Представь себе стан персидский и стан римский; и вот вышли из них два окрыленные мужеством и равносильные юноши и ведут борьбу. Так сопротивная сила и ум равномощны между собою и равную имеют силу, как сатана преклонять и лестию вовлекать душу в волю свою, так опять и души прекословить греху и ни в чем не повиноваться ему; потому-то обе силы могут только побуждать, а не принуждать к злу и добру 467 . А утверждающие, что грех подобен сильному исполину, душа же подобна отроку, говорят худо 468 . Ибо, если бы действительно было такое несходство, то несправедлив был бы Законоположник, Который дал человеку закон вести брань с сатаною 469 . Еще одно замечание о живущем в человеке злом начале. Есть еретики, которые утверждают, что вещество безначально и что оно есть корень, коренная сила, равносильная Богу. Отсюда и зло, как произведение вещества, самостоятельно. Но утверждающие это, ничего не знают. Должен быть Творец всего существующего. Каким же Его нужно представлять? Несомненно, совершеннейшим, всемогущим, всесвятым. А если так, то Он и создать мог только существа чистые, простые 470 . Если же скажем, что Создатель сотворил и существа злые, то, во-первых, приписываем злое начало Ему, безстрастному Божеству, во-вторых, называем Бога несправедливым, Который сатану посылает в огонь. Если существует зло в мipe, то оно могло произойти только от самопроизвола тварей. Как богоподобные существа, ангелы, и душа были наделены свободой, которой они злоупотребили, уклонившись от Бога и Его святого закона 471 . Зло не самостоятельное, а случайное явление в мipe. в) Падший человек не мог сам спастись: потребовалось пришествие Господне. Величие христиан Как богатого человека, который владеет великолепными и огромными домами, изобилует серебром и золотом, но одержимого страшною, неисцелимою болезнию не может избавить от болезни ни знатное его родство, ни богатство 472 , или как кровоточивую, расточившую все свое имущество врачам, никто не мог исцелить 473 , так и душу, зараженную грехом, ничто не могло спасти 474 . Прежде всего безсильны были в этом отношении собственные дела правды ветхого человека, ибо к этим естественным плодам (φυσκο καρπο) правды, которые он мог творить 475 , всегда примешивался нечистый элемент, которого устранить своими собственными усилиями не мог 476 . Правда, человек всегда оставался свободным. Но свобода падшего лишь простиралась на то, чтобы противодействовать злу, но не искоренять и властвовать над ним 477 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Что такое представляет собой человек в мире? Душа от Бога, но тело иной природы, и в этом отношении нет никакого различия между телом летучей мыши, червяка, лягушки и телом человека, так как одна и та же материя, из которой они произошли 469 , и одинаково подвергнуты тленности и изменяемости, и все происходящее от материи смертно 470 . И если кто-нибудь приведет в доказательство преимущества рода человеческого Еврипида: «Солнце и ночь должны служить людям», – то почему больше людям, чем муравьям и мухам? И им ночь служит для покоя и день для деятельности 471 . Хотя бы люди и называют себя царями зверей, так как они ловят и употребляют их в пищу, но можно поставить вопрос, как это произошло, что не звери охотятся за людьми и поедают их? Правда, люди теперь имеют в своем распоряжении сети, оружие, собак, но ведь и каждое из животных одарено своим способом защиты и легко может подчинить себе людей 472 . Весьма вероятно, что прежде чем основаны были города и люди изобрели искусство борьбы против зверей посредством сетей и других приемов, звери пожирали людей, и человек лишен был сил защищаться от них 473 . Таким образом, в этом отношении Бог людей подчинил более зверям, чем зверей человеку 474 . Люди, по-видимому, обладают несомненным преимуществом над зверями в том пункте, что они основали города, начальства и власти, но едва ли и здесь даны какие-либо основания думать об особых привилегиях, дарованных людям. Пчелы имеют одну главу; некоторые из них царствуют и повелевают, другие же повинуются; возникает у них война, они побеждают и истребляют подчинившихся; они строят города и предградия; они работают и помогают друг другу; они привлекают на суд виновных и присуждают их к штрафу; трутней выбрасывают и умерщвляют 475 ; подобно тому, как люди приготовляют для себя житницы для запаса на зиму, то же находится и у муравьев, и потому люди не могут ничем гордиться перед муравьями, так как и у муравьев наблюдается своя предусмотрительность: они обгрызают корни деревьев, чтобы, когда они дадут ростки, иметь питание на зиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

