Итак, русская Псалтирь XIII–XIV века своими миниатюрами восходит к ранним редакциям византийским. Во многих подробностях следы древнехристианской иконографии неоспоримы. Так, например, голова царя Фараона, коему Иосиф толкует сон, окружена нимбом (перед 104 псалм., лист 189 об.). Не смотря на то, этот замечательный памятник русской иконописи предлагает, вместе с древними преданиями византийскими, и притом в одних и тех же миниатюрах, и очевидные влияния Запада. На 26 листе изображено Распятие Господа: по сторонам Божия Матерь с Иоанном Богословом и сотник Лонгин с воинами; внизу два саркофага: из одного восстают цари Давид и Соломон, из другого еще две фигуры, над которыми подписаны их имена: Карин и Лицеош. Эта последняя подробность взята из апокрифического Евангелия Никодимова; у католиков довольно рано была она освящена авторитетом церковного предания 47 и, как оказывается из разбираемого мною памятника, была принята и нашей православной иконографией; но, основываясь на приведенной надписи, надобно несомненно полагать, что в эту миниатюру, а может быть и вообще в иконописную редакцию этой Псалтири, попала она из источника латинского. Ибо Лицеош 48 есть не что иное, как искаженная латинская форма Leucius, который по греко-русскому календарю соответствует форма Левкий, как и значится она в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056–1057 г., лист 244 об. Замечательно, что это западное влияние встречается здесь в миниатюре, которая, несомненно, византийского происхождения, как явствует из греческой надписи над распятием: σταρωσις. Кроме следов, оставленных в тексте этой надписи, западное влияние отразилось в подробностях культурного свойства. Именно, в миниатюре (лист 1 об.), имеющей содержанием, как царь Давид составляет псалтирь, и он сам и некоторые из окружающего его хора музыкантов играют на инструментах западного происхождения и, во всяком случае, отступающих от древнехристианского и византийского предания. Один играет на скрипке, держа ее кузовом на плече: левой рукой прижимает лады не вверху, как теперь, а внизу, и правой – поводит смычком по струнам. Царь Соломон играет на струнном инструменте, выработанном на Западе в XII веке из древней формы crout’a в позднейшую ротту или хротту; сам же Давид держит левой рукой organistrum, в виде гитары, а правой – повертывает ручку этого инструмента 49 . Самая замена псалтири в руках царя Давида даже скрипкой со смычком, встречающаяся еще в византийских миниатюрах 50 , указывает на свободу восточной иконографии в отступлении от предания в бытовых подробностях. По православному, Давид должен играть на гуслях; ими в русской иконописи заменяется античная лира, которую еще употребляет он в миниатюрах и Парижской и Лобковско-Хлудовской Псалтырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Павел Алеппский свидетельствует, что каменные постройки Киева, его паляцы принадлежали (а значит и отстраивались, и украшались) полякам. 514 В Лавре Печерской уцелела доселе могила с каменным изображением князя Константина Острожского и надгробные затейливые надписи с украшениями – непосредственное влияние польских костелов с их устройством шляхетских гробниц. 515 Иконы чисто итальянской живописи обыкновенны в малорусских церквах: среди них католические иконы младенца Спасителя на кресте или коронации Богоматери. 516 Резные раскрашенные изображения распятия, Христа в темнице (см. выше), святых в изысканных позах, во весь рост, указывают на польские образцы. 517 Заставки, гравюрки, исполненные аллегории, гербы на книгах и портретах – все это вещи польского происхождения. Высокоголосное церковное пение вообще, напевы псалм и кантичек, почти тождественных по содержанию, сходны и по мелодии с польскими произведениями того же рода. 518 Одежды православных монахов с капюшонами напоминали одежды иезуитов и капуцинов. 519 Торжественные поезды киевских митрополитов с вооруженной свитой устроялись по примеру поездов польских прелатов. 520 О казацких кунтушах и награбленных одеждах и вооружении и говорить нечего. Деньги ходили польские и по присоединении к России; выражение злот уцелело и доселе. Польский чех весом по 5 денег ходил вместо 2 русских денег. 521 Русские города под польским владычеством управлялись по Магдебургскому праву; странно звучали для московского человека бурмистры, райцы, каштеляны, цехи и пр. «Заимствование форм польского общественного быта повлекло за собой перенесение целой атмосферы понятий, выработанных в польско-шляхетском обществе и усвоение привычек шляхетского общежития». 522 Польское влияние на язык малорусский еще не приведено к окончательному результату 523 , но московскому человеку резко слышалась в говоре масса полонизмов. О распространении польского языка среди церковных пастырей и полемистов, писавших одинаково свободно по-русски и по-польски и говорить нечего. 524 Православные малорусские пастыри (например Баранович) получали образование в западных и польско-иезуитских академиях и писали польские вирши. Уже в XVI веке в сочинениях Курбского и посланиях Вишенского мы находим любопытные указания на преобладание латинского и польского языков. 525

