Наконец, в-четвертых, мы защищаем положение, что книге Ратрамна суждено было стать подпорою того богословского течения, которое, основываясь существенно на Августине и аппелируя к доводам диалектического разума, пыталось ослабить реализм господствующей догмы; на последнем вопросе мы еще остановимся в конце нашего исследования; пока существенное значение у нас придается тому факту, что Беренгарий ссылался на Ратрамна; единство терминологии евхаристической у Ратрамна и Иоанна Скота Эригены, по нашему мнению, тоже говорит за определенную роль сочинения Ратрамна в истории евхаристического учения. Отвергнув построения католических богословов, касающиеся книги Ратрамна, мы не можем принять и оценки ими отношения к первому евхаристическому спору Рабана Мавра, поскольку точкой отправления для них служит (неверное) усвоение Рабану Мавру анонимного сочинения – Dicta cuiusdam sapientis... VIII Рабан 354 , получивший от Алкуина имя Мавра в честь ученика св. Бенедикта, по месту своего рождения называвшийся Магненцием 355 , еще в раннем возрасте был отдан в фульдский монастырь, некоторое время учился в Туре у Алкуина. В 801 г. он был уже диаконом в Фульде 356 и вскоре принял на себя заведование фульдской школой, напутствуемый благопожеланиями Алкуина (Migne, 100, 398). Когда он выпустил свое первое поэтическое произведение De laudibus s. crucis, ему было около 30 лет. Незначительное по содержанию, это сочинение являлось подражанием carmina figurata Оптациана Порфирия и заключало ряд фигур (креста, изображения Спасителя, императора), составленных из букв и слов текста и тоже заключавших без особого нарушения смысла стихотворения какую-нибудь благочестивую мысль или сентенцию. К 819 г. относится написание Рабаном сочинения De institutione clericorum, своего рода, пастырского руководства, посвященного им архиепископии майнцкой при рукоположении в сан пресвитера. В 822 г. Рабан был избран аббатом фульдского монастыря. В 842 г. он сложил с себя это звание, как кажется, в связи с поражением Лотаря (братьями), на стороне которого находился Рабан.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ГЕЛИАНД» «Гелианд» [древнесаксон. Heliand - Спаситель], анонимная древнесаксон. эпическая поэма о жизни Христа, написана в 1-й пол. IX в. (между 821 и 840). Состоит из 5983 аллитерированных строк. Поэма сохранилась в 2 рукописях: лондонской (Brit. Mus. Cotton Caligula A VII, ок. 970 (C)) и мюнхенской (Monac. CGM 25, ок. 850 (M)), а также в 3 фрагментах из Берлина, Ватикана и Штраубинга. Название «Г.» было предложено первым издателем И. А. Шмеллером в 1830 г. Возможно, появление «Г.» было связано с двором франк. имп. Людовика Благочестивого (814-840), к-рый стремился сделать евангельские тексты доступными в той или иной форме всем подданным герм. происхождения. По преданию, Людовик поручил некоему саксу, известному в то время поэту, пересказать в стихах содержание Ветхого и Нового Заветов. Согласно другой, более поздней версии предания, это был простой крестьянин, к-рый во сне получил приказание свыше сочинить поэму. Однако то, что автор был образованным человеком, доказывается прежде всего тем, что он пользовался среди прочего комментариями на евангельские тексты, в частности Беды Достопочтенного на Евангелие от Луки, Алкуина на Евангелие от Иоанна и Рабана Мавра на Евангелие от Матфея. Скорее всего текст «Г.», не являвшийся поэтической переработкой Евангелий, был написан на основе «Диатессарона» сир. апологета Татиана (см. также ст. Гармонизация евангельская ) и подобных ему канонических и апокрифических изложений. В поэме прослеживается и влияние древнегерм. народной поэзии: одна и та же мысль повторяется в различных вариациях, повторяются эпические формулы и т. п. При выборе эпизодов для пересказа автор учитывает вкусы публики. Евангельская история рассказывается с помощью образов, понятных местным жителям: пастухи, слушающие благую весть ангелов, превратились в тексте «Г.» в конюхов, искушение Христа происходит не в пустыне, а в лесу, свадьба в Кане представлена как жанровая сценка традиц. герм. пирушки, а Нагорная проповедь - как совещание князя с дружиной. Действующие лица евангельского рассказа типологически схожи с героями эпосов, чьи титулы, поведение, образ мышления соответствовали нормам, принятым в высших кругах герм. общества раннего средневековья. Христос выступает здесь как «правитель», «сын правителя», «государь народов», «хранитель земли», Богородица - как «женщина из знатного рода», апостолы - как «свободные мужи», «верноподданнейшие люди на земле», Ирод - как «вассал императора», «кольцедаритель», пирующий с дружинниками, «друзьями кольца». Хотя в евангельских текстах часто говорится о предопределенности пути Спасителя, в «Г.» события интерпретируются в привычных для герм. мира метафизических категориях, прежде всего судьбы, рока. Для большей ясности и понятности автор вносит в свой рассказ иногда даже заведомо неверные черты, заменяя, напр., крест виселицей и т. д.

