Мф. 7, 12 .  Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними …Естество человеческое само в себе имеет точное и неподкупное судилище добродетелей… но поскольку естество на­ше пало и омрачило в себе черты добро­детели, то дан был закон писаный. А так как и он был нарушаем, то ис­правление: было поручаемо лику проро­ков. Когда же они стали отрекаться, го­воря: «Врачевали мы Вавилон, но не исцелился» ( Иер. 51, 9 ), приходит на зем­лю Тот, Кто и в естество вложил семе­на добродетели, и научал законом, и проповедовал через пророков. Поэтому, с пришествием Небесного Царя стало необходимо, чтобы узаконены были дог­маты, приличные Небу; и в священных Евангелиях предписан был образ жизни соответственный и угодный более анге­лам, нежели людям (2, 438). …Если в себе самом имеешь правило добродетели, то не ищи его у других, но пользуйся домашним сокровищем (2, 439). Мф. 7, 18 .  Не может дерево доброе приносить плоды худые «Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? так и вы, можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» ( Иер. 13, 23 )… Если научились, то есть возможность и отучить себя.., не одно и то же – не мочь и впредь не возмочь; но одно указывает на время настоящее, в которое ленивый ленив, а другое – на время будущее, в которое ни к чему прежде не годный может сде­латься достойным уважения, об этом гла­сят ежедневно сменяющиеся события; ясно же подтверждают это и Писания… Если кто под руководством высшей си­лы захочет потрудиться и все приведет в движение, то он и научится, и плод принесет, и спасется (1, 336). …Подвижник добродетели в самом подвиге обучается добродетели и позна­ет, что она всего полезнее, всего благо­приличнее, всего более охраняет нас и Узаконена на пользу… Сказанное: «Не может… дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф. 7, 18 ) Не уничтожает силы покаяния, но осмеивает коснение в де­лании зла. Что пребывает злым, то не может приносить плодов добрых, но пременившись в добродетель – принесет (2, 471–472).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

12, с. 471–472. Будучи, по мысли св. Иоанна Златоуста, неизреченною премудростью Божией вовлечен в общественные связи, человек необходимо вступает в должное взаимодействие с социальной средой, обнимающей все стороны его бытия. И в этом взаимодействии осуществляются те бесконечные возможности, которые заложены в его богозданной природе Воспринимая и усваивая опыт предшествующих поколений, будучи в некоторой степени детерминирован этим опытом, он активно вступает в жизнь, влагая в каждое свое деяние частицу своего творческого «я» и тем самым оказывая определяющее, детерминирующее влияние на течение бытия в настоящем и будущем поколениях. В. С. Соловьев. Духовные основы жизни. Собрание сочинений, т. III, с. 269–270. И в этом созидательном труде в пользу будущего, в пользу прогресса во всех его проявлениях человек является не чем иным, как соделателем Божиим в творении, способствуя «конечному выполнению предназначения мира в Иисусе Христе» И в этом благом делании человек принимает на себя ответственность за жизнь его поколения, за жизнь человечества, за жизнь каждого человека на земле в настоящем и будущем. Р. Teilhard de Chardin. Srodowisko Boze. Warszawa. 1964. p. 21. «Это похвала Церкви, — восклицает св. Иоанн Златоуст, — это спасения возвещение  — не о своем лишь заботиться, но и о делах ближнего. Ибо помысли, в сколь великое достоинство возведет себя тот, кто весьма трудится для спасения брата по человеческой возможности таковой подражает Богу» ЖМП, 1972, 12, c. 67. Одним из поразительных следствий идеи всеобщего человеческого единства, апостольской идеи спасаемого человечества (1 Ин 2:2) является это единство ответственности, всеобщей братской солидарности. «Истину говорю во Христе, не лгу,  — восклицает св. апостол Павел,  — свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим 9:1–3). Для всех св. апостол стремился соделаться «всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор 9:22), угождая «всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих» (1 Кор 10:33).

