Кардиналы, возглавляющие дикастерии и другие постоянные учреждения Римской курии и города Ватикана, по достижении 75-летнего возраста испрашивают у Римского епископа отставку. Кардинал-старейшина, его заместитель или старейший из кардиналов-епископов совершает рукоположение избранных на Римскую кафедру лиц, не имеющих епископского сана. Кардинал-протодиакон объявляет народу имя новоизбранного первосвященника. Кардиналы, занимающие какие-либо должности в курии и не имеющие своих епархий, постоянно находятся в Риме; кардиналы, управляющие своими епархиями, обязаны прибывать в Рим по вызову папы. Кардиналы, имеющие титулы субурбикарных епископов либо титулы или диаконию в римских Церквах, помогают своими советами в управлении этими Церквами, но не обладают в отношении них административной властью. Верховному Первосвященнику в управлении церковью постоянно помогает римская курия. Она состоит из государственного секретариата или секретариата папы, Совета публичных дел Церкви, конгрегации, трибуналов и других учреждений. Легаты. Римский первосвященник назначает легатов и направляет их в Церкви разных государств и районов мира, а также аккредитовывает их при государственной власти различных стран, соблюдая при этом нормы международного права. Легаты являются постоянными представителями Римского папы при отдельных Церквах и правительствах. Апостолический престол в международных учреждениях, на конференциях и ассамблеях представляют также специальные делегаты и наблюдатели. Главная задача папского легата заключается в том, чтобы поддерживать постоянную и надежную связь между Апостольским престолом и поместными Церквами. Легат информирует папу о состоянии и жизни Церкви; помогает ее епископам своими советами; оказывает помощь епископским конференциям в назначении епископов, в установлении приемлемых взаимоотношений между Католической Церковью и другими Церквами и церковными общинами, а также с нехристианскими религиозными общинами, в защите интересов Церкви и Апостолического престола перед главами государств; и в других вопросах. Все эти полномочия он получает от Апостолического престола.

http://sedmitza.ru/lib/text/432425/

Сборник был составлен в IX веке в империи франков – первые ссылки на Лже-Исидоров сборник встречаются в актах Суассонского собора 853 года. О том, что отечеством Лже-Исидора является Франкское государство, свидетельствует также язык, которым написан сборник: латынь здесь изобилует галлицизмами. Цель сборника заключалась в церковно-юридическом обосновании ограничения власти светских государей в Церкви. А для этого проводится линия на усиление власти епархиальных епископов и пап. Во многих местах подложных декреталов не признается право светских государей и их чиновников судить духовных лиц по гражданским и уголовным делам, отчетливо проводится мысль, что епископы, в обход митрополитов и примасов, должны непосредственно подчиняться папам, тем самым подрывается поместный строй церковного управления. Не только епископам, но и всем клирикам предоставляется право апеллировать прямо к папскому престолу, а папе – безграничное право отменять любые приговоры церковной власти всех инстанций. Вероятным автором подлогов был майнцский дьякон Бенедикт Левита. Лже-Исидоров сборник в течение многих веков признавался на Западе подлинным и составил там основу церковноправового строя. Грациан, составивший систематический кодекс западного церковного права – «Декрет», черпал свои материалы из Лже-Исидорова сборника. Только в XV веке стали высказываться сомнения по поводу подлинности некоторых декреталов. Первое печатное издание Лже-Исидорова сборника было подвергнуто уничтожающей критике реформаторским ученым Блонделем. После этого и католическим авторам стало трудно доказывать его подлинность. В XVIII веке братья Баллерини, католики, доказали неподлинность некоторых статей из сборника Лже-Исидора, которые еще продолжали тогда считаться аутентичными. Ныне уже никто не сомневается в том, что компиляция Лже-Исидора переполнена фальсификатами, и общепринятым его названием стало «Сборник лже-декреталов Псевдо-Исидора» (Collectio falsarum decretarum Isidori Mercatori). В свое время Лже-Исидоров сборник произвел настоящий переворот в праве Западной церкви

