на Песн, II, предисл., II.2 и др.). В целом толкование и изучение Священного Писания было делом всей жизни Беды (Церк. ист., V.24) и стало большим его вкладом в последующую традицию. 10. Влияние Слава Беды быстро распространилась из Британии по всему Западу, и его сочинения вместе с сочинениями других великих Отцов Церкви утвердили влияние Беды на протяжении средних веков. Еще при жизни Беды его соотечественники во главе с Бонифацием, архиепископом Могунтинским считали его одним из проницательнейших экзегетов. После смерти Беды его экзегетические труды оказали сильное влияние на сочинения Лулла, архиепископа Могунтинского, Алкуина, Смарагда, Рабана Мавра, Пасхазия Радберта, Валафрида Страбона, Ноткера Заику и других авторов. Иона, епископ Орлеанский относил Беду к числу Отцов Церкви. В конце X в. Адельфрид Мальмсберийский при составлении двух первых сборников своих гомилий многое заимствовал у Беды. В XIII в. Фома Аквинский часто ссылался на комментарии и гомилии Беды в своей Catena Aurea (“Золотая цепь”). Комментарии и гомилии Беды на Западе использовались также для чтения за вечерним богослужением. К трудам Беды обращались литургисты, такие, как Амаларий из Метца и Флор Лионский, догматисты и канонисты, такие, как Луп Феррарский, Ремигий, епископ Лионский, и Гинкмар, архиепископ Реймский, аскетические авторы, такие, как аббат Бенедикт Анианский и др. Исторические сочинения Беды также были в поле зрения последующих авторов. Хронику Беды широко использовали в своих хрониках Павел Диакон, положивший ее в основу своей Римской Истории и Истории Лангобардов, Фрекульф, Адон, архиепископ Венский и Регинон Прюмский (X в.). Церковная история англов также использовалась Павлом Диаконом в его Житии святителя Григория Великого, а после него Иоанном Диаконом в одноименном житии, а также епископом Радбодом, Гугбальдом и Гинкмаром, архиепископом Реймским. Рабан Мавр в своем трактате Об исчислении заимствовал целые страницы из трактата Беды О порядке времен. Адельфрид Мальмсберийский в свою очередь перевел трактат Беды О временах на английский, а Герик Оксерский дополнил его глоссами. Риторико-грамматические и натурфилософские сочинения Беды не оказали столь значительного влияния на последующую традицию. Его трактат О правописании нашел отражение в одноименном трактате Алкуина, а Бридферт (X в.) обязан своим авторитетом математика глоссам, которые он составил к трактатам Беды О природе и О порядке времен. В XIII в. Фома Аквинский в своей Summa Theologiae (Ia, 65–67) неоднократно ссылался на космологические исследования Беды.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВХАРИЙ [лат. Eucharius] (III в.), свт. (пам. зап. 8 дек.), 1-й еп. г. Треверы (ныне Трир, Германия). Достоверные сведения о Е. не сохранились. В средневек. списках Треверских епископов его преемниками названы Валерий , Матерн и Агреций , последний присутствовал на Арелатском Соборе 314 г. (Conciles Gaulois du IVe siècle/Éd. J. Gaudemet. P., 1977. P. 60). Вероятно, епископское служение Е. относится к сер. III в. По преданию, святитель был похоронен к югу от городских стен; кладбище было обнаружено во время археологических раскопок 1957-1967 гг. под аббатством св. Матфия (Санкт-Маттиас). Впосл. над могилой Е. была сооружена часовня (cella). Согласно соч. «Деяния треверцев» (XII в.), там был похоронен также свт. Агреций (Gesta Treverorum. 23//MGH. SS. T. 8. P. 153). В сер. V в. еп. Кирилл восстановил часовню, построил поблизости мон-рь и перенес туда мощи святителей Е. и Валерия; впосл. там был похоронен и сам епископ (Ibid. P. 158). Сохранилась эпитафия святителям, возможно изготовленная по повелению Кирилла. Свт. Григорий Турский в соч. «Житие отцов» сообщает о почитании в кон. VI в. святых - покровителей города: Е., Максимина и Ницетия ( Greg. Turon. Vita Patr. XVII 4). Мон-рь Е. в пригороде Треверов (monasterium S. Eucharii(?) in suburbio trevirensi) впервые упоминается лишь в 702 г. ( Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. СПб., 2001. С. 91). Над могилой святителей была сооружена базилика, разоренная норманнами (882). Память Е. впервые упоминается в Мартирологе Рабана Мавра († 856) (PL. 110. Col. 1185). Ко 2-й пол. X в. сформировалась легенда, согласно к-рой Е. был одним из 70 апостолов, учеником ап. Петра, к-рый рукоположил его во епископа и направил для проповеди христианства в Галлию ( Herigerus. Gesta episcoporum Leodiensium. I 5-11//MGH. SS. T. 7. P. 167-170). Спутниками Е. были диак. Валерий и субдиак. Матерн. По дороге, в Элегии (ныне Эль, Франция), Матерн заболел и умер. Миссионеры отправились в Рим, где ап. Петр вручил им свой посох. Вернувшись в Элегию, они коснулись посохом Матерна и воскресили его, после чего обратили местных жителей в христианство и построили церковь. Затем миссионеры прибыли в Треверы и начали проповедь христ. веры, совершив ряд чудес. Е. стал епископом города, впоследствии он был похоронен в построенной им кладбищенской ц. св. Иоанна Богослова. После Е. кафедру занимали святители Валерий и Матерн. Эти сведения вошли в «Деяния треверцев», где приведена датировка событий (прибытие миссионеров в Треверы - 54, смерть Е.- 77). Во 2-й пол. XIII в. было составлено Житие святых, приписанное мон. Гольдшеру (XII в.). В нем подробно рассказывается о чудесах, совершенных Е. в Треверах.

