Спасение верой, говорит отец Андрей, но неужели всё равно какой? Почему блудник не спасется, если в блуде не покается, а извращающий Божественные догматы(в ереси пребывающий) может не каясь в ереси спастись? Ведь блуд - это грех против 7 заповеди, а ересь - против 1ой! Вот что говорили святые об этом вопросе: " Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства " свт.Игнатий Брянчанинов Собрание сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова). Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1905. С. 471 «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:21).  «Христианская вера… есть единственный, Богом открытый для человеков путь к истинному блаженству. И как Спаситель глаголет, что Он есть дверь к Отцу, что Он есть путь, истина и жизнь; и св. Апостол Павел провозглашает, что пред Именем Иисуса долженствует преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних: то нет спасения вне распятого Иисуса Христа; и без веры во Имя Его, как Бога истинного, явившегося во плоти, никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в царство небесное».    Так преподобный Макарий (Глухарев) выразил ту святую истину, что спасение возможно только в Господе Иисусе Христе, только в Его Православной Церкви [Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе, 1]. Об этом свидетельствуют и слова Христовы, сказанные Им о проповеди Евангелия, которой «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16), и слова о том, что «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5), и слова апостола Петра, свидетельствующего, что кроме имени Иисуса Христа «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись... и нет ни в ком ином спасения» (Деян.4:11-12).    Эту истину подтверждают и официальные церковные постановления. В частности, Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере 1723 г. провозглашает: «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин.3:5)... И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: «Кто не родится...» то есть, по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться... А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются».

http://pravoslavie.ru/97966.html

И, наконец, в-четвертых, мы видим, что практически все явления Христа связаны с сомнением учеников. Они не могут вместить Воскресение Христа, в их опыте воскресения соединяются и знание, что это Христос, и радость встречи, и неверие, и сомнение, опасение обмануться и принять желаемое за действительное. Увидев Христа, апостолы пугаются, смущаются, думают, что это привидение, и, даже удостоверившись в реальности тела Христа ( Лк. 24: 36–37 ), что Он не дух, что перед ними Он Сам со следами распятия, они от радости (!) не верят ( Лк. 24: 41 ). Апостол Иоанн, описывая явление Христа на море Галилейском и второй чудесный улов рыбы, показывает, что ученикам хотелось спросить Христа «Кто Ты?», но никто не смел спросить. Что их остановило? Объяснение кажется невероятным: они не спрашивали, кто Он, потому что знали, что это Господь ( Ин. 21: 12 ). «Видя, что образ его изменился и исполнен поразительного величия, они сильно изумлялись. Желали бы, по крайней мере, об этом спросить, но страх и сознание, что это был не иной кто, а именно Он, удерживали их от вопроса, и они лишь вкушали то, что Он для них сотворил» 469 . Апостол Марк отмечает недоверие апостолов свидетельствам женщин, а также рассказу других учеников: Мария Магдалина «пошла и возвестила бывшим с Ним [то есть апостолам], плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили» ( Мк. 16: 10–13 ) 470 , за что Господь позже упрекнет одиннадцать ( Мк. 16: 14 ). В среде иудеев считалось, что женщина не может быть свидетелем за исключением тех случаев, когда допускалось свидетельство рабов из язычников 471 . Но вряд ли неверие апостолов было связано с этим; иное отношение Христа к женщинам должно было приучить их иначе относиться к служению женщин; кроме того, они не поверили и свидетельствам других учеников, и что самое поразительное (как отмечалось это выше), они боялись поверить самим себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

