«Симон же, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги; нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право перед Богом; итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» ( Деян. 8:18-23 ). Священник же крестит не водою, но Духом — по Благодати Апостольского преемства. Так что вопрос стоит не о крещении водою — оно и впрямь бесполезно, — но о таинстве в полном смысле. Отец Кириак апеллирует к вере, которая идёт от сердца, «от пазушки», как называют это оба собеседника: « — Вот это-то, — говорю, — твоя беда, отец Кириак, что ты всё на пазуху-то очень располагаешься. — Ах, владыко, да как же на неё не полагаться: тайны-то уже там очень большие творятся — вся Благодать оттуда идёт: и материно молоко детопитательное, и любовь там живет, и вера. Верь — так, владыко. Там она, вся там; сердцем одним её только и вызовешь, а не разумом. Разум её не созидает, а разрушает: он родит сомнения, владыко, а вера покой даёт, радость даёт…» (5,471-472). Вновь давняя проблема: антиномия «вера — разум». Иеромонах прав, вознося веру над разумом, но забывает, что сердце, не очищенное от страстей — плохой руководитель. Вновь вспомним слова святителя Феофана Затворника : «Когда очистится кто от страстей, пусть даёт волю сердцу; но пока страсти в силе, давать волю сердцу — значит явно обречь себя на всякие неверные шаги» . Вознося веру, отец Кириак тем не менее строит все свои рассуждения на доводах рассудка, ибо никак не хочет признать сакральной стороны таинства: оттого и не видит разницы между действиями Симона Волхва и православного священника. Однако не следует пренебрегать и рациональными его доводами, поскольку внешне они могут показаться неопровержимыми.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

«И мудростью разума [моего] отниму пределы народов». Я не знаю мудрости, которую он обещает, о которой и пророк говорит: «Чуждая некая 463 мудрость у них " 464 . Есть ведь какая-то внешняя по отношению к истине мудрость, которую разоряет Бог. Имея ее, [диавол] полагает, что он мудр, и говорит: «Мудростью 465 разума [моего] отниму пределы народов и поглощу 466 силу их». Ведь дошло до всех народов 467 его влияние; но Спаситель, посылая во все народы Свои слова, исторг тех, кто диаволом держался в плену во всех народах. «И поглощу силу их». Он угрожает, что пойдет для разграбления наших сил и передаст [добычу] воюющим против нас. И действительно, можно видеть, что он поступает так с некоторыми. Ведь когда некто побеждается диаволом и предается демонам – худшим духам, враждебным к добродетелям, что иное происходит, как не сказанное: «И поглощу силу их»? Получив наши силы, он пожирает нас. «И потрясу населенные города» 468 . И вот чем угрожает диавол: он замечает, что населены города – Церкви Божии, возведенные во Христе Господе, – и громогласно возглашает, что он сдвинет их. И вот он часто потрясает населенные города гонениями, часто сотрясает соблазнами. Но мы, имея основание на камне 469 , попробуем быть такими, чтобы тот, кто говорит: «Потрясу населенные города», – не смог покачнуть нас ни своим натиском, ни противоборствующими духами, но пребудем по отношению ко всему, что приключится, в твердости и постоянстве, имея здание, построенное на камне 470 Иисусе Христе 471 , «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» 472 ! Гомилия девятая. О том, что написано: «И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Я пошлю, и кто пойдет к этому народу? " ». И, пропуская немного, он доходит до места, где написано: «Проси себе знак от Господа Бога 473 твоего в глубине или в высоте». «И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Я пошлю, и кто пойдет к этому народу?» И я 475 сказал: «Вот я, пошли меня». И сказал Он: «пойди и скажи этому народу: Слухом услышите и не уразумеете« " 476 , и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

