, а в конце 1921 г., когда настоятель храма отец Павел был переведен и вскоре арестован, настоятелем стал отец Арсений. За восемь лет служения он собрал в своем храме значительную общину, для которой стал любимым пастырем и духовником. В 1927 г. в конце декабря отец Арсений был первый раз арестован и выслан в Архангельскую область на два года. После окончания срока ссылки отец Арсений служил в подмосковном храме (за пределами стокилометровой зоны). В 1931 г. – опять был арестован и сослан в Вологодскую область на пять лет. Теперь отец Арсений получил разрешение жить в Вологодской, Архангельской и Владимирской областях. Служить в храме было нельзя, служил дома. Несколько раз тайно приезжал в Москву, встречался с владыкой Афанасием (Сахаровым), просил его рукоположить нескольких своих духовных чад в священный сан, на что получил согласие владыки Афанасия. Тайно окормлял свою духовную общину. Затем – третий арест в 1939 г., новая ссылка в Сибирь, потом – на Урал. Около года отец Арсений пробыл в ссылке в с. Троицкое Архангельской обл. В мае 1940 г. – был вновь арестован и заключен в Уральский лагерь. В марте 1941 г. переведен в лагерь усиленного режима, переписка и приезды духовных чад почти прекратились, а в 1942 г. – в лагерь особого режима, где переписка и посещения окончательно были запрещены. Только весной 1958 г. отец Арсений был освобожден из лагеря особого режима и поселился в г. Ростове Великом у Надежды Петровны. Скончался отец Арсений в 1975 г. и был погребен на кладбище г. Ростова. На могиле его был положен гранитный камень с надписью:

http://pravmir.ru/lager-chast-pervaya/

Хотя Третьяковская галерея дала, к сожалению, плохую модель, когда там начали физически прогонять людей, которые хотят тихо и мирно рассказать что-то об иконе своим студентам, детям или друзьям. Вызвали череду скандалов. Таким способом блюсти свои корпоративные интересы очень некрасиво ни музею, ни монастырю. Но многие чудесные музеи-заповедники, к примеру, в Переславле-Залесском, в Ростове Великом или в Ярославле, открыты к сотрудничеству со специалистами и дают возможность проводить авторские экскурсии. Конечно, за деньги – это их полное право, и это справедливо. Но дают. И это ценно. Закрывать людям доступ к знаниям – последнее дело. Никакими корпоративными интересами такое безобразие не оправдать. Старец с «подлым изгибом» спины Почти любая иконографическая система с веками становится более сложной, наполняется деталями, знаками, разрабатывает свой визуальный язык. Но чем сложнее язык иконописцев, тем быстрее он становится закрытым, эзотерическим текстом. Все больше деталей понятны только узкому кругу мастеров и связанных с ними людей. Широкие круги зрителей (мы видим это на историческом материале или опрашивая современных прихожан) не понимают, что изображено на разных композициях, что за персонажи и мотивы множатся на церковных стенах или иконах. А непонимание часто приводит к перекодировкам.  Самый простой способ разобраться – придумать собственное объяснение. Не идти же в архивы, чтобы провести исследование? И где найти толковых специалистов, чтобы они что-то толково разъяснили? В результате рождаются интересные легенды и абсолютно новые интерпретации. Часто фейковые объяснения придумывают экскурсоводы – даже московские, не говоря о местных краеведах. Иногда что-то домысливают сами иконописцы. А дальше, если легенда оказалась достаточно яркой, она может стать популярной и даже рикошетом влиять на иконографию. Иконописцы дополняют мотивы, изменяют фигуры, чтобы отразить новую популярную версию. С точки зрения искусствоведения – это фейки, с которыми нужно бороться. Но с точки зрения антропологии – это интереснейший фольклорный материал, который нужно изучать. В результате я играю сразу две роли. С одной стороны, в докладах и в публикациях я иногда борюсь с безумными версиями, которые разносят экскурсоводы и популяризаторы. С другой – собираю и анализирую такие легенды.

http://pravmir.ru/ikona-rozhdestva-i-sta...

