и лат. экзегетов: Оригена, свт. Афанасия Великого, свт. Василия Великого, Евсевия Кесарийского, свт. Иоанна Златоуста, Севериана Габальского, еп. Тита Бострийского, свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского, свт. Кирилла Александрийского, прп. Иоанна Дамаскина, Феофилакта Болгарского, свт. Илария Пиктавийского, свт. Амвросия Медиоланского, блж. Августина, блж. Иеронима, Беды Достопочтенного, Рабана Мавра, Ремигия Осерского и др. ( Conticello. 1990). Оригинальным заголовком компиляции, вероятно, следует считать «Expositio continua» (Сплошной комментарий), однако по структуре она представляет собой катену. Велика вероятность того, что толкования греч. отцов заимствованы из греч. К. Мн. святоотеческие цитаты в нек-рых др. произведениях Фомы Аквинского, в частности 3-й ч. «Суммы теологии» и «Комментарии на Евангелие от Иоанна» («Lectura super Iohannem»), взяты им из «Золотой цепи». В XIV в. «Catena aurea» была переведена на восточносредненем. язык (изд: Thomas von Aquin. Catena aurea deutsch: Die ostmitteldeutsche Übers. des Katenenkommentars des Thomas von Aquin/Hrsg. P. Horner. B.; N. Y., 2008. Bd. 1: Lukasevangelium; 2012. Bd. 2: Markusevangelium). Распространение и стандартизация glossa ordinaria не означали полного прекращения компилятивного комментаторства в виде глосс. В XIII-XIV вв. наряду с переписыванием общепринятых глосс в нек-рых центрах средневек. учености продолжалось составление новых компиляций в жанре глосс, никак не связанных с glossa ordinaria. Примером таких «необщепринятых» глосс могут служить т. н. Glossae Tripartitae super Cantica (Трехчастные глоссы на Песни Песней), сохранившиеся в 3 редакциях и составленные в кон. XIII - нач. XIV в. неизвестным францисканцем. Кроме прямой традиции сочинений блж. Августина, Оригена, Бернарда Клервоского, свт. Григория Великого, Гуго Сен-Викторского, Бонавентуры и др. они заимствуют материал из 3 основных источников: анонимной коллекции глосс, составленной в картузианском мон-ре в Сеналесе (близ Больцано, Сев.

http://pravenc.ru/text/катены.html

п. Их катены состоят главным образом из выдержек из творений св. Амвросия, бл. Августина, св. Иеронима и св. Григория Великого . Самая знаменитая из них та, которая составлена Фомою Аквинатом на четыре Евангелия; она известна под именем Catena aurea; катена Валафрида Страбона имеет, однако, более значительную историческую важность: она цитована всеми авторами средних веков и в особенности Фомою Аквинатом, как истинный авторитет под именем Glossa ordinaria. Она заключает выдержки из сочинений блаж. Августина, св. Амвросия, св. Иеронима, св. Григория Великого , св. Исидора Сивильского, Бэды Достопочтенного, Алкуина, 723 Рабана Мавра и примечания самого Валафрида Страбона. В начале XII века Анзельм де Лаон включил в нее несколько новых примечаний между строками текста; и с тех пор в ней стали различать Glossa interlinearis и Glossa marginalis. Позднее прибавили также к Glossa ordinaria заметки Николая Лирского († 1340). Знаменитейшие экзегеты этой эпохи, кроме тех, которых мы уже поименовали между авторами катен, следующие: 1) Алкуин (735–804), глава палатинской школы, основанной Карлом Великим (802), который воспроизводил истолкования отцов, тяготея особенно к таинственному смыслу. – 2) Ангелом (Angelomus), монах люксейльский в IX веке, автор аллегорических комментариев на книги Царств, и др. – 3) Друтмар (Druthmarus, † в 860), монах корбийский, изъяснивший Евангелия. – 4) Бертер (Berthaire), аббат монкассинский († 884), занимавшийся разрешением некоторых вопросов, относящихся к Ветхому и Новому Завету. – 5) Бруно, епископ вюрцбургский († 1045), очень сведущий в греческом и еврейском языках, оставивший несколько комментариев на Псалмы и Песни В. и Н. Завета. – 6) Willeram, монах бенедиктинский († 1085), автор Paraphrasis gemma in Canticum Canticorum. – 7) Бруно, основатель ордена Картезианцев (1040–1101), изъяснивший Псалмы и послания св. Павла. – 