http://pravenc.ru/text/187900.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Авель. Фрагмент мозаики ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. [евр.  ,  , греч. ρδβλθυοτεΑβελ; пам. в Недели св. праотец и отец], второй сын Адама и Евы , младший брат Каина . Этимология имени А., по мнению большинства исследователей, связана со значением евр. слова   - дуновение, дыхание, ничто - и указывает на краткость жизни А. (ср., напр., Еккл, где евр.   передается как «суета»). В рассказе о Каине и А. (Быт 4. 1-16) сообщается о последствии действия зла, к-рое грехом прародителей вошло в человеческую историю. А. был пастырем овец, а его старший брат Каин - земледельцем. Оба принесли Богу жертву (первую упомянутую в Библии): А. «от первородных стада своего и от тука их», а Каин «от плодов земли», при этом приношение А. оказалось угодным Богу в отличие от жертвы Каина. Каин возненавидел своего брата и убил его (Быт 4. 2-8). После смерти А., не оставившего потомства, у Адама и Евы родился третий сын - Сиф как «другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт 4. 25-26). Кн. Бытия не сообщает о причинах принятия Богом жертвы А. и отвержения жертвы Каина, и потому это библейское событие имеет различные толкования. Благосклонное принятие жертвы А., к-рая была «лучше» (греч. πλεονα, букв.- более полной, совершенной), объясняется превосходством веры А., к-рой он «получил свидетельство, что он праведен» (Евр 11. 4). Кроме того, подчеркивалось, что жертва А. была «от первородных стада» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия//Творения. Т. 1. С. 163-164). У Феодотиона и затем у христ. толкователей встречается предание о том, что во время жертвоприношения А. с неба сошел огонь и поглотил приношение А., что явилось знаком благосклонного принятия жертвы Богом (см. у Рабана Мавра (Commentarium in Genesim//PL. 107. Col. 501) и Петра Коместора (Historia Scholastica//PL. 198. Col. 1077)). Авель. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 1146-1151 гг. Авель. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 1146-1151 гг.