http://blog.predanie.ru/article/37895/

В завещании Иакова сказано: Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод. И увидел он, что покой хорош и что земля приятна: и преклонил плеча свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани ( Быт. 49:14–15 ). На основании этой характеристики Иссахар в завете представляется таким человеком, который ходил в правоте сердца, и был трудолюбивым делателем у отца и братьев, не ленивым в делах, не завистливым, не зазорливым. Указывая на себя, сообразно с этим, Иссахар дает наставления своим детям: «храните, дети мои, закон Божий и стяжите простоту и в незлобии ходите, не порицая заповедей Господних, ни дел ближнего, но возлюбите Господа и ближнего убогого и болящего помилуйте, употребляйте силы свои на возделывание земли... Другой части не дано вам, кроме тука земли и плодов её... Левий и Иуда прославлены Господом между детьми Иакова. Ибо Господь сделал их своим наследием и одному дал священство, а другому царство; поэтому повинуйтесь им и ходите в простоте сердца». – Пророческая часть завета заключается в предсказаниях Иссахара о будущей судьбе его потомства. «Знайте, дети мои, говорит Иссахар, что в последние времена дети ваши оставят простоту и незлобие, и прилепятся к нечестию, оставят заповеди Господни и пристанут к Велиару, оставят возделывание земли и пойдут в след своих помыслов, рассеяны будут между народами и сделаются рабами врагов своих». 471 Завет Завулона. В завете Завулона много интересных подробностей о продаже Иосифа братьями. По своему кроткому и любящему характеру, Завулон любил Иосифа и страдал душою, узнав о намерении братьев убить его. Я втайне много плакал, говорит он, потому что я боялся братьев моих, которые положили убить мечем того, кто откроет их тайну. Впрочем, когда они хотели убить его, я много просил их со слезами, чтобы они не совершали этого беззакония. Когда Симеон и Гад пришли убить Иосифа и Иосиф начал просить их о помиловании, Завулон заплакал, и Иосиф, видя его плачущим, спрятался за него, умоляя братьев. Рувим убедил братьев не убивать Иосифа, но бросить в один из пустых колодцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Пойди, спроси беременную женщину: могут ли по исполнении девятимесячного срока ложесна её удержать в себе плод? Подобны ложеснам и обиталища душ в преисподней. Как рождающая спешит родить, чтобы освободиться от болезней рождения, так и эти (по исполнении меры) спешат отдать вверенное им» ( 3Ездр. 4:33–42 ). 470 Очень может быть, что выражаемое здесь воззрение стоит в некоторой связи с талмудическим учением, по которому все человеческие души сотворены одновременно в строго определенном числе ранее видимого мира и сохраняются на небесах в особом месте , откуда и посылаются на землю для соединения с человеческими телами; согласно этому учению времена Мессии или последние дни мира могут наступить не ранее, чем истощится весь запас сотворенных от Бога человеческих душ 471 . Таким образом, в Талмуде определяетя время Мессии числом душ, явившихся в мир, а в 3 книге Ездры – числом душ, отошедших из мира. Далее, предопределение Божие о времени кончины мира обусловливается, по воззрению псевдо-Ездры, господствующим в мире злом, которое только по достижении известной меры будет готово к молотьбе и к замене добром: «посеяно зло, – говорит Ездре ангел на вопрос о времени избавления Израиля, – а еще не пришло время искоренения его. Посему, доколе посеянное не исторгнется, и место, на котором насеяно зло, не упразднится, – не придет место, на котором всеяно добро. Ибо зерно злого семени посеяно в сердце Адама изначала, и сколько нечестия народило оно доселе и будет рождать до тех пор, пока не настанет молотьба! Когда будут пожаты бесчисленные колосья зла, какое огромное понадобится для сего гумно!» ( 3Ездр. 4: 27–32 ). Очевидно, автор 3 книги Ездры хочет выразить здесь ту мысль, что Бог, предопределяя время избавления Своего народа, заранее преднаметил как меру зла в человеческом роде, так и степень подготовленности мира к воспринятию грядущего добра. В связи с этим воззрением по-видимому стоит также замечание псевдо-Ездры, что Господь посетит живущих на земле только после того, как «исполнится мера уничижения Сиона» ( 3Ездр. 6:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

