Человек пугается и страшится разных неожиданностей на земле из-за отсутствия или недостатка страха Божия 676 . Кто же соединяется с Богом этим святым чувством, тому не приходится бояться и ужасаться земных происшествий. Господь принимает и держит его за правую руку, как отец сына, от опасностей оберегает и в болезнях целит лучами благодати Своей 677 . Это – признак пребывания боящихся Господа в памяти и любви Господней 678 . Кто касается богобоязненных, на того воспламеняется гнев Божий 679 . Богобоязненному Аврааму Господь говорил в видении: «Не бойся, Авраам, Я – твой щит« 680 . Тождественными словами ободрял Своих учеников Христос Спаситель. »Не бойтесь людей, – утешал Он их, – так как и волосы на голове вашей все сочтены 681 Богом». Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство 682 .      Не бойтесь ничего, что (вам) надобно будет претерпеть 683 . Имеющие благодатный страх Божий мужественны и в смертных опасностях. Они, подобно псалмопевцу Давиду, говорят о себе: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» 684 . Ко внутреннему покою богобоязненных Господь нередко прилагает, как дар, внешнее довольство и материальное благополучие. Они бывают счастливы в семейной жизни, благословенны добрым супружеством и послушными детьми, долголетны на земле 685 и питают надежду на светлую загробную будущность 686 . При всей необходимости страха Божиего для человеческого счастья люди в своем большинстве живут, не имея этого святого чувства. Сердце их не страшится делать зло по той причине, что не всегда скоро совершается суд Божий над их худыми делами 687 . Например, бесстрашно согрешающие против ложа своего, говорят в душе своей: »Никто не видит меня: чего мне бояться? " 688 Страх их, очевидно, вызывается лишь заметностью их грехов для человеческих глаз. Бесстрашие перед Богом – показатель безрассудства и гордости человека. Только гордый способен не содрогаться от страха, совершая что-либо греховное 689 . Заключение Библейская цитация по вопросу о страхе Божием приводит к следующему определению: «Страхом Божиим следует назвать естественно-благодатное, сознательное и энергичное чувствование человеком святости, любви, правды и могущества Божия, охраняющее его от грехов и движущее ко всецелому послушанию воле Божией».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Если Он [Господь Бог – С. М.] увидит падшего, простирает руку милосердия; если увидит стоящего, наводит (на него) страх, и поступает Он так по справедливости и правосудию, потому что праведника страхом Он подкрепляет, а грешника милосердием восставляет. (3, с. 677.) Разве Бог не мог, еще прежде прошения, подать нам блага, даровать нам жизнь беспечальную и свободную от всякой скорби? Но Он делает то и другое по любви к нам. В самом деле, для чего Он попускает нам испытывать скорби и нескоро избавляет от них? Для чего? Для того чтобы мы обращались к Нему с мольбой о защите, прибегали к Нему и непрестанно призывали Его к себе на помощь. Для того и болезни тела, для того и скудость плодов, для того и голод, чтобы мы из-за этих бедствий всегда прилеплялись к Нему, и, таким образом, через временные скорби сделались наследниками вечной жизни. Стало быть, и за них мы должны благодарить Бога, Который многими способами врачует и спасает души наши. (3, с. 665.) Видишь ли мудрость Врача [Господа Иисуса Христа – С. М.]? Видишь ли Его попечение? Он не только избавил от настоящей болезни, но предостерегает и от будущей; и весьма благовре-менно. Когда тот [расслабленный – С. М.] был на одре, Христос не говорил ему ничего такого, не напоминал ему о грехах, так как душа недужных бывает раздражительна и болезненна; а когда Он изгнал болезнь, когда возвратил здоровье, когда на деле доказал Свое могущество и попечение, тогда предлагает благовременный совет и увещание, оказавшись уже самыми делами достойным веры. (2, с. 362.) Всю благость Господа к нам ни познать, ни изъяснить невозможно. (1, с. 147.) (Спаситель) исторгает не болезнь только, но и корень болезни. Корень любодеяния – бесстыдная похоть; потому Он наказывает не только за любодеяние, но и за похоть, – матерь любодеяния. Так поступают и врачи: они вооружаются не только против болезней, но и против самых причин (их); и если увидят, что больны глаза, останавливают течение худых мокрот сверху, из висков. Так делает и Христос. (3, с. 671.