3) Далее г. Соколов требует для своего клиента, в качестве суда первой степени, права подвергать виновных удалению от должности свыше чем на 6 месяцев, запрещению священнодействия свыше чем на 3 месяца, переводу с одного места на другое (676, 677). 4) Наконец г. Соколов требует для своего клиента и права налагать высшие церковные наказания: отрешение от должности с низведением в причетники, лишение сана с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях и наконец лишение сана с исключением из духовного ведомства. Но эти дела г. Соколов обставляет такими сложными условиями, каких, вероятно, не слыхал ни один юрист. Здесь „кроме права апелляций со стороны подсудимых и протестов со стороны прокуратуры, исполнение этих приговоров епархиального суда, по г. Соколову, не может последовать иначе, как по рассмотрении и утверждении их высшею соборною властью епископов. При этом было бы желательно, чтобы самое постановление этих приговоров в епархиальном суде совершалось при участии духовенства в качестве присяжных заседателей (677). Какой мудреный г. Соколов; у него и присяжные заседатели и ревизионный порядок, все вместе, и горох, и капуста. Не мало изумлен был бы светский юрист, если бы прочел этот проект духовно-светского канониста. Присяжные заседатели, по общему мнению и по всем законодательствам выражают такую совесть, которой никто не вправе поверять; а г. Соколов назначает над присяжными без жалобы, а в силу самого закона ревизию и притом людей, не видавших и не слыхавших самого дела. Присяжные и ревизия их приговора! Г. Соколов, с твердою и полною верою в достоинство своих практических соображений и своего плана, упрекал г. Лаврова, почему тот не обращал на них внимания и возлагал на него обязанность дать отчет и отзыв о его проектах, конечно хвалебный. Посему, не восхищая себе того, что составляет обязанность других, мы ограничимся здесь только немногими замечаниями. 1) Г. Соколов в своем епархиальном пресвитерском суде совмещает четыре функции – функцию обыкновенного суда 2-й инстанции, функцию обыкновенного же суда 1-й степени, приговоры которого подлежат обжалованию и переносу в высшую инстанцию по отзывам и протестам, и две функции суда с присяжными, из коих первую составляют сами же члены епархиального суда, решая некоторые довольно важные дела окончательно и безапелляционно, в одной инстанции, вторую же составляет суд с присоединением к нему присяжных из духовенства; но приговоры этого последнего рода восходят ревизионным порядком на рассмотрение и утверждение суда высшей инстанции. Сколь много тут юридического и практического это, вероятно, откроет г. Лавров в силу возложенной на него обязанности. О каноническом же достоинстве скажем мы, но несколько ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

нужно все преодолевать или терпением или бдением и молитвами» (129). Преодолевать же – нужно, ибо – «служащие своей тройственной похоти никогда не достигнут благ царствия небесного», т. е. лишены надежды спасения (637. Ср. 677). Другие места, сюда относящиеся: «люди безразлично, а пожалуй даже с излишком предаются тройственной мирской похоти, как бы желая возместить потерю мясных блюд» (речь идет о посте, 216); «человек – погряз в суетном служении тройственной мирской похоти» (411), – «предается всем сладостям тройственной мирской похоти» (460), «увлекается тройственной мирской похотью» (498); люди одни других «стараются уловить в сети мерзкого служения тройственной мирской похоти» (561), «предаются соблазнам тройственной похоти» (609:626). В самом почти конце книги (стр. 677) проповедник повторяет о лишении даров искупления людей, которые «всем своим существом отдаются в воздействие одной лишь тройственной похоти мира, плоти и диавола». – Итак, прежде всего очевидно, что «тройственная похоть» в отношении к беспрепятственности в совершении нашего спасения есть нечто важное, если может лишить даров искупления. Допустим, что для автора, как богослова по образованию, ясно, что тройственная похоть составляется: похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской (стр. 609). Но может ли автор брать все эти понятия и употреблять в речи к простому народу как такие, относительно которых решительно нельзя сомневаться, чтобы они не оказывались в умах слушателей не готовыми понятиями, а одними словами без даже приблизительного знания того, что под этими словами скрывается? Не отрицаем, что эта формула о тройственной похоти употребительна в проповедях именно так, как употребляет ее проповедник, то есть, как нечто будто бы и для слушателя не богословского образования само собою понятное. Но самое большое, что здесь таковой слушатель может выработать для себя, это разве, что, например, «похоть мира» есть нечто дурное; все же остальное составляет ту часть богословского учения, которая для ума поселянина трудно восприемлема в ее обычном виде и требует нарочитого приспособления. Точно также проповедник сво-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

