Конгрегации римские или конгрегации кардиналов Конгрегации римские или конгрегации кардиналов . Многочисленные учреждения римской курии могут быть сведены к трем категориям: 1) конгрегации кардиналов, 2) трибуналы и 3) бюро (officia). Здесь будет речь только о конгрегациях римских или конгрегациях кардиналов; об учреждениях двух остальных категорий см. в ст. «Курия». 1) Римские конгрегации вообще; их происхождение. Кардинальские конгрегации представляют собою особые, учрежденные папами, комитеты из кардиналов, обязанные изучать, обсуждать и решать важнейшие дела римской церкви. В состав их входят, кроме кардиналов, еще особые советники, избранные из просвещеннейших членов приходского и монашеского духовенства, на которых лежит наиболее тяжелая и – обычно – безвозмездная работа. Роль кардиналов чаще всего сводятся лишь к прочтению и подписанию представляемых советниками (consultores) докладов. Во главе каждой конгрегации всегда стоит кардинал, называемый префектом (Praefectus). В конгрегации пропаганды прежде было три префекта: главный префект, существующий доселе, префект экономии, которым ныне является тот же главный префект, и префект типографии. Последней должности не существует более, потому что в 1910 г. типография пропаганды упразднена или, точнее, вошла в состав ватиканской типографии. По римскому каноническому праву папа состоит префектом конгрегации св. оффиции (инквизиции), апостолической визитации и консисториальной. Наиболее деятельная роль в конгрегациях принадлежит секретарям, которыми очень часто бывают епископы и даже прелаты. Монахи также приглашаются на должности секретарей, дававшие прежде чрез несколько лет право на кардинальское достоинство. При Пие X это право секретарей отменено. Секретарем конгрегации инквизиции всегда бывает кардинал. Акты и бумаги конгрегаций подписываются обыкновенно кардиналом, префектом и всегда секретарем. Последний (секретарь) в определенные дни принимается папою для испрошения у него утверждения важнейших постановлений своей конгрегации. Секретарь же предлагает и подготовляет дела, подлежащие обсуждению в заседаниях конгрегации с участием советников. Как кардиналы, так и советники могут быть членами нескольких конгрегаций. Советники назначаются папой чрез письменное распоряжение кардинала статс-секретаря. Советники из членов монашеских орденов имеют право жить в Риме и не могут быть удалены из него без разрешения папы. Префекты обычно назначаются из живущих в Риме кардиналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Уже несколько лет прошло со времени появления мариавитского движения. Казалось бы поэтому, на основании этих нескольких лет исторической жизни мариавитства можно было составить более или менее ясное представление об этом религиозном движении, возникшем в римско-католической церкви. В действительности, однако ж этого не находим. До самого последнего времени нельзя было сказать что-либо более или менее определенное о мариавитстве главным образом потому, что представители этого движения доселе не издали каких-либо официальных документов, содержащих данные относительно вероучения и церковного управления их общества. Правда уже несколько лет мариавитами издается еженедельный журналу на польском языке под заглавием «Мариавит». Но этот журнал посвящен раскрытию главным образом внешней истории движения, несомненно очень интересной по своему трагизму, но мало характерной для оценки внутреннего состояния мариавитства. Подобное положение вещей имело для мариавитов самые печальные последствия. Римско-католическая курия, воспользовавшись тем обстоятельством, что общество не могло и не может иметь более или менее ясного представления о мариавитстве как религиозном движении, в силу отсутствия определенных сведений об этом движении, начала распространять о мариавитстве самые нелепые слухи. Мариавиты были объявлены еретиками, извращающими все основы христианской религии, их религиозные собрания изображались в форме скопищ с совсем не религиозными целями и проч. Правоверные римско-католической церкви, на электризованные в таком духе, конечно, не замедлили во многих местах предпринять дикую расправу с новыми еретиками. Из многих сел и деревень мариавитские семьи были выгнаны как недостойные жить вкупе с правоверующими: в некоторых местах жилища мариавитов были сожжены и разрушены, а в некоторых было оскорблено даже целомудрие женщин-мариавиток. Может быть печальные явления подобного рода наконец побудили представителей мариавитства приступить к изданию документов более или менее официального характера, на основании коих всякий может составить более пли менее ясное представление об их движении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