http://pravoslavie.ru/146322.html

На Пасху 823 года Пасхалий в храме апостола Петра возложил императорскую корону на голову Лотаря, старшего сына Людовика. «Римский народ провозгласил его августом. Со времени Карла это был первый император, принявший корону в Риме… Римская курия твердо держалась того принципа, что Рим есть источник имперской власти и что папское помазание безусловно необходимо императору, хотя бы он был уже избран имперским сеймом и коронован» . Римская знать разделилась на две партии: на приверженцев папского правления и сторонников светской императорской власти Между тем, в самом Риме знать, усвоившая себе наименование populus romanus (римский народ), разделилась на две партии: приверженцев папского правления и сторонников светской императорской власти, с тем чтобы папская курия ограничивалась управлением исключительно церковными делами. Это был своего рода прототип вражды гибеллинов и гвельфов, сотрясавший Италию в позднее средневековье. Соперничество партий выливалось в эксцессы крайней жестокости. После отъезда из Рима Лотаря два приверженца императора, хотя и занимавшие важные должности в курии, Феодор и его сын Лев, были, согласно молве, по приказу папы схвачены в его Латеранском дворце и вначале ослеплены, а затем обезглавлены. Их сторонники направили жалобы Лотарю, и тот направил в Рим посланцев для судебного разбирательства совершенного преступления. Пасхалий в присутствии назначенных императором судей в Латеранском дворце клятвенно отрицал свою прикосновенность к расправе, то есть принес «очистительную присягу» и одновременно посмертно анафематствовал жертв расправы как изменников Римской республики, оправдывая их убийц. Когда Лотарю донесли о происшедшем, он исполнился негодования, вспомнив о своем долге быть защитником своих римских подданных. В разгар этого скандала в 824 году папа умер. Из-за ненависти к нему едва ли не большинства римлян его останки были погребены не в базилике апостола Петра, а в церкви святой Пракседы, построенной самим Пасхалием. Пасхалий I. Ктиторская мозаика из базилики Санта-Прасседе Ранее Пасхалий распорядился перенести в эту базилику мощи 2.300 мучеников из римских катакомб, и среди них святой Пракседы, в честь которой был освящен этот трехнефный храм, после позднейших перестроек хорошо сохранивший свой первоначальный вид. Папа привлек в Рим греческих мозаичистов; они украсили несколько церквей «Вечного города», но их шедеврами являются мозаичные композиции апсиды и пресбитерия храма святой Пракседы, и в особенности капеллы святого Зенона, которая из-за своей беспримерной красоты была названа «райским садом».

http://pravoslavie.ru/145224.html

креационизм – creationism кредо – creed; credo (часть мессы) крест – cross крест Господень – the Holy Cross, Holy Rood крест наперсный – crucifix, small cross крестины – christening, baptism креститель – baptizer крестить – to baptize, christen; to stand one’s godfather/godmother; to mark one with the cross креститься – to cross oneself крёстная – godmother крестник – god-son крестница – god-daughter крестное знамение – sign of the cross кр ёстный – godfather крестный ход – religious procession крестовая церковь – bishop’s house church Крестовоздвижение – Discovery of the Cross, the Exaltation of the Honourable and Life-giving Cross крестовый поход – crusade крестоносец – crusader крестопоклонная неделя – Sunday of Orthodoxy крещение – baptism, christening, chrismation; marking sb with a cross крещение водой – water baptism Крещение Господне – the Epiphany, the Baptism of Our Lord Jesus Christ in the Jordan, Theophany крещение Духом Святым – baptism in the Holy Spirit крещение обливанием – baptism by effusion крещение огнём – baptism by fire крещение окроплением – baptism by aspersion крещение повторное – Anabaptism крещенский – baptismal; Epiphany крещёный – baptized one кристадельфианин – Christadelphian кристадельфианский – Cristadelphian кристадельфианство – Christadelphianism критические католики – Critical Catholics кропило, кропильница – aspergillium, aspersorium кропить – to asperse кропление святой водой – asperges кроткий – meek кротость – meekness круг годовой – yearly circle круг церковного пения – the circle of church singing круг церковный – the cycle of offices крылос – choir крылошанин – chorister крылошанить – to choir ксендз – Roman Catholic priest Куи венит – Qui Venit культ – cult культ святых – cult of Saints культовый – cult купель – (baptismal) font курия римская – Roman Curia кюре – curate Л – лавра – laura, large monastery ладан – frankincense ладанка – amulet лазаристы – Lazarists Ламбетская конференция – Lambet Conference лампада – icon lamp

