Благодаря меценату и благотворителю Виктору Александровичу Семенову выставка дополнена хроникой из фондов музея Российского государственного архива кинофотодокументов. Авторы проекта включили в экспозицию роскошную коллекцию финифти, царские подарки, удивительные по красоте серебряные изделия,  вклады Императора в храмы и монастыри:  комплекты священнических и дьяконовских облачений из драгоценных редких тканей украшенных золотным шитьем  и, конечно, старинные книги, чтимые иконы, уникальные предметы прикладного искусства, предметы почитания Царской Семьи. Экспозиция продлится до октября 2023 года. В рамках открытия выставки состоится подписание трехстороннего Соглашения о включении Ярославской области в федеральный культурно-познавательный туристический проект «Императорский маршрут», который сегодня объединяет 24 региона страны. Ярославская область станет двадцать пятым участником проекта. Ярославская область обладает богатым культурно-историческим наследием Императорской России. Исторические достопримечательности  и православные святыни Ярославля, Ростова Великого, Петровска, Переславля-Залесского могут рассказать туристам не только о значимом вкладе Императорского Дома Романовых в развитие отечественной науки, образования, культуры и системы социальной помощи, но и об их личном благочестии, храмоздательстве, покровительстве святым местам России. Соглашение подписывают Губернатор Ярославской области, заместитель Министра экономического развития и Председатель Наблюдательного Совета Фонда ЕСПО. По инициативе Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Вадима, при поддержке Всемирного Русского Народного Собора и при активном содействии Правительства Ярославской области в регионе возрождается традиция проведения благотворительной акции – Белый цветок. С идеей проведения «Дней цветков» в конце XIX века впервые выступила Европейская Лига борьбы с чахоткой, созданная при Международном комитете Красного Креста.

http://radonezh.ru/2023/05/24/v-rostove-...

Впрочем, не будем так категоричны. Работы москвореченцев, в том числе недавних выпускников художественных вузов, находятся и в частных российских коллекциях, в галереях Москвы, Коломны, Рязани, Твери, Тулы. В 2002 году в ЦДХ состоялась крупная выставка «Связь времён», на которой целая династия талантливых художников Кугачей представила свои полотна. Старшее поколение – академик Российской Академии Художеств Юрий Петрович Кугач и его супруга Ольга Григорьевна Светличная (ученики Крымова и Грабаря). Среднее – Михаил Юрьевич Кугач. И молодое – внуки прославленного живописца Иван Михайлович и Екатерина Михайловна. Правда, тогда выставка была приурочена к 85-летию академика. В 2003 году была еще экспозиция на Поклонной горе. И затишье. Минкультуры почему-то по-прежнему делает ставку на авангардное искусство, которым переполнены выставочные залы и галереи. Члены художественного объединения неравнодушны к сложившейся ситуации. Молодой художник Илья Коваленко, выступавший на открытии выставки, без тени иронии сказал: «Художник не тот, кто умеет рисовать картину, а человек, который умеет видеть красоту в натуре. Видеть и передавать. Все иные пути, пути ухода от натуры, я вижу путями погибели. Постигая красоту натуры, художник не должен работать один. Должна быть преемственность традиций – это путь русского художника». И все же. Каков бы ни был пафос выступлений и негодование от несправедливости, художники на открытии сияли. «Два года мучений, рыданий. Я почти счастлива», – шепнула одна из участниц выставки своей подруге. Сюжетный плюрализм Творческое общение художников начиналось на академической даче под Вышним Волочком, куда выезжал и стар, и млад. На пленэрах в Ростове Великом и Архангельском художники вместе собирались и писали картины в абсолютно разных жанрах. Разножанровость и вместе с тем духовная общность – определяющая черта объединения. Пейзажи, портреты, натюрморты, интерьеры на выставке преследуют одну цель – во всем великолепии показать «Родную землю». Именно так кураторы проекта назвали выставку. Зритель вряд ли найдет логичным перемежение «Ледохода на Устюге» с «портретом Ильи», интерьером спальни в картине «Интерьер. Вечер» и букетом флоксов. Сами художники убеждены, что отсутствие выраженной последовательности и логики в расположении картин, неожиданный хаос – безусловный плюс выставки. Потому что в рамках небольшого проекта (чуть больше пятидесяти полотен) и «Родная земля», и работа самого художественного объединения – показаны в многообразии.