В конце XIX – начале XX века в диалоге русских иерархов и богословов со старокатоликами был поставлен вопрос о значении проблемы Filioque. Основательная попытка анализа была осуществлена профессором В.В. Болотовым , который представил несколько трудов на эту тему. Его основной вывод состоял в том, что Filioque не является непреодолимым препятствием к воссоединению старокатоликов. Эта точка зрения и её аргументация будут иметь определённое влияние в рассматриваемом нами периоде 1 . После 1918 года преемство в обсуждении этой проблемы приняла на себя, прежде всего, русская богословская наука в эмиграции. Разделение оказалось для неё живым, каждодневным фактом. Завязался диалог более прямой, более частый, чем ранее. Появилась необходимость в переосмыслении факта разделения, его последствий и причин. Этапом в осмыслении проблемы Filioque является, в 1936 году, второй том «Трактата о Богочеловечестве» протоиерея Сергия Булгакова – Утешитель, с которого мы и начнём наше исследование. В 1940-х и 1950-х годах были изданы работы В.Н. Лосского , посвящённые вопросу о Filioque, и некоторые другие исследования, касающиеся этой проблемы. С 1960-х годов (после кончины Лосского) в обсуждении этого вопроса выдвигается православный публицист Оливье Клеман. В начале 1970-х годов он совместно с католическим богословом отцом Жан-Мишелем Гарригом выдвигает новую теорию, касающуюся соотношения восточной и западной пневматологий. Обсуждению этой теории будет посвящён ряд публикаций того времени. Рядом с этим проблема Filioque рассматривается в рамках богословского диалога, осуществляемого в Всемирном Совете Церквей (собеседования 1978–1979 гг.), а также в собеседованиях между православным и англиканским миром (1974–1984 гг.). Ряд работ по вопросу об исхождении Святого Духа появляются в рамках конференций, посвящённых юбилею Второго Вселенского Собора в 1981 году. Наконец, в 1995 году римская курия также издаёт согласительный документ по вопросу об исхождении Святого Духа, основанный во многом на упомянутой выше теории отца Гаррига. Этот документ вызвал оценку нескольких православных богословов, среди которых следует подчеркнуть имя Жан-Клода Ларше , опубликовавшего ещё несколько ценных работ, в которых затрагивается проблема Filioque.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/fili...

Глава IX. Переход к новому времени 1. Раскол папства События бурного понтификата Бонифация VIII (1294–1303) на заре XIV столетия готовили сцену, на которой развернется история папства в позднем Средневековье. Вполне приемлемым кажется определение всего периода как «лебединой песни» средневекового папства 804 . Драматическое столкновение между папой и французским королем Филиппом IV Красивым имеет все признаки переломного момента: этот конфликт значительно подорвал авторитет и доверие к Риму. Фактически эта первая конфронтация между молодым монархическим государством и позднесредневековым папством приведет к крушению прежней григорианской системы управления. Курс папской дипломатии изменится радикально. В этом смысле происшедший конфликт обозначил разлом в истории папства. Дни «имперского» папства как важной международной силы были, так или иначе, сочтены, особенно после грубого физического насилия, учиненного над папой в Ананьи (1303). Строго говоря, это столкновение уходило корнями в предшествующую эпоху, поскольку во второй половине XIII века папство оказалось под светской властью честолюбивого Карла Анжуйского. Одним словом, задолго до событий в Ананьи римская курия попала в зависимость от французской королевской династии. (Мы уже отмечали в одной из предыдущих глав, проанжуйская политика папы в итоге окажет решающее воздействие на мертворожденную Лионскую унию.) Конечно, растущие амбиции правителей и их секулярные политические представления нельзя назвать совершенно новым явлением, однако отличие в том, что такие идеи, как светский суверенитет, статизм и антиклерикализм, впервые отчетливо были озвучены именно в XIV столетии 805 . Хотя столкновение между Филиппом IV и папой Бонифацием сравнимо по накалу с более ранним конфликтом между Григорием VII и германским императором Генрихом IV, вызвано оно было совсем другими причинами. То же можно сказать и о непосредственном поводе для раздора, – о праве короля судить духовенство и взимать с него налоги как во Франции, так и в Англии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Что хотел кардинал Паролин на Украине? 