«Представители двух полов на земле – Адам и Ева – до грехопадения были бессмертны и душой и телом» (81: 206). «…обладая бессмертием – Быт 2: 9, 16 , которое, согрешив, человек потерял – Быт 3: 24 …» (55. См. «Грех»). «Тело первого человека, Адама, Бог сотворил бессмертным, но после грехопадения смерть и зло вошли в мир» (104: 98). «Сотворенный по образу Божию человек вышел из рук Божиих непорочным, бесстрастным, незлобивым, святым, безгрешным, бессмертным, и все это делало его душу необычайно богоустремленной. Такую оценку человека дал Сам Бог, когда о всем, что Он сотворил, включая и человека, сказал, что все “хорошо весьма”» ( Быт.1: 31 ; ср. Еккл. 7: 29 ) (84. Гл.: О первоначальном состоянии человека. § 1). «… Святые Отцы учат, что первозданный человек имел духовное которое обладало необычными для нас свойствами – теми, которые мы видим в воскресшим Христе» (105: 25, 26). под «духовным телом», очевидно, имеется в виду бессмертное тело, которое будет у всех людей после всеобщего воскресения мертвых. Для пояснения термина «духовное тело» приведем слова св. апостола Павла: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении… Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное... Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное… Когда же тленное сие облечется в нетленное и бессмертное, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою ( 1Кор. 15: 42, 44, 54 )». 107 «Ты (Господь – П. Д.)… дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих, и вдохнул в него дух жизни, и он сделался живым пред Тобою…» ( 3Езд. 3: 5 ). «Господь лишил Адама “вкушения... от древа жизни” ( Быт. 3: 22 ), что дало бы ему бессмертие тела. Итак, по природе тело и плоть человека были смертными, но по причастию благодати оставались вне естественных процессов (старения и смерти)» (27: 69). «… Из Писания же видно, что это бессмертие человека даже по телу зависело не от свойства самого тела, созданного из земли, а от божественной благодати, и орудием этой благодати было насажденное в раю древо жизни: и теперь, сказал Господь по падении нашего праотца, как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно ( Быт. 3: 22 )» (6: 471, 472).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Поэтому всякому, желающему спастись, нужно бодрствовать, чтобы жить по заповеди: не божиться, не превозноситься, не насмехаться, не роскошествовать, не предаваться забавам, не гневаться, не блудодействовать, не пьянствовать, не собирать золота, но что? Молиться, плакать, славословить Бога, исполнять заповеди по силам своим, довольствоваться малым, смиренномудрствовать, любить ближнего, не клеветать на брата, не завидовать, не гневаться, быть всегда готовым (676) на опасности за добро, не бояться, кроме Благого Бога, никого другого на земле, повиноваться царю в том, чем не нарушается заповедь Божия, почитать начальников, как блюстителей порядка, всегда радоваться в Господе и, если случится что-нибудь прискорбное, благодарить [Col. 1401] Господа, как бы Он ни устроил дела его. Об этом в немногих словах я напомнил благословенной душе твоей, чтобы показать, что я люблю соименного мне и благочестивого мужа и пламенного друга. Если же поживем еще, то еще побеседуем, еще будем увещевать, еще будем советовать всё ставить ниже любви Божией. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мф.16:26 ). Чего да избегнем мы, да обрящем милость в день Суда и сподобимся быть с Богом в неизреченной радости вовеки. 471. К чаду Григорию (II, 160) Вопрос очистительных мучений О чем в прежнем письме сказано было как бы мимоходом относительно святейшего митрополита Халкидонского и отца нашего, о том теперь будет сказано обстоятельнее. Скажи ему в почтительном к отцу разговоре что? то, что непременно, по изречению апостола, огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня ( 1Кор.3:13–15 ). Спрашиваю: выражение сгорит означает ли совершенное истребление или нет? Если несомненно первое, как в одном месте говорит и Григорий Богослов 1285 , следуя Павлу, и здесь разумеется конечный огонь, которым всё наше испытывается или очищается, то для чего смущать ум слушателя, (677) будто святой Максим не хорошо сказал, что есть три воскресения, которые признает Церковь ? «Одно, свойственное каждому в отношении к добродетели, в котором восстает исполнивший добродетель возможным для него образом; второе воскресение всей природы, восстановление в нетление и бессмертие; третье, о котором особенно упоминает в своих беседах святой Григорий Нисский , есть восстановление душевных сил, падших от греха, опять в то состояние, в каком они созданы; ибо надлежит как всей природе получить при воскресении нетление плоти, долго ожидаемое, так и душе