По мнению большинства исследователей, основой для краткого Мученичества К. послужило предание о христ. проповедниках, убитых в Вюрцбурге по указанию франк. дукса (наместника) Гоцберта (Гозберта). К ранней устной традиции могли восходить имена проповедников и данные об их ирл. происхождении (этими сведениями ограничивается краткая заметка о К. в Мартирологе Рабана Мавра (40-е гг. IX в.) - St. Gallen Stiftsbibliothek. 457. P. 88-89). Агиограф также мог использовать предания о хранившихся в Вюрцбурге реликвиях (рукопись Евангелия и др.), к-рые связывались с памятью о мучениках ( Sch ä ferdiek. 1994). В кратком Мученичестве заметно влияние франк. агиографии и церковно-политических реалий VIII в. К. представлен как апостол вост. франков (в пространном Мученичестве - «тевтонской Франкии»), 1-м проповедовавший христианство во франк. Тюрингии, предшественник св. Бонифация (Винфрида). Сведения о путешествии К. в Рим скорее всего вымышлены с целью уподобить его деятельность миссии св. Бонифация, к-рая велась при поддержке Папского престола. Дукс и население Вюрцбурга представлены в Мученичестве язычниками, что вряд ли справедливо для Тюрингии эпохи поздних Меровингов, несмотря на отсутствие в этом регионе сложившейся церковной организации. Дукс Гоцберт показан в Мученичестве слабым правителем, косвенно виноватым в гибели К., за что его род (династию Хеденов) постигла Божия кара. Мотив убийства епископа-проповедника по воле злой женщины, восходящий к евангельскому повествованию о гибели св. Иоанна Крестителя, содержится также в Житии св. Корбиниана, составленном Арбеоном Фрайзингским († 783) (св. Корбиниан заставил баварского дукса Гримоальда развестись со вдовой брата Бильтрудой, которая затем попыталась организовать убийство епископа). Житие св. Корбиниана послужило основным лит. образцом для краткого Мученичества К. (напр.: Sch ä ferdiek. 1994. S. 333-334, 339; Wood. 2001. P. 161, 167), среди др. образцов исследователи называли Житие св. Бонифация, написанное Виллибальдом (ок. 760) (BHL, N 1400), и раннее Житие св. Аманда (BHL, N 332).

http://pravenc.ru/text/1684608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИЗИБОД [Дисибод(т); лат. Disibodus] (VII в.?), св. (пам. зап. 8 июля), отшельник, жил на горе, впосл. названной его именем (Mons Disibodi, совр. Дизибоденберг), у слияния рек Наэ и Глан (совр. земля Рейнланд-Пфальц, Германия). Первое упоминание о Д. содержится в Месяцеслове Рабана Мавра (сер. IX в.) под 8 сент.: «В области Могунтинской Церкви - память святого исповедника Дисибота» ( Rabanus Maurus. Martyrologium//PL. 110. Col. 1167). Мон-рь на месте подвигов Д. упоминается в X в.: Гаттон II, архиеп. Майнцский († 970), разорил монастырь и изгнал монахов. Архиеп. Виллигиз (975-1011) восстановил церковь и поселил при ней каноников регулярных . Как сообщает Иоганн Тритемий в «Славной хронике монастыря Хирзау» (1495-1503), в 1108 г. архиеп. Рутгард приказал восстановить «очень древний монастырь, который святой Дизибод, епископ из Ирландии и странник Христа ради… построил во времена святого папы Григория I» (ActaSS. Iul. T. 2. P. 582). Строительством мон-ря заведовал Бурхард, настоятель аббатства св. Иакова в Майнце, к-рый переселил в новую обитель часть монахов- бенедиктинцев . Мон-рь находился на вершине горы, тогда как старая церковь стояла у ее подножия. Во время строительства были обретены и перенесены в новый храм мощи Д. (1138-1139). В 1143 г. главный престол храма был освящен «в честь Господа нашего Иисуса Христа, Преславной Его Матери, блаженного евангелиста Иоанна и блаженнейшего отца нашего, первосвященника и исповедника Дизибода» (Ibidem). Житие Д. было составлено в 1170 г. Хильдегардой Бингенской по просьбе аббата Хелингера. В 1136-1150 гг. Хильдегарда была настоятельницей небольшой общины монахинь при аббатстве Дизибоденберг. Источниками Жития стали местные предания о Д. и видения Хильдегарды. Согласно Житию, Д. родился в знатной ирл. семье. Родители отдали его на воспитание монахам. Став пресвитером, Д. усердно предавался аскезе и ученым занятиям. Когда подошло время выборов епископа, на Д. из-за его скромности и безмолвия первоначально не обратили внимания, однако на него указал Сам Бог. Против своей воли Д. был возведен на кафедру. Собрав вокруг себя аскетов, он вел праведную жизнь. Однако вскоре среди его паствы началась смута: появились еретики, безбожники и жидовствующие. Святой боролся с ними, но неудачно. На 10-м году епископского служения Д. был изгнан с кафедры и, взяв с собой монахов Гиллилальда, Климента и Салюста, покинул Ирландию.

