– Любовь к миру искореняется из сердца притоком искушений, устремляющихся на тело (51:284). – Душа, утесняемая искушениями, прилепляется к Богу, а освободившись от искушений, предается парению (51:285). – Если мы смиримся во время попущения на нас искушений, то они скоро проходят, а если ожесточимся, не покаемся, станем обвинять людей, бесов, иногда же и правду Божию, то нас постигают еще большие скорби и искушения (51:285–286). – Примеры искушений от бесов (55:337–339). – Если хочешь положить начало доброму деланию, приготовься сперва к искушениям, и почему это необходимо (57:360). – С какой целью диавол устрояет искушения? (57:360) – Искушения, и диаволом наводимые, попускает Бог (57, 360; 60:396). – Промысл Божий открывается людям, преимущественно, тогда, когда ради Бога входят они в великое искушение (57:363). – Без искушений никто не может приобрести мудрости духовной (подаваемой Духом) (57:365). – Без веры и упования душа не может отважиться на искушения (57:365). – Для чего попускает на нас Господь скорби и искушения? (57:367) – Как близки между собой веки на глазах, так искушения близки к людям (57:368). – Кого из подвизающихся Бог попускает искушать диаволу и кого – нет? (60:397–398) – Какими искушениями и с какой целью попускает Бог диаволу искушать святых? (60:404–405) – Человек не может познать немощи своей без искушения телесного или душевного (61:407). – Бог попускает на человека искушения для того, чтобы он познал свою немощь и смирился (61:411). – Истинное ведение есть порождение искушений (74:453). – Без искушений нельзя достигнуть нестяжательности (78:467–468). – Кто может переносить искушения? (78:468) – Чем больше идет человек по пути добродетели, тем более встречает он искушений, и какого рода бывают эти искушения (78:469–470). – Неспособный к перенесению великих искушений, не может получить и великих дарований (78:470). – Что бывает прежде: искушение или дарование? (78:470) – Почему во время искушений следует испытывать и радость, и страх? (78:471) – Какие искушения посылаются смиренномудрым? (78:471–472) – Бог соразмеряет искушения с силами человека (78:472).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Однако, мы должны сознаться, что и при принимаемом нами мнении, вычислить семьдесят седьмин можно только с приблизительной точностью. Причин этого две. Первая – хронологии царствования Персидского царя Артаксеркса I Лонгимана не совсем тверда и точна 75 ; вторая – год рождения Иисуса Христа неизвестен и может быть определен только приблизительно, а потому, неизвестен в точности и год смерти Христа. 1) По показанию Евсевия Кесарийского , Ксеркс I умер в первом году 79-й олимпиады, т. е. в 464 г. или в 463 г. до Р. X. После него царствовал 7 месяцев Артабан 76 . По убиении Артабана на престол Персидский вступил сын и законный наследник Ксеркса, Артаксеркс I Лонгиман. Царствование его, по Евсевию, началось со второго года 79-й олимпиады, т. е., в 463 г. до Р. X. Но Юлий Африканск ий двадцатый год царствования Артаксеркса относит к четвертому году 83-й олимпиады 77 , т. е., к 444 г. до Р. X., и, следовательно, начало его царствования относит к 464 году. Впрочем, разница только на один год. Новейшие историки, основываясь на показаниях греческих историков 78 , конец царствования Ксеркса и начало царствования Артаксеркса относят к 465 г. до Р. X. 79 Только Шлоссер начало царствования Артаксеркса почему-то относит к 467 году до Р. X. 80 Между тем, у греческих же историков, Фукидида и Диодора Сицилийского, есть указания на то, что Артаксеркс начал царствовать задолго до смерти Ксеркса, гораздо раньше 465 г. до Р. X. Именно Фукидид рассказывает, что Фемистокл, убежавши из своего отечества в Персию, послал с одним Персом к Артаксерксу, сыну Ксеркса, вошедшему недавно на престол, письмо, в котором, между прочим, говорит: «я вступил в твои владения» 81 . А по свидетельству Диодора Сицилийского 82 и Евсевия 83 , Фемистокл бежал в Персию во втором году 77-й олимпиады, т. е., в 471 году до Р. X. Если допустить, что Фемистоклу потребовалось не слишком много времени 84 , чтобы достигнуть внутренних областей Персии, то оказывается, что в 471 г. Артаксеркс уже был царем. Как же примирить с этими свидетельствами тот несомненный факт, что Ксеркс был убит двумя заговорщиками из своих придворных в 465 г.?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

