Вера и Разум, 1892 г., 10. «Из обозрения содержания книги видно, что в ней собрана не только масса всевозможных весьма нужных для духовных лиц сведений, разбросанных по различного рода многотомным отдельным и периодическим духовным изданиям, но в состав ее вошло немало статей, принадлежащих и перу самого автора и, очевидно, составляющих плод его специальных занятий по литургике и практическому руководству для пастырей. Но этому самому нельзя не признать, что сочинение г. Булгакова составляет весьма ценный вклад в нашу духовную литературу. По нашему глубокому убеждению, сочинение означенного автора можно смело рекомендовать не только сельским, но и городским причтам и притом не только молодым, но и опытным служителям Церкви, так как большая часть вошедших в книгу сведений, особенно в ее первые два отдела, действительно таковы, что незнание их и даже забвение может, или повлечь за собою ответственность (и иногда тяжкую) для служителей алтаря пред судом высшего начальства, или предупредит смущение совести пастыря, когда он, при представившемся случае, затрудняется, как вернее и правильнее ему поступить, или, наконец, устранить личный произвол и порождаемое им весьма нежелательное разнообразие в церковной практике». Церковные Ведомости, 1892 г., 22. «В церковно-календарном отделе находятся подробные указания литургического характера». «Кроме того, в церковно-календарном отделе помещены сведения из Пасхалии и несколько весьма любопытных и несомненно полезных таблиц». «В первой части церковно-практического отдела обращают на себя внимание сравнительные таблицы рядовых служб, которые представляют собой ясное и наглядное изображение всех родов и видов церковных служб». «В общем церковно-практический отдел представляет собою собрание в одно целое канонических, церковно-уставных (литургических) и церковно-гражданских постановлений, распоряжений и определений местных епархиальных начальств, разъяснений, мнений, заметок и советов редакций духовных журналов и частных лиц по вопросам церковной практики». «По полноте и всесторонности сообщаемых сведений рассматриваемый отдел книги является наилучшим в ряду других руководством, и в этом отношении представляет собою особенную ценность для наших священно-церковнослужителей». «Книга, по богатству и разнообразно заключающихся в ней полезных, а в иных случаях, даже необходимых для приходского духовенства сведений, может заменить целый отдел в библиотеке священно-церковнослужителей».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На западе напротив мы встречаем обратный порядок. Латинская проповедническая литература первых веков так бедна в сравнении с греческой, что между ними невозможна никакая параллель. Долгое время вы не видите здесь ни талантов, ни ораторских произведений. Но лишь только в IV веке явилось там церковное ораторство, вместе с ним явилась и христианская риторика, предлагавшая руководство и пособие для пастырско-проповеднической практики. В этом отношении запад, всегда уступавший востоку в литературном богатстве, и решительно не имевший склонности к теории, упредил восток или Грецию, и гомилетика, теоретически трактующая о проповеди, имеет первую свою родоначальницу в «Христианской науке» блаж. Августина. Мы не видим в этом особенного преимущества запада пред востоком, не видим и разногласия с тем основным характером, несклонным к теории, с каким является в литературе гений римского народа. Не видим преимущества пред востоком потому, что попытки составления правил о проповедничестве, встречаемые нами на западе, не представляют из себя твердого и всестороннего раскрытия предмета, – и после них для гомилетики гораздо больше имеют значения произведения греческого ораторства, чем замечания о проповеди в теоретических сочинениях западных гомилетов. На проповедничестве греческом она скорее и лучше может опереться, чем на правилах, указываемых западом, и потому обыкновенно туда обращено её внимание, где богатая и разнообразная проповедническая практика, а не туда, где при бедности практической производительности, встречаются умные и полезные замечания для деятелей того рода. Свод разных гомилетических замечаний в одно целое, имеющее некоторый вид науки, и их распространение, на наш взгляд свидетельство скудости литературной производительности того рода, к какому они относятся, – и сами по себе они представляют усилия лучших деятелей общества восполнить чувствуемый недостаток и вывесть на дорогу слабую, не твердую мысль, не умеющую выполнять надлежащим образом важную и настоятельную обязанность церковную. Они преследуют практические цели и не задают себе особых теоретических вопросов. Имея вид и задачу практического руководства в деле проповедничества, они естественно могли и должны были явиться на той почве, которая, будучи мало восприимчива для возвышенных и бескорыстных теорий, так удобна для возделывания всего делового, прямо относящегося к существенным житейским нуждам и потребностям. Потому самому нисколько не должно казаться странным, что западный гений первый выступил законодателем в области гомилетики, первый решился и сочел нужным правилами учить церковному проповедничеству. Это сообразно с природою вещей и общим настроением западной мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

