Закрыть itemscope itemtype="" > Что хотел кардинал Паролин на Украине? 23.06.2016 893 Время на чтение 6 минут 20 июня 2016 г. завершился официальный визит на Украину Госсекретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина. На фоне событий, связанных с проведением совещания на Крите, спекуляций со стороны раскольников из «Украинской православной церкви Киевского Патриархата» (УПЦ КП) и украинских парламентариев на предмет создания на Украине с помощью Константинопольского Патриархата «Единой поместной церкви», приезд высокого представителя Римско-католической церкви на берега Днепра остался почти незамеченным. В то время как возможные последствия этого визита могут существенно повлиять на динамику межконфессиональных отношений в стране. «Папа для Украины». Формально визит главы ватиканской дипломатии состоялся в рамках благотворительной акции «Папа для Украины», в рамках которой Ватикан оказывает материальную помощь пострадавшим в ходе боевых действий на Донбассе украинцам. Однако Римская курия данным визитом преследовала решение и других, сугубо политических задач. Прежде всего, вернуть пошатнувшееся на Украине доверие Риму после Кубинской встречи глав РКЦ и РПЦ. Совместная Декларация Патриарха Кирилла и Папы римского Франциска, подписанная ими в Гаване 12 февраля 2016 г., вызвала негативную реакцию среди украинских униатов и католиков. Тогда верных Римского престола возмутила «косвенная поддержка со стороны Апостольской столицы агрессии России против Украины», что дало повод для обвинения Понтифика чуть ли не в предательстве. В первый же день своего визита, в Запорожье, П.Паролин заявил о цивилизационном характере войны на Донбассе : «Эта война коварная, часто замаскированная, почти невидимая извне - и именно поэтому несправедливо забытая.... Эта война - гораздо больше, чем какой-то затянувшийся конфликт: это постоянная опасность, знак противостояния цивилизаций, историй и народов, которое выходит далеко за границы Украины и которое может иметь серьезные последствия для равновесия, которое и так постоянно нарушается во многих частях мира». Параллельно представитель Ватикана подчеркнул «крайнюю необходимость соблюдения международной законности в отношении территорий и границ Украины». Этих слов кардинала вполне было достаточно для того, чтобы успокоить чад Католической церкви на Украине и дать новый импульс антироссийской истерии: глава УГКЦ Святослав Шевчук по достоинству оценил поддержку Ватиканом Украины и осуждение «агрессора».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Книга пятая. Поляки в кремле Глава I. Война с Россией 1609-1618 гг. 1609 год ознаменован был в Польше резким поворотом внешней политики на новый путь. Эта перемена отразилась и на настроении Ватикана. Римская курия последовала примеру Кракова. Почти всегда попытки договора или союза между державами завершались враждебным столкновением заинтересованных сторон. Такой исход имела и проблематичная дружба короля Сигизмунда с Дмитрием I. В конце концов, она разрешилась войной. Никогда, казалось, обстоятельства не были более благоприятны для поляков. Сперва, как будто сами, русские шли навстречу Сигизмунду, желая сближения обоих государств. Как помнит читатель, уже в конце 1605 года соответствующие шаги были предприняты от имени группы бояр Безобразовым; лица, уполномочившие этого посла, стремились возможно скорее избавиться от Дмитрия. С тех пор отношения такого рода не прекращались. Конечно, они велись тайком, причем направление их было совершенно противоположно официальным нотам. В то время не существовало еще секретной дипломатии. Людовик XV не успел дать ее образца. Тем не менее весьма нередко одни и те же лица без зазрения совести вели двойную игру. Другими словами, одно они заявляли публично, и совершенно иное говорили с глазу на глаз. Именно такое положение создалось в 1606 г., когда князь Волконский прибыл к польскому двору с уведомлением об избрании Василия Шуйского, которого Польше предлагалось признать законным государем. Что могло быть естественнее подобной миссии? Однако кое-кто из поляков узнал об истинной ее цели. В тесном кругу посвященных в тайну Волконского заявили, что бояре решили низложить Василия Шуйского; вместо него они готовы избрать Сигизмунда или его сына Владислава. Сам посол заявил себя горячим сторонником польской кандидатуры. Он только просил показать ему королевича. В конце концов, все устроилось к его удовольствию. Некоторое время спустя в Краков прибыл новый уполномоченный. Его прислала та же самая группа бояр; на этот раз она подтверждала уже известные свои предложения. С удивительным простодушием доверенный бояр признавался, что Лжедмитрий II является только орудием, которым они пользуются против Шуйского. Он просил короля двинуть свои войска к границе. По его словам, Сигизмунду помогут завладеть всем Русским государством без всякого сопротивления и излишнего шума. Королю не стоило бы большого труда припомнить, что то же самое обещали когда-то московские люди первому самозванцу. Конечно, это могло быть для него весьма важным предостережением... Обо всем этом мы узнаем от нунция Симонетта. Источником его сведений был, несомненно, сам король.

