Как и его предшественники, И. пытался организовать крестовый поход против турок. В марте 1490 г. в Риме был созван совет, на к-ром обсуждался план нападения на Османскую империю. В случае успеха христ. армий И. планировал свергнуть тур. правителя Баязида II и поставить его брата Джема, привезенного в 1489 г. в Рим. Предполагалось, что Джем выведет тур. войска с Балкан и из К-поля. Однако после смерти венг. кор. Матьяша Хуньяди совместный поход христ. государей оказался невозможным. И. вступил в переговоры с Баязидом II, не скупившимся на щедрые подарки, чтобы отвести угрозу похода с Запада. В обмен на обещание держать Джема в почетном плену в Риме и не передавать принца врагам тур. султана Баязид II обязался ежегодно выплачивать папе 40 тыс. золотых дукатов, а также отправить в Рим часть священного копья Лонгина Сотника, к-рым, по преданию, был пронзен Иисус Христос. Реликварий с копьем, созданный при И., находился в соборе св. Петра до 1606 г. В понтификат И. Римская курия столкнулась со значительными финансовыми трудностями. Основными статьями расходов были война и содержание папского двора. Для покрытия дефицита бюджета И. прибегал к внешним займам, значительные средства получала казна от продажи церковных должностей. Так, в мае 1486 г. папа учредил коллегию чиновников, ответственных за приложение печатей к папским буллам. Продажа 52 образованных т. о. должностей принесла папской казне 26 тыс. дукатов. Через год И. увеличил число секретарей при Папском престоле с 6 до 30, а спустя нек-рое время добавил 30 должностей чиновников, ответственных за заключение контрактов с Римской курией. Более того, цена на существовавшие должности была увеличена, а те из них, к-рые ранее были «бесплатными» (напр., должность библиотекаря Ватиканской б-ки), стали передаваться за деньги. Положение усугублялось тем, что управление внутренними делами Папского гос-ва фактически перешло в руки неск. влиятельных семей, особенно могущественными были Орсини и Колонна. Попытки папы укрепить свое положение были безуспешными.