8) Бруно д’Асти (1049–1125), епископ сеньинский, умерший монахом монкассинским в 1125 г., писавший о Пятокнижии, о Псалмах и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Что касается до средневековых богословов, то хотя почти все они отличали отступление от антихриста, но в то же время полагали, что отступление будет непосредственно предшествовать явлению антихриста, или, как думал Рабан Мавр, будет даже современно антихристу 561 . Рассматриваемое мнение Петра Ломбарда нельзя признать правильным. Хотя Апостол и не говорит прямо, что день Христов настанет непосредственно за отступлением, тем не менее всё строение и течение его речи показывает, что он ставит в близкое отношение по времени отступление и явление человека греха. Так что нужно допустить, что отступление или будет предшествовать явлению антихриста, или будет сопровождать его, или будет и предшествовать ему и сопровождать его. А так как Иисус Христос придёт на землю ещё при жизни антихриста, которого Он и уничтожит Своим пришествием, то ясно, что между временем отступления и днём Христовым, во всяком случае, нельзя полагать длинного промежутка. Мы полагаем, что хотя отступление начнётся задолго до пришествия антихриста, но оно будет непрерывно продолжаться до его явления и при нём самом до самого конца, всё более и более усиливаясь и возрастая, и к концу мира достигнет наивысшей вершины своей. Так как Апостол указывает признаки приближения дня Христова, то нужно думать, что под отступлением он разумеет преимущественно то отступление, которое будет предшествовать антихристу. Это отступление будет служить предвестником явления антихриста и следующего за ним вскоре пришествия Христа; а отступление, имеющее быть при антихристе, хотя тоже будет служить признаком приближения дня Христова, но только второстепенным; потому что в то время главным и гораздо более наглядным признаком приближения этого дня будет сам антихрист. Все средневековые богословы без исключения в изображаемом у Апостола человеке греха видели антихриста. Точно также все они признавали антихриста человеком, и только один Пелагий называет его дьяволом. При объяснении понятий: отступление, удерживающее, держай, тайна беззакония, от среди будет, все средневековые западные богословы, за исключением Рабана Мавра и Алулфа, приплетали Римскую империю, находили в этих выражениях указание именно на неё. Не они первые высказали это. Что Апостол во всех этих выражениях, или в некоторых из них дал прикровенное указание на Римскую империю и на её цезарей, в особенности на Нерона, это мнение было высказано ещё многими отцами и учителями Церкви, как восточными, так и западными. Но средневековые богословы, особенно раннейшие, по-видимому, придавали этому мнению больше значения в ряду других мнений, высказывали его с большим единодушием и настойчивостью и свой взгляд на Римскую империю и её конечные судьбы применили к изъяснению слов Апостола шире, нежели отцы и учители Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

По известию Даниила, «желая достигнуть небесных селений, он построил на земле храмы прекрасные и снабдил их дарами (землями) и всякими принадлежностями 574 ; им с основания построен храм вознесения Господня, называемый Милешев, в который он перенёс из Тернова тело великого архиерея Саввы. Благотворения же его нищим, странным, больным – неизчислимы. Королевствовав 7 лет, перешёл в вечность с радостию о Господе. Тело его положено было в его монастыре Милешеве» 575 . На монетах писался он: «раб Христов Владиславль и изображался: стоящий король с венцем на главе, в длинной одежде, опоясанный, с державою в руке» 576 . В милешевской обители ещё цело на стене изображение с надписью: «обретение мощем святаго Стефана» 577 .– В древнем сербском уставе, под 30 июля, сказано: «бысть объявление мощем краля Владислава, хтитора милешевскаго, в дьни многокраснаго цара Уроша» 578 . 493 Григорий Кукузеле 1390 г. Иоасафат Кукузеле 1390 г. см. о них в Обзоре песнопевцев стр. 321, 324. 