399 О душ. и воскр., стр. 231. Мы охотно удерживаем термины, усвоенные русским переводом творений св. Григория. Для обозначения той группы душевных явлений, которую древние психологи отметили названием το επιϑυμητικν, трудно подыскать наиболее соответствующее слово, чем термин „вожделение“. Это–не желание, как движение чисто разумной воли, и не похоть, как исключительное движение чувственности; это–соединение элементов того и другой, способное склоняться как к духовным, так и чувственно-животным интересам; это–нечто среднее между бесстрастным направлением воли к высочайшему благу и полным страсти влечением похоти к низменным, чувственным предметам. Тоже нужно сказать и относительно термина „раздражительность“, который мы будем употреблять для обозначсния душевных явлений, сгруппированных св. Григорием под общим названием–τ ϑυμοειδς. Это–не просто гнев, как определенное, частное психическое явление (в смысле представления о нем нынешней психологии); это–вообще возбуждение или напряжение, которое может сопровождать всякую душевную деятельиость. 433 См. напр. „О надпис. псалм.“ ч. 2-я, гл. 2, стр. 5–8; гл. 4, стр. 15–18. На Еккл., Бесед. 5, стр. 291–2 и мн. др. 445 Об устр. чел., гл. 20, стр. 156–7. Migne, col. 197. Ап. Павел обозначает термином γνσις нынешнее, фрагментарное наше познание в отличие от будущего, интуитивного, которое он отмечает словом πιγνσκειν: „ρτι γινωσχω κ μρους, ττε δ πιγνσομα. καϑς κα πεγνσϑην“ (1Κορ.13:12). См. Stigler, S. 93, Anmerk. 475 Ibid. стр. 525. Более подробное описание тех свойств, (-„изгари“, по образному выражению св. Григория) которые имеют быть отняты от нашего тела через смерть, будет дано ниже, когда будет речь о свойствах тела воскресших. 482 Мысли св. Григория по вопросу о субстанциальности души были изложены нами подробно в первом отделе сочинения (§ Ш, стр. 76–82). 487 Насколько можно судить по общему ходу эсхатологических рассуждений св. Григория, скорее мысль о тождестве воскресших тел с настоящими является следствием рассматриваемой мысли, чем наоборот. Только·в силу ранее утвержденного положения о непрерывной связи души с элементами раз данного ей тела, Григорий нашелся вынужденным утверждать и существенное тождество имеющих воскреснуть тел с нынешними земными, хотя этο последнее учение, как увидим ниже, не вполне гармонирует с его собственным представлением о телах воскресших.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

Бл. Августин. Обозрен. своих сочин. кн. 1, гл. 21, чл. 1: твор. т. 1, стр. 23. Антверпен, 1700 г. Св. Кирилл. александр. Толков. на еванг. от Иоанна: твор. т. 4, стр. 131. Париж, 1638 г. 453 Ориген. Толков. на еванг. от Матфея, чл. 11: твор. т. 3, стр. 524–525. Париж, 1740 г. Бл. Феодорит. Изъясн. псалм. 86: твор. ч. 3, стр. 104–105. Москва, 1856 г. Толков. на пр. Иезекииля: твор. т. 2, стр. 526. Париж, 1642 г. 454 Основание здесь – то же, что и у св. Матфея камень; ибо Спаситель, говоря о Церкви, как здании, употребил слово камень приспособительно к обычаю палестинских жителей – строить здания на камнях, по причине частых бурь ( Мф. 7:24–27 ). 455 Латины различают ключи царства небеснаго от власти вязать и решить (см. § 76); но Спаситель, когда вручал потом власть, обещанную в обозреваемом месте, ап. Петру вместе с прочими апостолами, то не положил между ними и ею никакого различия, но все сосредоточил во власти вязать и решить ( Ин. 20:22–23 ), как сознаются и самые защитники пап (Гратц. Истор.-критич. Толков. на ев. от Матфея, стр. 227). Неизвестно было такое различие и в древние времена Церкви (см. Ориген. Толков. на ев. от Матфея: твор. т. 3, стр. 524–525. Париж, 1740 г. Св. Васил. вел. Подвижн. устав. гл. 22: твор. ч. 5, стр. 450. Москва, 1847 г. Св. Златоуст. Бесед. 23 и 54 на ев. от Матфея: ч. 1, стр. 471, ч. 2, стр. 419–420. Москва. 1846 г. Бл. Августин. Бесед. 149 на деян. апост. гл. 6, чл. 7: твор. 5, ч. 1, стр. 492. Антверпен, 1700 г. Бесед. в день св. апп. Петра и Павла: воскр. чтен. год. 17, стр. 95–96. Киев, 1853–1854 г.). 456 Так, под камнем разумеют: Ориген – то ап. Петра, то всех апостолов; Иларий пиктавийский – то веру ап. Петра, то самаго ап. Петра; бл. Августин – то ап. Петра, то Спасителя; св. Кирилл александрийский – то ап. Петра, то веру его, и проч. Ориген . Бесед. 5 на кн. Исход, чл. 3: твор. т. 2, стр. 145. Париж, 1733 г. снес. Толков. на еванг. от Матфея: твор. т. 3, стр. 524–525. Париж, 1740 г. Илар. пикт. Толков на еванг. от Матфея: твор.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

