С 1970 г. в МДА являлся духовником преподавателей и студентов Московских духовных школ. У него исповедовался ректор МДАиС, профессор, протоиерей Константин Иванович Ружицкий. Близкими духовными чадами были: профессор МДА, магистр богословия игумен Марк (Лозинский) , ин­спектор МДАиС, архимандрит Симон (Новиков), впоследствии митрополит, митрополит Сливенский Иоанникий (Недельчев), архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий (Бильченко), архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий (Апалько) и др. После окончания МДА отец Иоанн был оставлен в Академии профессорским стипендиатом. В 1970 г. защитил стипендиатский отчет «Христос Спаситель – Основатель новозаветного пастырства». В 1967 г. возведен в сан игумена и награжден палицей, в 1973 г. – в сан архимандрита. С 1969 г. преподавал Пастырское богословие и практическое руководство для пастырей, с 1974 г. – литургику В 1972 г. утвержден доцентом МДА. Награжден двумя орде­нами преподобного Сергия, двумя крестами с украшениями, Патриаршим крестом. В 1983 г отец Иоанн защитил магистерскую диссертацию «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». В 1985 г отец Иоанн переведен духовником в Жировицкий Свято-Успенский монастырь (Белоруссия). В 1990 г закончил монографию по церковной истории «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятель­ность в XVI-XX в.в.» (приложение «Архив Глинской пустыни» и «Глинский Патерик» – 3 тома). В 1990 г отец Иоанн тяжело заболел. 29 июля 1991 г. после Причастия отошел ко Господу. Отпевание совершено в Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. Погребен на Старом кладбище Сергиева Посада. Полная биография отца Иоанна приведена в книге «Н.В.Маслов. Благодатный старец», Москва, 2006. О трудах схиархимандрита Иоанна (Маслова), систематизированных в данной книге. Схиархимандрит Иоанн оставил нам в духовное наследство не только яр­кий и поучительный пример своей жизни и деятельности, но и свои мудрые, глубоко назидательные. Если бы даже не сохранилось никаких сведений о жизни этого подвижника и мы имели бы только его труды, то и тогда образ духоносного старца предстал бы перед нами во всей полноте. В его сочинениях его нашли отражение те святые мысли и чувства, которыми питалась его душа и которые воодушевляли его великое, любящее сердце. В них представлена система нравоучительных идей, следуя которым можно коренным образом изменить жизнь каждого человека и общества в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Успешно совместив путешествие на родину со сбором средств для нужд прихода, отец Иоанн вскоре после своего возвращения из отпуска приступил к возведению нового здания храма, на закладку которого 31 марта 1902 года прибыл святитель Тихон. С подлинным пастырским вдохновением и трезвым практическим расчетом руководил отец Иоанн строительством нового храма, возведение которого было завершено в 1903 году и потребовало очень значительных по тем временам затрат в сумме 50 тысяч долларов. За эти вдохновенные труды, по представлению святителя Тихона, отец Иоанн 6 мая 1903 года был награжден орденом святой Анны III степени. Ревностно исполняя свои многочисленные приходские обязанности и являясь в течение первых 9 лет своего служения единственным священником в приходских храмах Чикаго и Стритора, отец Иоанн продолжал принимать активное участие в решении общих вопросов епархиальной жизни в Северной Америке. В феврале 1904 года отец Иоанн был назначен председателем цензурного комитета Алеутской и Североамериканской епархии, членом которого он уже являлся на протяжении 7 лет. В июне 1905 года отец Иоанн принял активное участие в заседаниях подготовительного съезда епархиального духовенства в Ольдфордже, на котором под руководством святителя Тихона обсуждались вопросы, связанные с подготовкой первого Собора в истории Алеутской и Североамериканской епархии. Именно на этом съезде 20 июля 1905 года в торжественной обстановке произошло чествование отца Иоанна в связи с исполнявшимся в августе 1905 года десятилетним юбилеем его священнического служения. В церкви святого Архистратига Михаила города Ольдфорджа, в присутствии большой группы епархиального духовенства отцу Иоанну были поднесены золотой наперсный крест и приветственный адрес, который содержал в себе глубоко прочувствованное и вместе с тем исчерпывающее в своей объективности описание всего периода пастырского служения отца Иоанна в Северной Америке. Менее чем через год после празднования десятилетнего юбилея своего священнического служения отец Иоанн был удостоен со стороны высшей церковной власти одной из почетных священнических наград: Указом Святейшего Синода от 6 мая 1906 года отец Иоанн был возведен в сан протоиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что происходит в пастырской жизни современных проповедников? Получив, как правило, семинарское образование, которое готовит их к священническому служению, они попадают на приход и говорят с амвона одни и те же проповеди, не утруждая себя серьезной подготовкой к ним. Если проповедник одаренный, то вокруг него возникает круг почитателей, зачастую – это восторженные женщины преклонных лет, которые возносят своего кумира на пьедестал Московского, Питерского, Рязанского или Душанбинского