Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ I патриарх Антиохийский (до 1258 - кон. 1277). Патриаршество Е. пришлось на последние десятилетия правления крестоносцев в Сирии, когда положение правосл. патриархов Антиохии было исключительно сложным. Римская курия настаивала на подчинении их власти папы. Пользуясь покровительством крестоносцев (см. ст. Антиохийское княжество ), лат. Антиохийские патриархи старались не допускать присутствия в Антиохии правосл. иерархии. Изредка правосл. патриархам удавалось закрепиться в Антиохии, играя на противоречиях между лат. патриархами, антиохийскими князьями и царем Киликийской Армении . Е. в отличие от своего предшественника Давида выступал против унии с Римом, за что был отлучен лат. патриархом Опиццо Фиески и изгнан из города. В 1258 г. в Сирию вторглось войско монголов во главе с ханом Хулагу, к-рый рассматривал мусульман как своих главных противников и терпимо относился к христианам Ближ. Востока. Осенью 1259 г. царь Киликийской Армении Гетум и кн. Боэмунд VI Антиохийский изъявили покорность Хулагу и присоединили свои отряды к его армии. Хулагу передал им ряд крепостей, ранее захваченных мусульманами, и потребовал взамен вернуть в Антиохию правосл. патриарха. Возможно, это требование было связано с союзными отношениями монголов с Никейской империей . В 1260 г. Е. прибыл в Антиохию, а лат. патриарх Опиццо Фиески был вынужден покинуть город. В ответ на это решение Римский папа Александр IV в 1263 г. отлучил от Церкви кн. Боэмунда Антиохийского. Осенью 1260 г. монголы были вытеснены из Палестины и Юж. Сирии егип. мамлюками, однако Антиохия и Киликийская Армения остались в сфере влияния Хулагу. Тем не менее в 1263 г. Гетум и Боэмунд, стремясь получить прощение папы, снова выслали Е. из Антиохии. Лат. патриарх вернулся в город, а Е. нашел убежище в К-поле, при дворе визант. имп. Михаила VIII Палеолога . В июле 1264 г. на курултае у хана Хулагу в Тебризе Боэмунд и Гетум были призваны к ответу за изгнание правосл. патриарха. По-видимому, они сумели оправдаться, т. к. Е. не был возвращен в Антиохию. Но хан продолжал демонстрировать патриарху свое благоволение. По его приглашению Е. отправился на Восток в свите Марии, дочери имп. Михаила VIII, отданной в жены Хулагу, о чем сохранилось сообщение у сиро-яковитского хрониста еп. Григория Бар Эвройо (XIII в.). Однако посольство прибыло в Тебриз уже после смерти хана (февр. 1265). Мария была выдана замуж за хана Абагу, сына Хулагу, и стала главной покровительницей христиан в землях Хулагуидов, как ранее жена Хулагу, христианка Догуз-хатун.