465 Грамота патриарха о возведении им Дионисия в сан архиепископа на русском языке в Актах Истории, т. I, стр. 471. 466 Соборное деяние 1389г., в Памятниках col. 211. Деяние говорит о двух, одна за другой, поездках Дионисия в Константинополь: сначала для предварительных переговоров с патриархом о низложении Пимина и без Феодора, потом для формального требования этого в сопровождении последнего. Но наши летописи говорят об одной поездке.– По возвращении из Константинополя в 1383 году Дионисий ездил в Новгород с патриаршей грамотой к архиепископу относительно здешних Стригольников, а из Новгорода, по приглашению архиепископа, ездил в Псков. В последнем городе он вёл себя как настоящий посол или экзарх патриарший, из какового поведения его можно заключать, что он выдавал себя великому князю за такого человека, которого патриарху очень приятно было бы видеть на митрополичьей кафедре. 467 Никоновская летопись IV, 145 fin.: «Тояже осени (1384г.) приидоша из Царяграда два митрополита Гречина, единому имя Матвей, другому Никандра, и архидьяконе и сановницы» Воскресенская летопись в Собрании летописей VIII, 49: «Тоеже зимы (1384–85г.) приидоста из Царяграда некаа два митрополита Гречина, единому имя..., а с ними архидиакони и прочии сановници». По греческим актам, посланы были два митрополита и два сановника, – один церковный, другой царский, – соборное деяние 1389 года в Памятниках 211 fin.. 468 Соборное деяние 1389г. в Памятниках стр. 211 fin.. (Наши летописи говорят, что митрополиты присланы были звать Пимина к патриарху, подразумевается – на суд, – Никоновская летопись IV, 145, fin.). 471 Со всей вероятностью следует думать, что Дионисий шёл через Киев вместе с митрополитами патриаршими и что тогда как эти были пропущены свободно, он был захвачен. Так как они шли осенью или зимой, то должно думать, что избрали сухопутную дорогу на Киев (через Болгарию и Молдавию) по причине опасности или невозможности плавания по Чёрному морю. Дионисий, обходя Киев, мог своротить в степь татарскую (если только осенью и зимой возможно было путешествие по ней); но он мог не подозревать, что случится с ним в Киеве то, что случилось, или подозревая думал считать себя безопасным под охраной патриарших митрополитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1 По Кедрену, «мага и шарлатана» при Траяне. 2 450-457.     14. Ардабур 1 , военачальник в правление Льва Великого, обнаружил в пределах Фракии изваяние Геродиана, весьма горбатое и тяжёлое. В припадке гнева он сломал статую и, сломав, нашёл 133 таланта в золотых фунтах 2 , о чём с радостью доложил императору. Но затем он был казнён, и будучи при смерти, сказал: «Никто, добавляющий в золото свинец [то есть даже фальшивомонетчик] не подвергался такой казни, какую мне присудил этот император-горбун» 3 . И потому те, кто шли мимо, особенно из философов, не выводили смерть Ардабура из его прошлых злодеяний, но решили, что он пострадал из-за разрушения изваяния Геродиана. Было это, когда Аспар также погиб с ним. А изваяние Аспара сохранилось до сего дня в районе Быка, он сидит на коне […], как это можно видеть 4 . 1 Magister militium per Orientem с 450 года, сын Аспара, снятый с должности по подозрению в заговоре в 466 г., обвинённый и казнённый в 471 г. 2 Таланты и фунты используются синонимично. 3 Под эпитетом «горбун» имеется в виду вообще нечто забавное или же пагубное, содержащееся в языческих статуях. Несправедливость Льва сравнивается с уродством статуи. Общий смысл тот, что не следует шутить с древними статуями, особенно языческими. 4 В 471 г. Аспар и Артабан были убиты дворцовыми евнухами императора Льва. Текст испорчен, возможно, имеется в виду, что Аспар вооружён. Район Быка не связан с Бычьим рынком, имя Аспара носила цистерна и дворец.     15. На Форуме в правой части восточной стороны, он [Константин] воздвиг двенадцать изваяний из порфира и изваяния из мрамора, а также двенадцать сирен, которых народ называет золочёными морскими конями. Но в наши дни осталось только семь. И в наши времена император переместил трёх к церкви св. Маманта, но оставшиеся четыре стоят на своём месте и сейчас. 16. Следует отметить, что крест, на пересечении которого читается «Свят», установлен тем, кто был патроном форума [Константином]. Также и два изваяния сохранились справа и слева от ангелов, одно – Константина и другое – Елены. К северу от входа и к востоку от выхода на этом месте Константином Великим был воздвигнут крест, окованный серебром и с круглыми шарами на концах, точно такой, какой он видел [в небе]. Также и золочёные статуи его с сыновьями находятся там.

