Во исполнение этого положения Япония была лишена всех Курильских островов, что было подтверждено в меморандуме главнокомандующего союзных держав американского генерала Дугласа Макартура. В директиве 677 от 29 января 1946 года, направленной им японскому императорскому правительству, указывалось, что из-под юрисдикции государственной и административной власти Японии исключаются все находящиеся к северу от Хоккайдо острова, в том числе «группа островов Хабомаи (Хапомандзё), включая острова Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу и Тараку, а также остров Шикотан» . Отказ Японии от Курильских островов зафиксирован в Сан-францисском мирном договоре 1951 года. В силу разных политических причин СССР тогда не подписал этот договор. В результате договор не содержит указания на то, что рассматриваемые территории передаются СССР. Но это не меняет того непреложного факта, что в его статье 2 Япония «отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5-го сентября 1905 года». Ни при подписании, ни при ратификации Сан-францисского мирного договора Япония не сделала никаких оговорок, согласившись тем самым на абсолютный и полный отказ от Курил и Сахалина. Более того, премьер-министр Японии С. Иосида 5 сентября 1951 года, выступая на конференции в Сан-Франциско, говорил: «Японская делегация с радостью принимает этот справедливый и великодушный договор». Председатель Государственной Думы Борис Грызлов в своей статье «Ненапрасная победа» писал, что союзники изгнали Японию «с Корейского полуострова, Тайваня, Южного Сахалина, Парасельских, Пескадорских и Курильских островов не на основании каких-то былых договоров, а по праву победителей, в наказание за 50 с лишним лет агрессии против ближних и дальних соседей по Тихоокеанскому бассейну. По сравнению с Германией Япония была наказана мягко». Притязания Японии на Южные Курилы есть «попытка пересмотреть итоги Второй мировой войны, поставить под сомнение еще множество границ, проведенных странами-победительницами… В 1956 году СССР выражал готовность… в качестве жеста доброй воли передать – а не возвратить! – Японии два острова Малой Курильской гряды. Передача была оговорена условиями, которые не были японской стороной соблюдены, поэтому она не состоялась» .

http://pravoslavie.ru/73328.html

668 Между тем, в основе наличного богословского мнения® старокатоликов лежит чисто западный θεολογομενον блаж. Августина. 669 Вот в чем трудность положения! ZKakob будет исход из него? Может быть, мне следовало бы теперь написать только слова: religiosum est divinari. 670 Но во всяком случае ложные шаги нежелательны, и быть может дружественное «schiedlich friedlich» – не худший modus agendi, чтобы избежать их. 671 В недолгую еще историю наших сношений уже было, к глубокому сожалению, произносимо дрянное словечко «уступка». 672 Но тот, от кого ждут «уступки», или не имеет права уступить, или не имел права 673 требовать… И конечно, никаких затушевывающих истину общих мест, никаких перетолкований точного смысла тех или иных мнений. 674 Не много доброго обещала бы попытка русских у Августина находить только θεολογομενον восточных отцев Церкви; 675 но я сомневаюсь также в чьем бы то ни было научном праве – и восточных отцев изображать только в виде предшественников Августина, так что inAugustino patet, quod in orientalibus latet. Думаю, что русские богословы никогда не согласятся с тем взглядом, что учение Августина есть завершение, или «увенчание здания», отцев Восточной церкви. 676 Многие ли верят этому даже на Западе? Можно ли оспаривать, что Августин не был знатоком учения восточных отцев Церкви? 677 Пусть он был глубокий мыслитель; но разве он не стоит в истории как величина изолированная? И самое августиновское θεολογομενον 678 не походит ли скорее на φιλοσοφομενον? 679 Краеугольные понятия 680 восточного φιλοσοφομενον: 681 Πατρ, Yς– Λγος, Πνεμα взяты буквально 682 из Св. Писания: можно ли это сказать об августиновском «mens ipsa, notitia mentis, amor – memoria, intelligent, voluntas»? Греческие отцы и Августин 683 шли в богословии своими самостоятельными путями и пришли к двум вовсе не тождественным φιλοσο– φομενα. Об августиновской 684 гегемонии в спекуляции о Св. Троице не должно быть речи. 685 Еще одно, последнее слово. По поводу моего тезиса 26 686 меня могут спросить: что же расторгло общение 687 единой кафолической Церкви? Отвечаю, не обинуясь: 688 Его расторгло римское папство, этот старый наследственный враг кафолической Церкви, нужно думать – враг и до самых последних времен, который тогда лишь перестанет существовать, когда упразднится и последний враг – смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Что