http://pravenc.ru/text/71275.html

В символике эсхатологического прочтения Иордан является границей между этой, земной жизнью и будущей, небесной. Воды иорданские – смерть, переход в жизнь вечную, в Небесный Ханаан. Хананеи – злобные бесы воздушных мытарств. Только будучи ведомы Иисусом, мы можем не страшиться смерти, можем вступить в небо. Оба этих прочтения наряду с конкретно-историческим составят дальнейшую ткань этой работы. Конечно же, ни первое, ни второе не могут охватывать всех деталей повествования книги Иисуса Навина, а затрагивают лишь отдельные события и отдельных персонажей. Но такая схематичность позволяет в какой-то степени разобраться в святоотеческих обращениях к книге Иисуса Навина, часто хаотичных и фрагментарных, когда то или иное событие книги упоминается отцами как бы вскользь, для иллюстрации каких-то других мыслей. Более-менее последовательных толкований на книгу Иисуса Навина мало. Первые христианские авторы – св. апостол Варнава 6 , св. Иустин Философ , св. Ириней Лионский , св. Ипполит Римский , Тертуллиан , Климент Александрийский и др. – обращаются в своих творениях к этой книге Библии , но только у Оригена , в его 26-ти гомилиях на кн. Иисуса Навина мы находим первое последовательное и достаточно целостное истолкование священного текста. Сочинение Оригена сохранилось в латинском переводе Руфина 7 . Ориген систематизировал типологию книги, разбросанную в экзегетических экскурсах своих предшественников, синтезировал ее. Оригеновскому синтезу во многом обязана последующая святоотеческая экзегетика, от Евсевия Кесарийского до бл. Феодорита Кирского на востоке, от св. Илария Пиктавийского до св. Исидора Севильского , и даже до Рабана Мавра († 856) на западе. Но несмотря на то, что многие отцы Церкви и церковные писатели обращаются в своем творчестве к шестой книге Ветхого Завета, можно назвать после Оригена только трех, чье толкование на книгу Иисуса Навина носит последовательный характер: преп. Ефрем Сирин 8 , бл. Феодорит Кирский 9 и бл. Августин 10 . Кроме этого, типологии кн. Иисуса Навина посвящены несколько столбцов у св. Илария Пиктавийского 11 . Все прочие комментарии и аллюзии, рассыпанные в море древнецерковной письменности, носят разрозненный и отрывочный характер. Несмотря на это, они, тем не менее, не могут быть не учитываемы при составлении обзорного православного толкования, хотя их собирание и требует известных усилий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Освидетельствование мощей Е. было произведено 16 февр. 1597 г., когда они находились в бывш. кафедральной ц. ап. Иоанна Богослова, в к-рую были перенесены 13 авг. 1298 г. по благословению папы Иннокентия III местным еп. Аденульфом в присутствии 2 кардиналов и архиеп. Компостельского Петра. Сохранилось сказание об этом событии, где причиной перенесения мощей названо разорение храма за городской стеной сицилийским кор. Роджером. В кон. XIII - нач. XIV в. на месте древней церкви в Урбаниане возник бенедиктинский мон-рь, разоренный в 1499 г., во время восстания Ринальдо Альфано. В 1562 г. под полом разоренной церкви была найдена урна с мощами мц. Анфии, к-рую также передали ц. ап. Иоанна Богослова. Тем не менее сведения Реатской редакции о том, что мощи мучеников находились в Реате изначально, нельзя признать достоверными; они могли быть перенесены туда не ранее кон. VIII в. В рим. итинерариях VII - нач. VIII в. в качестве места погребения Е. называют катакомбы «ad clivum cucumeris» на Соляной дороге под Римом. Рака с мощами сщмч. Елевферия, еп. Иллирийского в ц. сщмч. Елевферия в Афинах Рака с мощами сщмч. Елевферия, еп. Иллирийского в ц. сщмч. Елевферия в Афинах В Римском Мартирологе Е. назван мучеником из г. Мессана (ныне Мессина) на о-ве Сицилия. Эта ошибка восходит к Мартирологу Флора, к-рый, пересказывая Эканскую редакцию Мученичества Е., указал местом почитания Е. г. Мессана в Апулии. Ту же ошибку повторили Адон Вьеннский и Флор Лионский. В XVII в. из-за этого на Сицилии стали местно почитать Е., однако упоминаний о наличии там его мощей не зафиксировано. Подобной ошибке обязано возникновение почитания Е. в хорват. г. Пореч (итал. Паренцо), причем указывалось, что мощи Е. якобы были перенесены туда из Аквилеи. Эта легенда опирается на ошибочное написание «Аквилея» вместо «Апулия» в Мартирологах Рабана Мавра (PL. 111. Col. 140) и Ноткера Заики (PL. 131. Col. 166). При этом последний, хотя и заимствовал у Адона неверное название города (Мессана), правильно именует Е. епископом Аквилейским. Рабан и Ноткер сообщают, что после мученической кончины мощи Е. и Анфии были перенесены в г. Аквилея, где Е. был епископом, и там захоронены.

