Псалом 38 1. В конец. Идифуму 464 . Песнь Давида. Я сказал: Буду хранить пути мои, чтобы не грешить мне языком моим. Я положил устам моим охрану, доколе стоит грешник предо мною 465 . Я онемел, и смирился, и замолк, лишившись благ 466 , и болезнь моя возобновилась во мне. Согрелось сердце мое во мне, и в размышлении моем возгорелся огонь 467 . Рек я языком моим: Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих: какое оно? Да уразумею: что остается мне 468 . Вот Ты пядями измерил 469 дни мои, и состав 470 мой как бы ничто пред Тобою. Подлинно, все суета, всякий человек живущий. Да, подобно призраку 471 ходит человек, напрасно только мятется он, собирает сокровище, а не знает, для кого собирает его. И ныне, кто упование мое? Не Господь ли? И состав мой 472 от Тебя произошел. От всех беззаконий моих избавь меня: на позор безумному Ты отдал меня. Я онемел и не открывал уст своих, ибо Ты (так) сделал. Отстрани от меня удары Твои, ибо от крепкой руки Твоей я исчезаю. Обличениями за беззаконие Ты научал человека и сокрушил, как паутину, жизнь его 473 : так суетен всякий человек! Услышь молитву мою, Господи, и молению моему внемли, не будь безмолвен к слезам моим, ибо я странник у Тебя и пришлец 474 , как и все отцы мои. Дай мне облегчение, дабы я успокоился прежде, нежели отойду, и более не будет меня 475 . 468 Греч. τ στερ γ – что лишаюся аз, букв. чего не достает мне, т. е. до конца жизни скольких лет не достает. «Сколько времени остается мне для покаяния» (Афан. Вел.). 470 Греч. πστασις – слав. состав, т. е. организм, природа и жизнь человека в сравнении с вечною жизнью Бога – ничто (Феодорит, Афан. Вел.) (89, 5; 101, 27–28). 473 Греч. ξτηξaς ς ρχνην – букв. вытопил, как паутину, т. е. весь организм человека сделал слабым и легко гибнущим, как паутина (89:10). 474 Временно живущий на земле и ожидающий горнего отечества ( Евр. 11:13 ). Псс. 37 и 38, кажется, относятся к одному времени и взаимно тесно связаны мыслями и оборотами речи: немота, болезнь, грехи, враги, краткость жизни. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Александр Кейт Глава VII. Моавия Пророчества относительно Моавии многочисленнее и не менее замечательны пророчеств об Аммоне. Те из них, которые исполнились в древние времена, и касались особенных происшествий в истории моавитян и исхода столкновения их с евреями или с каким-либо из соседних народов, как бы они ни были необходимы в свое время для укрепления веры или поддержания мужества чад Израилевых, могут быть не приведены для доказательства вдохновения, потому что есть множество предсказаний, которые рисуют вполне ясно настоящее положение земли моавитян. Что пророчества относительно земель и городов Моавии, Израиля и Аммона, достигают последних дней сих государств, то это выражено непреложным словом самого пророчества. Длинный ряд приговоров против Моавии ( Иер. 48:1–47 ) заключается так: «Но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Иегова» и проч. Когда Тем, который есть корень Давида и сияние утренней звезды, будет явлено знамение для народов, и когда Он соберет изгнанных из Израиля и соединит вместе рассеянных из Иудеи со всех четырех концов земли, тогда «они прострут руку свою на, Едома и Моава, и сыны Аммона будут послушны им» 469 . О бремени Моавии, изложенном Исаией, также писано: «Пусть поживут у тебя мои разбежавшиеся моавитяне; будь им покровом от разорителя: ибо престанет мучитель, разорение прекратится, подпирающие исчезнут с земли. И да будет престол тверд милостью; и да воссядет на нем во истине, в шатре Давидовом, судия и блюститель закона, и опытный в правосудии. Слыхали мы гордость Моава» и проч. 470 . Писано также и о таком времени, какого темный, грешный и полный смятения мир никогда еще не видал. «И раздерет на горе сей печальное покрывало, покрывавшее все народы и покрывало, лежавшее на всех племенах. Рука Иеговы будет покоиться на сей горе, и Моав будет попран на месте своем, как солому попирают в навозе» 471 . «Как Я жив, – говорит Иегова воинств – так Моав будет... вечная пустыня: остаток народа Моего разграбит их, и уцелевшие люди Мои завладеют ими. Это им за величавость их. Он уничтожит всех богов земли; и поклонятся Ему каждый человек со своего места, даже все острова язычников 472 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Если же кто-либо сразу накажет их сполна, то лишит и малого исправления. Ведь душа, когда ее принуждают к полной откровенности, впадает в безнадежие и уже ни ласковым словам не уступает, ни угрозам не покоряется, ни на благодеяние не откликается, но становится намного хуже того города, порицая который, пророк говорит: У тебя было лицо блудницы, ты не хотела стыдиться ни пред кем 471 . 