Римская курия стала при нем центром - вторым после Флоренции, - собравшим вокруг себя ученых, писателей, художников - словом, гуманистов. Николай V начал строительство и перестройку Рима в стиле Ренессанса. Он пригласил в Рим лучших архитекторов и художников, запланировал перестройку собора Святого Петра и города Льва. Были реставрированы известные римские церкви и храмы, город похорошел и украсился. Сам папа тоже был истинным гуманистом: страстный коллекционер, собиравший рукописи авторов классической древности и древнего христианства; с этих рукописей по его указанию снимались копии. Николая V можно считать, по существу, основателем Ватиканской библиотеки. Как он признался непосредственно перед своей смертью, его меценатской деятельностью руководила высшая цель: поднять авторитет римского Святого престола и таким образом приковать взгляды людей к Господу. События, относящиеся к времени правления первого ренессансового папы, также были характерны для эпохи Возрождения: это была череда блестящих успехов и крупных поражений, неудач. Сюда следует отнести и заговор, возглавленный в 1453 году одним из высоких сановников Церковного государства - Стефано Поркаро, ставивший своей целью убийство папы. Руководитель заговора был разоблачен и по приказу Николая V повешен. С папой Каликстом III (1455-1458) на сцену выходит каталонское по происхождению семейство Борджа. Алонсо Борджа был юрист-теолог и, будучи епископом Валенсии, сел на папский престол. С ним в итальянской политической жизни завершился процесс превращения крупных «поставляющих пап» династий Ренессанса во владычествующие. Папа Борджа назначил на основные посты в Церковном государстве и в курии своих родственников и каталонских приверженцев. (Обычным обоснованием этого в истории католической церкви было следующее: только им-де папа мог доверять.) Комендантом Замка Святого Ангела и одновременно кардиналом папа Борджа назначил своего племянника, Педро Борджа; другой племянник, Родриго Борджа, был назначен кардиналом (в возрасте 25 лет).

http://sedmitza.ru/lib/text/441647/

Составление «Дара Константина» явилось, весьма возможно, хотя и запоздалой, но исключительно действенной реакцией галльского духовенства, за спиной которого стояла Римская курия, на ударившие по материальному благополучию монастырей и епископских кафедр административные меры, предпринятые майордомом Карлом Мартеллом. Ради пополнения войска он широко прибегал к секуляризации церковных, главным образом монастырских, владений, что вызывало недовольство со стороны монахов, епископов и Римской курии. Поэтому, стремясь к нормализации отношений с папским престолом, в правление его сыновей Пипина и Карломана, на Соборах, или синодах, состоявшихся в 742-м и 743-м гг. в Австразии, под председательством епископа Бонифация, были приняты решения о частичном возвращении секуляризованного имущества его церковным владельцам и о том, чтобы с земельных владений, оставшихся в светских руках, монастырям, у которых они были отняты, выплачивалась компенсация (census). Эти решения были затем включены в капитулярий, изданный от имени майордомов Пипина и Карломана: «По совету рабов Божиих и народа христианского мы, вследствие опасностей, угрожающих государству, постановили, чтобы некоторая часть церковных имуществ, для пособия нашему войску, с разрешения Бога, еще на некоторое время была удержана за нами... с тем условием, чтобы каждый участок ежегодно вносил в пользу своей церкви или своего монастыря один золотой солид (12 денариев); причем если умрет тот, кому поручено церковное имущество, то последнее должно быть возвращено Церкви, и только в случае крайней необходимости оно... может быть удержано за светскими лицами» . Карл Великий продолжал политику отца, ориентированную на покровительство Церкви и сотрудничество с папским престолом В свое время, на Соборе 745 г., материалы которого не сохранились, так что о нем можно судить лишь по косвенным данным, Бонифаций, как можно предположить по его переписке с Папой Захарией, настаивал на возвращении Церкви всего секуляризованного имущества, но со стороны майордомов получил, вероятно, отказ, о чем можно заключить по сохранившемуся ответу Папы на его послание. В нем Папа, сдерживая порыв Бонифация, пишет, что он «должен и за то благодарить Бога, что Церкви были предоставлены Собором оброки с церковных имуществ» . После того как Пипин Короткий стал королем франков, в 751-м г., была произведена опись всех церковных земель, и тем из них, которые находились в стесненном положении, была возвращена половина или треть их бывших имений, а за земли, оставшиеся во владении государства, оно регулярно выплачивало компенсацию. Таким образом, при короле Пипине совершен был акт, который был, с одной стороны, реституцией церковного имущества, а с другой – узаконением секуляризации, произведенной при Карле Мартелле.