возвратить силы, извращенные в течение веков, и по окончании всех веков, не нашедши постоянного пребывания, [Col. 1501] прийти к Богу, не имеющему конца, и тогда познанием, но не участием в благах возвратить силы и восстановиться в прежнее состояние, дабы открылось, что Творец не есть виновник греха» 1286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Автор послания обозначен в его приветствии как «Симеон Петр (Συμεν Πτρος), раб и апостол Иисуса Христа» ( 2Пет. 1:1 ) 470 . Употребление имени «Симеон», а не получившей широкое распространение в книгах Нового Завета краткой формы «Симон» можно трактовать как косвенное свидетельство в пользу авторства Петра: было бы странно, если бы во II веке некий автор, писавший под именем Петра, употребил по отношению к нему имя «Симеон» 471 . В настоящем разделе мы рассмотрим жанровые и стилистические особенности этого послания, а также основные аргументы против его подлинности. Завещание Петра? Второе послание Петра написано в жанре завещания 472 . Этот жанр имел широкое распространение в иудейской эпистолярной литературе: в письме-завещании человек прощался со своими близкими, давал им советы на нравственные темы и говорил о том, что ожидает их после его смерти 473 . Классическим примером подобного рода завещания является Второе послание Павла к Тимофею. В нем Павел напоминает своему ученику, чтобы тот возгревал в себе дар, полученный через рукоположение, призывает Тимофея держаться того учения, которое было преподано ему Павлом ( 2Тим. 1:6, 13 ), передать это учение другим верным, терпеливо переносить страдания ( 2Тим. 2:2–3 ), избегать юношеских похотей, держаться правды, веры, любви, мира, уклоняться от глупых и невежественных состязаний ( 2Тим. 2:22–23 ), переносить скорби, совершать дело благовестника, исполнять свое служение ( 2Тим. 4:5 ). Павел говорит о своем апостольском призвании и о своих страданиях в темнице ( 2Тим. 1:8–12; 2:8–12 ), дает указания относительно конкретных лиц ( 2Тим. 1:15–18; 4:10–12, 14–21 ) и даже вещей ( 2Тим. 4:13 ). Послание содержит предостережение против лжеучителей, которые вкрадутся в церковь в «последние дни» ( 2Тим. 3:1–10 ). Предвидя свою скорую кончину, Павел пишет: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» ( 2Тим. 4:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ст. 14. … И обратился царь лицем своим, и благословил все собрание Израильтян; все собрание Израильтян стояло... Из книги Паралипоменон мы узнаем, что царь при сем случае стоял на особом двухаршинном возвышении, или медном амвоне, нарочито для него устроенном во дворе храма 470 . Право благословлять народ принадлежало царям, как помазанникам Божиим. Так, мы знаем, что и Давид при торжестве перенесения ковчега из Гаваона в Иерусалим – благословил народ именем Господа Саваофа 471 . Ст. 15–21. В речи своей, обращенной к народу, кратко воспомянув о намерении отца своего построить храм Господу и о повелении Господнем отложить несколько сию постройку, Соломон хочет выяснить своим подданным высокое значение наступившего дня освящения храма, и тем расположить их к благоговейному вниманию при следующей затем торжественной молитве своей. Ст. 22–53. В сей молитве, коленопреклоненный Соломон, исповедуя, прежде всего, величие Бога Израилева и верность Его обетовании, умоляет Господа – ради верного раба Своего, Давида – укрепить царственный дом сына Давидова и милостиво воззреть на новоустроенный храм, хотя он и не довлеет Его невместимому величию 472 . Затем, Соломон приводит многочисленные случаи, в которых умоляет Господа являть свое, или правосудное, или милостивое присутствие в храме, и выслушивать там многоразличные молитвы народа, напр., по случаю клятв в невыясненных и недоказанных преступлениях, по случаю нападения неприятелей, бездождия, голода и тому подобных несчастий 473 . Даже молитвы иноплеменников Соломон просит Господа выслушивать к храме, …дабы все народы земли знали имя Твое, чтобы, боялись Тебя, как народ Твой, Израиль… В этих словах Соломона высказывается возвышенная вера народа израильского в Иегову, как Творца и Господа всей вселенной; а не Бога только еврейского 474 . В конце вдохновенной и пророчественной молитвы своей, как бы, предчувствуя и предвидя пленение Израильтян за грехи их, Соломон умоляет Господа умилосердиться к народу Своему, в случае его раскаяния, – потому, именно, что это Его народ, т. е. поистине ведущий Его и избранный Им из