Иоанн VIII Палеолог. Фрагмент Большого саккоса митр. Фотия. 1414–1417 гг. (ГММК) Иоанн VIII Палеолог. Фрагмент Большого саккоса митр. Фотия. 1414–1417 гг. (ГММК) Правительство И. П., как и прежних визант. императоров, пыталось искать союзников в Европе. Византия поддерживала отношения с Венецией и Генуей, к-рые, соперничая друг с другом, вели морскую торговлю в черноморских проливах. В кон. 1423 г. было отправлено посольство в Венецию, к-рое должно было просить помощи и способствовать возобновлению союза венецианцев и Венгерского королевства против османов (RegImp, N 3408a, 3410). В 1424-1425 гг. И. П. предпринял поездку в Зап. Европу, посетил Венецию, Милан, Рим и Венгрию, где пытался добиться поддержки Византии у различных политических сил. Ему удалось склонить королей Венгрии к союзу против турок, к-рый обещали поддержать Римская курия и ряд влиятельных феодалов в Свящ. Римской империи. И. П. вернулся в К-поль с убеждением, что союзнические отношения с Западом возможны только при условии преодоления схизмы между К-польской и Римско-католической Церквами. Со смертью имп. Мануила II (21 июля 1425) И. П. вскоре после возвращения в К-поль стал полноправным монархом. Основные его усилия в период пребывания на престоле были сосредоточены на поиске союзников для Византии в Зап. Европе, а также на подготовке и заключении церковной унии, которая, по мнению И. П. и его сторонников, должна была обеспечить союз Византии и Запада против османской угрозы. В кон. 1425 - нач. 1426 г. И. П. совершил поездку в Морею, где перераспределил владения своих братьев и выделил удел для своего брата Константина (см. Константин XI Палеолог Драгаш), к-рого женил на дочери албано-лат. сеньора Леонарда Токко. В 1426 г. деспот Мореи Феодор принял монашество, передав верховную власть над Мореей Константину. В 1430 г. И. П. назначил своего брата Фому деспотом Мореи. В 1437 г. с согласия родственников И. П. вновь перераспределил уделы и Константину передал К-поль, где он стал ближайшим помощником императора. В период длительной поездки И. П. в Зап. Европу (окт. 1437 - янв. 1444) Константин был регентом визант. престола. В 1443 г. И. П. пожаловал Константину Силимврию, но вскоре передал ее младшему брату Феодору.

http://pravenc.ru/text/469766.html

Вот что пишет в своих «Воспоминаниях» по поводу этого диплома сам о. Владимир: «Этот диплом вполне вознаградил меня за оскорбительные преследования папских писак, которые, несмотря на все желание свое обвинить меня, никогда не могли найти во всех моих многочисленных сочинениях ни одного действительного заблуждения. Они могли упрекнуть меня только в одном: я не преклонил головы пред бесстыдными учениями ультрамонтан. Признаюсь они имели основание упрекать меня в этом; но я горжусь этим и считаю себя счастливым, что еще до вступления в досточтимую православную церковь , я мог так ясно открыть истину в отношении ко многим вопросам, которые были извращены папством». 4 Но и это еще не все. Патриарх Константинопольский, которому сочинение о. Владимира тоже сделалось известным, отозвался о нем в самых лестных выражениях. Он почтил писателя своим письмом и благословлял его литературные труды. Это была такая награда за литературный труд, которая редко выпадает на долю церковных писателей. Разумеется, иначе отнеслась к сочинению о. Владимира римская церковь : Римская Конгрегация Индекса поспешила занести сочинение его в индекс, в число отверженных книг. Сам о. Владимир рассказывает об этих обстоятельствах в следующих выражениях: «Римская Курия, которая не могла опровергнуть меня, была достаточно талантлива, чтобы осудить меня и занести мою книгу в каталог индекса. Вместо всякой полемики с священной Конгрегацией Индекса, я поблагодарил ее за честь, которой она удостоила меня. Но в тот самый день, когда я узнал из газет о зачислении в индекс моего сочинения, я получил чрезвычайно похвальное письмо от его святейшества Вселенского Константинопольского патриарха. Этот досточтимый епископ считается первым патриархом Церкви с тех пор, как римский епископ, своим расколом и ересью, потерял права, дарованные ему первыми вселенскими соборами. Если бы я нуждался в утешении по поводу осуждения индексом, то был бы утешен, даже с избытком, похвалами первого епископа Церкви. Таким образом, я вступил в православную Церковь при счастливых обстоятельствах» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