1764 года, при учреждении штатов, здесь считалось одних душ мужеского пола около одиннадцати тысяч с половиною; из них две доли вне Костромской тогдашней провинции, а десять близ города Костромы. Одних сел Ипатскому монастырю принадлежало 28, а деревень и разных угодий неисчислимое количество. Из Костромских вотчин самая многолюднейшая: – село Колшево с деревнями; в ней 1107 душ (счет вотчин здесь по ведомости 1763 года); ниже тысячи до 700 душ: село Никольское Баран 857, село Семеновское-Лапотное 845, село Бабино 716 душ. От 700 до 500: село Яковлевское Большее 620, село Костенево 610, сельце Нефедово 595, село Солониково 526; от 500 до 300: село Карабаново 471, село Козминское 439, село Протасово 427, сельце Святое 374, село Исаковское 325; от 300 до 100: село Яковлевское Малое 285, село Никольское за Воржею 275, село Михайловское 273, Богословская подмонастырская слобода, упоминаемая за Ипатским монастырем 1613 года, 235; село Прискоково 197, сельце Курдумово 144; от 100 до 50: Спасская слобода иначе Голява, против г. Костромы 84, село Козликово 72, сельце Курдумово 73, полсельца Антропцова 56. В отдалении от Костромы: во Владимирском уезде село Крутец-Заястребье 432, в Симбирском уезде село Преображенское, Каменная слобода тоже, 504, село Никольское на сурских вершинах 250, село Кузмодемьянское, Журавлиха тоже, 297, все три без деревень. Прочие вотчины за малочисленностью не перечисляются. Число душ в селах и сельцах здесь разумеется с деревнями. Еще Ипатские вотчины: две деревни в Казанском уезде и одна в Алатырском, и в Ярославском уезде четверть села Позушина с полудеревнями 123, треть деревни Молчанова 3 и треть деревни Кузовлева 31. Все три Ярославские вотчины приложены Иваном Ивановичем Шетневым. Хотя имена вкладчиков большею частию известны, но некоторые вотчины когда приложены, не осталось прямых указаний. Кроме очень древних вкладов еще известны: царем Феодором Иоанновичем приложены: село Солониково, село Никольское, что за Воржею, с деревнями, но когда приложены, нет верного сведения, сим же государем 1585 года, декабря 25-го, из Костромских дворцовых посошных сел: Покровское-Карабаново с деревнями, село Никольское на Баране, с селом того же села Богословским с деревнями, погостом Старое дворище с деревнями, в волости Емене три жеребья села Вакарина и три жеребья деревни Колотилова, что были в поместье за Чудином и Шереметем Чортовыми, да в мирском стану деревня Святое, деревня Олферово и деревня Стрельниково, что были в поместье за Никифором Голозцыным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

Спасо-Заозерье. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Спасо-Заозерье (Заозерница). Спасская церковь каменная, построена в 1834 г. расстоянием от г. Вятки в 120 верст, от уездного города в 87 верстах, от благочиния в 35 верстах. Кладбищенская Спасская церковь деревянная, построена в 1738 г. Причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик; квартиры для причта казенные, кроме диакона Мальгинова, который имеет свой дом. Земли: усадебной около 3 десятин, пахотной 28 десятин 273 сажени, сенокосной 4 десятины 2127 сажень. Братский денежный доход священника 471 руб. 18 коп., диакона 314 руб. 12 коп., псаломщика 157 руб. 6 коп. Руги собирается на весь причт до 25 пуд. ржи и 60 пуд. овса. Прихожан: православных русских 1399 муж. пола, 1451 жен. пола; приход состоит из 18 селений, расстоянием до 20 верст. Село расположено на пригорке при речке Озерянке, на левом берегу её, и окружено сосновым бором. В приходе три школы: две земские, из коих одна в селе, другая в дер. Обросенской в 10 верстах, третья школа церковно-приходская в дер. Крутоложской в 10 верстах. Главное занятие прихожан землепашество, по зимам многие занимаются выработкой леса и сплавом его; других занятий нет. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». Храмозданная грамота на строительство церкви была выдана в 1816г. Строительство завершено в 1834г. Холодная церковь была освящена в мае 1849г. в честь Нерукотворного Образа Спасителя, в теплой церкви имелось два придела - в честь Святых Апостолов Петра и Павла и во имя Святой Великомученницы Екатерины. По материалам " Разрушенные храмовые постройки Кировской области. Справочник. Часть 1. " Киров. 2012г. Редактор В.А.Бердинских, составитель А.О. Кайсин. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=18051