среды прочих народов для особого промышления 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Соль христианства в том, чтобы не считать ничего, что человек имеет в себе хорошего, своим. Это только Божье, хотя для того, чтобы оно было во мне, я должен бороться. Без этого человек еще не христианин, так как это и есть крест, а без креста нет христианства. «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?., вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Лк. 14, 33–35 ). И христианство, отказывающееся от креста самоотвержения, самораспятия, есть соль, потерявшая силу. На вопрос – как жить по–христиански? – самый точный ответ дан Самим Христом: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и следуй за Мною, взяв крест» 470 . Тут первое – «отвергнись себя», откажись от себя, от своего, от своей «самости», и этот отказ совершай постоянно, неизменно, при всех делах своих и мыслях и начинаниях. Буквально все дела, мысли и чувства христианина должны совершаться при незримом соучастии внутреннего самоотвержения – для последования Христу. И наоборот: если человек не отвергается себя, то какие бы по внешности хорошие дела, мысли и чувства он ни имел, – все они будут «медь звенящая» 471 и пустота. И это потому, что «отвержение себя» есть начало любви, а «без любви Богу угодить невозможно» 472 и невозможно без нее следовать за Христом. Тепло и радость благодати – это призывы ее к продолжению пути и утешения ее на нем. Поэтомуто и нельзя домогаться и искать этого вида ощущения благодати, хотя нужно воздыхать о нем. Нельзя – потому что путь нам известен, и мы должны идти по нему, не дожидаясь призыва. И утешения нельзя требовать неключимому рабу, знающему при этом, что по милости Божией оно непременно придет, когда он начнет или продолжит работу Господню. Устремление христианина не к утешению, а к любви Божией, к исполнению заповедей, и он знает, что при исполнении заповедей непреложно пришествие Утешителя. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» ( Ин. 14, 15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Настоящей главой мы завершили рассмотрение Нагорной проповеди. Но все еще открытыми остаются вопросы: представленная в ней этика является идеалом или нормой? чем объясняется максимализм Евангелия? может ли этика Нагорной проповеди быть возведена в закон, стать руководством к действию? Свой вариант ответа на эти вопросы дает Н. Бердяев в книге «О назначении человека». Отдельная глава этой книги посвящена этике Евангелия. По словам философа, «Евангелие производит полный переворот в нравственных оценках... Мораль Царства Божиего оказывается непохожей на мораль мира падшего. Евангельская этика, этика искупления, во всем противоположна миру». Евангелию, считает Бердяев, «свойствен абсолютизм и максимализм, но это максимализм особого рода. Ложь моралистического максимализма в том, что он требует максимализма от другого, максимализма в исполнении закона и нормы. Поэтому он беспощаден к людям и всех осуждает». Благодатный максимализм Евангелия, напротив, «лишь открывает Царство Божие и путь к нему, но не дает правил и норм. Максимализм прежде всего применяется к себе, а не к другим. Строгость к себе и снисходительность к ближнему – вот истинно христианское, евангельское отношение к жизни» 470 . Христианство, утверждает далее философ, противостоит законническому разделению людей на добрых и злых: Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. До этого этика закона, этика, не знающая искупления и благодати, думала, что солнце восходит только над добрыми и дождь посылается только на праведных. Но вот Евангелие уравнивает перед Богом добрых и злых, праведных и неправедных. Добрые и праведные не могут больше гордиться своей добротой и праведностью. Прежние законнические оценки доброго и злого не имеют силы. Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие ( Мф. 21:31 ). Идут впереди тех, которые почитают себя праведными и добрыми, впереди фарисеев. Никогда никакая этика не становилась на сторону мытарей и блудниц, грешных и неправедных... Кто из вас без греха, первый брось на нее камень ( Ин. 8:7 ). Между тем как этика нашего мира, этика закона, этика фарисейская, почитает нравственным долгом бросать в грешницу камень. Совершенно ясно, что подлинное христианство не допускает деления человека на два лагеря – добрых и злых, праведников и грешников. Все злые и грешные могут стать добрыми и праведными 471 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Почему, чадо мое, ты оставил мир? Разве не для того, чтобы стать святым? Разве не для того, чтобы иметь подлинную любовь по Богу? Когда ты ворчишь и осуждаешь старших тебя, разве исполняешь намерение, ради которого ушел из мира? Доколе будет смеяться диавол, доколе ты не положишь начала покаянию и исправлению? Время проходит и конец приближается. Будем понуждать себя сейчас: сейчас исправляется все. Потом будем локти себе кусать, да бесполезно. 