Златоуста. Хорошо, если батюшка с чувством юмора относится к липнущей на него славе. Хуже, если начинает считать себя, действительно, кем-то или чем-то выдающимся. Но давайте посмотрим на житие самого святителя Иоанна Златоуста, а также других Вселенских учителей и святителей – Василия Великого и Григория Богослова. Все они, получив блестящее по тем временам языческое образование, став одними из самых ученейших людей своего времени, развив в себе дар красноречия, сравнимый только с даром великих античных риторов, все, как один, уходят в монастырь, предаются суровой аскезе, нанося непоправимый ущерб своему здоровью. При этом совершенно не помышляя о том, что они будут вселенскими учителями, великими светильниками, выдающимися богословами. Они борются со своей плотью, посвящая себя полностью Богу, и – самое интересное – отрекаются от всех тех знаний и умений, которые получили в языческой школе. Спрашивается – зачем нужно было столько лет отдавать усиленному сначала ученическому, а затем ученому труду, чтобы поступить затем в послушание к грубому и совершенно необразованному, но духовному старцу? Самый известный и, для мирского слуха, вопиющий случай – это условия поступления преподобного Иоанна Дамаскина в монастырь Саввы Освященного, когда этого гениального песнотворца, богослова и иконописца не хотел брать под свое духовное руководство никто из старцев славной обители. После продолжительных и слезных просьб, умягчился только один, но поставил условие: чтобы Иоанн не писал ни одной строчки. Когда же молодой подвижник по любви и сочувствию к горю брата, потерявшего близкого родственника, нарушил запрет, написав потрясающие по глубине и красоте заупокойные песни, разгневанный старец выгнал Иоанна из монастыря. После долгих уговоров всей братии старец согласился принять Иоанна обратно с тем условием, чтобы тот собственноручно вычистил все нечистые места обители. Иоанн поспешил исполнить волю старца, но тот, тронутый таким смирением, остановил его и, облобызав, сказал: «О, какого великого подвижника блаженного послушания родил я во Христе». А через некоторое время, получив особое извещение Богоматери, старец благословил Иоанна на написание как церковно-поэтических, так и богословских сочинений. Западные церковные историки, а вслед за ними и некоторые из наших (А.В. Карташов, например) обвинили «грубых старцев» в том, что они сделали из цветущих юношей практически инвалидов. Собственно, так рассудят все, кто о духовности не имеет никакого понятия.

http://pravoslavie.ru/99033.html

– Как тогда, когда вы учились в Московских духовных школах, преподавался предмет «Практическое руководство для пастыря», читаемый вами сейчас в Сретенской семинарии? – Надо сказать, данную дисциплину в Московской семинарии достаточно долго преподавал мой отец – протоиерей Дамиан Круглик. Но я не успел у него поучиться, в силу того что отец служил в Богоявленском патриаршем соборе и не мог совмещать богослужебную и педагогическую деятельность. Те, кто преподавали у нас «Практическое руководство», делали большой упор на теоретическую часть. Прикладная составляющая рассматривалась, к сожалению, недостаточно. Мы знали каноны, правила, общие требования к пастырскому служению, а с практической точки зрения были к нему почти не готовы. – Почему вы остановили свой преподавательский выбор на таком предмете, как «Практическое руководство для пастыря»? – Это было благословение моего отца, который много лет преподавал данный предмет в Сретенской духовной семинарии. Но он очень занятой человек, член Епархиального совета города Москвы, настоятель храма, духовник, окормляющий многих чад. Несколько лет подряд он предлагал мне помочь ему в преподавании. А я просто не считал себя готовым к этому поприщу, но, благодаря его наставлениям, его молитвам, все же решился на педагогическую деятельность. Но я постоянно с ним советуюсь по поводу лекций, использую в качестве базового составленный им конспект. Кроме того, я очень рассчитываю на то, что он будет находить время и проводить отдельные занятия у семинаристов-сретенцев. – Известно, что существуют разные точки зрения на содержательный объем преподаваемой вами дисциплины. Каково ваше мнение на этот счет? Какой вам видится композиция курса? – Некоторая содержательная вариативность связана с тем, что «Практическое руководство для пастыря» – дисциплина относительно молодая. В планы духовных школ она введена в 1867 году, то есть полтора века назад. Но ее важность трудно переоценить хотя бы потому, что она завершает семинарскую программу, и для будущего священнослужителя она, на мой взгляд, является основной. Выкристаллизовалась дисциплина из двух предметов – пастырского богословия и канонического права. Она была включена в учебные планы духовных школ для того, чтобы помочь тем, кто готовится к священническому поприщу, не просто усвоить теоретические знания, но и научиться применять их на практике. То есть объединить знания канонов и умение служить, а значит, дать опытно почувствовать выпускникам-семинаристам, кто такой пастырь и священнослужитель. Что касается разделов, из которых состоит «Практическое руководство для пастыря», то они следующие: совершение таинств, обрядов, духовничество, этика и эстетика жизни пастыря.

