Более того, воскресение есть одна из форм или определенный тип «бессмертия»; именно это Павел и говорит в 1Кор 15:53–54 . Он не «комбинирует» два несовместимых представления; он просто описывает само воскресение, новую телесную жизнь, где уже не может быть смерти 675 . Подобным же образом любой иудей, верующий в воскресение, от Даниила до фарисеев и далее, естественным образом верил и в промежуточное состояние, когда некое подобие личной идентичности сохранялось от момента физической смерти до момента нового телесного воплощения при воскресении. Это также есть разновидность «бессмертия». Если не считать, что «воскресение» означает некое новое воплощенное состояние, которое человек обретает немедленно после смерти, – а у нас нет никаких свидетельств о том, чтобы какие–либо иудеи того времени верили в нечто подобное, – очевидно, что тут предполагается некое непрерывное существование. Учитывая то, как употреблялось слово «бессмертие», оно может вести к непониманию, если им обозначают такое промежуточное состояние; однако постольку, поскольку такое состояние подразумевает сохранение идентичности человека после физической смерти, нельзя сказать, что этот термин тут неадекватен 676 . Именно об этом состоянии преемства и говорится в Прем 3:1–4 , в тексте, который поныне жив в христианской церкви (его включают в гимны, читают на заупокойных службах), тогда как остальные части книги давно брошены на съедение книжным червям и кротам от науки. Этот утешающий отрывок, как может показаться, говорит о бестелесной окончательной участи человека, подобно тому, что мы видели, например, у Филона или где–то еще: 1 А души праведных в руке Божьей, и мучение не коснется их. 2 В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, 3 и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. 4 Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. Это теплое и трогательное описание нынешнего состояния праведных после смерти. Образ душ в руке Божьей перекликается со множеством других иудейских текстов, как библейских, так и созданных современниками автора 677 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Грешникам Бог говорит: если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю ( Ис.1:18 ); покаянием Он изменяет мрак в свет и словом благости разрешает бесчисленные грехи; к ходящему же в правде говорит: кто скажет брату своему: «безумный», подлежит геенне огненной ( Мф.5:22 ). За одно слово он определил такое наказание, а при множестве грехов обнаруживает великое снисхождение. (44, С. 677) Христос никогда не осуждал на наказание тех, которые не имеют дарований, но всегда тех, которые не оказывают праведной жизни. Для Него особенно желательны отличная жизнь и безукоризненные дела; а разделение дарований зависит не от воли получающего, но от воли дающего. Посему Христос нигде не восхваляет творящих чудеса, и учеников, восхищавшихся этим, отклоняет от такой радости: не радуйтесь, говорит Он, что духи вам повинуются ( Лк.10:20 ); а везде Им ублажаются милостивые, смиренные, кроткие, чистые сердцем, миротворцы, совершающие все это и тому подобное. (12, С. 222) ...будь учеником Павла, поревнуй тем словам, которые громко произнесла эта блаженная и доблестная душа: Ибо я уверен, говорил он, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.8:38–39 ). Его не могли отлучить от любви Божией ни Ангелы, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни другая какая-нибудь тварь... (34, С. 386) ...Бог продолжал благодетельствовать ему [человеку – С. М.] не меньше, чем прежде, показывая, что, хотя бы мы тысячу раз согрешили и отступили от Него, Он никогда не перестанет устроять наше спасение и что если мы обратимся, то спасемся; если же будем упорствовать во зле, то, по крайней мере, ясно будет, что Бог делает все, от Него зависящее. (7, С. 143) ...будем непрестанно прибегать к Нему [Господу Богу – С. М.] и во всякой печали искать Его утешения, во всяком несчастье – Его избавления, Его милости, во всяком искушении – Его помощи. Какое бы ни было бедствие, сколь бы велико ни было несчастье, Он может все прекратить и отстранить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