http://sedmitza.ru/lib/text/439745/

(Отрывок из истории экзегезы и критики Нового Завета) Есть в природе закон, одинаково применимый к явлениям как физическим так и духовным, именно: после напряженной деятельности вовне наступает сосредоточение силы внутри и более или менее продолжительный покой. Так это было и с экзегетической деятельностью после реформации. Буря, поднятая Лютером, сменилась на некоторое время полным затишьем. После упрямой и победоносной борьбы с католичеством, завоевав себе неотъемлемое право на существование, протестантство обратилось к внутренней работе – к систематизации, теоретическому обоснованию и практическому применению завоеванного блага. При хаотическом разнообразии возникших в протестантстве фракций, грозивших делу реформации совершенным разложением, потребовалось раз и навсегда точно формулировать основные воззрения каждой секты, определить особенности внешнего культа и выработать общественные условия жизни каждой фракции. – Со своей стороны и католичество после того погрома, какой оно потерпело от реформации, обратилось теперь к контрреформации, к некоторым поправкам и улучшению своего общественно-церковного строя. предоставив еретиков, как говорила римская курия, пожрать самих себя. Затишье это, однако ж, продолжалось недолго. Положенная реформацией закваска скоро успела перебродить, междоусобные страсти в протестантстве улеглись, особенности каждой фракции протестантской приняли определенную физиономию – и, остановленное на время, дело толкования Библии с конца 17-го века снова становится исключительным центром умственной жизни католичества и протестантства. С этого времени начинается новый период в истории экзегеса и критики Нового Завета, продолжавшийся до 30-х годов настоящего столетия. Протестантский экзегес этого периода развивается в двух диаметрально между собою противоположных направлениях, коих появление и развитие определялось основным началом реформаторского экзегеса. Как протест против средневекового гнета со стороны церковного авторитета, реформация выступила с принципом безусловной свободы личного разума в деле веры и толкования Библии .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Период 4. Комнины Глава 1. Центр и окраины Византийской империи Весьма важный перелом испытала империя в эпоху перехода от Македонской династии к периоду Комнинов. Чтобы составить понятие о той среде, в которой развивались главнейшие события этой эпохи, должно прежде всего рассматривать отдельно области с преобладающим эллинским населением, в которых господствовала византийская административная система, церковное и финансовое управление, противопоставляя их окраинам и тем фемам, где было инородческое население, мало подвергшееся эллинизации. Весьма любопытно отметить, что обнаружение новых народных и созидательно прогрессирующих начал видно не в центральных эллинских областях, а на отдаленных окраинах, как западных, так и восточных. Всемирно-историческая эволюция делала попытку влиться в области, подверженные греческому влиянию, дав несколько новых зачаточных видов культурных форм, которые с успехом развились на Западе и не получили достаточного питания на Востоке. Эта весьма интересная в истории Византии проблема может быть в настоящее время лишь слегка намечена, хотя можно прямо указать, что пульс исторической жизни переносился от центра к периферии и что на окраинах возникали новые общественные организации и нарождались идеи, которым предстояло влиять на настроения и психологию общественных деятелей в средние века. Новые веяния идут прежде всего из Италии. Здесь вековая борьба с африканскими и сицилийскими сарацинами, которые имели для себя опору в борьбе политических притязаний двух империй и в соперничестве лангобардских князей, нашла себе неожиданное разрешение в усилении в стране пришлого с севера воинственного народа норманнов. Норманнский вопрос принадлежит к числу первостепенных в истории Византии как в XI, так и в последующих веках. Поэтому на нем необходимо остановиться с особенным вниманием 1 . История норманнов в Италии потому занимает важное место, что она всецело входит в историю взаимных отношений между Восточной и Западной империей и что в XI в. эти отношения обостряются вследствие споров из-за обладания Южной Италией. Обе империи содержали в Южной Италии войска и подкупами и пожалованиями разных привилегий поддерживали партию приверженцев в разных городах. Влияние византийского или германского императора усиливалось или ослабевало, смотря по тому, на чьей стороне в данный момент было больше материальной силы и влияния среди лангобардских князей и куда склонялась римская курия. Подобное положение вещей, где равновесие зависело от случайных и часто извне приходивших влияний, продолжалось много лет, не давая прочного и обеспеченного преобладания ни той, ни другой партии. Этим положением дела и воспользовались тогдашние более дальновидные государственные умы, выждав благоприятный момент, чтобы бросить на стоявшую в равновесии чашку весов горсть военных искателей приключений, прибывших из Нормандии. Часть норманнов поступила па службу к лангобардским князьям, часть – к греческому катепану.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