447 Псалм. 6 – primus psalmus poenitentialis; псал. 31 (по латян. нумер. 32) – psalmus poenitentialis secundus; псал. 37 (по лат. нумер. 38) – psalmus tertius poenitentialis; псал. 50 (no лат. нумер. 51) – psalmus quortus poenitentialis; псалм. 101 (по лат. нумер. 102) psalmus quintus poenitentialis; псал. 129 (по лат. нумер. 130) psalmus sexlus poenitentialis; псал. 142 (по лат нумер. 143) psalmus septimus poententialis. Нумерация и надписания псалмов цитируются мною по лейпцигскому изданию 1822 г.: „Sacra Biblia sive Testimonium Vetus, ab. Imman. Tremellio et Francisco Junio ex liebraeo latine redditum, et Testamentum Novum a Theodoro Beza e graeco in latinum versum”. 448 Чиноноследование, совершавшееся в среду на первой неделе поста, называлось: „ordo ferae quartae in capite jejuniorum», а чинопоследование страстного четверга; „ordo officii in coena Domini quinta feria». 451 На церковную практику прямо ссылаются и франкские капятуляры: „Omnes publice poenitentes quinta feria ante pascha quae est coena Domini, ad civitotem in cinere et ciheuo in raesentiam episcopi prostrato vultu cunveniant, et ibi ав episcopo canonice et ordinabiliter, sicut in sacramentario et ordine romano centinetur, reconcilieutur atque dijudicentur, consoleuturque et praedicentur, quid deiuceps agere, quidve vitare debeaut, iustruentur, atque insuper divinis precibus per manus impositionem ab episcopo sanentur”. См. у Морина, 476. 453 Зонара к 19 лаод. „ αλλα νυν τα τν ε ν μετανοα ο γιναταις οδ ιως σχολασαντα. Δοντ. III, 488. 458 Все семь псалмов требуются в ритуалах, изданных Шмитцем (см. стр. 76, 78, 84, 91) в у Морина (стр. 150–152, 574, 594). 460 Как в псевдо-римском и мерзебургском (Wasserschleben, 363 и 330). В некоторых пенитенциалах, вместо 37-го стоит 6-й псалом, так­же покаянный и начинающийся теми же словами, как и 37-й: „Господи, да не яростию Твоею», а далее следуют 50-й и 102-й (Морин, 148). 464 Сам натриарх Мефодий был также в известном смысле италиец, так как родиною его была Сицилия. Об отношенин патриарха Мефодия к Риму см. в прекрасной книге Ф. И. Успенского: „Очерки по истории византийской образованности”. Спб. 1891, стр. 07 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   Ст. 19—21. Ибо так говорит Господь (в вульг. прибавлено: Бог): когда Я сделаю тебя городом опустелым, подобным городам необитаемым, и наведу на тебя пучину, и покроют тебя многие воды и низвергну тебя вместе с снисходящими в ров (или: к нисходящим в могилу) к народу вечному, и помещу тебя на конце земли (или: в глубине земли), как бы в пустыни давние, вместе с низводимыми в ров (или: с нисходящими в могилу), чтобы ты не был обитаем, и явлю Я славу на земле живых (или: чтобы ты не восстал в земле живых), приведу тебя к уничтожению (или: отдам тебя на погибель) и не будет тебя, и будут искать тебя, но не найдут во веки, говорит Господь Бог.    Сказанное соедини с предшествующим. Когда Я сделаю тебя, Тир, городом опустелым на веки, подобно другим совершенно необитаемым городам, и наведу на тебя пучину и покроют тебя многие воды или неисчислимые толпы врагов или, может быть, говорящий к острову и к городу, расположенному на острове, иносказательно сравнивает многочисленных врагов с волнами пучины: и низвергну тебя вместе с нисходящими в ров или в могилу, к находящимся в преисподней, о которых и в Псалмах мы читаем: внидут в преисподние земли, предадятся в руки оружия, части лисовом будут (Псалм. 62, 10—11), в народу вечному, где плач очей и скрежет зубов, и помещу тебя на краю земли, где находится древний змей, и как бы в давние пустыни и степи, где нет никакого воспоминания о благах, но будут вечные наказания, и не дам восстать тебе в земле живых, о которой написано: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Матф. 5:5), и в другом месте: благоугожду пред Господем во стране живых (Псал. 114:9): тогда ты будешь доведен до уничтожения или погибнешь на веки и не будет тебя более, соответственно написанному в другом псалме: ослаби мя, да ночию, прежде даже не отъиду и ктому не буду (Псал. 38:14). Это не в том смысле, что тот перестает существовать, кто подвергается вечным наказаниям, а в том, что кто ее живет о Боге, — тот в Священных Писаниях называется не существуюицим. Поэтому и Есфирь, говоря против идолов, сказала: не предаждь, Господи, скиптра Твоего сим, иже не суть (Есф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В защиту своего положения сектанты ссылаются на следующие тексты Св. Писания и ставят нижеследующие вопросы: СЕКТАНТЫ: ПРАВОСЛАВНЫЕ 1) В Св. Писании заключены все заповеди Божии и нам не нужно предания, как особого источника вероучения: Псалм. 