В Ростове почтили память митрополита Арсения Мацеевича Ярославль, 13 марта 2007 г. 235 лет прошло со дня представления митрополита Арсения Мацеевича. Почтить его память в Косьмо-Дамианской церкви Ростова собрались многочисленные горожане. Праздничную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, сообщает сайт Ярославской епархии . Митрополит Арсений Мацеевич, пожалуй, самый энергичный и деятельный церковный реформатор Ростовской епархии XVIII столетия. Мужественно выступавший против любого вмешательства государственной власти в дела церковные, он попал в опалу, лишился кафедры и сана. Имя ростовского митрополита было предано забвению. И лишь в 2000 г. на юбилейном архиерейском Соборе священомученик Арсений был канонизирован. Святитель Арсений пострадал тогда, когда, казалось бы, Православная вера была господствующей религией " , - отметил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Арсений Мацеевич в ссылке 1763 -1772 г За двадцать лет служения в Ростове Великом митрополит Арсений сделал много добрых дел, в числе которых открытие святых мощей святителя Димитрия Ростовского. Исторические документы свидетельствуют о том, что в своем архиерейском доме ростовский митрополит организовал мастерскую работ по эмали, покупал краски, переучивал своих штатных иконописцев. Поэтому для многих, быть может, даже далеких от церкви людей, имя Арсения Марцеевича связано с народным финифтяным промыслом. Нынешние художники-эмальеры считают Арсения Мацеевича своим небесным покровителем, у которого просят благословения на труды и творческие успехи. " Связь эта кому-то видна, кому-то не видна, кто-то чувствует. То, что художники есть в храме, это доказательство того, что пересекаются люди и вера. Дай Бог, чтобы это все чувствовали душой " , - сказала художник Галина Соколова. Символично, что в этот день Владыке Кириллу настоятель церкви Косьмы и Дамиана Александр Парфенов вручил именно финифтяный образ Арсения Мацеевича. Иконки с изображением святого на память получили и все прихожане. 16 марта 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21330.html