С. Вырубове. Все они превосходные знатоки искусства. С лёгким изумлением вы встретитесь здесь и с характеристикой князя Н. Д. Лобанова-Ростовского по почерку – графологическим анализом. А ещё не менее удивитесь кругозору видения, глобальности задач князя: «Меня поразили три мечты Никиты Дмитриевича Лобанова, высказанные им при встрече с ним у нас, в Калининграде: установка памятника павшим воинам в Первой мировой войне, установка памятника примирения и прощения друг другом «белых» и «красных» и создание в Москве Национальной галереи – портретов лучших людей России». Тут стоит подчеркнуть его организаторские и коммуникативные способности: многочисленные выставки, работа с музеями и частными коллекциями, аукционы, нескончаемые поездки и путешествия в поисках новых шедевров. Чтобы понять русское искусство, нужно и в картинных галереях старинных уездных городов побывать. Как результат этой подвижнической деятельности: созданы музеи Лобанова-Ростовского в Филёвском парке, а затем – в Ростове Великом. Однако собирание столь редкой коллекции требовало от семейной четы Лобановых не только материальных затрат, но и великодушия, личной жертвенности во имя искусства. «Я выполнил долг русского человека перед Россией, в которой я не был рождён», – скажет Никита Дмитриевич – истинный гражданин мира, унаследовавший русскую культуру, посвятивший ей всю свою жизнь. «Любовь, историческая память и культура». «Есть нечто настолько удивительное и драгоценное, что заставляет оставить в стороне всё временное, земное и вглядываться в главное – в проявление Божественного промысла о человеке, в Божьи Дары и в удивительно вызревшие творческие плоды», – так написала наша современница Наталья Егорова о выдающемся художнике русского слова Татьяне Глушковой. А разве судьба и труды Никиты Лобанова – не откровенное свидетельство этих Божьих Даров?! Разве они не могут быть назиданием потомкам? Ведь новое поколение не должно отрываться от опыта исторической памяти. Сегодня, когда мы переживаем цивилизационный кризис, когда решается будущее русской культуры, книга Лидии Довыденко с гуманистическим названием – «Дарить России» – устремлена в грядущее.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/07/po...

Первоначально в октябре 1988 г. в Москве образовался Организационный комитет в количестве 20-ти человек - представителей региональных газет и инициативных групп. Представлены города: Калинин (Тверь), Куйбышев (Самара), Горький (Нижний Новгород), Астрахань, Кострома, Казань, Ульяновск, Иванове, Волгоград и др. Им было образовано 16 комиссий, в числе которых крестьянская, энергетическая, рыбохозяйственная, архивная (с целью создания общественного архивного фонда), культурного наследия, по культурным связям с российским зарубежьем, юридическая, научная, информационная, теоретическая и др. На Учредительной конференции были приняты Программа и Устав ОКСВ. Избраны три сопредседателя (С.Шатохин, В.Денисов, Ф.Шипунов), Правление и Председатель Правления (писатель В.Белов). 29 января 1990 г. состоялась рабочая конференция ОКСВ, с участием 352 делегатов-представителей от регионов (представительство - 1 человек от 20-ти). На конференции произошла частичная замена руководства: вместо В.Н.Денисова сопредседателем был избран С.Жуков (позднее также выведенный в рабочем порядке), устранена должность Председателя Правления (которую занимал В.Белов). Была отмечена положительная работа прессы (журнала " Волга " , газет " Волга " (Астрахань), " Правда " (Калинин (Тверь)), " Правда " (Волгоград), Нижегородские новости " , " Вечерняя Казань " ) в плане освещения экологической ситуации в регионе. Была отмечена несостоятельность научной, культурной и юридической комиссии. Положительно была оценена работа С.А. Шатохина как ответственного за создание региональных структур ОКСВ. Региональные учредительные конференции к началу 1990 г. прошли в Москве, Саратове, Ярославле, Костроме, Ростове Великом, Уфе, Рыбинске, Волгограде. На протяжении 1990-1991 гг. образовались также Нижегородская, Чебоксарская, Самарская и ряд других региональных организаций. В течение 1991 г. особенно активно работала Волгоградская региональная организация, где в январе 1991 г. был образован Нижневолжский экологический парламент (председатель -Л.Н.Савельева) численностью около 100 человек. За 1991 г. проведено 4 заседания Парламента. В нем были представлены народные депутаты всех уровней, благодаря чему разработана и подготовлена для утверждения (с помощью депутатского корпуса) на государственном уровне программа " Возрождение Волги " (автор - ректор нижегородского инженерно-строительного института В.В.Найденко).

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/09/...