священник Иоанн Юркович (католик) Приложение II: структура Римской Курии Curia Romana – Римская Курия ( по «Папскому Ежегоднику» – Annuario Pontificio 1994 ) Segreteria di stato – secretaria status seu papalis – Государственный, или Папский, Секретариат Secione per gli Affari Generali – Отдел общих вопросов Secione per i Rapporti con gli Stati – Отдел сношений с государствами Congegazioni – Congregationes – Конгрегации 1. Congregazione per la Dottrina della Fede – Congregatio pro Doctrina Fidei – Конгрегация вероучения Pontificia Commissione Biblica – Pontificia Commissio Biblica – Папская библейская комиссия Commissione Teologica Internationale – Commissio Theologica Internationalis – Международная богословская комиссия 2. Congregazione per le Chiese Orientale – Congregatio pro Ecclesiis Orientalibus – Конгрегация по делам Восточных Церквей Commissione speciale per la liturgia – Особая комиссия по литургии Commissione speciale per gli studi sullOriente Cristiano – Особая комиссия по изучению христианского Востока Commissione speciale per a formazione del clero e dei е dei religiosi – Особая комиссия по образованию и воспитанию духовенства и монашествующих Catholic Near East Welfare Assotion – Consociatio Catholica pro Medio Oriente – Католическая ассоциация помощи Ближнему Востоку Pontificia Missione per la Palestina – Pontificia Missio pro Palestina – Папская миссия помощи Палестине Riunione Opere Aiuto Chiese Orientali – Объединение организаций помощи Восточным Церквам 3. Congregazione per il Culto Divino e la Disciplina dei Sacramenti – Congregatio de Cultu Divino et Disciplina Sacramentorum – Конгрегация богослужения и таинств Commissione speciale per la trattazione delle cause di nullita della sacra ordinazione – Особая комиссия по рассмотрению дел о недействительности рукоположения Commissione speciale per le dispense dagli obblighi dei diaconato e del presbiterato – Особая комиссия по диспенсациям от обязанностей диаконата и священства Commissione speciale per la trattazione delle cause di dispensa dai matrimonio rato e non consummato – Особая комиссия по рассмотрению дел о диспенсации от заключённого, но не завершённого брака