http://pravenc.ru/text/172012.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВХАРИЙ ТРИРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евхарий (лат. Eucharius; III в.), первый епископ Трирский (Треверский) , святитель Память 8 декабря (Зап. ) Достоверные сведения о еп. Евхарии не сохранились. В средневековых списках епископов г. Треверы (ныне Трир , Германия) его преемниками названы святители Валерий , Матерн и Агреций . Вероятно, епископское служение Евхария относится к середине III века. По преданию, святитель был похоронен к югу от городских стен; кладбище было обнаружено во время археологических раскопок 1957-1967 года под аббатством св. Матфия (Санкт-Маттиас). Впоследствии над могилой свт. Евхария была сооружена часовня (cella). Согласно соч. «Деяния треверцев» (XII в.), там был похоронен также свт. Агреций . В середине V века еп. Кирилл восстановил часовню, построил поблизости монастырь и перенес туда мощи святителей Евхария и Валерия; впоследствии там был похоронен и сам епископ . Сохранилась эпитафия святителям, возможно изготовленная по повелению Кирилла. Свт. Григорий Турский в соч. «Житие отцов» сообщает о почитании в конце VI века святых - покровителей города: Евхария, Максимина и Ницетия . Монастырь Евхария в пригороде Треверов (monasterium S. Eucharii(?) in suburbio trevirensi) впервые упоминается лишь в 702 году . Над могилой святителей была сооружена базилика, разоренная норманнами (882). Память свт. Евхария впервые упоминается в Мартирологе Рабана Мавра (+ 856) . Ко второй половине X века сформировалась легенда, согласно которой Евхарий был одним из 70 апостолов , учеником ап. Петра, который рукоположил его во епископа и направил для проповеди христианства в Галлию . Спутниками Евхария были диак. Валерий и субдиак. Матерн. По дороге, в Элегии (ныне Эль, Франция), Матерн заболел и умер. Миссионеры отправились в Рим, где ап. Петр вручил им свой посох. Вернувшись в Элегию, они коснулись посохом Матерна и воскресили его, после чего обратили местных жителей в христианство и построили церковь. Затем миссионеры прибыли в Треверы и начали проповедь христианской веры, совершив ряд чудес. Евхарий стал епископом города, впоследствии он был похоронен в построенной им кладбищенской церкви св. Иоанна Богослова. После Евхария кафедру занимали святители Валерий и Матерн. Эти сведения вошли в «Деяния треверцев», где приведена датировка событий (прибытие миссионеров в Треверы - 54, смерть Евхария - 77). Во второй половине XIII века было составлено Житие святых, приписанное мон. Гольдшеру (XII в.). В нем подробно рассказывается о чудесах, совершенных Евхарием в Треверах.

http://drevo-info.ru/articles/13679284.h...