465 Эта тетрадь, переписанная в то время, к счастию, уцелела, и, хотя она написана очень дубоватым, полуподьяческим, полусеминарским превыспренним языком, пользуюсь ею для пополнения устных рассказов, которые не могли бы никак быть столь подробными по прошествии более тридцати лет. 466 Когда после выхода в отставку графа Ростопчина назначили Тормасова, Ростопчин, недовольный, что его преемник не познатнее кто-нибудь, говорил с насмешкой: «Ну, Москве подтормозили, верно, слишком прытко шла». Это передали Тормасову, и он сказал: «Ничуть Москва не шла прытко, она была совсем растоптана». 467 С этого места подробности заимствуем из вышеозначенной тетради, заменяя. простым рассказом превыспренность слога. 468 В этот день в крестном ходе при закладке было более 30 протоиереев, 300 священников и около 200 диаконов. К высшему белому (не монашествующему, т. е. не дающему обетов строгого воздержания) духовенству причисляются протопресвитеры и протоиереи. 469 Об этих иконах см. примеч. к Главе восьмой и примеч. к Главе четвертой. Перед самым оставлением Москвы Ф. В. Ростопчин послал своего адъютанта к архиерею, с повелением от имени Александра I уехать в ту же ночь и увезти с собою обе иконы «Он (Ростопчин. – Т. О.) стал беспокоиться, каким образом их взять. Одна (икона), называемая Владимирскою, находилась в кафедральном соборе; другая, Иверская, в часовне, носившей ее имя. Он справедливо опасался, как бы оставшаяся в Москве чернь не вздумала препятствовать отъезду двух покровительниц Москвы...» (см.: Записки графа Ф. В. Ростопчина, с. 718). 470 Переложение ст. 6–9 псалма 43. В Псалтири: «6. С тобою избодаем рогами врагов наших, во имя Твое попрем ногами восстающих на нас; 7. Ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня; 8. но Ты спасешь нас от врагов наших и посрамишь ненавидящих нас. 9. О боге похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять вовек». 471 Переложение ст. 8–12 псалма 45. В Псалтири: «8. Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. 9. Придите и видите дела Господа – какие произвел Он опустошения на земли: 10. Прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сожег огнем. 11. Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле. 12. Господь сил с нами, заступник наш, Бог Иакова».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

По третьей версии, чудо приписывается молитве христиан–воинов в войске Марка Аврелия. 465 По молитвам многих святых, да и просто по отслужении особого молебна, часто проливался обильный дождь на иссохшую, жаждущую землю. 466 «Неразлучно» — по указанию. Lampe. Patristic Greek Lexicon, p. 132, Oxford 1961. 467 Разночтение: «чудо». 468 Т. е. нарушение Праотцами заповеди Божией, данной им в раю. 469 По изданию 1861 г. числится за стр. 180–192. 470 Т. е. по закону Христову. 471 Рус. пер.: «Ибо если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое быв сначала проповедано Господом в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаяние Духа Святаго по Его воле?» 472 Мф. 10:26–27, рус. пер.: «Ибо если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников». 473 Т. е. праведников, живших до времени Моисеева законодательства и затем в последующее время Ветхого Завета. 474 Т. е. на основании нашей же человеческой природы, воспринятой и обновленной в Богочеловеке. 475 См. прекрасную омилию Св. Григория Паламы, произнесенную в Великую Субботу (омилия 18–я), напечатанную в 1–м томе Бесед Св. Григория Паламы. Вся омилия посвящена догмату Искупления. 476 Цитата не в точности отвечает евангельскому тексту, которым мы ныне пользуемся. 477 Точной такой цитаты — нет, но она отражает смысл сказанного в Рим. 12:5; 1 Кор. 12:27; Еф. 1:22; 5:30; 4:25. 478 «рака» — пустой человек. 479 Синедрион — верховный суд. 480 Т. е. не представляются слишком обидными названиями. 481 Рус. пер.: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым». 482 «Банею Пакибытия» именуется — крещальная купель, святое крещение. 483 Или: «укрепленный», «приглашенный вновь занять прежнее место». 484 В Евангелии здесь говорится «объядением и пьянством». 485 В Евангелии здесь: «с неверными». 486

