иуд. и язычн. 15:1:640), удостоверяющее, что Христос есть Бог (там же, 1:1:617; ср. Прот. иуд. 5:2:1:694– 695; Беседа на псалм. 147, 4:5:542; Беседа вторая на надп. кн. Деян. Ап., 1:3:63–64). Церковь основана прежде всего на Христе, Который есть краеугольный камень; на этом первом основании положено второе – основание пророков Ветхого Завета и Апостолов Нового Завета. Это – учение апостола Павла ( Еф 2:20 ); но Иоанн Златоустый раскрывает его в полную и яркую картину и прочности фундамента. «Посмотрим, – говорит он, – как Апостолы полагали основания, сколь глубокий выкапывали ров, чтобы здание было непоколебимым?» Они не имели нужды копать в глубину, потому что нашли прежнее древнее основание, положенное пророками. «Как человек, намеревающийся построить большой дом, нашедши старое основание, крепкое и непоколебимое, не разбирает этого основания, не трогает камней, но оставив его неподвижным, на нём воздвигает новое и позднейшее здание, так и апостолы, намереваясь созидать это великое здание – основанную по всей вселенной Церковь , – не выкапывали в глубину, а нашедши древнее основание, положенное пророками, не разбирали его, не трогали их здания, но оставив его неподвижным, на нём воздвигли свое учение, эту новую веру Церкви». Раскрывая смысл слов ап.Павла: «наздани бывше на основании апостол и пророк» ( Еф 2:19–20 ), Иоанн Златоустый говорит: «Видишь ли основание и основание одно – от пророк, другое – от апостол, положенное сверху» (Беседа вторая на надп. кн. Деян. Ап. 2:3:64– 65). «Апостолы и пророки служат основанием здания. Апостолов же ставит прежде, – хотя они были после пророков, – чтобы показать этим, что те и другие одинаково служат основанием, что всё составляет одно здание и имеет один корень... Затем апостол присоединяет «сущу краеугольну Иисусу Христу», показывая, что Христос всё содержит, так как краеугольным камнем называется то, что поддерживает и стены и основания»... Таким образом, «домостроительство нашего спасения началось ещё до пришествия Христа» (Беседа на посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Нет там смерти, нет там плача, нет там бессилия, нет слабости, нет глада, никакой жатвы, никакого зноя, никакого тления, никакого недостатка, никакой скуки, никакой печали. Сие сказали мы, чего там нет. Что же там есть, желаем знать? Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 )». Св. Василий великий учит: «нет там мыслей противоречия, ни различия мнений. Нет там возмущения... Там, наконец, есть страна живущих, которые непрестанно сами себе суть равны и подобны, в которой нет ночи, нет сна, ни пищи, ни питья, человеческой слабости укреплений, ни болезни, ни печали, ни лекарства, ни судов, ни торжищ; нет там искусств, ни денег, зол причины (в изъясн.псалм.)». У преподобного Ефрема читаем: «там, на блаженной земле кротких..., нет ни труда, ни слез, где нет ни заботы, ни попечений, ни сетования... ни поста, ни печали, ни вражды, ни ревности; но в высочайшей степени есть радости, мир, веселие, вода упокоения и место злачное..., всегдашнее радование, вечное веселие, невечерний свет, незаходящее солнце; град царя, о котором преславная глаголашася, где глас празднующих 2 ». Св. Григорий нисский пишет: «там нет ни горестей сиротства, ни несчастий вдовства, ни тех разнообразных болезней, которые терзают наше тело. Там не завидуют счастливым, не презирают несчастных... Там царствует совершенная справедливость прав и законов, с высочайшею мирною свободою; ибо там каждый имеет то, что, еще быв здесь, приготовил себе по собственному произволу и выбору 3 ». По мнению же препод. Симеона богослова апостол Павел и с той целью не раскрывает людям подробностей виденного им рая, «чтоб не подвергать людей греху неверия, – что (вот) услышат, и – не поверят 4 ». Из напоминаний же, которые делает нам православная Церковь , чтоб возбудить в нас желание вечного блаженства, укажем два. Это светлые праздники ее в году: пасха и пятидесятница. Как ветхозаветная пасха была образом новозаветной: так и на новозаветную пасху можем смотреть в смысле предызображения ею вечного праздника в царстве небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Эту то скромную роль и взял на себя почтеннейший труженик И. Саккелион, издавший под выше приведенным заглавием несколько его трактатов и писем. Самое видное и первое место занимает в этой брошюре превосходный и обширный трактат архиепископа Никифора «о молитве святых когда, по учению богодухнавеннаго Писания и богоглаголивых апостол церковь апостольская Господа нашего Иисуса Христа стала считать святых ходатаями пред Богом», занимающий едва ли не половину всей брошюры (стр. 1–42). Непосредственно за ним следует не менее интересный и обширный трактат того же архиепископа в ответ на вопрос иеродиакона Кавсокаливита Неофита: «справедливы ли слова Писания: во всю землю изыде вещание их (Псалм. 18:4) и т.д. и в другом месте: За упование отложенное вам на небесех, еже прежде слышаете в словеси истины благовествования, сущаго в вас, якоже и во всем мире, и есть плодоносно и растимо (Колосс. 1:5–6), адресовавший его в особом письме от 25 августа 1773 года, которое издателем предпослано в брошюре самому ответу архиепископа. Никифор Феотоки дает из Лейпцига в том же году октября 30 дня своему ученику ответ утвердительный. Здесь знаменитый иерарх российской церкви обнаруживает не только глубокое знакомство с Словом Божиим, но громадную эрудицию по наукам естественно-географическим. В его ответе цитуются путешествие по Сибири нашего путешественника XVIII столетия Крашенинникова (изд. 1785 г.), немецкое путешествие по Камчатке Стеллера (изд. 1794), итальянское «путешествие по свету», (Giro del mondo), изданное Иоанном Франциском Carreri в Неаполе в 1699 году. В последнем сочинении, между прочим, автор описал Мексику и другие местности нового материка и доказывает ту мысль, что христианство было известно в Америке ранее 1492 года, т.е. того времени, когда знаменитый Колумб сделал открытие этого материка. Доказательство свое он основывает на теории, хорошо ныне известной, о связи материков старого и нового в том месте, где ныне находится Берингов пролив, который образовался по причине действий вулканических подземных сил, разорвавших эти два когда-то соединенные материки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

но, яко знамя службы си, являют. В похвалу убо плоти пресвятыя изволил Господь сохранити тыя. 2 4102 Вина вторая – да кождо то знает, яко Божество в плоти пребывает, И яко Той же, сошедый с небесе, а не ин телом, из гроба воскресе. Божества знамя есть воскресение. человечества – язв сохранение. 3 Вина третия 4103 – дара ны 4104 являет Отцу, и за ны Ходатай бывает, И да известно выну то нам будет, яко пещися о нас не забудет. 4 Вина четверта. да мы возглядаем на язвы Его и любовь познаем. За ту же взаим да возлюбим Его. Искупителя и Спаса своего. 5 Вина пятая – язвы соблюдает, да я на Суде Страшном появляет Благим в утеху, злым в посрамление, овым в блаженство, сим в осуждение. 6 Имать же оны присно соблюдати. да, зряще знамя Его благодати, Благодарствие во век возсылаем, песнь победную Агнцу воспеваем. Яма Иже под другом си яму копает, сам многократно во ону впадает 4105 . 