154). Из позднейших толкователей одни (от Кальвина до Гезения) придают глаголу иврит значение «бранить», «поносить»; но этого значение иврит не имеет, и такое понимание, кроме того, не соответствует контексту, где говорится о плаче именно по умершем. Другие читают вм. иврит – иврит каковая форма (местоим. суфф.) имеется в следующем предложении этого же стиха: иврит очевидно, относящаяся к тому же лицу, о котором сказано: иврит. Наконец, Гофман относительное предложение иврит принимает в смысле второго дополнения к иврит и переводит так: «они будут умолять Меня (Иегову) относительно Умерщвленного (т. е. Мессии), чтобы Я возвратил им Его» (Haupt 326, Low 111–112). Изъясняя ( Зах. 12, 10 ) с евр., Кейль замечает, что «нельзя, конечно, понимать этот стих в смысле предания смерти Самого Иеговы, Творца неба и земли. Здесь следует разуметь смерть Ангела Иеговы, единого по существу с Иеговой, в лице Иисуса Христа сделавшегося человеком. Так как Захария несколько раз (wiederholt) пришествие Мессии изображает как явление Иеговы Своему народу в лице Ангела Своего, то соответственно такому представлению он мог и смерть Ангела обозначить как смерть Самого Иеговы... При этом переход от 1 лица к 3 указывает на то, что Умерщвленный по существу составляет одно с Иеговой, будучи, однако, отдельной от премирного Бога личностью» (S. 638). Ср. пр. 55. Св. Ефрем, толкуя слова: воззрят на Нъ, Его же прободоша в историческом смысле относит их к Иуде Маккавею (с. 255, cf. Duhm 226 u. Amn., Mrt. 447); но вместе с тем он же относит их и ко Христу Распятому, Которого ребра были прободены (ср. Кир. 187–188, Феод. 117, Иерон. 154). Таким образом, евангелист Иоанн, древние толковники и следующие им комментаторы нового времени (К. 677–679, Haupt 326) в ( Зах. 12, 10 ) видят пророчество о крестной смерти Спасителя. О факте буквального исполнения пророчества ( Зах. 12, 10 ) даже во внешних подробностях Кейль замечает, что «оно служит к тому, чтобы внутреннюю связь пророчества с историческим осуществлением его сделать настолько ясной, чтобы даже неверующие не имели возможности с достаточною основательностью отвергать ее» (S.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Добро и зло, существовавшие доселе наряду и совместно, теперь будут отделены друг от друга. Самые ближайшие отношения, которые, по-видимому, говорили о полном нравственном сходстве тех или иных лиц, будут теперь разорваны и внутреннее настроение таковых лиц изобличено как совершенно противоположное. В то время – ττε, т. е. во время паки-пришествия Сына Человеческого, двое будут на поле – ν τ γρ, занятые одним и тем же общим трудом, облегчая друг другу тяготу его. По-видимому, одинаковое положение обещало бы им и одинаковую участь. Но не так будет на самом деле. Один из них берется – παραλαμβνεται 673 , берется, можно думать, судя по контексту, ангелами, посланными Христом именно для собрания отовсюду избранников Его ( Мф.24:31 ) 674 . Другой, деливший доселе одну долю с первым, – теперь оставляется – φεται, т. е. в противоположность первому, не берется ангелами, ο παραλαμβνεται, так как, очевидно, не принадлежит к числу избранных. „Тех, которые должны быть спасены, называет взятыми, а тех, которые имеют погибнуть – оставленными, т, е. отвергнутыми“ 675 . Такое объяснение находит себе оправдание в предыдущем примере Ноя, который, взятый в ковчег, был изъят из наказания потопом, погубившим все „от человека до скота“ оставленное на земле и не взятое Ноем в ковчег 676 . Так и в день паки-пришествия взятому предстоит избавление, оставленному – погибель. В то время, продолжает Христос, двое будут найдены мелющими на мельнице – λϑουσαι ν τ μλωνι 677 , занятые самым тяжелым трудом, выпадавшим обыкновенно на долю женщин – рабынь; двое других, наоборот, будут застигнуты среди самой беспечной, полной покоя и удовольствий жизни – на ложе ( Лк.17:24 ) и всюду произойдет окончательное разделение. Всюду „один берется, который спасается, а оставляется тот, который осуждается“ 678 . Так ни общность места, ни одинаковость занятий, ни связь семейная – ничто не может поручиться за одинаковость судьбы при парусии, равно как и вообще сохранить от разделения. Приносимое ею разделение и суд – всеобщи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