25. то мы, собравшись, единодушно рассудили 28. Ибо угодно Святому Духу и нам (извулися бо святуму Дэху и нбмъ). Николай С. 27 ноября 2012, 10:47 Ваше высокопреподобие, отец Владислав. Благословите раба Божия Николая. С удовольствием читаю Ваш капитальный исторический труд и не перестаю удивляться Вашей огромной эрудиции и трудолюбию. Простите, но именно поэтому я не могу поверить, что Вы столь невнимательно читали 15-ю главу Деяния Святых Апостолов и решили, что на соборе в Иерусалиме слова «Изволися Духу Святому и нам» были произнесены только Апостолами, а, следовательно, их «уместно провозглашать преемникам апостолов, каковыми являются епископы, но никак не священникам и мирянам». В тексте Деяний чётко упоминается Церковь и конкретно Апостолы, пресвитеры и братия (т.е. миряне), из чего следует, что это священное собрание было никак не Архиерейским, а именно Поместным собором Иерусалимской Церкви. Позвольте напомнить цитаты из 15-й главы по синодальному переводу:(Продолжение) Петр 26 ноября 2012, 23:53 Получается так, что св. Максим Исповедник, не бучи священником и уж тем более епископом, как простой монах защищал ВЕРУ и УЧЕНИЕ ЕДИНОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ, а по новой редакции Устава РПЦ, ему бы теперь в этом отказали? Ведь, как говорит уважаемый прот. Владислав Цыпин: " истолкователем веры, инстанцией, правомочной принимать вероучительные формулы, является собор епископов. Эти краеугольные идеи отражены в той редакции Устава, который предлагает принять Межсоборное присутствие. " Совсем какая-то " римская курия " получается... Сергей 26 ноября 2012, 22:04 Прекрасный экспертный материал, спасибо Даниил 26 ноября 2012, 16:35 " Согласно ей, Архиерейский собор может по инициативе Поместного собора поставить и решать вероучительные проблемы, но Поместный собор может лишь высказываться относительно тех вероучительных решений, которые принял Архиерейский собор. " Неужели не найдется ни одного автора на православие. ру, который критически посмотрит на столь широкие изменения в понимании соборности Церкви?

http://pravoslavie.ru/57692.html

2. Церковное управление и соборное действие Церкви. Патриарх и Синод, папа и Римская курия Восстановление патриаршества в Русской Православной Церкви проходило как важная часть восстановления соборных институтов. Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть в Церкви, согласно определениям в общих положениях о высшем управлении Православной Российской Церкви, принадлежит Поместному Собору, созываемому в определенные сроки и состоящему из духовенства и мирян. Избранный Поместным Собором патриарх возглавляет структуру церковного управления. «Он обладает моральными правами по отношению ко всем верующим, иерархическими прерогативами над епархиями а также “правом вето” при решении вопросов в высших органах церковного управления» . При этом, в противовес идеям личной власти католического папы, православный патриарх хоть и признается «первоиерархом Российской Церкви» , но является «первым среди равных» и в своем служении подотчетен Поместному Собору. Так, католический священник Иакинф Дестивель в своем исследовании подготовки и проведения Поместного Собора 1917–1918 гг. указывает на уникальное место, которое занял патриарх в иерархической структуре Церкви, подчеркивая, что, согласно решениям Собора, «патриарх [стал] не просто предстоятелем, облеченным литургическими и символическими привилегиями и представляющим Церковь во внешних отношениях. Он наделен также действительной моральной властью по отношению ко всей русской пастве, иерархическими прерогативами по отношению к епископам и правом инициативы и протеста по отношению к центральным органам церковного управления» . Другими органами высшего церковного управления внутри соборной системы Русской Православной Церкви являются Священный Синод и Высший церковный совет. Первый из них — Синод — епископальный по своему составу, во главе с патриархом (до 1917 г. Синод возглавлялся светским лицом — обер-прокурором). После восстановления патриаршества был реформирован в Синод (который сменил наименование на Священный), чтобы интегрировать этот орган управления в соборную систему Церкви. На заседаниях Священного Синода решается широкий круг вопросов, относящихся к внутренней жизни Церкви (иерархически-пастырские, литургические, канонические и др.).