497 Такое известие у Рабана Мавра, где сказано под 3 янв. in Tomis civitate nativitas Titi episcopi, qui sub Licinio – cæsus ad mortem carcere mancipatus и np. Ошибка в имени. Мартиролог Беды под 3 янв. In Tomis natalis s. Philii, qui post alia tormenta in mare est mersus. В Иеронимовом мартирологе неправильное чтение: In Tomis – Christianifili episcopi. Надобно читать: christiani Filii episcopi. К сожалению, этот древнейший мартиролог доселе не очищен от ошибок писцов, которые то соединяли два слова в одно, то принимали имена городов за имена мучеников. Заметим ещё,– напрасно Лекень (Or. chr. 11, 12, 14) и Геншений указывают на сходства страданий св. Филия с страданием современного Феогена, епископа парийского (янв. 2), как на что-то сомнительное; напротив, этим сходством подкрепляется верность известий, так как у каждого злодея своя манера терзать людей. 498 Мартиролог Иеронима; о братьях и все другие; у Адона сказано и то, что они пострадали при Ликиние. 499 По мартирологам Адона и Усуарда 6 июня: civitate Noveduno (Nividuno, Niveduno) sanctorum Amantii et Alexandri; у Ноткера прибавлен Лукий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ответ на возражение 4. Как мы уже говорили, душа, с которой связан духовный возраст, бессмертна. Поэтому это таинство должно сообщать и тем, кто находится на пороге смерти, чтобы они по воскресении предстали совершенными, согласно сказанному [в Писании]: «Доколе все придем в единство веры... в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ). В связи с этим Гуго Сен-Викторский говорит: «То, что некоторые подчас уходят из этой жизни без принятия конфирмации, представляется весьма опасным» (не потому, что этим они обрекают себя на погибель, за исключением, конечно, тех случаев, когда речь идет о небрежении, а потому, что это наносит урон их совершенству). Поэтому даже умершие после конфирмации дети обретают большую славу, равно как и здесь внизу они получают большую благодать. Что же касается приведенной цитаты, то ее должно понимать в том смысле, что умирающие не нуждаются в этом таинстве в отношении опасностей нынешних битв. Раздел 9. ПРАВИЛЬНО ЛИ ПРОИЗВОДИТЬ ЭТО ТАИНСТВО НА ЧЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА? С девятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что это таинство неправильно производить на челе человека. В самом деле, мы уже показали (65, 3), что это таинство совершенствует крещение. Но таинство крещения сообщается человеку на всем его теле. Следовательно, неправильно производить это таинство только на челе. Возражение 2. Далее, как уже было сказано (1), это таинство сообщается ради духовной силы. Но духовная сила находится по преимуществу в сердце. Следовательно, это таинство нужно производить скорее не на челе, а на сердце. Возражение 3. Далее, это таинство сообщается человеку для того, чтобы он мог свободно исповедать веру Христа. Но [в Писании] сказано, что «устами исповедуют ко спасению» ( Рим. 10, 10 ). Следовательно, это таинство нужно производить скорее не на челе, а на устах. Этому противоречат следующие слова Рабана [Мавра]: «Крещеного священник помазывает миром на макушке, а епископ – на лбу». Отвечаю: как уже было сказано (1), в этом таинстве человек получает Святого Духа для укрепления в духовной борьбе, чтобы он мог смело исповедать веру Христову даже перед лицом гонителей этой веры. Поэтому его надлежит знаменовать крестным знамением на лбу миром по двум причинам. Во-первых, потому, что он знаменуется крестным знамением как солдат – знаком своего командира, каковой [знак] должен быть очевиден и однозначен. Но лоб, который почти всегда открыт, является самой заметной частью человеческого тела. Поэтому утверждаемый помазывается миром на лбу для того, чтобы он мог показывать всем, что он – христианин (так и апостолы после получения Святого Духа открылись людям, тогда как до этого они скрыто пребывали в горнице).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