В таком положении мы именно и находимся по отношению к древней Греции (Э. Мейер). 675 Век культуры, запечатленный в «Илиаде», по справедливости характеризуется современными историками Греции, вроде Э. Мейера, Пёльмана, Меррэя и др., как «Греческое Средневековье», das griechische Mittelalter, по выражению немецких ученых. В истории человечества мировые дни культуры периодически сменяются более длинными мировыми ночами культуры, – говорит Вяч. И. Иванов, мудрый поэт и глубокомысленный исследователь религии. Такою ночною, архаическою культурою, такою ночью является, например, Западное Средневековье: –ночью «не в том смысле, в каком утверждается ночная природа этой эпохи мыслителями, видящими в ней только мрак невежества, – но в ином смысле, открытом тому, кто знает, как знал Тютчев, ночную душу». 676 Так же, вот, в Трое, Микенах и Тиринфе густеет ночь архаизма. Цветущая же, дневная пора древности соответствует новому времени: VII и VI вв. – XIV-мy и XV-мy, V–XVI-мy, а культура эллинизма может быть приравниваема с современною. 677 Уже вечереет небо, уже разливается в воздухе прохлада. «Первые звезды зажглись над нами. Яснее слышатся первые откровения вновь объемлющей свой мир души ночной». 678 Мы пережили век утонченности, а затем – и переутонченности; теперь же начинаются искания архаизма и отвращение от рациональности. Самый прочный из оплотов рационализма, – научное мировоззрение, – падает на наших глазах под прибоем растущего прилива. Близко новое средневековье; и народные массы с Востока, кажется, уже идут исполнять, устремившись на —628— Западную Европу с севера, – идут исполнять свое обычное историческое назначение, – рушить. Напомним суммарно результат исторического исследования; в интересах беспристрастия будем говорить по возможности не своими словами. «По переселении дорян греческие племена приобретают окончательную оседлость. Царская власть микенского периода разлагается на материке и не возрождается в колониях. Образуется могущественная земельная аристократия, особенности которой в отдельных чертах напоминают средневековое рыцарство; наряду с нею земледельческий класс постепенно теряет свободу, и классовое деление становится всё более и более резким, хотя классовая борьба еще не загорелась.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В конце 1936 г. антихристианские акции, стихнувшие в Германии на некоторое время, продолжились с новой силой. В этой ситуации 14 марта 1937 г. папа Пий XI опубликовал обращённую к немцам-католикам энциклику «Mit brennender sorge» («С горячей тревогой»). В условиях глубокой конспирации она была доставлена в Германию и 21 марта в Вербное воскресенье зачитана с кафедр всех католических храмов страны. В ней говорилось о нехристианской сущности национал-социализма и несоответствии основам веры возникших среди немецких христиан пронацистских движений. Для Гитлера опубликование энциклики стало полной неожиданностью. Гестапо конфисковывало все захваченные экземпляры, но помешать их распространению не смогло. В ответ последовало усиление репрессий. Записи в дневнике Геббельса свидетельствуют, что Гитлер в мае 1937 г. говорил о «большом походе» против Католической Церкви. В 1937 г. Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП) официально объявила о массовом выходе своих членов и сторонников из Церкви. Если раньше священнослужителей лишь в исключительных случаях отправляли в концлагерь, то теперь в Дахау под Мюнхеном находилось уже 304 священника 676 . В одной только Бреславльской епархии (ныне – Вроцлав, Польша) в 1941 г. было закрыто 60 монастырей и церковных домов, в Баварии без крова осталось 1.600 монахинь. На 15 марта 1945 г. в лагерях находилось 1.943 представителя католического духовенства Германии и других стран, в том числе один архиепископ, два епископа, два аббата, четыре прелата, 824 приходских священника 677 . Вам, читатель, это ничего не напоминает? Папе Пию XI напоминало. Поэтому в том же 1937 г. он выпустил энциклику «Divini Redemptoris», с подзаголовком «Об атеистическом коммунизме». Папа напоминал в ней, что коммунизм уже был осуждён Пием IX и Львом XIII. Далее Пий XI перечислял свои собственные выступления против коммунизма и излагал доктрину марксизма. В энциклике подчёркивалось, что коллективизм подавляет личность, отвергает всякий авторитет, в том числе и родительский. (Бедный Павлик Морозов!) Энциклика не скупилась на резкие эпитеты и выражения. В заключение акция борьбы с коммунизмом ставилась под эгиду св. Иосифа Обручника, который сам «принадлежал к рабочему классу».