Не изучали анатомию и композицию, но писали шедевры – Вам помогли состояться как мастеру и изучение языка иконы, и знание законов академического искусства. Как учить иконописи, например, людей, у которых нет этого академического багажа? – Да, широта и глубина любого академического образования дает возможность творить свободно, без зашоренности, свойственной безграмотности. – Но, с другой стороны, иконописцы древности не копировали античные скульптуры, не изучали анатомию человека, а создавали шедевры, где всё сгармонировано и по рисунку, и по композиции, и по цвету. В чем секрет? – Кстати, после практики в Ростове я лучше стал писать академическую живопись. Дело в том, что у художников того времени было иное ощущение пластики; у них не было фотоаппаратов, копировальной техники, и они развивали свои человеческие способности, свойства, например свойство запоминать образы. Художники прошлых времен были более тонко настроены как уникальный инструмент, когда рука – продолжение кисточки, глаза – схватывают, запоминают пропорции. Они могли точно поставить линию туда, куда нужно, и без изучения анатомии могли точно передать пластику человеческого тела. У художников прошлых времен рука – продолжение кисточки, глаза – схватывают, запоминают пропорции Поняв это, я разработал специальную программу для обучения иконописцев, которая основана на копировании. Я считаю, что иконописец не может стать иконописцем, если он не рисует цветы, причем не этюдно, по-коровински, создавая ощущение от цветка, а тщательно сделанные, как это было у голландцев; если он не рисует римские статуи: в них ритмика одежд, складок, контрапосты – все то, что мы используем в иконах. Понятно, что сейчас я говорю именно о технических сторонах иконописи, но без них не получится пойти дальше. – А вот если к вам в мастерскую пришел, скажем, художник, который не знает совсем символику икон, что вы делаете? – Объясняю, рассказываю. Кроме того, мы все вместе ездим, смотрим на примеры церковного искусства прошлого: были в Ростове Великом, в Ферапонтово, сейчас у меня есть мечта вывезти основных художников мастерской в Царьград. Не знаю, получится ли в современной ситуации увидеть мозаики и росписи византийских храмов; в любом случае художникам будем важно посмотреть архитектуру, дотронуться до камней…