http://pravenc.ru/text/161970.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУП [Луп из Ферьера; Серват Луп; лат. Servatus Lupus] (ок. 805 - ок. 862), аббат мон-ря св. Петра в Ферьере (ныне Ферьер-ан-Гатине, деп. Луаре, Франция), деятель Каролингского возрождения ; получил известность как эрудит, богослов, филолог и знаток лат. словесности. Род. в архиеп-стве Санс; отец, Антельм, происходил из Баварии, мать, Фротильда,- из обл. Гатине; братья - Херибальд (епископ Осера в 829-857) и Аббон (епископ Осера в 857-860). Воспитывался в аббатстве св. Петра в Ферьере, изучал «свободные искусства». Ок. 828 г. по настоянию аббата Альдрика (впосл. архиепископ Сансский), канцлера кор. Пипина I Аквитанского, отправился в монастырь Фульда и стал учеником аббата Рабана Мавра . В Фульде Л. изучал Свящ. Писание и работал в монастырском скриптории. В это время он познакомился с Эйнхардом, светским аббатом монастыря Зелигенштадт, а также с Марквардом, аббатом монастырей св. Губерта (Сент-Юбер) и Прюм, и, вероятно, с богословом Готшальком . Л. был среди первых читателей «Жизнеописания Карла Великого», составленного Эйнхардом, и дал высокую оценку этому сочинению, отметив прежде всего стилистические достоинства текста. В годы пребывания в Фульде Л. изучал труды античных авторов и отцов Церкви, исправлял рукописи, используя для этого богатую б-ку мон-ря. Благодаря этой деятельности он получил известность как собиратель и корректор лат. текстов. Ок. 836 г. Л. вернулся в Ферьер и возглавил монастырскую школу. Ок. 841 г. при поддержке имп. Юдифи, 2-й жены имп. Людовика Благочестивого, он стал аббатом мон-ря. Тесные отношения с Юдифью и ее сыном Карлом Лысым (с 840 король зап. франков) были установлены Л. незадолго до его возвращения в Ферьер, когда он по просьбе императрицы провел нек-рое время при дворе в качестве учителя наследника. Аббат сохранял верность Карлу Лысому во время его борьбы с братьями после кончины имп. Людовика (840), неоднократно выполнял его дипломатические поручения, сопровождал короля на совещание в Мерсене (847), по его указанию посетил папскую курию в Риме (849).

http://pravenc.ru/text/2110898.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРИБАЛЬД [лат. Heribaldus, Heriboldus; франц. Héribald, Herbaud] († 857), св. (пам. зап. 25 апр.), еп. Осерский (Франция). Житие Г., содержащееся в компилятивном памятнике «Деяния Осерских епископов», было составлено Рейногалой и Алагом, монахами аббатства св. Германа в Осере, при участии схоластика и мон. той же обители св. Эйриха Осерского. Имя святого упомянуто в «Истории Реймсской Церкви» каноника Флодоарда Реймсского ( 966) и в Осерском Мартирологе (XI в.) в связи с поставлением Г. на епископскую кафедру, пожертвованиями, сделанными им Церкви, и кончиной, а также в актах Соборов, королевских дипломах и сочинениях современников - Лупа из Ферьера, Гинкмара , архиеп. Реймсского, Рабана Мавра и др. Согласно источникам, Г. с юности воспитывался при дворе и, вероятно, нек-рое время входил в состав придворного клира. После смерти дяди св. Ангелельма, еп. Осерского, Г. был избран его преемником, что было одобрено имп. Людовиком Благочестивым и Альдриком, архиеп. Санским. Г. участвовал в Соборах в Париже (829), в Компьене (833), в Туре (849), в Сансе (852), в Вербери (853), в Боннёе (855). В конфликте имп. Людовика Благочестивого и его старшего сына Лотаря выступил на стороне последнего. После возвращения Людовика в авг. 834 г. к власти и удаления Лотаря в Италию Г. в числе др. его сторонников, как пишет Флодоард, «вопреки правилам веры» оставил кафедру и последовал за ним в Италию, посетил Рим, где ему были подарены частицы мощей св. мучеников Хрисанфа и Александра, впосл. помещенные им в ц. Иоанна Крестителя в Осере. В одной из эпиграмм Валафрида Страбона , написанной от лица его воспитанника младшего сына Людовика Благочестивого Карла и адресованной Г., Карл радуется примирению с Г. и говорит, что предательство не принесло бы ему никакой славы. Исследователь Ж. Марилье относит время написания этой эпиграммы к времени после Собора в Париже и интерпретирует ее в смысле примирения Г.