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Келейное чтение включает в себя не только Писание, но и сочинения Отцов Церкви на догматические и аскетические темы. Писание и сочинения Отцов являются двумя родами чтения, рекомендуемыми Исааком: Весьма возвышен и велик… труд чтения. Ибо оно есть дверь, через которую входит ум в божественные тайны и приобретает силу для достижения просветленности в молитве. И омывается он радостью, блуждая по деяниям домостроительства Божия по отношению к людям; ибо эти деяния заставляют нас непрестанно пребывать в изумлении, и от них размышление тоже получает силу, что является плодом того подвижничества, о котором мы говорим. От них просветляется и усиливается молитва, взяты ли они из духовных писаний 676 или из произведений великих учителей Церкви, посвященных домостроительству 677 или научающих тайнам подвижничества… 678 Ибо без чтения невозможно уму приблизиться к Богу: оно охватывает мышление и на всякий миг направляет его к Богу; оно омывает его от помышлений этого материального мира и заставляет его постоянно пребывать превыше плоти. Нет другого труда, благодаря которому человек больше преуспевает, если только он читает ради истины… 679 Чтение Писания и Отцов, а также житий святых, является, подобно молитве, беседой с Богом. Исаак рекомендует чередовать молитву и чтение, чтобы мысли, почерпнутые из Писания, наполняли ум во время молитвы. Так, переходя от одного вида беседы к другому, человек непрестанно сохраняет свой ум в памятовании о Боге: Часто, и не зная сытости, читай в книгах учителей о Промысле Божием… Читай Евангелие, завещанное Богом к познанию целой вселенной… Чтобы заменить одну беседу другой, занимайся чтением Писания, открывающим тебе пути тонкости созерцания, и житиями святых… И когда станешь на молитву и на правило свое, то вместо размышления о том, что видел и слышал в мире, найдешь в себе размышление о божественных Писаниях, которые прочел… Это и означает написанное, что душа приемлет помощь от чтения, когда встанет она на молитву, а от молитвы просвещается в чтении… Чтением душа просвещается, чтобы всегда молиться неленостно и без смущения 680 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

670 Считая до дня коронации Мономаха, 12 июня 1042 г. См.: Cedr., II, 542. Глика (592), делая неверный расчет, говорит, что Зоя и Феодора царствовалимесяц (дни забыты). Пселл (IV, 113 (Zon., IV, 157; Codin., 156)) замечает, что царствование цариц окончилось на третьем месяце, очевидно, имея в виду не продолжительность времени, а названия месяцев: царствовали в апреле, мае, июне, и на последнем (третьем) месяце царствование прекратилось. 673 Psell., IV, 108–109. Зонара (IV, 155), пользующийся Пселлом, передает его мысль таким образом, что Зоя решилась выйти замуж или из пожелания мужа, или из опасения, чтобы власть не перешла к одной ее сестре, поскольку некоторые нашептывали Феодоре, что ей одной подобает царствовать, как виновнице низложения тирана. Этот малоосмысленный перифраз текста Пселла Зонарой ввел в заблуждение Лебо (XIV, 316) и Гфрёрера (III, 230–231), по словам которых: а) сама Зоя первая пришла к мысли, внушенной затем приближенным,о необходимости выйти ей замуж, чтобы иметь императора, б) это было для нее средством предотвратить единодержавное правление сестры. Что касается возраста Зои при выходе в третий раз замуж, то оба писателя ошибаются: Лебо говорит, что ей было 62 года (это повторяют Герцберг. Gesch. d. Byzant., 217, и Финлей, I, 499), Гфрёрер – 65 лет. 676 Армянский историк Вардан Великий (131) говорит еще об одном кандидате. По его словам, когда Какиг, владетель города Ания, отправился в Константинополь, Зоя стала сильно упрашивать его принять греческую веру, жениться на ней и царствовать в Греции; но он не согласился. Это показание мы относим к разряду легендарных. 677 В похвальном слове Лихуду Пселл (IV, 398–399) делает риторическое применение этого прозвища к Константину Мономаху: iovo vu iiav шолер apiaxeiov av£iAr ipci)c; (он один впереди всех сражался за Империю, стал достойнейшим борцом, вступил в единоборство за славу всего отечества и за это в награду стяжал свое прозвание). Отсюда однако же нельзя заключать, что прозвище «Мономах» означало индивидуальное качество Константина IX, как полагает Гиббон, основываясь на значении слова. Это было прозвище родовое, первоначально, может быть, заимствованное и от личного качества – только не Константина IX.