http://pravenc.ru/text/187727.html

Мониторинг СМИ Папа Франциск призвал сотрудников Римской курии сделать испытание совести 23.12.2014 14:59 Римская курия является телом, которое состоит из различных ведомств, трибуналов и комиссий. Они имеют различные задачи, но призваны к общему служению. Как и всякой плоти, ей присущи болезни и недомогания, которые следует исцелять. На это обратил внимание Папа Франциск во время предрождественской встречи с Римской Курией, состоявшейся в понедельник, 22 декабря, в Апостольском дворце в Ватикане. Передав своим ближайшим сотрудникам и их помощникам, а также тем, кто работает в папских представительствах по всему миру, рождественские поздравления, упомянув также тех, которые закончили свое служение в силу возраста, перевода в другие места или отойдя в жизнь вечную, Святейший Отец от имени присутствующих выразил благодарность Господу за прошедший год, за все благодеяния, которые Он совершил через служение Апостольской Столицы, прося прощения также за допущенные ошибки. «В контексте этой просьбы о прощении, хочу, чтобы сегодняшняя наша встреча, — добавил он, — и мысли, которыми я поделюсь с вами, стали для всех нас побуждением и помощью для настоящего испытания совести, чтобы приготовить наши сердца к Рождеству». Преемник святого Петра предложил взглянуть на деятельность Курии в контексте Церкви, как мистического Тела Христова. Римская курия также является «телом», которое пытается быть живым, здоровым, гармоничным, более соединенным в себе и со Христом. А каждое тело требует пищи и лечения. «На самом деле, Курия, как и Церковь, не может жить без животворных, личных, аутентичных и прочных взаимоотношений со Христом. Сотрудник Курии, который не питается ежедневно этой пищей, превращается в бюрократа», — отметил Папа, сравнив такого с сухой веткой, которую отсекают и выбрасывают. Кроме того, «живые отношения с Богом питают и скрепляют общность с другими». «Курия, — продолжал Святейший Отец, — призвана становиться лучше, всегда улучшаться и расти в общности, святости и мудрости, чтобы полностью осуществлять свою миссию. Она, также как и любое тело, как каждое человеческое тело, подвержена болезням и немощам. И сегодня хочу назвать некоторые из этих возможных «недугов» Курии. По словам Папы, речь идет о «привычных» вещах, которые, однако, ослабляют служение Господу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Документы Декларация Fiducia supplicans о пастырском значении благословений Дикастерия вероучения 24.12.2023 14:38 Предисловие В данной Декларации рассматриваются различные вопросы, которые поступали в Дикастерию как в прошлые годы, так и в последнее время. Для ее составления, как и положено, были проведены консультации с экспертами, надлежащий процесс разработки и обсуждение проекта на конгрессе Доктринальной секции Дикастерии. Во время работы документ обсуждался со Святейшим Отцом. В итоге Декларация была представлена Святейшему Отцу, который утвердил ее своей подписью. В ходе изучения темы этого документа стал известен ответ Святейшего Отца на dubia некоторых кардиналов, который дал важные разъяснения для предлагаемых здесь размышлений и представляет собой решающий элемент для работы Дикастерии. Поскольку «Римская курия – это, прежде всего, инструмент служения преемнику Петра» (апостольская конституция Praedicate Evangelium, II, 1), наша работа должна способствовать, наряду с пониманием непреходящей доктрины Церкви, восприятию учения Святейшего Отца. Как и в вышеупомянутом ответе Святейшего Отца на dubia двух кардиналов, настоящая Декларация твердо стоит на традиционном учении Церкви о браке, не допуская никаких литургических обрядов или благословений, похожих на литургические обряды, которые могли бы вызвать путаницу. Однако ценность этого документа заключается в том, что он предлагает особый и новаторский вклад в пастырское значение благословений, который позволяет расширить и обогатить их классическое понимание с литургической точки зрения. Это богословское размышление, основанное на пастырском видении Папы Франциска, подразумевает реальное развитие по отношению к тому, что было сказано о благословениях в Учительстве и официальных текстах Церкви. Это объясняет, почему текст имеет форму «Декларации». Именно в этом контексте можно понять возможность благословлять пары, находящиеся в неурегулированной ситуации, и однополые пары, не подтверждая официально их статус и не изменяя каким-либо образом многолетнее учение Церкви о браке.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Календарь Материалы 11 ноября 2013 г. [Документы истории] Митрополит Питирим (Нечаев) Я вступил в международную работу, можно сказать, с самого начала, «в домашних условиях» — с 1945 г., поскольку был около Патриарха. Став в 1952 г. преподавателем, я одновременно сделался и членом Международных комиссий. Мой первый выезд за рубеж был в 1956 г., и на моих глазах произошла страшная деградация и советского-постсоветского, и западного общества. [Встреча с Православием/Проповеди] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Если человеческая личность переживает кризис, то в кризис погружается эпоха. [Встреча с Православием/Подвижники благочестия] Петр Давыдов, Протоиерей Алексий Сорокин, Священник Александр Лебедев Не каждый новичок усаживается в игуменское кресло, столь смиренно и снисходительно взирая на особенности монастырского чтения. Так мы и познакомились с игуменией Ольгой. [Встреча с Православием/Подвижники благочестия] Николай Матрусов Вдруг матушка Макария громко сказала: «Мне так жаль, что с Россией расстанемся!» И владыка сразу же спросил: «Матушка, неужели Россия не возродится?» Она на это ответила: «Уже поздно! Россия на соль переводится!» [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Священник Сергий Бегиян Как отремонтировать храм? Где взять деньги на зарплату рабочим? Сатана искусно ставит священника в такие ситуации, чтобы он реализовался не как молитвенник, а как строитель или подрядчик, не как духовник, а как предприниматель и фермер!.. [Интернет-журнал/Семья] Мы должны воспитывать свою паству, заниматься катехизацией, объяснять, что брак принципиально нерасторжим, и исключительно трагические обстоятельства приводят в иных случаях к разводу, который с церковной точки зрения становится необходимым. Петр Акопов «Последнее, что еще оставалось в католической доктрине, это этика. Существовало жесткое понятие греха, которое не давало возможности признать современную толерантную систему ценностей. Сейчас сделаны революционные шаги для размывания этого», – так специалист по политике Ватикана Ольга Четверикова охарактеризовала газете ВЗГЛЯД опрос об отношении к проблемам семьи, который римская курия проводит среди епископов и паствы.