Митрополит Платон приезжал слушать эти звоны и хотел учредить у себя такие же в Вифании. Но ему сказали: «Дайте такую же колокольню и такие же колокола». [ 605 ] Митрополит Uoha III Сысоевич, управлявший Ростовскою епархией, как было сказано выше, 39 лет, с 1652 года августа 15 дня по 1691 год июля 5 день, устроил много великолепных зданий в Ростове и имел, как видно, изящный вкус ко всему высокому и прекрасному. Он, между прочим, построил при Успенском соборном храме, на юго-восток от алтаря, одноярусную колокольню, вышиною в 10 сажен, длиною в 15 сажен, а шириною в 5 сажен, и снабдил ее весьма замечательными колоколами. Первый, самый большой колокол «Сысой», названный так в честь родителя митрополита Ионы, схимонаха Сысоя, весом в 2.000 пудов, вылит в Ростове, в 1689 году. Около головы и около краев этого колокола имеется рельефная, славянская, вязью, надпись. Вверху, вокруг головы написано: «Лета зрч з (7197. – 1688 г.) ноемврия в а і (11) день. При державе великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича и великия государыни и благоверныя царевны и великии княжны Софии Алексиевны всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев», а внизу, вокруг краев написано: «И при благоверных государынях царицах и великих княгинях Наталии Кириловне, Параскеве Феодоровне, Марфе Матфеевне и при великом господине святейшем Кир-Иоакиме патриархе Московском и всея России, тщанием и радением преосвященнаго Ионы митрополита Ростовскаго и Ярославскаго лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы и великих Ростовских Чудотворцев Леонтия, Исаиа, Игнатия епископов; а лил колокол мастер Флор Терентьев; а весу в сем колоколе две тысящи пудов». Диаметр отверстия или поперечник основания сего колокола – 5 аршин и 3/4 вершка. Диаметр его вершины внутри 2 арш[ина] 7,25 вершков. Высота колокола внутри от основания до верху, не считая ушей, 3 аршина 13,5 вершков. Толщина звуковой части или вала, где ударяют языком, сего колокола 7 вершков. Число простых колебаний 606 , которые производит сей колокол в течение секунды, при 12° Реомюра 607 ,=130,92.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Города Нерехты, Костромской губернии, мещанская вдова Екатерина Феопемптова Соколова, 42 лет, по занятию прачка, живущая в г. Ярославле, сообщила, что перед Пасхою сего 1911 года, спускаясь по ступеням высокой лестницы с кадушкою, она сначала выронила из рук кадушку, а затем полетела и сама за нею, упала на нее боком и тяжко расшиблась. Первое время она не могла даже и вздохнуть. Боль в боку была такая, что Соколова не могла не лежать, не сидеть, не ходить спокойно, и несколько ночей совсем не могла даже заснуть. Доктора делали перевязки, забинтовывая ушибленный бок, а потом посоветовали ей даже лечь в больницу, предупреждая, что требуется продолжительное лечение. Так как в Ярославле требовалась плата за лечение, то Соколова решила как-нибудь добраться до своего родного города Нерехты и лечь там. В этих видах она попросила написать своим родным письмо, извещая, что едет в больницу и прося встретить ее, тяжко болящую. Вслед за письмом, она вскоре же собралась и сама в путь. На вокзале в Ярославле, она, уже готовая сесть на Костромской поезд, разговорилась с какой-то женщиной, которая рассказала ей о новой иконе Божией Матери, прославляющейся в Ростове многими чудесами от Неё. Соколова, слыша об этом, вдруг возгорелась непреодолимым желанием побывать в Ростове, воскликнув: «Не поеду и я к земным врачам, а поеду я лучше в Ростов! Может, и меня исцелит Врач Небесный!» И тотчас, попросив купить себе другой билет, взамен уже купленного, она села на Ростовский поезд и прямо с вокзала направилась в Благовещенскую церковь . Здесь служили молебны. Церковь была настолько полна молящимися, что больная не решалась с больными боками протискиваться через толпу, а прилегла пока в отдалении и начала горячо молиться. Вскоре она чувствует, как будто силу исполнить свое желание подойти ко св. образу, и действительно – встав, протискивается через толпу и припадает к Царице Небесной со слезами умиления, прося себе помощи. Долго еще молилась она не выходя из церкви, потом – облегченная – пошла на один из постоялых дворов, и здесь, впервые после многих малосонных и совершенно бессонных от боли ночей, легла отдохнуть, легла нарочно на больной бок, желая лучше проверить свое облегчение, и крепко уснула. Проснувшись, она, совсем уже легко себя чувствуя, опять была в Благовещенской церкви. Потом, довольная очевидным улучшением своего здоровья, решила сходить помолиться еще в Лавру преподобного Сергия. «Спешить домой не буду –говорила она себе – ведь все равно лежала бы теперь в Нерехте, а теперь – слава Богу! Что хоть могу побогомольничать». И пошла пешком в Лавру. Шла все время очень легко, ночи везде спала спокойно. Повязки докторов сразу же сбросила, храня на память в своем дорожном кошеле и показывая всем в удостоверение своего исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

С 1907 года - настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии. 27 февраля 1909 года переведен настоятелем в Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в Ростове Великом. 15 марта 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Хиротонию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершили митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский Владимир (Богоявленский), Киевский Флавиан (Городецкий) и другие архиереи. На этой кафедре пребывал много лет. Был близок к будущему патриарху святителю Тихону в бытность его архиепископом Ярославским. В 1911 году посетил Афон для изучения древних церковных распевов. Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов. С 1 декабря 1917 года до 20 января 1918 был временно управляющим Рижской епархии. 7 июля 1919 года в Ростове был арестован за то что " звоном с колокольни и крестным ходом сорвал в своей епархии кампанию по вскрытию мощей. " Был переведен в Москву, во внутреннюю тюрьму ВЧК на Лубянке, и в августе того же года освобожден. 22 января 1920 года возведен в достоинство архиепископа и назначен архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. 8 июля того же года был арестован за организацию крестного хода в знак протеста против вскрытия мощей Ростовских чудотворцев, приговорен к одному году заключения в концлагере условно. После ареста в Ростове были собраны тысячи подписей с просьбой о его освобождении и в том же году он продолжил свое служение. До самого его закрытия в 1923 году оставался настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря, и за многие годы приложил немало усилий для благоустроения обители. С 1920 по 1925 годы временно управлял епархией Новгородской и Старорусской. В мае 1922 года был арестован за сопротивление изъятию церковных ценностей и был осужден Ярославским ревтрибуналом на 4 года лишения свободы, уже 5 января 1923 года досрочно отпущен по предписанию председателя ВЦИК М. И. Калинина. В том же году вступил во временное управление Ярославской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