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Смотри, какая щедрость! А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много. Итак, грешная эта жена получила прощение стольких грехов, а Мария, сестра Моисея, за малый ропот, осуждается на проказу (Чис. 12: 1). Грешникам Бог говорит: если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю (Ис. 1: 18); покаянием Он изменяет мрак в свет и словом благости разрешает бесчисленные грехи; к ходящему же в правде говорит: кто скажет брату своему: «безумный», подлежит геенне огненной. (Мф. 5: 22). За одно слово Он определил такое наказание, а при множестве грехов обнаруживает великое снисхождение. (3, с. 677.) Христос никогда не осуждал на наказание тех, которые не имеют дарований, но всегда тех, которые не оказывают праведной жизни. Для Него особенно желательны отличная жизнь и безукоризненные дела; а разделение дарований зависит не от воли получающего, но от воли дающего. Посему Христос нигде не восхваляет творящих чудеса, и учеников, восхищавшихся этим, отклоняет от такой радости: не радуйтесь, говорит Он, что духи вам повинуются (Лк. 10: 20); а везде Им ублажаются милостивые, смиренные, кроткие, чистые сердцем, миротворцы, совершающие все это и тому подобное. (1, с. 222.) Будь учеником Павла, поревнуй тем словам, которые громко произнесла эта блаженная и доблестная душа: Ибо я уверен, – говорил он, – что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8: 38–39). Его не могли отлучить от любви Божией ни Ангелы, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни другая какая-нибудь тварь. (2, с. 386.) Бог продолжал благодетельствовать ему [человеку – С. М.] не меньше, чем прежде, показывая, что хотя бы мы тысячу раз согрешили и отступили от Него, Он никогда не перестанет устроять наше спасение, и что, если мы обратимся, то спасемся; если же будем упорствовать во зле, то, по крайней мере, ясно будет, что Бог делает все, от Него зависящее. (1, с. 143.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Это был один человек: царь Салима Мелхиседек. Имя его 671 , как говорит Писание, «означает «праведный царь», каковым все его и признавали, так что он по этой причине был и служителем Господа Бога 672 . Солиму же впоследствии назвали Иерусалимом» 673 , название же Салим ( ) означает «мирный», «целостный» 674 . «Этот Мелхиседек радушно принял людей Аврама и доставил им жизненные припасы в огромном количестве. Во время пиршества же он начал прославлять самого Аврама и восхвалять Господа Бога, Который даровал тому победу над врагами. Когда же Аврам предложил ему десятую часть добычи, то он принял этот подарок» 675 . (Это, как пишет комментатор, первое упоминание о десятине, «которая отдается на нужды храма и служителей Божиих, а также на поддержку бедных» 676 .) «Мелхиседек был муж праведный и поистине носил образ Христа. Движимый пророческим духом, он приносит от себя Богу будущее приношение Христа. Мелхиседек без отца и родословия, не имеет ни начала дней, ни конца жизни (см.: Евр. 7, 3 ). Такой ведь не может быть человеком, но Богом. Почему же не родословится Мелхиседек, хотя и это был человек подобострастный нам? Потому что он был прообразом Христа и носил образ Христа. Поэтому Писание опустило отца и матерь и рассказывает о нем без родословия, чтобы в нем, как в образе, мы усматривали Христа, Который безотечен на земле по плоти и безматерен на небесах по Духу, по Божеству Который всегда пребывает» 677 . Царство-священство Мелхиседеково – явление особенное. Так его воспринял в Божественном откровении царь-пророк Давид: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседекову» ( Пс. 109, 4 ), то есть – не по тому чину, который был установлен среди избранного народа, а по некоему иному: «не по чину Аарона, приносившего тельцов и овнов, но по чину Мелхиседекову всегда приносящий в хлебе и вине жертву приносящих» 678 . Святой апостол Павел уподобляет Мелхиседека Сыну Божию, говоря: «Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» ( Евр. 7, 1–3 ), – и посвящая весомую по объему часть своего Послания к евреям разъяснению отличий священства по чину Ааронову и по явленному Давиду в откровении «чину Мелхиседекову» ( Евр. 5:6, 10, 6:20, 7:11, 17, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Авраам был гостеприимен. «И явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда он в полдень сидел у дверей своего дома. Он возвёл очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. 