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Благодаря шестопсалмию, как впоследствии кафизмам, начало нашей утрени по тону своему вполне отвечает характеру всего древнего пения, которое было, как синагогальное еврейское, по преимуществу речитативным (Вступ. гл., 20:155). Вообще «в первые века, когда в жилах верных кипела еще излитая за них Кровь Христа, псалмы пелись с таким умеренным изгибом голоса, что пение было похоже более на чтение, чем на пение. Остаток такого пения в Западной Церкви – пение in directum, которое по временам сменяет пение антифонное с модуляциями голоса». Особенно долго такой характер удерживало пение на ночной службе: по правилам Исидора Севильского , ноктурны читались, а утреня (Laudes) пелась, «чтобы услада разнообразия прогоняла усталость» 2395 . Таким образом, шестопсалмие по исполнению наиболее верно старине. Впрочем, такое пение для шестопсалмия предполагают, как увидим, только древнейшие Студийские уставы; Иерусалимские же уставы первоначально, по-видимому, хотели более торжественного пения для него. За это говорит сохранившееся доселе повторение в конце каждого псалма наиболее важного места из него; это повторение совершенно аналогично антифону на римско-католическом богослужении, с той, впрочем, разницей, что антифон там не только заключает псалом, но и предпосылается ему (в усеченном виде). Так как шестопсалмие возникло тогда уже, когда почти всюду оставлено было повторение антифона за каждым стихом псалма, то это повторяющееся в конце псалма место его едва ли предназначалось для пения за каждым стихом псалма, а играло только такую роль, как нынешний римский антифон. В житии прп. Саввы рассказывается, что он однажды ночью услышал в келии одного св. старца пение (оказавшееся чудесным) псалмов как бы большим собранием и со сладкогласным исполнением ( μετ μλους ηδυφωνου) одного стиха из псалма (41:5) и думал, что совершается утреня ( κανν) 2396 . Студийский устав о шестопсалмии: на возглас «Слава Святей» «людие рекше аминь абие начинают пети 6 псалм; поють же с умилением сердця со страхомь со всем доброчиньством, не кликомь, но тольмы гласяще, ельма малы что слышати (едва слышно), ни изминующе друг друга псалм, но стихи сия отдающе, и многом к сим творяще промышление, яко до скончания 6 псалм протязание (потягивание, зевоту) и кашьль удержяти, присно же внимати, яко да согласнии на стороне будут параномареви, по среде церкви стоящю» 2397 (сообразоваться в пении всем с параномарем, который для этого стоит среди церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 3 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Часть вторая Писания Старца Силуана. Предисловие Часть вторая  ПИСАНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА «Скучает душа моя о Господе» (из «Писаний» Старца Силуана) ПРЕДИСЛОВИЕ        Предлагая вниманию читателей самое главное, что есть в данной книге, а именно — Выписки из писаний Блаженного Старца Силуана, мы позволим себе предварительно высказать несколько мыслей о его писаниях.          Господь сказал: «Всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоан. 18, 37), а Иоанн Богослов говорит: «Знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас» (1 Иоан. 4, 6).        Мы глубоко в сердце полагаем, что слова эти приложимы к писаниям Старца Силуана. Мы думаем, что кто имеет дух и разум от Бога, чтобы познавать Его, тот в писаниях Старца ясно ощутит веяние Духа Святого.          Писания Старца, человека почти безграмотного, есть слово о том, что ему было дано увидеть; часто слово его по образу своему походит на псалм ы, и это естественно, потому что исходило оно из непрестанной молитвы. Ритм его писаний очень медлительный, что характерно для глубокой молитвы. Он постоянно возвращается на одни и те же темы: Бог, и все небесное, познается только Духом Святым; Господь безмерно любит человека, и любовь эта познается Духом Святым; Дух Святый есть дух воздержания, целомудрия, кротости, смирения; Дух Святый есть дух мира, сострадания, любви к врагам.