касается первого указания, на время жертвоприношения, то оно сделано так обще и неопределенно, что допускает самые различные толкования. Стоящие здесь слова подлинного текста в дословном переводе на русский язык означают: «и было от конца дней» 675 . Русский, синодальный перевод этих слов «спустя некоторое время» дает лишь перифраз мысли подлинника, да к тому же и не особенно удачный, так как он только усиливает неопределенность хронологической даты текста. Другие переводы подлинного текста точно также не отличаются ни однообразием, ни определенностью: так LXX переводят данное выражение словами «κα γνετο μεθ μρας» по-славянски «и бысть по днхъ»; Vulg.: «factum est autem post multos dies»; Syr: «et accidit post dies aliquos»; также Халдейский, Самаритянский и и арабский переводы 676 . Из всех этих версий основного текста, конечно предпочтительнее те, которые в понимание данного выражения вносят больше хронологической определительности. Уже одно то, что бытописатель употребил именно это выражение, а не сказал «некогда или однажды», свидетельствует об его желании придать большую определенность своему хронологическому указанию 677 . Проникая в мысль библейского автора, экзегеты различно определяют тот период, по завершении которого было совершено жертвоприношение, одни думают, что здесь разумеется «год», точнее «время новолетия» (Aben-Ezra, De-Wette, Rosenmller), другие произвольно предполагают несколько лет (бл. Амвросий), иные видят здесь указание на конец месяца или на конец жизни, или же на конец недели, в частности на субботу, как её завершение. Не имея твердых оснований с решительностью стать на сторону какого-либо одного из этих мнений, мы, однако, вправе предполагать, что данное хронологическое указание не обозначает неопределенной последовательности событий, а стоит в связи с более ранней заметкой бытописателя о существовании своего рода «первобытного календаря» ( Быт.1:14 ); позволительно даже находить здесь некоторый намек на зачаточную организацию культа, в частности на установление богослужебных времен, освящавшихся принесением жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

23:2. Купцы сидонские. Молчание богатых сидонских купцов, которые обычно ведут себя шумно и не перестают хвастаться, может объясняться расширением ассирийского господства на море, начавшимся в середине VI11 в. до н. э., которое значительно сократило их доходы. После 701 г. до н. э. ассирийцы оказывали на этот регион все более сильное давление, пока, наконец, Асархаддон не разрушил Сидон в 677 г. до н. э. На его руинах был выстроен новый город с использованием в качестве рабочей силы рекрутов из всех областей ассирийского влияния; он был назван Кар-Асархаддоном. 23:3. Семена Сихора. Финикийские купцы перевозили товары из всех регионов, имеющих доступ к Средиземному морю. Выражение «семена Сихора», вероятно, происходит от егип. р shhr, где «Сихор» означает «пруд Гора» и символизирует египетское зерно, которое перевозилось вверх по Нилу и далее вдоль побережья, либо по Вади эль-Ариш («река Египетская» в 3Цар. 8:65 ) или по Пелузийскому рукаву Нила. Этот путь также отчасти параллелен «Пути Гора», который связывает Палестину и Египет. 23:3. Торжище народов. Тир находился на острове примерно в шестистах ярдах от суши, и его гавань была надежно защищена от всего, кроме длительной осады. Гавань была достаточно глубокой, позволяя заходить туда тяжелогруженым кораблям. Торговый город Тир снабжался продовольствием и всеми необходимыми товарами со стороны своей материковой части, именовавшейся «городом Ушу». С помощью своего флота Тир основал колонии, в том числе на Кипре, а в Северной Африке – в Карфагене, на побережье Средиземного моря, чтобы извлекать ресурсы (особенно металлы) и осуществлять перевозки товаров между портами Восточного и Западного Средиземноморья. Археологические данные по всему этому региону и находки финикийских металлических изделий и керамики свидетельствуют о широких масштабах и длительности торговых отношений. Главными предметами их экспорта были древесина кедра, ткани, красители и продукция стекольного производства. Экономическое сотрудничество между Соломоном и Хирамом I (969–936 гг. до н. э.), которое привело к расширению сферы торговых интересов финикийцев и израильтян на юг до Сомали, – лишь один из примеров их многообразной деятельности. Угроза расширения ассирийского господства на побережье Леванта побудила Тир и Сидон к сотрудничеству с Месопотамией. Попытки мятежа или неуплаты дани приводили к карательным экспедициям и сокращению экономической деятельности в этих районах. Однако ассирийцы нуждались в доступе к морю, а также в знаниях и опыте, которыми обладали только тиряне, поэтому деловые контакты между ними практически не прерывались, за исключением периодов особой вражды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Афонская рукопись оказалась списком с московской (характер разночтений не выявил случаев, которые противоречили бы этому выводу). Парижская рукопись также зависит от московской (обратное соотношение исключено, ибо в парижской имеется пропуск по гомиотелевту, полностью читаемый в московской). Часть «текстовых» схолий N включена в Paris. 