http://pravoslavie.ru/131116.html

Так, в ходе паламитских споров, в к-рые была вовлечена АПЦ, на Кипре нашли пристанище приверженцы антипаламитской (и, как считается, филокатолической) группировки, изгнанные из Сирии,- патриарх Игнатий II ( 1364) и митр. Арсений Тирский, претендовавший на сан Антиохийского патриарха († после 1375) ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 64-68). Интерьер собора Девы Марии в Халебе (Алеппо). Фотография. 2009 г. Интерьер собора Девы Марии в Халебе (Алеппо). Фотография. 2009 г. В посл. четв. XIV в. связи правосл. Востока с Византией были в значительной степени свернуты по не вполне ясным причинам. Хотя визант. церковные и светские власти в 30-х гг. XV в. пытались вовлечь ближневост. Патриархаты в заключение унии с Римом, участие в этом мелькитских иерархов оставалось формальным. Представители правосл. Леванта не присутствовали на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439), делегировав свои полномочия членам визант. клира. Заключение Флорентийской унии, известия о которой пришли на Восток с некоторым опозданием, привело к тому, что 3 ближневост. патриарха, в т. ч. Дорофей I Антиохийский, по настоянию Арсения, митр. Кесарии Каппадокийской, составили Собор и анафематствовали сторонников унии, включая К-польского патриарха Митрофана II (1443). Римская курия не оставляла попыток вовлечь православный Восток в свою систему альянсов, выстраивавшуюся во 2-й пол. XV в. для противодействия османской угрозе. В 1457-1458 гг. папский легат М. Жибле убедил Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского патриархов согласиться на союз с католич. Церковью и в 1460 г. от их имени объявил в Риме о заключении унии (см. также ст. Марк III , патриарх Антиохийский). Известия о миссии Жибле не подтверждаются др. источниками, а аутентичность документов, связанных с заключением унии, неоднократно подвергалась сомнению. Тем не менее пока нет убедительных доводов, позволяющих отрицать факт унии 1458 г. Впрочем, решение 3 патриархов, продиктованное политическими расчетами, не имело церковно-канонических последствий ( Nasrallah.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

Туринская Конгрегация Сан-Сальваторе возникла в нач. XVII в. благодаря усилиям Алессандро да Чева, к-рый с 1592 г. занимал должность прокуратора ордена, в 1596 г. был назначен настоятелем мон-ря Санта-Мария-ди-Поццо-Страда (ныне территория Турина) с правом расширять его и основывать новые отшельнические скиты в Пьемонте. В 1609 г. в Турине был основан монастырь Сан-Сальваторе, который впосл. стал центром пьемонтских К. Влиятельное положение, к-рое К. заняли в Пьемонте, и союз с герцогами Савойскими способствовали разрыву с мон-рем Камальдоли. В 1634 г. решением папы Римского Урбана VIII пьемонтские обители К. были включены в Конгрегацию Монте-Корона. Впрочем, при подчинении общему с Монте-Корона уставу в регионе действовал особый капитул К., а главой пьемонтских монастырей оставался приор мон-ря Сан-Сальваторе. В 1626 г. от Туринской конгрегации К. отделилась конгрегация с центром в мон-ре Нотр-Дам-де-Консоласьон близ сел. Бутеон в Лионском архиеп-стве. У ее истоков стоял франц. католич. пресв. Бонифас д " Антуан, к-рый получил от франц. кор. Людовика XIII разрешение основать обитель по уставу К. Римская курия одобрила создание новой конгрегации в 1634 г., формально включив ее, как и Конгрегацию Сан-Сальваторе, в состав камальдульской Конгрегации Монте-Корона. В новую конгрегацию изначально входили 4 франц. обители; они имели право собирать собственный капитул, к-рый избирал главу конгрегации. Впосл. под контроль К. перешли еще 4 мон-ря, а центром конгрегации стал монастырь близ замка Гробуа, рядом с