http://pravoslavie.ru/134300.html

Отца своего граф М. В-ч рано лишился, на 13-м году своего возраста. Наибольшее воспитательное влияние на него имела мать и учителя, особенно же упомянутый профессора О. Л. Голубинский. Искреннее, чисто древнерусское благочестие было господствующею стихией в его домашнем воспитании, а близость его местожительства (село Каменки, Александровского уезда Владимирской губернии, в 20 верстах от Сергеевой лавры) к древнейшим и знаменитейшим русским святыням еще более способствовала влиянию этой стихи на его воспитание и образование, чтобы впоследствии выставить в лице его основательного исследователя- историка и археолога, притом главным образом церковного. Граф М. В-ч сам говорить о себе, что в детстве он считал для себя высшею наградою от родителей – обещание взять его „на богомолье в Троицу» 142 и что во время поездок с родителями к родным по матери Сумароковым в Костромскую губернию дни остановок на пути, ради богомолья, в Переславле Залесском, Ростове и Ярославле с их святынями и посещение этих святынь „приводили его в восхищение» 143 . Еще будучи шестилетним ребенком (в 1818 году), граф М. В-ч, в одну из таких поездок, в Ростове Великом имел случай видеть известного подвижника иноческой жизни, старца Амфилохия († 1824); когда мать графа просила, старца дать наставление сыну, то старец, обратясь к нему, сказал: „умеешь ли читать? знаешь ли заповеди“- и после того как юный граф ответил на эти вопросы, что читать он умеет, а заповеди твердо не знает, старец дал ему такое наставление: „Помни пока первую и пятую заповедь: молись Богу усердно и почитай родителей. Читай чаще жития святых: много доброго узнаешь, а чего не поймешь, проси, чтобы тебе объяснили. Эти слова неученого, но богоугодного и прозорливого старца, – продолжает рассказ о нем и себе сам граф, – глубоко врезались в моей памяти. С того времени я стал охотно читать сначала небольшие рассказы из книги Мансветова: „Училище благочестия», а потом и самую Четь-Минею. Любовь к чтению жития свитых, особенно русских, осталась во мне навсегда» 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Поиск М. национального стиля в храмостроительстве провинции отражает проект храма-памятника Полтавской битве (1833, не реализован), в отделке к-рого использованы килевидные кокошники и тройное окно барабана при сохранении таких элементов классицистической композиции, как план в виде квадрата и пятиглавие, но с куполами необычных пропорций (не реализован). М. принадлежит образцовый проект мечети (1829, использовался до 1843), разосланный в 19 губерний с мусульм. населением. Это здание в виде 8-гранной призмы с завершением в форме усеченной пирамиды с куполком, увенчанным полумесяцем. Проектируя мечеть, М. мог ориентироваться на обмеры древних булгарских памятников XIV в. ( Кириченко Е. И. Градостроительство и власть//Градостроительство России сер. XIX - нач. XX в. М., 2001. Т. 1. С. 242-243). Из гражданских зданий известно о проектах М. богоугодных заведений в Тифлисе, ярмарки в Ростове-на-Дону, училища для детей канцелярских служителей в Смоленске, гимназий в Уфе (1820-1828) и Тифлисе (1832), а также более 10 проектов военных лазаретов (нач. 30-х гг. XIX в.) в Луцке, Остроге, Бердичеве, Тороянове и Каинске и др. городах, карантинных зданий различных размеров во время эпидемии холеры 1831 г., в т. ч. карантина 1-го класса для Евпатории и других портовых городов юга; гостиных дворов в Одессе на Александровской пл. (?), в Измаиле, Симбирске (1822, 30-е гг. XIX в.) и Ростове Великом (30-е гг. XIX в.), городских богаделен. М. проектировал также надгробные памятники ген. И. Г. Гогелю (1834); на Смоленском кладбище в С.-Петербурге - камнерезу П. Е. Доброхотову (1834) и скульптору Мартосу (1835) в виде пилона с акротериями; в Александро-Невской лавре - Чаплиным (1837). Лит.: Петров П. Н. А. И. Мельников//Зодчий. СПб., 1885. 1/2. С. 1-2; Фомин И. Мельников А. И.//Ист. выставка архитектуры. СПб., 1914. С. 57-58; Лейбошиц Н. Я. Мат-лы к творческой биографии А. И. Мельникова//Архит. наследство. М.; Л., 1959. Вып. 9. С. 117-138; Тубли М. П. Авраам Мельников. Л., 1980; Филатов Н. Ф.

http://pravenc.ru/text/2562950.html

Вечером того же дня диакон Игорь Куликов вместе с помощником руководителя социального отдела Ярославской епархии Ларисой Губановой провели семинар, посвященный организации добровольческих служб. Отец Игорь рассказал о работе добровольцев московской православной службы помощи «Милосердие» и сформулировал основные принципы развития церковного добровольчества, а Лариса Губанова поделилась уникальным опытом создания добровольческого объединения в Ростове Великом — в городе с населением около 35 тыс. человек. 23 августа сотрудники отдела развития православной службы помощи «Милосердие» Сергей Погибелев и Юрий Кадуков провели занятия по основам фандрайзинга, подчеркнув важность составления отчетов для благотворителей. Координатор службы добровольцев православной службы помощи «Милосердие» в Екатеринбурге Наталия Полозникова и сотрудник психологической службы «Ладья» Любовь Балакина провели со стажирующимися интерактивную игру на тему привлечения добровольцев. Помощник руководителя социального отдела Екатеринбургской епархии Наталья Савина объяснила, как привлечь грантовое финансирование. Руководитель отдела по утверждению трезвости Екатеринбургской епархии протоиерей Игорь Бачинин рассказал о деятельности Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение». Четвертый день стажировки завершился на площадке местного центра гуманитарной помощи. Гостей встретил руководитель центра Евгений Шатских, рассказавший о привлечении благотворительной помощи и работе с просителями. Один из участников стажировки, руководитель социального отдела Ростовской епархии иерей Евгений Осяк дополнил рассказ специалиста из Екатеринбурга и поделился опытом организации гуманитарных центров в Ростове-на-Дону. «Нашему центру уже более 15 лет, но сильнейший импульс к развитию мы получили при организации экстренной помощи беженцам из Украины, — отметил отец Евгений. — Мы организовали огромное помещение в формате бесплатного супермаркета, где беженцы могли выбрать все, что им необходимо из еды и одежды и оформить гуманитарную помощь на стойке регистрации».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5259840...