http://isihazm.ru/?id=1465

На долю современных ученых выпадает, следовательно, скромная роль быть пока лишь издателями многочисленных трудов сего иерарха. Эту то скромную роль и взял на себя почтеннейший труженик И. Саккелион, издавший, как сказано выше, несколько его трактатов и писем. Самое видное и первое место занимает в этой брошюре превосходный и обширный трактат архиепископа Никифора «о молитве святых, когда, по учению боговдохновенного Писания и богоглаголивых апостол, Церковь апостольская Господа вашего Иисуса Христа стала считать святых ходатаями пред Богом», занимающий едва ли не половину всей брошюры (стр. 1—42). Непосредственно за ним следует не менее интересный и обширный трактат того же архиепископа в ответ на вопрос иеродиакона Кавсокаливита Неофита: «справедливы ли слова Писания: во всю землю изыде вещание их (Псалм. XVIII, 4) и т. д. и в другом месте: За упование отложенное вам на небесех, еже прежде слышасте в словеси истины благовествования, сущаго в вас, якоже и во всем мире, и есть плодоносно и растимо (Колосс. I, 5 — 6)», адресованный им в особом письме от 25 августа 1773 года, которое издателем предпослано в брошюре самому ответу архиепископа. Никифор Феотоки дает из Лейпцига в том же году октября 30 дня своему ученику ответ утвердительный. Здесь знаменитый иерарх российской Церкви обнаруживает не только глубокое знакомство с словом Божиим, но громадную эрудицию по наукам естественно-географическим. В его ответе цитуются путешествие по Сибири нашего путешественника Х?Ш столетия Крашенинникова немецкое путешествие по Камчатке Стеллера, итальянское «путешествие по свету» (Giro del mondo), изданное Иоанном Франциском Carreri в Неаполе в 1699 году. В последнем сочинении, между прочим, автор описал Мексику и другие местности нового материка и доказывает ту мысль, что христианство было известно в Америке раньше 1492 года, т. е. того времени, когда знаменитый Колумб сделал открытие этого материка. Доказательство свое он основывает на теории, хорошо ныне известной, о связи материков старого и нового в том месте, где ныне находится Берингов пролив, который образовался по причине действий вулканических подземных сил, разорвавших эти два когда-то соединенные материки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Образцы хвалебной молитвы А чтобы знать как нужно хвалить Бога, какие должно возносить Ему хвалебные песни, Священное Писание и святые отцы дают нам в руководство и самые образцы их. Так, в Ветхом Завете 103-й псалом является образцом восхваления Бога как премудрого Творца и всемогущего Промыслителя. Святой пророк Давид прославляет Господа, «возвеличившегося зело» чрез Свои величественные творения и Промысл над ними. «Благослови, душе моя, Господа», – обращается пророк Давид сам к себе, – одевающегося «светом, яко ризою», простирающего «небо яко кожу» ( Пс.103:1–2 ). Ты, Боже, – говорит он, – все сотворил: духовный мир (ст. 4) и вещественный (ст. 5, 19) с непостижимой премудростью (ст. 24) и все содержишь Своим Промыслом, всему даешь жизнь и необходимое для нее (ст. 27–28). Никакая тварь не может существовать без Твоего надзора и Промысла (ст. 29). «Благослови, душе моя, Господа» (ст. 35), – заканчивает свою хвалу пророк Давид теми же словами, которыми ее и начал. «Постараемся и мы так благословлять Бога», – призывает святой Исихий в заключительных словах толкования этого псалм 126 . В Новом Завете образцом хвалебной молитвы является песнь семи Ангелов, в которой они прославляют Господа, великого в Своих делах и Единого святого ( Откр. 15, 3–4 ). Из святых отцов образец для хвалебной молитвы приводит святитель Василий Великий . Вот он: «Благословляю Тебя, Господи, долготерпеливого и незлобивого, ежедневно являющего Свое долготерпение мне, грешнику, и всем нам дающего свободу покаяться. Ибо для того, Господи, молчишь и терпишь нас, чтобы мы славословили Тебя, домостроительствующего спасение рода нашего, посещавшего нас то страхом, то увещаниями, то чрез пророков, а напоследок пришествием Христа. Ибо Ты сотворил нас, а не мы. Ты Бог наш ( Пс. 99, 33 )» 127 . И в богослужении нашей святой Православной Церкви есть много образцов хвалебных молитв. Вот некоторые из них: «Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю поклоняемый!.. 128 , «С сими блаженными силами...» 