А с другой стороны, можно столкнуться с людьми, которые с некоторым тщеславием, гордясь, говорят о том, что " у нас такой-то духовник с таким-то именем, а мы-де его духовные чада " . Звучит-то это, может быть, и красиво, но каково на самом деле - это, конечно, могут показать только плоды. Ведь суть не в громких именах наставников, а в самой жизни и поступках наставляемых. Мне запомнились слова отца Андроника, глинского схиархимандрита, завершившего свой земной путь в Тбилиси. Он говорил: " Кто меня слушается, тот и мое чадо " . Святые отцы говорят, что, задав духовнику какой-то вопрос и получив на него ответ, нужно непременно исполнить то, что он скажет - исполнить данное благословение. Но мы не всегда готовы к этому, потому что не всегда ищем воли Божией, не всегда готовы иметь послушание. Иногда человек " просто " вопрошает. Им может двигать любопытство, или тщеславие, или еще что-то, но в таких случаях сказать, что это духовное окормление, конечно, нельзя. - А послушание - это обязательное правило духовного окормления, без этого его быть не может? - Принцип духовной жизни таков: если к этому готовы и вопрошающий, и тот, кто отвечает,- то да, послушание - обязательное условие духовного окормления. Но мы знаем о подобном духовном делании, о таких " высоких материях " , в основном, из книг о древнем подвижничестве: читаем все много, особенно сейчас, когда, слава Богу, появилось большое количество духовной литературы. И, прочитав, иногда пытаемся подражать этому, но получается не всегда умело. А ведь в каких-то случаях и не нужно этого делать. Например, возьмем отношения " духовник - чадо " . В нынешние времена священник не может взять на себя руководство человеком в такой степени, как это было, допустим, в древних монастырях, когда ученик жил при старце и каждое слово, каждое движение согласовывались, каждый помысел исповедовался. И если мы стараемся применить это в нашей жизни, то выходит подчас неуклюже, неумело, да и далеко не всегда полезно. А что практически возможно для нас: духовник дает какие-то общие советы - для назидания и даже не всегда, может быть, для исполнения; он может предлагать их в форме рекомендации, а чадо эти советы сопоставляет со своими жизненными обстоятельствами и, прилагая и свой духовный опыт, и, как учат святые отцы, обязательно согласовывая все услышанное (да и всю свою духовную жизнь вообще) с Евангелием,- смотрит, насколько для него этот совет выполним. И еще одно замечание: очень важно, чтобы и пастырь, и пасомый руководствовались любовью и искренним добрым расположением друг к другу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

– Как вы считаете, достаточное ли количество учебного времени уделяется читаемому вами предмету в духовных школах? – Считаю, что недостаточно. Желательно, чтобы учебные планы предусматривали большое количество практических занятий. – Что в первую очередь должен знать человек, желающий принять сан, о священническом служении? – Конечно же, будущему священнику следует иметь страх Божий и боязнь творить дело Господне с небрежением. Святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов говорили как раз об этом: священнослужитель, сознавая свое недостоинство, должен усиленно молиться Богу, чтобы Он помогал совершать ему ответственное делание. Нужно с самого начала постоянно совершенствоваться в молитве, в чтении Священного Писания, в знании Предания, пастырского руководства и в творении добрых дел. – Какие моменты вашего курса вы считаете самыми сложными для понимания, для фактического усвоения? – Самое сложное – это не внешнее служение, не обрядовая сторона, а духовная жизнь священника, его отеческое руководство чадами. Для пастыря очень важно быть самому духовно зрелым, готовым идти к Богу, указывая путь другим. Людей надо вести к Богу, а не к себе, то есть избегать младостарчества. Необходимо быть хорошим духовником, настоящим отцом, горячим молитвенником за себя самого и за своих пасомых. – Какова роль читаемой вами дисциплины в общей подготовке будущего пастыря? – Не побоюсь повториться: предмет «Практическое руководство для пастыря» играет в семинарском образовании определяющую роль. К пятому курсу духовной школы человек уже должен четко осознавать тот путь, на который он ступает. Студент уже имеет широкий спектр теоретических сведений, которые должны найти прикладной выход, что и происходит на наших занятиях. – Можно ли выделить, хотя бы условно, основные этапы становления будущих священнослужителей, обучающихся в духовных семинариях? – Сложный вопрос, поскольку каждый воспитанник приходит в стены семинарии со своими базовыми представлениями, стартовыми знаниями. И в духовной школе осуществляется основное формирование личности, готовится крепкий фундамент: человек, желающий стать священником, приучается, прежде всего, бороться с собственными страстями, совершенствовать добродетели, приобретает неоценимый опыт молитвы, в которой просит Господа указать ему правильный путь – церковнослужителя, монаха, «белого» священника.