Фестиваль - это многообразие звонарей, многообразие колоколен, многообразие колоколов и звонов. И надеемся, что радостное Пасхальное настроение будет сопутствовать всем нашим гостям и участникам! - По сути, Звонильная Неделя - это уже входящий в традицию ежегодный съезд звонарей, в котором участвуют и звонари России, и зарубежные гости, не так ли? - До октябрьского переворота не было такого разорения, поэтому и не было нужды в съездах звонарей. Каждая колокольня в старой России была своеобразным центром, где отбирались и подбирались колокола, воспитывались звонари, культивировались звоны. Хотя, вполне возможно, к началу XX века такие вопросы всё же ставились. Но последующие трагические события оставили решать их уже нам. Где лучше сохранились колокола?! Если возьмем территорию бывшего Советского Союза, то в Москве, Ростове Великом, Вологде, Пскове, Печоре, в зарубежном ныне Таллине... Несмотря на то, что в Москве много всего было разорено, такого количества старинных колоколов, как здесь, больше нигде нет. Так, в Новодевичьем монастыре есть колокола, которые отлиты при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, царевне Софье, Петре Великом... Москва - сердце нашего Отечества, его истинно духовный центр. Всё увереннее звучит соборный голос нашей столицы - её колокола. К счастью, этот голос совести и тревоги, радости и надежды, который был отнят у неё в 1929-м, возрождён для нас и будущих поколений. Некоторые участники Недели приехали в Москву заранее, чтобы присутствовать на Пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя, звонить в его колокола во время крестного хода. Одни приезжали, другие уезжали. В общей сложности в Звонильной неделе участвовало более 40 человек. - Колокольные звоны Москвы в дни Московского Пасхального Фестиваля привлекают большое внимание слушателей... - Мы рады, что с каждым годом все больше и больше любителей колокольного искусства. Например, радостно видеть великое множество народа возле колоколен храма Христа Спасителя. Основное событие Звонильной недели прошлого года - в конце-концов нам удалось производить звон на всех четырех колокольнях храма Христа Спасителя в полном синхроне. Все они, чего специально обученным звонарям было непросто добиться, звучат как одна. За эталон взята Ростовская звонница. Если её мысленно поместить между нашими колокольнями (от одной до другой расстояние по 40 метров!), она встает полностью и еще место остается.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Диалог времен В Москве, в Фонде народных художественных промыслов Российской Федерации (Леонтьевский пер., 7), открылась выставка «Диалог времен», посвященная 30-летию Суздальского художественно-реставрационного училища. Слово «реставрация» в переводе с латинского языка означает «восстановление, возрождение». Сейчас мы чаще всего употребляем это слово применительно к памятникам культуры и искусства: старинным храмам, домам, книгам, иконам, картинам, скульптурам, мебели, предметам ювелирного искусства. Существует два вида реставрации памятников культуры и искусства: консервация и реконструкция. Консервация приостанавливает процесс разрушения памятника, укрепляет его и поддерживает в дошедшем до наших дней виде. Реконструкция воссоздает памятники прошлого по сохранившимся остаткам, изображениям и описаниям. Основной принцип современной реставрации – неприкосновенность и сохранность авторского произведения. А для этого необходимо знание истории искусства, археологии, химии, языкознания и многих других смежных наук. Именно таких специалистов, способных работать в любой области реставрации памятников культуры и искусства, готовит Суздальское училище, которое является уникальным в своем роде. За учебный год учащиеся Суздальского училища реставрируют около 100 музейных экспонатов. Сохраняя и восстанавливая произведения искусства, студенты учатся на работах мастеров прошлого, изучают, копируют их, а набравшись опыта, создают и свои авторские работы. На выставке «Диалог времен» представлены работы учащихся, преподавателей и выпускников училища, многие из которых работают в ведущих музеях и реставрационных мастерских по всей стране: в Москве, Санкт-Петербурге, в Великом Новгороде, Ростове Великом, Владимире и многих других городах. Например, в Москве суздальские мастера работают в восьми музеях и в Реставрационном центр имени академика И.Э. Грабаря. Сегодня в училище действуют семь отделений: реставрация станковой живописи, графики и книги, деревянной полихромной скульптуры и мебели, реставрация текстиля, скульптуры из камня, архитектурного металла, реставрация музейного металла.