е. серебряными и золотыми вещами и одеждами) сыновей ваших и дочерей ваших». А при таком переводе невозможно понимать иначе как в значении серебряных и золотых украшений. Но допуская такое понимание серебряных и золотых вещей, вместе с тем должно признать и то, что впоследствии времени, именно во время путешествия евреев по пустыне многие из этих взятых у египтян вещей были применены к цели, для которой они, главным образом, нужно предполагать, и испрашивались: именно употреблены были для украшения Скинии и переработаны в блюда, кадильницы, чаши, кружки и пр. принадлежности скинии ( Числ.4 сн. Исх.25:3, 29, 38, 35:22 ). Повествование Исх.12:35–36 о снабжении евреев со стороны египтян золотыми и серебряными украшевиями только и может объяснить дальнейшее повествование о построении Скинии: и приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни, и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу ( Исх.35:22 ). 471 Снабжение евреев со стороны египтян золотыми и серебряными вещами и одеждами прежними исследователями понималось обыкновенно, как ссуда с возвращением (рассмотрение прежней литературы по данному вопросу сделано Hengsmenberg’oм в Beitrage z. Einleit, ins Alt. Test. III, 507–526, Kurmz’eм в Gesch, d. А. В. II, 133–138, и особенно тщательно Reinke в Beitrage z. Erkl. d. А. T. III, 147–269); такое толкование поддерживается и у позднейших раввинов (Wünsche, Midrasch Schemot Rabba, 45). Но так как евреи просили этих вещей у египтян по повелению Иеговы, то необходимо возникающее при таком объяснении противоречие того факта, что евреи не возвратили египтянам полученных от них вещей, со святостью Иеговы разрешается обыкновенно при помощи двух соображений: 1) золотые и серебряные вещи составляли вознаграждение за труд (Ириней Adv. Haeres. X, 49: «какую несправедливость допустили евреи в отношении к египтянам, спрашивает Ириней, если евреи, имевшие возможность скопить громадные богатства, если бы они оставались свободными в Египте, воспользовались самой незначительной частью того, что по праву принадлежало им, если они, имевшие возможность выйти из Египта богатыми, если бы только египтяне не поработили их, вышли нуждающимися, получив незначительную награду за свои великие труды»; Климент Алекс, в Strom, lib.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

«Каждая тварь по собственной воле или отдаляется от Бога, или приближается к Нему» (1, 282). 50 Промысл Божий всякому добру вспомошествует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям (74, 29). 51 Ап. Павел пишет: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» ( 2Кор.4:16–17 ). «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:22–24 ). 52 Кстати, Царство Небесное, «Царство Божие – это не новый общественный строй, а в первую очередь новая жизнь человеческой души, мир, в котором нераздельно царствует Бог» (41, 80). 53 Тело, остающееся в праздности и бездействии, бывает болезненно и безобразно; а подвижное, трудящееся и переносящее тяжести бывает благообразнее и здоровее; то же бывает и с душею. Железо, когда лежит, ржавеет, а когда находится в деле, то бывает блестящим. Так и душа, – когда она действует в подвиге благочестия: а к действию возбуждают ее несчастия. И способности погибают, если душа остается без действия, а возбуждается к действию противным ей. Если бы не было противного, то не было бы и деятельности; так например, если бы все было отделано прекрасно, то искусство не имело бы над чем трудиться. Так и душа, если бы все шло по нашему желанию не находила бы деятельности, и если бы все нам удавалось, была бы бесчувственна (18, 471). 55 «Наука о душе!» – какая же «наука о душе» может быть у материалистов, если они отрицают наличие самой души в человеке! «Души нет, нет и духа, потому что кроме материального нет ничего вообще в мире: ни душевного, ни духовного – одна материальность!» Но при этом «наука о душе» все-таки есть даже в «научном материализме». Ведь сущая нелепость! И вот с этой нелепостью все как-то примирились и как-то безмолвно согласились: есть душевно больные (психические больные, психопаты), есть врачи, которые их лечат (психиатры), есть медицинская дисциплина по лечению душевно больных (психиатрия) и, наконец, есть «наука о душе» (психология), – вот только нет самой души в человеке! Надо же дойти до такого оскудения логики, чтобы не замечать того, что нелогично. Двухтомник Петровского А. В. имеет название: «Психологическая наука в СССР» (М, 1959–1960). По-русски, это что-то вроде: «Душевно-научная наука в СССР»... Когда говорят, скажем, такое: «Психологический эксперимент переживания радости» (что равнозначно: «душевно-научный опыт переживания радостей»), – то смысл выражения улавливается. Что же касается осмысления «душевно-научной науки», то, думается, это надо предоставить бездушным материалистам: им подстать субъективно «психически отражать» то, что объективно ими же отрицается.