http://pravoslavie.ru/34972.html

Сразу после объявления об открытии аспирантуры в СДА поступило довольно много просьб о зачислении, и конкурс при поступлении был 1,5 человека на место. Вместе с тем процесс обучения в аспирантуре нужно было обеспечить учебными планами, программами, преподавательскими кадрами, нормативными актами и т. д. Так что трудиться пришлось интенсивно. Кроме того, образовательный процесс на уровне магистратуры и бакалавриата также не стоит на месте и постоянно нуждается в доработках, соответствующих новыми требованиями Министерства науки и высшего образования и Учебного комитета. Если учесть ещё и то, что все эти задачи необходимо было решать на фоне периодических волн коронавируса, то для расслабления поводов у нас не было. Какие главные задачи сейчас стоят перед Сретенской духовной академией? В сфере образования главная задача — не только полноценно реализовать весь потенциал существующих у нас образовательных программ, но и гармонизировать их так, чтобы наши студенты органично переходили с одной ступени на другую, увеличивая свои знания, навыки, способности, без ненужных повторов и каких-либо лакун. В научной сфере надеемся запустить в ближайшее время несколько проектов в рамках создания научных школ, постоянно действующих научных семинаров, издательской деятельности, академических журналов и характерных для СДА конференций. В духовной сфере помимо традиционных форм (участие в богослужениях, послушания, паломничества, регулярная духовная жизнь под руководством опытных наставников) пытаемся выстроить личное взаимодействие наших студентов с известными православными пастырями, чтобы учащиеся могли в живом общении получать от них актуальный опыт, который далеко не всегда попадает на страницы книг и учебников. Есть у нас и ряд задач в сфере миссионерской, культурной и международной деятельности, но об этом надо говорить отдельно. Какие темы были утверждены аспирантам первого набора для подготовки ими диссертаций? В рамках аспирантуры принято решение развивать шесть научных направлений, характерных для СДА: христианская антропология, научная апологетика, патрология, пастырское богословие, церковная история и славянская филология. Практически по всем направлениям аспиранты закрепили темы кандидатских работ.

http://bogoslov.ru/article/6173025

Земли церковной у причта по клировым ведомостям на 1881 год значилось: " …состоит усадебной 3 десятины, пахотной - 3 десятины, сенокосной - 3 десятины. Ещё в 1844 году прирезано пахотной земли 18 десятин, на которую тоже имеется при церкви план. Вся пахотная земля в количестве 13 десятин отдаётся причтом в аренду согласно Высочайше утверждённым правилам 1873 года, ценою за 15 рублей серебром " . Спустя годы, к 1901 году, земельный пахотный надел стал чуть больше. При церкви было записано: усадебной вместе с погостом церковным 3 десятины, пахотной - 48 десятин, сенокосной – 3 десятины, а всего — 54 десятины. Земля эта была перемежёвана дважды: в 1819 году и в 1844 году; планы и межевые книги на неё хранились в церковной ризнице. Из архивных документов также следует, что священнослужители при каждодневной службе и многоразличных требах в этом обширном приходе земледелием заниматься не могли. Кроме этого, сама земля была практически непригодной, песчаная, и дохода от неё они не имели. В связи с этим с ходатайства епархиального начальства, указом Святейшего Синода от 26 ноября 1902 года за 2194 им было разрешено 6 десятин имеющейся пахотной земли использовать под усадебную застройку своими собственными домами. Дома у всех священно- церковнослужителей были собственные, деревянные и находились на церковной земле. Духовенство так называемых " квартирных денег " от церкви не получало и потому большая часть их доходных средств расходовалась на содержание жилых домов, а затем и на их ремонт. В ведомости на 1917 год значится, что дома, где проживали причетники, были построены на усадебной земле, " тщанием самих членов причта, в разные годы и составляет собственность их " . Кроме этого, приходу принадлежал дом, построенный для просфорни (в нем пекли просфоры в русской печи и здесь же проживала женщина-просфорница). При храмах существовала приходская библиотека, в ней хранилось книг духовно-нравственного содержания 179 томов, а духовных журналов - 183 тома. В частности, там были такие издания: " Православный собеседник " за 4 года, " Руководство для сельских пастырей " за 20 лет, " Вестник христианина " за 1 год, " Духовный вестник " за 3 года, " Духовная польза " за 4 года, " Православное обозрение " за 1 год, " Христианское чтение " за 1 год, " Душеполезное чтение " за 10 лет, " Воскресное чтение " за 2 года, " Братское слово " за 3 года и " Домашняя беседа " за 6 лет. Кроме членов местного причта и их семейств, этими изданиями могли пользоваться безвозмездно и прихожане, а также священнослужители из ближайших других приходов. К 1901 году в церковной библиотеке книг, " предназначенных для чтения и одобренных духовною цензурою " , имелось уже 217 томов, а всего — 126 названий; на 1917 год — 220 томов, а всего – 120 названий.