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Будем же, возлюбленные, хотя позади следовать за Ним. Если люди милуют милостивого, хотя бы он сделал множество грехов, то тем более – Бог. Послушай пророка, который говорит: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием. (Пс. 51, 10). c. 265] Человеколюбец Бог наш, желая соединить всех взаимными узами, возлюбленные, вложил в дела человеческие такой закон, что польза одного непременно соединяется с пользой другого. Так земледелец сеет жито не столько, сколько нужно для него самого, иначе он давно бы погубил и себя, и других, – и воин ополчается на опасности не для того, чтобы спасти только себя самого, но чтобы доставить безопасность и городам, и купец привозит не столько, сколько нужно для него самого, а сколько и для многих других. Если бы люди не были поставлены в такую необходимость, то они не захотели бы искать пользы ближнего; потому Бог и соединил все таким образом и не попустил достигать своей пользы иначе, как путем пользы других. Иным путем нельзя и спастись, и если ты упражняешься даже в высшем любомудрии, а о других, погибающих, нерадишь, то не будешь иметь никакого дерзновения пред Богом. Если я раздам все имение мое, – говорит божественный апостол, – и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 3). c. 471. Слово о любви] Пропитать бедных Бог мог и без этого (милостыни – Л. И.); но чтобы связать нас в содружество любви и чтобы мы пламенели друг к другу любовью, Он повелел им (бедным – Л. И.) получать пропитание от нас. Вот почему в одном месте говорится: слово благое лучше, нежели даяние, и не выше ли доброго даяния слово? (Сир. 18, 16–17). И Сам (Бог) говорит: милости хочу, а не жертвы (Ос. 6, 6; Мф. 9, 13). Так как мы обычно любим тех, кому оказываем благодеяния, а получающие благодеяние бывают дружественнее расположены к благодетелям, то, устрояя союз дружбы, Бог и постановил такой закон. c. 481. Слово о любви] Милостыня есть благо и Божий дар; и подаяние милостыни уподобляет нас по силе возможности Самому Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Об этом монаршестве антихристовом и Златоуст вспоминает во втором послании к фессалоникийцам в главе второй в беседе четвертой. Здесь Златоуст антихристово царство сравнивает с царством Мидийским, Вавилонским, Персидским, Македонским, Римским и говорит, что антихристово царство последует Римскому, как Римское Греческому, Греческое Персидскому, Персидское Ассирийскому. Потому что эти царства были монархиями; ясно, что и антихристово царство будет монархией и никем не будет свергнуто, только одним Христом на суде грядущем. Согласно с этим говорит и Кирилл святой в поучении 15 о том, что антихрист станет владеть Римской монархией. Эту свою мысль он подтверждает теми же вышеприведенными словами из главы 17 апокалипсиса: «И десять рогов, которые видел, есть десять царей, они, имея свою волю и силу и власть, отдадут их зверю». В–четвертых, следует знать, что антихрист с бесчисленным своим воинством будет подвергать гонениям всех христиан во всей вселенной. Это война Гога и Магога. Об этом написано у Иоанна святого в главе 20 апокалипсиса: «И когда окончится тысяча лет и выйдет сатана из темницы своей, выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на войну. Их же число – как песок морской. И выйдут они на широту земли и окружат стан святых и город возлюбленный. И ниспадет огонь от Бога с небес и пожрет их. И дьявол их льстивый будет ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». Этими словами описывается последнее гонение антихриста на христиан и кончина его погибельная. По широте и разнообразию интересов, масштабу деятельности и следам, оставленным в русской культуре XVIIXVIII вв., Стефан Яворский – одна из интереснейших личностей. Поэт, пишущий стихи на латинском, русском, украинском и польском языках и увенчанный за них званием «лавроносного поэта»; оратор, философ, ученый–богослов, крупный церковно–политический деятель, преподаватель Киево–Могилянского коллегиума и Славяно–греко–латинской академии, реформатор учебного процесса в них, один из первых организаторов «школьного театра», яростный борец с протестантством и расколом. После смерти Стефан Яворский усилиями своих противников был превращен в реакционера и «паписта». В XIXXX вв. он был известен в церковных кругах, а его вклад в развитие русской литературы, философии, логики, психологии до недавнего времени оценивался отрицательно. (Лишь несколько упоминаний о нем как главе «реакционных иерархов», противнике Феофана Прокоповича дается в кн.: Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века. М., 1946. С. 57–58; такими же характеристиками наделили его и советские историки философии в 50–х годах. См.: История философии: В 4 т. М., 1957. Т. 1. С. 471, 480.)