http://pravenc.ru/text/164687.html

Читатель может расширить свое представление о религиозных войнах во Франции 16 в., приведших в итоге к победе Бурбонов и длительному периоду доминирования Франции в Европе. Для тех, кто хочет углубиться в Средневековье предназначена статья о Ренконкисте, длительном процессе отвоевания Пиренейского полуострова у мусульман. Возвращаясь к российской истории, читателю будет интересно ознакомиться со статьей о Григории Распутине. Этот  enfant terrible  Российской империи относился к той же эпохе, что и участники религиозно-философских обществ Петербурга начала 20 в., о которых присутствует статья в томе. Необходимо особо отметить подробную статью о религиоведении, написанную в соавторстве. Материал о религии содержит разделы об особенностях религиозного мировоззрения, вероучительных положениях, этических нормах и многие другие. Среди персоналий, биографии которых излагаются в томе хотелось бы отметить аббата Рабана Мавра, средневекового теолога Рейсбрука, протестантского археолога Уильяма Рамсея, основателя социального евангелизма Уолтера Раушенбуша, оксфордского богослова Эдуарда Пьюзи, археолога Джорджа Райта, немецкого богослова Карла Йозефа Эриха Ранера, слависта Александра Пыпина, обер-прокурора Синода Николая Раева, прокурора Синода Семена Раевского, палеографа Дмитрия Разумовского, композитора Сергея Рахманинова, архитектора-эклектика Александра Резанова. Несмотря на преобладание материалов по европейской тематике в томе активно представлены материалы по индуизму. Читатель сможет пополнить свои знания об индийском эпосе Рамаяна и о его протагонисте Раме, узнает о философе Раманудже и мистике Рамакришне, а также форме индуистского культа Пудже, Пуранах и первочеловеке индуисткой традиции Пуруше. Сюрпризом для читателей станет большая статья " Ратцингер " , содержащая подробную информацию о биографии и трудах Папы-эмерита Бенедикта XVI, ныне проживающем на покое в замке Гандольфо. Подробные разделы посвящены экклезиологии, сакраментологии, эсхатологии, пониманию Папой вопросов пневматологии и ряда других христианских наук.

http://pravenc.ru/shop/2603176/

Оба эти прочтения наряду с конкретно-историческим составят дальнейшую ткань этой работы. Конечно же, ни первое, ни второе не могут охватывать всех деталей повествования книги Иисуса Навина, а затрагивают лишь отдельные события и отдельных персонажей. Но такая схематичность позволяет в какой-то степени разобраться в святоотеческих обращениях к книге Иисуса Навина, часто хаотичных и фрагментарных, когда то или иное событие книги упоминается Отцами как бы вскользь, для иллюстрации каких-то других мыслей. Более-менее последовательных толкований на книгу Иисуса Навина мало. Первые христианские авторы — святой апостол Варнава 3 , святой Иустин Мученик и Философ, священномученик Ириней Лионский, святитель Ипполит Римский, Тертуллиан, Климент Александрийский и другие — обращаются в своих творениях к этой книге Библии, но только у Оригена в его 26 гомилиях на книгу Иисуса Навина мы находим первое последовательное и достаточно целостное истолкование Священного текста. Сочинение Оригена сохранилось в латинском переводе Руфина. Ориген систематизировал типологию книги, разбросанную в экзегетических экскурсах его предшественников, синтезировал ее. Оригеновскому синтезу во многом обязана последующая святоотеческая экзегетика от Евсевия Кесарийского до блаженного Феодорита Кирского на Востоке, от святителя Илария Пиктавийского до святителя Исидора Севильского и даже до Рабана Мавра (†856) на Западе. Но несмотря на то, что многие отцы Церкви и церковные писатели обращаются в своем творчестве к шестой книге Ветхого Завета, после Оригена можно назвать только трех, чье толкование носит последовательный характер; это преподобный Ефрем Сирин 4 , блаженный Феодорит Кирский 5 и блаженный Августин 6 . Кроме того, типологии книги Иисуса Навина посвящены несколько столбцов у святителя Илария Пиктавийского. Все прочие комментарии и аллюзии, рассыпанные в море древнецерковной письменности, носят разрозненный и отрывочный характер; несмотря на это, они тем не менее не могут не учитываться при составлении обзорного православного толкования, хотя их собирание и требует известных усилий