http://pravenc.ru/text/189703.html

Читатель может расширить свое представление о религиозных войнах во Франции XVI в., приведших в итоге к победе Бурбонов и длительному периоду доминирования Франции в Европе. Для тех, кто хочет углубиться в Средневековье, предназначена статья о Реконкисте, длительном процессе отвоевания Пиренейского полуострова у мусульман. Возвращаясь к российской истории, читателю будет интересно ознакомиться со статьей о Григории Распутине. Этот enfant terrible Российской империи относился к той же эпохе, что и участники религиозно-философских обществ Петербурга начала XX в., о которых присутствует статья в томе. В новом томе опубликована подробная статья о религиоведении, написанная в соавторстве. Материал о религии содержит разделы об особенностях религиозного мировоззрения, вероучительных положениях, этических нормах и многие другие. Среди персоналий, биографии которых излагаются в томе, необходимо отметить аббата Рабана Мавра, средневекового теолога Рейсбрука, протестантского археолога Уильяма Рамсея, основателя социального евангелизма Уолтера Раушенбуша, оксфордского богослова Эдуарда Пьюзи, археолога Джорджа Райта, немецкого богослова Карла Йозефа Эриха Ранера, слависта Александра Пыпина, обер-прокурора Синода Николая Раева, прокурора Синода Семена Раевского, палеографа Дмитрия Разумовского, композитора Сергея Рахманинова, архитектора-эклектика Александра Резанова. Несмотря на преобладание материалов по европейской тематике в томе активно представлены материалы по индуизму. Читатель сможет пополнить свои знания об индийском эпосе Рамаяна и о его протагонисте Раме, узнает о философе Раманудже и мистике Рамакришне, а также о форме индуистского культа Пудже, Пуранах и первочеловеке индуистской традиции Пуруше. Большая статья «Ратцингер» содержит подробную информацию о биографии и трудах Папы-эмерита Бенедикта XVI, ныне проживающего на покое в замке Гандольфо. Подробные разделы посвящены экклезиологии, сакраментологии, эсхатологии, пониманию Папой вопросов пневматологии и ряда других христианских наук.

http://patriarchia.ru/db/text/5714312.ht...

Один из первых сборников средневек. лат. толкований мессы (Зерцало мессы) был опубликован нем. гуманистом католич. свящ. Иоганном Кохлеусом († 1552) ( Cochlaeus J. Speculum antiquae devotionis. Coloniae, 1549), известным противником М. Лютера. Множество древних литургических рукописей обнаружил и издал Я. Памелий (Якоб ван Памеле) († 1587). В частности, он опубликовал Лекционарий (Capitulare Evangeliorum типа Δ), рукопись Сакраментария Григория из Кёльнского собора (кон. IX в.) (поскольку она в наст. время считается утерянной, памятник принято называть «Сакраментарий Памелия») и Сакраментарий Бальдериха (2-я пол. X в.), Антифонарий мессы с кратким Сакраментарием из монастыря Бландинусберг (VIII-IX в.); в 1-м же томе его издания приводится обширная подборка патристических цитат и соборных постановлений, связанных с богослужением, а также чины амвросианской и испано-мосарабской мессы ( Pam è le J., de. Liturgica Latinorum. Coloniae Agrippinae, 1571. 2 vol.). C Памелием сотрудничал Мельхиор Хитторп († 1584), напечатавший Ordines Romani, а также толкования Валафрида Страбона, Амалария Мецского, Рабана Мавра и др. Множество важных памятников было издано католич. св. кард. Дж. М. Томази († 1713), в частности древнейшая рукопись Сакраментария Геласия, 3 галликанских Сакраментария (Missale Gothicum, Missale Gallicanum Vetus, Missale Francorum) ( Tomasi G. M. Codices sacramentorum. R., 1680), Лекционарий (Comes) Алкуина, Антифонарий Ватиканской базилики св. Петра (XII в.) с прибавлением отрывков др. рукописей и проч. Полный греч. Евхологий (Εχολγιον, sive Rituale graecorum. P., 1647) с обширными примечаниями и комментариями был опубликован Жаком Гоаром († 1653), который побывал с миссией на Востоке, где детально познакомился с практикой правосл. богослужения и смог приобрести важные литургические рукописи. Авторитет этого издания был столь высок, что впосл. оно само стало источником для правосл. литургистов и справщиков литургических книг. Кроме того, Гоар переиздал греч. трактат XIV в. о придворных чинах и церемониях визант. двора, ошибочно приписанный Георгию Кодину ( Georgius Codinus Curopalata. De officiis magnae Ecclesiae et aulae Constantinopolitanae. P., 1648). Обширное собрание чинов ординации (хиротоний) выпустил Ж. Морен († 1659), изучавший не только латинскую, но и вост. традиции; издание содержало тексты на оригинальных языках, их лат. переводы и комментарии ( Morin J. Commentarius de Sacris Ecclesiae ordinationibus. Antverpiae, 1695). Греческий архиерейский Чиновник издал И. Абер († 1668) ( Habertus I. Αρχιερατικν, liber pontificalis Ecclesiae graecae. P., 1643).