2 4106 Юже кто другу си яму копает, праведным судом сам в ону въпадает 4107 . Мардохееви древо готоваше Аман, но 4108 на нем сам повешен бяше. Пс 4208 Псалмопение Церковь Духом Божиим правима бывает и ничто же суетно верным уставляет. Между инеми 4209 чинми святых псалм чтение, инех же 4210 доброгласно и сладко пение Велми душеполезно верным уставися, тем, всякий человече верный, усладися. Первая же есть полза. яко любовь многу во сердцах ледей 4211 верных возбуждает к Богу. Вторая – яко тех же сердца съединяет, яко многих едино пение бывает. Третяя – яко сладость во сердцех родится, егда псалмопение говейно творится. Четвертая есть, яко силы подражаем небесныя, егда глас пения издаем Во славу Бога жива, ибо они Его выну славят пением, Здателя своего. 2 Псалмопение знамя есть мира 4212 любезна, упражнения 4213 ума жителя небесна. Печали сердечныя удобь прогоняет, а душу веселием чистым исполняет. В 4214 печалех убо ваших псалмы воспевайте, несуетными делы себе упражняйте. 3 Псалмопения полза во Церкви велика, зане же примиряет Богу человека Глаголанием хвалы, достойныя Тому, яко едину сущу Богу истинному.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

К первым принадлежат: 1) „Чин совершения вечерни Господней (The order for the administration of the Lord Supper or Holy Communion»), 2) „Чин совершения повседневного утреннего богослужения» и 3) „Чин совершения повседневного вечернего богослужения». Порядок совершения вечери Господней уже изложен мною при раскрытии учения американской церкви о таинстве причащения и потому я опускаю его. Что касается утреннего богослужения, то оно начинается произнесением отдельных стихов из Библии ( Аввак. 2:20 ; Псалм. 121:1; 18:15 и Фил. 1:3 ), и чина исповедания и отпущения грехов, уже изложенного мною при раскрытии учения американской церкви о таинстве покаяния. По окончании исповеди и прочтения „Отче наш...» поются или читаются псалом 94-й и другие псалмы, положенные на каждый день по уставу. Затем следует „первое чтение» мест из Ветхого Завета, положенных по календарю, пение или чтение славословия „Тебе Бога хвалим...», или песнь трех отроков, бывших в пещи Вавилонской: „благословите, вся дела Господня Господа..» ( Дан. 3:57–88 ). Потом совершается „второе чтение», заимствованное из Нового Завета опять по календарю, сопровождаемое пением или чтением Лк. 1:68–79 : „благословен Господь Бог Израилев»... или псалма 99-го: „воскликните Гоеподеви, вся земля»... После этого читается апостольский или никеоцареградский символ со вставкою слова filioque, произносятся краткие ектенийные возгласы и читается целый ряд коллект: а) коллекта дня, в коей испрашивается, чтобы Господь очистил мысли и сердца молящихся, б) коллекта о мире, в которой испрашивается, чтобы Господь избавил верующих от врагов, в) коллекта о благодати, в которой испрашивается, чтобы все наши деяния были управляемы промыслом божественным. Далее читаются несколько молитв: 1) за гражданскую власть, во главе с президентом, в которой испрашивается, чтобы Господь „благословил Своего раба – президента Соединенных Штатов... и исполнил его благодатью Св. Духа, дабы он постоянно следовал Его воле и ходил по Его путям...”; молитва за клир и народ, в которой испрашивается, чтобы Господь „излил животворный Дух благодати на епископов, священников и на все общины, вверенные их попечению, дабы они могли благоугождать Ему“...; молитва о соединении верующих, в которой испрашивается, чтобы Господь всех людей привел к познанию истины (христианской) и соединил их воедино.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

