Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель. Зверь этот есть Сатана, который, будучи умерщвлен Крестом Христовым, вновь оживет при кончине [мира] и ложными знамениями и чудесами будет через Антихриста действовать для отвержения Креста. Поэтому он был и действовал до Креста, и нет его, поскольку спасительными мучениями обессилен и лишен той власти, которою через идолослужение имел над народами. При кончине же [мира] придёт указанным нами образом, выйдя из бездны или оттуда, куда осужден 677  и куда изгнанные Христом бесы просили его не посылать их, но в свиней 678 ; или же выйдет из настоящей жизни, которая называется бездной иносказательно, по причине греховной житейской глубины, обуреваемой и волнуемой ветрами страстей. Отсюда же для погубления людей выйдет и имеющий в себе Сатану Антихрист, чтобы вскоре получить погибель в будущем веке. И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. По причине ложных чудес удивятся, говорит, пришествию зверя те, которые не написаны в книге вечно живущих и которые не изучили его по Христовым предсказаниям; удивятся, размышляя и о том, каким образом получил он снова прежнюю власть. Здесь ум, имеющий мудрость. Поскольку, говорит, духовно сказано, то для понимания нужна и мудрость духовная. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей. Семь голов и семь гор, думаем, означают особенно превзошедшие прочие своим мирским могуществом и силой семь мест, в которых, как знаем, в разные времена было утверждено мирское царство. Первое из них царство Ассирийское, второе в Экбатанах владычество Мидян, царь которых Арбак, как повествуется, убил Сарданапала, царя Ассирийского; за ним в Вавилоне Навуходоносор утвердил власть Халдеев, после поражении которых в Сузах учреждено Киром царство Персидское, а по разрушении его Александром – царство Македонское. Затем в древнем Риме, после первых его царей и консулов, при Кесаре Августе достигла всевластия монархия Римская, поддерживаемая нечестивыми царями до Константина Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

664 Ибн-Гишам сказал: «один учёный рассказывал мне, что Амру-бну-Лухай по одному своему делу отправился из Мекки в Сирию. Когда он прибыл в Мааб, в стране Балки, там были в то время амалакитяне, а они сыны Имляка, или по словам других, Имляка-бну-Лявидз-Сим-бну-Нух. Он увидел, что они поклонялись идолам. Он спросил, что это за идолы, которым, как я вижу, вы поклоняетесь? Они отвечали: идолы, которым мы покланяемся, дают нам дождь, если мы просим их о дожде; и помогают нам, если мы просим их о помощи. Он сказал им: дайте мне какого-нибудь идола, и я увезу его в Аравию, чтобы и там поклонились ему. Тогда они подарили ему идола, который назывался Гобал. Он прибыл с ним в Мекку, поставил его и приказал людям покланяться ему и чтить его». Ибн-Гишам, стр. ?. 665 Масуди говорит: «Первый араб из Хозаитов, который исполнил эту обязанность (охранение Каабы) был Амру-бну-Лухай. Настоящее имя его Ребия, сын Хареса, сына Амера. Амру изменил религию Авраама и ввёл у арабов культ идолов; потому что, будучи в Сирии и увидевши людей, которые обожали идолов, он взял одного из тех идолов и поставил его в Каабе. Так как Хозаиты стали могущественными, то идолопоклонству Амру стали подражать все арабы». Sacy, Chrestom. Arab, t. II, p. 452–453. 668 Ибн-Гишам стр. 50–51. Считаем не бесполезным заметить раз навсегда, что как в сейчас приведённом месте, так и в других выдержках из арабских писателей, мы сочли бесполезным приводить иснад и оставляем его. 674 Чис. 25:1–3 . И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. 676 «Пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар, и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему? Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги?» Иер.2:10–11 . 677 «Он )т.е. Магомет) говорит, что Бог составляет единое целое, или шарообразен. Но эти выражения описывают телесную (σματος) форму, и свидетельствуют, что речь идет о теле; как и слова «компактный» и «спрессованный». Если же Бог, по его мнению, материальная сфера, то он не слышит и не видит» – прим. электронной редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Они, слышав сильную проповедь Петрову, умилишася средцем и реша к Петру и прочим Апостолам: что сотворим, мужие братие? Петр же рече к ним: покайтеся; и да крестится кийждо вас во Имя Иисуса Христа, во оставление грехов; и приимете дар Святого Духа! Вам бо есть обетование и чадам вашим и всем дальним, елики аще призовет Господь Бог наш. И иными словесы множайшими засвидетельствоваше и моляше я, глаголя: спаситеся от рода строптивого сего! И мнози, любезно прияв слово его, крестишася, крестишася яко три тысящи 676 . Апостоли, получив обильное излияние Духа, такую приобели чрез сие веру и любовь ко Христу, что до конца жизни привержены были к Нему и во всем последовали Ему, от которого последования никакое искушение отвратить их не могло, не могло отвратить ни гонение, ни мучение, ни самая смерть. Что самый опыт их жизни и их собственные уверения подтвреждают; как-то Божественный Павел говорит о себе самом и о других: Кто ны разлучит от любве Божия? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день, вменихомся якоже овцы заколения. Но о всех сих препобеждаем за Возлюблшаго ны. Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем 677 . И по сей-то вере и по сей любви Апостоли везде проповедовали Слово Божие, радостную проповедь о Христе Иисусе, не чувствуя трудов и не страшася князей и вельмож, которые их гнали за сие и различными мучениями и смертьми угрожали. А все сие происходило от силы и действия Святого Духа, существенно низшедшего на них! все сие проистекало от обильного излияния Его на них, в котором излиянии недостаточествуем еще мы Христиане; как-то ясно можно видеть сие из великого недостатка познания и разумения Слова Божия, и из великого недостатка веры и любви ко Христу! Как Апостолы прежде Воскресения и Вознесения на небо Иисуса Христа и прежде сошествия Святого духа на них во обилии, могли быть и предателями и отвергающимися и ищущими наружных честей; могли совсем оставить Христа, не знать того, что Он им говорил, и не веровать тому, что Он им предрек: так точно и мы по тому делами своими продаем Христа, меняем Его на мир, на похоть плоти, на гордость диавольскую, отвергаемся Его, творя волю мира, волю сатаны и свою собственную, во многом не разумеем Слова Его и имеем или некоторый род неверия, или великие заблуждения; по тому сие творим что не имеем еще обильного излияния на себя Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? 670 Кто может узнать то, как действует безграничный Ум в небесном мире, а также в земном и преисподнем? Подумайте, Он легко и без труда питает все живое: людей, животных, пресмыкающихся, морских обитателей, микробы,– миллионы живых созданий! Обо всех Он заботится, обо всех печется! Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея 671 . Той рече, и быша, Той повеле, и создашася! 672 Да будет свет – и стал свет; да будет земля– и стала земля; да будут звезды, солнце и луна 673 – и образовались эти страшные светила, эти небесные тела, эти колоссы, подвешенные в воздухе и движущиеся, безграничные, освещающие и украшающие небо. Все пришло в бытие одним словом Божиим! Слово стало плотью и обитало с нами, Слово Отца. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог 674 . Он пришел и воспринял плоть, и стал Человеком, хотя и мир сотворен через Него, и Он сотворил мир! Он дал нам власть быть чадами Божиими 675 . Он пришел к Своим творениям, и они Его не приняли 676 . Теперь помыслите о том, что Он сотворил мир, Он сотворил людей, и они, холодные и бесчувственные, не приняли Его. Он пришел как гость, но вместо постели Ему уготовили Крест, и был Он повешен на древе. Его принял гроб. Земля потряслась, завеса раздралась, солнце помрачилось, вселенная поколебалась! Кто Бог велий, яко Бог наш! 677 Велий еси, Господи, и чУдна дела Твоя, и ни едино же слово возможет достойно воспеть Тебя 678 . Слово стало плотию 679 . Какое величие сокрыто здесь! Бог стал Человеком, снисшел с небес. Бог бестелесный, Дух безграничный, непостижимый пришел и воспринял на Себя человеческую природу, чтобы спасти ее; стал рабом, дабы освободить нас от рабства. Он стал Человеком, чтобы мы соделались богами по благодати. Бози есте и сынове Вышняго вси! 680 Мы через пришествие Божественного Младенца стали родом избранным, народом святым, священством Божиим! 681 Божественное Слово, живое, царствующее, содержащее всю тварь, Слово Единородное, Слово Божие, безграничная сладость бытия Божия, величие, пение мучеников, терпение преподобных, единый Жених чистых душ. И принявшим Его Он дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, но от Бога родились 682 . Те, кто спасутся, не от хотения плоти и похоти, но от Бога родились, и они будут царствовать вместе с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

тело; и одну сторону должен понизить, а другую возвысить, если почувствует, что какую–либо нужно поднять или понизить. Господь наш хочет, чтобы для почитания и чести Его мы ничего не делали без рассуждения, поскольку и могущество царя любит суд (Пс 98, 4). Потому и премудрый Соломон убеждает, чтобы мы суждением не склонялись ни на ту, ни на другую сторону, говоря: чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих (Притч 3, 9). В совести нашей есть неложный, истинный судья, который один не ошибается в суждении о состоянии нашей чистоты, тогда как все другие иногда ошибаются. Ибо при всей осторожности, постоянной тщательности и внимании к себе, но при погрешительном суждении нашем, воспламенившись желанием нерассудительного воздержания или увлекшись вожделением чрезмерного пресыщения, как будем держать в равновесии существо наших сил испытанием на неверных весах? 