http://pravenc.ru/text/468787.html

Кочевая конница, спаянная железной дисциплиной, прошла под водительством внука основателя империи Чингизидов через Галицко-Волынскую Русь, Польшу, Венгрию, Сербию и, дойдя до границ Италии и германских земель, повернула назад. В 1262 г. Золотая Орда, или Джугиев улус, представляла собой разноплеменное государство со столицей в г. Сарае, установившее над поверженными землями северо-восточной Руси прочное господство. Вне ее непосредственного контроля оставались лишь Новгород, Псков, Волынь, Галич, Киев. В Западной Европе нашествие «огнедышащего восточного дракона» было осмыслено как апокалипсическое явление вселенского масштаба. Католические мыслители видели в войсках степных феодалов «бич Божий», «слуг дьявола», вышедших из преисподней. Основой для такой интерпретации служило эсхатологическое произведение VII в. – «Откровение Мефодия Патарского ». В 1257 г. римская курия санкционировала подготовку Крестового похода на Русь, обещая его участникам отпущение грехов. Тремя годами позже, в 1260 г. папа Александр VI призвал рыцарей Тевтонского ордена выступить против монголов, утвердившихся на землях северо-восточной Руси 24 , и заранее передал ордену в подчинение все те русские территории, которые удастся завоевать 25 . Литва, усилившаяся за годы татаро-монгольского разорения Руси, установила через своих ставленников фактический контроль над русскими культурными центрами, не включенными в состав Золотой Орды. Волынско-Галицким землям предстояло сделаться объектом борьбы между Польшей и Литвой. Хотя Киев в то время оставался официальным центром Русской митрополии, именовавшейся «Киевская и всея Руси», он фактически не играл сколько-нибудь заметной роли. Литовские князья, воюя то с поляками, то с тевтонами, то с русскими, сами в свою очередь оказались между двумя конфликтующими религиозными силами – католическим Римом и православным Константинополем. Не менее бедственным оказался XIII век и для Империи ромеев. Начатый Римом IV Крестовый поход изменил свой вектор по наущению торгового соперника Византии – Венеции: крестоносцы не дошли до Палестины, а обрушились на Балканский полуостров и в 1204 г. оккупировали Константинополь. Поделив территорию Империи ромеев с Венецией, они создали в южной части Балканского полуострова Латинскую империю по образцу созданного их предшественниками Иерусалимского королевства. Относительную независимость удавалось сохранить лишь трем разрозненным осколками Византии – Эпирской деспотии на западе Балканского полуострова, Трапезундскому государству на северном побережье Малой Азии и Никейской империи, зажатой между владениями крестоносцев и территориями, захваченными турками-османами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После создания Королевства СХС (с 1929 г. – Королевство Югославия) деятельность римско-католических политических кругов была направлена на формирование единых хорватских государственно-национальных программ с курсом на отделение Хорватии от югославянского государства, вырабатывалась стратегия и тактика противостояния сербским политическим силам. Ватикан являлся непримиримым противником единого государства и вплоть до распада Югославии непрерывно проводил акции, направленные на выделение из его состава католических народов. Энциклика Пия XI «Ubi arcano Dei» от 23 декабря 1922 г. поставила перед католическим миром задачу выработать новые организационные формы, способные охватить всех католиков и все сферы общественной жизни. Св. Престол взял курс на формирование новой католической миссии, в отличие от прежней, с широким развитием «апостольской деятельности мирян», т.е. их разносторонним участием в религиозно-общественной жизни. После появления энциклики в Хорватии, Славонии, Далмации, Боснии и Герцеговине деятельность Римско-Католической Церкви разделилась на два направления: католическое движение и католическая акция. Хорватские прелаты положились на волю Св. Престола и приступили к реорганизации уже существующих к тому времени католических движений. Опорой Католической акции в Королевстве СХС стали молодежные общества под названием «Орлы» . И. Мерц, идеолог «орлов», целью Католической акции провозгласил превращение ее в «суть национальной жизни хорватского народа» . В результате «орловство» развилось в самое многочисленное и влиятельное движение на хорватских территориях, насчитывающее около 40 тыс. человек . Однако «Орлы» наряду с другими, как хорватскими, так и сербскими организациями, носящими религиозный или националистический характер, была запрещена королем Александром Карагеоргиевичем в 1929 г. после введения 6 января режима диктатуры личной власти. С 1929 г. в Югославию стали поступать сведения о стремлении Ватикана изменить существующее политическое положение в Средней Европе. Еще в октябре 1918 г. Римская курия выступила с инициативой создания Придунайской конфедерации на основе Габсбургской монархии. Впоследствии у Ватикана появился план выделения Хорватии и Словении в две отдельные республики . В 1929 г. Св. Престол планировал подготовить почву для предстоящих геополитических изменений на территории Югославии (а также в Румынии и Чехословакии) при помощи мощных католических партий и движений .