http://sobory.ru/article/?object=57347

Знакомство с движением западной науки в области богословия и философии допускалось, и то очень неохотно, только в духовных академиях, а в семинариях неизвестны были даже самые имена западных ученых, пользовавшихся особенным авторитетом среди русской интеллигенции и журналистики, напр., тюбингенцев, Гегеля, Фейербаха, потом разных Бюхнеров, Молешоттов и т. п. Точно так же и прикладная, практическая часть духовной науки, проявлявшаяся во всякого рода церковно-нравственном учительстве упорно витала в одних высших сферах совершенно отвлеченной, ни к кому и ни к чему в частности не относящейся морали, и притом морали большею частию сурово-аскетического характера, упускавшей из виду обыденную жизнь обыкновенных мирских людей. Спуститься с этих высот поближе к живым людям и современной действительности церковный учитель считал чем-то для себя неприличным и даже унизительным для самой Церкви; это запрещалось ему даже самой наукой церковного проповедничества – гомилетикой, да не возглаголют уста его ни дел ни пустых мнений человеческих. Такая безучастность церковной науки и проповеди к современной жизни, не мало вредившая силе церковного влияния на общество и в прежнее время, теперь оказывалась положительно невозможной. Церковным учителям волей-неволей приходилось так или иначе приспособляться к современному общественному движению, значительно спустить свой прежний высокий тон, заговорить более современным языком, обратить внимание на плоды западной богословской науки и на произведения отрицательного направления, заняться предметами более близкими к запросам и потребностям времени и позаботиться о необходимых средствах к сближению православия с действительной жизнью, которая, очевидно, все более и более уходила из-под влияния Церкви. С такими задачами и в таком направлении с 1860 года начало издаваться несколько духовных журналов: «Православное Обозрение», «Странник», «Душеполезное Чтение», «Руководство для сельских пастырей», потом «Дух Христианина», «Духовный Вестник»; из академических журналов такой характер усвоили себе «Православный Собеседник» (еще в конце 50-х годов) и «Труды Киевской академии».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Как заметил владыка Сергий, на протяжении уже нескольких (более 12) лет велась большая и активная работа по налаживанию взаимодействия между Церковью и психиатрией. В результате этой совместной деятельности уже многое достигнуто. Скажем, в этом году было издано первое практическое руководство для священнослужителей «Основы пастырской психиатрии», в котором описывались различные психические расстройства. И вот теперь, к началу работы нынешней секции, отметил Его Высокопреосвященство, подготовлен важный документ — «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных». Он утвержден Межсоборным присутствием для использования в пастырской работе и при подготовке духовенства. «Основная цель этого документа – организация жизни христианской общины таким образом, чтобы она стала местом, где душевнобольной человек не будет сталкиваться с предрассудками и мифами о психических болезнях, где такой человек ощутит свою социальную ценность и любовь окружающих, — сказал митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. — Где у него будет возможность посильно и беспрепятственно участвовать в образовании, общении, трудовой реабилитации, молитве, развивать свои способности и возможности, а его родственники смогут получить необходимую эмоциональную, материальную и информационную помощь». В этом документе, по словам владыки, рассматриваются основные принципы пастырской работы с психически больными и членами их семей, а также даются практические рекомендации для церковного попечения о психически больных. Другие участники встречи с самых разных сторон разбирали треугольник «душевнобольной — священник — психиатр». Так, в своем докладе «Психические заболевания и их классификация с позиции современной медицины» профессор Василий Каледа указал на то, что существует очень широкий спектр психических состояний — от легких до весьма тяжелых, и священнику, к которому обратился человек с душевными проблемами, важно понять, с чем он имеет дело — с духовно-нравственными проблемами, в которых он может помочь, или с настоящими психическими отклонениями. Если речь идет о психической патологии, то ставить конкретный диагноз — это задача не священника, а психиатра.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/02/kak_po...