472 Поэтому пастырю нужна большая рассудительность, чтобы во всех отношениях рассматривать состояние души. Ведь, с одной стороны, многие доходят до безрассудства и отчаиваются в своем спасении от того, что не могут перенести горьких лекарств, а с другой – есть и такие, которые, не получив наказания соответственно грехам, впадают в нерадение, становятся гораздо хуже и склоняются к тому, чтобы грешить еще больше. Итак, священнику нельзя ничего из этого оставлять неисследованным, но он должен, изучив все тщательно, соответствующим образом принимать меры со своей стороны, чтобы старания его не остались тщетными 473 . Ответ св. Анастасия на вопрос о том, что лучше: причащаться постоянно или время от времени Поскольку апостол говорит: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром ( 1Кор.11:28–32 ), то очевидно, что прежде следует очистить и омыть себя от всякого сопротивного дела и затем приступать к божественному Таинству, чтобы оно не было в погибель души и тела. Ведь Бог через Моисея говорит Израилю: Всякий человек от всякого семени вашего, который, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны израилевы Господу, истребит Господь ту душу ( Лев.22:3 ). И еще: Благоговейными сотворите сынов израилевых от нечистот их, потому что они оскверняют скинию мою 474 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

9 Господи Боже сил, кто подобен Тебе? Могуч Ты, Господи, и истина Твоя осеняет всех, кто с Тобою. 10 Ты владычествуешь над пучиной морской; вздымаются волны, и Ты укрощаешь их. 11 470 Ты смирил гордого, как сраженного врага; десницей мощной Твоей рассеял недругов Твоих. 12 Твои небеса и земля Твоя; вселенную и все, что в ней, Ты сотворил. 13 471 Север и море создал Ты; Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются. 14 Велика сила Твоя! Да явит мощь рука Твоя. И да вознесется карающая десница Твоя! 15 Правда и суд – основание Престола Твоего; милость и истина шествуют пред лицом Твоим. 16 Блажен народ, взывающий к Тебе: «Господи!» В сиянии лица Твоего пойдет он, 17 О имени Твоем возрадуется он всяк день и правдою Твоею возвысится. 18 Ибо в Тебе слава и могущество наше, и благоволением Твоим возрастет сила наша, 19 Ибо Господь Заступник наш, Святой Израилев Царь наш! 20 472 Некогда, представ в видении сынам Твоим, Ты сказал: «Явил Я помощь сильному, вознес избранника из народа Моего; 21 473 Обрел Я Давида, раба Моего, елеем святым Моим на царство помазал его; 22 Посему рука Моя защитит его, десница Моя укрепит его; 23 Не будет успеха врагу в борьбе с ним, и сын беззакония впредь не причинит ему зла! 24 Истреблю пред лицом его врагов его и ненавистников его сокрушу! 25 Истина Моя и милость Моя с ним, и именем Моим вознесется достоинство его; 26 И возложу на море левую руку его, и на реки – правую. 27 Он призовет Меня: «Отец мой Ты, Бог мой, Заступник, спасающий меня!» 28 И Я первенцем Моим поставлю его, превыше царей земных! 29 Вовеки сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен; 30 И сберегу навеки потомство его, и вечен престол его, как небеса! 31 Если оставят сыны его закон Мой и жить не будут по правде Моей, 32 Если повеления Мои нарушат и заповеди Мои не сохранят, 33 Покараю жезлом беззакония их и бичами неправду их, 34 Но милости Моей не отниму от них, не изменю истине Моей, 35 И не нарушу завета Моего, от изреченного устами Моими не отрекусь! 36 Некогда клялся я Давиду святынею Моей, – ужели ему солгу?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

День Иеговы есть прежде всего Его суд над избранным народом. «Только вас избрал Я из всех племен земли, – потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» 470 . Ассур, Египет, Навуходоносор – это жезлы гнева Иеговы, орудия Его негодования на Израиля. Суд Иеговы над Израилем производится «пред глазами язычников» 471 . Израиль развеивается между народами и, как мякина, рассеивается по их странам 472 , рассыпается между всеми народами, как рассыпаются зерна в решете 473 , как бы щелочью очищается 474 , расплавляется как серебро в горниле 475 , вымолачивается как зерновой хлеб 476 , истребляется до незначительного остатка 477 . Но затем это есть суд Иеговы над всеми народами, которые отягощали Израиля без сожаления, владычествовали над ним надменно, не хотели