118:5 «О если бы направились пути мои к соблюдению уставов Твоих». 1) В Св. Писании не заключаются все заповеди Божии; они были передаваемы устно. Сам Бог в церкви ветхозаветной до издания Пятикнижия Моисея наставлял людей вере посредством предания. Спаситель ничего не писал, а устно наставлял апостолов. Посему из уставов о которых говорит псалмопевец, являются обязательными не только те, которые записаны в книгах для верующих людей, а все повеления Божии, будут ли они записаны или не записаны. 2) Христос Спаситель тоже не придавал никакого значения преданию: (Иоанн. 5:39) «Исследуйте писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную. А они свидетельствуют о Мне» ( Иоан. 20:31 ) «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». 2) 2) В приведенных словах Спасителя ни слова не говорится, что не нужно признавать Св. Предания. Христос говорит иудеям, которые думали, как и сектанты думают, что можно спастись только по Св. Писанию, «ибо вы думаете», (а не Христос), то исследуйте его и оно свидетельствует о Спасителе. Книжники и фарисеи не верили словам Христа передаваемым устно, то пусть поверят написанному, в котором свидетельствуется о Нем, как о Мессии. На запрещение же не признавать предания здесь и намека нет. В приводимом сектантами месте от Иоанна 20:31 вовсе не отвергается учение Христа хотя не записанное в Св. Писании, а сохраненное в Предании; потому что сам ев. Иоанн говорит в 30 стихе той же главы: «Много сотворил Иисус чудес, о которых не написано в книге сей», и уже дальше подтверждает, что «сие написано, т. е. ев. Иоанн указывает в евангелии веровать Христу, как на основании написанного, так и на основании предания (верьте и «многому другому, что сотворил Иисус)». Если же стать на точку зрения сектантов, тогда придется признать только одно евангелие от Иоанна, потому что там сказано «сие написано», а о других евангелистах ничего не говорится.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

В. Как относились люди к ветхозаветной святыне? О. Святыня всегда высоко чтилась. Прор. Моисей называл ковчег завета Господом: «когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи , и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил : возвратись, Господи , к тысячам и тьмам Израилевым» ( Числ.10:35–36 )! И царь Давид скакал пред ковчегом и говорил: " пред Господом играть буду и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» ( 2Цар.6:21– 22 ). В. Поклонялись ли перед святыней древние, как мы теперь поклоняемся? О. Поклонялись. Псалм. Давид говорил: «поклонюсь святому храму Твоему» ( Пс.5:8 ). Моисей и Аарон у скинии «пали на лица свои» ( Числ.20:6 ). Иисус Навин «пал лицем своим на землю пред ковчегом» . 26. Святыня новозаветная В. Как относился Спаситель к ветхозаветной святыне? О. Господь сказал об Иерусалимском храме, в котором были священные изображения, так: « дом Мой домом молитвы наречется для всех народов » ( Мк.11:17 ). В. Как апостолы относились к Ветхозаветному храму? О. Апостолы ходили в храм Иерусалимский для поклонения и молитвы. «Ты можешь узнать, – говорил ап. Павел, – что более двадцати дней тому назад, как я пришел в Иерусалим для поклонения " ( Деян.24:11 ). В. Благоволил ли Господь этому поклонению пред священными изображениями? О. Когда Ап. Павел, пришедший в Иерусалим для поклонения, молился в храме, где были изображения, явился ему Сам Господь: «когда... молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его (Христа)» ( Деян.22:14–18 ), рассказывает о себе Апостол. В. Были ли у христиан священные изображения в храмах их? О. Были, и они доныне сохранились в подземных храмах в Риме, называющихся катакомбами. В. Как слово Божие говорит о священных изображениях в Новом Завете? О. Ап. Павел пишет, что вещественная святыня, то есть святые иконы и свящ. предметы будут в Церкви Божией до Страшного Суда. Пред вторым пришествием придет антихрист, «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею , так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

