Церкви, служащие целому погосту, естественно и своим происхождением могли быть обязаны всем жителям известного погоста. Они могли давать лес на постройку; они могли давать свои руки для производства работ. Их трудовыми деньгами могла благоукрашаться погостская церковь . И мы полагаем, что таково именно происхождение большей части погостских церквей. Однако, могли быть и другие обстоятельства возникновения их. В погосте Григорьевском Кречневском были деревни владычни. Очевидно, – Владыка Новгородский для этого погоста и построил церковь в своей волостке, почему церковь, будучи погостской, называется однако владычней: «а церковь того погоста владычня» (III, 68). В Дмитриевском Гдитцком погосте были деревни Николского Вежытцкого монастыря, и он строит для погоста в своей волостке церковь, которая опять будучи погостской, называется церковью монастыря: «а церковь того погоста Никольского монастыря Вежытцкого» (III, 56, 65). В Успенском Коломенском погосте строит церковь Спасский Хутынский монастырь, деревни которого находились в погосте: «а церковь того погоста Спасская Хутынского монастыря» (III, 455, 471). Что же касается церквей в селах, расположенных обычно при больших дворах помещиков, то – возможно – и строили их именно эти помещики. К сожалению, для нашего времени, когда новгородские бояре теряли свои земли, выселяемые в другие города; когда их родовые дворы переходили к новым боярам и служилым людям, – сказать что-либо положительное, окончательное: кто строил церкви, – невозможно. В двух лишь случаях можно утверждать, что церкви обязаны происхождением новгородским боярам (III, 157, 278). Если в погосте находили себе удовлетворение жители своего погоста; если в сельскую церковь устремлялись жители деревень, тянувших к селу; – то есть основание думать, что жители и других деревень, особенно удаленных от церкви, стремились создать себе какой-либо молитвенный, религиозный центр. В настоящее время таким центром в деревнях служат часовни. В Писцовой Книге описанных часовень нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Месяцеслов при евангелии в Иерусалимской библиотеке, относимый П.-Керамевсом к IX веку (Иерус. библ. Т. II стр. 471). В нем довольно памятей, указывающих на Константин. происхождение его. К сожалению, выписаны только немногие памяти. Особенности следующие: нояб. 4 св. Феодоры (вероятно, Феодоты). Марта 6 пр. Стефана, основателя больницы в Арматиевых вместо 27 февр. и св. муч. Феклы (может быть та, что 24 сент.). Апр. 12 мучч. в Петрии Терентия, Африкана, Мавсима, Прутия(?) и Понпия (sic) вместо 10. Мая 4 Прова, Тараха и Андронива близ Источника ( Πηγς) и Германа патр. констант. Июля 26 Феодора митрополита Трапезунтского (неизвестен). Авг. 27 память св. апп. Петра и Павла и св. 40 муч. в Палате. Августа 31 патр. конс. Александра, Иоанна и Павла нового вместо 30. Неаполитанский IX в 118 . В неаполитанской церкви св. Иоанна Предтечи, построенной в средине VI века, по обеим сторонам средней двери вделаны были в стену два большие мраморные камня, украшенные снаружи разными изображениями животных и растений. Они были отняты от стены в 1742 году и на внутренней стороне их нашли высеченный календарь неаполитанской церкви. Архиепископ кардинал Иосиф Спинелл поручил Мазохию, канонику неаполит. церкви, сделать на сей календарь объяснение; вследствие сего явилось в 1743 г. произведение Мазохия, в трех томах. содержащее объяснение на 1 половину года от января до июня включительно. Мазохий относит сей календарь в половине IX в. Саббатини издал свое объяснение сего календаря в IX томах на первые 9 месяцев между 1743–1747 годами. В новейшее время весь календарь без объяснений издал Анжело Май 119 . Хотя он содержит некоторых святых; признаваемых одною западною церковию, хотя те святые, которые издревле чтятся равно как восточною, так и западною церковию, в сем календаре стоять большею частию под теми числами, под какими они находятся в западных древних календарях и мартирологах, а не восточных святцах, но несравненно большая часть святых в нем такие, которые признаются одною восточною церковию (а не западною) и потому его без сомнения должно отнести к восточным месяцесловам. В нем памяти положены на все дни года, исключая 29 февр., 8 и 14 марта и 19 октября, большею частию по одной памяти на день, около 25 дней имеют по 2 памяти. Из всех памятей около 30 находятся в одних западных мартирологах, а не в восточных святцах, до 25 памятей неаполитанских епископов и неизвестных святых, прочие все находятся в восточных святцах, из них около 20 памятей в одних греческих, но не славянских памятниках. Последние по времени восточные святые: Фома, константиноп. патриарх 610 г. 21 марта, преподобномуч. Анастасий 627 г. 22 января, Модест, архиеп. иерусалимский 28 дек. 633 г. Итак по содержанию календарь относится к VII веку, полнотою же памятей много превосходить восточные месяцесловы при евангелиях и апостолах VIII-IX в. Во многом сходен с синаксарями синайск. канонарей IX-XI веков. Об них в отд. об уставах. Императ. публич. библиотеки LVII, IX-X в