http://bogoslov.ru/article/6192644

В кон. 1608 - нач. 1609 г. начались карательные походы тушинцев против восставших. Однако прочно утвердить свою власть на этих землях Л. не удалось. В первые месяцы 1609 г. здесь постоянно вспыхивали мятежи. Одним из главных центров сопротивления весной 1609 г. стал Ярославль; важным узлом обороны был Спасский мон-рь: тушинцы, разорившие ярославский посад, так и не смогли захватить обитель. Значительными особенностями отличалось положение во Пскове. Здесь не было наемного войска Л., и следов., не действовали те факторы, которые побуждали население центра России выступать против самозванца. Власть в городе находилась в руках посадской общины, к-рая упорно держалась Л., опираясь на местных стрельцов. Псковское духовенство, как следует из псковских повестей о событиях Смуты, постоянно добивалось возвращения Пскова под власть Василия Шуйского. Опасавшиеся репрессий дети боярские - сторонники царя Василия - находили убежище в Псково-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В лагере Л. находились и католич. духовные лица из Речи Посполитой, один из них заключил тайный брак между самозванцем и Мариной Мнишек. В ставке Л. на юге нек-рое время находился католич. миссионер - д-р богословия Викентий из Львова. Благодаря его хлопотам перешел в католичество гетман кн. Ружинский. В нач. 1609 г. была предпринята попытка установить контакты между тушинским лагерем и Римом. Марина Мнишек отправила письмо папе с просьбой о благословении, одновременно она попыталась установить связь с папским нунцием в Польше. Тогда же к папе обратился и Ружинский с сообщением о своем переходе в католичество и с просьбой о благословении. Сам Л. к папе не обращался. Ответа на письма не последовало. К этому времени Римская курия уже поддерживала планы подчинения России власти польск. кор. Сигизмунда III. Положение тушинского лагеря ухудшилось весной 1609 г., когда из Новгорода против тушинцев выступила армия во главе с родственником царя М. В. Скопиным-Шуйским, в составе армии было союзное швед.

http://pravenc.ru/text/2463627.html

В конце 1435 — начале 1436 г. в Константинополь на поставление в митрополиты снова отправился Иона. Его сопровождал великокняжеский боярин Полуект Море. Но и на этот раз Ионе не повезло. До его приезда туда, очевидно в середине 1436 г., митрополитом в Москву патриархия утвердила грека Исидора, видного церковного деятеля, широко образованного человека, проявлявшего несомненный интерес к античной литературе. Будучи по образованию и убеждениям гуманистом, Исидор любил стихи Гомера, трагедии Софокла и речи Цицерона. 2 апреля 1437 г. Исидор прибыл в Москву. Назначение Исидора имело особое значение. Положение Византийской империи в это время было плачевным. Власть императора распространялась только на Константинополь с небольшой округой. Стремясь добиться от европейских держав помощи в борьбе с турками, византийские императоры вступили в переговоры с римским папой о соединении церквей (унии), чтобы положить конец церковно-политическому разъединению Востока и Запада и такой ценой спасти остатки мировой державы. В сближении с Западом заинтересована была и часть византийской интеллигенции, затронутая гуманистическими веяниями. Их противники, составлявшие православную партию, опирались на византийское монашество. Но им сочувствовало и большинство населения Империи, ненавидевшее латинян. Трудное время переживала тогда и римская курия. Надеясь положить предел властолюбивым тенденциям папской власти, высшие церковные иерархи собирали соборы (именовавшие себя вселенскими), на которых провозглашали реформы, имевшие целью ограничить папский произвол. Так, в 1431—1449 гг. заседал Базельский собор, находившийся в конфронтации с папой Евгением IV (1431—1448 гг.). В такой обстановке Евгений IV охотно откликнулся на предложение византийского императора Иоанна о соединении церквей, рассчитывая, что осуществление церковной унии укрепит папский престиж. Назначение Исидора в Москву имело своей основной целью обеспечить принятие предполагавшейся унии влиятельной в православном мире русской церковью. В то время между Константинополем и Москвой сохранялись дружественные отношения. Еще в 1411 г. княжна Анна (дочь Василия I) была выдана замуж за греческою царевича Иоанна Мануиловича (будущего императора).