676 Увидев их, он поспешил навстречу им и поклонился до земли» ( Быт. 18:1–2 ), не ведая, что это за пришельцы; если бы он знал, кто они, то мы не удивлялись бы, что он служил [как] Богу. «И сказал Авраам: „Господи! 677 Если я обрёл благоволение пред Тобою, не пройди мимо раба своего; принесут воды, и омоют ноги ваши, и отдохните под деревом, а я принесу хлеба поесть”. Они сказали: „Так и сделаем”. Авраам позвал Сарру, свою супругу, и сказал ей: [„У нас] общая жизнь, пусть будут общими и добрые дела; поскорее замеси три саты лучшей муки”. Сам же поспешил к стаду коров и взял телёнка-сосунка от матери, нежного и хорошего, приготовить пищу» ( Быт. 18:3–7 ). Сарра же поторопилась приготовить пресные хлебы. Авраам хотя и владел 318 слугами, сам заколол и принёс телёнка 678 , приготовил пищу и «и поставил перед ними, и они начали есть» ( Быт. 18:8 ). И пришла с рёвом мать закланного телёнка, и Христос повелел 679 , и телёнок тут же ожил, встал и начал сосать свою мать 680 . «Сам же Авраам стоял подле них под деревом, и они сказали ему: „Авраам, где Сарра, жена твоя?” Он отвечал: „Здесь, в доме”» ( Быт. 18:9–10 ). Они же сказали ему: «Авраам, поскольку вы разделяете труд, то разделите и венец, ибо не ослабла у вас телесная сила, но укрепляясь мыслями и бодростью мудролюбия, преодолела естество; неся телёнка, ты не ощущал тяжести, но чувствовал облегчение при мысли о надежде на большее приобретение; и вот ныне сладкий плод взрастила твоя трапеза: Сарра, жена твоя, родит сына». И тут Авраам увидел Бога. «Сарра, стоя за дверьми дома и слушая, посмеялась, сказав: „Как я могу родить, если прошло уже время родить мне и моему мужу”. Обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось, и она посмеялась, сказав сама себе: „Как мне родить, если муж мой стар и я тоже состарилась?” И сказал Господь Аврааму: „Отчего это рассмеялась Сарра, жена твоя? Есть ли что трудное для Бога? Я дал тебе слово: [у Сарры] будет сын”. Сарра же, испугавшись, [сказала]: „Я не смеялась”» ( Быт. 18:11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Естественно духам производить такой шум, не только духам святым, но и духам отверженным: естество тех и других — одно, естественные свойства — одни; различие в качествах происходит от святости одних и от решительного повреждения злобою других. Перемещение Ангела с места на место, занятие им определенного места, что дает понятие даже о естественной величине или росте духов, с особенною ясностию изображено в следующих местах Священного Писания. Архангел Гавриил, повествует евангелист Лука, явился во храме, во время всенародного богослужения, пророку Захарии и благовестил ему рождение Предтечи Господня; при этом явлении Архангел стоял одесную олтаря кадильнаго [ 672 ]. Тот же Архангел Гавриил был послан Богом в галилейский город Назарет к Пресвятой Деве Марии для возвещения Ей, что Она соделается Богоматерию. Он вошел в Ее жилище и, исполнив поведенное Богом, вышел от Нее [ 673 ]. По повествованию евангелиста Марка, жены-мироносицы, пришедши к гробовой пещере, в которой было положено тело Господа, увидели в ней юношу, одетого в белую одежду и сидевшего на правой стороне [ 674 ]; то был Ангел. Об этом Ангеле евангелист Матфей говорит, что он, сошедши с неба, отвалил камень от входа в гробовую пещеру, и сидел на камне. Вид лица его был, как молния, и одежды его были белы, как снег [ 675 ]. Мария Магдалина, пришедши к гробовой пещере, наклонилась и посмотрела во внутренность пещеры; при этом она увидела двух Ангелов в белых ризах; Ангелы сидели в тесной гробовой пещере: один сидел у головы, другой у ног в том месте, где лежало тело Господа Иисуса [ 676 ]. — Способность к передвижению с места на место и к странствованию по разным местам имеют и демоны. Господь сказал о странствовании демона, скучающего об изгнании своем из человека, следующее: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то проходит по безводным местам, ища покоя, и не обретает его. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, из которого я вышел; и, пришедши, находит его пустым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших его, и, вшедши, живут там» [ 677 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Между тем и другая группа женщин, упомянутая в Лyk. XXIII, 55–56 под указанием «жены, пришедшие с Ним из Галилеи», и «приготовившие» в пятницу вечером «благовония и масти», пришла ко гробу и получила особое видение двух Ангелов. Вероятно две группы женщин потом соединяются и идут вместе, когда Господь является им. О них говорит Лука XXIV, 1. «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу и вместе с ними некоторые другие; 2. но нашли камень отваленным от гроба. 