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Память пожара . В александрийской хронике описывается пожар при Льве Великом (457–474), бывший на 12 году его царствования, следовательно в 469 или 470 году. Подобного сему пожару в Царьграде не было никогда: город горел от моря до моря. Автор Константинопольских древностей говорит, что город горел 6 месяцев к что император устрашенный вышел к морю и построил храм Маманта в Сигме и -тик. (Дю- Канж lib. II. 118. Bandurii anmiquim. 57. 732). Осмщение его 12 июля. (См. греч. минеи). Феодор чтец пишет: на епископскую кафедру Антиохии по общему приговору возведен был Иулиан. (Это было в 471 году). В это время 2 сентября (sic. См. 2 сентября) случился великий пожар, начавшийся от Неориона и распространившийся до храма ап. Фомы Аманция (не верно в русском переводе: Фомы и Аманция). Эконом Маркиан, восшедшы на кровлю св. Анастасии с евангелием в руках, силою своих молитв и слез сохранил храм невредимым (§ 23 стр. 512 русск. перевод). Евагрий, описав антиохийское землетрясение на 2 году царствования Льва (458459 г.), продолжает: « около того же времени случилось подобное или еще тягчайшее бедствие в Константинополе» и проч. (Ц. Ист. II. гл. 13). В определении времени пожара вернее следовать александрийской хронике и Феодору чтецу , чем Евагрию. В славянских печатных святцах XVII в. в летописи в более древних выставлен год пожара 5965, т. е. 465 (ибо в сей летописи до Р. X. считается 5500 лет), а в более поздних 5958 г. т. е. 458, согласно с Евагрием. 2 Муч. Мамант и отец его Феодот . В Деяниях св. (Aug. III. 423) довольно обширное наследование о св. мученике и помещено страдание его, вообще согласное с повествованием слав. четьи минеи из Метафраста, который сам имел древнейший сказания о мучениках. У Василия В. есть целое слово на день сего мученика, произнесенное в его храме близ Кесарии, содержащее впрочем не много сведений об его жизни. Св. Василий называет его пастырем (пастухом), который не от других заимствовал знаменитость, но сам продолжением жизни возжег светильник и пастушескую бедностию обличает богатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Вновь полученные мнения, около 20-ти, запечатанные в пакеты, как и прежде имевшиеся у него («документ 25-ти»), епископ Павлин отдал на хранение Клавдии Нефедовой, проживавшей у Спасской заставы в Москве 469 . Пакеты эти должна была забрать некая Варвара, муж которой работал на железной дороге, для передачи их в Нижний Новгород митрополиту Сергию. В случае опасности пакеты должны были быть переданы Ивану Ивановичу Кувшинову. Кувшинов действительно получил запечатанные пакеты то ли от Варвары, то ли от Нефедовой, но незадолго до своего ареста передал их епископу Филиппу (Гумилевскому) 470 . Известно точно, что запечатанные пакеты епископ Павлин передал 8 декабря 1926 года за несколько часов до своего ареста Клавдии Нефедовой. Но ничего не известно о судьбе этих пакетов или об аресте Нефедовой. Подобное упущение, конечно, удивляет, особенно если учитывать склонность ГПУ к «организации» массовых процессов. Правда, насколько отсутствие информации есть свидетельство «упущения», а не какой-то оперативной работы ГПУ, тоже остается вопросом без ответа. Если же «тайные выборы», как утверждает иеромонах Дамаскин (Орловский), были инициированы ГПУ, то вопросов возникает еще больше. И ответы на эти вопросы относятся более к области предположений (не имеющих подтверждающих их фактов). 