Открываемые святой Лиобой женские монастыри жили по строгому уставу, соединявшему труд (в рукописной мастерской, на кухне, в пекарне, на пивоварне, в саду), образование (все были должны учить латынь) и молитву. Игумению почитали короли и принцы,особенно Пипин Короткий , его сын преподобный Карломан и Карл Великий . Последний часто вызывал её в свою столицу Экс-ла-Шапель (ныне Аахен ) и спрашивал её совета. Его жена благоверная Хильдегарда любила Лиобу и всегда прислушивалась к её советам. Так же поступали и некоторые из епископов. Незадолго перед своей кончиной еп. Вонифатий поручил Лиобу и её сестричество попечению святителя Лулла и братии руководимого им монастыря в Фульде и завещал похоронить святую рядом с собой, дабы они, бывшие духовно близкими при жизни, могли вместе восстать из мертвых при всеобщем воскресении. Саркофаг с мощами прп. Лиобы (слева) и реликварий с её честной главой (справа). Крипта храма Св. Петра, Фульда, Германия После смерти Вонифатия в 754 году Лиоба часто посещала Фульду. Специальным определением ей вместе с двумя старшими сёстрами позволили петь в хоре. По благословению святителя Лулла, будучи в преклонном возрасте, преподобная Лиоба оставила своё служение и удалилась в женский монастырь в Шорнсхайм (Schornsheim), где усугубила свои молитвенные подвиги. Иногда, отвечая на просьбу императрицы Хильдегарды, она посещала её, но возвращалась в свою келью так быстро, как только могла. Преподобная Лиоба скончалась около 779 или 782 года в Шорнсхайме недалеко от Майнца. Была погребена в Фульде, к северу от главного алтаря, около саркофага святого Вонифатия. На её могиле были явлены многие чудеса. В 819 и 838 году её мощи были перенесены и почивали в церкви на горе Святого Петра. Имя святой Лиобы было внесено в мартиролог святого Рабана Мавра примерно в 836 году. Мощи и глава преподобной Лиобы находятся в католическом храме Св. Петра (называемом также " Келлия Св. Лиобы " ) на горе Св. Петра (Санкт-Петерсберг) в Фульде. Литература Использованные материалы

http://drevo-info.ru/articles/13678763.h...

Новый импульс развитию библейских глосс приходится на 2-ю пол. XI в., когда появляется идея создания свода глосс для полной Библии. Ключевая роль в начале этого процесса, по мнению комментаторов XIII в., принадлежала Ансельму Ланскому (ок. 1100), к-рый составил глоссы к Псалтири, Евангелию от Иоанна, Павловым посланиям и, вероятно, на Песнь Песней. Его брат Радульф ( 1131 или 1133) составил глоссы к Евангелию от Матфея; кто-то из них или оба вместе - к Евангелию от Луки. Глоссы к Евангелию от Марка более позднего происхождения. Среди учеников Ансельма в качестве глоссатора прославился магистр Гильберт Универсал (ок. 1110-1120 диакон в Осере, а в 1128-1134 епископ Лондона), к-рому принадлежат глоссы на Пятикнижие, книги Пророков и Плач Иеремии, а также на книги от Иисуса Навина до 2-й Царств. Его имени приписываются также глоссы на 12 малых пророков. В Лане появились глоссы к Соборным посланиям и на Апокалипсис. К нач. XIII в. глоссы, составленные в школе Лана и пользовавшиеся большим авторитетом, тем не менее подверглись переработке. В XII в. в Сен-Викторском аббатстве в Париже возникает центр создания библейских глосс. В Париже впосл. преподавал один из учеников Ансельма и Радульфа - Гильберт Порретанский ( 1154). Глоссы Ансельма значительно расширил Петр Ломбардский († 1160). Его труд был назван «Magna glosatura» (Великие глоссы), комментарий Гильберта - «Media glosatura» (Средние глоссы), Ансельма - «Parva glosatura» (Малые глоссы). На основании изучения этих комментариев велось преподавание в Парижском ун-те. Стандартный текст глосс оформился к XIII в., определение ordinaria появляется не ранее XIV в. В рукописях библейский текст помещался посередине, а по краям (marginalis) и между строк (interlinearis) находились глоссы (в эпоху позднего средневековья считалось, что первые принадлежат Валафриду, а вторые - Ансельму). Комментарии заимствовались преимущественно из лат. переводов сочинений Оригена, свт. Амвросия Медиоланского и Амброзиастера, блж. Иеронима, блж. Августина, свт. Григория Великого, Кассиодора, Беды Достопочтенного, Алкуина, Рабана Мавра, Валафрида Страбона, Иоанна Скота Эриугены, Пасхазия Радберта, Ремигия и Гаймона Осерских, Беренгара Турского, Ланфранка Бекского и Гильберта Универсала. Петр Ломбардский включил в состав «Magna glosatura» комментарии жанра quaestiones (вопросы).

