В сих прологах только смешана Солунь с Сирмием. Но в конце одного кодекса Коаленевой библиотеки (р. 276) говорится, что в солунской епархии близ Галатицы существовал и монастырь Анастасии фармаколитрии (что 22 дек.). Год кончины Анастасии фармаколитрии или младшей полагают 290-й, а другие 304-й (Мюллергь, Штадлер). Узорешительницею – фармаколитриею ( φαρμακολτρισ), по толкованию одних, названа, потому что она есть разрешительница ядов, но другим, освободительница от зол (см. Комбефизия в примеч. на речи Никиты нафлогонянина стр. 510 и проч.), по третьим врачевательница болезней (Греч. часослов 1838 с.), по четвертым от построенного, ей храма на месте некоего патриция Фармаку, (Banduriu Т. I. 38). Теперь скажем о мощах ее. Св. Феодор чтец в нач. 6 века говорит: «при нем (импер. Льве) и патриарх Ганнадие (458–471) принесены были из Сирмии останки Анастасии и положены в ее храме, находящемся на мысе Домнины» (Сн. Никифора кн. 14, гл, 10). Преподобный Маркиан, (10 апр.) в Константинополе на месте древнего малого храма Воскресения, бывшего при св. Григорие Богослове , построил великолепный храм и посвятил его Божией Матери и мученике Анастасии, мощи которой принесены из Сирмии при импер. Льве, его современник, Сл. Дю-Канжа IV, 141. Бандурия II. 638). По восточному преданию это мощи Анастасии фармаколитрии, которой тело не подверглось действию огня, но осталось цело. По римскому преданию Анастасии фирмаколитрии создам храм в Риме еще в начале IV века т. е. вскоре после кончины. В сей церкви есть урна с надписью: кости св. му ч. Анастасии, следовательно она представляется сожженною. В каноне Иосифа песнописца (он в греч. минее первой, у нас нет) 22 декабря в 8 песни ясно говорится о храме св. Анастасии фармаколитрии в Царьграде и о мощах ее в нем, в каноне Иосифа 29 октября говорится о раке Анастасии римлянины источающей чудеса (9 песнь); следов. в Царьграде были мощи обеих Анастасий. Хотя в Царьграде иногда были гробы святых, в коих не было мощей, так в церкви Евфимии у Продрома, не свидетельству паломника Антония, был гроб ей тощ, а мощи были в церкви ее же в Петрий, но и паломник Антоний видел в Царьграде мощи двух Анастасий, кроме Анастасии патрикии стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Иустином младшим (565–578) и положены в церкви св. апостолов в Орфанотрофии. (см. Аста SS. Iann. 936. Cal. unii. eccl. Т. VІ. 63). Обитель св. Стефана хинолаккского (т. е. при гусином пруде), по словам Никодима, была в местности Мунтании, в кийском заливе в Вифинии, а по Фальконию в жизни св. Николая мирликийского (стр. 16) в Вифинии при Оксии горе, близ Халкидона. О св. Нине много сказано в полном жизнеописании святых грузинской церкви, Михаила Сабинина, 1872 года. 15 О св. Павле фивейском . В Деяниях св. (Iann. I. 603) помещено жизнеописание св. Павла, составленное блаж. Иеронимом и другое в переводе с греческого, писанное неизвестным. Греческое жизнеописание написано современником, судя по следующим словам о пр. Антонии, присутствовавшем при кончине св. Павла; „когда ему (Антонию) пришло на мысль, как он сам мне сказывал , что никто кроме его не обитает в глубине пустыни»... Блаженный Иероним, как видно, пользовался сим жизнеописанием, ибо, пересказывая о вышеприведенном обстоятельстве, говорит: Ut ipse asserere solebat. Ассемани неосновательно доказывает, что писатель грек напротив списывал с Иеронима (Calend. Т. VI. 82). Известна еще третия жизнь св. Павла на греч. языке (Lamb. Т. VIII. р. 340), в предисловии которой писатель говорит, что он жил недолго после св. подвижника. О других мелких источниках см. у Буттлера, который кончину его относит к 342 году. Тело его, по воле импер. Мануила Комнена (1143–1180), перенесено было в Константинополь и положено в монастыре Богородицы Перивлепты, после в 1240 г. перенесено в Венецию и наконец в Венгрию в Офен. Часть главы его в Риме. О св. Иоанне кущнике . Так как св. Иоанн кущник в отрочестве оставил дом своих родителей и прожил в Вифинии в монастыре Неусыпающих 6 лет и у дома родителей 3 года; то он скончался в молодых летах (ок. 22–25); и в месяцеслове Василия он