стными историческими условиями (Приб. к Церк. Ведом., 1906 г., 13–14, статья: „Христианство и демократия“, стр. 675–680). Между этими причинами не последнее место занимает „характер приема, оказанного появившейся в Европе демократии христианскими церквами или клиром этих церквей“ (стр. 677). „Клир, почти повсюду, начиная с Франции, составлял государственное сословие и сословие первое в государстве. С ниспровержением прежнего порядка потрясалось все его материальное и нравственное положение и таким образом к идейным причинам вражды к новому строю у клира присоединялись причины личные, материальные и неудивительно, что большинство духовенства стало смотреть на демократию, как на врага, с которым мир невозможен“ (стр. 678). Таким образом мы видим, что иногда в истории гибельная для государства и Церкви враждебность двух благодетельных и, по существу, не враждебных начал жизни обусловливается более или менее случайными историческими обстоятельствами и, в частности, некоторой косностью и неподвижностью клира, непониманием и игнорированием с его стороны общецерковной пользы, во имя своих интересов. Вследствие этого Франция доселе страдает от этой гибельной для государства и по меньшей мере бесполезной для церкви вражды, в то время как христианство и демократия мирно уживаются в других странах, напр., в Америке, Швейцарии, Бельгии, как „и у нас на Руси древнее „народоправство“ в Новгороде и в других местах прекрасно уживалось с православием“ (стр. 677); и эта мирно уживчивость нисколько не служила и не служит ко вреду христианства и Церкви. – Это свидетельство расположенного к христианству писателя и урок истории должны побудить наших церковных деятелей, по крайней мере, не относиться к освободительному и в глубоких корнях демократическому движению только с отрицанием. Не следует даже подавать повода думать, что в отрицательном и огульно враждебном отношении представителей Церкви к освободительному движению действуют не столько принципиальные соображения и идейные стремления, сколько своекорыстное желание сохранить свои права и привилегии. Не будем даже говорить о сочувствии или не сочувствии этому движению, но со

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Припоминается, что, когда я с Ал. П. Лебедевым однажды посетили Н.А-ча в Петровско-Разумовской Академии, он в разговоре бросил фразу, показавшуюся мне непонятной, что здесь – в Академии – он стал умнее. Означало ли это, что в бытность свою доцентом Духовной Академии он не считал себя и не считался умным, – или же он хотел указать на полученные им здесь и ему прежде неизвестные сведения по естествознанию, в частности по естественной географии Палестины (он печатал о горах, реках и пр. Святой Земли) – не знаю. М. Муретов Протасов Н.Д. Плафонная лепка и печные изразцы елизаветинского времени в актовом зале Московской Духовной Академии [с рисунками]//Богословский вестник 1914. Т. 3. 10/11. С. 677–700 (1-я пагин.) —677— Актовый зал И.М.Д. Академии представляет несомненный интерес и научное значение для истории декоративного искусства в России XVIII века не только со стороны идеологической, но и чисто технической. Необходимо предварить, что это последнее, вообще и, в частности, елизаветинской эпохи, когда искусство приняло особое, совершенно необычное направление, смешавшись с ремеслом в собственном смысле, не только не разработано, не показано постепенное превращение одних форм в другие, но и остается неразрешенным вопрос о степени самобытности творчества работавших тогда художественных сил русских. Между тем, эта эпоха, когда наши художники начинают интересоваться красотой , перестают рабски копировать не только идеи, но и формы западные, создашь образцы, говорящие об утонченном, глубоком понимании прекрасного, несомненно, должна представлять большой интерес. Конечно, мы должны учитывать влияние, если не прямое, то все-же сильное, стиля «рококо», этого родного детища капризного легкомыслия эпохи французских королей Людовика XIV и XV, однако не можем не констатировать, что в это время русские художественные силы достаточно окрепли в своем самосознании и могли делать выбор. —678— В то время на западе, в художественной среде, появилось течете, которое вполне сознательно заявляло недовольство тяжелыми, серьезными формами предшествовавшего периода, требовало переоценки и стремилось к формам легким, нежным. Прямая линия сменяется волнистой, причудливые, почти бесформенные завитки (волюты), обломы в виде раковин, неопределенные картуши, все это сменяло расчетливую, строго планомерную декорацию. Полная асимметрия становилась как бы законом, определявшим творчество. Сильные тона и глубокая тени избегаются при внутренних декорировках, их место занимают светлые, розоватые или голубые краски с золотом. Искусство в собственном смысле, по-видимому, перестает существовать, его место занимает искусство прикладное, декоративное. Нарцисс из Неаполитанского музея немыслим без декоративного панно, которое, однако, само имеет отнюдь неслужебное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сунский дом предпринял другими средствами облегчить участь скитальцев и бедняков. Зная, что возвращение на прежнее