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Как богослов Г. стал известен критикой учения о предопределении бенедиктинского мон. Готшалька из Орбе, согласно к-рому в отношении судеб людей имеет место двойное предопределение (gemina praedestinatio) Божие: одних - к благодати и спасению, других - ко греху и к «справедливому осуждению», т. е. к погибели (ad peccatum et ad peritum). Согласно этой доктрине, спасение не зависит от благодатной деятельности Церкви. После осуждения в 848 г. по инициативе Рабана Мавра на Соборе в Майнце Готшальк был вторично осужден в 849 г. на Соборе в Кьерзи уже по инициативе Г., в чьей епархии находился Орбе и к к-рому Рабан обратился со специальным посланием. Подвергнутый в Кьерзи бичеванию, Готшальк был заключен в аббатство Овиллер близ Реймса, находясь в к-ром продолжал отстаивать свою т. зр. и создавать новые сочинения. Он предлагал Г. разрешить спор о предопределении судом Божиим , т. е. испытанием 4 кипящими котлами и хождением по раскаленной плите, а также пророчествовал, что через 3,5 года архиепископ умрет и на его место будет избран сам Готшальк. В 863 г. Г. не подчинился приказанию папы Николая I отпустить Готшалька на папский суд в Рим. По вопросу о предопределении Г. написал трактат «De praedestinatione Dei et libero arbitrio» (О предопределении Божием и свободном произволении, 859), впосл. дополненный сочинениями «Epistola ad Carolum regem, priori contra praedestinatianos dissertationi [deperditae] praefixa» (Послание к королю Карлу, прибавленное к прежнему [утраченному] рассуждению против предопределителей, 856), «De praedestinatione Dei et libero arbitrio posterior dissertatio adversus Gothescalcum et caeteros praedestinatianos» (Второе рассуждение о предопределении Божием и свободном произволении против Готшалька и прочих предопределителей, 859/60), а также обращением «Ad reclusos et simplices» (К затворникам и простецам, 849/50). Опираясь на Свящ. Писание и творения отцов Церкви (в частности, на сб. «Ареопагитики» в переводе Гилдуина), Г. говорил о наличии предопределения только к благодати и спасению, но не ко греху и к осуждению; иначе, с одной стороны, Бог Сам выступал бы как источник греха, а с другой - человек освобождался бы от ответственности за свои поступки (что отчасти является искажением позиции Готшалька). Однако, согласно Г., зло попускается Богом, и Он может осудить человека на наказание в предвидении его греха.