http://pravoslavie.ru/30409.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Затем коллектив отправится в один из самых масштабных гастрольных туров за всю историю фестиваля. Музыканты Симфонического оркестра Мариинского театра планируют преодолеть более 20 000 километров пути и охватить своими выступлениями почти 30 городов России: Москву, Воронеж, Владикавказ, Волгоград, Саратов, Казань, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Томск, Кемерово, Омск, Сургут, Екатеринбург, Набережные Челны, Альметьевск, Киров (впервые), Ярославль, Череповец, Вологду, Архангельск, Мурманск, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Смоленск, Брянск, Белгород, Орел. 2018-й год богат на юбилеи композиторов, среди которых русские классики Александр Даргомыжский и Александр Бородин, советские композиторы Арам Хачатурян и Тихон Хренников и другие представители мировой классической музыки Антонио Вивальди, Шарль Гуно, Макс Брух, Жорж Бизе, Джакомо Пуччини, Джордж Гершвин. 200 лет исполнится со дня рождения выдающегося русского хореографа Мариуса Петипа, чей творческий путь был тесно связан с Мариинским театром. К 100-летию со дня смерти Клода Дебюсси будут широко представлены произведения этого великого французского мастера, в том числе редко звучащие его сочинения. XVII Московский Пасхальный фестиваль почтит память этих великих мастеров искусства. В программе фестиваля также фрагменты опер «Фальстаф» Джузеппе Верди и «Тангейзер» Рихарда Вагнера. К симфонической программе присоединится Приморская сцена Мариинского театра во Владивостоке: 11 апреля там выступят солисты, хор и Симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра под управлением Антона Торбеева и сводный хор Приморской митрополии (регент Людмила Макаренко), а 21 апреля Симфонический оркестр и хор Приморской сцены Мариинского театра, за дирижерским пультом Павел Смелков. Хоровая программа Лучшие хоровые коллективы из разных стран мира вновь познакомят слушателей с яркой культурой хорового исполнительства, с ее богатейшими традициями и удивительным разнообразием. Открытие хоровой программы состоится 9 апреля в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, где выступят хор Мариинского театра под руководством Андрея Петренко, Государственный академический Русский хор им. А.В. Свешникова под руководством Евгения Волкова, хор мальчиков хорового училища им. А.В. Свешникова. Концерты хоровой программы пройдут в Москве, Химках, Реутове, Раменском, Зарайске, Егорьевске, Истре, Балашихе, Серпухове, Туле, Твери, Великом Новгороде, Ростове Великом, Муроме, Александрове, Владивостоке и впервые в Уссурийске.

http://pravoslavie.ru/110470.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010