(43, С. 672) Я боюсь, чтобы, приняв стадо Христово здравым и крепким и потом по невнимательности причинив ему вред, мне не прогневать против себя Бога, Который так возлюбил его, что для искупления и спасения его предал Самого Себя. (16, С. 265) Грехи наши считаются как бы долгами, и тогда как кающимся грешникам Бог прощает весь долг, от праведников требует напротив еще и лихвы. Приступил к Нему человек, который должен был много талантов, и так как он, каясь, и с усиленной просьбой молил о деле и сказал: потерпи на мне, и все тебе заплачу ( Мф.18:26 ), то Человеколюбец не ждал уплаты, а вменил признание вместо уплаты долга. Должнику десяти тысяч талантов Он простил все решительно, тогда как от праведников, говорит Он, будет требовать еще лихвы: для чего же не дали серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью ( Лк.19:23 ). Я говорю это не потому, что Бог будто бы враждебно относится к праведникам, – для Бога нет ничего вожделеннее праведника – а потому, что, как я сказал раньше, грешника Он утешает, чтобы восстановить, а праведника устрашает, чтобы утвердить (в правде); и первым прощает многочисленные грехи как врагам и надменным, в последних же строго примечает и маловажное, желая, чтобы не было никакого недостатка в их совершенстве. (44, С. 677) ...изгнание из рая, и удаление от древа жизни, и осуждение на смерть кажется делом наказующего и отмщающего, но на самом деле есть не меньше прежнего дело Промышляющего [Бога – С. М.] (о человеке). (7, С. 143) ...пророк предсказал, что смерть Господа искупит людей от грехов: Он понес на Себе грех многих ( Ис.53:12 )... (33, С. 367) Тот [Господь Бог – С. М.], Кто помог тебе перенести... невыносимое несчастье и успокоил тебя... Тот и впредь оградит тебя от бед... (13, С. 251) Как в лечебнице можно видеть множество людей и с выколотым глазом, и с поврежденной ногой, и с болезнью в другом члене, сидящих вместе и ожидающих врача; так и в этом месте [у целебного источника – С. М.] можно было видеть множество собравшихся. В тех притворах был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня ( Ин.5:5–7 ). Для чего Иисус, миновав всех прочих, подошел к нему? Для того, чтобы показать и силу Свою, и человеколюбие: силу, потому что болезнь сделалась уже неизлечимой и расслабление больного было безнадежно; человеколюбие, потому что Промыслитель и Человеколюбец, преимущественно перед другими, воззрел на того, кто особенно достоин был милости и благодеяния. (32, С. 359)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ст. 2. …И пошел царь в дом Господень... и пророки... Под сими последними могут быть разумеемы, вообще, учители народные, бывшие ученики школ пророческих, а также и великие личности служивших в то время пророков, каковы: Иеремия, Софония, Варух и пророчица Олдама. В их присутствии Иосия, воспламененный ревностью к Иегове, прочитал, во-первых, к народу все приличные тогдашним обстоятельствам слова найденной книги завета, т. е. все обетования Божии благочестивым и все угрозы на вероломных. Во-вторых, ставши на возвышенное царское место во дворе Господнем, Иосия возобновил завет с Иеговой и привлек к нему весь народ, подражая в сем случае Иисусу Навину 677 , Самуилу 678 и своему прадеду Езекие 679 . Ст. 4. ... и сжег… идольские вещи, вынесенные из храма, …за Иерусалимом, в долине Еедрон (там, где чтили Молоха), и велел прах их отнести в Вефиль... Зачем так далеко? Затем, конечно, чтобы выразить свое крайнее презрение к этому месту, как бы, некоему отвратительному складу всяких идольских нечистот; ибо в сем месте цари Израильские в первый раз ввели в грех десять колен Израильских, отвратив их от Иерусалимского богослужения. Ст. 6. ... и бросил прах сожженной Астарты на кладбище общенародное... Это с той целью, дабы самый этот прах любострастной и нечистой богини был осквернен прикосновением к мертвенным останкам тех людей, которые были чтителями ее при жизни 680 . Ст. 8. …И вывел всех жрецов