http://pravenc.ru/text/165017.html

132 Указание русских сочинений по Догм. Богословию прежних веков можно находить: у митр. киев. Евгения (Болховитинова) в Словаре рус. дух. писателей (с IX в. по 1823 г.), у архиеп. Филарета в „Обзоре русск. дух. литературы“, (в I ч.–за 862–1720 г., во II ч.–за 1720–1858 г ). Вышедшие с 1801 г. по 1888 г. догматические сочинения перечисляются (впрочем, весьма неполно) в составленном С. Н. Указателе русских книг и брошюр по богосл. наукам. Москва. 1891 г. См. также печатные систематические каталоги библиотек духовных академий. Перечень статей в дух. журналах можно находить (кроме изданных редакциями указателей) у П. Карпова в Системат. указат. статей по богословию в дух. журналах (по 1887 г. с года основания журналов). – При изложении содержания науки будут особо указываемы существующие отдельные сочинения и журнальные статьи, соответственно их отношению к излагаемым отделам науки. 134 Мысли этих святителей о догматах можно находить изложенными в системе и в особых сочинениях: N. Уч. св. Тихона об истинах Прав. Христовой веры и церкви. Спб. 1864 г. А. Лебедева. Излож. прав. Христ. веры в беседах по руководству писаний св. Тихона. Спб. 1866 г. А. Городкова. Догм. Богосл. по сочин. митр. Филарета. Каз. 1887 г. 135 Сочинения Иннокентия, арх. херс. и таврич. Изд. М. Вольфа. 1877. І-XI т. Догмат. трактаты в XI т. 136 Кроме специально ученых трудов покойного пр. Никанора глубокомысленные объяснения догматов веры можно находить в „Собрании его поучений, бесед, слов и речей“. Одесса. 1891. I-V т. 137 Из многих ученых трудов преосв. Сергия разумеем преимущественно его „Беседы об основных истинах св. прав. веры“. Москва. 1892 г. 138 От schola – школа scholasticus – начальник школы, профессор, ученый. – Зачатки схоластического направления в западном богословии заметны уже в IX в. –у Алкуина († 809 г.) и его подражателей: Рабана Мавра († 856 г.), Пасхазия Радберта († ок. 870 г. ) и др. Но утверждение и процветание схоластики началось с XI в. Наиболее замечательными представителями её были: в XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Характерная для греч. традиции форма катены, состоящей как из выдержек авторитетных толкователей, так и из текста Свящ. Писания, является для этой эпохи редкостью. Известна неизданная катена на Послание к Римлянам, составленная по инициативе аббата Элизахара из Сен-Рикье († после 835). Она сохранилась в единственной рукописи (Paris. lat. 11574, IX в.) и состоит преимущественно из толкований блж. Августина (Enarrationes in Psalmos и др. сочинений), дополненных выдержками из комментария на Послания к Римлянам Оригена (в переводе Руфина), гомилий свт. Иоанна Златоуста, свт. Прокла К-польского, писем свт. Кирилла Александрийского, трактата «О Св. Духе» Дидима Слепца, сочинений блж. Иеронима, Кассиодора, свт. Виктора Капуанского, Пелагия, Амброзиастера (под именем Амвросия). Всего катена содержит не менее 840 леммированных толкований. Нек-рые леммы дают ошибочную атрибуцию. Так, 58 отрывков, приписанных свт. Иоанну Златоусту, принадлежат Пелагию. Комментарий последнего вошел в катену почти полностью (PLS. 1. Col. 1119-1181). Толкования древних экзегетов Элизахар заимствует не напрямую из их сочинений, а из компилятивных комментариев Беды Достопочтенного и Рабана Мавра. По мнению Б. Бишоффа, такой труд мог появиться только в соседнем с Сен-Рикье аббатстве Корби, где была достаточно богатая для этого б-ка ( Bischoff B. Die südostdeutschen Schreibschulen und Bibliotheken in der Karolingerzeit. Wiesbaden, 1980. Bd. 3. S. 142). Glossa ordinaria Начавшаяся в кон. VIII в. традиция снабжать текст Свящ. Писания краткими глоссами-синонимами, а затем глоссами-сентенциями в течение 3 последующих столетий подверглась переосмыслению. Самые ранние анонимные глоссы были более или менее оригинальными произведениями. Впервые лат. глоссы-сентенции появляются в рукописях англо-ирл. происхождения (см., напр., рукописи VIII-IX вв.: Turic. SA. A.G.19.XII и W3.19.XII (Иезекииль с глоссами); S. Gallen. Stiftsbibl. Song. 27 и Gottwic. Stiftsbibl. 30 (глоссированная Псалтирь); также серия рукописей, написанных ок.

http://pravenc.ru/text/катены.html

Еще во время жизни Григория, помимо его воли, распространялись в руках благочестивых христиан его проповеди, как видно из письма его к Секундину, помещаемого обыкновенно в виде предисловия к беседам на Евангелия 415 . К Григорию из разных мест обращались его почитатели, прося у него его назидательных творений, и он по усильным просьбам своих сослужителей, не смотря на свое смирение, посылал им копии своих бесед, которые потом они читали в церкви для назидания народа 416 . В отдаленных странах они не вдруг могли распространиться, и Исидор Испалийский, не видавший бесед Григория на Евангелия и на пророка Иезекииля, называет весьма счастливыми тех, которые могли читать все его творения 417 . Свидетельство Исидора Испалийского показывает, с какой силой стремились все иметь у себя под руками проповеднические творения много чтимого отца, и конечно, эти желания не оставались долгое время неудовлетворенными. Век сентенциариев, отличавшийся собирательной деятельностью, проповеди св. Григория считал руководственною для себя книгой, и пользовался ими для целей назидания. Это видно из распоряжений соборных, являвшихся в те времена, из сборников, тогда составлявшихся, и вообще из литературно-проповеднических трудов главных представителей собирательного периода литературы, – Бэды Достопочтенного, Рабана Мавра, Гаймона и других. В сборниках проповедей, составлявшихся для практического употребления в церквах, беседам св. Григория Великого отводилось одно из видных мест. Между этими сборниками наибольшей популярностью пользовался гомилиарий (Homiliarius) дьякона Павла Варнефрида, который составлен был по приказанию Карла Великого, и в котором собраны проповеди на праздники и дни целого года из лучших произведений отцов католической церкви 419 . Гомилиарий этот состоит из двух книг, из которых в одной содержатся проповеди на воскресные и праздничные дни целого года (de tempore), начиная от первой недели рождественского поста (Adventus Domini), a в другой проповеди на дни святых (de sanctis).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010