http://pravenc.ru/text/165159.html

Анонимный автор из Мелька приписывает Г. О. также «многие гомилии на Евангелия». Возможно, что ряд проповедей из лионского гомилиария каролингской эпохи «Псевдо-Флор» (Homiliariuim Lugdunence) восходят к школе Г. О. Сигеберт из Жамблу упоминает среди трудов Г. О. «Толкование на Исаию» (Expositio in Isaiam). Иоганн Тритемий , аббат Шпонхаймский, приписывает св. Гаймону , еп. Хальберштадтскому, не дошедшие до нас толкования на пророков Иеремию, Иезикииля и Даниила (PL. 116. Col. 189-190), однако в одном средневек. каталоге б-ки аббатства Клюни оба произведения упоминаются под именем Г. О. Нек-рые труды Г. О. дошли до нас в неск. редакциях, что дает основание предположить, что Эйрих или Ремигий впосл. вносили в первоначальный текст Г. О. свои коррективы и исправления. Эйрих Осерский в сборнике (Collectenea) собрал схолии на вопросы Г. О. (Scholia quaestinum) и ответы на них. В сочинениях Г. О. предвосхищает методологию подачи экзегетического материала, получившую распространение в школе Ансельма Ланского. В рукописной традиции Г. О. приписывается авторство соч. «Сокращенная священная история» (Historia sacra epitome), во многом следующего за Евсевием Кесарийским (в пер. Иеронима и Руфина Аквилейского), Иосифом Флавием, однако точная его принадлежность является спорной. В сочинениях Г. О. заметно хорошее знание трудов Оригена, Евсевия Кесарийского (в переводе Руфина Аквилейского), свт. Амвросия Медиоланского, Илария Пиктавийского, блж. Иеронима, блж. Августина, свт. Григория Великого (Двоеслова), прп. Венедикта Нурсийского, Исидора Севильского. Из более близких по времени авторов он цитирует Беду Достопочтенного, св. Амвросия Аутперта, Клавдия Туринского, а также своих современников - Смарагда и Рабана Мавра. С т. зр. традиц. разделения смыслов Свящ. Писания по Оригену (разработано на западе Иоанном Кассианом Римлянином) Г. О. отдает предпочтение моральному аспекту Свящ. Писания. Слово Божие должно прежде всего наставлять в вере. Комментируя 1 Кор 14. 19, где ап. Павел отрицательно высказывается по поводу говорения на незнакомых языках, Г.

http://pravenc.ru/text/161469.html

AA. Poet. T. 3. P. 414-415). О том, что пик евхаристического спора пришелся на сер. 50-х гг. IX в., свидетельствуют и сочинения Рабана Мавра, архиеп. Майнцского (847-856), к-рый явно был знаком как с произведением П. Р., так и с трактатом Ратрамна, и осуждал учение П. Р., не называя его имени ( Raban. Maur. Ep. 3 ad Egilem Prumiensem abbatem//PL. 112. Col. 1510-1518; Idem. Poenitentiale. 33//PL. 110. Col. 493; Idem. Ep. 56. 33//MGH. Epp. T. 5. P. 513-514). Др. исследователи считают, что Ратрамн написал трактат в нач. 843 г. ( Bouhot. 1976), когда кор. Карл Лысый находился в Корби, но еще не ознакомился с трудом П. Р. (тот преподнес его королю на Рождество 843 г. или на Пасху 844 г.). Ратрамн лишь отвечал на вопросы короля в соответствии со своими богословскими взглядами и не критиковал прямо широко известное на тот момент сочинение П. Р. Большинство историков тем не менее относят трактат ко времени после 844 г. и считают его написание прямой реакцией на то, что трактат П. Р. был преподнесен королю. Скорее всего кор. Карл Лысый обратился к Ратрамну за разъяснением, подобно тому как он интересовался его мнением по др. богословским вопросам (о предопределении и проч.). Видимо, Ратрамн пользовался полным доверием короля в отличие от П. Р., к-рый ранее был в числе сторонников кор. Лотаря I и аббата Валы, выступавших против того, чтобы имп. Людовик Благочестивый наделял наследством Карла Лысого. Вопросы, сформулированные королем, отсылают за ответами к трактату П. Р.: содержат ли Дары нечто доступное только очам веры, или все в них можно разглядеть телесными очами без к.-л. покрова тайны; принимают ли верные Тело и Кровь таинственно или по истине (in mysterio fiat, an in veritate); принимается ли в Евхаристии то самое Тело, Которое рождено Девой Марией. Возможно, однако, что поводом для начала спора стало появление в 40-х гг. IX в. трактата Иоанна Скота Эриугены о Евхаристии (трактат не сохр., но об учении Эриугены можно судить по его комментарию к переводу «О небесной иерархии» (ок.