http://pravenc.ru/text/литургика.html

Представитель антиохийской экзегетической школы блаженный Феодорит Кирский († сер. V века) оставил после себя краткое, буквальное историческое, местами христологическое толкование перевода LXX (PG 81, 1663-1708) . Пользовался антиохийский экзегет и другими греческими переводами. Следует отметить также известный Синопсис святителя Иоанна Златоуста († 407) , содержащий обзор содержания книги Амоса. Синопсис рассматривает Ам 8:9 как описание обстоятельств распятия Христа. Блаженный Августин (354–430) в своем «Христианском учении» кратко прокомментировал Ам 6:1-6, пользуясь переводом блаженного Иеронима . Малоизвестный латинский церковный писатель IV века Хромаций, епископ города Аквилея († ок. 408), ученик святителя Амвросия Медиоланского и ревностный защитник православия на Аквилейском соборе 381 года, оставил после себя комментарий на Евангелие от Матфея и несколько проповедей , в которых иногда обращается к книге пророка Амоса. Из других церковных писателей древности, от которых остались комментарии на книгу Амоса, следует отметить пресвитера Руфина Аквилейского († 410), знаменитого переводчика Оригена на латинский язык, современника и соотечественника святителя Хромация , и Феодора Мопсуэстийского (ок. 350–428), составившего конкретно-исторический комментарий к книге (PG 66, 241-304). У многих других святых отцов и учителей древней Церкви – в частности, у Иринея Лионского, Киприана Карфагенского, Мефодия Олимпийского, Кирилла Иерусалимского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Кассиана Римлянина – встречаются обращения к книге пророка Амоса. Чаще всего эти фрагментарные отсылки носят иллюстративный характер при освещении других вопросов. Однако при всей своей разрозненности и «служебности», они тоже могут представлять определенный экзегетический интерес. Из церковных писателей, в послеотеческий период составивших компилятивные сборники толкований (catenae) на пророческие книги, в том числе на книгу Амоса, следует отметить Прокопия Газского (ок. 475–528 – PG 87), Беду Достопочтенного (ок. 673–735 – PL 93) и Рабана Мавра († 856 – PL 107).