Парижем. В кон. XVII - нач. XVIII в. среди монахов Конгрегации Нотр-Дам-де-Консоласьон распространение получил янсенизм . На генеральном капитуле ордена 1727 г. янсенисты подверглись гонениям. В 1770 г. Конгрегация Нотр-Дам-де-Консоласьон прекратила существование. В 1810 г. монашеские ордены в Италии были распущены по приказу имп. Наполеона Бонапарта (это решение отменил в 1815 Венский конгресс). В 1866 г. в Итальянском королевстве было принято решение о закрытии монастырей и конфискации их имущества в пользу гос-ва. К. были изгнаны из главной обители в Камальдоли и смогли вернуться туда лишь в 1873 г., когда им было дозволено арендовать помещения мон-ря. В это же время был оставлен мон-рь Монте-Корона (в 1981 передан монахиням Вифлеемской монашеской конгрегации Успения и св. Бруно).

http://pravenc.ru/text/1320187.html

Яковенко С.Г. Римская курия и планы церковной унии на восточнославянских землях (60-е годы XVI в.)// Церковь , общество и государство в феодальной России. Сб. статей. Под ред. А.И. Клибанова. М., 1990. С. 253–260. Яновский Л. Политическая деятельность Петра Скарги. Историческая монография. Киев, 1907. Amman A.M. Der Aufenhalt der ruthenischen Bischofe H. Pociej und C. Terlecki in Rom im Dezember und Januar 1595–159 [так в тексте]//Orientalia Christiana periodica. XI (1945). S. 105–140. Auerbach I. Andrej Michajlovic Kurbskij. Leben in osteuropaischen Adelsgesellschaften des 16. Jahrhunderts. München, 1985. Badecki K. Znaki wodne w ksiegach archiwum miasta Lwowa. 1382–1600. Lwow, 1928. Bardach J. Bractwa cerkiewne na ziemiach ruskich Rzeczypospolitej XVI–XVII w.//Kwartlanik historyczny, 74 (1967). S. 77–82. Bardach J. Swiecki charakter zwyczajowego prawa malzenskiego ludnosci ruskiej w Wielkim Ksiestwie Litewskim (XV–XVII wiek)//Czasopismo prawno-historyczne XV (1963), zeszyt 1. S. 85–150 (переиздано: Bardach J. Zwyczajowe prawo malzenskie ludnosci ruskiej Wielkiego Ksiestwa Litewskiego (XV–XVII wiek)//Bardach J. Studia z ustroju i prawa Wielkiego Ksiestwa Litewskiego XIV–XVII w. Bialystok, 1970). Bartoszewicz f. Szkic dziejow Kosciola Ruskiego w Polsce. Krakow, 1880. Beck H.G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München, 1959. Bendza M. Orthodox-protestantische Unionstendenzen im 16. Jh. in Polen//Ostkirchliche Studien. 35 (1986). Hefte I. S. 3–16. Benz E. Wittenberg und Byzanz. Zur Begenung und Auseinandersetzung der Reformation und der Ostlich-orthodoxen Kirche. München, 1971. Bidlo J. Udzial Jednoty Brackiej w walce о proces i egzekucje konfederacji warszawskiej//Odrodzenie i Reformacja w Polsce. XXII (1977). Bienkowski L. Organizacja kosciola wschodniego w Polsce//Kosciol w Polsce. Vol. 2. Wieki XVI–XVIII. Krakow, 1969. S. 779–1049. Boianivs’ka M. Preparation and Preservation of Books by Monks of the Orthodox Church of Ukraine (15th – the First Half of the 17th Centuries)//La vie quotidienne des moines et chanoines réguliers au Moyen Age et Temps modernes. Sous la dir, de M. Derwich. Wroclaw, 1995. P. 753–757.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Немало значения затем имели в этом отношении и политические обстоятельства времени. Как раз во время зарождения старокатолицизма возгорелась война между двумя главнейшими европейскими государствами – Германией и Францией, сосредоточившая на себе все внимание правительств не только этих государств, но и вообще всего европейского мира, так как от того или другого исхода этой борьбы зависело то или иное положение всех вообще европейских государств. При таких обстоятельствах, как германское, так и другие правительства, естественно могли упустить из вида то, что совершалось внутри римско-католического мира, и оставить новое движение без