http://pravoslavie.ru/5638.html

Эксперимент – это любое исследование, в процессе которого человек на различных этапах своего существования (эмбрион, внутриутробный плод, ребенок или взрослый) является объектом, с помощью которого предполагается проверить результат определенного влияния (еще неизвестный или известный не полностью). Например, фармакологического, хирургического и других влияний . Элио Сгречча, делая разграничение между генетическим манипулированием и генетической инженерией, указывает следующее.  Выражение «генетическое манипулирование» слишком общее и может обозначать любое вмешательство в генетическое наследие. К нему, в частности, относится и искусственное оплодотворение, если оно не предполагает внесений изменений в генетический код .  Генетическая инженерия – это совокупность технических приемов, направленных на перенесение в структуру клетки живого существа некоторых видов генетической информации, которой в противном случае там не было бы . Принимая решения в области генетических манипуляций, РКЦ руководствуется прежде всего положением о том, что жизнь человека является наибольшей ценностью. Еще в 1953 году папа Пий обращаясь к участникам первого международного симпозиума по вопросам генетики, говорит о двойственном результате достижений: «Практические цели, к которым стремится генетика, являются благородными и заслуживают одобрения и поощрения». Но папа также указывает, что при достижении высоких целей важно помнить об отличиях в мире растений и животных, с одной стороны, и человека – с другой. В отношении растений и животных папа не видит препятствий для стремления к улучшению их видов на уровне генетики, поэтому оставляет все средства в этом направлении на усмотрение науки. В отношении же человека генетика всегда имеет дело с личным существованием, с нерушимыми правами, непоколебимыми моральными законами. В документе говорится: «Сам Творец создал в моральной сфере определенные барьеры, которые никакая человеческая сила не имеет власти убирать» . Римская курия, используя свои структурные подразделения, рассматривает реальное положение дел и консультируется с ведущими специалистами в области генетики. Папа указывает, что, к сожалению, благородные мотивы научных исследований часто связаны с недопустимыми методами, а результаты исследований нередко используются для евгенических целей и приводят к смерти человеческой личности на ранней стадии ее развития.

http://bogoslov.ru/article/5885190

Юлиуса Дёпфнера, архиеп. Мюнхена, к-рый предложил план по значительному сокращению текста за счет удаления вопросов, связанных с реформой Кодекса канонического права (см. ст. Codex juris canonici ). Также кардинал обратил внимание на более детальную проработку тем, связанных с расширением власти правящих епископов и наделением властью местных епископских конференций; их решения имели лишь рекомендательный характер. Подготовку окончательного варианта схемы декрета было решено связать с принятием проекта догматической конституции «О Церкви», где содержалась глава о коллегии епископов и Римском понтифике, излагавшая богословскую основу буд. декрета «О епископах». Однако соборная комиссия по подготовке проекта документа ни разу не работала в полном составе; подготовкой текста проекта фактически занимался один из видных представителей соборных консерваторов, Луиджи Карли, еп. Сеньи (Италия). В марте 1963 г. представленный им текст схемы «О епископах», состоявший из 5 глав и 37 параграфов, получил одобрение Координационной комиссии Собора; в апр. он был разослан участникам Собора для ознакомления. Большинство членов комиссии выразили недовольство тем, что проект был составлен в духе римского централизма: взаимосвязь между Римским епископом и остальными епископами выстраивалась как отношение верховной власти, делегирующей ее часть правящему епископу диоцеза; Римская курия представлялась как исполнительный орган, реализующий власть Римского епископа, в работу курии невозможно вмешательство со стороны правящих епископов; епископские конференции наделялись возможностью принимать обязательные для их членов решения, но только после их согласования с Папским престолом. Во время 2-й сессии Собора (29 сент.-4 дек. 1963) проект «О епископах» рассматривался с 5 по 15 нояб. 1963 г., после дискуссий по проекту догматической конституции «О Церкви», где одной из главных проблем оказался вопрос о богословском обосновании коллегиальности епископата. После обзорных докладов кард. П. Мареллы и еп.