Храм Спаса Нерукотворного Образа (Краснокаменск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… В 2001 году был составлен проект Спасского храма , одобренный епископом Читинским и Забайкальским, а уже с 2002 года начались работы по его постройке. 21 августа 2005 года состоялся праздник освещения первой Краснокаменской церкви. Храм пятиглавый, с золотыми маковками, увенчанными крестами. Содержание История [ править править код ] В конце ХХ века на земле Российской началось возрождение Православной веры. Народ вспоминал свои корни, стремясь прикоснуться к истокам жизни своих предков. И на земле Краснокаменского района нашлось место для строительства православного храма. А начиналось все с православной общины. В начале 90-х годов начали приезжать в Краснокаменск священнослужители — они встречались с верующими людьми, служили молебны, крестили детей и взрослых. Обычно приезжали священники из Читы и Шилки: отец Владимир Фомичев, отец Владимир Прокопенко, отец Борис Архипов. Первая встреча краснокаменцев с православным священником состоялась 16 февраля 1992 года в клубе первого общественного центра. С февраля 1995 года эту общину постоянно окормлял отец Владимир Фомичев, впоследствии он стал первым настоятелем Спасского прихода, назначенным епископом Читинским Палладием. Службы проводились в штабе казачьего войска — в доме 471, затем две квартиры в доме 601 были оборудованы под молитвенный дом. Здесь все создавалось руками верующих: престол по всем церковным канонам изготовил Гавриил Аркадьевич Вологдин, Любовь Захаровна Вологдина сшила облачение для престола и аналоев, купель, хоругви и шандалы изготовил Сергей Шлыков. Когда комнаты молитвенного дома перестали вмещать всех желающих, с Божьей помощью в 1997 году храм был оборудован в бывшем конференц-зале проектного института: сооружены настоящий иконостас и алтарь, иконная лавка, открылась на добровольных началах православная библиотека, нашлось место и воскресной школе для детей. Пасху 1997 года отмечали в новом храме.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Спаса_Нер...

В 1355 году Моисей основал монастырь во имя архистратига Михаила на урочище Сковородке 471 и построил там каменную церковь . Сюда он удалился на покой. Там скончался замечательный старец. Там покоится он, уважаемый равно и по смерти, как был уважаем при жизни. Понеделье, в 20-ти верстах от Новгорода, близ озера; Козмодемьянский на Городище, Николы Мостищенского на Софийской стороне, верстах в пяти от города, Борисоглебский, бывший при церкви, построенной в 1300-м году, на ручье Гзени –на Софийской стороне, за валом в Неревском конце. 478 Тогда же первый раз встречается упоминовение о Рождественском монастыре, о котором яснее говорится под 1388-м годом, по поводу избрания владыки, 479 хотя церковь существовала еще в 1226-м году, а в 1230-м устроена была при ней скудельница. 480 В 1389-м году основан был женский Николаевский монастырь на урочище Соколья-Гора: 481 церковь , вероятно, существовала и прежде, потому что там предание полагает место погребения братьев Анфаловых, детей посадников, живших, по преданию, в XII-м веке, местно чтимых святыми; впоследствии, уже в XVIII-м веке, перенесены останки их в Антониев монастырь. В 1390-м году построен был монастырь св. Николы на Софийской стороне, между Легощей и Чюдинцовой улицами на Скудельнице. 482 В 1392-м году устроен в Радоковицах, в Плотницком конце за валом, монастырь, близ церкви, построенной Моисеем в 1357-м году. 483 В 1393-м году, первый раз упоминается о монастыре на Лисьей Горке, как о новопостроенном, 484 но предание указывает там место погребения родителей Варлаама, следовательно признает этот монастырь существовавшим еще в XII-м веке. Может быть он уничтожился и был возобновлен в XIV-м веке. В 1394 году основан Спасский монастырь в Козмодемьянской улице в Неревском конце. 485 Вяжицкий монастырь существовал уже в XIV-м веке: 486 но знаменитость свою приобрел со времени архиепископа Евфимия. Почти то же можно сказать и о монастыре Клопском, который стал известен с Михаила-юродивого, но существовал и прежде в 20-ти верстах от Новгорода и в З-х верстах от Ильменя, на берегу р. Веряжи. 487 В XV-м веке при архиепископе Иоанне явились монастыри: Никольский, Порфириевский на Папоротне, основанный в 1464-м году Порфирием Инамским, 488 Спасский Видогощенский 489 и Никольский Верендский пли Перекомский 490 в 1401-м году. В 1415-м году основан монастырь Воскресения Христа на Красном Поле за Плотницким концом. 