На средства великого князя Владимира Мономаха был построен в Ростове Великом собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором была поставлена чудотворная икона, написанная преподобным Алипием Киево-Печерским (память 17 августа). Святитель Христов Исаия с любовью относился к бедным, нищим и всем нуждавшимся. Господь прославлял Своего угодника, совершая через него многие знамения и чудеса. В августе 1089 года при великом князе Всеволоде Ярославиче состоялось освящение церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской обители. Митрополит Иоанн из-за дальности расстояния не успел собрать на это торжество всех епископов. Но Всемогущий Господь совершил чудо: «облаком носимы якоже древле апостолы», три боголюбивых святителя – Исаия Ростовский, Лука Белгородский и Иоанн Черниговский были доставлены ангелами Божиими в Печерскую обитель и 15 августа 1089 года удостоились сослужить митрополиту Киевскому Иоанну при освящении храма Пресвятой Владычицы. Возвратившись к своей пастве, святитель Исаия еще около года управлял паствой и в 1090 году на 13-м году святительского служения мирно отошел ко Господу. В 1164 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский заложил в Ростове Великом новый каменный собор, вместо пострадавшаго от пожара в 1160 году деревянного. При раскопке фундамента под южной стеной были обретены мощи святителя Исаии – ризы и тело святого были нетленными. Святые мощи поставили в церкви святого Иоанна, что на епископском дворе. В 1231 году мощи святителя были перенесены князем Константином Всеволодовичем во вновь построенный Успенский собор. В 1722 году они были переложены в серебряную гробницу, на которой были начертаны стихи, составленные архиепископом Ростовским Арсением (Верещагиным). В Иконописном подлиннике приводится описание внешнего облика святого: «Иже во святых отец наш Исаия епископ, Ростовский чудотворец, подобием рус, брада аки Власиева, от ушей пошире, ризы святительские, на главе клобук белый, в руках Евангелие». Литература: 1 . Киево-Печерский Патерик. М., 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

XVI Московский Пасхальный фестиваль пройдет с 16 апреля по 9 мая 3 апреля 2017 г. 14:41 С 16 апреля по 9 мая 2017 года пройдет XVI Московский Пасхальный фестиваль, посвященный 135-летию со дня рождения Игоря Федоровича Стравинского. Фестиваль проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Правительства г. Москвы, Министерства культуры РФ и Министерства обороны РФ. Торжественное открытие состоится 16 апреля, в праздник Светлого Христова Воскресения, в Большом зале Московской консерватории. В концертах фестиваля примут участие Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, «Страдивари-ансамбль» Мариинского театра, пианисты Денис Мацуев, Даниил Трифонов и Сон Чжин Чо, скрипачи Кристоф Барати, Павел Милюков и Лоренц Настурика-Гершовичи, дирижер Даррел Анг и многие другие. За три недели фестиваля музыканты Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступят более чем в 20 городах России: в Москве, Казани, Альметьевске, Набережных Челнах, Оренбурге, Магнитогорске, Екатеринбурге, Сургуте, Тюмени, Новосибирске, Кемерово, Томске, Омске, Перми, Ульяновске, Саранске, Нижнем Новгороде, Владимире, Туле, Курске, Ростове-на-Дону, Владикавказе, Ставрополе и Воронеже. В программе — сочинения И.Ф. Стравинского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и М.И. Глинки. Также городом-участником симфонической программы станет Владивосток, где 2 и 4 мая выступит южнокорейский пианист-виртуоз, обладатель золотой медали Международного конкурса им. Ф. Шопена Сон Чжин Чо. Хоровая программа откроется 17 апреля в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы. Концерты программы пройдут в Москве, Истре, Твери, Орехово-Зуеве, Балашихе, Калуге, Климовске, Егорьевске, Сергиевом-Посаде, Электростали, Мытищах, Старице, Химках, Муроме, Королеве, Великом Новгороде, Серпухове, Александрове, Зеленоградском, Дмитрове, Ростове Великом, Коломне, Зарайске и Туле. Впервые хоровая программа будет представлена во Владивостоке. В этом году в программе принимают участие коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Владимира, Новосибирска, Екатеринбурга и Владивостока, а также из Греции, Сербии, Республики Беларусь, Армении и Грузии.