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

93. ПАВЕЛ I Римские Папы. Список 93. ПАВЕЛ I. 757 — 767. Римлянин. Был светским человеком, братом Стефана II. Первый папа, который получил во владение не только апостольскую столицу как епископ римский, но и обширные территории панского государства (так называемой Церковной области) как его властитель и государь. О своем избрании на панский трон Павел известил Пипипа в тех же верноподданнических выражениях, которые до того употреблялись по отношению к византийскому императору. Однако с правовой точки зрения формальное верховенство византийского императора еще не было отвергнуто Римом. Павел I с трудом продолжал политику своего брата. Ему не удалось справиться с лангобардами, новый король которых — Дезидерий — начал переговоры с франками; не смог он также установить отношения с византийским императором Константином V, энергично боровшимся с культом икон. Не менее трудным было положение папы в самом Риме. Элиту его населения составляли две часто боровшиеся друг с другом группировки: духовенство и дворянство, состоявшее из представителей старинных сенаторских родов, владельцев загородных имений и военачальников. Усиливались споры за власть, за влияние на выборы папы и политику. Древний римский сенат вот уже полтора века как перестал существовать, хотя название его встречалось в документах до Х в. Светская власть, которая находилась в руках римской аристократии, была подчинена власти духовной — папе и его чиновникам, располагавшимся в Латеранском дворце. Там находились Папская канцелярия и Управление церковным имуществом, из которых позднее сформировалась римская курия. Значительным было и расслоение среди белого и черного духовенства, которое в Риме было чрезвычайно многочисленным. Ближайшее окружение папы выполняло совещательные функции. Оно состояло из 25 священников-настоятелей важнейших римских приходов, а также 14 диаконов и управляющих церковным имуществом. Советниками были также епископы пригородных епархий. Этих духовных лиц называли кардиналами (от лат. cardo — шарнир, ось, отсюда — кардинальный, главный).

http://sedmitza.ru/lib/text/442109/

Известность В. принес трактат по проблемам моральной философии, в 1-й редакции названный «О наслаждении» (De voluptate, 1431), во 2-й и последующих - «Об истинном и ложном благе» (De vero falsoque bono, 1433). В этом сочинении, написанном в форме диалога, были представлены разные т. зр. на принципы морали, но высшим благом в конечном счете провозглашалось наслаждение, или удовольствие, к-рое якобы является истинной целью не только земного, но и потустороннего существования человека; оно, по мнению В., и определяет содержание добродетели. В неаполитанский период В. написал ряд произведений, оспаривающих методы схоластической логики: «О свободе воли (De libero arbitrio, между 1438 и 1442), «Диалектические диспуты» (Dialecticarum disputationum libri III, ок. 1440), а также трактат «О красотах латинского языка» (De elegantiis linguae latinae libri VII, ок. 1440), в к-ром классическая латынь, возведенная в образец, была противопоставлена средневек. К этому же времени относятся и неск. антицерковных сочинений, появившихся в обстановке противоборства Альфонса Арагонского и папы Евгения IV . В диалоге «О монашеском обете» (De professione religiosorum, ок. 1443) отказ от мирской жизни объявлялся противоестественным. В «Рассуждении о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (De falsa credita et ementita Constantini Donatione Declamatio, ок. 1440; впервые опубл. У. фон Гуттеном в 1517) В., опираясь на свои познания в истории, лингвистике, археологии, географии и нумизматике, доказывал позднейшее происхождение документа. Сомнения в подлинности «Дарственной грамоты Константина папе Сильвестру», на которую ссылалась Римская курия, высказывались уже в X в., в XIV в. о них заявил Данте , в 1414-1418 гг.- Констанцский Собор ; в одной из глав трактата «О католическом согласии» (1433) о неподлинности «Константинова дара» подробно писал Николай Кузанский , к-рый собрал и использовал высказанные до него доводы. В «Рассуждении…» основной упор В. сделал на разрабатываемые в гуманизме приемы историко-филологической критики текста; благодаря им он сумел показать, что грамота о «Константиновом даре», будто бы передавшая папе Сильвестру I власть над Римом и всей зап. частью Римской империи, изобилует ошибками исторического, географического и юридического характера, а язык ее не похож на латынь эпохи Константина, поэтому она никак не могла быть создана в IV в. и является поздней подделкой. «Рассуждение...» стало образцом новаторской исторической критики текста.