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Тропарь, глас 8-й. Православия ревнителю и раскола искоренителю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси 466 : цевнице 467 духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога, спастися Императору нашему Николаю Александровичу и всему наследию и державе Его 468 . Молитва. О, всеблаженный святителю Димитрие, великий угодниче Христов, Златоусте Российский! Услыши нас грешых, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбцу Богу, Ему-же ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши: умоли Его благоутробие 469 , да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей: испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие, и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам, Богоугодне, прейти поприще временныя жизни: избави нас воздушных мытарств, и настави нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже 470 празднующих глас непрестанный, зряших Божия лица неизреченную доброту: церковь же святую от ересей и расколов сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати, и всем даруй вся, яже ко спасению и славе. Божией подобающая: отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай 471 оружию крестоноснаго воинства, и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякая беды и напасти: услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас всесильнаго Бога, славимаго и покланяемаго в триех ипостасех 472 , Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь. (Из акафиста. Киев 1857 года). 23-е число. Празднование зачатия Предтечи и Крестителя Иоанна. Родителям его, Захарии и Елисавете, празднуется 5-го сентября. 23-го сентября архангел Гавриил явился св. Захарии, когда он, отправляя службу в храме, подошел к кадильному алтарю, чтобы покадить. Захария испугался, вдруг увидя ангела. Архангел сказал: «Не бойся, Захария. Молитва твоя услышана. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн (т. е. благодать, милость Божия). Он будет велик пред Богом, от самого рожедения будет исполнен Духа Святаго. Многих из сынов Израилевых обратит ко Господу. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный». Тогда Захария сказал ангелу: «Почему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя тоже». Ангел сказал ему в ответ: «Я Гавриил, посланный от Бога благовестить тебе сие. И вот за недоверие ко мне ты будешь немым, пока не исполнится мое предсказание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Ту же самую идею выражает Писание, когда называет воздаяние по воскресении венцем, венцем жизни ( Иак.1:12 ), венцем правды ( 2Тим.4:8 ). Но здесь отмечается также и то, что блага будущей жизни человек должен заслужить нравственными подвигами здесь на земле. Некоторые особенности будущей жизни по воскресении, обусловленные изменением тела человеческого в нетленное и бессмертное, мы уже указали, когда шла речь о свойствах тел воскресших. Здесь же, говоря о следствиях, проистекающих для человека от полного его нравственного единения с Богом, мы должны отметить ведение человека и блаженство. Относительно первого достаточно говорит нам Апостол в послании к Коринфянам: Теперь мы видим как бы сквозь (тусклое) стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан ( 1Кор.13:12 ), хотя выше, как бы противореча приведенным словам, он замечает, что все формы проявления высшей духовной жизни прекратятся с наступлением состояния совершенства; останется только любовь: любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (γνσις καταργηθσεται). Однако под гносисом в данном месте нельзя понимать знания вообще, которое не может превратиться и, как видно из дальнейшего, действительно не прекратится; но так как Апостол ведет речь о духовных дарованиях ( 1Кор.12:31 ; 1Кор.14:1 ), то и здесь вместе с дарами пророчества и языков мы должны понимать под гносисом дар прозрения в божественные тайны. Такое познание, как особый дар, действительно прекратится отчасти потому, что ведение сделается достоянием всех совершенных, главным же образом потому, что вместо этого несовершенного знания наступит совершенное. «Дабы ты не подумал, говорит св. Иоанн Златоуст , что и оно (знание) упразднится, подобно пророчествам и языкам, он после слов: аще и разум испразднится, не остановился, но показал и способ упразднения, тотчас присовокупив: отчасти бо разумеваем, и отчасти пророчествуем: егда же приидет совершенное, тогда еже отчасти упразднится ( 1Кор.13:9–10 ). Следовательно, упразднится не знание, а неполнота знания, потому что мы будем знать не только это, но и гораздо большее» 471 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