http://sedmitza.ru/lib/text/438784/

В правящих кругах Речи Посполитой под влиянием выступлений противников унии наметились колебания. Нек-рые политики, опасаясь серьезных внутригос. конфликтов, советовали королю согласиться на требование православных о созыве Собора, но король поспешил, напротив, ускорить события, опасаясь, что в случае низложения епископов условия для заключения унии станут еще более неблагоприятными. Представители западнорус. епископата Луцкий еп. Кирилл (Терлецкий) и Владимиро-Волынский еп. Ипатий (Потей) находились в Риме в нояб. 1595 - марте 1596 г. Папа Климент VIII и его окружение в полной мере воспользовались затруднительным положением западнорус. архиереев. Представленные ими «статьи» официально не обсуждались, об их утверждении папой и принятии им на себя к.-л. обязательств по отношению к духовенству Киевской митрополии не было и речи. Киевская митрополия не рассматривалась в Риме как равноправная участница диалога, с к-рой можно обсуждать к.-л. вопросы и заключать соглашения. К епископам Киевской митрополии и их пастве отнеслись как к «схизматикам», ходатайствующим о их принятии в лоно Римской Церкви. Акт «подчинения» Киевской митрополии Риму имел место 23 дек. 1595 г., когда западнорус. епископы зачитали перед папой исповедание веры «по форме, предписанной для греков, возвращающихся к единству с Римской Церковью». Сохранение духовенством Киевской митрополии к.-л. особенностей правосл. вероучения исключалось. В тот же день папа издал апостольскую конституцию «Magnus Dominus», к-рой удовлетворил просьбу западнорус. епископов о сохранении в Киевской митрополии своих обрядов и церемоний, но «если только эти обряды не противоречат истине и учению католической веры и не препятствуют общению с Римской Церковью». 23 февр. 1596 г. Климент VIII дал разрешение ставить епископов и митрополита на месте, но каждый новый митрополит должен был обращаться в Рим за утверждением в сане (булла «Decet Romanum pontificem»). Т. о., добиться к.-л. закрепленной в правовых документах особой автономии для своей Церкви епископам не удалось. Принятые в Риме решения положили начало неуклонному процессу ограничения автономии униатской Церкви и сближению ее внутренней жизни с порядками в др. частях католич. мира. Вместе с тем Римская курия не предприняла усилий для того, чтобы побудить польск. Церковь согласиться на уравнение в правах католич. и униатского духовенства.