изображен безбородым с евангелием. Так как игумен Александр, основатель обители Неусыпающих в Константинополе, скончался около 430 года и после него иноки переселились в Вифимию, а возвратились в Константинополь при Геннадии архиепископе (450–471); то кончину св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Святогорец говорит, что на Афоне монаху предстоит по крайней мере до восьми различных образов жизни. – Я нахожу, что их гораздо больше если считать уклонения и оттенки. Но пусть будет 8. Я перечту на память: – 1. Киновии: общежительные монастыри. – где всё общее, где все равны. – Большая строгость. – 2. Идиоритмы, монастыри своеобычные: – не строгие; – где не всё общее и где каждый имеет значительную долю свободы. – 3. Отдельные кельи (дома с домовыми церквами) вне монастырей. Жизнь вдвоем, втроем и т. д. без определенного устава. – —471— 4. Каливы – пустынные хижины без домовых церквей. – 5 Жизнь в Скитах русских, на подобие общежительных монастырей; в общих «корпусах» зданий. – 6. Жизнь в скитах Греческих; – на подобие села, состоящего из отдельных домов или келий; – устав строгий, но образ жизни походящий с некоторых сторон, на идиоритмы. – 7. Отдельные монашеские квартиры на Карсе, афонском городке. – 8. Пещеры в лесах, по берегу моря, в безлесных скалах; – просто под камнями, под открытым небом. – Поговорим – о самой главной форме Святогорской жизни – форме Киновиальной. В Киновиях все более или менее равны, все подчинены одинаково и безусловно избранному обществом игумену, и, помощникам его, главным духовникам. – Собственности не сохраняет при себе никто. – Всё отдается в общую кассу; – но в случае неудовольствия и твердой решимости оставить монастырь хорошее монастырское начальство выдает обратно непокорному сыну внесенный им вклад. – Киновии могут служить прекрасным предметом изучения для самих коммунистов. – Изучая Киновии можно допустить, что коммунизм, не как всеобщий закон, а как частное проявление общественной жизни возможен, но лишь под условием величайшей дисциплины и даже, если хочешь, страха. – Эта дисциплина, этот страх не материальной природы; – это несокрушимая идеальная узда веры, любви и почтения. – В страхе христианском если и есть эгоизм, т. е. забота о загробном спасении души, при разочаровании во всем земном и непрочном, то называть этого рода заботу эгоизмом (как выдумали многие и не из крайних просветителей нынешнего человечества) – было бы уже слишком недобросовестной натяжкой! Положим думать о загробном спасении – эгоизм; – но, благодаря этому воздушному, туманному, отдаленному и неосязательному эгоизму, от скольких движений эгоизма грубого, земного, ежедневного освобождается хороший христианин! – Какое высокое забвение личного своенравия! – Какая покорность идее! – Солдат и не слишком плохой, быть может и патриот, в иную минуту, не бежит из полка от материального страха, от

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главною рекою и здесь был Волхов. В верховье р. Пидбы находились д. Копца и Хороброво и на р. Пидбе – Крутец. Погост Антоновский, на р. Волхове – лежал к северу Петровского и занимал на левом берегу Волхова небольшую территорию. О церкви погоста упоминания нет; можно предполагать, что она была за Волховом в Обонежской пятине. В погосте, впрочем, описаны деревни «Онтоньева монастыря, что на Волхове на Боженке». Быть может он и заменял собою погостскую церковь , дав название и самому погосту? В этом – ничего необычного не было бы (ср. Суйдовский погост). В погосте описано всего 36 дворов, 43 человека, земли на 32 обжи. Большая часть земли была а) оброчной; меньшая – б) монастырской. Землею владел монастырь Антония на Боженке, на Волхове. Всего в погосте было земли: оброчной 38 чел. что равняется 90,6% монастырской Немного было и деревень, входящих в состав погоста, – Быстрица, Горка-Остров, Горностаево, Елкино, Захарьино, Конец Плотична, Королевичи (2), Над Онегом, сц. Плотично, На Плотичне, На усть Плотична, Чадово. Погост был расположен при р. Волхове, – на нем находились д. Горка-Остров, Елкино, Захарьино, сц. Плотично, На Плотичне, На усть Плотична. Последние