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Николай I (папа римский) Экклезиологические воззрения Николая представляли собой дальнейшее развитие тех идей, которые в прошлом особенно ярко обнаружили себя в делах и словах папы Геласия. Он усваивал епископу Рима полноту власти во Вселенской Церкви, считая всех епископов, включая и патриархов, обязанными подчиняться папе, непослушание которому ставит иерархов и целые поместные церкви, ими возглавляемые, в положение схизматиков. Он претендовал на право творить безапелляционный суд над патриархами, епископами и клириками. Римляне и все жители Римского дуката, подсудные папе по уголовным и гражданским делам, считал он, не в праве подавать апелляции на вынесенные им приговоры какому бы то ни было государю, включая и императора, поскольку папа их единственный государь. Иными словами, Николаем заявлены были те самые претензии, которые впоследствии привели к Великому расколу 1054 года, а несколько столетий спустя спровоцировали Реформацию. Папой Николаем были заявлены те самые претензии, которые впоследствии привели к Великому расколу 1054 года Папа Николай первым использовал составленные ранее так называемые «Псевдо-Исидоровы декреталы» (Collectio canonum Isidori Mercatori) для обоснования претензий на монархическую власть в Церкви. Этот сборник включает 50 Апостольских правил, каноны Вселенских и Поместных Соборов и декреталы римских пап. Сборник Псевдо-Исидора наполнен фальсификатами. Фальсификатом является грамота Константина Великого папе Сильвестру, так называемый дар Константина (Donatio Constantini). Подложны все декреталы пап трех первых веков из первой части сборника, а также 35 декреталов из третьей части, причем подлог весьма груб, полон анахронизмов. Для доверия этим декреталам требовалась большая неискушенность в церковной истории, которая господствовала тогда на Западе даже среди иерархии и ученых монахов. Папы первых столетий в лже-декреталах цитируют Библию по Вульгате; папа Виктор, скончавшийся в 202 году, ведет переписку с Александрийским епископом Феофилом, умершим в 383 году, папа Мелхиад пишет о постановлениях Никейского Собора, хотя он умер за 11 лет до него.

http://pravoslavie.ru/146322.html

Бывш. патриарх прожил еще довольно долго, но все это время оставался в Халебе как частное лицо. Ознакомившись с отчетами Элиано, Римский престол направил на Ближ. Восток иезуитскую миссию Леонардо Абеля (1583-1586), которому предписывалось войти в контакт с православными и сиро-яковитскими иерархами и убедить их принять положения Флорентийской унии (см. Ферраро-Флорентийский Собор ) и григорианский календарь. В 1584 г. Абель вел бесплодные переговоры с Иоакимом Дау и Иерусалимским патриархом Софронием. Не добившись успеха, папский легат в 1585 г. обратился к М., к-рого в Риме готовы были считать законным предстоятелем Антиохийской Церкви. М. уже нечего было терять, к тому же он не мог простить остальным правосл. патриархам того, что они выступили на стороне Иоакима Дау. Экс-патриарх представил Абелю грамоту с исповеданием католич. веры и послания Римскому папе Сиксту V и кард. Дж. А. Санторио, курировавшему работу с правосл. Церквами. М. обещал содействовать принятию католич. вероучения своим народом и жаловался на гонения, к-рые претерпел от единоверцев. Письма М. Абель привез в Рим в мае 1586 г. Однако Римская курия никак не отреагировала на эти послания, видимо понимая, что М. не обладает реальной властью. В приписке к одной сиро-мелькитской рукописи (Bodl. syr. 92) сообщается о кончине на Рождество Христово 1592 г. «смещенного патриарха», под которым имеется в виду М. Тот факт, что автор записки даже не назвал его по имени, свидетельствует о полном отходе М. от дел. Ист.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 680; Brayk M. Al-haqa   " iq al-wa  fiya f ta " rkh baa  riqat al-kansa al-ana  kiyya. Bayru  t, 2006. P. 139-141 (рус. пер.: [ Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов/Пер.: еп. Порфирий (Успенский)//ТКДА. 1874. 6. С. 426-428); Monumenta Proximi-Orientis. R., 1989. Pt. 1: Palestine - Liban - Syrie - Mésopotamie, 1523-1583/Ed. S. Kuri. P. 200-214, 264, 292, 309, 312, 332, 338-339, 367, 376-377; 1994. Pt. 3: Palestine - Liban - Syrie - Mesopotamie, 1583-1623/Ed. S. Kuri. P. 72, 112-113. Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Восток Христианский: Сирия//ТКДА. 1876. 3. Прил. С. 97; Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 5-6, 38-46, 76-77, 82-84; Панченко К. А. Триполийское гнездо: Правосл. община г. Триполи в культурно-полит. жизни Антиохийского патриархата XVI - 1-й пол. XVII в.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. М., 2009. Вып. 1(15). С. 41-64; он же. Антиохийская Правосл. Церковь и Рим в эпоху Контрреформации: Полемический ответ папе Римскому Анастасия ибн Муджаллы// Он же. Православные арабы: Путь через века. М., 2013. С. 292-322. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563686.html