жительство для бедных не очень легко, а для казны обременительно, правительство сделало распоряжения, которые клонились к тому, чтобы воспрепятствовать частому переселению народа из одного места в другое. С этою целью оно вменило в обязанность земским начальникам увещевать бедный бродячий класс людей оставаться на всегдашнее жительство в его округе, и тот из чиновников, который большее количество временных жителей водворял в своем округе, имел право на большие награды. Чтобы бедные и вообще временные жители, в крайних обстоятельствах, не кабалили себя навечно или временно своему хозяину и таким образом не делались рабами, правительство определило наказание всем, которые вздумали бы приобретать себе всегдашних слуг посредством кабалы; а за тех, которые по причине крайней бедности давно уже заложили себя, выдавало выкуп хозяевам. Меры сии увеличили число податного народа и возвысили народонаселение государства. В 1021 считалось 8.677.677 семейств и 19.930,320 душ; в 1080 возвысилось уже до двойного содержания – 14.852,684 семейств и 33.303,889 душ; а в 1102 году населенность Сунского государства состояла из такого количества, какого уже не было в последние периоды существования этой династии: итог сей заключается в 20.019,050 семействах и 43.820,769 душах. К сожалению, плутовство и обман были очень знакомы Сунским чиновникам. Хотя правительство поставило в обязанность земским властям стараться о водворении бродячего класса народа, в своем округе и определило награды, соответствующие количеству водворенных семейств; но чиновники другим образом привели в исполнение благодетельное намерение правительства. Вместо того, чтобы останавливать бродячий только класс народа и способствовать довольству и спокойствию пришельцев, чиновники заботились только об увеличении итога семейств или домов в своем ведомстве и тем открыть себе путь к повышению и милостям правительства. С этою целью они разделяли дома, имевшие в семействе несколько душ мужеского пола, не позволяли двум взрослым братьям жить вместе и составлять одно семейство; от такого повсеместного злоупотребления естественно увеличивалось число семейств, но число душ было не значительно по отношению к количеству домов, потому что действительно существующее число душ нельзя заменить вымышленным, иначе с возвышением количества душ должно прибавиться количество податей и число народа, способного нести государственные службы. Все переписи, произведенные при Сунской династии, носят на себе отпечаток такого злоупотребления тогдашних земских властей. По всем историческим данным количество душ относится к числу семейств как 2:1 и следовательно на одно семейство приходилось только по две души, иногда слишком, но никогда не приходилось по три; почему только списки душ имеют официальную достоверность, напротив итоги семейств не заслуживают никакого внимания. 40

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОДЕКС ФЕОДОСИЯ (лат. Codex Theodosianus), один из важнейших памятников постклассического рим. права, первый офиц. сборник конституций рим. императоров; составлен по распоряжению имп. Феодосия II , был обнародован в вост. части Римской империи 15 февр. 438 г. и вступил в силу 1 янв. 439 г. Издание К. Ф. было одним из значительных этапов систематизации рим. права, к-рая началась с создания Законов XII таблиц (451-449 до Р. Х.), продолжилась затем в неосуществленных планах кодификации Юлия Цезаря ; в Вечном Эдикте Сальвия Юлиана, который осуществил в нач. II в. по поручению имп. Адриана окончательную систематизацию преторского права; в кодексах имп. конституций (в Грегориановом и Гермогениановом кодексах) и завершилась созданием Институций Юстиниана , «Дигест» Юстиниана и Кодекса Юстиниана в 528-534 гг. Некоторые исследователи выражают мнение (см., напр.: Falchi. 1989. P. 242; Barone Adesi. 1998. P. 77. N 64; Сильвестрова. 2007. С. 8-15), что завершением процесса систематизации рим. права можно считать и создание «Василик» или же всю работу по «очищению древних законов», предпринятую императорами Македонской династии Василием I Македонянином и Львом VI Мудрым во 2-й пол. IX - нач. X в. Язык К. Ф.- латынь (единственное исключение - написанное на греческом постановление CTh. IX 5. 4; см.: Stolte. 2008). Создание К. Ф. Предпосылки систематизации Непосредственными предшественниками К. Ф. считают составленные в кон. III в. в правление имп. Диоклетиана Грегорианов и Гермогенианов кодексы, к-рые также представляли собой сборники имп. постановлений, однако не получили офиц. признания. Оригинальный текст кодексов не сохранился, за исключением недавно обнаруженных фрагментов Грегорианова кодекса ( Corcoran, Salway. 2010. S. 677-678). О составе кодексов можно судить по их фрагментам, включенным в более поздние своды, в основном в Кодекс Юстиниана. Грегорианов кодекс состоял по меньшей мере из 13 книг. В него вошли преимущественно частные имп. рескрипты, а также эдикты и письма, начиная с правления имп. Адриана и заканчивая правлением имп. Диоклетиана. Затем в Гермогенианов кодекс были добавлены имп. постановления нач. IV в.