491 В 1417-м году построена была обыденная деревянная церковь св. Илии; в 1418-м году, на месте том воздвигнута каменная, и тогда же основан был монастырь девичий. Он находился в Прусской улице на Софийской стороне. 492 В 1418 году основан был преподобным Саввою Вишерский монастырь во имя Вознесения Господня. 493 В 1420-м году в первый раз упоминается об Отенской пустыне, 494 впоследствии любимой святителем Ионою. Неизвестно время ее основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Мальцево. Церковь Воскресения Христова. Церковь. Не действует.   Престолы: Вознесения Господня Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1823. Адрес: Нижегородская область, Пильнинский р-н, с. Мальцево Координаты: 55.77035, 45.83945 Проезд:По шоссе Спасское - Пильна через Деяново Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Мальцево – село в Пильнинском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Воскресенская церковь. Датировка объекта – 1823 год. Документ о принятии на госохрану 471. По данным краеведа Владимира Бакунина, каменный (холодный) храм в Мальцеве построен помещиком Михаилом Стефановичем Бреховым. Престолов в нём три: главный – в честь Воскресения Христова, в правом приделе – в честь Почаевской иконы Божией Матери и в левом – во имя Архистратига Божия Михаила. http://www.gttp.ru/map_NN/pilna.htm Храмов два. Главный храм каменный, холодный, построен в 1823 г. помещиком Мих. Стеф. Бреховым; престолов в нем три: главный в честь Воскресения Христова, в правом приделе в честь Почаевской иконы Божией Матери и в левом во имя Архистратига Божия Михаила. Второй храм, деревянный, без колокольни, построен в 1769 году помещиком Феодотом Мякининым; престол в нем в честь Смоленской иконы Божией Матери. Церковной земли 33 дес. пахотной и сенокосной. Капитал церкви 3901 р. 4 к. Причт состоит из священника и псаломщика; дома для них церковные, построены на общественной земле. Жалованья причту от казны: священнику 300 р., псаломщику 100 р. Капитал: Причт 1693 р. 50 к. Прихожан – крестьян: в с. Мальцеве (н. р.) в 124 двор. 399 м. и 403 ж.; в дер. Андреевке (Выглядовка, при рч. Курмышке, в 1 1/2 вер.; н. р.) в 22 двор. 79 м. и 73 ж.; в приход военных в 22 двор. 99 м. и 97 ж.; всего в 168 двор. 577 м. и 573 ж. Церковно-приход. школа в селе существует с 1891 г., помещается в церковной сторожке. Ближайшия села: Болобоново в 2 вер. и Деяново в 8 вер. Расстояние от Симбирска 301 вер., от Курмыша 18 вер., от Деяновского волост. правл. 8 вер. Почтов. адрес – г. Курмыш. Н. Баженов. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года.   С приложением географической карты Симбирской епархии (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год). - Симбирск. Типо-литография А.Т. Токарева. 1903. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь построена в 1823 году, колокольня в 1917. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=29190

Иоанна можно относить к последним годам Феодосия Младшего († 460) или во времени Маркиана (460–457). Непосредственно по его смерти родители создали храм во имя его на месте кущи его при доме их. Георгий Кедрин и Зонара, говоря о пожаре в Константинополе при импер. Льве в 400 или 471 году (см. 1 сентября), упоминают уже о церкви св. Иоанна кущника или нищего. Писатель его жития называет себя современником святого: „имею намерение рассказать жизнь мужа праведного который жил в наши времена“. Никифор относит его ко временам несколько позднейшим – ко временам Льва Великого (458–474) – разногласие ничтожное. Метафрастово житие сего святого издано в полном курсе Патрологии Миня (Т. 114. стр. 567). При папе Формозе († 896) в Риме построена была в честь сего святого церковь , где находилась часть мощей его. Паломник Антоний в 1200 году видел мощи его у врат двора его (стр. 147) в Царьграде. Крестоносцами (1204–1261) глава его из Царьграда перенесена в Безансон, а мощи его находятся в Риме в церкви его имени неизвестно, когда из Царьграда сюда перенесены. Св. мученик Пансофия , сын Нила проконсула александрийского, оказав великие успехи в науках, по смерти отца раздав имение, 27, лет прожил, молясь в пустыне. В Декиево гонение, будучи представлен августалу Александрии (префекты александрийские носили имя августала – augustalis), изобличив языческие заблуждения, был жестоко бить прутьями до смерти. Итак не справедливо св. Павел фивейский называется первым пустынножителем. Он сделался пустынником в гонение Декия, а Пансофий прожил в пустыне 27 лет до гонения Декия. 