Ватикан представляет собой небольшой (44 гектара) живописный архитектурно-при­родный ансамбль (базилика св. Петра, двор­цовый комплекс, сады, украшающие склоны Ватиканского холма), обнесенный высокой стеной. И хотя в него можно пройти четырь­мя различными входами, однако лишь Брон­зовые врата ведут в сам дворец — средото­чие жизни Римско-Католической Церкви. Здесь резиденция Римского Папы и централь­ные органы управления града Ватикана и Римско-Католической Церкви, иначе называ­емые Римская курия. «Словом «курия» обычно обозначается цент­ральный церковный аппарат, при помощи ко­торого Папа осуществляет руководство Рим­ско-Католической Церковью. Официальный смысл термина «Римская ку­рия» уточнен в регламенте, утвержденном Папой 22 февраля 1968 года. Согласно его 1-й статье в курию входят: Папский Государ­ственный Секретариат, Совет по внешним де­лам Церкви, конгрегации, трибуналы, служ­бы, секретариаты, Совет по делам мирян и комиссия Справедливость и мир» Проф. Д. П. О г и ц к и й. Римско-Католическая Церковь, 4-я часть. 1970, с. 109 (ма­шинопись). Согласно основному закону Ватикана пра­вящий Папа «обладает полнотой законода­тельной, исполнительной и юридической вла­сти». По выражению монсиньора Павла Пупара, автора книги «Знакомство с Ватика­ном» (1967 г.), «это ради него (Папы. — А. О. и А.) существует град Ватикан, создан­ный для того, чтобы ему позволить осуществ­лять со всей независимостью свою духовную власть» (с. 42) над 600 миллионами като­ликов, живущих по всему земному шару. «Оком, сердцем и рукой» Папы является Го­сударственный Секретариат, который стоит во главе всех организаций Святейшего Престола и осуществляет от лица Предстоятеля Рим­ской Церкви руководство всей курией, то есть всем аппаратом государственной и церковной деятельности Ватикана. Государственный секретарь имеет право со­зывать руководителей всех дикастерий курии для координации их деятельности. Кардинал — государственный секретарь, ис­полняющий фактически функции премьер-ми­нистра и министра иностранных дел, всегда поэтому — первый и ближайший помощник Папы. Он является одновременно префектом (главой) и так называемого Совета по обще­ственным делам Церкви, который заведует всей папской дипломатией. Делами этого Со­вета непосредственно занимается заместитель госсекретаря, имеющий должность секретаря Совета.

http://radonezh.ru/analytics/znakomstvo-...

языке не разрешил, а тем, кто не признают полномочий М. как архиепископа и папского легата, угрожал отлучением от Церкви. Историки убедительно доказали, что Римская курия формально восстановила митрополию с центром в Сирмии (Срем; «стол святого Андроника»), которая не функционировала с кон. VI в., и подчинила власти М. находившиеся на этой территории «славянские страны». Тем самым курия устранила притязания баварского духовенства на власть над Вел. Моравией, где в нач. 30-х гг. IX в. оно крестило местных жителей. В Пространном житии М. подчеркивается роль блатенского кн. Коцела в переговорах о возведении М. на архиепископский стол. Это было связано с тем, что правитель Вел. Моравии Ростислав вел войну с правителем Восточнофранкского королевства Людовиком Немецким и его контакты с Римом были затруднены. Известно, что с приездом М. в Блатенское княжество его покинул нем. архипресвитер и здесь стали совершать богослужение на слав. языке. В нач. 870 г. Ростислав попал в плен к Людовику Немецкому, поэтому Вел. Моравией стали управлять немецкие графы. М., по-видимому весной 870 г., был арестован новыми властями, а осенью на синоде баварских епископов при участии Людовика Немецкого над ним состоялся суд. Несмотря на то что М. был лицом, подсудным лишь Римскому папе, баварский синод, обвинив в самовольном вторжении на территорию чужого диоцеза, приговорил его к лишению кафедры и заключению в мон-ре. Место заключения в Житии не указано; исследователи выдвигают различные предположения. Обнаруженные записанные греческими буквами имена Мефодий и ряда др. лиц в «Liber confraternitatis» (помяннике) мон-ря св. Пирмина в Райхенау на Боденском оз. позволяют предположить, что некоторое время М. находился там. Высказывалась также т. зр. о причастности М. к составлению «Баварского географа» - описания земель и народов на востоке от Каролингской империи. Освобождению М. способствовали 2 обстоятельства. В Вел. Моравии произошло восстание, сопровождавшееся изгнанием немецких солдат и священников, поэтому Людовик Немецкий был вынужден начать мирные переговоры с новым моравским правителем Святополком.