http://pravoslavie.ru/34972.html

Что касается до иностранных пособий, то в этом отношении можно указать, кроме поименованных в приложении к пастырскому Богословию еп. Кирилла, следующие сочинения: a)      Lehrbuch des Kirchenrechts alter christlichen confessionem, von Ferdinand Walter. Bonn, 1861 г. б)      Theelogie pastorale, par A. Vinet. Paris, 1850. b)      Handbuch der Pactoral von Dr. Andreas Gassner, 1869 г. История предмета. Преподавание практического руководства для пастырей в семинариях, как отдельного предмета в ряду других богословских предметов семинарского курса наук, введено было уставом духовных семинарий 1867 г. В этом уставе преподававшиеся прежде в духовных семинариях две отдельные науки: «Пастырское Богословие» и «Каноническое право», были соединены вместе под общим наименованием: «Практическое руководство для пастырей». Как показывает это соединение и наименование, самое это преподавание в семинариях «Пастырского Богословия» и «Канонического права» предполагается не в полном их объеме, как в духовных академиях, а только в некоторых своих частях или отделах, имеющих притом практическое применение к служению священника. Вероятно, желательно было применить к преподаванию практического руководства для пастырей исторический метод преподавания, потому что преподавателем его назначался тот же наставник, который преподает в семинарии и Церковную историю. 6 Но впоследствии времени практическое руководство для пастырей было отделено от Церковной истории и присоединено к более близким и сродным себе по содержанию предметам гомилетики и литургики, и на преподавание его назначено лишь три урока в неделю, вместо прежних четырех. Так это остается и доныне. Нельзя не видеть, что практическое руководство для пастырей, если не по содержанию своему, то по способу изложения есть наука новая, представляющая в себе стройное соединение в одно целое «Пастырского Богословия» и «Канонического права», преподающихся отдельно только в духовных академиях. Впрочем, новым этот предмет может быть отчасти назван и по своему содержанию, так как в нем, в отделе о церковном строе нашей отечественной церкви, должно следить за вновь появляющимися в русской церкви церковно-гражданскими узаконениями, имеющими такое или иное отношение к судьбе нашей Церкви и её положению в государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Церковный Вестник, 1892 г., 25. «Деятельность каждого пастыря Церкви может быть названа практической в самом широком значении этого слова». «Понятно, какая опытность потребна при встрече с самыми разнообразными жизненными отношениями, но не менее того необходима ему и масса руководящих сведений. Незнание некоторых из последних может повлечь к неправильностям, сопряженным с ответственностью пред начальством; другие из них важны для разрешения разных недоуменных вопросов пастырской практики, иногда весьма мучительных для чуткой совести; третьи нужны для урегулирования течения пастырской деятельности и для направления ее по спокойному и законному руслу и т.д. Несмотря на эту настоятельную потребность, в нашей церковно-практической литературе нет ни одного пособия, отвечающего ей во всем ее объеме. Правда, отдельных изданий по частным церковно-практическим пунктам имеется теперь весьма немало, но, во-первых, собрание из них полной библиотеки представляет много затруднений, во-вторых, будет слишком дорого и, в-третьих, все-таки в иных случаях может повести лишь к смущениям вследствие несогласованности или противоречия этих книг между собой». «Руководствуясь изложенными сейчас соображениями, г. Булгаков и предпринял свое издание – с целью дать отечественному духовенству возможно полный круг полезных для него церковно-практических сведений. Автор совершенно верно понял свою задачу и, стараясь не опустить ничего важного, вместе с тем не обременяет своей книги излишним балластом и излагает материал в возможно сжатой форме. Поэтому он и сумел в одном, хотя бы и весьма увесистом, томе, иногда весьма плотной печати, заключить громадную массу церковно-практических материй». «Г. Булгаков именно отвечает на практические потребности и старается удовлетворить запросам пастырской практики, а в этом отношении его издание, безусловно, полезно и действительно должно служить «настольной книгой». В ней найдется все важнейшее, главнейшее и существенное». «Внешность издания можно назвать хорошей; цена его – по соображению с типографскими расходами и массой затраченного на него и умственного, и механического труда – положительно очень дешевая». «Мы позволяем себе выразить надежду, что добрые намерения трудолюбивая автора увенчаются успехом, и его «Настольная книга» найдет возможно широкое распространения среди «священнослужителей», для которых она прежде всего предназначается, заменив для них целую справочную библиотеку нужных пособий». Извлечение из некоторых отзывов печати о втором издании «Настольной книги для священно-церковнослужителей»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