8 декабря 1926 года епископ Павлин был арестован 471 . Он находился в Москве проездом. Его задержали по адресу: Новоспасская застава, д. 11. Судя по протоколу обыска, в руки чекистов попали практически все документы, относящиеся к делу о выборах патриарха. Вот текст этого протокола: «На основании ордера 5257 от 8 декабря 1926 года произведен обыск и арест Крошечкина Павлина в д. 11, кв. 1 по ул. Новоспасская застава. Взято для доставления в Объединенное Госполитуправление следующее: Список епископов Православной Церкви 1926 года, обращение митрополита Сергия о избрании митрополита Кирилла, назначение епископа Павлина, записная книжка, три письма, разбросанные списки епископов 7 листов, молитва рукописная, заявление Павлина к митрополиту Сергию и удостоверение личности 0061945» 472 . Уже на следующий день после ареста, то есть 9 декабря, епископ Павлин был впервые допрошен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Л. 549 об. Мес. того же в 30 день, Деяние святую апостолу Андрея и Матфея, деяние и конец св. Андрея. Нач. Св. Епифану, архиепископу кипрьскому глаголющу о блаженем апостоле Андреи. Декабрь 754 195. Минея четья за месяц декабрь и январь писана полууставом исх. XV или нач. XVI века (многие листы вставные другого почерка XVI века) в лист, листов 471. Л. 1. Скорописью: минея четия два месяца декабрь да генварь, чел ее по благословению игумена Иоасафа и старца Мисаила Безнина первый грешник пред Богом Васюк Курицын, прислан в св. монастырь к великому чудотворцу Иосифу на смирение. Л. 1. об. Оглавление. Л. 2. Мес. декабря в 1 день, повесть отнюдь потребна о житии и пребывании блаженного и праведного Филарета милостивого Нач. Житие богоугодно и пребывание непорочно мужа праведна хощу исповедати вашей любве. Л. 22. Мес. того же в 4 день, мучение св. мученицы Варвары. Нач. При Максимияне цари, Владыце сущу Маркиану, бе Диоскор богат зело. Л. 24 об. В той же день житие и жизнь преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина , списано Иоанном, патриархом антиохийскыим. Нач. Иже по образу Божию схранившим и с блюдшиим нетленно и невреждено (Иоанна, патриарха иерусалимского). Л. 47 об. Мес. того же в 7, житие вкратце иже в святых отца нашего Амвросиа, епископа медиоламского. Нач. Хотящим и желающим правду сблости и правду и истину глагодати, и праведно судити. Л. 51. В тот же день, слово о Амвросии и о Феодосии цари. Нач. Уалентиян же великый, верою и благочестием свершен, в старем Риме царствуа. Л. 54. Мес. того хе в 9 день, слово на зачятие св. Анны егда зачять св. Богородицю. Нач. Егда приближися время пророческыих проповеданий скончати. Л. 58. Мес. того же в 11 день, житие преподобного отца нашего Данила столпника, ихе в Анапле. Нач. Преже вьсего убо, любленици, праведно есть нам славити воплотившегося нас ради Бога. Л. 106. Мес. того же в 12 день, житие Спиридона, тримафунтского чудотворца (начала нет). По смыслу последующих слов, кажется, начинается словами ев. Иоанна. В начале бе слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Малая Якшень. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа , Николая Чудотворца , Димитрия Солунского Год постройки:1862. Адрес: Нижегородская область, Шатковский район, село Малая Якшень Координаты: 55.33609, 44.55771 Проезд:Шатки - Кержемок - Смирново - Бритово - М. Якшень; есть грунтовая дорога из д. Б. Якшень Бутурлинского района Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Малая Якшень. Церковь Спаса Нерукотворного Образа Малая Якшень – село в Шатковском районе. Село Малая Якшень, Костянской волости Арзамасского уезда. Каменная церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя, построена в 1862 г., бывшие владельцы - Соленникова и Фаворский. В списках населенных мест 1863 г. по состоянию на 1859 г. называется село Спасское (Малая Якшень). Сегодня село Малая Якшень Шатковского района Нижегородской обл.  Памятник градостроительства и архитектуры – Спасская церковь. Датировка объекта – 1862 год. Документ о принятии на госохрану 471. Престолы: главный (холодный) – образа Спаса Нерукотворного, приделы: правый – святого Николая Чудотворца, левый – великомученика Дмитрия Солунского («Адрес-календарь Нижегородской Епархии» за 1904 год). По данным, предоставленным проекту Владимиром Муромцевым, старожилы села помнят, как «перед войной церковь закрыли, колокол сняли, повисел он как пожарный и украли его». http://www.gttp.ru/map_NN/shatki.htm По имеющимся сведениям, церковь нерукотворного образа Иисуса Христа на малой Якшени известна с 1628 года. (Вып.1 : Арзамасской десятины жилые данные церкви и пустовые церковные земли 7136 (1628) -1746 гг.). Видимо, церковь за время существования не раз перестраивалась. Так, в 1700 году, в том же источнике, упоминается в селе Малыя Якшени новопостроенная церковь Нерукотвореннаго образа Спасова. В 30-х годах XIX века деревянная церковь обветшала. И в 1827 г. коллежским секретарем Касаткиным Иваном Дмитриевичем построена каменная трапезная с колокольней. А особо стоящая деревянная церковь за ветхостью уничтожена. (Описание церквей Арзамасского уезда за 1829 год.) .