Несмотря на наши многочисленные обращения на различных уровнях, практически ничего не сделано для того, чтобы прекратить нарушение имущественных прав российских инвесторов на Украине. Всё это существенно подрывает некогда прочный экономический фундамент двустороннего партнёрства. Российско-украинские отношения подвергаются испытаниям и в результате взятой Вашей администрацией линии на пересмотр общей истории, героизацию нацистских пособников, возвеличивание роли радикал-националистов, навязывание международному сообществу националистически окрашенных трактовок массового голода в СССР 1932–1933 годов как «геноцида украинского народа». Продолжается вытеснение русского языка из общественной жизни, науки, образования, культуры, средств массовой информации, судопроизводства. В этом контексте обращает на себя внимание пагубная практика вмешательства государственной власти Украины в дела православной церкви. Вряд ли можно назвать благоприятными условия, которые искусственно создавались накануне, да и во время недавнего пастырского визита на Украину Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На этом фоне особое удовлетворение вызывает та искренняя и широкая поддержка единства православия, которая была проявлена украинцами, приветствовавшими Патриарха. Среди препон, которые подконтрольные Вам службы изобретают для воспрепятствования позитивному развитию российско-украинских отношений, стала беспрецедентная для всего постсоветского пространства провокация: требование отзыва из Украины двух наших дипломатических представителей без каких-либо на то оснований. В этом выпаде – кстати, совершённом также накануне визита Патриарха, – видна суть подхода нынешней украинской власти к отношениям с Россией. Естественно, мы не оставили этот недружественный шаг без ответа. Хотел бы проинформировать Вас, что в условиях антироссийского курса украинского руководства мной принято решение отложить приезд на Украину нашего нового посла. Конкретные сроки будут определены позже с учётом реального развития российско-украинских отношений.

http://pravmir.ru/rossiya-i-ukraina-novy...

Он осудил тональность и приемы полемики некоторых церковных СМИ, не называя адресатов своей критики и ограничившись общей характеристикой изданий, " которые в погоне за популярностью забывают об ответственности перед своими братьями и сестрами во Христе " . Патриарх подчеркнул: " Нередко приходится слышать о недобросовестной конкуренции, клевете и оскорблениях в православной медийной среде. Это абсолютно недопустимо " . Священники по распределению Кроме политических вопросов Предстоятель Русской Церкви коснулся и многих практических моментов церковной жизни. Как следует из его доклада в ближайшее время во всех епархиях Русской Православной Церкви, под руководством епархиальных архиереев будут созданы советы по теологическому образованию в светских ВУЗах, которые объединят представителей церковных духовных школ, кафедр теологии, а также экспертов из соответствующих епархиальных отделов. Рождественские Чтения ждет очередная реформа: их региональный этап (с сентября по декабрь), предшествующий международному, должен будет отныне стать частью общероссийских чтений. Своевременным патриарх назвал и создание при храмах координационных молодежных советов, которые смогут разрабатывать и поддерживать крупные епархиальные молодежные проекты и акции. Предвосхищая критику он подчеркнул, что эти советы не должны превратиться в церковный комсомол: " Всякий инструмент может быть полезен, однако упомянутые принципы не должны подменять собственно церковную, пастырскую работу с молодым поколением. Если мы будем ориентироваться преимущественно на светскую методологию работы с молодежью, мы поставим себя в один ряд с нецерковными молодежными организациями, превращаясь в их конкурентов " . Патриарх Кирилл особенно оговорил то, что создание молодежных организаций или объединений не может быть для Церкви самоцелью, а обязано стать лишь одной из форм пастырской работы с подрастающим поколением. Кроме того, по словам Патриарха, в ближайшее время в Церкви предполагается создание единой системы повышения квалификации и дистанционного обучения для священнослужителей и монашествующих. " В настоящее время насельники большинства ставропигиальных монастырей либо уже имеют духовное образование, либо проходят обучение на заочных секторах духовных семинарий и академий. Для братии Валаамского и Соловецкого монастырей, удаленных от образовательных центров, я предложил бы использовать методы дистанционного обучения " , – подчеркнул Патриарх.

http://religare.ru/2_99517.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010