677//Но, положив на одной весовой чаше чистоту души, а на другой — силы тела, истинным судом совести мы то и другое так взвесим, чтобы ни на какую сторону не склоняться расположением, перетягивающим к одному предмету, — или к неумеренной строгости, или к излишней распущенности. Таким образом мы лучше установим равновесие, так чтобы нам за излишество распущенности или строгости не было сказано: если ты правильно принес, но неправильно разделил, то ты не согрешил ли? (Быт 4, 7). Тех жертв постов, которые мы, исторгая из себя насильственным истощением внутренностей, думаем, что правильно приносим Господу, Тот, Кто любит милосердие и суд, гнушается, говоря: Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием (Ис 61, 8). Также и тех, которые совершают большую часть своих обязанностей и дел для угождения плоти и своей выгоды, остатки их и самую малую часть принося Господу, слово Божие, как лукавых делателей, осуждает так: проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер 48, 10). Следовательно, справедливо Господь порицает того, кто неправым испытанием так обманывает себя, говоря: сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты (Пс 61, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

От хвоста до шеи обнажен древний Вавилон, глумившийся над народом Бо­жиим и святым городом Иерусалимом, – где теперь его слава?! Духовно об­нажил срам древнего змия от хвоста до шеи Христос в первом Своем при­шествии и окончательно произойдет это – во втором, в славную Его Парусию, когда диавол, прельщавший народы, будет ввержен в озеро огненное и серное, где и зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков 675 . Теодицея! Оправдан Бог в делах Своих. После сокрушения главы нечестивого дома, после того, как разбита гла­ва рода злодеев, следует тотальное истребление сил зла. Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они, как вихрь, ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно. И опять это относится как к владыкам Ханаана и Вавилона, так и к князьям и мироправителям тьмы века сего, к духам злобы поднебесным 676 . Как вихрь ринулись хананеи разбить израильтян в радости, как бы ду­мая поглотить бедного, т.е. народ, истощенный сорокалетним странствова­нием по пустыне. Как вихрь, ринулись халдеи разбить святой град Иеру­салим и Божий народ в нем. Халдеи, не знавшие сопротивления, делали это в радости, как бы думая проглотить иудеев навсегда. Кстати, пророческие слова относятся и к неправедным судьям иудейским, которые коварством и неправдою своею думали поглотить бедного скрытно. Это ведь и было пер­вое недоумение Аввакума 677 . Он не мог понять, сколько еще взы­вать к Господу и почему Он не спасает бедных от грабительства и насилия. Противно было еще и то, что иудейские судьи делали это скрытно, внешне создавая впечатление вершителей правды закона Ягве. И все это до време­ни. Наступает момент, и Господь пронзает копьями Иисуса Навина главу вождей ханаанских; копьями халдеев – главы неправедных судей иудейских; копьями персов – главы халдеев, – и так до тех времен, пока будет неправда на земле. И, наконец, все это относится к силе бесовской, о которой Иисус сказал Своим ученикам и всем в Него уверовавшим: именем Моим будут из­гонять бесов 678 . Кстати, бесовская сила, сила греха в особенности, стремится поглотить бедного, в Бога не богатеющего 679 человека, скрытно. Аввакум вместе с Исаией восклицает:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Что касается Самарии, столицы Израильского царства, она была захвачена в 722 г. до P. X. ассирийскими войсками. Большая часть народа была переселена царем Саргоном II на территорию Ассирии, где, по мнению еврейских историков, «теряются следы десяти пропавших колен». И наоборот. Царь ассирийский Ассаргаддон в 677 г. «перевел людей из Вавилона и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и поселил их в городах самарийских вместо сынов Израилевых. При том сделал каждый народ и своих богов и поставил в капищах высот, какие устроили Самаряне, – каждый народ в своих городах, где живут они. Вавилоняне сделали Суккот-Беноф, Кутийцы сделали Нергала, Емафяне сделали Ашиму, Аввийцы сделали Нивхаза и Тартака, а Сепарваимцы сожигали сыновей своих в огне Адрамелеху и Анамлех, богам Сепарваимским. Между тем, чтили и Господа, и сделали у себя священников высот из среды своей, и они служили у них в капищах высот. Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их. И дети их, и дети детей их до сегодня поступают так же, как поступали отцы их» (4 Цар. 17:24.29–34.41). Так возникла своеобразная этнокультурная общность и странная синкретическая религия, соответствующая смешанному составу населения. Иудеи считали самарян «иноплеменниками» (Мф. 10:5). Когда те выразили желание принять участие в строительстве Второго Храма, их помощь была отвергнута. С того времени повелась вражда между иудеями и самарянами. В 129 г. до P. X. самарянский храм на горе Гаризим был разрушен Иоанном Гирканом. Но и после этого гора Гаризим оставалась для самарян преимущественным местом молитвы. Сегодня в Наблусе и ближних селениях живет всего лишь около 400 человек самарян. Вопреки укорам они очень ревностно заботились о «чистоте крови», в результате чего, из-за близкородственных браков, многие из них страдают душевными болезнями; община интенсивно вырождается, практически исчезает. Но и теперь каждый год на Пасху самаряне собираются на горе Гаризим, вкушают праздничного агнца, совершают моления. Из Библии они признают только Пятикнижие, причем владеют его очень древним пергаменным списком. По самарянскому преданию, эта рукопись – древнейшая в мире, ее написал будто бы Аарон, брат Моисея, 3.500 лет назад. (Ученые датируют книгу XII в. н. э.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Взгляну на Вила в Вавилоне, и исторгну из уст его проглоченное им и впредь не будут стекаться к нему народы, и стены вавилонские упадут. И когда в один год пойдет весть, и за ней в другой год весть, когда на земле будет смятение, владетель восстанет на владетеля. Посему, вот приходят дни, когда я взгляну на идолов Вавилона; и вся земля его устыдится, и все убитые его будут лежать среди его, и пр. 671 . И напою допьяна князей его и мудрецов его, области начальников его и градоначальников его, воинов его и уснут сном вечным и не пробудятся, говорит царь – Иегова воинств имя его. Так говорит Иегова воинств: широкие стены Вавилона до основания расстроятся, и высокие ворота его огнем сожжены будут: и так напрасно трудятся народы, и племена для огня мучат себя. И когда кончишь чтение сей книги, привяжи к ней камень и брось ее в глубину Евфрата, и скажи: так погрязнет Вавилон, и не восстанет после бедствия, которое я веду на него» 672 . Неприятели, которые должны были осадить Вавилон–трусость вавилонян–способ, каким город был взят, и все замечательные обстоятельства осады были предсказаны и описаны пророками так, как факты представлены древними историками. «Иегова возбудил дух царей мидийских, потому что он имеет мысль о Вавилоне истребить его» и пр. 673 Цари персидский и мидийский, побужденные общим интересом, охотно вступили в союз против Вавилона и единодушно вверили командование своими соединенными армиями Киру 674 , своему родственнику и предполагаемому наследнику их обоих. Но взятие Вавилона предназначалось не одним только этим царствам: другие народы должны были сделать нашествие на него. «Поднимите знамя на земли; трубите трубой среди народов, зовите на него народы, скликайте на него царства араратские, ашкеназские. Ибо вот я возбудил, и веду на Вавилон сонм городов великих от земли северной» и пр. 675 . Кир победил армян, которые восстали против Мидии, пощадил их царя, обязал их снова вступить в подданство её и присоединил их армию к своей собственной 676 . Он принял гирканцев, которые восстали против Вавилона, как союзников мидян и персов 677 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

«Сын Человеческий, пришед, обрящет ли веру на земли» 675 – скорбным вопросом дал предсказание об этом Господь еще в середине земного служения Своего. Мы уже видели черту этого неверия у тех наглых ругателей последних дней, о которых говорил ап. Петр; ап. Иуда, повторяя эти слова, для основной характеристики их добавляет: «… это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» 676 . Так и ап. Павел охарактеризировал эту пору последних дней, как «времена тяжкая» 677 , время отступления от веры 678 . Давая более частную характеристику людей того времени, апостол указывает на полное извращение их нравственной природы, полную противоположность их нормальному типу христианскому, «… ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» 679 . «И тогда соблазнятся многие, – говорил в Своей эсхатологической речи и Господь, – и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга… И по причине умножения беззакония, во многих охладеет (иссякнет) любовь» 680 … Церковь Христова вечна, и Евангелие вечно. Поэтому останутся они и в те ужасные времена, и не только останутся, но и возвещаться и действовать будут во всем мире: «… и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» 681 . Но рядом с этою проповедью, противодействуя ей, будут возвещаться и всякие извращения ее и лжеучения и многих прельстят. И при этом Господь несколько раз указывал, что «… придут многие под именем ЕГО» 682 , будут говорить: вот здесь Он, или там, в пустыне или в потаенных комнатах, «… ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великия знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» 683 . Однако, действовать будет эта проповедь соблазнителей не на всех, а лишь на «… погибающих, со всяким неправедным обольщением» их – «… за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010