23.06.2016 893 Время на чтение 6 минут 20 июня 2016 г. завершился официальный визит на Украину Госсекретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина. На фоне событий, связанных с проведением совещания на Крите, спекуляций со стороны раскольников из «Украинской православной церкви Киевского Патриархата» (УПЦ КП) и украинских парламентариев на предмет создания на Украине с помощью Константинопольского Патриархата «Единой поместной церкви», приезд высокого представителя Римско-католической церкви на берега Днепра остался почти незамеченным. В то время как возможные последствия этого визита могут существенно повлиять на динамику межконфессиональных отношений в стране. «Папа для Украины». Формально визит главы ватиканской дипломатии состоялся в рамках благотворительной акции «Папа для Украины», в рамках которой Ватикан оказывает материальную помощь пострадавшим в ходе боевых действий на Донбассе украинцам. Однако Римская курия данным визитом преследовала решение и других, сугубо политических задач. Прежде всего, вернуть пошатнувшееся на Украине доверие Риму после Кубинской встречи глав РКЦ и РПЦ. Совместная Декларация Патриарха Кирилла и Папы римского Франциска, подписанная ими в Гаване 12 февраля 2016 г., вызвала негативную реакцию среди украинских униатов и католиков. Тогда верных Римского престола возмутила «косвенная поддержка со стороны Апостольской столицы агрессии России против Украины», что дало повод для обвинения Понтифика чуть ли не в предательстве. В первый же день своего визита, в Запорожье, П.Паролин заявил о цивилизационном характере войны на Донбассе : «Эта война коварная, часто замаскированная, почти невидимая извне - и именно поэтому несправедливо забытая.... Эта война - гораздо больше, чем какой-то затянувшийся конфликт: это постоянная опасность, знак противостояния цивилизаций, историй и народов, которое выходит далеко за границы Украины и которое может иметь серьезные последствия для равновесия, которое и так постоянно нарушается во многих частях мира». Параллельно представитель Ватикана подчеркнул «крайнюю необходимость соблюдения международной законности в отношении территорий и границ Украины». Этих слов кардинала вполне было достаточно для того, чтобы успокоить чад Католической церкви на Украине и дать новый импульс антироссийской истерии: глава УГКЦ Святослав Шевчук по достоинству оценил поддержку Ватиканом Украины и осуждение «агрессора».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Западная Украина: история межконфессионального противостояния ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА НОВОСТИ КРОХОТКИ О САЙТЕ ГОСТЕВАЯ ЗАПАДНАЯ УКРАИНА: ИСТОРИЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ Владислав Петрушко, кандидат богословия, 18/06/2001 Недавно посетивший Москву глава внешнеполитического ведомства Ватикана архиепископ Жан-Луи Торан на состоявшейся в российской столице пресс-конференции сделал несколько заявлений относительно предстоящего папского визита на Украину. Коснемся лишь одного из них. Как передало агентство ИТАР-ТАСС, отвечая на вопрос, почему папа римский до сих пор не осудил захват греко-католиками православных храмов на западе Украины, осуществленный ими в 90-х годах, архиепископ Жан-Луи Торан отметил, что эти храмы " были тогда просто возвращены законным владельцам " . Это высказывание главы папской дипломатии вполне соответствует той малоконструктивной позиции, которую в последние годы, к сожалению, занимает Ватикан в отношении продолжающегося на Западной Украине межрелигиозного противостояния греко-католиков и православных. Папская курия упорно пытается в глазах мирового сообщества представить Галичину как традиционно католический регион, где православные являются не более, чем маргинальным элементом. Однако данная концепция абсолютно неправомерна, ибо полностью противоречит истории Галицкой земли. Межконфессиональный конфликт здесь не утихнет до тех пор, пока католическое руководство не откажется от столь же нереалистической, сколь и амбициозной тенденции огульно зачислять 5-миллионное население Западной Украины в разряд своей паствы, не считаясь с православной традицией, которая здесь не смотря ни на что по-прежнему жива. Чтобы оценить, сколь далеко от истины утверждение монсеньера Торана, достаточно самого беглого обзора истории Православной Церкви в нынешних западно-украинских землях.