всякой поддержки. Так оно действительно и было. Старокатолическое общество долго после своего возникновения обращало на себя очень мало внимания со стороны правительственных сфер, оставаясь обществом юридически непризнанным. А так как от этого признания зависело, в сущности, все – и право на беспрепятственное удовлетворение разного рода церковных нужд, и материальное благосостояние нового общества, то это последнее, действительно, сразу же, при самом начале своего существования, оказалось в крайне стесненном положении, – в полнейшей материальной и религиозно церковной зависимости от курии. Последняя воспользовалась этим обстоятельством, чтобы сначала в Германии, а потом и в других государствах подавить только что зарождавшееся движение. Оставляя пока в стороне простой люд, все свое внимание римская курия сначала сосредоточила на вождях старокатолицизма, в которых заключалась вся сила его. К какой тактике при этом прибегала курия, об этом можно судить по характерным словам, которые генерал иезуитов Беккс произнес еще на ватиканском соборе: «Если, – сказал Беккс – изменяется ветер, то изменяются и флюгера, причем прежде всего, конечно, те из них, которые находятся высоко. Дайте теперь убедиться высшим церковным князьям в том, что им остается на выбор: или принять ватиканский догмат и продолжать жить в своем великолепии и славе, или лишиться должности, быть отлученным от церкви, обесчещенным и опозоренным, взять в руки нищенский посох, – дайте им хорошенько понять это, и тогда не нужно будет ни одного из них склонять на нашу сторону: все они поспешат сами, все».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Григор II и Барсег начали искать контактов со многими возможными союзниками армян, возобновил переписку и обмен посольствами с церковными и политическими лидерами Византии, Римской курии, с сельджуками, с армянскими общинами Палестины и Египта, где его поддержал везир Фатимидов Бадр аль-Гамаль армянского происхождения ( D é d é yan. 2003. Vol. 2. Pt. 5. P. 881-891; Mutafian. 2012. Vol. 1. P. 255-256). Посол Григора II в 1075 г. встречался с папой Римским Григорием VII, чем было положено начало постоянным прямым контактам Армянской и Римско-католической Церквей ( Halfter. 1996. S. 118-120). Сохранилась переписка Григора с Иоанном X, патриархом Сирийской яковитской Церкви (1067-1073). В Зап. Европе все более интересовались Ближ. Востоком и говорили о крестовом походе на Иерусалим, Римская курия быстро осознала большое значение армян как союзников в этом регионе. Монета кн. Костандина I. XI в. Аверс, реверс Монета кн. Костандина I. XI в. Аверс, реверс В кон. XI в. Византия еще частично сохраняла свое влияние в регионе; ей принадлежали юж. побережье М. Азии, Равнинная Киликия и Кипр; княжества К. А. считались вассалами Византии, к-рая помогла крестоносцам в разгроме мусульм. гос-в М. Азии и Сирии и в создании крестоносных гос-в. Этому способствовали также княжества К. А. Войско 1-го крестового похода появилось у сев.-зап. границы Горной Киликии осенью 1097 г. Брат Васила Гоха кн. Баграт (в лат. источниках Панкратий (Pancratius)) указал крестоносцам кратчайшие пути, ведущие из М. Азии в Киликию, Антиохию и Эдессу. За эти услуги он получил от крестоносцев неск. крепостей в Приевфратском регионе Сев. Сирии ( Guillaume de Tyr. 1986. Vol. 1. P. 348; D é d é yan. 2003. Vol. 2. Pt. 5. P. 1137-1154). Вначале арм. князья доверяли руководителям крестоносцев и помогали им. Однако в нач. 1098 г. крестоносцы во главе с Балдуином Фландрским заняли Эдессу, где в то время правил кн. Торос, армянин правосл. исповедания. Вскоре франки устроили переворот, убили Тороса и отстранили армян от власти, образовав собственное Эдесское графство .