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

463.  …помышление сердца человеческого — зло от юности его (Быт. 8. 21). 464. Флп. 1. 23. 465. Четьи-Минеи, 5 апреля. «Воззрев, — говорит преподобный Серапион, присутствовавший при кончине преподобного Марка, — видех душу Святого, от соузов плотских уже разрешившуюся и руками ангельскими белосветлою одеждою покрываемую и на небеса возносимую». 466. Патерик Скитский. Шествие Великого Макария от земли к небу видели некоторые ученики его, бывшие в особенном преуспеянии, а поведал об этом шествии преподобный Пафнутий, соделавшийся после Великого настоятелем Скита. 467. Преподобного Марка Подвижника «Слово о рае и законе духовном». 468. Ср.: Да не ореши юнцем и ослятем вкупе. — Не паши на воле и осле вместе (Втор. 22. 10). 469. Ср.: Ниже да облечешися в ризу разноличну от льна и волны вкупе ткану. — Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе (Втор. 22. 11). 470. Ср.: …И скота твоего да не смесиши со скотом инаго рода, и винограда твоего да не насадиши различна: и ризы из двух (вещей) сотканыя гнусныя да не возложиши на ся. — …Скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян ; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся (Лев. 19. 19). 471. Святой Макарий Великий. Слово 2. гл. 4. 472. Святого Макария Великого Беседа 37. гл. 5 и преподобного Марка Подвижника Слово 6. 473. Ср.: стрелы разжженныя — раскаленные стрелы (Еф. 6. 16). 474. Ср.: огнь в тернии — огонь в терне (Пс. 117. 12). 475. В «Слове» Никифора Монашествующего. Добротолюбие. Ч. 2. Также в 1 Слове Устава преподобного Нила Сорского и в 7 Слове, гл. 2. Макария Великого. 476. Преподобного Исихия Иерусалимского «Слово о трезвении». гл. 23. 477.  Облекитесь в всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6. 11, 12). 478.  Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10. 4, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Исходя из этого, надо всячески стараться сдерживать порождаемую страстным устроением ума и сердца ревность, выражающуюся в более или менее жестком осуждении и обличения ближних в их нравственных погрешностях. По самому характеру своему, это не та ревность, которая присуща была Спасителю и Его истинным последователям. Разница в том, что как сам Спаситель, так и святые Его, «если обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Святаго Духа, а не по внушению страстей своих и демонов». 469 Если же сравнить суд праведника с судом грешника, то разница между ними заключается в том, что суд праведника в глазах грешника оказывается не осуждением преступника, а его оправданием. И случается это потому, что Бог не послал Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин. 3:17 ). И весь суд нынешнего века состоит лишь в том, что свет пришел в мир ( Ин. 3:17 ), являя взору каждого свои собственные дела, а не дела сторонних. Время же суда за являемые дела еще не настало и посему советуется никого не осуждать прежде этого времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения перед всеми и воздаст каждому по делам его ( 1Кор. 4:5 ). Исходя из всего вышеизложенного, мы «должны употреблять все старание вовсе никого не осуждать, ни явную блудницу, ни грешников, ни людей бесчинных, взирать же на всех с простодушным произволением, чистым оком, чтобы обратилось человеку как бы в нечто естественное и непременное – никого не уничижать, не осуждать, никем не гнушаться и не делать различия между людьми». 470 Ведь мы за видимой внешностью дел не видим внутренних расположений, производящих дела или следующих за делами. Кто же сподобился, вследствие пришествия Господня в душу и действия Его благодати, увидеть не только свою, но и «душу ближнего, хотя не самое существо ее, но в каком она находится устроении и каковы ее расположения и чувствования», 471 тот той же благодатью побуждается не к произнесению строгого и окончательного приговора, ибо время для этого еще не настало, а к обличению, т.е. открытию и явлению наружу сокрытого во тьме греховной с целью исправления, избавления и спасения. 472 Таковой не станет метать каменных слов осуждения в грешника, стараясь о побиении его и оправдываясь Законом Справедливости ( Ин. 8:4–5 ), но постарается исправить его духом кротости и любви ( Гал. 6:1 ), ибо «в том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников, или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердым». 473

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