http://bogoslov.ru/article/1872253

300 Франц Р. Кризис совести. М., 2000; Френц Р. В поисках христианской свободы//URL: (Дата обращения: 21.08.2018) (это один и тот же автор, фамилию которого переводчики транслитерировали по-разному; в изданиях свидетелей Иеговы дана фамилия Френц, и так же он называется в данной работе). 301 Обширная подборка материалов представлена в сборнике: Является ли 607 г. до н.э. правильной датой падения Иерусалима?//URL: http://www.607v587.com/rus/607v587rus.pdf (Дата обращения: 21.08.2018). 302 Jonsson, C.O. The Gentile Times Reconsidered. Atlanta, 2004. Частичный русский перевод см.: Йонссон К.О. Пересмотренные времена язычников//URL: http://goodbook.16mb.com/Времена-язычников.pdf (Дата обращения: 21.08.2018). 303 Уолдрон С. Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. СПб., 2000. С. 471. Строго говоря, каждый баптист, если хочет остаться в исторических рамках собственной церкви, вынужден отвергнуть премилленаризм. Характерны в этой связи дальнейшие слова Уолдрона: «Если как праведные, так и нечестивые будут воскрешены из мертвых и судимы во время второго пришествия Христа, когда исполнятся слова, записанные в Евангелии от Матфея 25:46 : “И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную”, – тогда кто же останется на земле, чтобы населить царство, которое, как считают, должно существовать на протяжении тысячи лет после второго пришествия Христа?.. Каждый премилленианист учит, что нечестивые люди останутся невоскрешенными в течение всего периода тысячелетнего царства, которое последует за воскресением праведников во время второго пришествия Христа. Но как это может быть, если воскресение и суд, которые должны совершиться во время второго пришествия Христа, являются всеобщими и вселенскими?» (Там же. С. 471, 482–483). 304 Ср., напр.: Walvoord, J.F. Postmillennialism//Bibliotheca sacra 106 no 422 Apr 1949. P. 150–151. 311 Как справедливо заметил один современный премилленарист, «покажите мне хотя бы один текст, который требует постмилленаристского истолкования и не может быть понят в премилленаристском смысле» (Ice, Th. The Unscriptural Theologies of Amillennialism and Postmillennialism//URL: (Дата обращения: 21.08.2018)). Именно в этом – манипулировании текстами – и заключается баптистская эсхатология.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Не столь строго проводит г. академический оратор свою теорию в истории древней Русской церкви. Г. Барсову, по-видимому, хочется сочинить для архиерея и в древней Русской церкви такое же положение, какое он усиливался сочинить для него в древней Восточной церкви, т. е. положение администратора, начальствующего лица, но не судьи. Это хотение его остается в прежней силе. Но здесь он не делает для превращения епископа исключительно в администратора тех усилий, какие употребил для превращения канонического епископа в это единственное звание. Конечно, не очевидность исторических свидетельств была тому причиною: против этого г. Барсов, очевидно, не задумался бы. Г. академический оратор имел здесь, конечно, другие соображения: он соображал, что не столь важна практика древней Русской церкви, чтобы и тут все уродовать с очевиднейшим риском для себя. Можно выставить положение, что на практику древней Русской церкви, при том с канонами якобы несогласную, не должно обращать внимания при реформах и осудить ее одним словом, сказав, что и она с канонами не согласна, как и устав консисторий. О суде епархиального архиерея в древней России г. Барсов делает следующие признания: „епархиальный архиерей, как начальствующее лицо в епархии, был обставлен в древней России различными юридическими отношениями: он заведывал духовными делами епархии, судил различные церковно-гражданские дела и был вотчинником принадлежавших ему имений» („Христ. чт.” 