101 Быт. IV, 10–15. 102 Wasserschleben, Bussordn. 103, §§ 1, 3. 103 Ibid. 104 § 6: “Qui moechatur matria est. III annis cum peregrinatione ρ e r e n n i”. 104 „Si quis clericus homicidium fecerit et occiderit proximum suum et mortuus fuerit, X annis extorem fieri oportet, et agat poenitentiam VII annorum in alio orbe et tribus ex ipsia cum paue et aqua per mensuram peniteat, et tribus XLmis jejunet cum pane et aqua per mensuram et III abstineat se a vino et a earnibus, et sic impletis X annis, si bene egerit et cumprobatus fuerit testimonio abbatis seu sacerdotis qui cummissus fuerat, recipiatur in patria sua et satisfaciat amicis ejus quem occiderat, et vicem pietatis et obedientiae reddat patri aut matri ejus, si adhuc in corpore sunt, et dicat: ecce ego pro filio vestro, quecunque dixeritis mihi faciam. Si autem non satis egerit, non recipiatur in eternum”. Wasserschleben, S. 113. 105 С. 1 (XIII): „si quis clericus homicidium fecerit et proximum suum occi­derit, decem annis e x u 1 poeniteat. Post hos recipiatur in patriam, si bene egerit poenitentiam in pane et aqua, testimonio comprobatus episcopi vel sacer­dotis, com quo poenituit et cui commissus fuit, ut satisfaciat parentibus ejus quem occidit, vicem filii reddens et dicens: Quaecunque vultis faciam vobis. Si autem non satisfecerit parentibus illius, nunquam recipiatur in patriam, sed more Cain vagus et profugus sit super terram». Wasser­schleben, S. 355. Несколько позднее пенитенциал Рабана Мавра, отмеченный уже реакционным духом, т. е. направленный против британских, англо-саксонских и франкских пенитенциалов, наводнивших собию франкскую церковь , верно воспроизводит идею слияния убийцы-проскрипта с Каином: „parricidium quam sit detestabile crimen in judicio facto inter Cain et Abel fratrem suum, Dominus ipse ostendit, cum ad Cain parricidam ait: maledictus eris super terram etc., in quo etiam posuit signum, hoc est ut tremens et gemens profugus semper viveret, nec auderet jam uspiam sedes habere quietas”. Cp. Concil. Mogunt. 847 an. в Monum. Germ. 1890, p. 181.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Ежегодно он три раза будет поститься, вкушая пищу раз в день и воздерживаться от рыбы, если только по телесной немощи или вследствие летней жары ему не придется просить разрешения. Он облечется в монашескую одежду, как по покрою, так и по цвету, к полам которой он прикрепит два маленьких креста. Каждый день он будет по возможности слушать обедню, а в праздничные дни будет ходить к вечерне. Семь раз в день он должен будет прочитать десять «Отче наш» и двадцать «Отче наш» ночью. Он будет соблюдать целомудрие и раз в месяц утром представит настоящую бумагу капеллану села Цере. Этому капеллану мы велим тщательно следить за тем, чтобы кающийся вел хорошую жизнь, а этот последний должен выполнять все вышесказанное, пока Владыка легат не даст других приказаний. Если он презрительно пренебрежет выполнением этих предписаний, мы хотим, чтобы его считали отлученным от всей общины верующих, как клятвопреступника и еретика». (Цитируется по Лакордеру, с. 99−100). 4 . Святой Доминики светская инквизиция (по средневековому историку). «Несколько еретиков были захвачены и уличены в ереси. Так как они упорствовали в своем заблуждении, то и были преданы светскому суду и приговорены к сожжению на костре. Доминик, проникнув сердцем в тайны суда Божия, сказал придворному офицеру, посмотрев на одного из них: «Отделите этого от остальных и смотрите не подвергните его казни». Затем, обратившись к еретику, он сказал ему с великой кротостью: «Я знаю, сын мой, что ты сделаешься добрым и святым, хотя это произойдет и нескоро». И удивительная вещь! Этот человек прожил еще двадцать лет в ослеплении и ереси; после чего под действием благодати он вступил в доминиканский монастырь, в котором он свято жил и остался верным Богу до самой смерти». (Цитируется по Лакордеру, с. 96−97). Глава VII. Богословие