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Епископ с благодарностью вспоминает Грациана, отменившего «злоупотребления» язычников в пользу «истинной веры», и призывает Валентиниана не отменять его решений. Хотя ниже Амвросий пытается обосновать принципы христианской веротерпимости: «Если обсуждаются дела военные, ожидают мнения человека, опытного в сражениях, и верность его совета подтверждается; когда речь идет о религии, думай о боге. Никому нет ущерба, если ему предпочтен всемогущий Бог . У Него есть свое мнение. Не помышляй заставить нежелающего почитать то, что он не хочет; это ведь вам и позволено, император, и пусть каждый терпеливо переносит это: он не может вынудить императора к тому, что он сам тягостно бы переносил, если бы император сильно стремился его вынудить. Состояние лицемерия обычно неприятно и самим язычникам; ибо каждый должен открыто защищать веру и следовать замыслу разума своего». Однако из контекста письма ясно: слова о нежелании почитать то, что человек не хочет, относятся только на счет христиан, а отнюдь не язычников, чьих богов Амвросий называет демонами. Чтобы убедить Валентиниана не соглашаться с просьбой язычников, Амвросий прибегает к своеобразному политическому шантажу: он намеренно преувеличивает последствия восстановления алтаря Победы и говорит, что если алтарь будет возвращен в курию, сенаторы-христиане перестанут приходить в сенат и участвовать в заседаниях, а если их принудят к этому, то такая мера будет рассматриваться как гонение: «Если сегодня какой-либо языческий император, которого на самом деле нет, воздвиг бы алтарь идолам и заставил бы к нему собрать христиан, чтобы они участвовали в жертвоприношениях, чтобы дыхание и уста верующих были переполнены пеплом с алтаря, сажей святотатства, чадом пожарища; и в той курии произнес бы решение, так что поклявшиеся у алтаря идолов были бы вынуждены таким образом согласиться с этим решением (по этой же причине они объясняют расположение алтаря, чтобы благодаря их клятве, как они сами думают, каждое заседание действовало бы на общую пользу, хотя курия уже большим числом наполнена христианами), христианин, которого принудили бы прийти в сенат для исполнения такой воли, должен был бы посчитать это гонением; что действительно бы случилось, ведь с помощью насилия принуждали собираться.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Никаким софизмом нельзя увернуться от этого последствия. Или истина дана единению всех и их взаимной любви в Иисусе Христе, или она дается каждому лицу, взятому порознь, без всякого отношения к прочим. Чтоб избежать этого последнего вывода и вытекающей из него анархии, нужно было вместо нравственного закона, который для юной гордости германо-римских народов казался стеснительным, поставить какой-нибудь новый закон, внутренний или внешний, такой закон, который бы облекал определения западноцерковного общества несомненною обязательностью или, по крайней мере, придавал бы им вид такой обязательности. Необходимость в этом законе мало-помалу создала понятие о папской непогрешимости. В самом деле, первенство пап в порядке суда и администрации (само по себе не выдерживающее серьезной критики), хотя бы даже оно было допущено в самом широком смысле, не могло служить оправданием для раскола в учении или в действий. Точно так же не могла служить оправданием и условная непогрешимость (то есть такая, которая обуславливается согласием всей Церкви с папским определением); ибо новое догматическое определение было включено во вселенский символ без содействия восточных патриархатов, и даже ни один из них не был об этом извещен. Чтоб не остаться в глазах Церкви расколом или не оправдать заранее своим примером