признать себя орудием Иеговы. Собираются все народы и над ними производится суд за их высокомерие, за то, что они величались и ругались над народом Иеговы 478 , за то, что воздали Израилю вдвое за грехи его 479 . Народы земли не поняли, что Иегова собрал их как снопы на гумно 480 ; поднимая Иерусалим, как тяжелый камень, они надорвали силы свои 481 , возмездие их обратилось на головы их 482 . Иегова мстит за Израиля 483 ; опустошение народов и развалины их городов – это жертва Иеговы, которую Он заколает для сынов Израилевых, от которой они жиру наедаются досыта и крови напиваются допьяна 484 . Этот суд над народами есть спасение Израиля – его небольшого остатка 485 и явление славы Божией пред всем миром 486 . Иегова Сам, как некогда из Египта, спасает Своего Израиля 487 , утешает его 488 , выкупает его ценою всех народов 489 , дает ему владычество над, всеми народами – в лице восстановленной скинии Давидовой, Отрасли праведной 490 . Великий день Иеговы, начинаясь плачем и рыданием, кончается ликованием и торжеством Иерусалима 491 , светом и радостью 492 , песнью и сердечным веселием 493 , потому что владычество потомков Давида умножится беспредельно 494 и царь Сиона придет праведный и победоносный 495 . Сама природа примет участие в торжестве Израиля: в «тот день» горы будут источать мед и с холмов потечет молоко 496 , – тогда будут новое небо и новая земля, на которой воцарится вечное веселие 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

5 . Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах. С Евр.: «Ты не даешь мне сомкнуть очей моих; я потрясен и не могу говорить». «Стражбами называет, – говорит бл. Феод., – отделения ночи, по истечении которых стрегущие передают друг другу стражу. А сим выражает бдение, продолжающееся всю ночь». 6 . С Евр. весь стих: «Размышляю о днях древних, о летах веков минувших». 7 . Нощию сердцем моим размышлях и испытоваше 471 дух мой. С Евр.: «Припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает». – «Рассуждая ночью сам с собою, доведывался я, почему столько промышлял Бог о наших предках, и презирает нас злостраждущих» (Бл. Феод.). 8 . С Евр.: «Неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить»? 9 . Сконча глагол 472 от рода в род. С Евр.: «Неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род»? Вопросительная форма речи дает такой смысл: ужели слово спасения, Божии обетования о народе Еврейском кончились в роды родов, – навсегда? Это согласно с предыдущими и последующими стихами. 11 . И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышнего. Т.е. сказал я сам себе: теперь начал понимать, что причиною моих несчастий – измена десницы Вышнего. «Изменого десницы пророк назвал наказание; потому что деснице Вышнего обычно подавать блага» (Бл. Феод.). «Предаваясь помыслам об отвержении (Еврейского) народа, уразумел я наконец, что совершившийся с народом переворот и переход из лучшего состояния в худшее произошел не ради чего иного, но ради десницы Вышнего, прямее же сказать, ради того, что сделано с Спасителем Христом, Который есть Отчая Десница» (Св. Афан.). С Евр.: «И сказал я: вот мое горе – изменение десницы Всевышнего». 12 . С Евр.: «Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних». 13 . В начинаниих Твоих поглумлюся. С Евр.: «Буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях». Т.е. буду размышлять о Твоих начинаниях или делах, «не оставлю в забвении ни одного из дарованных нам благ» (Св. Афан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

После чудесного насыщения более пяти тысяч человек Апостолы, отправленные Иисусом в Вифсаиду, плыли по морю Галилейскому; становилось темно... дул сильный встречный ветер, и море волновалось ( Ин. 6, 17–18 ); лодка их была уже на средине моря , и ее било волнами ( Мф. 14, 24 ). А Иисус, оставшийся на берегу, взошел на гору помолиться наедине, и около четвертой стражи ночи (то есть, по нашему счету, в четвертом часу утра) увидел их бедствующих в плавании и пошел к ним... идя по морю (Мф, 14, Мк. 6, 45–48 ; Ин. 6, 16–19 ) (см. выше, с. 469–471). В темную ночь нельзя было видеть человеческими глазами происходившее расстоянии 25–30 стадий, то есть почти пяти километров; а если, несмотря на это, Иисус увидел Апостолов бедствующих в плавании то следует признать, что Он знал о постигшем Апостолов бедствии, то есть, что Он знал происходящее за пределами чувственных восприятий. Такое же знание Иисус обнаружил, исцелив заочно сына царедворца. Пойди, сын