схоластиков Общие черты средневековой философии Первые побуждения к самостоятельному философствованию и богословствованию появляются у молодых народов Европы в эпоху Карла Великого (коронован папой Львом III в 800 г.), которую некоторые историки называют «Каролингским Возрождением». Один из поэтов того времени писал: «Вот обновляются времена, воскресает жизнь древних, возрождается то, чем сиял Рим». Это было преувеличением, но при дворе Карла Великого действительно возникает атмосфера интеллектуального творчества, богословской полемики, интереса к философским проблемам вероучения. Богословы каролингской эпохи были в основном компиляторами античных авторов и отцов Церкви, но некоторые из них, как например, Рабан Мавр, архиепископ Майнцский (778−856) уже отличались энциклопедизмом и широтой знаний. Главное сочинение Рабана Мавра носило название «De universo», отражавшее нарождавшееся стремление к синтетическому знанию. На фоне подобных компиляторов выделяется мощная фигура Иоанна Скотта Эригена (ок. 815−877 гг.), ирландского монаха, некоторое время преподававшего в Париже и пользовавшегося покровительством короля Карла Лысого.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

отец, в Супрасл. типографии в 7299 году. Экземпляр его есть в Москов. академии.    Лавсаик Палладия издан на русском языке в 1854 г. См. об нем: Источники для истории монашества, Казанского.    Real-Encyklop. Herzog. XV. 729. История Боголюбцев издана на русском языке в 1853 году.    Real-Encyklop. Herzog. XX, 184.    По русскому изданию Луга в 1853 году. Киевский патерик также имеет несомненные доказательства достоверности в отношении ко многим сказаниям. Церк. Истор. пр. Макария Т. III, стр. 181 и след.    Кеппена, Библиогр. листы 1825 г. 14 и 36.    Без сомнения, это игумен ливийской обители, писатель 7 века. В каноне в сырную неделю он в числе свят. См. Филарета учение об отцах III, 252.    Смотри о них в древних памятниках русского письма и языка. Срезневского, 1863 года.    См. там же.    См. Приложение 9. В нем в основание положено описание волоколам. миней, исключая июнь и август, которые в волоколамских весьма кратки и заменены минеями моск. академии.    Минеи митр. Макария издаются ныне Археографическою Комиссиею.    Полное описание Милютинской минеи, составленное иеромонахом Иосифом, издано в Чтениях общества любителей духовного просвещения.    Результаты сравнения супр. минея с минеями преимущественно моск. академии см. ниже в приложении 9: четьи минеи.    Показаны ниже, в приложении 9.    В январе внесен был из болландистов 9. св. Петр севастийский, в февр. 6 Дорофея, Христина и дружина их.    Кроме того на Скаргу (Scarga), на Жизнь Пресв. Богородицы (Zyvot Р. Bogorod), на Fastum Marianum, на Жизни свв. отцов (Vitae SS. Ратгит). Отдел Е Синаксари или прологи.     Западным мартирологам Рабана Мавра, Адона и Ноткера соответствуют на востоке синаксари или прологи, содержащие сказания о святых на каждый день года с обстоятельными, но краткими описаниями их жизни и образа кончины, равно сообщают сведения о праздниках господских и других. Понятие об них дается самыми оглавлениями, которые хотя не всегда одинаковы, но в главном сходны. Вот оглавление первого печатного славянского пролога 1641 года: «пролог, сиречь пролетное собрание святых всего лета, отгде кождо бе и изыде и где родися и киими леты быв и како мученицы мучени быша и при которых нечестивых царех и мучения ради своего или инии святии пощения ради и труда или милостыни подаянием Христа милостива си твориша и венцы кождо их прияша и ныне в местех райских водворяются».