http://pravoslavie.ru/288.html

Сцена лечит — Вы участвуете в проектах благотворительного Фонда поддержки семьи и детства «Наши дети». Благотворительность сегодня стала модной… — Сотрудничать с фондом меня благословил архимандрит Сильвестр из Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом. Я его хорошо знаю, он очень дорогой и близкий мне человек. И это сразу сняло для меня все вопросы. Потому что поначалу к предложению Фонда я отнесся сдержанно. Знаем мы, думаю, эти благотворительные организации, лучше с ними не связываться… Но окунувшись в работу, я колоссально много для себя открыл и приобрел. — Что, например? — Раньше у меня был страх перед детскими домами. Во мне серьезно засел советский стереотип: за детдомовским забором — забитые, больные, нелюдимые дети… Но, оказалось, по-человечески это такие же дети, как и все остальные. Только в тяжелых жизненных обстоятельствах. Стереотип нужно разбивать. Ведь вряд ли найдется хотя бы один, кто осознанно скажет: «Я эгоист, не хочу помогать другим, добрые дела меня совершенно не привлекают». В душе каждый готов помочь. Мешает только страх. И мне мешал. А теперь пропал. — Чем конкретно Вы начали заниматься? — Мы стали проводить в Ярославле театральный фестиваль, в котором участвуют только детдомовцы. То есть к конкретному детскому дому прикрепляется группа добровольцев, которые начинают с детьми работать. Среди таких добровольцев — и просто волонтеры, и профессиональные артисты. На выходе получается целый спектакль. И что важно: этот спектакль не остается внутри детдомовских стен, а выносится на широкую публику: спектакли из разных детских домов привозят и играют в одном месте. Так в Ярославле прошел наш первый фестиваль. В нем приняли участие четыре детских дома. К концу дня к Сергею Морозову, исполнительному директору фонда «Наши дети», выстроилась очередь из директоров других детских домов, которые тоже очень хотели принять участие в таком фестивале в следующем году. И когда мы посмотрели спектакли через год — были поражены. Я готов засвидетельствовать как профессиональный актер: некоторые из них уже язык не поворачивался называть «самодеятельностью». Это были полноценные театральные работы, которые можно было брать и катать с гастролями по городам.

http://pravmir.ru/andrej-merzlikin-menya...