После реформы духовных школ, когда была осознана необходимость дать учащимся духовных школ научное руководство для прохождения пастырского служения, появились почти одновременно два курса Пастырского богословия. Эта книга архимандрита Антония (Амфитеатрова , впоследствии архиепископа Казанского, 1815–1879), вышедшая в 1851 году, и труд архимандрита Кирилла (Наумова , впоследствии архиепископа Мелитопольского, 1823–1866), вышедший в 1853 году. Первая, в сущности неоконченная, гораздо слабее курса «Догматического богословия» того же автора, крупного для своего времени русского богослова. К ее недостаткам в первую очередь следует отнести формализм и узость. «Пастырское богословие» архимандрита Кирилла, за которое он получил степень доктора богословия, является, по словам историка профессора Петербургской Духовной Академии И. Чистовича (1828–1893), «первым опытом изложения пастырских обязанностей в научном виде». Для нашего времени это пособие, конечно, устарело, но ценно как памятник первого научно-систематического изложения предмета. A. С. Стурдза (1791–1854), известный писатель на богословские и церковные темы, выпустил в 1840 году «Письма о должностях священного сана». Это весьма полезное сочинение, как видно из заглавия, не представляло собой систематического курса, но имело большую практическую пользу. Такой же практической ценностью отличаются еще две книги: архиепископа Костромского и Галичского Платона (Фивейского , 1809–1877) «Памятная книжка для священника или размышления о священнических обязанностях», вышла в Москве в 1860 году, и «Практическое руководство для священнослужителей» П. И. Нечаева (1842–1906), 10-е издание которого вышло в 1910 году в Петербурге. Это руководство было настольной книгой нескольких поколений священнослужителей и отчасти может быть полезно и в наше время. Профессор Киевской Духовной Академии Β. Ф. Певницкий (1832–1911) выпустил в конце XIX в. целую серию дополняющих друг друга книг о пастырском служении: «Священник» (Киев, 5-е изд., 1897); «Священство» (Киев, 2-е изд., 1897); «Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан» (СПб., 3-е изд., 1898). Эти книги остаются ценными академическими пособиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1. Общие положения 1 .1.Задачи миссионерских практик: а) практическое применение знаний, полученных в семинарии; б) укрепление пастырского призвания; в) формирование миссионерских качеств, необходимых для пастырского служения; г) приобретение практических знаний, умений и навыков для осуществления миссионерской деятельности. 1.2. Базовые учреждения миссионерских практик. Миссионерские практики включаются в образовательные программы: – учреждений высшего профессионального религиозного образования на уровнях бакалавриата и магистратуры; – духовных училищ, реализующих образовательные программы различного уровня и направленности; – епархиальных и приходских образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня и направленности (катехизаторских или богословско-педагогических курсов при епархиальных отделах, епархиальных катехизаторских училищ и духовно-просветительских центров, межъепархиальных обучающих центров подготовки миссионеров); – учебных заведений, реализующих образовательные программы в соответствии с ФГОС ПО и имеющих соответствующие соглашения с Русской Православной Церковью . 1 .3. Места проведения миссионерских практик определяются в соответствии со списком, утверждаемым правящим архиереем на основании представления соответствующего учебного заведения. 1 .4.Требования к уровню подготовки практиканта определяются учебным заведением в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми для студентов. 1.5. Требования к программе практики Пакет методической документации по миссионерской практике должен включать: – общий план практики; – планы практических занятий по направлениям; – календарно-тематический план; – рекомендации по построению и ведению бесед; – указания по ведению дневника практики; – оценочные критерии успешности практики; 1.6. Сроки проведения миссионерских практик определяются реализующим практику учебным заведением в соответствии с требованиями образовательных стандартов. 1 .7. Руководство миссионерскими практиками осуществляет базовое учебное заведение.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

