Быть лишенными присутствия на пасхальных богослужениях - большое горе; но не большим ли горем будет оплакивать умерших (или сделавшихся инвалидами и неспособных продолжать служение) пастырей, которых заразят неумеренные ревнители - как некоторых уже заразили? Одно дело - когда священник приходит к умирающему, чтобы принять его исповедь и укрепить в нем упование на Спасителя , даже рискуя заразиться. Другое - когда мирянин, который может оказаться вирусоносителем, ищет личного общения со священником, вовсе не находясь на пороге смерти. Первое - подвиг веры и человеколюбия. Второе едва ли можно назвать таковым. Не получается ли так, что санитарные власти, вызывающие наше возмущение, сохраняют для нас наше духовенство, а мы сами - тем, что рвемся в храм, ставим его под удар? Кому нужно, чтобы Церковь вышла из этой эпидемии потеряв часть пастырей  и наиболее активных мирян? Враги Церкви с ликованием и восторгом распространяют сообщения о заразившихся клириках - кому нужно, чтобы их было больше? Конечно, это немалое испытание нашего смирения: - как так может быть, что моя благочестивая ревность окажется бесполезной и даже вредной?  А меры людей внешних, которые руководствуются чисто практическими соображениями, принесут больше пользы Церкви? Но так бывает. Апостол Павел пишет о своих соплеменниках, что они " имеют ревность по Боге, но не по рассуждению " (Рим.10:2) Нам не стоит реагировать на меры санитарных властей с негодованием и враждебностью . Как бы они ни были огорчительны для нас - в них нет злого намерения, и они не являются целенаправленно антицерковными. Обрушиваясь на власти с обвинениями - которых они, в данном случае, не заслуживают - мы подрываем наши возможности для православного свидетельства миру. Мы, невольно, укрепляем позиции тех, кто действительно враждебен Церкви. Как ни огорчительна нынешняя ситуация, мы провозглашаем радость, которая побеждает все - и наши нынешние огорчения, как побеждала она беды, намного худшие. Христос воскрес из мертвых, смерть побеждена, нам даровано непреложное обетование жизни вечной и блаженной, и каково бы ни было наше будущее, одно мы знаем точно - " Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею " (1Коринф.6:14) Мы призваны обратиться от наших огорчений к этой вечной радости  и делиться ею с другими.  С теми, кто удручен и напуган, с теми, кто отчаянно борется с эпидемией, с медиками, с государственными служащими.

http://radonezh.ru/2020/04/21/est-li-sey...

В 1982-1991 гг. — сотрудник редакции «Журнала Московской Патриархии» и редактор Богослужебного отдела. 3 апреля 1985 г. награжден орденом прп. Сергия Радонежского III ст. 17 марта 1988 г. награжден митрой. 17 октября 1990 г. назначен настоятелем переданного Церкви храма Богоявления б. Богоявленского монастыря в Китай-городе — храм находился в аварийном состоянии, свод храма разрушен, барабан и купол отсутствовали. 10 декабря 1992 г. назначен благочинным церквей вновь образованного Китай-городского округа г. Москвы, в которое вошли все православные храмы города, находящиеся в границах бывших стен Китай-города. 1 февраля 1992 г. освобожден от преподавания в Московской духовной семинарии и Регентской школе при МДА. 1 сентября 1992 г. восстановлен в должности преподавателя Практического руководства для пастырей в 3 классе Московской духовной семинарии и Основ православной нравственности в Регентской школе при МДА. 12 сентября 1993 г. во внимание к усердным трудам и в связи с 20-летием священнослужения награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III ст. 29 декабря 1993 г. в дополнение к несомому послушанию назначается исполняющим обязанности настоятеля Патриаршего подворья в Китай-городе с храмами святителя Николая Мирликийского — «Красный Звон» и святых бессребреников Космы и Дамиана в Старых Панех, с поручением «озаботиться о скорейшем возвращении Церкви вышеуказанных храмов, а также принадлежащих им строений и земельных участков». 22 декабря 1994 г., в дополнение к несомому послушанию, назначен настоятелем вновь учрежденного Патриаршего подворья при воссоздаваемой часовне в честь Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот, что у Красной площади г. Москвы, «с поручением забот о каноническом соответствии данной часовни и об оборудовании ее всем необходимым для возобновления в ней богослужений». 11 апреля 1995 г. включен в состав вновь созданной Экзаменационной группы при Епархиальном совете г. Москвы под председательством протопресвитера Матфея Стаднюка для собеседования с лицами, поступающими в духовные учебные заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