твой здоров , – сказал Он царедворцу, умолявшему Его об исцелении умиравшего сына своего. Умирающий был в Капернауме, а слова эти были сказаны в Кане (см. карту Палестины); причем оказалось, что умиравший выздоровел в тот самый час, в который Иисус сказал: сын твой здоров ( Ин. 4, 46–53 ) (см. выше, с. 222). Исцелив заочно бесноватую дочь хананеянки, Иисус сказал ей: пойди; бес вышел из твоей дочери. И исцелилась дочь ее в тот час ( Мф. 15, 21–28 ; Мк. 7, 24–30 ) (см. выше, с. 493–495). И о смерти Лазаря Иисус как Человек не мог знать, так как находился в то время от Вифании на расстоянии около двух дней пешего хождения; однако в самый день смерти его Он сказал Апостолам: Лазарь умер; и радуюсь за вас что Меня не было там, дабы вы уверовали ( Ин. 11, 1–17 ) (см. выше, с. 655–656). Все это доказывает, что Иисус знал происходящее за пределами человеческих чувственных восприятий, то есть обладал таким свойством, каким никто из людей не обладает. Мало того, Он знал и помышления людей. Апостол и Евангелист Иоанн утверждает, что Иисус знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал Ему о человеке, ибо Сам знал, что в человеке ( Ин. 2, 24–25 ), то есть все, что таится в душе человека и сокрыто от посторонних людей, было открыто Иисусу, было ведомо Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Когда Исаия произносит свое пророчество, союзники не успели еще обложить Иерусалим; до царя и народа дошли только вести о плане союзников и о том, что исполнение его началось, а именно, что войска Сирии Дамасской пришли уже в царство Израильское и стоят на горе Ефремовой. Царь Ахаз деятельно готовится к защите и укрепляет город, (ст. 3). В это время появляется перед ним Исаия и старается вселить в него веру в помощь Божию, раскрывая перед ним печальное будущее союзных царств, которые идут на него (ст. 4–9). Но Ахаз не верит Исаии и вероятно в наказание этому неверию и посылке послов к Тиглат-Пилезеру, союзники подступают к Иерусалиму и осаждают его, как указано в 4Цар. 16:5 , но не могут взять его согласно пророчеству Исаии. 3. И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув на встречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничнему. В обзоре событий царствования Езекии, в нашем вступлении, мы говорили, что „водопровод верхнего пруда, который на дороге поля белильничьего“ 470 , есть тот пруд, который ныне называется Биркет-ель-Мамилла и который лежит на северо-запад от Иерусалима 471 . Сюда идет Ахаз с целью, – как позже делал то и Езекия в ожидании осады,-не оставлять этого важного водоема в руках неприятеля, а вывести из него воду подземными трубами в город, и именно в северную нижнюю часть его. В то время, когда Ахаз заботится о защите Иерусалима, пророк с сыном своим, носящим имя: „остаток обратится“, идет, по повелению Божию, на встречу неверующему царю, и объявляет ему волю Божию: 4. И скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшагося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина. Сын Ремалиин это царь Израильский Факей, который со времени своего вступления на престол вел ожесточенную войну против царства Иуды 472 . Но царь Иуды должен был знать, что ранее Исаии пророк Осия 473 предрекал Израилю, что царство это будет разрушено и народ будет уведен в плен в Ассирию, потому то вероятно, Ахаз, по совету своих приближенных, и держится, как увидим ниже мысли обратиться к помощи Ассирии, что оказалось столь пагубным для государства. Исаия послан к нему, чтобы успокоив его, удержать его от этого пагубного шага. Пророк говорит ему образным языком, что два царства, которые грозят ему, не факелы, ярко горящие, а потухающие обращенные в уголь головни, что от них подымается только дым, но они не могут сжечь царство Иуды, так как Израиль и Сирия истощены уже войнами против Ассирии, и она давно угрожает им без всякого ненужного вмешательства Ахаза. Пророк именем Божиим говорит Ахазу и силится предупредить и недопустить его сделать ту грубую политическую ошибку, которую Ахаз, несмотря на это предупреждение, сделал. Не было у Ахаза простого верующего сердца, которым бы он вручил со смирением и упованием судьбу царства своего Богу завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Простите и помолитесь. Простите мне, многогреш[ного] ин[ока] Феодос[ия]. 15 окт[ября] воскр[есенье]. Ждем ответа ради Христа. Со слезами просим ответить и дать сиротам совет. Смиренно кланяемся. Д. 18. Л. 64–64 об. Подлинник. Автограф. 3. 