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Католический ученый Шмитц, вполне сознавая весь вред подобных покаянных правил для нравственной жизни человека (Die Bussbucher. SS. 572, 605), пытается однако защищать римские пенитенциалы в тесном смысле слова. Выкупы, говорит он, специальная принадлежность англо-саксонских и германских поместных церквей, в пенитенциалах же римской вселенской церкви находятся инструкции, которые предписывают священникам обращать тщательное внимание на личные качества кающегося и налагать соответствующие этим качествам канонические наказания, но в них нет и следа подробного изложения общих правил выкупа. Напротив, в римских пенитенциалах даже постоянно повторяется определение, что тот, кто чужие грехи возьмет на себя или будет за плату поститься вместо другого, тот должен быть исключен из церковного общения и недостоин называться христианином (Poenit. Merseburgense a, cap. 44. S. 396. Poenit. Vindobo-nense, cap. 48. S. 420). Пенитенциалы Рабана Мавра и Галтигара не упоминают о выкупах (Die Bussbucher. SS. 223, 149). Но и в римских пенитенциалах есть задатки учения о выкупе (Merseburgense а, cap. 110. S. 402), а главное – они проникнуты тем же юридическим жизнепониманием, что и пенитенциалы англо-саксонские и германские, да и эти последние ведь только в более резкой форме выразили те идеи, которые усвоены были от Рима. Наконец, римская церковь освятила юридический взгляд на смысл покаяния и на значение епитимий тем, что ввела его в свою догматику и установила соответствующую покаянную практику. По католической догматике в исповеди кающийся освобождается только от вечного наказания за грех (culpa et роепа aeterna), но в удовлетворение правды Божией должен понести временное наказание на земле или в чистилище (см. Ioannes Perrone. Praelectiones theologicae, vol. VI. Tractatus De poenitentia). Тридентский собор правилом 15 анафематствует тех, кто отрицает временное наказание за грех после того, как властью ключей снимается наказание. “Должны, постановил тот же собор, священники Господни налагать удовлетворения (satisfactiones) по качеству преступлений и по способности кающихся...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Первый опыт связного изложения и толкования богослужения христианского принадлежит Иустину Мученику , затем особенно обращает на себя внимание трактат Тертуллиана , немного указаний в этом роде найдем и в огласительных поучениях Кирилла Иерусалимского , в сочинениях Павлина 16 Ноланского V в., в сочинении Амвросия о таинствах и в сочинении, известном под именем сочинения Дионисия Ареопагита , о церковной иерархии, но все эти труды, сообщая сведения о смысле и значении церковных форм, могут служить, скорее, только источниками, но не прямыми руководствами. Особенно много сочинений о богослужении начинает появляться с VII-ro века, как на Востоке, так и на Западе. На Востоке писал Максим Исповедник , а на Западе Исидор Испанский; он был почти первый там составитель изъяснения богослужения, за ним-то и началось много последователей в этом направлении. Особенно развилось стремление к изъяснению богослужения во времена Карла Великого. Благодаря его старанию, с этих-то пор собственно и начинается история литературы этой науки. С этого-то времени в Германии, Франции и других местах является особенно много сочинений по части литургики: соч[инения] Рабана 17 Мавра, Валафрида Страбона (IX в.) 18 , Ульриха фон Целле 19 , Гонория свящ[енника] Отёнского 20 ; в XIII веке сочин[ения] папы Иннокентия III-ro, Ал[ь]берта Вел[икого], Иоанна Ком . Все эти сочинения сходны между собою в том отношении, что совершенно почти чужды исторического элемента; при объяснении обрядов преобладают мистические элементы, но, тем не менее, все они имеют большую важность и теперь, потому что из этих сочинений можно получить много сведений об обрядах разных Церквей. В XVI-м и XVII-м веках литургические материалы подвергались многосторонней обработке, по части литургики приобретено было много научных пособий; более замечательные из них: соч[инения] Кассандера 21 , Дескамерия, издания Литургии германск[ого] ученого Гуго, сочин[ения] Льва Алляция 22 и др. С конца XVII века богослужение начало делаться предметом археологических и исторических исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010