http://pravenc.ru/text/2563094.html

В папстве Святое Писание отрезается от Церкви , от Предания, свв. Отцов, – так как и случается с ересями. Исходя из этого, оно истолковывается таким образом, в результате которого искажается и портится его смысл. Константинопольский Собор 1895 г. говорит : «современная римская Церковь ... искажает святое Писание» 354 . Православный Собор в Москве в 1948 г. выносит решение: « Римская Курия вместе с епископом Рима во главе в течение веков... извращало под влиянием светского и надменного высокомерия и других, исключительно человеческих причин, истинное евангельское учение , которое было принято от Бога через святых Апостолов...» 355 . В Окружном послании Константинопольского Собора 1838 г. говорится о том, что папские «волки» возводят хулу на евангельскую правду и учат софистически против православной нашей веры " 356 . Собор советует православным более не заблуждаться относительно «измышлений и, развращающих душу нововведений еретиков, которые, следуя за софистической какофонией и привирающими учениями, обращаясь к негодному пустоловию и прекословиям лжеименного знания, уклонились от веры, пренебрегли Павлом и ведут и всевозможными ухищрениями, тащат за собой в пропасть» 357 . Это уклонение от веры по причине «негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» католиков, не просто «уклонение от веры» 358 , но полное потопление в ереси. Католики «потерпели кораблекрушение в вере» 359 . Этот выбор в пользу не признания и отвержения правды Писания, это плачевное кораблекрушение и есть позорное клеймо католиков, их вечное осуждение. 3) Латиняне выбрали анафему, о которой говорит Писание: из-за хулы на Духа Святого и искажения веры Латиняне знают, что ересь вообще, а особенно ересь против Духа Святого есть не прощаемый грех , т.к. это «хула на Духа Святого». Господь сказал: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человека; а хула на Духа Святого не простится человекам... если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» 360 . Папство возводит хулу на Духа Святого тройным образом: первым через страшную ересь Filioque , которая, как мы видели, хулит на Духа Святого, потому что принижает Его перед Сыном, и еще больше хулит на Святую Троицу, т.к. дает Духу Святому два источника, и следовательно, творит двоебожие; вторым через ереси, которые вошли в латинскую Церковь и через искажение веры; третьим через развращение , в которое они впали, и преступления, и прежде всего из-за неспособности раскаяться . К сожалению, папство остается нераскаявшимся в свой ереси, в развращении своем, в своей всегрешности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/osuz...

Нет ли возражений против сообщенного порядка Дня? Нет. В таком случае разрешите перейти к порядку дня. Начинается оглашение резолюций, принятых в четырех Комиссиях. Резолюцию по вопросу: «Ватикан и Православная Церковь » оглашает протоиерей о. Димитрий Введенский; резолюцию по вопросу: «Об англиканской иерархии» оглашает Л. Н. Парийский; резолюцию по вопросу: «О церковном календаре» оглашает А. И. Георгиевский ; резолюцию по вопросу: «Экуменическое движение и Православная Церковь » оглашает протоиерей о. Григорий Разумовский . Все резолюции принимаются единогласно, без возражений. Митрополит Николай: Позволю себе огласить дальнейший порядок сегодняшнего дня. Сейчас состоится торжественное подписание Главами Православных Автокефальных Церквей четырех принятых пленарным совещанием резолюций. Следующий вопрос повестки сегодняшнего дня: оглашение предложения, обращенного к пленарному совещанию Святейшим Патриархом Сербским Гавриилом. Дальнейший вопрос: обращение Блаженейшего Экзарха Болгарии Митрополита Стефана. И два последних вопроса повестки дня: слово Святейшего Патриарха Алексия и предложение Святейшего Патриарха Румынского Юстиниана. После подписания резолюций, которое совершится сейчас, Святейший Патриарх Алексий огласит список полученных приветствий по случаю Юбилейного Праздника Русской Православной Церкви. Сейчас все участники Совещания остаются на своих местах, а Главы Православных Автокефальных Церквей подписывают принятые пленарным совещанием только что сейчас оглашенные резолюции по четырем основным вопросам. Торжественное подписание Главами Православных Автокефальных Церквей четырех принятых Пленарным Совещанием Резолюций. Блаженнейший Патриарх Христофор представительство от Александрийской Церкви поручил Антиохийской делегации в лице Митрополита Эмесского Александра и Митрополита Ливанского Илии. Резолюция по вопросу «Ватикан и Православная Церковь» Совещание Предстоятелей и Представителей Православных Автокефальных Церквей, заслушав доклады: «Папство и Православная Церковь », «Отношение Ватикана к Православным Славянским Церквам за последние 30 лет», «Ватикан и Православная Церковь » и «Римская церковь и единство Христовой Церкви», определяет, что Римская курия во главе с епископом г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010