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Взоры прежде всего обратились на старого знакомого, Константина Далассина, которого еще Константин VIII прочил себе в зятья, который страдал за свою кандидатуру при Пафлагоне и был пострижен при Кала-фате. С Далассина сняли монашеское платье и привели к Зое. Началась беседа. Далассин распространился на тему об идеалах царя, о планах и намерениях, каких он держался бы; речи его показались слишком возвышенными, суждения слишком резкими и суровыми – не такой требовался царь для легкомысленной Зои и ее евнухов! Далассин был отослан. 674 Тогда Зое указан был другой кандидат, не чуждый ей по воспоминаниям. Был некто катепан Константин, по роду службы прозванный Артокли-ном. Невысокого он был происхождения, но красивой наружности. При Романе III он служил в императорской канцелярии, понравился Зое, был ею приближен, и злые языки утверждали, что пользовался ее благосклонностью. Роман был глух к сплетням, но преемник его, Михаил Пафлагон, счел нужным удалить Артоклина под предлогом какого-то почетного назначения. Этот-то Артоклин был приглашен для беседы с Зоей и произвел приятное впечатление как на нее, так и на ее приближенных. Решено уже было, что Зоя сочетается браком с Артоклином. Но у Артоклина была живая жена и, на беду, она была не так кротка и самоотверженна, как первая жена Романа III. Не желая, чтобы муж ее принадлежал другой женщине, она предпочла его отравить, 675 После такой неудачи Зоя обратилась к третьему кандидату, Константину по прозванию Мономаху, о котором она тоже хранила в душе сладостные воспоминания. 676 Род Мономахов, 677 несмотря на то, что историки называют его и древним, и знаменитым, не восходит, по нашим сведениям, выше конца X в. 678 Из предков Константина Мономаха мы знаем только его отца, Феодосия, который занимал важную должность в центральном управлении (был чем-то вроде министра юстиции) и замешан был в каком-то заговоре. Участие отца в заговоре было причиной того, что Василий II и Константин VIII не давали его сыну, Константину Мономаху, большого движения по службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

—602— мика, повторяем, не чужда таких мыслей и выражений, которые на сельской кафедре видеть употребляемыми – не желательно. Но нравоучение проповедника становится не сельским, т. е. неудобоусвояемым в селе, не только от излишеств, от чрезмерности в требованиях, но и от недостатка, который можно обозначить как: недостаток внимания к особенностям нравственного состояния и нравственных понятий именно сельских слушателей, следствием чего является только случайное, неполное раскрытие весьма потребных для села проповеднических тем. Примеры этого мы отчасти видели, но нижепоказанное представит примеры более яркие и, может быть, могущие послужить указанием того, сколь необходимо в сельской проповеди иметь в виду нравственные потребности именно села. Так, у автора есть некоторые излюбленные понятия, относящиеся к области христианской этики, к которым он сравнительно чаще обращается в своей проповеди. К таковым мы относим понятия: «тройственная похоть», «грешный мир» и суета. Чтобы не быть неосновательными, утверждая, что эти понятия проповедник любит употреблять, укажем страницы, на коих встречается выражение: «тройственная похоть». Это – стр. 129:183, 216:235, 370:419, 460:498, 561:609, 611:617, 626:637, 641:677, а может быть что-нибудь нами и опущено. А «мир», с эпитетами: грешный, злой, суетный, все мирское – как нечто уже не хорошее: стр. 20:129, 157:177, 182:202, 257:318, 322:324, 396:408, 419:482, 588:607, 626. Какие же идеи соединяет, а, следовательно, и внушает слушателям – ибо речь для них – проповедник с понятиями тройственной, или, как чаще употребляет проповедник, тройственной мирской похоти, хотя должно сказать, что он соединяет эти понятия и другими способами, и даже все три понятия дает иногда в одном сочетании, – и какое приложение делает к нравственным потребностям слушателей? Автор говорит: «строгое исполнение христианских обязанностей сопряжено с немалыми трудами, так как приходится бороться с тройственной похотью мира, с лукавством диавола и многими соблазнами их. Но что же делать;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Лексиконе Свиды 674 675 под буквою „М“, между прочим, сообщаются некоторые сведения о личности преп. Макария Египетского , но всё сведения уже известные нам. Свида писал о пр. Макариях, имея под руками Сократа 676 , которого он и повторяет: см. у Сокр. Hist. Eccl., lib. IV, сар. XXIII, col. 513–516 t. citat. в Р.