http://pravenc.ru/text/2579153.html

Содержание глосс представляет собой дословные цитаты или краткие пересказы толкований отцов Церкви и писателей Каролингского возрождения. Комментарии заимствовались преимущественно из лат. переводов сочинений Оригена, прп. Исихия Иерусалимского, свт. Иоанна Златоуста, из оригинальных трудов свт. Амвросия Медиоланского и Амброзиастера, блж. Иеронима, блж. Августина, свт. Григория Великого, Кассиодора, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного, Алкуина, Рабана Мавра, Валафрида Страбона, Иоанна Скота Эриугены, Пасхазия Радберта, Ремигия и Гаймона Осерских, Беренгара Турского, Ланфранка Бекского и Гильберта Универсала. В Magna glosatura Петра Ломбардского включены также комментарии в жанре quaestiones (вопросы). Кроме того, в состав glossa ordinaria входят ряд анонимных примечаний или редакторских ремарок. В глоссированных рукописях леммы, указывающие на авторство тех или иных толкований, как правило, сопровождают только маргинальные глоссы. Интерлинеарные глоссы анонимны, их обычно приписывают Валафриду Страбону. Считается, что межстрочные глоссы комментируют отдельные слова, тогда как маргинальные - целые пассажи. Однако строгой зависимости места расположения глосс от их содержания нет. Интерлинеарные глоссы были поставлены между строк для удобства чтения. Их краткость, естественно, накладывает ограничения на объем комментируемого ими текста. Пока не обнаружено ни одной рукописи, к-рая содержала бы маргинальные глоссы без интерлинеарных и наоборот, причем в разных манускриптах одни и те же глоссы могут быть как маргинальными, так и межстрочными. Т. к. межстрочные глоссы отличаются краткостью, при переписывании их легко было пропустить, поэтому нек-рые переписчики выносили их на поля рукописи. Когда размер обоих типов глосс примерно одинаков, могло иметь место их смешение: изначально маргинальная глосса при копировании рукописи переписывалась как интерлинеарная и наоборот. Заслуга Ансельма Ланского и его учеников состояла в том, что они внесли некоторый порядок в расположение 2 видов глосс. Атрибуция межстрочных глосс Валафриду Страбону не может считаться полностью доказанной, однако этот вид глосс скорее всего является более древним и больше соответствует оригинальной идее сопровождать краткими толкованиями отдельные слова и недлинные фразы библейского текста.

http://pravenc.ru/text/катены.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР, ЕВЕНТИЙ И ФЕОДУЛ († ок. 113), мученики Римские (пам. зап. 3 мая), подлинность актов к-рых не вызывает сомнений. Считается, что мученики похоронены на Номентанской дороге. Римский мартиролог, так же как в случае со святыми Александром и Феодором , мучениками Римскими (пам. 17 марта), отождествляет этого А. с папой Александром I (пам. 3 мая). А. назван священником, пострадавшим со своими спутниками при имп. Адриане . Мартиролог Беды Достопочтенного (VIII в.) сообщает, что эти мученики претерпели заключение в оковах, пытки железом и огнем и, наконец, были обезглавлены. О них сообщают также мартирологи Рабана Мавра и Адона Вьеннского (IX в.). Ист.: ActaSS. Maii. T. 1. P. 371-380. А. И. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/64358.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010