http://pravenc.ru/text/2462007.html

В 1600-1601 гг. А. был одним из членов посольства, направленного в Москву для переговоров о продлении перемирия между Россией и Речью Посполитой. Польско-литов. послы представили проект более тесного союза между 2 гос-вами, предполагавшего возможность унии Церквей, для чего в состав посольства было включено неск. духовных лиц, в т. ч. А. В окт. 1603 г. А. приехал в Рим, чтобы добиться от папы поддержки Виленской семинарии, и уехал в Речь Посполиту лишь в нач. 1605 г. В 1613 г., после смерти Ипатия (Потея), А. окончательно вернулся в Рим. Был цензором, в качестве богослова принимал участие в заседаниях конгрегации Propaganda fide, основанной в 1622 г. (см. Римская курия ). Похоронен в Риме в храме св. Афанасия при греч. коллегии, туда же передана его б-ка. Самым значительным сочинением А., над к-рым он трудился более 20 лет, является «Libri VII de concordia Ecclesiae Occidentalis et Orientalis in septem sacramentorum administratione» (Семь книг о согласии Восточной и Западной Церквей в совершении семи таинств). А. также издал ряд греч. и лат. трактатов, где обосновывал католич. догмат об исхождении Св. Духа, писал трактаты о чистилище, перевел с греч. на лат. язык Минологий Василия II и написал похвалу папе Григорию XIII . Утраченными считаются соч. «Historia de Ruthenorum cum Romana Sede unione» (История об унии русских с Римским престолом) и «Summa doctrinae christianae» (Сумма христианского вероучения). Соч. и изд.: Bessarionis cardinalis opusculum de processione Spiritus Sancti. Cracoviae, 1602; Johannis Becci inscriptiones in sententias sanctorum Patrum, quas de processione Spiritus Sancti collegit. Cracoviae, 1603; Libri VII de concordia Ecclesiae Occidentalis et Orientalis in septem sacramentorum administratione. P., 1619; Opuscola aurea theologica circa processionem Spiritus Sancti. R., 1630; Utrum detur purgatorium et an illud sit per ignem. R., 1630; De purgatorio igne adversus Barlaam. R., 1637; Menologium Graecorum jussu Basilii conscriptum// Ughelli F. Italia sacra. Vol. 4. R., 1659. Col. 1049-1230; Responsio ad librum Gabrielis Severi Philadelphensis de Sacramentis (не издано); Responsio ad Catumsyritum (не издано).

http://pravenc.ru/text/76086.html

Иначе говоря, необходимо иметь ясное понимание того, кто же является главой российской католической общины (как бы ни была сложна ее внутренняя структура). Это и есть тот самый " прозаический вопрос " журналистов. И в данном случае ответ про Папу Римского лишь подтверждает представления (и опасения) многих относительно того, что Ватикан (Римская курия) претендует на прямую церковную юрисдикцию над всеми христианами мира. Несмотря на то, что акцентирует свою преданность идее и практике религиозной свободы в плюралистическом и секуляризованном " христианском мире " . А на узус, действительно, нечего пенять… Журналисты, действительно, и отражают узус и формируют его. Такова функция (вполне могущественная) современных СМИ. Но не надо опять смешивать эти два аспекта и обличать-поучать журналистов. Вы хотите им добавить компетентности? – Добавьте. Но обвинять их за то, что они говорят на языке времени и ситуации, просто глупо. Это прочитывается как медиа-насилие, в основе которого – просто пиар-акция определенной заинтересованной группы или корпорации. А если не так, то надо было ответить на конкретный вопрос: сколько польских священников служит сегодня в России (число и процент)? В данном случае упоминание о том, что среди католических священников есть люди из " Индии, Кореи, Филиппин, США, Италии, Ирландии, Испании, Германии, Аргентины, Бразилии, Конго, Нигерии и др. " , является просто откровенным уходом от вопроса. А ведь прямой ответ на такой вопрос был бы " адекватным отражением действительности " . Разговор же о полонизме оставим полонистам… Что же в результате теряют СМИ? Они теряют откровенность и ясность, которую ожидают от своих религиозных референтов. Они теряют доверие к пресс-службам католической общины России. Потому что не очень хорошо, говоря с журналистами и о журналистах, ссылаться на Управление по охране памятников архитектуры. Ведь журналисты могут ненароком подумать, что католики в России относятся " по архитектурному ведомству " . А костел… Что костел? Ну, конечно, это в России не что иное, как католический храм. И пусть он будет просто католическим храмом. Кто против?.. И здесь не надо никакой особенной " рефлексии и понимания " .