С.С. Migne). Следовательно, насколько достоверта сведения Сократа, настолько же – и Свиды. – Восхвалив обоих Макариев за их подвиги, за их учение..., сказав, что Египетский совершал чудесные деяния..., что Александрийский был во всем подобен ему, и указав на различие в отношениях того и другого к приходившим к ним, Свида после этих общих замечаний о данных подвижниках переходит к речи об ученике последних – Евагрии. Речь об Евагрии, как и о Макариях, взятая Свидою у Сократа, прерывается им гораздо раньше 677 , чем то делает Сократ, так что имеющихся у Сократа 678 и в свое время отмеченных нами выдержек из Евагрия касательно преп. Макария 679 у Свиды не находим. XV. Никифор Каллист [„в начале 14 века“ 680 ] в своей Церковной Истории 681 не раз ведет речь о преп. Макарии Египетском . Следующие места имеют в данном случае значение: 1) Lib. IX, сар. XIV 682 . Здесь находим а) общую характеристику личности и подвигов пр. Макария, речь об его происхождении и об его значении, рассказ о воскрешении им мёртвого, указание продолжительности как всей жизни подвижника, так и пребывания его в пустыне, равно как указание и времени жизни подвижника, в какое он достиг сана священства, объяснение причины наименования его „παιδαριογρων»; б) оттенение отличительных черт отношений преп. Макария Египетского к приходившим к нему, по сравнению его с пр. Макарием Александрийским , и, наконец, указание на Евагрия, как на ученика того и другого подвижников. 2) Lib. XI, сар. XLII 683 . Здесь говорится о жизни Евагрия с обоими Макариями, отмечается превосходство их над другими подвижниками и стремление Евагрия подражать их жизни. 3) Lib. XI, сар. XLIII 684 . Здесь предлагаются три известных выдержки из Евагрия, касающиеся преп. Макария (по вопросу о памятозлобии, о довольстве тенью и о воздержании в пище, питье и сне). Наконец, 4) Lib. XI, сар. XXVII 685 . Здесь рассказывается об отношении арианина Лукия к вождям монахов, в том числе и к преп. Макарию Египетскому , и об отношении этих последних к тому, т. е., Лукию, об исцелении подвижниками больного ногами..., об изгнании их Лукием на некоторый остров, об их подвигах там и возвращении в свою пустыню 686 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

На свои огласительные поучения преп. Феодор Ст. смотрел, как на лучшее средство воспитания иноков в добродетелях монастырского и монашеского жития. «Моё дело, – говорил он 674 , – и мой подвиг неутомимый в том, чтобы простирать к вам слово, напоминать вам о достодолжном и утешать в терпении благой жизни по Богу.. Большая належит нужда мне грешному... иметь неусыпным око душевное и возглашением слова, как некоей свирелью, оглашать вас, указывая должное и полезное, и предостерегая от недолжного и пагубного». Необходимость и значение оглашений для преуспеяния в добродетелях студиты позволяли себе иногда оспаривать. На это преп. Феодор отвечал 675 : «если когда так часто говорится и слышится о том, чему быть должно и что должно быть исправлено, во славу Божию, не видно обуздания страстей: то что должно бы случиться и как были бы мы хуже, если бы у нас царствовало молчание и не было указываемо и изъясняемо достодолжное? Я же научен от отцов, что слова суть путь к делам – благие к благим, худые к худым». «Может быть, кто-нибудь скажет, что нет никакой пользы от наших оглашений. Наоборот, мне кажется, что мы большую от них пользу получаем: ибо что плуг для земли, и что для жаждущего вода, то огласительное слово для слушающего его с открытым сердцем. От чего душа делается худшей? От чего раздоры, брани и разделения в братствах? Не от того ли, что не бывает поучения и внушения» 676 . Это убеждение преп. Феодора в благотворном значении проповедного слова для исправления и возвышения жизни действительно было столь сильно, что он не оставлял дела оглашении даже и тогда, когда внешние обстоятельства ставили ему, по-видимому, непреодолимые препятствия. Отсутствие из монастыря, болезни и ссылки заставляли его менять только способ сообщения своих поучений, т. е, предлагать их в форме огласительных посланий. Такие послания мы встречаем и в сборнике писем его 677 , и в Катехизисах 678 . К письменной форме изложения своих оглашений преп. Феодор прибегал и для выполнения своего настоятельского долга в отношении к братии подчинённых монастырей – Саккудионского, Трипилианского, св. Христофора, и др. 679 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010