129 . Хвалебные молитвы в честь Божией Матери: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь...», «Достойно есть...» и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Но что мы плачем? Если мы оплакиваем его, то мы несправедливы, если же себя, то мы себялюбцы. Ибо он, поживши благочестно и боголюбезно, и хорошо напутствованный небесными средствами: покаянием, исповедью и общением Спасителя чрез божественную евхаристию, освободившись из этой юдоли плача и безчисленных, разнообразных и ужаснейших скорбей в ней, радуется ныне радостию неизглаголанною, в возлюбленных селениях Господа (Псалм. 83:1), обитая и сликовствуя праведникам и славословя трисвятою песнию непрестанно трисвятаго Избавителя своего. Плакать же о таком его благополучии и блаженстве – очевидная и несомненная несправедливость. А мы, скорбящие по причине лишения от него помощи, заступления и прочих услуг и утешения, оказываемся чрезмерно самолюбивыми, любя нас самих выше его. Образец скорби об умерших дал нам всеславный Павел, говоря: »не скорбите, яко же прочие не имущие упования« (1Фесалон. 4:13), почему печаль допустил, но чрезмерную скорбь о нем воспретил. Упованием же здесь называется упование вечной жизни, лишение которой у неверующих вызывает безутешную и безмерную скорбь, мы же бедные, богатящиеся ею, плачем благоутешно и в меру, ибо убеждены, что веруяй в мя (т.е. в Господа Иисуса), аще и умрет, оживет (Иоанн. 11:25) и что умирающий не умер, но прешел (точно: прейдет) от смерти в живот (глав. 5:24). Итак, возлюбленный мой Елевферий, ты и я, как люди, поскорбели, теперь же, как верующие и послушные апостольской заповеди, отрем капли слез и наш ум и нашу заботу обратим на иное. Ты посвяти свою заботу и попечительность о доме возлюбленнейшаго своего брата, будучи отцем его домашних, как он некогда был тебе, а я учрежу возлюбленному и милейшему блаженному другу моему Николаю помин и (принесу) недостойныя свои молитвы, прося, чтобы Всещедрый учинил душу его в селениях праведных, во светлостях святых и в ликостояниях ангелов. Аминь. Я кончаю, потому что снова навернулась у меня слеза. В другое же время я напишу тебе эпитафию, о которой ты просил меня, как только у тебя и у меня утишится боль печали, овладевшая нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

6. Ответ на 3., остров72: По тому, какое беззаконие творится в России, можно понять, кто нами управляет. Неужто и вправду думаете, что это человек, который во власти, нами управляет? Мил-человек, для того, чтобы человек мог по-настоящему управлять государством, он должен быть царем, монархом, помазанником Божиим. Он должен уже родиться наследником престола и быть воспитан и обучен специально для этого. Он должен получить все конкретные знания о своем государстве непосредственно от отца, который сам имеет практический опыт управления страной, потому что он - царь. А еще, для того чтобы управлять государством, правитель должен быть послушен Церкви, потому что без нее даже царь управлять не сможет. Это - исторически доказанный факт. Вот видите - как много условий должно быть выполнено для того, чтобы у государства действительно был человек, способный им управлять. А сейчас такого человека нет. Но слава Богу, что есть у нас человек, который способен УДЕРЖИВАТЬ нашу страну от полного распада. Ему помогать нужно. 5. на пост 4 Росы Все монархи из династии Романовых были неравнодушны к алкоголю, кроме Павла. 4. Re: Макарычи с внуками выбирают Президента " По тому, какое беззаконие творится в России, можно понять, кто нами управляет. " Я отвечу на это, что человеку водку никто в рот не вливает и воровать не заставляет. Николай 2 был святым человеком по жизни, а люди до того развратились, что Бог попустил революцию. Все зависит от каждого человека, не надо все время стоять, открыв рот, смотреть на власть. Господь спросит лично с каждого за его деяния. 3. на пост 2 Росы Я прожил жизнь, и она у меня разная. Но со зрелым возрастом она всё-таки более спелым боком кажется. Может, и у кремлёвских властей, когда они повзрослеют, исчезнут алчные кровя(Псалм 50:16). Я тоже маленькая шишка, бугор строительной бригады, но первым среди равных себя не выпячиваю. И не держу в бригаде пьяниц и воришек, потому что это безнравственно и непродуктивно. По тому, какое беззаконие творится в России, можно понять, кто нами управляет.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/28/...