из городов Иудейских, и осквернил высоты, на которых совершали курения жрецы, от Гевы (северного предела Иудеи) до Вирсавии (южного предела Иудеи)… Здесь, конечно, разумеются те самые высоты, о которых в предыдущих своих повествованиях свящ. историк неоднократно замечал, что они были терпимы даже благочестивыми предшественниками Иосии 681 , т. е. высоты, на которых, по некоторому укоренившемуся обычаю, возносились жертвы – хоть Иегове, а не идолам, и, притом, жрецами из рода Аарона, а не самозванными, – но все же вопреки закону, нигде не позволявшему воскурять жертвы Иегове, кроме Иерусалимского жертвенника 682 . Все таковые незаконные высоты Иосия осквернил, вероятно, обычным своим способом, т. е. осыпавши их мертвенными останками 683 . А что жрецы здесь разумеются не языческие, это видно из дальнейшего, 9 стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

креста. 676 18. клятве и присяге Клятва и присяга, в сущности, одно и то же; разница между ними лишь в том, что присяга «дается по установленной церковью и государством форме и с соблюдением предписанных ими обрядностей», а клятва без всяких формальностей, только с призыванием Бога во свидетели истины и в каратели лжи и обмана. 677 Поэтому если дозволительна одна, то дозволительна и другая. Слово Божие свидетельствует, что в Ветхом Завете клятва употреблялась еще патриархами (напр., Авраамом – Быт. 14:22–23 ) и освящена примером Самого Бога, Который, чтобы показать людям непреложность Своей воли и Своих обетований, клялся Самим Собою ( Быт. 22:16 ; Втор. 32:40 ; Амос. 6:8 ). Со времени Моисея клятва получила обязательную силу ( Исх. 22:11 ; Втор. 6:13 ) и стала употребляться во всех важных случаях жизни, напр., при судебных процессах ( Исх. 22:8 ; 3Цар. 8:31 –32 ), для засвидетельствования верноподданнической преданности царю ( 4Цар. 11:4 ) и т. п. Не прекратилась клятва и в Новом Завете, как об этом было предсказано пророками ( Ис. 65:16 ; Иер. 12:10 ), и как свидетельствует ап.Павел, говоря: «люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их» ( Евр. 6:16 ). Сам Господь Иисус Христос неоднократно свидетельствовал истинность Своих слов, ссылаясь в подтверждение их на Отца Своего Небесного ( Ин. 5:30–32 и др.), а на суде у первосвященника принял присягу и под присягой показал, что Он действительно есть вочеловечившийся Единородный Сын Божий, так как на вопрос первосвященника: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий?» ответил: «ты сказал» ( Мф. 26:63 – 64 ), т. е. употребил клятвенную формулу. 678 Ап. Павел в своих посланиях неоднократно призывает Бога в удостоверение своих словъ, т. е. употребляет клятву, напр.: «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» ( Фил. 1:8 ); «свидетель мне Бог... что непрестанно воспоминаю о вас» ( Рим. 1:9 ); «Бога призываю во свидетели на душу мою» ( 2Кор. 1:23 ; ср. 2Кор. 11:31 ; Гал. 1:20 и др.). Ап. Иоанн также говорит в Откровении: «Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков» ( Откр. 10:5 – 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

И в другом месте 676 вы находите написанным 677 : «Всякий, кто любить отца своего я матерь свою более Меня, тот недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более Меня, тот недостоин Меня. И всякий, кто не возьмет креста своего и с радостью в ликованием не последует за Мной, тот недостоин Меня. Всякий, кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; всякий, кто спасает душу свою, отвергая Меня, тот погубит ее 678 . Ибо что за прибыль человеку, если он весь мир приобретет, а душа его погибнет? Или что он даст как выкуп за душу свою?» 679 . И далее 680 : «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убити, убойтесь более Меня, Который может погубить душу и тело в геенне». ///Всякий, кто изучил какое-либо мастерство, взирает на своего учителя и видит, с какою ловкостью и пониманием выполняет он произведение своего мастерства, и сам, со своей стороны, подражает ему, и совершает дело, вверенное ему так, что не слышит от него никакого порицания. Но если