А во-вторых, " Верховный Совет " депутат А.Н.Грешневиков не защищал. Он вышел оттуда до начала военных действий и был во время его расстрела в Борисоглебе (свидетелей тому немало). Хотя я не верю, что злополучное письмо писал Василий Белов, но представим непредставимое, что написал его все же он сам. Зная Грешневикова почти двадцать лет, я убежден, что он читал это письмо до его публикации.. Сразу обращаю внимание читателей: я не говорю, что Грешневиков плохой человек, раз не был в " Верховном Совете " во время его расстрела; я привожу пример, так скажем, преувеличения геройства депутата. Ведь мог Грешневиков исправить это место в тексте, но он уже так запутался, что и сам перестал отличать вымысел от реальности. Бывает с людьми такое. Особенно, когда часто приходится говорить о себе, когда в голове постоянно бьется только одно: выберут или не выберут в депутаты. Тут уж не до всяких разборчивостей: потому и не жалко тащить в свою грязь выдающегося русского писателя Василия Белова. Главное, чтобы снова выбрали и продолжать дальше жировать, безнаказанно попирать людей, вести войну с православным монастырем, чтобы после победы быть полновластным хозяином в районе. Сейчас идет настоящая травля прихожанки Борисо-Глебского монастыря заведующей отделом образования И.П.Ригиной, разрешавшей монастырю, вопреки воле Грешневикова, проводить Всероссийские Иринарховские чтения в Борисоглебской школе!.. В этом году в результате неустанной " работы " депутат с заединщиками наконец-то добились своего - выжили Чтения, благословленные самим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, из Борисоглеба и их пришлось проводить в Ростове Великом.. Многоуважаемый Василий Иванович, сотрудники газеты " Время " , что же вы так всполошились после моего очерка " Вы прочитайте его внимательнее, попросите прочитать воцерковленных людей из вашего окружения. И увидите, что никто не собирается сажать за решетку депутата А.Н.Грешневикова (более того, я даже говорю о его заслугах). Присоединяюсь к вашим похвалам Грешневикову, что он помогает балалаечнику Юрию Клепалову, актеру Николаю Бурляеву, да и, насколько мне известно, немало помогает и самому Василию Ивановичу Белову. Зная, в каком положении сегодня находятся в нашей стране русские художники, разве я могу осуждать человека, помогающего им " ! Конечно нет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Колокольный звон для этих композиторов был не только иллюстрацией, бытовым фактом. Здесь уместно привести выражение академика Асафьева: «Звон как колорит атмосферы» – той музыкальной атмосферы, которая когда-то с детства окружала русского человека, воспитывала его музыкальный вкус, музыкальное чувство 34 . Колокольный звон в музыке русских композиторов – это олицетворение России. Как один из национальных символов профиль колокола виден и в памятнике «Тысячелетие России», созданном к 1862г. скульптором Микешиным. Вся русская музыка тесно связана с хоровым пением, исходит из него. Для русского же хора характерна не всеобщая нивелировка голосов, а выпуклое использование их ярких и разнообразных тембров. Таким же был в России и принцип использования колоколов. Безусловно, самые знаменитые русские звоны были в Ростове Великом. Они всегда славились своей слаженностью, выражавшейся прежде всего в их ритмической стройности; к тому же три самых тяжелых из ростовских колоколов согласованы и гармонически, образуя домажорное трезвучие. Но для русских звонов не характерно гармоничное начало с его выверенным строем. Колокола зачастую собирались на одну звонницу случайно, изготовленные согласно разным канонам формы и из сплавов разного состава, а значит и имеющие неодинаковый тембр. Выдающийся звонарь 1920-х годов, так мечтавший сделать государственную концертную колокольню, отделенную от церкви, К. К. Сараджев, обладавший фантастическим слухом, на вопрос о том, на каких, в смысле подбора, колоколах он предпочитает звонить, отвечал, что ему все равно, подобраны ли колокола в музыкальную гамму или никакой гаммы не составляют. Он руководствовался только характером индивидуальности колокола. Для него не имело ни малейшего значения, если данный колокол с соседом своим давал диссонирующий звук. В колокольной музыке нет никаких диссонансов, как, впрочем, нет их и в народной песне 35 . Эту особенность колоколов очень хорошо понял и ярко показал во многих своих произведениях большой знаток народной музыки, гениальный русский композитор М. П. Мусоргский. В своем творчестве он не раз использовал подлинные колокольные звоны, а также имитировал их в фортепианном и оркестровом звучании. Сочетание диссонирующих (по классическим меркам) интервалов и аккордов Мусоргский не считал диссонансом для колоколов. В подтверждение такого мнения можно заметить, что, например, звон колокольни Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве не режет слух, хотя подбор колоколов там неудобен в смысле гармонической ясности и строя. На колоколах во время игры такой звукоряд слушается прекрасно и дает возможность звонарю составлять разнообразные и интересные композиции.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Характерными особенностями колокольни с подбором колоколов являются монументальность, несоизмеримая со всеми другими инструментами (включая и наиболее крупные), пленэрность и «привязанность» к одному месту 52 . Приведем ироничную народную поговорку: «Пашни меньше, простору больше; избы не крыты, да звон хорош!» 53 . Вспомним в этой связи название одного из подмосковных городов – Звенигород, в центре герба которого в XIX в. появился колокол. Не всегда удавалось создать сразу звонницу как единое целое. Приходилось добавлять новые колокола, реконструировать звонницу. Хорошо, если дело тогда оказывалось в руках сведущего человека, как, например, в Ростове Великом или в Новоспасском, на родине Глинки. А бывало, что новый колокол не согласовывался с остальными, подбор искажался, приходилось его реорганизовывать. Так, в 1871 г. четыре колокола Вознесенского Девичьего монастыря были перелиты для образования нового звона 54 . Многие же колокольни годами эксплуатировались с неудачным, случайным подбором. Это необходимо учитывать при анализе их звукорядов, обращая внимание на эстетическую оценку колокольни местными жителями. Функции колокольни с подбором колоколов значительно шире, чем у отдельного колокольчика или колокола. Колокольный подбор на звоннице – носитель весьма сложной информации, важное коммуникативное средство, часть синтетического действа (религиозной службы). Разные функции несли и разные жанры звона. Из назначения колокола как сигнала, призывающего в храм, вырос благовест – своего рода инструментальное вступление к службе, для создания определенного настроения – трезвон (имеющий, соответственно, и большую эстетическую ценность) или похоронный звон. Только с подвеской колоколов на колокольне звон начал формироваться как явление эстетическое. Вполне очевидно, что выразительные средства подбора много богаче, чем у отдельного колокола. Не говоря о том, что ярче и разнообразнее тембр, сила и возможные ритмические комбинации, у подбора появились и принципиально новые выразительные средства – звуковысотные соотношения (попевки) и фактура. Однако интонационная сторона не стала главенствующей в русских звонах, в чем одно из кардинальных отличий их от западных. Совершенствование выразительных средств вело к дальнейшему развитию сигнально-информативной функции инструмента, что в свою очередь служило стимулом к обогащению выразительных средств.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