...и Моисей воззвал к Господу о жабах... жабы вымерли... и возсмердела земля... (исх. 8:12–14). Таким образом, прекращение казни от жаб, в соответствие нераскаянности и упорству Фараона, имело характер новой казни; ибо лягушки не удалены были обратно в воды рек, озер и болот, а только все вымерли, так что от громадного множества трупов их воссмердела земля Египетская. Гл. XII, 1–27. Закон о Пасхе И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев... ( Исх. 12:1, 2 ). каком месяце здесь идет речь и с какою целью он полагается в начало месяцев? Здесь говорится о месяце, соответствовавшем половине нашего марта и половине апреля. Еврейское название этого месяца авив, т е. месяц колосьев 470 , заменилось, после плена вавилонского, халдейским названием нисан, точно так же, как и другие еврейские месяцы стали называться по халдейски. Авив или нисан полагается в начало только церковного года, между тем как гражданский год у Евреев начинался по прежнему месяцем тисри, который соответствовал половине нашего сентября и половине октября. Новый год учреждается в соответствие с началом новой жизни еврейского народа – по освобождении его от египетского рабства и в память сего освобождения. Сей год был, кроме сего, прообразовательным началом новозаветной церкви. «А дабы показать предварительно, что освобождение Евреев точно и единственно есть дело Божие, то учреждение Пасхи и нового лета сделано еще в Египте 471 . Скажите всему обществу (сынов) Израильских: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца... И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером... ( Исх. 12:3, 6 ). В какие именно часы вечерние закалался агнец пасхальный? По буквальному выражению подлинника еврейского, сие заклание происходило между двумя вечерами, т. е. между тем временем, когда солнце только что начинало склоняться к западу (по-еврейски первый вечер) и тем, когда оно совсем уже заходило (второй или другой вечер). Сие продолжение времени было между нашими вторым или третьим и шестым часами пополудни. Большая часть отцов церкви полагают, что ветхозаветная пасха должна была совершаться в то именно время, когда заклан был агнец Божий и Спаситель мира, а смерть Господня произошла между 2-ы и 3-м часами пополудни или, по еврейскому счету, в 9-м часу дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И когда Иисус пришел к реке Иордану, где Иоанн крестил, и сошел в воду, то огонь возгорелся в Иордане 471 ; а когда Он вышел из воды, то Дух Святой, как голубь, слетел на Него, – как написали апостолы этого самого Христа нашего. И мы знаем, что Он пришел к реке не потому, чтобы нуждался в крещении или в Духе, сошедшем на Него в виде голубя; также Он снизошел быть рожденным и распятым не потому, чтобы имел в этом нужду, но Он совершил это за род человеческий, который от Адама подпал смерти и обольщению змия, потому что каждый по своей собственной вине творил зло. Ибо, Бог, желая чтобы и ангелы и человеки, одаренные свободою выбора и самовластием, делали то, к чему Он сделал их способными, так сотворил их, что если они изберут благоугодное Ему, то он сохранит их нетленными и свободными от наказания; если же сделают зло, – накажет каждого, как Ему угодно. И то, что Он сев на осла, вступил в Иерусалим – о чем, как я показал 472 , было предсказано, – не дало Ему силы быть Христом, но доставило людям указание, что Он Христос, подобно тому, как и при Иоанне нужно было дать людям указание, чтобы они узнали, кто Христос. Ибо, когда Иоанн сидел при Иордане и проповедовал крещение покаяния, нося только пояс кожаный и одежду из верблюжьих волос и ничего не вкушая, кроме акрид и дикого меда, то люди думали, что Он Христос, но он сам объявил им: «Я не Христос, но голос вопиющего; ибо придет Сильнейший, нежели я, Которого сапог я не достоин понести» 473 . Но когда Иисус пришел к Иордану, а Его почитали сыном Иосифа плотника и Он казался, как предвозвестили Писания, безвидным и был принимаем за плотника – ибо Он, живя среди людей занимался плотничными работами, делал орала и ярма 474 , и тем поучал и праведности и деятельной жизни, – то Дух Святой для людей, как я выше сказал, сошел на Него в виде голубя и в то же время пришел с небес голос, провещанный и через Давида, который как бы от своего лица говорил то, что имело быть сказанным Ему от Отца: «Ты Сын Мой, Я днесь родил Тебя» 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010