http://zavet.ru/petrushko.htm

Книга пятая. Поляки в кремле Глава I. Война с Россией 1609-1618 гг. 1609 год ознаменован был в Польше резким поворотом внешней политики на новый путь. Эта перемена отразилась и на настроении Ватикана. Римская курия последовала примеру Кракова. Почти всегда попытки договора или союза между державами завершались враждебным столкновением заинтересованных сторон. Такой исход имела и проблематичная дружба короля Сигизмунда с Дмитрием I. В конце концов, она разрешилась войной. Никогда, казалось, обстоятельства не были более благоприятны для поляков. Сперва, как будто сами, русские шли навстречу Сигизмунду, желая сближения обоих государств. Как помнит читатель, уже в конце 1605 года соответствующие шаги были предприняты от имени группы бояр Безобразовым; лица, уполномочившие этого посла, стремились возможно скорее избавиться от Дмитрия. С тех пор отношения такого рода не прекращались. Конечно, они велись тайком, причем направление их было совершенно противоположно официальным нотам. В то время не существовало еще секретной дипломатии. Людовик XV не успел дать ее образца. Тем не менее весьма нередко одни и те же лица без зазрения совести вели двойную игру. Другими словами, одно они заявляли публично, и совершенно иное говорили с глазу на глаз. Именно такое положение создалось в 1606 г., когда князь Волконский прибыл к польскому двору с уведомлением об избрании Василия Шуйского, которого Польше предлагалось признать законным государем. Что могло быть естественнее подобной миссии? Однако кое-кто из поляков узнал об истинной ее цели. В тесном кругу посвященных в тайну Волконского заявили, что бояре решили низложить Василия Шуйского; вместо него они готовы избрать Сигизмунда или его сына Владислава. Сам посол заявил себя горячим сторонником польской кандидатуры. Он только просил показать ему королевича. В конце концов, все устроилось к его удовольствию. Некоторое время спустя в Краков прибыл новый уполномоченный. Его прислала та же самая группа бояр; на этот раз она подтверждала уже известные свои предложения. С удивительным простодушием доверенный бояр признавался, что Лжедмитрий II является только орудием, которым они пользуются против Шуйского. Он просил короля двинуть свои войска к границе. По его словам, Сигизмунду помогут завладеть всем Русским государством без всякого сопротивления и излишнего шума. Королю не стоило бы большого труда припомнить, что то же самое обещали когда-то московские люди первому самозванцу. Конечно, это могло быть для него весьма важным предостережением... Обо всем этом мы узнаем от нунция Симонетта. Источником его сведений был, несомненно, сам король.

http://sedmitza.ru/lib/text/439745/

(Отрывок из истории экзегезы и критики Нового Завета) Есть в природе закон, одинаково применимый к явлениям как физическим так и духовным, именно: после напряженной деятельности вовне наступает сосредоточение силы внутри и более или менее продолжительный покой. Так это было и с экзегетической деятельностью после реформации. Буря, поднятая Лютером, сменилась на некоторое время полным затишьем. После упрямой и победоносной борьбы с католичеством, завоевав себе неотъемлемое право на существование, протестантство обратилось к внутренней работе – к систематизации, теоретическому обоснованию и практическому применению завоеванного блага. При хаотическом разнообразии возникших в протестантстве фракций, грозивших делу реформации совершенным разложением, потребовалось раз и навсегда точно формулировать основные воззрения каждой секты, определить особенности внешнего культа и выработать общественные условия жизни каждой фракции. – Со своей стороны и католичество после того погрома, какой оно потерпело от реформации, обратилось теперь к контрреформации, к некоторым поправкам и улучшению своего общественно-церковного строя. предоставив еретиков, как говорила римская курия, пожрать самих себя. Затишье это, однако ж, продолжалось недолго. Положенная реформацией закваска скоро успела перебродить, междоусобные страсти в протестантстве улеглись, особенности каждой фракции протестантской приняли определенную физиономию – и, остановленное на время, дело толкования Библии с конца 17-го века снова становится исключительным центром умственной жизни католичества и протестантства. С этого времени начинается новый период в истории экзегеса и критики Нового Завета, продолжавшийся до 30-х годов настоящего столетия. Протестантский экзегес этого периода развивается в двух диаметрально между собою противоположных направлениях, коих появление и развитие определялось основным началом реформаторского экзегеса. Как протест против средневекового гнета со стороны церковного авторитета, реформация выступила с принципом безусловной свободы личного разума в деле веры и толкования Библии .