В псалме 44 описывается брак царя с некоею дщерию и ея подругами, а) Новозаветное учение указывает в сем царе Мессию ( Евр. 1, 8. 9 ). б) Церковь иудейская зрела в нем тоже лице. Не только парафраст халдейский и другие древние писатели иудейские, но даже Абенэзра и Кимхи следуя преданию, объясняют сей псалм о Мессии в) Самое содержание псалма заставляет не иначе, как о Мессии, разуметь его. Он (царь! соединяет правду с кротостию и повергает под власть Свою народ (ст. 5. 6),-соединение свойств по крайней мере весьма необыкновенное для царя обыкновенного и не осуществившееся в Соломоне (ст. 7. 8). Престол твой, Боже, вечен и не поколебим... помазал тебя, Боже, Бог твой елеем радости. Elohim очевидно есть одно лице с сильным, которому пророк поет хвалу (ст. 5),-·так и понимали все древние – LXX, Акила, Фоодотион, Симмах, халдейский парафраст. Имя Elohim есть имя Бога истинного, как это видно в сем же псалме, равно как и в других псалмах. В связи с тем, что сильный есть Элогим, вечный-непоколебимый престол Его представляется в собственном смысле вечным (ст. 11). Слыши дщерь и обрати ко мне ухо твое- так обращается певец к царице-невесте; и сего обращения никаким обыкновением нельзя объяснить, коль скоро будем видеть в сей царице только восточную невесту-царицу; напротив в несобственном смысле известно значение дщери Сионовой ( Ис. 4, 4 ). известен брачный союз Бога с народом Своим (см. пес. пес. Ис. 54, 5. 62, 6 . Иер. 3, 1 . Мат. 9, 15. Иоан. 3, 29 . Апок. 19, 7. 21. 2 ) и дщерь тира (ст. 12) конечно значит тир (ст. 15. 15). Девы-подруги, дщери царские (ст. 10) также приводятся к царю вместе с дщерью царицею в веселии и радости. Если не означают они, скажем словами Кимхи. «языческих народов, которые все приведены будут в повиновение Мессии», то составляют лица необъяснимые (ст. 17). Поставил их (сынов твоих) князьями по всей земле: так как слова: Kol haarez не значат по всей стране палестинской (§ 154); то здесь опять черта такая, которой нельзя приложить к наследникам самого сильного царя земного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но замечательно, что даже для Петрова поста указывается повечерие короче: «6 псалм и С нами Бог и Бесплотное и Верую и Пресвятая Владычице и Святый Боже и Отче наш и Господи помилуй 12 и коньчают». В первом повечерии явно две части, второе не делится на части. Так как невероятно, чтобы в пост повечерие было короче, чем в полупраздничный период 50-цы, особенно в виду того, что Студийско-Алексиевский устав требует сокращенного повечерия не только для воскресных и праздничных дней, ни и, напр. для попразднества Вознесения, то д.б. там и здесь имеется в виду один чин повечерия и второй вид его – представитель его древнейшего типа, случайно оставшегося на страницах устава не поправленными, после осложнения его новыми вставками. Этот буднично-постный чин повечерия по Студ.-Алекс. уставу. сокращался для праздников и других льготных дней путем урезок начальных псалмов его ; именно: «в субботу вечером и в Господский праздник павечерница от С нами Бог и прочая и Господи помилуй 15, а от Вознесения Господня до всех святых от Живый в помощи и прочее». в первом случае след. опускались все начальные псалмы, и место их занимала песнь Исаии, во втором опускался ряд псалмов до 90 пс., который неизвестно, какое занимал место в их числе, последнее ли как ныне, или предпоследнее, как в Синайском Часослове VIII-IX в. Первого рода, т.е. более сокращенное, повечерие полагалось кроме воскресения и праздников в вел пятницу, на Вознесение вечером и д.б. в других аналогичных случаях; второе кроме попразднества Вознесения, под 1-ю субботу поста «праздника ради св. Феодора», под субботу ваий, в первые три дня Преполовения и д.б. в подобные полупраздничные дня . неизвестно, существовал (с. 425) ли кроме этих трехвидов повечерия еще особый вид его для великого поста; данные для решения этого вопроса заключаются только в след. замечании о службе великого понедельника: «мефимов же поетсь великый якоже и в пост»; судя по тому, что «Великая павечерница» полагалась в великий пост и под субботы, когда «пост не бывает», надо полагать, что великопостное повечерие не отличалось от будничного («исполнь»), как ныне не отличается повечерие малых постов от великопостного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