кроме того лежали, вероятно, при руч. Плотично, незначащемся на карте Г. Штаба. Погост Коломенский лежал на р. Волхове, на левом берегу, севернее погоста Антоновского. Можно сказать, что он приблизительно занимал тот угол, который образуется с одной стороны р. Волховом, с другой – р. Полистью с ее притоками, от самого верховья реки. – «А церковь того погоста Спасская Футынского монастыря; а писана в Спасской волости в сем погосте» (III, 455). Действительно, – в волости Спасского Хутынского монастыря значится: «Успение Пречистые на погосте на Коломенском на Волхове… дв. поп Игнатей, дв. дьяк церковной Игнат» (III, 471). В погосте земли пахатной было 149 обеж; в 165 дворах жило 216 человек. Среди деревень видим мы а) оброчные, б) поместные, в) своеземцевы и г) монастырские. Помещиком Коломенского погоста назван Самойлик Мокеев сын Веревкин и его мать Настасья. Им принадлежало 12 дворов, 13 человек, 12 обеж. Сам Самойлик жил в сц. Плотичне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

ист. кн. 6, гл. 18). Подробнее об его подвигах пишет Феофилакт Симокатга, процветавший ок. 611–628 г. Бутлер кончину святого полагает ок. 603 года. (сн. Аста SS. Т. I. р. 619. Oriens christ. Le-Quin. 1, 444.). О пр. Маркиане . О святости Маркиана, открытой Богом еще при жизни его современникам в разительных чудесах, говорят достоверные и современные писатели. Житие его написано современником Сергием. В нем говорится, что св. Маркианом мощи муч. Исидора (14 мая) положены были в церкви св. Ирины и когда он захотел перенести их в другое место, то их невозможно было сдвинуть и они поставлены в сем храме, который обновлен Маркианом и в нем во имя муч. Исидора сделан был придел и от его мощей были многие чудеса. Это было ок. 460 года. (Деян. св. Mai III. р. 445). Феодор чтец . († 520 г.) так пишет о пр. Маркиане: „2 числа месяца сентября случился великий пожар, начавшийся от Неория и распространившийся до храма ап. Фомы и Аманция (читают другие: Фомы Аманция). Эконом Маркиан, восшедши на кровлю св. Анастасии с евангелием в руках, силою своих молитв и слез сохранил храм невредимым (кн. 1, 23). «По Феодору чтецу это было в 871 году, а по житию видно, что св. Маркиан скончался, не достроив храма Ирины и супруга Льва († 474... в 471) Верина взяла на себя окончание его. Если она взяла сие дело на себя при жизни мужа; то преподобный скончался между 471–474 годами. О пожаре см. 1 сентября. В курсе Патрологии Миня издано житие Маркиана Метафрастово с рукописи XI в. (Т. 114 р. 429). III. Кто такие мученики Терентий и Агапий в славянских святцах 9, 10 и 11 января? Или Мертий 12 янв. и Агапий архим. 11 января или Тимолай и Агапий в Кесарии, что 16 марта, последнее вероятнее. 11 За достоверность жизнеописания пр. Феодосия ручается то, что оно написано современником его; ибо в самом житии писатель представляет себя современником Анастасия императора. Это был ученик пр. Феодосия Феодор, еп. петрский. Житие его на греч. языке известно в рукописях (Fabr. bibl. graeca. Т. X. р. 337. ed. Harles); известно оно и в переводе на слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Елвашка. Церковь Михаила Черниговского. Михаило-Черниговская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Михаила Черниговского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1903. Адрес: Россия, Нижегородская область, Воротынский район, с.Елвашка Координаты: 56.022398, 45.829905 Проезд:По шоссе Воротынец - Спасское через 5 км направо. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Елвашка. Церковь Михаила Черниговского Елвашка – село в Воротынском районе. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе есть памятник градостроительства и архитектуры – Михайло-Черниговская церковь (датировка объекта – начало XX века, документ о принятии на госохрану 471). По сведеним, предоставленным Владимиром Муромцевым, сельская церковь была построена в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1903 году. http://www.gttp.ru/map_NN/vorotinec.htm В Переписной книге 1646 г. упоминается деревня Молвяжка. Это название сохранялось до середины 18 века, когда по каким-то причинам владевшие тогда деревней Демидовы переименовали ее в Елвашку. В 1773 году в Елвашке было 700 душ крестьян обоего пола. Деревня была приписана к приходу Воротынского храма. В 1902 году в Елвашке освятили храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского и боярина его Фёдора. Можно предположить, что это было сделано в память об одном из престолов старого Воротынского храма.  Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37456