3. И вошедши не нашли тела Господа Иисуса. 4. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали пред ними два мужа 675 в одеждах блистающих. 5. И когда они были в страхе, и потупили глаза в землю, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее; 6. сказывая, что Сыну человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту и в третий день воскреснуть». Эта группа женщин, по всей вероятности, соединяется с первой группой, и они идут вместе, когда Господь является им 676 . Эти же святые жены были вероятно с Апостолами в той комнате, где Господь явился всем им, что явствует из текста Лyku XXIV, 33 , который говорит, что в комнате сей были собраны: «и бывшие с ними»: (т. е. Апостолами). Но прежде сего явления, Господь явился, во-первых, Петру, что мы знаем и по указанию Лyku XXIV, 34 , и по упоминанию о том Апостола Павла ( 1Kop. XV, 5 ) и, во-вторых, – двум ученикам, шедшим в Еммаус ( Лyk. XXIV, 13–31 ; Mapk. XVI, 12 ), которых Господь посылает, как бы вестниками перед собою, к собору Апостолов. Тогда происходит в вечер дня воскресения, в общем собрании десяти Апостолов (за исключением Фомы) и, вероятно, Матери Господа и многих верующих мужей и жен, явление Господа церкви христианской 677 . Через семь дней после того ( Иоан. ХХ, 24–29 ) Господь является вторично в Иерусалиме в день недельный всем Апостолам и Фоме и утверждает последнего в вере. Тогда же Господь по всей вероятности дает повеление ученикам идти в Галилею 678 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Прекрасные наставления по этому поводу мы находим в книге Иисуса, сына Сирахова. Здесь требуется от благотворящего такая высота благожелательного настроения, что сове­ты этой книги по данному предмету могут быть признаны имеющими веч­ное значение. «Сын мой! – учит мудрец. – Не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся; не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости, не смущай сердца, уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся... Приклони ухо твое к нищему и отвечай ему ласково, с кротостью» 665 . «Сын мой! при бла- готворениях не делай упреков и при всяком даре не оскорбляй словами. Роса не охлаждает ли зноя? Так слово – лучше, нежели даяние. Поэтому не выше ли даяния слово? А у человека доброжелательного и то, и дру­гое. Глупый немилосердно укоряет, и подаяние неблагорасположенного иссушает глаза» 666 . «К бедному будь снисходителен, и милостыней ему не медли» 667 . «Тяжел для человека с чувством упрек за приют в доме и пори­цание за одолжение» 668 . Чтобы заключить наш очерк ветхозаветных воззрений на милосты­ню, остается сказать лишь несколько слов относительно видов благот­ворения. В ветхозаветных книгах мы встречаем указания на все обыч­ные виды милостыни: помощь нищему и вообще бедному 669 ; указания на долг накормить голодного 670 и напоить жаждущего 671 , помочь больному и калеке 672 , позаботиться об узниках 673 , поддержать вдову и сироту 674 , ока­зать гостеприимство бездомным 675 , одеть нагого 676 , приютить странника 677 , согреть озябшего 678 , совершать погребение умерших бедняков 679 и т. д. Нам нетрудно теперь подвести итоги и сделать общую характеристику ветхозаветного учения о милостыне. Это учение является возвышенным и дышит такой религиозностью и гуманным чувством в отношении бедст­вующих, что в значительной степени может быть признано отвечающим глубочайшим требованиям нашей совести. Если призывы к милостыне носят иногда юридический характер, так что им не достает совершенной свободы, если побуждения творить милостыню указываются не только в благоговении перед заповедью Господа, но и в земном благополучии милосердного, как награде за его благотворительность, то все это было естественно в религии подзаконного человечества, и все это не мешало одухотворять букву закона и возводить ее к совершенству абсолютных требований любви и свободы, как это мы видим, особенно в пророческих созерцаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