В Пскове летописание началось в 13 столетии и восходит к повести о святом князе Довмонте, которая легла в основу всех псковских сводов. Летописи велись также в Галиче и Владимире-Волынском, в Ростове, Суздале и Владимире-на-Клязьме, позже, уже во времена ига, в Костроме и Москве, в других удельных городах. При этом, одни летописи содержательно носили общерусский характер, другие же сосредоточивались на местных событиях. Региональные сюжеты доминируют в летописях, которые велись в Вологде, Великом Устюге, Нижнем Новгороде, в 17 столетии – в городах и острогах Сибири. На рубеже 17 и 18 веков, тобольский боярский сын Семен Ремезов написал «Краткую сибирскую (или кунгурскую) летопись», доведенную до 1649 г., и содержащую ценные этнографические сведения о сибирских жителях; ему же принадлежит «Чертежная книга Сибири» с картами сибирских земель. В 1710 г. он составил «Переписную тобольскую книгу» с поименным перечислением служилых и податных жителей тобольского уезда. Особое место в русском летописании занимают литовские летописи, написанные на языке, который ныне принято называть белорусским. В литовских летописях выделяются две основные редакции: одна из них охватывает события, происходившие от смерти Гедимина до 1446 г., а другая начинает повествование с незапамятных времен, вполне легендарное, а завершается 1505 годом. Эти летописи велись в Вильне, Киеве, Смоленске. Украинские, казацкие летописи относятся к 17 и 18 векам и сосредоточены, главным образом, на войнах гетмана Богдана Хмельницкого. Их составители, в основном, известны поименно – это Самуил Величка и полковник из Гадяча Грабянка, который описывает события, происходившие от 1648 до 1709 г. Летописание прекратилось в России в 18 столетии. Исключительно содержательным историческим источником, являются жития святых. Среди агиографических памятников возвышается и своей достоверностью, и глубокой религиозно-нравственной назидательностью, и высокими литературными качествами «Киево-Печерский патерик», выросший из, относящейся к началу 13 века, переписки печерского монаха Поликарпа с постриженником этой обители владимирским епископом Симоном, который, утешая и вразумляя Поликарпа, скорбевшего, по малодушию, о незначительности своего положения, написал ему слова, исполненные удивительной духовной силы: «Кто не весть мене, грешнаго епископа Симона, сея соборныя церкве, красоты болодимерскыя, и другыа суждальскыя церкве, юже сам создах? Колика имеета градов и сел... И тем всем владеет наша худость. И сия вся бых оставил. Всю сию славу и честь вскоре яко кал вменил бых, да и аще бы ми трескою торчать за враты или сметием помятену быти в печерьском монастыи или и попираему человеки, или едину быти от убогых пред враты честныя тоя лавры и сотворитися просителю» (памятники литературы Древней Руси. 12 век. М., 1980, с. 482–484).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Мне кажется, мы говорим все-таки не о такой помощи, которая должна отменять другую. Надо оказывать эту помощь параллельно. АНДРЕЙ ПЕНТЮХОВ: Конечно! Но все-таки нужно сопоставлять результат. Нельзя просто так давать людям питание и закреплять их на этой территории. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Но мне кажется, что бездомных людей все-таки нужно кормить и давать им возможность работать, если кто-то хочет, … АНДРЕЙ ПЕНТЮХОВ: Да, естественно. И бродяг, и алкоголиков нужно кормить даже просто по той причине, что это люди. Но хочу заметить, мы проводили социологические исследования, и на вопрос «Укажите источник средств к существованию», там указывалась и временная работа, и попрошайничество, и воровство... Я долго думал, как же сформулировать этот пункт? И написал: «Беру то, что плохо лежит», - подразумевая, что человек занимается воровством. И 17% опрошенных ответили, что они действительно этим занимаются. Наверняка этих людей больше. Если мы накормим человека, то он с меньшей вероятностью пойдет на какие-то правонарушения, потому что у него будет хотя бы еда. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Конечно, человек должен быть сыт. Хочется, чтобы отец Павел разрешил некие сомнения, потому что, мне кажется, мы немножко запутались. Я знаю, отец Павел, что вы одним из первых начали в Москве такое социальное служение и помощь людям малоимущим, вы кормили бомжей. Скажите, пожалуйста, как разрешить это противоречие? С одной стороны, мы призываем помогать таким людям, а с другой стороны, где эта граница разумного, сколько можно помогать этому человеку? Ведь есть просто криминальные случаи, когда люди помогали бомжам, бомжи этим пользовались, и всё это печально заканчивалось… ОТЕЦ ПАВЕЛ: Я думаю, что истина лежит по середине. У нас был приход, там 300 человек молодых людей, 20-ти, 30-ти летние. 300 человек могут чем-то обеспечить трех человек и собрать им необходимое. Такой пример… Одна женщина из Киргизии работает на военном заводе, и у нее есть квартира в Ростове Великом Ярославской области. А она здесь, в Москве, подрабатывает. Ей нужно место, нужна раскладушка, на чем спать, чтоб ревматизм не заработать, чай, сушки и билет на троллейбус или метро. Вот всего пять нужд у нее. Она очень чистая, за собой ухаживает, но неприкаянная какая-то. Мы конкретно ей помогаем, мы ее знаем.

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-bomzhi.ht...