28 ноября 1956 г. 28/11 56 Ваше боголюбие преосвященный Владыко! Письмо с воззванием Вашим получил все в целости. Святый Владыко, мы все равно сомневаемся о хождении в храмы! Мы сергиан не поносим и не злословим, а скорбим, отчего да сохранит нас Г[оспо]дь Бог . Кто мы такие, чтобы судить кого-то. «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь» ( Иуды 1, 9 ), а кто мы такие, чтобы кого-то судить. Но мы должны защищать православие. Патриарха Ал[ексия] мы признать не можем, как преемника Патриарха Тихона, в настоящее мы ничего не знаем, нас окружает мрак, нам говорят, что Вселенские патриархи с патр[иархом] Ал[ексием], постолько 470 это избрание не на свободных началах, можно и уклониться в общении, в случае собора на свободных началах, то я думаю, что нас Церковь не осудит, мы не раскольники и не еретики, а боимся, чтобы не остаться отлученными от Святой Соборной Апостольской православной Кафолической Восточной Церкви. Ведь Иерусалимский собор в средневековье не осудил, а, наоборот, похвалил и одобрил стояние архиеп[ископа] Марка Солунского 471 , который не подписал догмат о главенстве папы Флорентийский собор 472 . А здесь еще сложней: «... Ибо какое общение праведности с беззаконием? что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие вернаго с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог... » ( 2Кор. 6, 14, 15, 16 ). Вы выразили «Одно только обстоятельство, – если священнослужитель начнет открыто, всенародно с Церковного амвона проповедывать ересь» 473 . А почему же тогда митрополит Николай 474 всенародно в газетах, что «спешите слиться во едину великую семью комм 475 . » или еще: «нет на земле сильней воли человеческой». Что это значит? [В] 1945 г., когда избирали в патриархи Ал[ексия], то было выступление, что «Сергий наметил пути, а мы его осуществим», «до революции Церковь была под игом, гнетом, а теперь она свободна и предоставлена свобода, какой еще не было никогда». Зачем такая ложь!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Существуют различные мнения о том, что являлось основной причиной смерти на кресте. Липсиус считал, что распятые умирали не столько от голода, сколько от боли. 471 По теории французского врача П.Барбе, смерть на кресте наступала в результате асфиксии (удушья). 472 Другие ученые, не соглашаясь с этой теорией, указывают на иные факторы: последствия травматического шока, полученного при бичевании; обильная кровопотеря и обезвоживание организма. 473 Чаще всего причиной смерти на кресте становилась совокупность перечисленных факторов. Смерть могла наступить также от разрыва легких или разрыва сердца. 2. Путь на Голгофу       Согласно Евангелию от Иоанна, после того как Пилат огласил смертный приговор, взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски же Голгофа ( Ин.19:16–17 ). Евангелисты Матфей и Марк более подробно описывают путь Иисуса к месту казни: И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его ( Мф.27:31–32 ). Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его ( Мк.15:20–21 ). Лука тоже упоминает о Симоне: И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом ( Лк.23:26 ). Киринея, или Кирены, – ливийский город, столица римской провинции Киренаика. Расположенный на берегу Средиземного моря, город представлял собой греческую колонию, значительную часть населения которой составляли иудеи. 474 В Иерусалиме у киринейских иудеев была собственная синагога ( Деян.6:9 ). Говорили они на своем наречии ( Деян.2:8–10 ; возможно, подразумевается диалект еврейского или арамейского языка). Некоторые древние комментаторы считали, что Симон Киринейский был язычником. 475 Но он мог быть и одним из киринейских иудеев, пришедших в Иерусалим на Пасху, или мог проживать в Иерусалиме на постоянной основе: упоминания Марка и Луки о том, что Симон шел с поля, указывает на полевые работы. Уточнение, сделанное Марком, о том, что Симон был отцом Александра и Руфа, часто трактуется как свидетельство того факта, что сыновья Симона были известны римской христианской общине. В Послании к Римлянам апостол Павел приветствует некоего Руфа ( Рим.16:13 ): возможно, речь идет об одном из сыновей Симона. В 1941 году в Иерусалиме при раскопках была обнаружена погребальная пещера, не тронутая грабителями, принадлежавшая семье киринейских иудеев. В ней нашли оссуарий (саркофаг с костями) с надписью: «Александр, сын Симона». 476 Впрочем, совпадение имен в обоих случаях может быть случайным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010