http://pravenc.ru/text/153997.html

28 июня 1694 г. патриарх Печский Арсений III (Черноевич) при реорганизации церковных институций СПЦ, оказавшихся после вел. переселения сербов в монархии Габсбургов, предложил назначить Е. епископом Великоварадским и Эгерским, а 4 марта 1695 г. имп. Леопольд I утвердил его кандидатуру. Однако находившийся в Эрлау (Эгере) униат. еп. Мукачевский Иоанн Иосиф де Камиллис не позволил ему занять кафедру, и Е. остался викарным помощником при патриархе. Униаты продолжали препятствовать деятельности Е.: когда он прибыл в г. Пакрац, чтобы освятить церковь и рукоположить священников, то по распоряжению униат. еп. Петрония был арестован и освобожден лишь после вмешательства патриарха Арсения. Не имея собственной кафедры и не желая быть викарием, Е. решил перейти в унию. В 1698 г. он принес исповедание католич. веры архиеп. Эстергомскому кард. Леопольду Колоничу, к-рый позднее с имп. Леопольдом I посетил его богослужение. 17 сент. того же года Военный совет Вены отдал приказ всем структурам власти оказывать содействие Е., к-рый обещал распространять католицизм среди сербов ( J. Прилози за ucmopujy срба у Угарской у XVI., XVII., XVIII. в. Нови Сад, 1908. 1. С. 88-89). 13 июля 1699 г. в Риме Е. лично передал папе Римскому Иннокентию XII пространное послание на латыни с подписью: «Efrem Banyanin, unitus episcopus Rascianorum», в к-ром после рассказа о своем пути к унии и влиянии, оказанном на него иезуитом Йованом Габеличем, просил назначить его на кафедру и выделить деньги ( J. Римска kypuja и jyжhocлobehcke од XVI. до XIX. в. Београд, 1950. С. 446-447). Е. стал викарным епископом при кард. Леопольде. После возвращения Е. направил папе письмо с изложением истории переселения сербов в империю Габсбургов, охарактеризовал религиозность сербов как офиц. и крайне поверхностную, высказался за необходимость распространения унии среди сербов и привлечения серб. молодежи в иезуитские школы, попросил прислать церковную утварь для разоренных австро-тур. войной 1683-1699 гг. церкви в Пеште (совр. Будапешт) и мон-ря Ковин в честь Успения Пресв. Богородицы, а также деньги, чтобы укрепить его положение среди негативно настроенной к нему сербской паствы (Там же. С. 447-448). 11 авг. 1699 г. все просьбы Е. были удовлетворены, Римская курия выделила ему 100 талеров и гарантировала поддержку Вены. Без постоянного дохода этих средств оказалось недостаточно, и во 2-й пол. авг. 1699 г. Е. послал папе повторную просьбу на итал. языке о материальной помощи.

http://pravenc.ru/text/182119.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ [лат. Arnoldus de Brixia, итал. Arnaldo da Brescia] (ок. 1100, Брешиа - 1155, Рим), средневек. итал. религ. проповедник, сторонник радикального реформирования католич. Церкви. Ок. 1119 г. закончил обучение в Париже, где посещал лекции Петра Абеляра , являясь одним из его последователей (хронист Оттон Фрайзингенский называет его учеником Абеляра). Вернувшись в Италию, А. Б. принял сан священника, стал приором мон-ря регулярных каноников в Брешии. В своих проповедях он выступил против епископа Манфреда, что повлекло за собой восстание и изгнание последнего из города. Проповедник, однако, был осужден как схизматик папой Иннокентием II на Латеранском II Соборе (1139) и изгнан из Италии. Отправившись в Париж, А. Б. подвергся преследованиям как сторонник Абеляра. После того как они оба по настоянию св. Бернарда Клервоского были осуждены на Санском Соборе (1140), А. Б., изгнанный из Франции кор. Людовиком VII, бежал в Цюрих, а потом в Пассау под защиту кард.-легата Гвидо, к-рый, после смерти Иннокентия II став папой под именем Целестина II , способствовал возвращению А. Б. в Италию. Новый папа Евгений III , ученик Бернарда Клервоского, присудил А. Б. к покаянному паломничеству в Рим (1145), где тот был вовлечен в народное восстание, в результате к-рого папа был изгнан из города и была провозглашена Римская республика, причем проповеди А. Б. оказали большое влияние на позицию республиканцев. А. Б. считается автором 3 писем с подписью «преданный член сената» (quidam fidelis senatus), адресованных герм. кор. Конраду III с предложением стать во главе республики. Кроме того, А. Б. выработал план политической реформы Римской республики: выступая против светской власти папы, он предлагал сохранить за понтификом только авторитет церковного учителя и судьи в духовных делах; к верховному органу власти республики сенату должна была быть присоединена курия представителей среднего рыцарства, а на Форуме должно было быть восстановлено народное собрание. В 1155 г. папа Адриан IV наложил на Рим интердикт и потребовал от граждан изгнания или выдачи А. Б., отлученного от Церкви. Бежавший из Рима в Тоскану А. Б. был схвачен имп. Фридрихом I Барбароссой , к-рый совершал коронационный поход в Рим, и передан папе. Осужденный как еретик, А. Б. был повешен, его тело сожжено, пепел брошен в Тибр. Проповеди А. Б. не сохранились.