что-нибудь исполненное им малоценно, значит– он не достиг совершенства. Мы же, имеющие наставником и учителем Господа, разве не должны подражать Его учению и образу жизни? Ведь Он богатство и красоту, силу и славу оставил 681 , а соделался бедным S 80/CA V. 6///затем отрешился от Своей благословенной Матери Марии, от Своих братьев и даже от Самого Себя и претерпел преследование до креста. Все это претерпел Он ради нас, дабы нас, принадлежащих к (избранному) народу, освободить от уз повторения (закона) 682 , о чем мы прежде упомянули, и вас, принадлежащих к язычникам, спасти от идолослужения и от всякого нечестия и сделать Своим достоянием. Итак, если Он пострадал ради нас. чтобы нас, верующих в Него, искупить не стыдясь (этого), то почему мы не должны ревностно подражать Его страданиям, так как Он дарует нам терпение? И именно ради нашей души, чтобы быть нам спасенными от геенны; ибо Он пострадал ради нас, мы же ради нашей души. Разве необходимо для нашего Господа, чтобы мы страдали ради, Него?/Он хочет лишь одного: испытать глубину нашей веры и желание нашей души///Итак, откажемся от наших родителей и сродников и от всего, что существует в этом мире, и даже от нашего собственного «я».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

45 . Слышу голос веления Господа моего: «не отягощайте сердец ваших объедением и пьянством» 676 . От пьянства я далек; будь милостив, да не приближусь к нему. Чревоугодие 677 иногда подползает к рабу Твоему; будь милостив, да удалится оно от меня. «Никто ведь не в силе быть воздержанным, если Ты не дашь». Многое посылаешь Ты по нашим молитвам; и то доброе, что мы получаем раньше, чем попросим, получаем мы от Тебя, и то, что понимаем это только потом, получаем мы от Тебя. Пьяницей я никогда не был, но пьяниц, которых Ты сделал трезвенниками, знал. Ты делаешь, что одни никогда не становятся тем, чем и не были; Ты делаешь, что другие перестают быть тем, чем были; Ты делаешь, что и те и другие знают, Кто это сделал. Слышал я и другой голос Твой: «не ходи вслед похотей твоих и воздерживайся от пожеланий твоих» 678 . Слышал по милости Твоей и другое изречение – очень мною любимое: «едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» 679 , иными словами: первое меня не обогатит, другое не огорчит. Слышал и еще: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть; умею жить в изобилии и умею терпеть недостаток. Всё могу в Том, Кто меня укрепляет» 680 . Вот воин небесного лагеря, не прах, как мы. Но вспомни, Господи, что «мы прах», что из праха Ты сотворил этого человека, что он «пропадал и нашелся». И он ничего не мог сам по себе, ибо был таким же прахом, он, кого я так полюбил за эти слова, вдохновленные Духом Твоим: «всё могу в Том, Кто меня укрепляет». Укрепи меня, чтобы я мог; дай, что повелишь, и повели, что хочешь. Павел признаёт, что всё получил от Тебя и «чем хвалится – в Господе хвалится» 681 . Слышал я и другую молитву: «удали от меня чревоугодие». Из этого явствует, Святый Боже, что Ты даешь силу исполнить то, чему велишь исполниться.   46 . Ты научил меня, Отче Благий: «всё чисто чистым, но худо человеку, который ест, вводя в соблазн; всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением; пища не приближает нас к Богу; и никто да не осуждает нас за пищу, или за питье, а кто ест, не презирай того, кто не ест, а кто не ест, не осуждай того, кто ест» 682 . Я усвоил это и благодарю Тебя и восхваляю Тебя, Боже мой, Учитель мой, стучащийся в уши мои, озаряющий сердце мое! Избавь меня от всякого искушения. Я боюсь не кушанья нечистого, но нечистой страсти. Я знаю, что Ною было позволено есть всякое мясо, употреблявшееся в пищу, что Илия восстановил свои силы мясом, что Иоанна, дивного постника, не осквернило употребление животной пищи, т.е. саранчи. И я знаю, что Исава прельстила чечевица, что Давид сам себя укорял за желание напиться, что Царь наш был искушаем не мясом, а хлебом. И народ в пустыне заслужил упрека не потому, что захотел мясной пищи, а потому, что, мечтая об еде, возроптал на Господа 683 .  