«Вино строптиво, сикера шумлива; кто с ними водится, не будет умен». «Честь человеку отстать от ссоры; а глупец всегда задорен». «Прогони насмешника, – и уйдет раздор, и умолкнут ссора и брань» ( Притч.20:10 ). «У кого вой? У кого стон? У кого ссора? У кого горе? У кого напрасные побои? У кого багровые глаза? У тех, кои поздно сидят за вином, любят отведывать растворенного. Не смотри на вино, как оно искрится в чаше. Под конец оно укусит как змея и ужалит как аспид. Глаза твои заглядятся на чужих жен, а сердце твое заговорит развратное. И будешь, как спящий средь моря и как дремлющий на краю кормы. Вьют меня (говорит пьяница), и мне не больно; толкают, я не чувствую. Когда проснусь, опять пойду, опять стану искать его (вина)» ( Притч.23:29–35 ). Но довольно этих выписок, чтобы составить себе понятие, сколько глубокой, опытной мудрости в паримиях (притчах) Соломоновых. Никаких мудрований, никаких хитросплетений ума, – одни жизненные уроки, которые у всех перед глазами, которые всякий, не лишенный наблюдательности, может подмечать на каждом шагу. И эти уроки, не в отрывках, как я представил сейчас, а вполне, т.е. вся книга «Притчей», читается в продолжение Великого поста. Сколько, должно быть, получают пользы православные, слушая такие превосходные уроки, так близкие к жизни каждого?! (Из кн. «О церковн. Богослужении», И. И. Беллюстина ). 2. Беседа о псалме пятидесятом Ни один псалм из всей Псалтири не читается так часто в церковных богослужениях, как пятидесятый, который начинается словами: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» и т.д. Вот почему нужно поговорить о нем особенно и сколько можно подробно. Прежде всего, выпишу его в русском переводе. «Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как он вошел к Вирсавии. (Ст. 3) Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по великому благоутробию Твоему изгладь преступления мои. (4) Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня. (5) Ибо преступления мои я знаю, и грех мой непрестанно предо мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Здравый смысл, которого у немцев не мало, конечно, выясняет, что война вообще невыгодна, не выгодна и для победителей. Что будет пользы от германских побед сыну германского канцлера Бетман – Гельвету погибшему в борьбе с русскими и погребенному где-то безвестно? Чем может возместить сам канцлер эту потерю? Но при отсутствии нравственно-религиозных начал здравый смысл не удержит от войн и не сократит их числа. Во имя здравого смысла нам наши соседи будут говорить о любви и мире, но их речи будут лукавы и лицемерны. Еще Давид молил, обращаясь к Господу: «не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло» ( Псал. 27, 3 . Сравни Псалм. 54, 22). Пророк Иеремия не однократно указывал, как не оправдывались обещания мира. «Ждем мира – и ничего доброго нет; ждем времени исцеления – и вот, ужасы» (Иерем. 14, 19 и 13; 5, 12; 8, 15). И ъ новом завете апостол возвестил: «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим. 3:3 ) и «когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фессал. 5:3).   Итак, не должно поддаваться обещаниям мира и счастья. Никакого царства счастья никогда не будет без царства Божия, а царство Божие внутрь нас есть. Итак, нужно стремиться создать мир в самих себе, тогда можно надеяться, что мир явится и вне нас. Мы не можем пророчествовать о будущем, но мы должны знать, что, какое бы ни было будущее, оно будет создано нами. На наши заботы о мире и на наши стремления к миру – стремления, разумеется, не лицемерные и не своекорыстные Господь ответит тем, что на земле будет мир, в человеках благоволение ( Лк. 2:14 ).   У евреев есть поверье: если бы евреи соблюли две субботы, то мессия бы пришел. Евреи не верят, что он пришел, и тем самым свидетельствуют, что они не соблюдают заповеди о субботе. Не будем самообольщаться. Не соблюли и не соблюдаем мы ни суббот, ни воскресений. И несмотря на это, мы знаем: мессия пришел. Тем более пришедший спасет нас, если мы будем просить о спасении.  