Шарапово. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Николая Чудотворца , Параскевы Иконийской Год постройки:1802. Адрес: Нижегородская область, Шатковский район, село Шарапово Координаты: 55.270052, 44.714102 Проезд:Шатки - Кержемок - Спасское - Шарапово; также есть грунтовая дорога с шоссе Сурадеево - Гагино до д. Выползово, далее - асфальт до Шарапово. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Шарапово. Церковь Троицы Живоначальной. Шарапово – село в Шатковском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Троицкая церковь (престолы: главный – святой Троицы, приделы: мученицы Параскевы Пятницы и святого Николая Чудотворца ). Датировка объекта – 1802 год. Документ о принятии на госохрану 471. http://www.gttp.ru/map_NN/shatki.htm Установлен крест на храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы в селе Шарапово Шатковского района Нижегородской области. В 1937 году закрыт и вскоре разорен. В том же году был расстрелян последний настоятель храма иерей Павел Васильевич Иорданский. В 1990 году храм снова открыт. Особенность храма — его высота с крестом — 40 м. На сегодняшний день правый придел храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы остается разобранным до основания. Восстановительные работы продолжаются. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=10392

Тоузаково, урочище. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:приблизительно 1904 - 1914. Архитектор:А.К. Никитин Адрес: Россия, Нижегородская область, Шатковский район, урочище Тоузаково Координаты: 55.178985, 43.949764 Проезд:По полю от шоссе Хирино - Елховка (ориентир - чёрный остроконечный купол колокольни) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Бывшее село Тоузаково, сегодня именуется как урочище Тоузаково. Тоузаково было крупным поселение от которого осталось несколько разваленных строений — это остатки церкви Троицы Живоначальной и дом из красного кирпича построенный еще в начале 20 века. ... До наших дней дошло лишь более позднее культовое сооружение – Троицкая церковь, возведённая в XX веке. Об этом говорит характер и материал постройки, а также «Адрес-календарь Нижегородской епархии» за 1904 год, в котором опубликованы сведения только о Спасской церкви 1771 года. Значит, каменный храм в честь Святой Троицы в Тоузакове был возведён после 1904 года. По данным, предоставленным проекту Ириной Левановой, проект каменной церкви Живоначальной Троицы в селе Тоузакове разработал архитектор А.К.Никитин в 1883-1892 годах. По материалам:  http://kop-nn.ru/archives/3237 ;  http://www.gttp.ru/text/164.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Тоузаково – село в Шатковском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Спасская церковь. Датировка объекта – 1771 год. Документ о принятии на госохрану 471. 30 января 2011. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13132

Свв. мучч. Евстохий, Гай и иже с ними . В Деяниях св. (IV. 471) из греческих прологов, в коих, равно как и в стихословиях, Провий и Лоллий называются Провою и Лоллиею, дочерьми Гаия; тоже и у Никодима. Гай с детьми был из города Узадов. Анкиру разумеют здесь галатийскую, Листру ликаонскую и Антиохию писидийскую, как города один к другому ближайшие. Пр. Артемий веркольский . Касательно времени его рождения и кончины есть разногласия у историков. По историческому словарю о святых он родился 1520 года и умер 1532 года 23 июня. По Филарету (Русские св. 23 июня) он родился 1532 г., а скончался 1546 года. По Погодипской книге глаголемой о российских святых † 1532 года 20 июля. По двум рукописным житиям его в синод. библиотеке 590 и 868 