1873, март. 470, 471). „По установившейся практике епархиальные архиереи сами непосредственно никогда не заведывали судебными делами и предоставляли ведать их доверенным лицам». („Хр. чт.” март. 1873, 471). „Существование наместников, как лиц заменявших самих архиереев в заведывании делами церковного управления и в частности духовного суда, следует отнести к числу отличительных признаков судоустройства в древней Русской церкви». („Христ. чт.” 1873, март. 472). (Следовательно, в древней Церкви архиереи судили сами и не поручали?) „По определениям Стоглава, суд по церковным преступлениям над духовенством вообще и по гражданским над монашествующим в частности, обязаны производить сами святители, хотя они не лишаются права и возможности, если бы захотели, или если бы представилась к тому необходимость, предоставить рассмотрение сих дел вместо себя другим лицам, только из духовных, а не из мирских» (474).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Это место о певце очень важно, поскольку здесь мы находим сразу несколько существенных особенностей певца: вдохновением певца руководят боги, в частности, Зевс, и сопротивляться этому они сами не могут; певцы воспевают славные подвиги богов и героев; их песни то терзают душу слушателей, то дают им наслаждение. Еще важнее другое место (VIII 471 сл.), где дан образ Демодока, певца в доме Алкиноя. Глашатай (471) возвращается в дом с певцом, чтимым у народа. Певцу сначала предлагают лучшие блюда (472 – 276). Одиссей говорит глашатаю Понтоною о высокой чести быть певцом (477 – 481). И после того, как певец насытился, Одиссей опять обращается к нему (488 – 499) с речью о возвышенном объективизме певца, полученном им от самих богов. Песни Демодока заставляют плакать Одиссея, и Алкиной просит певца прекратить свою печальную повесть о Троянской войне (536 слл.). Певец в этом изображении – есть максимально объективный и невозмутимый созерцатель великого прошлого, вещающий о крупнейших событиях своего народа. Этот монументальный объективизм таков, что он вызывает свои – только для него одного характерные слезы. Термин aoide употребляется у Гомера, прежде всего, в значении " песня " : (Ил. XXIV 721) вокруг Гектора пели горестную песню; (340; III 204) Ахиллу будет честь и песнь у потомков; (XXIV 197) о Пенелопе за ее верность будет прелестная " песня " в потомстве; но (200) о Клитемнестре " ужасная песня " . Интересное суждение высказывает Алкиной о назначении, вернее, о сущности и происхождении героической песни (Од. VIII 479 – 481), утверждая, что: Честь певцам и почет воздавать все обязаны люди, Что на земле обитают: ведь пенью певцов обучила Муза сама, и племя певцов она любит сердечно. Песня – " священная " (Гимн. XXXIV 19), " прекрасная " (Гимн. I 164), и от нее " радуются " (IX 7, XIV 6), ею " умоляют " (XVI 5, XIX 48, XXI 5; I 173). Термин aoide обозначает и " искусство пения " . В Ил. II 596 музы отняли у Фамирида " дар песен " . Нам интересен и весь этот миф (594 – 600): …местность, где некогда Музы богини, Встретив фракийца Фамира, идущего из Эхалии От эхалийца Еврита, лишили его песнопений.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

Л. 213 об., 466), а также замечания о произведенных впечатлениях и благотворных воздействиях, собранные вместе (Муз-9265. Л. 471–472 об., 486–486 об.). Так, прочитав 25 июня 1854 г. автобиографический «Перечень начала и хода занятия внутреннею молитвою» (Муз-9265. Л. 320–322 об.), АТ записал: «“Перечень” внутренних упражнений в молитве изображением постепенного хода сего занятия представляет приливы и отливы благосостояния душевного. Сим воспоминанием утешает, ободряя надежду, и вместе смиряет, представляя переходы из благоприятного положения к оскудениям. Читая сие, как бы чувствуешь олицетворяющимися прошедшие события и воспламеняешься к течению вдаль…» (Там же. Л. 471 об.), а 23 июня 1854 г., после прочтения собственного сочинения «Об истине молитвенной сладости, потребности искания ее и пользе размышления об оной» (Там же. Л. 188–194 об.), АТ отметил: «Трактат об искании молитвенной сладости есть врачевство от помысла своекорыстия. Как прекрасно и прилично приведены свидетельства Отцов!» (Там же. Л. 472). Поэтому при анализе текстов АТ, в том числе и рассказов странника, следует принимать во внимание автокоммуникацию, во многом определявшую его литературную деятельность. 