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

(Йешайа 1 глава/Танах Иудейский перевод равви Давида Йосифона) Номер Стронга: 0046 сильный, мощный. Произношение: aw-beer " Места, где встречается данное слово (поиск по еврейскому номеру стронга): Быт 49:24 Пс 131:2 Пс 131:5 Ис 1:24 Ис 49:26 Ис 60:16 Всего найдено мест: 6 ЭТО ДАЛЕКО НЕ ШАДДАЙ НА ИВРИТЕ. ШАДДАЙ ВОТ ТАК ОН 1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен. (Бырэйшит 17 глава/Танах Иудейский перевод равви Давида Йосифона) ВОТ СПИСОК ЭТОГО СЛОВА (Всесильный) в переводе РБО. Я специально проверил с какого ивритского слова они переводили Всемогущего. Суд. 6:22 они перевели со слова " Адонай " Псалм. 98:4 они перевели с 5797 Номер Стронга: 5797 сила, могущество, крепость. Произношение: oze Иеремия 20:12 они перевели со слова " Саваоф " . Т.е. - специального слова они не придерживались. У адвентистов подделка закономерная. Почему-то в девяностом псалме они не тронули Всемогущего, и не заменили Его на Всесильного. И СИНОНИМЫ НЕ СМОГЛИ ЗАСТАВИТЬ НАЗВАТЬ БОГА-ОТЦА ВСЕСИЛЬНЫМ. Всемогущий может быть Всесильным. А Всесильный не всегда может быть Всемогущим. Христос (например) не Всемогущий. Бог не наделял Христа способностью всё самостоятельно мочь. 19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. (От Иоанна 5 глава/Русский Синодальный текст издание Московской Патриархии) НО БОГ НАДЕЛИЛ ХРИСТА СПОСОБНОСТЬЮ БЫТЬ ВСЕСИЛЬНЫМ И ВСЕВЛАСТНЫМ. 22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы (1-е Петра 3 глава/Русский Синодальный текст издание Московской Патриархии) 20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы , и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем , 22 и все покорил под ноги Его , и поставил Его выше всего , главою Церкви,

http://bogoslov.ru/article/1737359

«Они, всё собрание, услышав это, плакали всю ночь и роптали на Моисея и Аарона, говоря: „Лучше бы нам умереть в земле Египетской, нежели в этой пустыне! И для чего Господь ведёт нас в эту землю – чтобы мы погибли в бою, а наши жены и дети стали добычей?” И начали люди говорить друг другу: „Возвратимся в Египет, поставив себе начальника”. Услышав это, Иисус Навин и Халев, сын Иефоннии из колена Иудина, разодрав свои одежды, сказали (Как Халев, говоря после Иисуса, разодрал полностью свои одежды, так и Пётр, верховный апостол, сказал Иисусу Христу: «Если и все соблазнятся, я не соблазнюсь, хотя бы и пришлось мне умереть с Тобою» ( Мф. 26:33, 35 ) всему сообществу сынов Израилевых: „Та земля, которую мы осматривали, хороша; Господь благоволит к нам и даст нам её, вы же не бойтесь народа этой земли, ибо он дан нам на съедение, так как прошло их время, а с нами Господь; не бойтесь их”» ( Чис. 14:1–4, 6–9 ). Так и Господь наш Иисус Христос великие свои блага дал роду человеческому: глухим слух, слепым прозрение, остальным же обещал Царство Небесное. И рече всь снемъ: «да побьють Но слава Господн вис изъ облака надъ храмомъ свидни, и видша вси сынове Израилеви, нападе жасъ на весь снемъ ихъ, и свтъ ихъ, иже рекоша на и на Халева. Тако бо и всемощный Творець Владыка Господь рас весь родъ жидовьскый, хулу глаголавша на Сына Божи. «И сказало всё общество: „Побить их камнями!” Но слава Господня явилась в облаке над скинией собрания, и все сыны Израилевы увидели [её]» ( Чис. 14:10 ), и ужас напал на всё собрание, и рассыпалось их злоумышление, о котором они сговаривались, против Иисуса и Халева. Так и всемогущий Творец Владыка Господь рассеял весь иудейский народ, изрекавший хулу на Иисуса Христа Сына Божия. О чюдо како видще славу Божию, по васъ побарающю, и немощныхъ супостатъ страшистес. Вы же, послдний родъ оканьный, видще славу Сына Божи, же вергостес предъ лицемъ Пилатовымъ и на крест ко злод обсисте. Но сбудетьс на вы Давидомь, ко же рече въ оз-мь псалм: «родъ, иже не исправи сердца и не ври съ Богомъ духа своего».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010