14 Мы находимся в преддверии святого Богоявления. О, какое снисхождение! Он нагим входит в струи Иордана! Кто? Тот, Кто есть Слово Безначального Родителя, Кто древле сказал: «Да будет…» 471 – и все предстало пред Ним! И вот, является нагой, чтобы нам, обнаженным, даровать усыновление. Иордан, зря Невидимого видимым, Бесплотного воплотившимся, возмутился и обратил свое течение вспять! Креститель же Иоанн затрепетал: «Как,– говорит он,– раб будет крестить Владыку, как светильник может просветить свет?». Какой свет? Тот блаженный, Трисолнечный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! 472 А безначальный Отец свидетельствует о Своем собезначальном Сыне. Ут!ешитель же, в виде голубя нисшедший и почивший на главе Иисусовой, подтверждает истинность слова. Трепещет от радости и ликует каждая христианская душа пред великим таинством Богоявления! О, какой у нас Бог Отец! Но не замечают, забыли о сердце Божием, как оно любит человека! Оно вопиет через пророка: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя 473 . Если (раньше), будучи врагами (Богу) 474 , мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его 475 . О, сколько утешения эти слова апостола Павла подают недавно покаявшейся душе! Великое дерзновение перед Богом имеет та душа, которая милует своего ближнего и сострадает ему словом и делом! Когда святой Андрей, юродивый Христа ради, юродствовал в Константинополе, одна богобоязненная женщина, у которой открылись душевные очи, придя в исступление, увидела блаженного Андрея, сияющего паче солнца. И когда люди били его, плевали на него, гнушались им, она видела рядом демонов, которые радовались, что в час смерти осудят тех, кто бил святого Божия и всячески издевался над ним! А святой Андрей, обращаясь к демонам, говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

И сказал ему: «Да не родится от тебя плод никогда во век» 468 или: «в вечности», ибо греческое слово αν [или: ανα] имеет то и другое значение; и высохла смоковница, не имевшая пищи, которой желал от нее хотевший вкусить Господь; листья высохли так, что остался только ствол. После же отпадения ветвей, корень возьмет силу [или: будет жить], этот корень в самое последнее время, если захочет уверовать, то даст отпрыски веры, и исполнится Писание, которое говорит: «Есть надежда дереву» ( Иов.14, 7 ). 469 А согласно буквальному смыслу Господь, должный 470 пострадать среди народов и понести бремя крестного соблазна, должен был наперед утвердить души учеников знамением. Потому ученики и удивляются говоря: «каким образом она тотчас засохла?» 471 Таким образом Спаситель той же силой мог бы иссушить и врагов Своих, если бы не ожидать спасения их через раскаяние. Мф.21:21–22 .  Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но, если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море, – будет. И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Псы языческие вопиют против вас, в своих свитках (книгах), оставленных в память собственного нечестия, утверждая, что апостолы не имели веры, ибо не могли горы передвигать. На это мы ответим им, что, – по свидетельству Евангелия от Иоанна, – Господом сотворено много знамений, которые если бы были записаны, то [книг] не мог бы вместить мир ( Ин.21, 25 ). Это значит не то, что мир не мог бы вместить, потому что, – как бы ни были они многочисленны, -это возможно даже для одного шкафа или ящика; это значит то, что мир не мог бы перенести содержания их по величию знамений и своему неверию. Потому мы веруем, что и это делали апостолы, но это не записано с той целью, чтобы неверующим не дать большего повода к спорным возражениям. С другой стороны, спросим их, веруют ли они в те чудеса, о которых есть письменное сообщение, или нет? Когда мы увидим, что они не веруют, то последовательно можем заключить, что не поверят они и большему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010