915 в основной текст; заметки же на полях N, указывающие содержание эксцерптов или слов, из которых они взяты, как и «cave!», парижский манускрипт опускает (цитаты из Писания указываются нерегулярно). Х. Бертольд присоединяется к мнению Г. Дёрриса, что исходным вариантом для «содержательных» схолий N послужило оглавление рукописи типа I. Значительное число выдержек – около 250 – не сопровождается указанием на источники (то есть номера исходных слов), небольшая часть заметок на полях указывает номера слов неправильно (всего лишь 12 таких ошибок). Совпадение названий слов и особенно номеров является, по нашему мнению, помимо самих разночтений, одним из самых веских аргументов в пользу зависимости N от типа I, поскольку нумерация слов различается во всех рукописях CM разных типов (а иногда даже в пределах одного типа). Что касается методики эксцерпирования, то в N была выработана своя система, когда (кроме рубрикации) особым знаком указывалась вставка, а тремя точками, расположенными по вершинам треугольника, – конец эксцерпированной выдержки. Естественно, что при таком количестве «мозаичных камушков» какие-то перестановки слов, сокращения и изменения синтаксиса были неизбежны, и Х. Бертольд второй раз (после издания типа III) отказался от систематического использования чтений N, которые – за редчайшими исключениями – не были включены в аппарат. Из-за задержки с получением монографии Г. Дёрриса и временного закрытия Отдела рукописей ГИМа 677 мы смогли провести лишь самую необходимую архивную проверку доводов, изложенных в его исследовании 1941 г. Анализ Синод. греч. 319, л. 92 об. показал, что утверждение Г. Дёрриса 678 , будто схолия «το γ(ου) Συμεν» 679 относится к отрывку из II, 5, 6, неправильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

6. Явившийся ангел представляется громаднейшим колоссом 675 ; он поставил в одно и то же время одну ногу на море, а другую – на землю, как бы подавляя их своим величием и наводя ужас на все живущее. Море здесь не «народы варварского мира», а земля – не «народы цивилизации» 676 , это и не «святая земля и ее город Иерусалим 677 ; это – весь мир, перед которым является с раскрытою книгою ангел, но является не как Владыка 678 , а как провозвестник всеобъемлющей Бож. воли и предопределения 679 и, в частности, как вестник наступающего страшного суда ( Пс. 8:7; 108:10 ) 680 . Подобно тому как ангел 5:2 провозгласил: «кто достоин раскрыть книгу и снять печати ее», так и здесь, в 3 ст., ангел воскликнул громким голосом, как рыкает лев (ср. 5:5) (σπερ λων μυκται). Этот возглас ангела, напоминающий собою Ин. 3:16 681 или лучше: Ос. 11:10 и Ам. 3:8 682 , как возглас кроткий и нечленораздельный может быть понять как сигнал к дальнейшему раскрытию явления. Этот сигнал, в свою очередь, можно уподобить тем возгласам четырех животных, которые слышались по снятии первых четырех печатей (6:1, 3, 5, 7). И как тогда после возгласа, означавшего «да будет», следовало самое видение таинственных коней, так точно и здесь, после возгласа ангела, совершилось (в видении) не менее таинственное событие, которое поэтому и должно рассматривать как совершенно самостоятельное явление. По звуку (сигналу) голоса ангела семь громов проговорили своими голосами – λλησαν α πτ βρτα τς αυτν φωνς. Число семь взято здесь как число священное, которое уже неоднократно повторялось в Апок. (1:4; 4:5; 8:2). Голоса громов нельзя рассматривать как обыкновенные раскаты грома, как звуки, не имеющие ничего общего с человеческою членораздельною речью; и нельзя думать 683 , что их значение в данном месте ограничивается ( Иер. 25:30 ; Ин. 3:21 ) простым, как бы небесным подтверждением от Самого Бога истинности и непреложности Бож. суда, предвозвещаемого возгласом ангела. Если бы это было так, если голоса громов были немыми звуками, то тогда Иоанну и нечего было бы записывать, а он хотел записать (4 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Ловля тонями с одной стороны отнимала у рубных ловцов очень много времени; с другой она одна была достаточна для того, чтобы дать средства ловцам. Вот почему мы и видим, что при больших реках и озерах живет весьма много рыбных ловцов, пашни не имеющих. В г. Кореле рыболовы делились даже на лучших и молодых, составляя значительную часть городского населения (XII, 1–4). 