http://sobory.ru/article/?object=10387

Информация сайта http://sanchursk.ru В Санчурске (ранее Царевосанчурск) Тихвинская церковь каменная, построена в 1761 г. Часовня Заозерская деревянная. Причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные. Земли нет, братский денежный доход: священника 471 руб. 86 коп., псаломщика 160 руб. 62 коп. Руги собирается на причт 21 пуд ржи и 26 пуд. овса. Прихожан: православных русских 709 муж. пола, 747 жен. пола, приход состоит из городских жителей и крестьян 6 селений, расстоянием 2 – 4 вер. В приходе школ нет, а дети прихожан обучаются в земских училищах соседних приходов Городищенского и городской Владимирской церкви. Прихожане, вследствие незначительных земельных наделов, занимаются, кроме сельского хозяйства, и другими работами. Так, в одной деревне Вороховой поголовно все сапожники, в другой дер. Пигозине большинство работает в имении и заводах винокуренном и маслобойном соседнего помещика, в остальных же деревнях занимаются кто у лесопромышленников, кто извозом или же случайными мелкими работами В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.» Основана на месте существовавшего в XVIII в. Мусерской-Тихвинской-Спасской-Царёвосанчурской мужской пустыни. Вышина и длина храма по 15 саж., ширина холодного 3 ½ саж. и теплого - 3 саж. Своды в теплой церкви и притворе холодной в виде круговой дуги, в холодной котловые. Алтарь пятигранный. Стены выложены из тяжеловесного кирпича; середина насыпана бутом и залита известью. Западная стена изменена поправками, у юго-западного угла прилажены два контрфорса. Снаружи стены украшены фигурным орнаментом. Карнизы в иде зубчиков. Кровля шатровая; глава одна. Иконостас пятиярусныйс иконами Господа Вседержителя и Тихвинской Божией Матери древнего письма относимыми к первой половине XVII в. В паперти есть древняя икона Страшного Суда. В церкви хранится небольшая икона на камне с изображением св. апостола Андрея Первозванногои частицами его мощей и Гроба Господня. Придел в честь Усекновеня главы Иоанна Предтечи. Колокольня современна храму. В церкви есть напрестольный крест с мощами и надписью об устроении его монахом Тихвинской Царёвосанчурской обители Пахомием Пряжкиным в 1722г. , на сумму 20р. 20 алт., Евангелие 1694г. и Постная триодь, пожертвованная царем Алексеем Михайловичем 15-го июня 1667г.

http://sobory.ru/article/?object=09160

Учитывая различия этих двух текстов и то, что масоретский текст был принят в качестве «оригинала», появилась точка зрения о необходимости написания предисловия к новому переводу, в котором объяснялись бы различия масоретского текста и славянской Библии. Предисловие написал сам архимандрит Филарет как председатель комиссии. Новый перевод Пятикнижия на русский язык был напечатан в 1825 году, но из-за перемен, произошедших в государстве, он никогда не появился в продаже; более того, перевод был сожжен, а Библейское общество и его работа в России запрещены. Это произошло как результат реакции церковных кругов против «библейской религии» Библейского общества и князя Голицына, которые пытались каким-то всеохватывающим мистицизмом, явно протестантски настроенным, заменить историческую сущность Православной Церкви. Носителями реакции были архимандрит Фотий [Спасский] 467 – к сожалению, и сам самозваный харизматик, и с ним – князь [А. С.] Шишков 468 . Эта реакция несла в себе нечто болезненное: она не только не чувствовала требования времени и его нужд, но и во многом была далека от живых и древних церковных преданий. Это была больше реакция какого-то апокалиптического страха перед официальным мистицизмом, в котором усматривалась подготовка революции и в котором архимандрит Фотий находил дух антихриста. В то время мало кто знал о святых отцах, и сам архимандрит Фотий «только Библию знал и ее читал» 469 , как и его противники. В академиях в основном вместо святоотеческих толкований давались толкования немецких теологов и других иноверцев. Восставая против негативных влияний Запада, архимандрит Фотий и его приверженцы (особенно князь Шишков) восстали принципиально и против народного языка в Библии, считая его простонародным 470 . Митрополит Филарет Московский (1782–1867) 471 , который как архимандрит был председателем комиссии по переводу Ветхого Завета на русский язык и который занимал совершенно трезвую позицию по отношению к мистическим соблазнам своего времени, ощутил, что реакция подобного рода на такие серьезные проблемы – болезненна и, как он сам говорил, «обратный ход ко временам схоластическим».