http://bogoslov.ru/article/1240583

Из писем известно о конфликтах Л. с франк. королями. В письме Карла Великого неназванному ученику св. Бонифация в сане архиепископа, к-рым мог быть только Л., король упрекает его в том, что клир диоцеза неграмотен (Epistolae Karolini aevi. 1895. N 22). Позднее о Л. достаточно сдержанно отзывался св. Лиудгер ( Palmer. 2005. Р. 273). За время своего епископского служения Л. расширил территорию своей церковной провинции, включив в нее еп-ства Бюрабург и Эрфурт. Кроме того, благодаря поощрению фризских купцов при Л. улучшились экономические связи Майнца с др. землями ( Staab. 2000. S. 145). Л. заботился о распространении почитания св. Бонифация. Ок. 760 г. Л. заказал св. Виллибальду, ученику св. Бонифация, составить его Житие (BHL, N 1400). Вплоть до своей кончины Л. оставался настоятелем аббатства Херсфельд. 31 авг. 786 г. в Вормсе он получил грамоту для Херсфельда, после чего вернулся в мон-рь. В соответствии со своим желанием был погребен в этом аббатстве. Почитание Почитание Л. начало складываться вскоре после его кончины и получило распространение при Айстульфе, архиеп. Майнца (813-825), который был учеником Л. В 852 г. мощи святого были перенесены в заново возведенную церковь в Херсфельде. В Фульде и Зальцбурге почитание Л. фиксируется с сер. IX в. Примерно в это же время (по-видимому, в период пребывания на Майнцской кафедре Рабана Мавра (847-856)) письма Л. и св. Бонифация были помещены в один сборник ( Palmer. 2005. Р. 249-253). В 1040 г. состоялось 2-е перенесение мощей Л. и св. Вигберта в крипту новой монастырской церкви в Херсфельде; вскоре на монетах, чеканившихся в мон-ре, появляется изображение Л. ( Fleck. 2007. S. 13). Ок. 1060 г. Отлох из Санкт-Эммерама в составленной им редакции Жития св. Бонифация (BHL, N 1403) впервые назвал Л. святым. Создание Ламбертом Жития Л. стало важнейшим этапом в распространении его почитания. В одной из ранних рукописей Жития (Erlangen-Nürnberg. Universitätsbibliothek. 321) содержатся также жизнеописания святых Бонифация, Бурхарда Вюрцбургского, Лиобы, Стурма, Вигберта и Григория Утрехтского; т. о., Л. был включен в число наиболее почитаемых в архиеп-стве Майнц святых ( Palmer. 2005. P. 253). Ок. 1125 г. Уильям Малмсберийский упомянул Л. как ученика и преемника св. Бонифация, а также воспитанника монастыря Малмсбери, что свидетельствует о распространении культа Л. в Англии ( Palmer. 2005. Р. 253-254). Мощи Л. хранились в крипте монастыря в Херсфельде по крайней мере до Реформации (1521-1525). Впосл. они были утрачены (точная дата неизвестна).

http://pravenc.ru/text/2110885.html

Таким образом, святой Аурей является первым известным по источникам епископом Майнца. Древнейшее из церковных свидетельств относится ко времени епископа Майнца Рабана Мавра (847–856 годы). Епископ Рабан отмечал в своих трудах, что в г. Фульде на южной стороне монастырской церкви сохранился алтарь, освященный святым Ауреем. Кроме того, тот же епископ Рабан свидетельствует, что святой Аурей и его сестра Юстина приняли мученическую смерть прямо в церкви от рук язычников-гуннов в 436 году. В городе Майнц-Цальбах на месте захоронения построена часовня святого Аурея. Она была одной из самых древних церковных сооружений, но со временем подверглась разрушению и не сохранилась до наших дней. В 1022 году были открыты мощи священномученика Аурея и его сестры Юстины, которые много столетий считаются покровителями города Майнц. День кончины священномученика Аурея в епархии Майнца празднуется 16 июня. 3. Мученица Афра Аугсбургская († 304) Во времена гонений Диоклетиана из Героны, что в Испании, в немецкий город Аугсбург бежали епископ Наркисс и диакон Феликс. Они нашли убежище в доме благочестивой христианки Афры. Епископ Наркисс обратил в христианство не только будущую святую, но и всех её родных. Затем епископ вернулся в Герону, а святая Афра, к изумлению соседей-язычников, вдруг перестала принимать участие в религиозных обрядах. Это вызвало подозрение, арест и допросы. На допросах святая Афра твёрдо исповедала христианскую веру и отказалась отречься от неё. 7 августа 304 года мученица Афра была заживо сожжена на одном из островов Леха. По другим свидетельствам, мученическую смерть святая Афра претерпела на древнем кладбище, следы которого были обнаружены под церковью святых Ульриха и Афры. На следующий день после казни тело святой мученицы было найдено её служанками невредимым. Мать святой Афры и три ее благочестивые служанки: Дигна, Евмения и Евтропия — погребли тело мученицы в склепе за городом, где как раз и стоит сейчас фридбергская церковь святой Афры. Это погребение не прошло незамеченным: служанки по доносу были схвачены, и после отказа участвовать в языческих обрядах тоже приняли мученическую смерть.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/04/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010