Последование вечернего благодарения, известное под именем τ λυχνικν, или ε χα το λυχνικου с первых времен Церкви имело уже определенный вид. По изображению книги Апостольских Постановлений, верные, каждодневно собираясь вечером, пели псалмы, особенно псалом 140-й, именовавшийся свитильничным, – по окончании псалма диакон произносил эктении об оглашенных и верных, священник же читал молитвы за тех и других 110 ; из песней особенно известна была песнь светильнячного благодарения: Свете тихий, которую уже Василий Великий называл древнею 111 . В таком виде и удержано последование вечерни, соединенной с великопостною Литургией, тогда как в прочие дни поста, когда не совершается Литургия Преждеосвященных частные моления об оглашенных, по общему чину вечернего Богослужения, оставлены 112 . В числе особенных принадлежностей вечернего Богослужения во дни Великой Четыредесятницы, заключаются чтения из ветхозаветных книг священного Писания. Издревле в течении Четыредесятницы читаема была книга Бытия, как можно заключать по беседам древних Отцов на сию книгу. Святой Василий Великий говорил в Четыредесятницу за вечерним Богослужением беседы на первые главы Бытия, известные под именем Шестоднева. Св. Златоуст говорил беседы на книгу Бытия в продолжении двух Четыредесятниц – в Церкви Антиохийской и Константинопольской. Свидетельство Сократа, что в среду и пяток в Александрийской Церкви читаемы были в Четыредесятницу Писания и изъясняемы учителями, позволяет вообще заключать, что беседы на книгу Бытия говорены были древними Отцами по поводу церковных чтений из сей книги 113 . Столь же существенною принадлежностию великопостного Богослужения в древней Церкви было моление с коленопреклонепием. Евсевий Кесарийский в сочинении о Пасхе пишет: «(по прошествии Четыредесятницы) ни колен в молитвах не преклоняем, ни постом не утруждаемся... После Пасхи в течение седми полных седмиц празднуем Пятьдесятницу, достигши в меру возраста чрез предварительный сорокодневный подвиг шести седмиц пред Пасхою» 114 . Подобно Евсевию, говоря о коленопреклонениях, как необходимой принадлежности поста, св. Василий Великий так объясняет их значение: «каждым коленопреклонением и восклонением от земли на самом деле показываем, что чрез грех пали мы на землю, и человеколюбием Сотворшего нас воззваны на небо» 115 . Сие коленопреклоненное моление соединялось с пением избранных стихов из псалма 140-го. Древность такого обычая видна из того, что в вышеприведенном месте из хроники Алсксандрийской сия часть Богослужения обозначается одним словом: да исправится ( τ κατερυθυνθ τω), без сомнения, как всем известная по особенному способу моления, с каким совершалось пение сего и следующих стихов упомянутого псалма. Вообще же о сем псалм св. Златоуст говорит: «много можно найти псалмов, приличных вечернему времени, но не потому избрали Отцы сей псалом, а как некое врачевство спасения, как очищение прегрешений, законоположили воспевать его» 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Smirn...

В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII Иоанн Дамаскин , Герман константинопольский , и последующих веков – Василий монах и Византий написали многия священные песни, коими Церковь прославляет ныне св. Василия Великого . Восхваляя его, Церковь между прочим поет: «во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, им же боголепно научил еси: естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское освящение отче преподобне, моли Христа Бога, спастися душам нашим». 50 На всенощном бдении в день св. Василия Великого , когда бывает праздник и Обрезанию Господа, Церковь произносит в честь этого праздника две паремии, и одну в честь вселенского учителя и святителя о высоком совершенстве праведных и благе от них для ближних ( Притч. 10:32, 12:12 ). Евангелие утреннее в честь святителя тоже, что на утрене в день св. равноапостольного Константина ( Ин. 10:9–16 ). На литургии, которая в 1 день января бывает св. Василия Великого , чтением Апостола в честь его Церковь возвещает о совершеннейшем архиерее – Сыне Божием, Которому св. Василий Великий подражал ( Евр. 7:26; 8:2 ); чтением Евангелия благовествует учение Иисуса Христа о блаженстве нищих духом, алчущих и жаждущих правды и гонимых за Веру Христову ( Лк. 6:17–23 ), каким был и св. Василий Великий. Примечание. Говорят, что нетленные останки великого Василия перенесены впоследствии в Италию и находятся в Риме или в ином городе Италии 51 , а глава святителя на Афоне в Лавре Иверской. 52 5 Григорий не допустил их подвергнуть новоприбывшего в Афины Василия школьническому обычаю посвящения в общество учеников, которые после публичного диспута с новичком вели его с шумом и криком в баню. Григория знал Юлиан, который учился с ними в Афинах 49 Прол. 30 января. Надгроб. слово Григория св. Василию. 195 и. к приморск. епископам в рус. переводе. Так же бесед. Василия на 1-ю част. Псалм. перв. и на 59 псал. Читать далее Источник: Жития святых : Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго/[Соч.] прот. Г.С. Дебольского. (Извл. из книги «Дни Богослужения»), с изображениями их, Академика Ф.И. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1897. - 95, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010