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Константин I. В каталогах для Константина стоят цифры весьма различные: у патриарха Никифора 1 г. 11 мес. 7 дней, у Никифора Каллиста 8 л. 11 мес. 7 дней, в каталогах Леунклавия, Матфея Кигалы и Филиппа Кипрянина 2 г. 3 мес., в 1-м каталоге Фишера 1 г. 11 мес., а во вгором 2 г. 662 Как наиболее подробная, дата каталога патр. Никифора обращает на себя особое внимание. Что она вместе с тем и самая близкая и истине, это видно из летописи Феофана, где стоит, несомненно, подлинное число 2 г. 663 Разности в других каталогах легко объяснимы: в каталогах Фишера первоначальная подробная дата, что бывает часто, округлена – в первом менее через пропуск 7-и дней, – во втором более через прибавку 23 дней; в каталоге Никифора Каллиста цифра лет η (8) естественно получилась из α (1) (прав. 8-е в отделе о каталогах), дата каталога Леунклавия – 2 г. 3 м. перенесена для Константина от Феодора 1-го, его преемника, на продолжительность правления которого она указывает действительно (прав. 1-е в отделе о каталогах). Принимая за наиболее точную дату патр. Никифора и высчитывая 1 г. 11 мес. 7 дней вперед от второй половины августа 675 г., смерть Константина мы должны отнести к концу июля 677 года. Вычисление месяца вполне подтверждается и несколько поправляется свидетельством менология Василия, где память Константина приурочена к 9 августа 664 . На основании этого свидетельства следует и возведение Константина отнести не к концу августа, а к самому началу сентября. В последнем случае вычисление года не может быть согласимо с показанием Феофана, который начало правления Константина относит к 666 году алекс. эры 665 . Но это несогласие не может подорвать доверия к нашему вычислению в виду сказанного выше (в речи о Фоме 2-м) об отклонении, которое в данном случае у Феофана должно было возникнуть необходимо. Итак, Константин 1-й занимал кафедру с самых первых чисел сентября 675 года до 9 августа 677 года. Феодор 1-й. Все каталоги, за исключением каталога Никифора Каллиста, где стоит ровно 2 г., имеют для первого правления Феодора 2 г. 3 мес., причем, как уже выше замечено, эти цифры у Леунклавия, Матфея Кигалы и Филиппа Кипрянина перенесены на место пропущенной даты Константина 1-го 666 . Помимо согласного показания каталогов достоверность цифр 2 г. 3 мес. подтверждается, несомненно, подлинным свидетельством летописи Феофана и Зонары 667 , где дата является в округленном виде – 2 г. Занятие кафедры Феодором нет данных отделять большим промежутком от смерти Константина: предполагая, что это случилось в августе же 677 года, подтверждение этого предположения можно находить в показании (подлинном) летописи Феофана, что 1-й год правления Феодора был 668 год алекс. эры (август его 668 + 9=август 677–нашего года). Считая с конца августа 677 года 2 г. 3 мес. вперед, низвержение Феодора следует отнести к октябрю – ноябрю 679 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Огромным эмоционально-экспрессивным зарядом обладала народная речь, элементы которой, наряду с устойчивыми словосочетаниями формулярного характера, функционировали в XVII в. в деловой письменности разного назначения. Народная речь и образность в челобитных и посланиях протопопа Аввакума к царю были, по словам В. В. Виноградова , «одним из приёмов выхода за пределы книжно-церковной лексики» 64 . Ориентация старообрядческих публицистов, бывших друзей и знакомых Никона, на разговорный язык, прежде всего на просторечные, взятые из живого употребления слова, способствовала усилению экспрессивности изложения 65 . «Отписки» и послания Никона царю наполнены живой разговорной речью. Особенный интерес для изучения языка митрополита Никона представляют как его собственноручные «отписки» из Новгорода – 18 и 19 марта 1, л. 124–125; 2. л. 126), так и записанные там же с его слов дьяком – 4 апреля 3, л. 287–290), 1 мая 4, л. 502–504), 20–21 