http://religare.ru/2_21797_1_21.html

«…мог бы, конечно, сказать императору, что имя Сильвестра равносильно восстановлению церковного государства и получению новых даров; но римляне могли бы с иронией еще добавить к этому, что Константин, сделав свой дар и уступив папе Рим на вечные времена, сам удалился на окраину Европы к берегам Босфора» . Грек по матери и эллинофил, Оттон III мечтал овладеть берегами Босфора, но удаляться из Рима, ставшего его резиденцией, он точно не собирался. И Сильвестр II его к такому шагу не подталкивал. Чтобы подорвать авторитет Сильвестра, его противники способствовали распространению молвы, что он чернокнижник, маг и колдун Народ Рима принял нового папу с надеждой на прекращение при нем, ставленнике могущественного императора, терзавшей Вечный город нескончаемой клановой вражды, нередко приобретавшей вооруженный характер, разорительной для горожан. Иначе к нему отнеслись римский патрициат и римская курия. Стремясь возвысить авторитет папского престола и самой Церкви, папа, действуя в духе клюнийских реформ, объявил войну разъедавшим курию симонии и непотизму, а также распространенному в среде римской знати конкубинату. Со стороны императора он пользовался в этом полной поддержкой. Оттон III в понтификат Сильвестра возвратил в состав папской области Равенну с ее архиепископской кафедрой и Пентаполь – 5 городов: Римини, Фаро, Пезаро, Сенигалью и Анкону. Свидетельством роста авторитета и властных позиций папы за пределами Рима и Италии может служить принуждение короля Франции Роберта II к прекращению второбрачного сожительства со своей троюродной сестрой Бертой Бургундской, тем более что Роберт был еще и восприемником сына Берты от первого брака, что составляло непреодолимое каноническое препятствие для брака между ними. Папа Григорий V ранее уже объявлял этот их брак недействительным и даже ввиду того, что Роберт проигнорировал его вердикт, отлучил его от Церкви, но сожительство короля с Бертой продолжалось, и только Сильвестру удалось разлучить их. Сильвестр II и дьявол. Средневековая иллюстрация Чтобы подорвать авторитет понтифика в среде римлян, его противники способствовали распространению молвы, что Сильвестр чернокнижник, маг и колдун. Поводом для подобных слухов служили его научные занятия, длительные наблюдения звездного неба. Рассказывали, что в Кордовском халифате Сильвестр сблизился с дочерью арабского чернокнижника и с ее помощью завладел книгой заклинаний, принадлежавшей ее отцу, а потом скрылся от его преследования, сделавшись невидимым. Впоследствии ему приписывали связь с суккубом в образе красавицы Мердианы и изготовление терафима в виде бронзовой головы; терафим будто бы помог ему занять папский престол. Сложилась легенда, что перед смертью он попросил окружавших его кардиналов разрубить его тело на мелкие части, чтобы оно не досталось дьяволу. Конечно, эти басни характеризуют не столько папу Сильвестра, сколько суеверия средневекового Запада.