34 рыбных ловца жили в Сванском волочке (XII, 7). Непашенные ловцы упоминаются еще: XI, 46, 34 (6+17 дворов), 89, 90, 281. Что же касается многочисленных рек и речек, озер и озерков, находившихся там и здесь на пространстве пятины. – то рыболовство, не составляя главного занятия новгородца, видимо все-таки было большим подспорьем в жизни крестьянина. Ловят неводами, колят колы (заколы), ловят бродцами, сетями, удами, котцами; ловят летом и зимой, ловят осенью «по первому льду», ловят от весны до Петрова дня. Лососи, щуки, окуни-остреци, всякая рыба белая, – вот что попадает новгородцу в реках и озерах. Однако, приладожским крестьянам известны «снетенные» невода (снетки?), а прифинским ерши и курва (не корюшка ли?). Последних новгородец мерит тысячами и лыками (вероятно вяленых? которые могли нанизываться на лыко). Все это мы говорим на основании Писцовой книги: III, 36, 48, 118, 288, 825, 299, 306, 311, 353, 197, 201, 232, 507, 510, 515, 550, 561, 570, 700, 763, 775, 889, 914, 921, 928, 925 – 6, 930; XI, 183, 197, 202, 361; XII, 78, 84. Переведя цифры столбцов и страниц Писцовой книги на тексты, каждый легко – может найти, в каком озере, в какой реке, каким способом и какая рыба ловилась в 1500 году. Рыба для новгородца часто служит и предметом, которым он уплачивает доход своему землехозяину. Что касается других промыслов, то о существовании их говорят случайные отметки относительно того или другого крестьянина и рода его занятий. И прежде всего, – существовало ткачество. Указаний прямых на него как будто и нет. Но когда мы при перечислении доходов получаемых от деревень, видим пасмы пряжи (III, 127, 170), убрусы, утиральники (677), локти полотна, попоны, – существование ткачества сомнению не подлежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Не так ясно значение изучения Византии для понимания средневековой истории западного мира. По обычным представлениям, извлекаемым из общих курсов истории, Византийская империя, после принятия франкскими королями титула западного римского императора и в особенности после разделения Церквей, считается каким-то оторванным от общей семьи европейских народов миром, стоящим вне всяких отношений к западной жизни, а потому и совершенно безынтересным для понимания этой последней. Нет ничего более ошибочного, как это представление о положении Византии в ряду средневековых государств! Конечно, Византия развила свою отличную от Запада культуру, имела своеобразные учреждения и свой особенный строй жизни, но она отнюдь не стояла вне всяких соприкосновений с Западом. Напротив, следует сказать, что ни одно крупное, великое событие на Западе не совершалось без такого или иного участия в нем Византии, что история той и другой половины Европы развивалась не только аналогично, но и в постоянном взаимодействии. Начиная с IX в. 675 , через всё протяжение Средних веков западные правители и византийские императоры находятся в частых сношениях, заключают иногда союзы и договоры, устраивают общие предприятия и вступают в родственную связь при помощи браков. Если Запад часто влекло к Востоку старое благоговение к прямой наследнице величия Римской империи и желание связать себя с ней, то Византия в своих отношениях к Западу заботилась о более общих интересах – о борьбе с племенами, нападавшими на неё и тревожившими западные окраины. Известно, что ещё Карл Великий вёл переговоры о бракосочетании своей дочери Ротруды с Константином VI 676 , и когда это дело не удалось, то он сам был не прочь жениться на византийской императрице Ирине 677 , чтобы соединить в своих руках Восточную и Западную империи. С другой стороны, уже в 839 г. послы императора Феофила являлись к Людовику Благочестивому в Ингельгейм, чтобы просить его о помощи против сарацин 678 , а во второй половине этого века заключён был даже формальный союз между обеими Империями 679 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Примечания И твой, государев, боярин твоим, государевым, длом радет и промышляет неоплошно. – По мнению М.И. Тихомирова, медленность сыска – необходимая предосторожность, «политический расчёт»; поскольку силы князя И.Н. Хованского были очень незначительны, ему приходилось выжидать подходящего для сыска времени. По прибытии в Новгород в распоряжении И.Н. Хованского находились лишь по сотне дворян, стрельцов и слуг. Тайно собрав из пятин дворян до 2 тыс. человек, Хованский только тогда приступил к сыску: это произошло через 11 дней по вступлении в Новгород – Тихомиров 1940, 113. 