675 Records of the Past, vol. III, pp. 39–50. Cuneiform lnscrip. of Western Asia, vol I, pp. 17–27. 677 Местоположение Гая и доселе отмечается курганом развалин, который так и называются курганом или по-арабски „телл“. 678 Tristram, Land of Israel, p. 152. В Масаде, по свидетельству того же Тристрама, он и его спутник могли вести разговор с третьим лицом на расстоянии более 200 сажень, и ясно слышны были даже и некоторые из замечаний, которые делали Тристрам и его друг между собою. Land of Moab, р. 33. 680 Эвальд отрицает это свидетельство Прокопия, но Грец признает его историческую достоверность. Во всяком случае свидетельство это поразительно совпадает с библейским повествованием. 681 Замечательно, что история даже недавнего времени была свидетельницей совершенно подобного же явления. В 1859 году совершенно такое же бедствие постигло австрийцев в битве при Сольферино. Портер описывает каменный град на Босфоре в 1831 году, когда он переезжал его на лодке. У одного из лодочников буквально раздроблена была одна рука, другой получил рану в плечо, и все другие были более или менее ранены. Одна градина разбила конец весла. Два человека были убиты па берегу, и у многих были переломаны члены. Некоторый из найденных градин, поднятых после, оказались более фунта весом и многие в 3 / 4 фунта. См. Geikie, Hours, т. II, стр. 416 (американское изд. 1882 г). 682 Остатки города Мадона с вероятностью можно видеть в развалинах Мадина, к западу от озера Галилейского. 687 Об этом говорится в переводе семидесяти в двух местах: так, в Нав. 21:42 читается: „когда Иисус Навин кончил разделение земли по пределам ее, тогда сыны Израилевы дали часть Иисусу Навину, но повелению Господню, дали ему город, которого он просил, – Фимнаф – Сару дали ему, на горе Ефремовой. И построил Иисус Навин город, которого просил, и жил в нем. И взял Иисус Навин каменные ножи, которыми обрезал сынов Израилевых, родившихся на пути в пустыне, ибо они не были обрезаны в пустыне и положил их в Фимнаф-Саре“. Второе свидетельство о том же находится в 24:30: „и положили там с ним во гроб, в котором хранили его, каменные ножи, которыми Иисус Навин обрезал сынов Израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта, как повелел Господь: и они там же до сего дня“.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

VI, 8. Если вы, настоятели и пользующиеся их наставлениями [ученики], так будете относиться друг к другу: одни – с радостью подчиняясь повелевающим, а другие – с удовольствием ведя братий к совершенству, «в почтительности друг друга предупреждая» ( Рим. 12, 10 ), то будете на земле жить ангельской жизнью. Поэтому никому из вас нельзя обнаруживать гордости, но в простоте [сердечной], единодушии и искреннем [душевном] расположении составляйте вместе [единый] хор. Пусть каждый убедит себя, что он ничтожнее не только брата, живущего с ним, но и всякого человека; сознавая это, он станет подлинным учеником Христовым, как сказал Спаситель: «ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» ( Мф. 23, 12 ) 676 . И еще: «кто хочет быть первым среди вас, будь из всех последним и всем слугою» ( Мк. 9, 35; 10, 43 ; Мф. 20, 27 ), так как и «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк. 10, 45 ). И апостол говорит: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса» ( 2Кор. 4, 5 ). VII, 1. Итак, ведая о плодах смирения и о вреде гордости, подражайте Владыке, любя друг друга, пребывая в добре друг с другом, не страшитесь ни смерти, ни какого-либо иного наказания. Тем путем, которым Бог шествовал среди нас, – им и шествуйте к Богу, единым телом и единой душой направляясь к горнему званию, любя Бога и друг друга. VII, 2. Ведь любовь и страх перед Господом есть первое исполнение Закона 677 . Поэтому каждому из вас следует воздвигать в душе своей, словно мощное и твердое основание, любовь и страх [Божий]; их следует также оживлять благими делами и защищать [усиленной] молитвой. Ведь что касается любви к Богу, то ей присуще рождаться в нас не просто так и не самопроизвольно, но она возникает благодаря многим трудам, великим стараниям и при содействии Христа 678 , как изрекает Премудрость: «аще взыщеши ея яко сребра и якоже сокровища испытаеши ю: тогда уразумееши страх Господень и познание Божие обрящеши» ( Притч. 2, 4–5 ) 679 . А обретя познание Божие и уразумев страх [Господень], ты легко преуспеешь и в следующем, я имею в виду – преуспеешь в любви к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010