велие...» («Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю?»). «Жив Господь, и волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне» ( 1Цар.14:44–45 ). Вот и народ вторично поклялся, и поклялся в противном царю. Необходимо наконец разорвать клятву, потому что невозможно, чтобы все они дали верную клятву. В самом деле, если бы царь захотел настоять на своем и исполнить клятву, то восстал бы против этого весь народ, и вышло бы страшное насилие; с другой стороны, если бы сын, спасая свою жизнь, захотел отдаться под защиту войска, то сделался бы тотчас же отцеубийцей. Видишь ли и насилие, и сыноубийство, и отцеубийство, и междоусобную войну, и брань, и убийства, и потоки крови, и тысячи трупов из-за одной клятвы? Видишь, какой ров погибели учинила клятва? Итак, чтобы и с нами не случилось того же, что и с ними, отстанем от дурной привычки клясться, дабы, привлекши этим благоволение Божие на себя, и настоящую жизнь безопасно пройти, и удостоиться будущих благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, со Отцом и Всесвятым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. κλογα π διαφρων λγων. Под этим названием известны сборники бесед, составленных разными лицами после смерти Златоуста на те или другие темы, из относящихся к темам и особенно нравившихся составителям мест творений святителя. Места приведены частью в буквальном изложении, частью в свободном пересказе и заимствованы как из подлинных творений Златоуста, так и из произведений, лишь приписываемых Златоусту, не только до нашего времени сохранившихся, но и утерянных. Эти Эклоги (выборки) пользовались широкой распространенностью, были в употреблении и у частных лиц, и у царей. Известен, например, роскошный сборник Эклог, принадлежащий византийскому императору Никифору Вотаниату (1078–1081), зарегистрированный в числе кодексов Коаленевой библиотеки под LXXIX. Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки веры» Читать далее Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1906. Том 12, Книга 2, Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста, с. 471-889 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Читая эти таинственные слова, приводившие в недоумение Иудейских ученых 469 . мы познаем, что ветхозаветная церковь , храня эти слова как святыню и сознавая, что они несомненно относятся к ожидаемому Мессии, не могла однако понять истинного значения сих слов, ибо они разъяснены христианам, верующим в Господа нашего Иисуса Христа, лишь по воскресении Господа и вознесении Его на небо в образе и существе человека. Посему и Господь сказал пред Первосвященником: «отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» 470 . Посему и святому Стефану первомученику дано было перед смертью видеть в поучение вокруг стоящим, славу Господа нашего Иисуса Христа, в образе человеческом стоявшего одесную славы Божией: «Стефан, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога» 471 . Посему и муж Апостольский, св. Иустин мученик , прямо указывает, что первый стих псалма 109-го есть пророчество о вознесении Господа нашего Иисуса Христа 472 . И действительно, к кому же могли бы относиться слова 1-го стиха псалма 109-го, кроме Бога воплощенного, Господа нашего Иисуса, против Которого по ст. 2 псалма 2-го «восставали цари земли и князья совещались», чтобы убить Его? Он – Мессия, Христос, вознесшийся на небо к престолу Божию. – Он – сын Давидов по плоти, но Сын Божий, Бог по существу и Господь Псалмопевца, восклицающего: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня»... Потому и Господь наш Иисус Христос ставит книжникам вопрос о разумении 1-го стиха 109-го псалма ( Mamф. XXII, 41–46 ), поучая их тайнам высшим и вопрошая: «Если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» Книжники никогда не отрицали, что 109-й псалом есть псалом Мессианский, и что Давид говорит о Мессии. Господу угодно, чтобы и враждующее Иудеи поняли, что Давид видит вдохновением самого Господа Иисуса, сына его по плоти, но которого он признает своим Владыкой. Сему Иисусу, Сыну Божию и Сыну человеческому, Иегова, Бог Завета, глаголет: седи одесную Меня. – Этот же Иисус есть Тот же, которому в псалме II, 7 – 9, 12 Иегова сказал: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. Проси у Меня и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе. Ты поразишь их жезлом железным... Служите Господу со страхом и радуйтесь перед Ним с трепетом. Почтите Сына!»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010