http://pravenc.ru/text/76144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЛОНСКИЙ КОНКОРДАТ [франц. Concordat de Bologne], соглашение между франц. кор. Франциском I и папой Римским Львом X , определившее взаимоотношения короля и папы с галликанской (т. е. независимой франц.) Церковью после отмены Буржской Прагматической санкции . Подписан 18 авг. 1516 г. в г. Болонья. Б. к. завершил пересмотр церковной политики, начатый франц. кор. Людовиком XI и ускоренный внешнеполитическими интересами франц. монархии: успех в Итальянских войнах (1494-1559) связывался прежде всего с франко-рим. договором, что побуждало к диалогу с папой как одним из инициаторов антифранц. коалиций. Смерть папы Римского Юлия II (1513), при к-ром франко-рим. отношения переросли в открытую вражду (см. также Латеранский V Собор ), и избрание папой Льва X изменили франц. политику Рима: изоляция Франции способствовала усилению Испании на Апеннинском п-ове и нарушала баланс сил в сфере политического влияния папы в Италии. К этому надо добавить военные успехи нового франц. кор. Франциска I (победа при Мариньяно и взятие Милана в 1515). В дек. 1515 г. состоялись переговоры в Болонье о судьбе Прагматической санкции: Франциск I приказал считать ее недействительной. Выработка новых принципов отношений Рима и галликанской Церкви, нашедших отражение в Б. к., была поручена канцлеру А. Дюпра и кард. Пьетро Альпо д " Ареццо. Согласно Б. к., право инвеституры было поделено между франц. королем и папой Римским. Франц. монарх должен был назначать прелатов на вакантные высшие церковные должности (кафедра могла оставаться вакантной до 6 месяцев), за собой папа оставил утверждение избранных на церковные кафедры, причем ему принадлежало право последнего слова: в случае если Римская курия отклоняла кандидатуру, выдвинутую монархом, от государя требовалось в течение 3 месяцев назначить др. кандидата. Раздача бенефициев была также прерогативой монархов. Условиями получения церковного бенефиция являлись высокий уровень образования (наличие степени д-ра или лиценциата теологии), «достоинство» и «доброе управление делами» при соблюдении возрастного ценза (не моложе 27 лет). Бенефициарий имел право только на одно пожалование; был введен запрет на передачу прелатом своего пожалования по собственному усмотрению, возможность пересмотра владельческих прав бенефициариев, вплоть до их изъятия у нарушителей, оставалась за монархом. Папский престол также восстановил свое право на сбор аннатов , отнятое у него Прагматической санкцией, без согласования с франц. духовенством (эта договоренность не отражена в тексте Б. к., но папской буллой от 1 окт. 1516 г. было подтверждено подчинение франц. духовенства папе в сборе аннатов). За папой сохранялось право быть верховной судебной и апелляционной инстанцией.

http://pravenc.ru/text/149691.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010