аршин — 71 см.). 37 С. 73. Юсупов сад — по Садовой ул., против Екатерингофского проспекта (ныне — проспект Римского-Корсакова); назван так по имени бывшего владельца. 38 С. 73. «Так, верно, те, которых ведут на казнь, прилепливаются мыслями ко всем предметам, которые им встречаются на дороге»… — Эти чувства были знакомы самому Достоевскому. «Из окон кареты, когда везли на Семеновский плац, я видел бездну народа…» — писал он М. М. Достоевскому из Петропавловской крепости 22 декабря 1849 г. Психология приговоренного к смертной казни глубоко волновала писателя. В 1860 г. в журнале «Светоч» M. M. Достоевским был опубликован перевод рассказа В. Гюго «Последний день приговоренного к смертной казни». Достоевский считал это произведение Гюго шедевром — самым реальнейшим и самым правдивейшим произведением из всех им написанных (см.: «Кроткая», 1876). Герой рассказа Гюго по дороге на казнь «прилепливается мыслями ко всем предметам», обращает внимание на вывески и толпу. «Несмотря на туман ничто из происходящего вокруг меня не ускользнуло из моего внимания Глазами я машинально читал лавочные вывески» (Светоч. 1860. С. 316–317. Ср.: Гюго В. Собр. соч. М., 1953., Т. 1. С. 291–292). 39 С. 77. Финифть — эмаль. Широкое хождение имели финифтяные изделия, изготовляющиеся в Ростове Великом. 40 С. 91. Хожалый — рассыльный; в данном случае — служитель при полиции. 41 С. 94. …всем нам манкируете… — относитесь без должного уважения (от франц. manquer). 42 С. 96. …ганц фортепьян — ему зейн рок изорваль — ман мус — гедрюкт будет… — Ганц (нем. ganz) — весь; зейн рок ( нем. sein Rock) — его сюртук, пиджак; здесь: фрак; ман мус ( нем. man muß) — должно; гедрюкт (от нем. drücken) — будет напечатан. 43 С. 97. Это был сам Никодим Фомич, квартальный надзиратель. — В июне 1865 г. Достоевский получил повестку явиться в контору третьего квартала Казанской части (Столярный переулок) по делу о назначенной ему описи имущества за неплатеж по векселям. Повестка была подписана квартальным надзирателем Макаровым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

     Прот. Андрей Ткачев: Братья и сестры, здравствуйте! Сегодня мы выбрали темой нашей встречи юродство как явление церковной жизни, как некую неизбежность проявления святости в определенных условиях, как вызов для каждого человека. Потому что иногда и нам приходится быть безумными в веке сем, чтобы быть мудрыми. Ну, об этом всем дерзнем поговорить в нашей аудитории. Здравствуйте, друзья! Юродство — славянское слово, означающее безумие. То есть юродивый — безумец, сумасшедший, но с добавкой — ради Христа. Сумасшедший ради Христа, безумный ради Христа. Но безумный — он и есть безумный, он ведет себя так, как не принято, он пугает окружающих нарушением общественных норм, его сторонятся, над ним смеются. И вот кто-то впервые избрал для себя это как святость, как некую одежду святости, как модель поведения. Юродство возникло на востоке, там, где человеку легче быть бездомным. Юродствовать же легче в Сочи, например, чем в Архангельске. В Сочи можно поспать под забором, и если у соседа через забор свисает с дерева какой-нибудь инжир, то его можно, не украв, сорвать и съесть, а дальше ходи и юродствуй. Другое дело — юродствовать в Магадане, да в той же Москве или в Петербурге, как блаженная Ксения. Походи-ка ты без ночлега по сырым промозглым улицам Петербурга в октябре или марте, не говоря уже о феврале. То есть каким-то образом с этих теплых югов, где был юродивый Симеон, и Андрей Цареградский, и другие, оно перебралось на север, в Московское царство, на Русь, и каждый город разбогател своими блаженными. В Ростове их было очень много, в Москве, в Новгороде, в Устюге Великом и в других местах. Ближайшие к нам — это блаженная Ксения Петербургская, Московский Христа ради юродивый Василий Блаженный. Эти блаженные люди, которые смеялись над миром и плевали на все, на что обычно человек не плюет, и не только на грех, но и на все приличия — на опрятность и аккуратность, на социальную значимость, на сытость и довольство, на создание семьи и воспитание детей достойными членами общества — на такие хорошие вещи, которые грех осуждать и нужно хвалить и воспитывать, они на это плевали.