http://patriarchia.ru/db/text/4848691.ht...

Выставка «Историческое паломничество Царской Семьи в 1913 году. К 110-летию юбилея Императорского Дома Романовых»  - первый  крупный выставочный проект в России, посвященный историческому путешествию царской семьи по русским городам в 1913 г., в ознаменование 300-летия дома Романовых. Путешествие включало в себя: поездку по железной дороге от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода и обратный путь по Волге на пароходе до Ярославля с последующим возращением поездом в  Царское село. В мае 1913 г. Император Николай II посетил исторические места, связанные с воцарением династии Романовых, поклонился православным святыням во Владимире, Суздале, Боголюбове, Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Ростове Великом, Петровске, Переславле-Залесском и Троице-Сергиевой Лавре и Москве. Специалистам Фонда ЕСПО, при содействии музейного коллектива ГМЗ «Ростовский  кремль», удалось подготовить уникальную экспозицию, в которой представлено более 700 музейных предметов. В экспозиции принимают участие 13 музеев: Государственный музей заповедник «Ростовский кремль», Государственный исторический музей, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Костромской государственный музей-заповедник, Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Павлово-Посадский музейно-выставочный комплекс, Переславский государственный музей-заповедник, Ярославский художественный музей, Ярославский государственный музей-заповедник, Музей имени В.Ю. Орлова (Ярославль), Музей Императора Николая II. Свои экспонаты предоставили Государственный архив Ярославской области, Московская духовная академия, частные коллекционеры. Корпорация «РЖД» привнесла в музейную композицию VR формат: в одном из залов посетителей ждёт  VR- «Путешествие в императорском поезде». Надев специальные очки, можно заглянуть внутрь вагонов, служивших нескольким российским императорам. С помощью современных технологий в виртуальной реальности в мельчайших подробностях воссозданы исторические интерьеры вагонов одного из первых поездов царской России.

http://radonezh.ru/2023/05/24/v-rostove-...

В Ростове Великом проходят торжества в честь святителя Димитрия Ростовского Ярославль, 4 октября 2005 г. Сегодня Русская Православная Церковь вспоминает день обретения мощей святителя Димитрия Ростовского. Большие торжества состоятся в Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре города Ростова Великого. Имя святителя Димитрия неразрывно связано со Спасо-Иаковлевским монастырем, где почивают мощи святителя. Обретение мощей произошло 253 года назад, сообщает пресс-служба Ярославской епархии. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский просвещал современников своим образом жизни и своим трудом, а также своим вдохновенным словом. Он оказал благотворное влияние и на грядущее за ним поколение людей через написанные им рукописи и книги. Одним из главных творений святителя Димитрия стали пользующиеся до сих пор спросом, изложенные им «Жития Святых». Сейчас в Москве, во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, проходит выставка, посвященная святителю Димитрию «Православия ревнитель и раскола искоренитель», о который Патриарх Московский и всея Руси Алексий сказал так: «Хотелось бы надеяться, что пример жизни и веры, явленный истинным подвижником Православной Церкви, святителем Ростовским Димитрием будет деятельно воспринят нынешними поколениями православных христиан, а выставка, связанная с именем святого, станет еще одним шагом на пути приобщения современного российского общества к обильному культурному и духовному наследию нашего прошлого». В настоящее время в Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре ведутся ремонтно-восстановительные работы. Меняется кровля Иаковлевского храма. Восстанавливаются фрески Зачатьевской церкви, где и был погребен святитель Димитрий. Это самый древний храм обители. Сам монастырь был основан в 14 веке. В 2009 году исполняется 300 лет со дня преставления святителя Димитрия Ростовского. К этому юбилею подготовка началась уже сейчас. 4 октября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14756.html