458 Св. Василий великий : «Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его. Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами. Ибо как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителей нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех». Св. Амвросий медиоланский : «Зачем же вдали стоят (как сказано в псалм. 37, ст. 12) те, кои на то и поставлены, чтобы оказывать помощь? Да они и не отошли далеко; только палимый искушениями полагает, что далеко от него те, которых желал бы он видеть вблизи. Но тогда как он почитает себя оставленным ими, они с нетерпением ждут того мановения, которым Владыка укажет им вступить в помощь. Владыка же, чем блистательнейшую для своего борца предвидит победу, тем продолжительнейшее предоставляет ему борение». Св. Златоуст: «Доколе продолжалась брань, Христос не попускал являться ангелам, дабы сим не отогнать того, которого надлежало уловить. Но когда изобличил его во всем и заставил бежать, тогда явились и ангелы ( Мф. 4:11 ). Познай отселе, что и тебя после победы над диаволом приимут с рукоплесканием ангелы, и будут ограждать во всех случаях». Св. Васил. велик. Бесед. на псал. 33: твор. ч. 1, стр. 296. Москва, 1845 г. Св. Амврос. медиол. Толков. на псал. 37: твор. ч. 1, стр. 385. Париж, 1686 г. Св. Златоуст. Бесед. 13 на еванг. Матфея: ч. 1, стр. 241. Москва, 1846 г. 459 Св. Григорий нисский : «Служение сих духов (ангелов) в том и состоит, чтобы быть посылаемым, для попечения о спасении спасаемых». Св. Златоуст: «Ангелы употребляются на то, служение их состоит в том, чтобы служить Богу для нашего спасения. Таким образом дело ангелов – исполнять все к нашему спасению». Св. Григор. нисск. Прот. Евномия кн. 1: твор. т. 2, стр. 350. Париж, 1638 г. Св. Златоуст. Бесед. 3 на посл. к евреям, стр. 49–50. Спб. 1859 г. 460 Ориген : «И ангел каждого, даже тех, кои в Церкви суть малые, всегда видя лице Отца небесного ( Мф. 18:10 ) и созерцая божество Создателя нашего, молится с нами и содействует нам, сколько может, в получении просимого... Христианин, истинный христианин, подчиняющий себя владычеству единого Бога и Слова Его, ничего не может потерпеть от демонов, как лучший их. Причина сего заключается в том, что ополчится ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их Он ( Пс. 33:8 ) и его ангел, который выну видит лице Отца небеснаго ( Мф. 18:10 ), чрез единого великого Архиерея возносит его молитвы к Богу и сам молится с тем, кто вверен попечению его». Св. Иоанн лествичник : «Когда при каком ни есть молитвы твоея изречении почувствуешь внутреннее услаждение, либо умиление, то остановись на оном. Ибо тогда ангел-хранитель вкупе с нами молится». Ориген . О молитв. чл. 11 и Прот. Цельса, кн. 8, чл. 36: твор. т. 1, стр. 215. 769. Париж, 1733 г. Св. Иоан. леств. Лествиц. степ. 28, л. 150. Москва, 1836 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

После 1967 года эта святыня стала недоступна для посещения паломниками вообще, поскольку здесь оказалась нейтральная пограничная зона между государством Израиль и королевством Иорданией и лишь два раз в год на Крещенский сочельник накануне праздника Богоявления и во вторник Страстной Седмицы, сюда ненадолго, на несколько часов пускают благочестивых паломников. С утра моросил легкий дождь и десятки автобусов приехали к месту Богоявления в Иорданской долине недалеко от монастыря св.Герасима Иорданского. После молебна в древнем монастыре св.