http://pravoslavie.ru/archive/131111.htm

Католическая церковь пока еще не признает однополые браки.Фото: EPA/ИТАР-ТАСС «Последнее, что еще оставалось в католической доктрине, это этика. Существовало жесткое понятие греха, которое не давало возможности признать современную толерантную систему ценностей. Сейчас сделаны революционные шаги для размывания этого», – так специалист по политике Ватикана Ольга Четверикова охарактеризовала газете ВЗГЛЯД опрос об отношении к проблемам семьи, который римская курия проводит среди епископов и паствы. После избрания этой весной кардинала Бергольо новым главой Римской католической церкви большинство наблюдателей ожидали перемен в управлении римской курией. Пока реформы папы Франциска еще разрабатываются, но, как выяснилось на днях, кроме управленческих реформ, Ватикан начал подготовку и еще более фундаментальных изменений. Во вторник представители понтифика подтвердили, что по всем епархиям разослан опросник из 39 пунктов, призванный выяснить отношение католиков всего мира к самым важным семейным проблемам. Именно за нежелание уступать требованиям толерантного общества и изменять позицию Римской церкви по этим вопросам Ватикан больше всего и критикуют на Западе. И хотя сейчас в курии говорят о том, что опрос проводится накануне намеченного на октябрь 2014 года внеочередного синода Римской церкви, посвященного теме семьи, и что у церкви «нет желания заново начинать дискуссию о католической доктрине» и она постарается найти решение сложных ситуаций в рамках существующей доктрины, сам перечень вопросов показывает, что речь может идти о принципиальных изменениях, никак не вписывающихся в католическое мировоззрение. Епископы и миряне должны будут высказаться о своем отношении к разводам и абортам, к однополым бракам и к возможности усыновления такими парами детей, к «месту традиционного брака как союза между мужчиной и женщиной в современном обществе», о том, какие методы контроля за рождаемостью наиболее эффективны. Из того, что требует толерантная общественность, в опросе нет разве что эвтаназии и рукоположения женщин, но, возможно, это объясняется тем, что он посвящен теме семьи (как ее понимает современное западное общество). О том, зачем этот опрос и какую реформу готовит папа Франциск, газета ВЗГЛЯД поговорила со специалистом по политике Ватикана, доцентом кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО, кандидатом исторических наук Ольгой Четвериковой, автором книги «Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства» .

http://pravoslavie.ru/65650.html

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Бенедикт III Папа Лев IV скончался 17 июля 855 года. Вопреки популярной легенде, его сменила не вымышленная Иоанна-Агнесса, а Бенедикт III, ранее занимавший должность настоятеля римской церкви святого Каллиста. Между его избранием и интронизацией в Риме произошли бурные события, связанные с попытками низложенного Львом IV кардинала Анастасия при поддержке своих сторонников из духовенства и римской знати захватить папский престол. В заговор вступили легаты, направленные к императору Людовику II, чтобы получить от него утверждение результатов конклава. Принятые Людовиком, посланцы из Рима попытались дискредитировать в его глазах Бенедикта и предлагали поставить папой Анастасия, который, по их словам, наказан был Львом за то, что отстаивал интересы империи и права императора на осуществление верховной власти в Риме. Чтоб разобраться в сложившейся драматической ситуации на месте, император направил в Рим своих посланников, которые именем императора приказали духовенству, знати и народу собраться у базилики святого Левкия, чтобы выслушать указ императора, которым, как полагали в Риме, папой утверждался Анастасий. Тем временем его сторонники захватили Латеранский дворец, и там Анастасий воссел на папский престол. Избранный папа Бенедикт в это время восседал на папской кафедре в расположенном рядом Латеранском соборе. Его вооруженные противники ворвались в кафедральный храм, стащили Бенедикта с престола, сорвали с него папское облачение, подвергли его всяческим поношениям и взяли под стражу. На следующий день римское духовенство и народ собрались в Латеране, несмотря на попытки со стороны посланцев императора предотвратить это собрание, и там заново единодушно высказались за поставление на папский престол Бенедикта. Посланцы императора вынуждены были согласиться с волеизъявлением римского клира и народа. Домогательства Анастасия, вошедшего в историю Западной церкви со званием антипапы, были окончательно отвергнуты, и 29 сентября 855 года в базилике апостола Петра состоялась хиротония и интронизация Бенедикта.