мая 6, л. 677). Для описания своего болезненного состояния и страданий после побоев Никон использует глагольные формы со значением движения, источником которых служит народная речь; глаголы обладают большой экспрессивной выразительностью: «одва добрел с великою нуждею», «в санях, взваляся, приволокся», «лежу в конц живота и кашлею кровью, и живот весь запух» 1, л. 125). Никон использует народные варианты словоформ: местоимение 3 л. мн. ч. «оне» («он»), в то время как в других документах из Новгорода наблюдается смешение форм «они» – «оне»; формы возвратного местоимения «с о бя» 1, л. 124); наречий «тольк е » 1, л. 503) и « о два» 1, л. 125); глагола «сыскало се » 1, л. 125); разговорные формы «хоро н ы» 3, л. 287) и «пройти ть » 6, л. 677); народную лексику «спхом» 1, л. 125, 532), «ослоп» 1, л. 125), народно-поэтическую лексику: «кручинишься», «налгал небылицу» 4, л. 504). Близость языка к разговорному проявляется в отражении на письме разговорных форм: переход гласной «и» в «ы» в начале слова после предлога на согласный – « с ы ными», « к ы зменнику». « к Ы вашку» 1, л. 125), « в ы збу» 1, л. 126), « с Ы гнашкою» 4, л. 502); озвончение глухого согласного в приставке под влиянием звонкого согласного в предлоге – «по д о д пискою» 1, л. 126), оглушение согласного в предлоге – «ни х какому» 4, л. 502) или созвучие гласных в словосочетании – «он ы достойн ы » 6, л. 677); северно-русское «оканье» – «р о зговаривал», «р о зсылал» 4, л. 502). При описании бури на Белом море Никон использует специальную и диалектную лексику: «учал быть втр в мор противен, именуемым глубник...»; «трус творяше»; «не возмогли якори удержати, парусы изодрало, и шеимы исперервало, и якори изломали...»; «летняя сторона» (Сл., 320).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Тоже наблюдается и относительно души. Если кто захочет с корнем исторгнуть страсть, укоренившуюся и долго жившую в душе, то для этого исправления недостаточно однодневного или двухдневного увещания, а нужно часто и в продолжение многих дней беседовать об этом предмете, – если только хотим проповедовать не из честолюбия и для удовольствия, а для блага и пользы… Это, мне кажется, самый лучший способ наставления – не переставать внушать, что бы то ни было, до тех пор, пока не увидим, что внушение перешло в дело. Минь. Т. IV. С. 677. Творения Т. IV. С. 831. 323. Постепенность тем в проповеди Кто говорит сегодня о милостыне, завтра о молитве, послезавтра о кротости, далее о смиренномудрии, тот не утвердит своих слушателей ни в одной из этих добродетелей, потому что он постоянно перебегает от одного предмета к другому и от этого опять к иному. Напротив, кто хочет, чтобы слушатели исполняли на деле слова его, тот до тех пор не должен прекращать свое увещание и советы об одном и том же предмете, и переходить к другому какому-нибудь, пока не увидит, что прежнее увещание хорошо укоренилось в них. Минь. Т. IV. С. 677. Творения Т. IV. С. 832. 324. Святые – образы добродетелей в проповедях Кто хочет учить смирению и кротости, следовало бы самому подать примеры этих прекрасных добродетелей, чтобы и словами наставлять, и делами поучать. Но, так как мы сами весьма скудны ими, то воспроизведем пред вами образ одного из святых (прославившихся этими добродетелями) и (как бы) поставим его пред вашими очами, сделаем вам убедительное и сильное увещание, побуждая и вас, и себя подражать добродетели праведника, как некоему первообразу. Минь. Т. IV. С. 677. Творения Т. IV. С. 325. Забота о примирении с врагами Станем все переносить, и делать, и терпеть, лишь бы врагов (наших) примирить с нами. Будем доискиваться не того, справедливо или несправедливо они злобятся на нас, а только того, чтобы они перестали враждовать против нас. И врач заботится о том, как бы вылечить больного от болезни, а не о том, насколько виновен он в своей болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010