http://pravenc.ru/text/153419.html

Заметно пошатнулись с приходом Бенедикта XVI и позиции прелатов-поляков, занимавших при Иоанне Павле II практически все ключевые посты и игравших важную роль в политике Ватикана на постсоветском пространстве. В июне 2006 года папа назначил архиепископа Генуи итальянского кардинала Тарчизио Бертоне новым государственным секретарем Ватикана. Кардинал Бертоне был давно близок к нынешнему понтифику, и его назначение расценивалось экспертами, как начало расстановки Бенедиктом XVI " своих людей " в Римской курии. Незадолго до официального вступления в должность, Бертоне заявил, что намерен реформировать курию, сделав ее менее громоздкой. Римская курия, как заявил кардинал, чрезвычайно разбухла за последние двадцать лет, с последней реформы, проведенной Иоанном Павлом II. Чуть позже в должность второго личного секретаря Бенедикта XVI вступил мальтиец Альфред Шуэреб, который сменил на этом посту близкого помощника Кароля Войтылы, поляка Мечислава Мокжицкого. Мокжицкий в 1996-2005 годах был вторым личным секретарем своего соотечественника Иоанна Павла II, а последние два года исполнял те же обязанности при Бенедикте XVI. Бывший секретарь Кароля Войтылы поляк Мокжицкий в июле сего года был назначен архиепископом-коадъютором Львовской епархии латинского обряда на Украине . Первым личным секретарем папы Войтылы был другой польский священник - Станислав Дзивиш, ныне кардинал-архиепископ Краковский. Вскоре после кончины Иоанна Павла II место первого папского секретаря занял немецкий прелат Георг Генсвайн. В апреле 2007 года Бенедикт XVI назначил госсекретаря Ватикана кардинала Бертоне еще и камерленго Католической церкви. В период вакантного папского престола камерленго является одновременно временно исполняющим обязанности местоблюстителя Святого престола и суверенного главы города-государства Ватикан, который организует выборы нового папы. Таким образом, посты государственного секретаря Ватикана и камерленго находятся теперь в одних руках, чего не случалось в Католической церкви уже много лет. Это назначение, само собой, еще больше усилило позиции кардинала Бертоне, который и без того, по должности, являлся в Ватикане вторым лицом после папы Римского. Наряду с деканом Коллегии кардиналов (который председательствует во время конклава) это в настоящее время один из самых влиятельных кардиналов Католической церкви.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Мефодия. Опасения были тем более основательны, что Нинские епископы стали вмешиваться в церковные дела и вне своей епархии. Но пока Римская курия благоволила к хорватской народной церкви, местное латино-итальянское духовенство не могло действовать решительно против этой церкви. В первой четверти Х-го века обстоятельства переменились: власть папы над Сплетской митрополией была восстановлена, и Рим возвратился к своей обычной политике в отношении к народным церквам – нетерпимости. Этим воспользовался латино-итальянский клир в Хорватии и убедил папу Иоанна Х высказаться против богослужения на славянском языке. В послании 924 г., обращённом к Томиславу, королю хорватскому, Михаилу, бану Захлумья, митрополиту Сплетскому Иоанну, всем епископам, жупанам, клиру и ко всему хорватскому народу, папа Иоанн X убеждает и требует, чтобы дети хорватские обучались латинскому языку, и удивляется, как хорваты, будучи добрыми сынами Римской церкви, могут «приносить жертву Богу на варварском славянском языке» 11 . В другом послании, написанном около того же времени, но только к одному Сплетскому митрополиту и далматинским епископам, папа ещё решительнее восстаёт против славянского языка в церковном употреблении: требует, чтобы богослужение совершалось только на латинском языке и говорит, что учение Мефодия неправильно, так как нет его в святых книгах, а сам учитель вовсе не числится в лике святых учителей Церкви. Такое отношение папы к хорватской народной церкви придало врагам славянского богослужения смелость действовать быстро и решительно. В 925 г. в г. Сплете состоялся великий церковный собор, на котором, кроме двух папских легатов, присутствовали все высшие представители духовной и светской власти в Хорватии, во главе с королём Томиславом и великим баном Захлумья Махаилом. На этом соборе латиняне добились того, чтобы в Сплетской митрополии ни один епископ впредь не имел права: во 1-х) ставить на священнические места и вообще повышать в церковных должностях тех, кто умеет говорить только по-славянски (такие лица, по постановлению собора, могли быть только монахами и низшими клириками) и во 2-х) дозволять в своей епархии литургию на славянском языке; это можно было делать только за неимением латинского священника, да и то с разрешения самого папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

Миновали Вязьму, прибыли в Смоленск. Здесь пробыли мы целые сутки, которыми я воспользовался, чтобы осмотреть город с его святынями и памятником, с его твердынями, которые громил Наполеон своими полчищами. Перед городом Красным меня остановил опять памятник, воздвигнутый на том самом месте, где происходил ожесточенный бой с бегущим уже неприятелем и где одна батарея несколько раз переходила из рук в руки. Когда я с несколькими офицерами рассматривал памятник, то вышел к нам из дома, построенного близ памятника, один ветеран, украшенный знаками отличия и живущий здесь в качестве смотрителя за памятником. Разговаривая, мы узнали от него, что он артиллерийский унтер-офицер и был на этой самой батарее в тот страшный бой под Красным, когда она несколько раз переходила из рук в руки, и что он поставлен сюда в качестве смотрителя за памятником покойным великим князем Михаилом Павловичем. Как интересно было слушать рассказ о всех подробностях этого сражения от живого героя. Поблагодарив за его любезное повествование, мы простились с ним, а он остался доживать свой век здесь – на том месте, где во время оно, вероятно, он и не думал остаться в живых. Проехав Красный, мы вступили в Белоруссию. Следуя далее, в глубину Западного края, довелось испытать как православному сильную душевную скорбь при виде униженного Православия в этих местах. Православный храм здесь в селениях едва виднеется и выглядывает как-то робко своей бедностью, а рядом с ним высится великолепный костел со всем своим богатством. Как грустно смотреть на такую постановку дела православному сыну России, в которой господствующая Церковь есть Православная. Но главное зло здесь – ксендзы. Эти ксендзы все те же средневековые монахи, если не с факелом в руке, так с грозным словом о пекле (аде) для своих пасомых. Ксендзы всюду и перед всеми унижают Православие и своим хитрым иезуитским умом, вкрадываясь в простые души, незаметно проводят свои заветные идеи. Да, Римская курия не перестает пропагандировать! Мысль о всеместном господстве над Церковью не перестает занимать умы владык Ватикана!

http://pravoslavie.ru/31770.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010