http://pravenc.ru/text/1841632.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ [киевское знамя], нотолинейная система записи одноголосных и многоголосных богослужебных песнопений РПЦ, разработанная на западноукр. и западнобелорус. землях не позднее нач. 90-х гг. XVI в. Для записи мелоса используется 5-линейный нотный стан. В сер. XVII в. К. н. была принесена украинцами и белорусами в Москву, где в конце столетия в одной из певч. азбук получила название «киевское знамя» (см.: Наука всея мусикии. Аще хощеши разумети киеуское знамя//РНБ. Q.XII.1. Л. 125-129, 80-е гг. XVII в.; изд. Шабалин. 2003. С. 364). В Московской Руси К. н. применялась для записи одноголосных песнопений и многоголосного партесного пения . Наименования К. н. и ее элементов (ключей, нот, длительностей и др.) известны из двознаменных азбук певческих и музыкально-теоретических трактатов о партесном пении 2-й пол. XVII в., составленных, вероятно, с участием укр. певчих (см.: «Сказание - како подмечати над российским знаменем столповым в странных и простых согласиях, где прилучится, русскою согласною пометою против киевския шкали (т. е. звукоряда.- Е. Ш.) и против существа»//РНБ. Q.XII.1. Л. 80 об.; изд.: Шабалин. 2003. С. 190). Линейная нотация называлась также «органопартесной» (см., напр.: «Извещение о согласнейших пометах, снесенных (т. е. соотнесенных.- Е. Ш.) с нотами органопартесными»//РНБ. Кир.-Бел. 677/934. Л. 26, 90-е гг. XVII в.; изд.: Шабалин. 2003. С. 192). В работах укр. исследователей К. н. нередко именуется «ирмолойной» по причине ее применения в укр. и белорус. Ирмологионах - певч. сборниках смешанного типа кон. XVI-XIX в. Проблемы происхождения и типологии Поскольку с рубежа XVII и XVIII вв. К. н. стала преобладать в певч. книгах РПЦ ( знаменная нотация продолжала применяться в старообрядчестве ), вопросы ее генезиса и особенности графики рассматривались во мн. научных и научно-популярных трудах, посвященных истории рус. церковнопевческой культуры. Несмотря на это, история К. н. изучена недостаточно, ее позднейшие графические формы часто принимаются за ранние. Причина ошибок - в недоступности для большинства исследователей таких источников по К. н., как украинско-белорус. Ирмологионы кон. XVI - 1-й пол. XVII в., и, как следствие - невозможность сличить графику ранней К. н. и зап. нотного письма.

http://pravenc.ru/text/1684531.html

«Священная летопись» Георгия Властова. Книги Исход и Левит – с объяснительными примечаниями критический разбор Источник Издание священных книг: Исход и Левит – с объяснительными примечаниями (критический разбор) Священная летопись. Том второй. Вторая и третья книги Моисеевы: Исход и Левит. С картою и литографиями. Примечания Георгия Властова. С.-Петербург. 1877г. Второй том почтенного труда г. Властова имел ту же форму, как и первый: он заключает в себе текст книг Исход и Левит – в русском синодском переводе и объяснения к нему в виде примечаний; текст напечатан особенным четким шрифтом, объяснения очень мелким; последние составлены при тех же иностранных пособиях, какими пользовался автор при объяснении кн. Бытия, каковы: английская комментированная Библия , комментарий Отто Герлаха, Кальмета; по местам встречаются также ссылки на немецких комментаторов – Кейля, Кнобеля и некоторых других. Весьма объемистый второй том «Священной Летописи» (677 страниц), вышедший через год после первого тома, прежде всего, говорит об энергической настойчивости, с какой почтенный автор осуществляет свою прекрасную цель – посильно помогать русскому обществу в понимании ветхозаветного откровения. Если автор при составлении своих объяснений исключительно пользовался готовыми трудами западных экзегетов, избирая из нескольких то, что казалось ему лучшим и передавая это на русский язык, то и это труд не малый, особенно для светского человека, и полезный для тех слоев нашего общества, которым не доступны западные комментарии. Составляя свои объяснения при руководстве западных комментаторов, автор неизбежно встретился с большим разнообразием мнений и относительно общего плана и характера священных книг, и относительно понимания того или другого места или слова и наконец – построчного перевода многих мест. И для человека с богословским образованием часто не легко бывает справиться с подобным материалом и не потеряться среди такого водоворота мнений, которые бывают обоснованы на известных данных и кроме того не редко имеют еще особые, не всегда указываемые, основания в общих точках зрения на ветхозаветное откровение, ветхоз. канон и т.