Живопись стен («Распятие с предстоящими» в алтаре, «Моление о чаше» и «Исход евреев из Египта» в центральном кубе, сцены из жизни св. Иакова в трапезе) была поновлена в конце XIX в. и в настоящее время в значительной мере утрачена, как и живопись небольшой паперти. Оригинально решена композиция овального купола в верхнем этаже храма, где помещалась монастырская ризница. Интерьер ризницы освещается мягким светом большого северного окна. Живопись купола выполнена в легких прозрачных тонах в технике гризайли. В центре купола на бледно-лазурном фоне 4 монументальные фигуры евангелистов. Они написаны в подражание скульптурам мастеров Высокого Ренессанса. Между ними 4 медальона с живописными клеймами: «Благовещение», «Христос во храме» и «Оправдание блудницы св. Иаковым». Ниже проходит орнаментальный фриз, имитирующий лепнину и состоящий из причудливо переплетающихся листьев аканта, дуба и гроздьев винограда. Иванов В.Н. Ростов Великий, Углич. - М., 1964; Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом/В. И. Вахрина. – М.: Посад: Спасо-Яковлевлевский Димитриев монастырь, 1994; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог/Гос. музей-заповедник " Рост. кремль " . – М.: Сев. паломник, 2008; Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом/[текст М. Рубцовой; под общ. ред. игум. Серафима (Симонова)]. – Ростов: Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, 2009; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель/текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней/Е. И. Крестьянинова, Г. А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Иаковская церковь пристроена вплотную к Зачатьевской в 1725 г. Церковь перестроена в 1824 г. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05809

крепостей, самостоятельных районов, где располагались резиденции царя, патриарха, дворы местных и иностранных купцов. Сочетание гос. и духовного центра, крепости и неск. церквей, в т. ч. кафедральных, характерно именно для Московской Руси и России, в то время как крепости литовско-польск. гос-ва (на территории совр. республик Белоруссии и Украины) являются, как правило, частными укреплениями-резиденциями магнатов и местной знати. Собственное имя К. было усвоено московской крепости, ставшей символом общерус. гос-ва (см. Московский Кремль ). Сложившийся к исходу XVI в. облик центра столицы Московской Руси повлиял на возведение крепостных сооружений и оград при строительстве др. ансамблей, прежде всего в крупных мон-рях и резиденциях настоятелей церковных диоцезов. Архиерейское подворье в том случае, когда наследует территорию несостоявшегося К., как напр. в Вологде 2-й пол. XVI-XVII в., завершает обустройство городского центра. Устойчивое представление о единстве оборонной и духовной функций архитектурного ансамбля К., где важны не только стены и башни, но и церковные сооружения (храм, колокольня), отразилось в сооружении крепостей эпохи позднего средневековья, оборонительное назначение к-рых было условным или символическим. Образ К., в к-ром сочетались протяженная крепость и причудливый силуэт вертикалей храмовых завершений, был воспроизведен в облике Ростовского Митрополичьего двора при митр. Ионе Сысоевиче (1670-1675); характерно, что место древнего княжеского двора с кафедральным собором составило единый по стилю ансамбль с резиденцией архиерея, расположенной по соседству. Тот же сложный архитектурный ансамбль был усвоен для К. в наиболее удаленных от столицы центрах, напр. в Тобольске (1699-1717, архит. и инженер С. У. Ремезов). Более всего образ К. был востребован при возведении монастырских укреплений, благодаря чему наименование К. стало применяться для многих ансамблей мон-рей. Кремль в Ростове Великом. Фотография Проскудина-Горского. 1911 г. Кремль в Ростове Великом.

http://pravenc.ru/text/2459011.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010