родился в 7040 году – 1532, убит бурею 12 лет, след. † в 1544 или 1545 г. Мощи явились в 7085 году по 868 г. т. е. в 1577 году от Р. X. 24 Рождество Иоанна Предтечи . Сей праздник находится в неразрывной связи с Праздником Р. X. 25 декабря, ибо Иоанн родился, судя по зачатию, за 6 месяцев до Р. X. Свидетельства о сем празднике рождества Предтечи восходят к 4 веку. У Златоуста есть несколько слов на сей день (Fabricii biblioth. graeca T. 258. ed. Harles). Сей праздник показан в древнейших западных календарях: Карфагенском 5 века и Еронимов. Муч. Орентий и дружина . В Деяниях св. (Jun. IV. 809) тоже сказание по прологу. В греческом синаксаре говорится, что велено было сослан сих братьев в страны Авасгев Зикгов (на Кавказе). Сватые действительно отправлены были на Кавказ Черным морем. Около места так называемого Паремвол ( Παρεμβολη – лагерь, упоминаемый в Деяниях ефесского собора) скончался первый Ерос, потом Ориентий в Ризе (на южном берегу Черного моря), Фарнакий в Кердиле (там же), Фирмос и Фирмин в Апсаре (на восточном берегу Черного моря), Квриак в Загании или Зигании (Зингам на восточном берегу Черного моря), Лонгин умер на море на пути в место ссылки в Ливику и погребен в Питиунде (ныне Пицунда севернее Зингама). Все сии места показаны в атласе Шпрунера по берегам Черного моря совершенно согласно со сказанием о святых. (см. таблицы 24. изд. 1865 г.). Точное определение местностей и дней кончины говорит за достоверность сказания о мучениках. 25

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Глава 61 (1) Дух Господа Иеговы на Мне 468 , Ибо Иегова помазал Меня Благовествовать страждущим, Послал Меня исцелить сокрушённых сердцем, Возвестить пленникам свободу И узникам открытие темницы 469 ; (2) Объявить год милости Иеговы 470 , И день мщения Бога нашего, Утешить всех плачущих, (3) Показать плачущим Сиона, Что дастся им венок вместо пепла 471 Елей радости – вместо плача, Одежда светлая – Вместо духа скорбного. Тогда назовут их сильными 472 в правде, Насаждением Иеговы на славу. (4) Тогда застроят пустыни вековые, Развалины древние воздвигнут, И восстановят города разоренные, То, что разрушено веками 473 . (5) Тогда предстанут иноземцы, И будут пасти овец ваших; И чужестранцы будут Земледельцами вашими И виноградарями вашими. (6) А вы священниками Иеговы назоветесь, «Служители Бога нашего» – Будут говорить вам; Богатство народов снесте, И в славу их войдете. (7) За бесславие ваше вдвое... И за поношение будут прославлять участь свою, Да, в земле своей они вдвое получат, Веселие вечное будет у них. (8) Ибо Я – Иегова люблю суд, Ненавижу грабительство и насилие, И Я воздам за труд их по истине, И завет вечный заключу с ними. (9) И будет известно между народами семя их, И потомство их среди племён; Все видящие их познают их, Ибо они семя, Благословенное Иеговою. (10) Радостью буду радоваться о Иегове! Да торжествует душа моя о Боге моем, Ибо Он облёк меня в ризы спасения, Одеждою правды одел меня, Как жениха украшенного венцом И как невесту наряженную в уборы ее. (11) Да, как земля производит зелень свою, И как сад произращает посеянное в нём, Так Господь Иегова проявит правду и славу Перед всеми народами. L 469 . Эти слова дают сильную аллитерацию в игре звуков, так как здесь второе слово повторяет последние звуки первого. вместо: (от брать) место заключения, темница. 471 . Здесь игра слов -с консонансом. Слова и состоять из одних и тех же букв, только переставленных; при этом и гласные знаки созвучны. Игра еще более усиливается оттого, что тем и другим словом указывается вид головы, украшенной венком, или усыпанной пеплом. 472 буквально: дубами правды. Дуб всегда употреблялся как символ крепости и силы. 473 Этот стих почти буквально повторяется в 58 гл. 12. Вообще в последней части пророческих речей Исаии много общего в содержании и выражении. Читать далее Источник: Книга пророка Исаии (Ешаия). (Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. А.А. Олесницкого (с масоретского текста))//Труды Киевской Духовной Академии. 1865. Т. 3. С. I-VI, 1-288 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010