— Потому что они отступили от Христа, — последовал грустный ответ. — Совершенно верно. Это единственно правильное духовное объяснение происшедшей трагедии. Беды для народа (для любого народа — русского, сербского, болгарского) начинаются только тогда, когда он забывает Бога. Вот мы только что пересекли исконно сербские земли — Косово и Метохию. Кто там живет? — Сербы. — Еще кто? — Албанцы. — А кого больше? — Албанцев. — Намного? — Да сербов тут почти и нет. — Вот видите: инославные вытеснили православных… А как вы считаете: почему мы потеряли русские окраинные земли? — Причина та же. — Правильно! Но русский народ до сих пор этого не понял. Он мается, страдает, а почему мается и почему страдает — не ведает. Вот что значит жить без веры. Если так будет продолжаться и дальше, то через какой-нибудь десяток-другой лет на исконно русских землях — в Ярославле, Владимире, Костроме, Ростове Великом — будут жить уже не русские, а например, те же турки или китайцы… Без веры, без нашей истинной православной веры все мы — и взрослые, и дети, и старики — пропадем, исчезнем, сгинем с лица земли, превратимся в рабов, в скот, в пыль, которую будет попирать сапог наглого завоевателя. Запомним это крепко-накрепко и навсегда… Мы постояли еще некоторое время на вершине башни, взволнованные увиденным и услышанным и ставшие гораздо лучше понимать и свое прошлое, и свое настоящее, и, главное, свое будущее, а потом начали медленно спускаться вниз. Цетинье Много на свете есть красивых мест и красивых стран, но Черногория среди них занимает особое положение. Это — горная страна поразительной красоты, и чтобы описать ее, нужно недюжинное перо. Ее горы покоряют своей величавостью и задумчиво-созерцательным видом. Дорога вьется по склонам, покрытым буком, грабом, а кое-где и зелено-палевой сосной, упорно взбирается все выше и выше, и вот наконец мы достигаем перевала. Дух захватывает от высоты, на которой мы оказались, а еще более — от поистине потрясающей панорамы: перед нами высятся неповторимо прекрасные, первозданные, как бы библейские хребты — они круто падают вниз, образуя глубокие отвесные ущелья, на дне которых серебрятся тонкие ниточки хрустальных потоков; а там, еще дальше, возникают другие серо-скалистые гряды, за ними — еще и еще, и кажется, что этим горным валам нет ни конца, ни края.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

Известно, что Иван Грозный, любивший хоровую и колокольную музыку, удалившись в Александровскую Слободу и ведя там монастырскую жизнь, в четвертом часу утра ходил на колокольню к заутрене. Сын Ивана IV набожный Федор, тоже большой знаток звонов и любитель-звонарь, сокрушался по поводу того, что звонарь из Андрониева монастыря умеет выполнять на колоколах фигуру лучшую, чем он, царский сын. Судя по этому факту, русские звонари умели искусно исполнять определенные разнообразные ритмические мотивы. По свидетельству Адама Олеария, побывавшего в России в начале XVII в., на московских колокольнях висело до 5–6 колоколов, весом до двух центнеров 27 . Ими управлял один звонарь. Становление и развитие колокольного звона как музыкального искусства неотрывно от древнерусского певческого искусства. Ранний его опыт – знаменный распев – был одноголосным. На протяжении нескольких веков шло превращение его в широко развитую мелодику. Нечто подобное происходит и с колокольным звоном. Вначале это только сигнал, со временем он приобрел какие-то определенные очертания одноголосного принципа. По описанию Б. Таннера, побывавшего в 1678 г. в Москве, звонили здесь так: «Сначала шесть раз ударяют в один наименьший колокол, а потом попеременно с колоколом побольше шесть же раз; затем уже в оба попеременно с третьим еще большим столько же раз и в таком порядке доходят до самого большого; тут уже ударяют во все колокола и притом столько же раз. Затем вдруг перестают, а там в том же порядке начинают сызнова» 28 . Из этого описания видно, что звоны еще не отличались большой музыкальностью и выразительностью. Это вариант перезвона – одного из самых древних видов звона, сохранившегося до наших дней. Вместе с тем уже тогда по воскресеньям и большим праздникам в кремле звонили во все колокола сразу 29 . Это напоминало, видимо, обычный трезвон. Становление хорового многоголосия в виде строчного, а затем и партесного пения, вероятно, повлияло и на появление многоголосия в колокольной музыке. На колокольнях появляется большое количество колоколов (в Ростове – 13, на Иване Великом в Московском Кремле в четырех ярусах висят 37 колоколов). Происходит их разделение на группы, по функциям, выполняемым ими. Причем названия групп в большинстве случаев определяются хоровой терминологией. В колокольных звонах преобладает трехголосная структура, отсюда произошел термин «трезвон», т. е. три звона, трехголосие. Самые большие колокола, низко звучащие, дают темп звонам. Их тяжелые языки с трудом поддаются управлению, двигаются они, подчиняясь естественным законам маятника, потому темп их постоянно одинаковый. Но все-таки наиболее опытные звонари умеют варьировать, играя на них. Они могут бить в оба края колокола, в один, а иногда даже вовсе пропускать удар.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010