http://pravoslavie.ru/146322.html

Японский кардинал призывает отказаться от «европоцентризма» 15 апреля 2007 г. 17:05 По мнению японского кардинала Стивена Фумио Хамао, Римская Курия и Коллегия кардиналов — «слишком европейские», и Папе Бенедикту XVI следует назначить на высокие церковные должности больше представителей Азии и Африки. Это заявление 77-летний кардинал Хамао, в прошлом возглавлявший Папский совет по делам переселенцев и путешественников, сделал в интервью агентству UCANews. Японский прелат ушел с поста главы Совета в прошлом году, однако еще некоторое время будет исполнять обязанности члена трех ватиканских дикастериев. По словам кардинала Хамао, во время его встречи с Папой в прошлом году он призвал Понтифика сделать состав Курии и Священной Коллегии более разнообразным в этническом плане, на что Бенедикт XVI ответил, что «думает об этом». Меньше чем через месяц индийский кардинал Иван Диас был назначен главой Конгрегации по евангелизации народов. Являясь членом этой Конгрегации, кардинал Хамао посещает ежемесячные заседания, на которых выносятся рекомендации Папе по поводу кандидатур будущих епископов в странах, где ведется миссионерская работа. Японского прелата удивляет, что из 25 кардиналов и епископов, участвующих в этих встречах, 21 представляют Европу и Америку, тогда как от стран Африки и Азии — всего по два участника, включая его самого. Между тем, западный менталитет сильно отличается от азиатского или африканского мировоззрения. Поэтому кардинал Хамао хочет просить о новой встрече с Понтификом, чтобы убедить его назначить в Курию побольше представителей Африки и Азии — не только кардиналов, но также епископов и простых священников. Кардинал Хамао выразил надежду, что Папа прислушается к его мнению и во время ближайшей консистории (есть информация, что она состоится в июне) возведет в кардинальское достоинство побольше выходцев из Азии и Африки. В частности, японский прелат хотел бы видеть среди новых членов Священной коллегии представителя Пакистана, а также стран, в которых своих кардиналов еще никогда не было — Бангладеш, Малайзии и Мьянмы. В настоящее время в Коллегии — 108 кардиналов, обладающих правом голоса на конклаве. Из них 53 кардинала представляют Европу.

http://patriarchia.ru/db/text/229248.htm...

Новости Продолжается полемика вокруг возвращения в лоно Церкви четырех епископов-лефевристов 08.03.2009 22:56 Штутгарт/Кур, 8 марта, Apic/Благовест-инфо. Продолжается полемика вокруг снятия отлучения с четырех последователей епископа Лефевра, совершенного Бенедиктом XVI в январе этого года. Глава одного германского отделения Братства св. Пия X священник Франц Шмидтбергер упрекнул членов Германской епископской конференции в том, что они избегают диалога с лефевристами, отказываясь следовать примеру Рима. По словам Шмидтбергера, немецкие епископы «не руководствуются духом братолюбия». От лица Братства св. Пия X Шмидтбергер призвал епископскую конференцию отказаться от «клеветнических обвинений» лефевристов в антисемитизме. По его словам, Братство «явно и недвусмысленно дистанцируется от оскорбительных высказываний» епископа Ричарда Уильямсона (в которых тот отрицает Холокост). Кроме того, Шмидтбергер считает, что признание последователями Лефевра всей полноты решений II Ватиканского собора могло бы стать «итогом диалога». Епископская конференция же, по его словам, выдвинула такое признание как предварительное условие диалога. При этом Шмидбергер обвиняет немецких епископов в «табуировании» некоторых спорных вопросов, связанных с Собором. Кроме того, глава немецких лефевристов утверждает, что некоторые епископы отвергают путь «очищения и примирения», предложенный Бенедиктом XVI. По мнению Братства св. Пия X, «полное единство» с Католической Церковью означает единство с Римом, а не с епископскими конференциями. В то время как лефевристы выступают против немецких епископов, свое отношение к снятию отлучения высказали епископы швейцарские, сообщает swissinfo . В швейцарском городе Кур прошла двухдневная ассамблея Конференции католических епископов Швейцарии, посвященная отношениям с Братством св. Пия X. На встрече присутствовал папский нунций в Швейцарии архиепископ Франческо Каналини. В официальном заявлении по итогам ассамблеи утверждается, что «решение о снятии отлучения с четырех епископов явно было подготовлено недостаточно тщательно, при этом Римская Курия плохо информировала епископов, верующих и все общество». Вместе с тем, епископы полагают, что, возвратив четырех епископов в лоно Католической Церкви, Папа «протянул руку примирения».   Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Выступая независимой политической силой, с упорядоченным аппаратом централизованной власти в виде Римской курии, Римская Церковь брала под свою юридическую защиту всякого, кто следовал ее призыву и участвовал в ее особых инициативах, кто отправлялся в Рим как паломник или в Иерусалим как участник крестового похода. Кроме этого, особенно громко зазвучал в ту эпоху и призыв пополнить ряды безбрачного священства, а позднее – и монашеских орденов. Духовенство, рыцари крестовых походов, паломники – все они выходили из «мира», точнее, из владений своих господ, из круга семьи. С правовой точки зрения, они освобождались от обязанностей феодальной и клановой зависимости. «Не только слуги маноров стали христианскими рыцарями, но небесное право начинает распоряжаться браками и духовенством христианского мира, так что солдаты новой армии духа оставляют жен и детей и посвящают себя безбрачию» . Церковь в средневековой Европе дает духовное оправдание социальным переменам, прежде всего утверждению правового статуса духовенства, но также и дворянства. Именно христианская Церковь внесла существенный вклад в превращение «вооруженного слуги» крупного землевладельца в лично свободного вассала и христианского рыцаря, исполненного достоинства. Одновременно с этим Церковь не остается вне процессов формирования права, потому что сама, в лице папы и Римской курии, объявляет себя судом для всего западного мира. В этот суд может обратиться любой христианин, независимо от того, к какой местной общине он принадлежит. До Григорианской революции такими властными полномочиями обладал только суд главы Священной Римской империи. Обращение к императору давало надежду на справедливость и избавление от невежества и злой воли местных властей всякому жителю огромной империи. Слабым звеном императорского правосудия было отсутствие постоянной организации. Империя была децентрализованным сложно-иерархически образованием. Дворец, правительство и суд императора перемещался вместе с его армией. Ввиду того, что империя имела феодально-теократический характер, папа и епископы входили в систему имперской власти. Как субъекты политической власти феодальной Европы они были частью императорского двора. Когда в XI в., в процессе реформы и борьбы появляется независимый папский двор – Курия – ее политическое значение уже не будет идентично той церковной администрации, которая существовала со времен, когда император Константин в IV в. подарил римскому епископу Латеранский дворец. Курия второго тысячелетия станет наследницей традиции не только Города, но и Империи, иными словами, она будет обращена и к Urbs’y, и к Orbis’y.