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Итак, согласно моему рассуждению, если человек не будет обладать великим смирением, которое есть вершина всех добродетелей, и не будет налагать хранение на уста свои, а в сердце не иметь страха Божия, если не будет считать себя ниже прочих, не будет выставлять себя, как будто он сделал что-нибудь доброе, если он неохотно переносит наложенные на себя лишения, и ударяющему не подставляет другую ланиту, и на всякое доброе дело не быстро стремится и направляется, и душу свою в руке не носит, как-будто каждый день готовится умереть, и не считает пустым все, видимое под этим солнцем, и не говорит: хочу разрешиться и со Христом быти; и: мне еже жити – Христос, а еже мертву быти – приобретение, – то такой не может сохранить наставлений Св. Духа. Конец письма блаженного Макария к сынам. V. Литература о преп. Макарии Египетском Patrologia cursus completes. Series Graeca. Migne. Т. XXXIV. Издание 1860 г. Acta Sanctorum. Collegit, digessit, notis illustravit Ioannes Bollandus. Edition novissima. M. DCCCLXIII. Jannuarius. T.2. Ecclesiae Graecae Monumenta Ioh. Bapt. Cotelerii. T.1. Церковная история Феодорита , епископа Киррского. СПб. 1852. Церковная история Сократа схоластика . СПб. 1850. Древний Патерик, изложенный по главам. Пер. с греч. Изд. 2-е. М. 1892. Палладия, еп. Еленопольского «Лавсаик» , или повествование о жизни святых и блаженных Отцев. Пер. с греч. 1850. Жизнь пустынных отцев. Творения пресвитера Руфина. Пер. с лат. с объяснительными примеч. свящ. М. Хитрова . Св.-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцев. Пер. с греч. Московской Духовной академии. Изд. 3-е. 1855. Полные жития святых на славянском языке. Изд. 1789 г. Рукопись 91 Московской Духовной академии Четьи-Минеи Макария. В этой рукописной Четьи-Минеи на стр. 471–508 помещено житие и жизнь преподобного отца нашего Макария Египетского . Списано Серапионом, учеником Великого Антония. Преподобного и Богоносного отца нашего Марка подвижника нравственно-подвижнические слова в русском переводе. М. 1858.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

е. в Мунтаниях, как говорят многие. Триглия правильнее Агриллий ( Αγρλλιον). Мунтании ( τ Μουντανι) по Географии Мелегия есть Никополь». По исследованию же Ассемани (Cal. un. eccl. VI. 116) монастырь Глубокие реки был во второй Каппадокии (См. 7 сентября о св. Луке). Надобно отдать предпочтение новейшим греч. писателям. О Триглии (ныне село в кийском заливе) и о Мунтаниях см. полнее в Христ. Чтении 1862 г. Ч. II стр. 668. Мунтании были прежде Апамея. 2 Положение честные ризы Богородицы во Влахернской церкви . «В царствование Льва Великого два брата лагрикия Галвин и Кандид возымели желание поклониться св. местам в Иерусалиме. Исполняя свое намерение, они отправились в Палестину. Пришедши в дом одной престарелой еврейки, нашли там множество лежащих больных и, спросив о сем, узнали, что здесь лежит честная одежда Богоматери и, испросив позволение, взошли для поклонения ей. Ночью тайно измеривши ковчег, отправились в Иерусалим; там приготовивши подобный ковчег, возвратились и, положив его вместо настоящего, взяли последний, отправились в Константинополь и положили его в предградии своем, называемом Влахерны, воздав славу Богу вместе с царем и народом за такое сокровище». Таково сказание месяцеслова Василия 2 июля. Историк Кедрин († 1057) говорит, что это принесение было в 17 год царствования Льва т. е. в 474 году. По греческому часослову и Синаксаристу Никодима это было в 458 году. Историк Никифор († 1356) говорит, что это было при патриархе Геннадие (458–471). В первой редакции месяцеслова Василия, восходящей к XI веку, 31 августа в сказании о поясе Богоматери говорится и об одеждах ее: пред кончиною своею пресв. Богородица повелела отдать две свои ризы двум женам убогим. Они передали их каждая в свой род. Одна из них получила еще и пояс. При Константине Великом Галвин и Каадид ризу Богоматери, которую нашли в Капернауме , принесли в Царьград и положила во Влахерне. Пояс же Богоматери обрелся уже при Иустиниане Великом в епископии Зиле, принесен в Царьград и скрыт в Хадкопратии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010