16 Одна из вериг св. ап. Петра была принесена из Иерусалима в Царьград Евдокиею царицею, супругою Феодосия младшего, а другая послана была ею дочери ее Евдокии в Рим, Верига в Царьграде хранилась в церкви св. Петра близь Софии. Паломник русский Антоний в 1200 говорит, что у св. Петра, прилежащего Софии, висело Петровых вериг железо вковано в золотую икону. На праздник же Петровых вериг целует патриарх и все люди. В Месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Иероним, епископ Могилевский и Мстиславский (Волчанский) По некоторым сведениям, происходил из западно-русских дворян. Окончил Киевскую духовную академию. С 1734 года – «старший» игумен Виленского Свято-Духова монастыря. В 1742 году избран для возведения во епископа Могилевского и Мстиславского, но долго не утверждался польским правительством. 2 октября 1744 года хиротонисан в Москве во епископа Могилевского и Мстиславского. Епископ Иероним принял епархию в крайне бедственном положении – школ не было, духовенство было запугано, да и православный народ находился в страшном загоне. Большинство православных церквей было превращено в униатские. Всюду действовали униаты, которые сумели даже хиротонию Иеронима в сан епископа задержать почти на два года. Епископ Иероним энергично выступил в защиту Православия и занялся восстановлением православных церквей. Его деятельность вызвала жесткое преследование со стороны католицизма. Даже русские послы в Варшаве не только не защищали епископа Иеронима, но и, напротив, написали о нем императрице Елизавете как о человеке беспокойном. Несмотря однако на все это, епископ Иероним продолжал борьбу. Он распространял просвещение, стремясь поднять престиж Православной Церкви на должную высоту. Преосвященный настоял на назначении особой комиссии для разбора жалоб православных на причиняемые им обиды со стороны католиков и униатов. Правда, в то время деятельность комиссии не принесла ощутительных результатов, но она подготовила массу материала, которым потом блестяще воспользовался преемник епископа Иеронима архиепископ Георгий (Конисский) . Борьба с католиками и униатами достигла крайнего напряжения; епископ Иероним, как доблестный пастырь, в этой борьбе забывал о себе. Скончался 14 октября 1754 года. Погребен в Спасской Могилевской церкви. Преосвященный Иероним среди православных западного края оставил память о себе как о выдающемся деятеле и ревнителе Православия. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 5. – С.471–474, 653, 773, 774, 829.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дополнения 5 Часть II. Заметки Стран. 8 внизу: при сравнении службы 4 января апостолам со сниском их в четиих славянских минеях оказывается, что в службе не поминаются находящиеся в минеях: Симеон, Тимофей, Онисим, Епафрас, Архипп, напротив есть Кесарь, Кифа и Матфий, которых нет в минеях. Климент по Дорофееву списку и греческому синаксарю (10 сент. и 22 апр.) есть епископ Сардики, а по славянским минеям 4 янв. епископ Рима. К 18 января стран. 29 о Ксении. Она скончалась 18 января, а 18 января во второй половине V века падает на годы 465, 471 и 476. К 17 февр. стран 56 о мощах Мины Калликелада конец изложить: Канон Иосифа, в коем он говорит: покланяюся мощем (10 дек.), написан при импер. Василие I. Хотя западное предание говорит, что импер. Зинон (474–491) дал главу Мины французскому дворянину из Лангра, что предполагает пренесение мощей его в Царьград при Маркиане, (см. 16 января заметку), но глава сия другого Мины, по Штадлеру, каппадокийского. К 5 марта строк. 71 об Исихии иерус. У Филарета кончина его полагается в 432 году, у Мюллера ок. 434 года. К 30 марта стран. 92 об Иоанне лествичнике : патриарх Петр умер в 564 году (Евагрия Ц. Истор. Ш. 36). Но в указываемом Филаретом месте у Евагрия не определяется время кончины Петра. По Ле-Кьену Петр скончался в 544 году. Итак, разноречия не малы и трудно найти здесь истину. К 17 мая стран. 139, строчка 1. Дорофей или Псевдо-Дорофей, по Мартынову, сделал из Иунии мужа Иуния вопреки писанию. Но в экземплярах Дорофеева списка нам известных (см. 4 янв.) нет в 70 апостолах Иуния. К 4 сентяб. стран. 273 об Ермионии. Едва ли предание не слило дочерей двух апостолов, приписав дочери Филиппа из 70 кончину в Ефесе, в коем почила на самом деле дочь Филиппа из 12. К 14 сент. к стран 289 после слов отселе начался праздник Воздвижения креста: в сей год (335) 13 сентября -день освящения храма Воскресения падает на субботу, а Воздвижение на воскресение и потому вдвойне прилично было воспеть в Иерусалиме: кресту твоему покланяемся Владыко и святое воскресение твое славим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010