6. Взаимоотношение четырех Рассказов странника c другими текстами Арсения (Троепольского) 6.1. Рассмотренный выше материал показывает, что к началу работы над рассказами странника осенью 1859 г. АТ составил различные тексты, посвященные молитве и молитвенной практике. Изучение сохранившихся текстов приводит к выводу, что в четырех рассказах первой части, работа над которыми была завершена в декабре 1859 г., отсутствуют заимствования на текстологическом макроуровне, характерные для составленных в начале 1863 г. трех рассказов второй части, которые, подобно «Памяти о молитвенной жизни старца Василиска», представляют собой компиляции, состоящие из текстов АТ (см. п. 5.11). При этом рассказы первой части неразрывно связаны с другими текстами АТ на текстологическом микроуровне, то есть на уровне совпадения цитат и фрагментов из ранее составленных текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Подпольный человек подобное же стремление осуществлял в тяготении к «дважды два пять», полагая противопоставить его мертвизне «дважды два четыре». Но и там и там арифметика эта (на уровне символа) оказывается безжизненной. Нетрудно заметить, что такая философия и психология замешаны на гордыне и на безверии. Человек смиренный — этаким вздором своё сознание туманить не станет. Но для смиренного — высшая свобода заключена в свободном подчинении собственной воли воле Творца. Для того, правда, потребна истинная вера — а если её нет? Вспомним снова великую мысль Апостола: если Христос не воскрес, то вера тщетна. Достоевский именно на это указывает как на основу безверия Кириллова: « — Слушай, — остановился Кириллов, неподвижным, исступленным взглядом смотря перед собой. — Слушай большую идею: был на земле один день, и в середине земли стояли три креста. Один на кресте до того веровал, что сказал другому: «Будешь сегодня со Мною в раю». Кончился день, оба померли, пошли и не нашли ни рая, ни воскресения. Не оправдывалось сказанное. Слушай: этот человек был высший на всей земле, составлял то, для чего ей жить. Вся планета, со всем, что на ней, без этого человека — одно сумасшествие. Не было ни прежде, ни после Ему такого же, и никогда, даже до чуда. В том и чудо, что не было и не будет такого же никогда. А если так, если законы природы не пожалели и  Этого, даже и чудо своё же не пожалели, а заставили и  Его жить среди лжи и умереть за ложь, то, стало быть, вся планета есть ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планеты ложь и диаволов водевиль. Для чего же жить, отвечай, если ты человек?» (10,471). Если основная мысль («Бога нет») верна, то с этою логикой не поспоришь, и все отговорки окажутся лишь проявлениями заурядной трусости. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» ( Пс. 13:1 ). В этих словах Псалмопевца — вся идея романа «Бесы». Кириллов же обнаруживает жестокий вопрос, обнажающий таящуюся в атеизме трагическую безысходность: «Я не понимаю, как мог до сих пор атеист знать, что нет Бога, и не убить себя тотчас же?» (10,471). Здесь обнажается таящаяся во всяком безбожии тяга к небытию; и идея самоубийства как высшего проявления человекобожеского своеволия есть лишь банальное проявление именно такой тяги.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010