http://pravoslavie.ru/121789.html

Раздел 6. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии за 2000–2002 годы Пуцко В. Г. Белокаменные резные кресты XV–XVIbb. в Поволжье//Сообщения Ростовского музея. Вып. XI. Ростов, 2000. С. 66–82, ил. Работа известного специалиста по церковному искусству В. Г. Пуцко посвящена анализу формально-содержательных особенностей ряда крестов, объединенных по типологическим (белокаменные монументальные), географическим (Ярославская земля) и историческим (XVIbek) признакам. Предметом анализа стали крест дьяка Стефана Бородатого из Ростовского музея, кресты из Воскресенского и Крестовоздвиженского соборов в Романове-Борисоглебске и крест из Успенского собора в Ростове Великом. Среди выдвигаемых исследователем гипотез – предположение о том, что типология Распятия на кресте из Воскресенского собора Романова-Борисоглебска «реально отражает деревянное изваяние Иисусова креста из Никольского погоста, ныне находящегося в церкви с. Годеново Ярославской области» (с. 73). Возводя, в свою очередь, хорошо известный и почитаемый сегодня Годеновский крест к формам меднолитого креста преп. Авраамия Ростовского XIV века, В. Г. Пуцко выстраивает три упомянутых креста в единый типологический ряд, при этом датируя Романов-Борисоглебский крест рубежом XV–XVI веками – по эпиграфическим признакам. Отмечая вторичность поволжских белокаменных резных крестов по отношению к московской и новгородской традиции XIV–XVbekob, в целом автор оставляет открытым вопрос о реальных исторических и географических границах вида крестов. А. В. Святославский Mixac ь Раманюк. Беларуск i я народныя крыжи: манаграфия. «Наша нива», Дзянис Раманюк, В i льня, 2000. 222 с., ил. – на белорус. яз. (Раманюк Михаил. Белорусские народные кресты. Монография. Вильнюс: «Наша нива». Дзянис Раманюк, 2000). Издание совмещает в себе научную монографию и прекрасного качества фотоальбом с 302 иллюстрациями, работами самого автора. М. Раманюк – наш современник (1944–1997), профессор кафедры истории и теории искусства Белорусской Академии художеств, этнограф, художник, фотограф, посвятивший жизнь изучению материальной и духовной культуры Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Памятник святому Владимиру: 7 вопросов Как развивается и чем закончится ситуация с монументом крестителю Руси 14 июля, 2015 Как развивается и чем закончится ситуация с монументом крестителю Руси Чья идея? Впервые предложение установить памятник святому Владимиру прозвучало в начале 2014 года при обсуждении будущих мероприятий в честь тысячелетия преставления святого. Инициатива исходила от Российского военно-исторического общества. Потом в инициативную группу вошли другие общественные организации и известные персоны, в том числе архимандрит Тихон (Шевкунов) и лидер мотоклуба «Ночные волки» Александр Залдостанов. Установку памятнику поддержали власти: инициативу одобрил президент России Владимир Путин. Почему именно в Москве? Вопрос, вызвавший большие дискуссии, – почему местом для увековечивания памяти киевского князя была выбрана Москва, никак не связанная с его жизнью исторически? В своем комментарии Правмиру член-корреспондент РАН д.и.н. Андрей Сахаров заявил: «Как учёный скажу, что памятник в Киеве стоит закономерно. Но так же закономерно было бы, если бы такие памятники стояли и в Москве, и в Ростове, и в Нижнем Новгороде, и в Новгороде Великом. Потому что всё это было одним огромным государством Русь, которое возглавлял великий князь киевский». Ученый отметил, что согласно «Никоновской летописи» князь участвовал в крещении ростовской земли, расположенной в северо-восточной Руси, к которой позднее относилась и Москва. По мнению Сахарова, появление в Москве памятника крестителю всей огромной Руси закономерно. Где и когда планировали поставить памятник? В апреле 2014 года местом для установки будущего монумента назвали смотровую площадку на Воробьевых горах. Предполагалось, что проекты памятника торжественно представят на выставке в Манеже 4 ноября 2014 года, а сам памятник изготовят в первой половине 2015 года. В январе 2015 года представители Синодального информационного отдела РПЦ заявили, что монумент будет открыт в июле. Протесты К ноябрю 2014 года проекты монумента так и не представили, а вот выбор смотровой площадки МГУ вызвал активные протесты. Несмотря на то, что ректор университета Виктор Садовничий заявил, что территория смотровой к университету не относится, студенты МГУ начали собирать подписи против установки. Под петицией против строительства, созданной на сайте change.org людьми, называющими себя “Союзом жителей Гагаринского района”, подписались более 65 тысяч человек. Была проведена и независимая геодезическая экспертиза предполагаемого места установки.

http://pravmir.ru/pamyatnik-svyatomu-vla...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010