Иоанна Предтечи в Иорданской долине, крестный ход к месту Крещения Господня возглавил Патриарх Иерусалимский Феофил III сопровождаемый многочисленным духовенством. Арабская молодежь со знаменосцами и барабанщиками начинает крестный ход. Бой барабанщиков арабской молодежи и пестрота знамен вносили особый колорит в праздничное шествие. С пением праздничных тропарей на арабском и греческом языках: Духовенство во главе с Патриархом Феофилом крестным ходом двигалось к месту Богоявления, где под навесом состоялся чин Великого освящения воды. После чего Патриарх спустился вниз к реке, где в святые воды Иордана был брошен деревянный крест и выпущены три белых голубя. После совершения этой традиции многие верующие отметили, что в реке, до этого спокойной, неожиданно стали появляться течения и водовороты. Течение вдруг поменяло свое направление. " Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять " ... Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? " Псалтирь 113 псалм. Православные паломники со стороны Израиля и Иордании в месте Богоявления на реке Иордан. Радость и торжество праздника ощущали многочисленные паломники не только с Израильской стороны, но и со стороны Иордании, где сейчас величественно возвышается недавно отстроенный прекрасный храм во имя св.влкм.Георгия Победоносца. По окончанию богослужения многочисленные паломники, переодевшись в белые крестильные рубахи, стали совершать омовение в святых водах реки Иордан, несмотря на разницу температуры окружающей среды и воды в реке. В Иорданской долине в этот день было примерно 25 градусов тепла, вода же как отмечали паломники была достаточно холодной, но, тем не менее, благодать святого места, покрывала все: и не совсем удобный спуск к реке, суету многочисленных паломников, прохладность воды, всем уже радостно пелся тропарь Богоявления.

http://pravoslavie.ru/15944.html

Изложение последующих событий царств, по плану и распоряжению Самуила, продолжали преемники его – ученики пророческие, таковы: пророки Нафан и Гад, докончившие первую и составившие вторую книгу Царств ( 1Цар. 21:1 ; 1Пар. 29:29, 30 ); потом Ахия Силомлянин, Иоиль Прозорливец ( 2Пар. 9:29 ), Самей, Аддо ( 2Пар. 12:15 ). Ряд таковых мужей беспрерывно продолжался от времен Моисея до времен Неемии. Окончательное же приведение Свящ. Книг в один состав последовало после плена, во времена Ездры и Неемии и последних пророков. Как известнейший своею ученостью книжник, сведущий в законе Божием, Ездра для того и отпущен был и с тем и прибыл в Иерусалим, чтобы изучать закон и учить народ закону ( 1Ездр. 7:6, 10 ), и он действительно с особенною ревностию заботился о восстановлении истинного богопочитания и благочестия в народе, торжественно, в общих собраниях, читая и объясняя ему книги закона ( Неем. 8:2–9 ; Ездр. 8:7 ). Его-то, конечно, старанием собраны были в одно целое Свящ. Книги еврейские. В собрании и соединении Св. Книг в одно целое, вероятно, участвовал и Неемия, который, по свидетельству 2-й книги Маккавейской, устрояя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях ( 2Мак. 2:13 ). Участвовали без сомнения и последние пророки. Об этом собрании и соединении св. книг при Ездре согласно свидетельствуют древние отцы и учители церкви: Ириней, еп. Лиоиский («Против ересей» кн. 3, гл. 21), Климент Александр. (Strom 1, 1), Тертуллиан (de habitu muliebri с. 3), Василий В. (письмо к Хилону), Златоуст (на посл. к Рим. 8 и на посл. к Евр.), Феодор. (предисл. к Псалм.). Иероним (прот. Гельвец.), и др. К этому же почти времени относят определение свящ. канона и иудеи. Они приписывают это великой синагоге, которая, по учению талмудистов, образовалась именно во дни Ездры; и поскольку к этой синагоге они относят всех знаменитых мужей от плена вавилонского до Симона Праведного, то, по их мнению, канон был составлен Аггеем, Захариею, Ездрою, Неемиею и Малахиею, и в начале 3-го века до Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010