http://bogoslov.ru/article/5583944

Империя сторонилась политики захватнических войн, грабительских рейдов по соседним странам и прибегала к насилию преимущественно к еретикам, раскольникам, заговорщикам - лицам, откровенно игнорирующим догматы христианской ортодоксии или принципы государственного устройства. Вместо колониальной политики, которую активно проводила в свое время Римская империя, Византия активно занималась миссионерской деятельностью, вызволяя варварские народы из мрака примитивного шаманизма. На протяжении тысячи лет ромеи ревностно исполняли миссию народа-богоносца; аристократии в этом многотрудном деле принадлежит решающая роль. Однако необходимо помнить и о том, что христианство зародилось среди социальных низов и на протяжении первых трех веков своего существования представляло собой религиозное движение униженных и оскорбленных людей, отрицающих власть сильных мира сего. Когда же христианская церковь стала господствующей, то неизбежно возникла новая иерархическая соподчиненность, присущая империи. И подобная соподчиненность основывалась на моральном авторитете наиболее достойных людей. Но в то же время любой бродяга мог войти в храм и любой раскаявшийся злодей мог рассчитывать на прощение своих грехов. Роль ромейской аристократии в становлении, утверждении и распространении святоотческой культуры трудно переоценить. Свет этой культуры обогрел Русскую землю и вывел ее жителей на просторы исторического бытия. Что касается западноевропейской аристократии, то она сформировалась лишь в XIV веке, когда величие Византии клонилось к закату. Завязь аристократизма возникла в северо-итальянских городах, но подлинным очагом западноевропейской культуры выступила Римская курия. Ренессанс на Апеннинах возник из противостояния молодой латинской церкви традициям Вселенского православия. Если в начале II тысячелетия это противостояние выражалось в том, что католические священники принимали обет безбрачия и демонстрировали свою внеполовую сущность, сбривая бороды, то впоследствии понтифики решительно обратились к идеалам забытого эллинизма. Иконописи было противопоставлено искусство живописи и ваяния, богословию - философия. Состояние неотмирности сменилось восхищением природой и совершенством человеческого тела. Были «реабилитированы» естественные науки, герои и поэты античности. Это позволило италийцам ощутить себя наследниками более древней культуры, нежели святоотческая, которая сложилась в Византии в средние века. В ХУ в. Ватикан утвердился на самой вершине христианского мира.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/07/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010