протестантское своеволие, романизм вынужден был приписать римскому епископу непогрешимость безусловную. Этому неизбежному последствию подчинилось, наконец, весьма значительное число латинствующих и должны бы по-настоящему подчиниться все. Тем не менее, безусловная непогрешимость не была возведена на степень несомненного догмата и даже теперь не считается догматом: это все еще вопрос, к которому римская курия подступить не смеет. С другой стороны, по признанию самих латинян, в первые времена Церкви о папской непогрешимости никто ничего не знал; ее во всеуслышание отвергали отцы первых веков (доказательства: творение Св. Ипполита и осуждение, произнесенное Вселенским собором против памяти папы Онория за его погрешение в догмате); на нее не ссылались сами латиняне ни в первоначальных своих спорах с греками, ни даже в последующих переговорах, очевидно, она есть не что иное, как условное начало, допущенное задним числом и по необходимости, чтоб оправдать предшествовавшее его изобретению незаконное действие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/338/...

Слипый, похоже, надеялся, что именно гонения и разгром церковной жизни в СССР станут для сохранивших веру Христову советских граждан той отправной точкой, с которой начнется их обращение в униатство. " ...Свидетели утверждают, что религиозная жизнь и вера живут, горят в сердцах верующих, хотя многие из них стали равнодушными к вере и забыли о ней. Но при благоприятных условиях они обратятся также " , - считал экзарх. Такая позиция очень напоминала прежние несбывшиеся надежды Ватикана обратить в католицизм Россию после революции 1917 г. 18-19 сентября 1940 г. митрополит Андрей, наращивая усилия по распространению унии в Советском Союзе, собирает во Львове синод греко-католической церкви, продолживший выработку правил, которыми униатам предстояло руководствоваться в прозелитической деятельности на территории СССР. Тогда же экзархом Белоруссии был поставлен епископ Антон Неманцевич . Однако в разгар миссионерской активности Шептицкого неожиданно для него самого последовало решение папы Пия XII об аннулировании чрезвычайных полномочий главы греко-католической церкви, которые ему были дарованы ранее Пием X, Бенедиктом XV и Пием XI . Извещение об этом было получено митрополитом Андреем 26 сентября 1940 г. Скорее всего решение понтифика было продиктовано его недовольством излишней самостоятельностью Шептицкого и опасением по поводу того, что развитая униатским первоиерархом без согласования с Ватиканом прозелитическая активность на территории СССР может повредить папской политике в отношении Советского Союза и Германии. Кроме того, как уже показали события в предвоенной Польше, Римская курия мало верила в эффективность галицкого униатства в деле распространения католицизма и явно предпочитала ему внешне более близкий к Православию и менее детерминированный национально " Восточный обряд " , который курировали более надежные и лучше контролируемые иезуиты. Сообщение из Рима, похоже, поначалу вызвало растерянность у Шептицкого и греко-католического епископата. 12 октября 1940 г. митрополит Андрей оповестил о папском решении своих экзархов, проживавших во Львове: " После молитвы ко Св. Духу митрополит прочитал письмо государственного секретариата. Закончив, он заявил экзархам, что в новом юридическом положении, в котором оказалась униатская работа в Советской России, он отказывается от какого-либо руководства и не имеет даже права принимать отставки экзархов от их обязанностей. Обращаясь к экзархам, оратор сказал, что им надлежит вынести решение, что делать далее " .

http://pravoslavie.ru/archiv/uniatprozel...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010