http://pravoslavie.ru/159586.html

Ошибиться было не так уж и сложно: ведь из-под руки митрополита Филарета в самом деле вышло немало молитвословий и богослужебных чинопоследований. Возможно, он самостоятельно перевел молитву французского архиепископа и внес в нее отдельные коррективы (например, заменил «сына» на «раба») — но автором его он определенно не был. Чем известен Фенелон? Франсуа де Салиньяк Фенелон Он был католическим архиепископом, но при этом даже внутри Католической Церкви отношение к нему было противоречивым. Одну из его книг — «Разъяснения высказываний святых касательно внутренней жизни» — Рим счел не вполне соответствующей учению Католической Церкви и даже осудил. Учение Фенелона близко к направлению мысли, получившему название квиетизм (от латинского quies  — «отдых, покой »). Стержневая идея французского епископа заключалась в том, что человек должен научиться не желать ничего своего, а только того, чего хочет Бог. Отправной точкой для размышлений Фенелона стал вопрос: как можно бескорыстно любить Бога, если от Него мы получаем всё? В итоге он пришел к выводу: подлинная, чистая любовь к Богу — такая, которая не становится меньше, даже если Бог решает отправить человека в ад. Всякое раздумье человека над своим поступком уже корыстно, считал Фенелон: идеал для христианина, с его точки зрения, — забыть самого себя, стать простым «проводником» воли Божией, как бы «раствориться» в Божественной Личности. Эти выводы смутили католических кардиналов, и понятно почему: христианство вовсе не проповедует растворения личности человека в Боге (это специфика некоторых восточных религий, например, индуизма). Наоборот, христиане говорят о предстоящем обóжении человека, об установлении настоящего, полноценного, глубокого общения между человеком и его Создателем. А настоящее общение возможно только между личностями. Впрочем, о полном растворении человека в Боге Фенелон все-таки не говорил, так что оснований обвинить его в ереси у Рима не нашлось. Римская курия осудила книгу, но не самого Фенелона. До самой смерти тот продолжал оставаться архиепископом и временами даже пользовался расположением папы Римского. Так могут ли православные молиться этой молитвой?

http://foma.ru/nauchi-menya-molitsya-sam...

При папе Бенедикте III была реставрирована разрушенная сарацинами гробница апостола Павла О кратковременном понтификате Бенедикта III в хрониках сохранилось мало сведений. При нем была реставрирована разрушенная сарацинами гробница апостола Павла. Бенедикт поддерживал добрые отношения с империей ромеев и ее правителем Михаилом. Папа Бенедикт скончался 8 апреля 858 года, вскоре после того как император Людовик, накануне совершивший визит в свой престольный город, покинул Рим. Людовик II (король Италии) Узнав о смерти папы Бенедикта, Людовик вернулся в Рим и на конклаве высказался за избрание папой диакона Николая. Предложение императора было принято духовенством и римским сенатом, и 24 апреля Николай был поставлен епископом Рима в базилике апостола Петра за богослужением в присутствии императора. Затем новоизбранный понтифик нанес визит императору в его загородном лагере. Людовик вышел навстречу гостю и, взяв коня, на котором восседал папа, под уздцы, довел его до своего шатра, где состоялся прием. Так положено было начало такому тону во взаимоотношениях императора и понтифика, который вдохновлял папу на действия, направленные на возвышение своего престола. В историю Западной церкви Николай вошел с прозвищем Великий, которым ранее наделены были папы Лев и Григорий, хотя именно при нем взаимоотношения Римской кафедры с патриаршим престолом Константинополя достигли критической остроты, вылились в разрыв канонического общения, в ту эпоху оказавшийся временным. Надежда Людовика II на то, что поставленный по его рекомендации епископ Рима станет его послушным вассалом, оказалась тщетной Николай родился в Риме в семье сановника и состоял в родстве с папой Львом IV. Он получил лучшее по тем временам образование, с раннего возраста отличался благочестием и уже в юности избрал стезю церковного служения. В 844 году папа Сергий II посвятил Николая в сан иподиакона, в понтификат Льва он был хиротонисан в диакона храма Богородицы Марии в Космедине. Надежда Людовика II на то, что поставленный по его рекомендации епископ Рима станет его послушным вассалом, оказалась тщетной. Ни один из предшественников Николая не притязал столь откровенно и последовательно на полную независимость от императора в решении церковных дел и на неограниченный суверенитет в управлении городом Римом и Римским дукатом. В этом стремлении к полной государственной самостоятельности дуката папа встречал поддержку со стороны духовенства и большей части римской знати, не чуждой высокомерного предубеждения против варваров и варварских монархов, даром что немалая часть ее сама имела варварское (готское или лангобардское) происхождение.

http://pravoslavie.ru/146322.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010