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Первые начатки старокатолического движения в Швейцарии относятся уже ко времени самых заседаний ватиканского собора, за ходом дел на котором население, как и правительство этой страны, следило с напряженным вниманием. Для этого были свои причины. Швейцария пережила перед тем немало церковно-политических треволнений, в основе которых почти исключительно лежали интриги иезуитов и римско-католической иерархии. Уже с первых десятилетий настоящего века в Швейцарии начались попытки сбросить с себя папское иго, одну из которых, между прочим, сделал свободомыслящий викарий Вессенберг, навлекший на себя немилость Ватикана старанием ввести богослужение на немецком языке, заботой о лучшем образовании клира, ограничением праздников и другими преобразованиями в крайне запущенной области церковно-религиозной жизни народа. Курия с этого времени стала вообще подозрительно относиться к Швейцарии, и когда в 1833 году там возник вопрос о восстановлении самостоятельной митрополии, то папа Григорий XVI осудил это движение как схизматическое и, посредством своих агентов, начал агитацию против всякого обновления церковной жизни, что в свою очередь повело к репрессалиям со стороны швейцарского правительства, так что неоднократно дело доходило до открытых восстаний и кровопролитных стычек между враждебными партиями, так называемых старой и молодой Швейцарии. Во время этой борьбы кантоны поделились на партии. Люцерн сделался гнездом самого ярого ультрамонтанства, а кантон Ааргау – представителем противоположного направления. В 1844 году со стороны последнего кантона заявлено было предложение об изгнании иезуитов, как главных виновников всех церковно-политических смут, из всей Швейцарии, но это предложение могло найти осуществление только после новой междоусобицы, именно после поражения ультрамонтанских кантонов (1847 г.), заключивших, было, «особый» союз (Sonderbund), который угрожал политической целости страны. Эта победа свободомыслящих кантонов повела к изданию новой конституции (1848 г.), в силу которой иезуиты изгонялись, и объявлялась полная свобода совести и равноправность вероисповеданий. Несмотря на это поражение, ультрамонтанизм не смирился и по-прежнему продолжал вести агитацию в наиболее преданных ему кантонах, куда не замедлили, несмотря на строгое запрещение, мало-помалу и под разными предлогами проникнуть и возвратиться главные слуги папского престола – иезуиты, скоро опять сосредоточившие в своих руках все нити ультрамонтанских стремлений и домогательств. Иезуиты по-прежнему раскинули сеть своих школ и воспитательных учреждений, производили вольные или насильственные обращения, вторгались во все области жизни, даже в область промышленности и торговли, повсюду производя крайнюю смуту и раздражение в обществе. Ультрамонтанизм, по-видимому, торжествовал, особенно в Женевском кантоне. Но это торжество подготовило лишь почву для нового сильного противоультрамонтанского движения, которое и нашло себе выражение в старокатолицизме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/starok...

священник Иоанн Юркович (католик) Приложение II: структура Римской Курии Curia Romana – Римская Курия ( по «Папскому Ежегоднику» – Annuario Pontificio 1994 ) Segreteria di stato – secretaria status seu papalis – Государственный, или Папский, Секретариат Secione per gli Affari Generali – Отдел общих вопросов Secione per i Rapporti con gli Stati – Отдел сношений с государствами Congegazioni – Congregationes – Конгрегации 1. Congregazione per la Dottrina della Fede – Congregatio pro Doctrina Fidei – Конгрегация вероучения Pontificia Commissione Biblica – Pontificia Commissio Biblica – Папская библейская комиссия Commissione Teologica Internationale – Commissio Theologica Internationalis – Международная богословская комиссия 2. Congregazione per le Chiese Orientale – Congregatio pro Ecclesiis Orientalibus – Конгрегация по делам Восточных Церквей Commissione speciale per la liturgia – Особая комиссия по литургии Commissione speciale per gli studi sullOriente Cristiano – Особая комиссия по изучению христианского Востока Commissione speciale per a formazione del clero e dei е dei religiosi – Особая комиссия по образованию и воспитанию духовенства и монашествующих Catholic Near East Welfare Assotion – Consociatio Catholica pro Medio Oriente – Католическая ассоциация помощи Ближнему Востоку Pontificia Missione per la Palestina – Pontificia Missio pro Palestina – Папская миссия помощи Палестине Riunione Opere Aiuto Chiese Orientali – Объединение организаций помощи Восточным Церквам 3. Congregazione per il Culto Divino e la Disciplina dei Sacramenti – Congregatio de Cultu Divino et Disciplina Sacramentorum – Конгрегация богослужения и таинств Commissione speciale per la trattazione delle cause di nullita della sacra ordinazione – Особая комиссия по рассмотрению дел о недействительности рукоположения Commissione speciale per le dispense dagli obblighi dei diaconato e del presbiterato – Особая комиссия по диспенсациям от обязанностей диаконата и священства Commissione speciale per la trattazione delle cause di dispensa dai matrimonio rato e non consummato – Особая комиссия по рассмотрению дел о диспенсации от заключённого, но не завершённого брака

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010