6 . «Отписка» новгородского митрополита Никона царю с просьбой о скорейшем решении участи восставших (20–21 мая) РГАДА, ф. 96, оп. 1. стлб. 3, ч. 3, л. 677. Писцовая скоропись. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 1997, 129 (1648–1649), 130 (1652). Документ изд.: Коваленко и др., 2001, 338–339 139); датирован 20–21 мая «условно по дате выезда предыдущего гонца 19 мая... и дате пометки о получении с учётом срока дороги от Новгорода до Москвы в 5–6 дней» (с. 406). 1476 Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии! Богомолецъ твой, государевъ, новгородцкой Никонъ митрополитъ Бога молю и челом бью. В нынешнемъ, государь, во 158 (1650)-м году майя 1477 въ 19–й день по твоему, государеву, указу твой, государевъ, бояринъ князь Иванъ Никитичь Хованской с стоварыщи 1478 из Великого Новагорода пошел во Псков со всми твоими, государевыми, ратными людьми. что в Великом Новгороде по сыску твоего, государева, боярина князя Ивана Никитича Хованского смутных людей сыскалось, и т по твоему, государеву, указу посажены по тюрмам 1479 до твоего, государева, указу близко трехсот человкъ. И ко мн, богомольцу твоему, приходятъ с плачем з болшимъ 1480 матери и жены, и дти их, и не дадут к твоему, государеву, богомолью к церкве пройтить, а чают тмъ всмъ седлцамъ 1481 , которые и не в болших 1482 винах, смерти. И от тово во граде всякимъ чинов людем ужас великой. А псковскому твоему, государеву, длу, что здся в Великом Новгороде смутные люди посажены по тюрьмамъ, помочи нт. А которые и были во Пскове 1483 , и от нихъ слышеть, что и во Пскове ужас велик 1484 , что здся в Великом Новгороде многие люди в тюрьмах седят. И того ради и 1485 псковичи больше крепятца, чтоб имъ твоему, государеву, боярину не здаватьца и для сыскного дла в город не

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В то же время в историографии присутствуют и иные интерпретации указанных выше проблем. В первую очередь следует отметить концепцию Г. К. Бреннеке. Исходя из вполне традиционной идеи о взаимосвязи провозглашения второй сирмийской формулы с церковной политикой Констанция на Западе и утверждая, что составители формулы Урсакий, Валент, Герминий и Потамий (последнего исследователь считает человеком, превосходящим образованием своих иллирийских коллег) действовали по поручению императора, 675 Г. К. Бреннеке затем приходит к совершенно не вписывающимся в рамки традиционной концепции оценкам богословского содержания формулы. Немецкий исследователь решительно отвергает всякие попытки интерпретации второй сирмийской формулы в аномейском ключе, 676 указывает на ее глубокую связь с западной богословской традицией (в первую очередь с богословием Тертуллиана , 677 и видит во второй сирмийской формуле попытку отхода от восточного оригенизма. 678 Следует также подчеркнуть, что, по мнению Г. К. Бреннеке, Осий и Либерий подписали формулу не в силу направленного против них физического давления, а будучи убеждены в ее ортодоксальности. 679 Если Г. К. Бреннеке рассматривает Сирмийский собор 357 г. исключительно как собор западный и по своему составу и по своим целям, то В. А. Лёр, напротив, интерпретирует его решения по преимуществу в «восточном» контексте. Исследователь подчеркивает, что бóльшая часть богословских идей, высказанных в тексте второй сирмийской формулы, находит себе соответствия в различных восточных вероучительных формулах предшествующего времени. 680 Целью же создания текста был, по мнению исследователя, поиск путей к преодолению сердикского раскола 343 г. и примирению евсевиан с западным епископатом. Поэтому в формуле присутствуют аллюзии на исповедание веры западных отцов Сердикского собора. 681 Последнее обстоятельство, а также стремление к выходу из «сердикского тупика» позволило, по мнению В. А. Лёра, поставить свою подпись под текстом формулы Осию Кордубскому папе Либерию и Потамию. 682 В «восточном» контексте вторую сирмийскую формулу интерпретирует и М. Симонетти. По мнению итальянского исследователя, вторая сирмийская формула была своеобразным «эдиктом терпимости» в отношении аномеев. 683 Кроме того, М. Симонетти рассматривает события 357 г. как результат распада единого евсевианского блока на радикальное «арианофильское» крыло, представителями которого были Урсакий, Валент и Герминий, и умеренное омиусианское во главе с Василием Анкирским. 684 Таким образом, вторая сирмийская формула может быть интерпретирована как своеобразный ответ формирующемуся омиусианскому течению. 685

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010