На пленуме был принят Итоговый документ, впоследствии одобренный Священным Синодом и рекомендованный всем епархиальным Преосвященным в качестве руководства в пастырской и духовнической практике. (Полный текст Итогового документа приводится в приложении к докладу.) Прияв Итоговый документ, Богословская комиссия выполнила поручение Священноначалия. Вопросами практической реализации положений, содержащихся в Итоговом документе, занимались иные синодальные структуры. По благословению Святейшего Патриарха ситуация вокруг проблемы принятия православными христианами индивидуальных номеров налогоплательщика (ИНН) обсуждалась также на заседании рабочего Президиума Синодальной Богословской комиссии 24 декабря 2001 года с участием экспертов – представителей Государственной Думы Российской Федерации и Министерства по налогам и сборам РФ. Несмотря на проведенные ранее исследования вопроса с богословской и церковно-практической точек зрения, которые нашли свое выражение в Итоговом документе 2001 года, Комиссии вновь было поручено обратиться к этой сложной пастырской проблеме в ноябре 2003 года для того, чтобы рассмотреть письма клириков и мирян, поступившие в адрес Московской Патриархии в период кампании по выборам в Государственную Думу Российской Федерации. О рекомендациях Комиссии было доложено Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Вопросы, связанные с присвоением индивидуальных номеров, формированием электронных баз данных о гражданах, использованием новейших технических средств учета и контроля в сфере паспортного, налогового и иного государственного надзора, при рассмотрении их с церковно-богословской точки зрения, обнаруживают несколько разных аспектов. Безусловно, есть собственно техническая сторона, и в данном случае мы имеем дело с интересами государственной власти, которая использует современные средства ради эффективности своей работы. И так было всегда – во все времена, а в христианской истории – начиная с переписи, которая зафиксировала рождение Иисуса из Назарета – Воплотившегося Сына Божия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429556/

Если, с другой стороны, обратим внимание на обширные и многоразличные обязанности пастыря Церкви, который, за исполнением треб, не имеет часто покоя ни днем, ни ночью, то труд проповеднический, сам по себе не легкий, окажется еще тяжелее. Удивительно ли, если нашим проповедникам некогда иной раз и подумать о проповеди, не говоря уже о том, чтобы написать проповедь! A между тем проповедь Слова Божьего не требует отлагательства: « вера от слышания, а слышание от слова Божия » (Рим. 10:17). Как же можно помочь проповеднической деятельности? Какие найти положительные, собственно зависящие от проповедника средства к тому, чтобы с успехом совершать священнодействие благовествования Христова? Исследованием этих вопросов должна бы заняться наука, известная под именем Гомилетики. Но, к сожалению, эта наука в том виде, как она преподается у нас, далеко не соответствует своей цели. Одними гомилетическими правилами и теориями, часто тонкими и непреложимыми ; тут ничего не поделаешь. Мы имеем полное и обстоятельное теоретическое руководство в Гомилетике Амфитеатрова: но много ли благодаря ему выиграло наше «практическое» проповедничество? Сделались ли мы благодаря ему искуснее в проповедании Слова Божьего, обильнее и разнообразнее в выборе проповеднических тем? Никто, конечно, не станет утверждать этого, — да это впрочем и не дело теории. Нельзя также помочь самостоятельному развитию проповедничества вообще и изданием готовых проповедей. Не говоря уже о том, что такое издание для своей полноты и разнообразия потребовало бы неисчислимых томов, обратим внимание только на то, что проповеди обыкновенно пишутся для «слушателей», a вовсе не как пособие для проповедников. Как проповеди для слушателей, они заключают в себе много условного и относительного; какая-либо истина раскрывается в них применительно к известным обстоятельствам места и времени; само развитие истины отличается личным настроением оратора в данную минуту. Между тем, как для проповедника, ищущего себе пособия, нужна только одна голая истина, как она есть сама в себе, без всяких условных покровов, — нужно только одно общее развитие истины, которым он мог бы воспользоваться для своей цели, при своих условиях и обстоятельствах. Проповедовать же по проповеди готовой и при том составленной при иных обстоятельствах и для иного рода слушателей — значило бы никогда не достигать проповеднической цели. Всякий согласится с нами, что никто лучше самого пастыря не знает нужд своих пасомых, следовательно, никто лучше его самого не может и удовлетворить этим нуждам. Но если вы укажете при этом проповеднику, «как» ему развить его собственную тему, «с каких сторон» рассмотреть его собственный вопрос; если вы, одним словом, поможете ему в его проповеднической деятельности тем, что предложите всевозможные развития на его собственные проповедническия задачи, то это будет для него величайшим пособием, драгоценнейшим руководством.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010