п. В подобных случаях выбор объяснения, всего более сообразного со священным текстом, может быть результатом напряженного труда, состоящего в тщательной критической оценке оснований существующих в экзегетической литературе объяснений известного места. Без сомнения, и автору рассматриваемого сочинения не редко приходилось быть в подобном трудном положении, и нисколько неудивительно, если он в некоторых случаях остановился на полдороге, т.е. ограничился одною передачею существующих объяснений или различных переводов того или другого места. Имеет свое значение и то, что он потрудился собрать некоторые из существующих объяснений и познакомить с ними русских читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Закрыть Казаки среди добровольцев на Балканах в конце XX века 31.03.2004 677 Время на чтение 11 минут Одной из сравнительно малоизвестных страниц российской истории последнего десятилетия стало участие добровольцев из России в локальных конфликтах - как на территории бывшего СССР (Абхазия и Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье), так и в республиках распавшейся Югославии. Это они во многом спасали честь России - учитывая, что власти страны, говоря о своем " невмешательстве " в дела ставших в одночасье независимыми государств, забывали сплошь и рядом о российских национальных интересах, - бросив к тому же фактически на произвол судьбы сотни тысяч этнических русских, русскоговорящих и православных по вероисповеданию. Наиболее многочисленной, энергичной и сплоченной силой в составе российских добровольцев были в эти нелегкие годы казаки. Оставшись непризнанными и невостребованными у себя на Родине, они все-таки пытались хоть таким образом - полулегально или вовсе нелегально, вопреки официальной позиции властей - принести пользу России. И во многом именно активное участие казаков в составе добровольческих частей и подразделений вынудило в середине 90-х годов Президента страны издать первые указы по созданию казачьего Государственного реестра, юридически оформляющего привлечение казаков к несению тех или иных видов государственной службы. Сегодня мы представляем вашему вниманию воспоминания полковника казачьих войск Виктора Заплатина - участника боев на территории Приднестровья, Абхазии и Боснии. Он рассказывает о создании и первых боях созданного в помощь православным сербам Боснии первого казачьего отряда. До выхода в отставку Виктор Владимирович служил в 7-й дивизии ВДВ, был награжден российскими и зарубежными правительственными наградами. В Приднестровье он был старшим офицером батареи 82-мм минометов. В Абхазии - командиром батареи Д-44. В Восточной Боснии - командиром отряда (казачьего батальона). В настоящее время Виктор Заплатин - член правления и командир Отдельного отряда патрульной службы Московского городского казачьего общества - внесенной в Государственный Реестр столичной казачьей организации.Одной из главных сил Русского

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Индонезия: коронавирусом заразились 200 прихожан пятидесятнической церкви 08.04.2020 14:58 Версия для печати Джакарта, 8 апреля, Благовест-инфо. Свыше 200 прихожан пятидесятнической церкви в Индонезии оказались больны коронавирусом, сообщает UCA News .   На прошлой неделе власти провинции Западная Ява проводили массовое экспресс-тестирование на коронавирус.  Было проведено 15 000 тестов, выявлено 677 положительных результатов, в том числе у 310 кадетов полицейской академии в Сукабуми и 226 членов Вефильской церкви Индонезии (ВЦИ) в столице провинции Бандунге. По словам губернатора, коронавирус был ранее выявлен у пастора церкви, который проводил собрание прихожан 3-5 марта и имел с ними прямой контакт. 21 марта пастор умер от COVID-19. От заболевания также скончалась его жена. Как сообщили UCA News в руководстве ВЦИ, мероприятие 3-5 марта было запланировано задолго до того, как власти Индонезии объявили о первых подтвержденных случаях заражения и призвали граждан молиться дома. «Мы не нарушали призывов правительства. Все воскресные службы проводятся по домам начиная с 22 марта. Все встречи проходят онлайн, эти правила действуют для наших общин по всей Индонезии и за рубежом», - пояснил в письме агентству председатель ВЦИ в Западной Яве Сатрья.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010