В декабре 1907 года уже возведенный в сан протоиерея отец Владимир был переведен в Саратовскую епархию, служил в Воскресенской кладбищенской церкви Саратова. Именно в Саратове в семье Воробьевых родились и выросли восемь детей - два сына и шесть дочерей. Моя мама - Воробьева Надежда Владимировна - была шестым ребенком. 16 декабря 1911 года епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганёв) назначил протоиерея Владимира Воробьева миссионером-проповедником и настоятелем церкви Воздвижения Креста Господня саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря. А со 2 сентября 1913 года он был переведен в настоятели саратовской Духосошественской церкви. Наряду с этим отец Владимир преподавал в Саратовской духовной семинарии гомилетику, литургику и практическое руководство для пастырей вплоть до закрытия духовной школы в 1918 году. С приходом к власти большевиков для православных священников наступили сложные времена. В 1920 году отец Владимир был переведен в село Тепловка Саратовского уезда, где прослужил до 1925 года. Потом почти год служил в соборе города Балашова. За это время он неоднократно арестовывался властями за антисоветскую агитацию, но за недостатком улик отпускался на свободу. В 1927 году отца Владимира выслали на три года в Барнаул по стандартному для всех священников обвинению в контр­революционной деятельности. В Барнауле местные чекисты завели на него новое дело и отправили в город Тотьма Ярославской области отбывать еще три года ссылки. Ольга Николаевна решила разделить с мужем ее тяготы. Старших детей она оставила под присмотром сестры Владимира Ивановича - Варвары Ивановны, а трех младших дочерей взяла с собой. Путешествие было долгим и тяжелым: пароходом, поездом, на лошадях, но все-таки они добрались до цели своей поездки. «Апартаменты» ссыльного священника в Тотьме состояли из одной проходной комнаты - жить приходилось под бдительным оком хозяев квартиры. Разносолов муж и отец предложить своим долгожданным гостям не мог, но что-то из провизии ссыльные соседи помогли собрать на стол. Младшей, Елизавете, было четыре года, она отца не помнила, но Ольга (восьми лет) и Надежда (десяти лет) были счастливы от встречи с ним.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Говоря о разных степенях послушания, архиепископ Максимилиан отметил, что высшая его форма - послушание старцу - в наше время невозможна, прежде всего потому, что старцы «практически отсутствуют». Кроме того, нет и «ревностных послушников», как и необходимых «внешних условий для жизни в полном послушании». «Немощный старец, немощный послушник» - эта унылая пара, по слову архимандрита Иоанна (Крестьянкина), более всего характеризует потуги младостарческой практики. Что же делать желающим подвизаться на ниве христианского послушания? Для них сегодня доступен только такой тип послушания, как «жизнь по совету с единомысленным братом», в качестве которого могут выступать опытные духовники (докладчик назвал только два имени: упоминавшийся уже почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и духовник Свято-Троицкой лавры архимандрит Кирилл (Павлов). Главное, от чего предостерегал вологодский архиепископ, - это «суррогат, профанация послушания», а также слепая «вера в старца», независимо от его поведения. Например, критикуемый Дормидонт, по словам докладчика, считает, что духовным отцом может стать даже монах, который «в своей келье с удовольствием слушает низкопробную музыку и смотрит низкопробные боевики». В заключение архиепископ призвал со смирением признать факт духовного оскудения и «благодарить Бога, что Он воздвиг такого подвижника, как святитель Игнатий». Выступление наместника Сретенского ставропигиального монастыря, архимандрита Тихона (Шевкунова) полемически перекликалось с докладом архиепископа Максимилиана. Кратко напомнив биографию свт.Игнатия, который уже в 25 лет стал игуменом, настоятелем монастыря, духовным отцом для многих монашествующих и мирян, о.Тихон заметил, что, появись такой человек в наше время, он непременно был бы назван «младостарцем» (каковым, кстати, и считали его современники-оптинцы, не пустившие Игнатия в свою обитель на покой, отметил архимандрит). Упомянув о той клевете и поношениях, ненависти и зависти, которые терпел свт.Игнатий в течение всей жизни, докладчик заметил, что «проблема младостарчества была во все времена». И во все времена необходимо «необычайно осторожно» относиться к выбору духовника, особенно – в наше время, учитывая прерванную традицию духовной жизни. Не исключая возможности настоящего послушания и в наши дни, о.Тихон напомнил, что свт.Игнатий выступал против «послушания без рассуждения» и против духовного руководства со стороны недостойных пастырей. Так и сейчас – людям, «истосковавшимся по духовному руководству», архимандрит порекомендовал искать духовника, являющего «глубокое смирение», уважение к воле пасомого.

http://pravoslavie.ru/30418.html

Годы тотального давления коммунистической идеологии, основанной на абсолютном атеизме, в значительной степени сумели выполнить задачу по формированию населения с новым типом сознания, оторванного от духовного наследия своих предков. Воспитание поколений в духе богоборчества, а также усилия государства, направленные  на внешнее уничтожение и внутреннее разложение Церкви, привели к тому, что Церковь была буквально обескровлена по всем направлениям ее жизни, последствия чего не могут быть изжиты до сих  пор. « В России происходит трудный, но необходимый переход от прежней идеологической и социально-экономической системы к нормальному укладу жизни. А наряду с этим имеет место и трансформация всего национального и культурного самосознания народов наших государств. Старое отмирает, а новое еще не вполне родилось. В этих условиях, особенно, если иметь в виду более чем семидесятилетнюю оторванность народа от его исконных традиций, многие люди мировоззренчески растерялись, оказались в духовном вакууме. Такие люди составляют едва ли не большинство членов общества, и это весьма заботит Церковь, ибо вакуум неизбежно будет заполнен, и мы уже видим, как он заполняется разного рода влияниями разрушительными для человеческой личности и для всего народа. Особенно тревожит нас то, что в условиях такого вакуума катастрофически падает уровень нравственного состояния людей, что в значительно степени провоцируется волной пропаганды агрессии, вражды, ненависти, насилия, бессовестной порнографии, преступного образа жизни ». После распада СССР Церковь получила достаточную независимость для проведения внутренней и внешней политики. Насущная необходимость заставила сконцентрировать внимание руководства Церкви на восстановлении штата окормляющей иерархии, возобновлении богослужебной и приходской жизни на местах, строительстве храмовых комплексов. В этот период, к сожалению, не проводилось планомерной работы по приобщению людей к христианскому православному вероучению, основанному на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа. « Возникла парадоксальная ситуация необходимости " второй христианизации " народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви и масштабы этой " второй христианизации " беспрецедентны ».

http://bogoslov.ru/article/1259903

Д. был назначен епископом Ковенским, викарием Литовской епархии, и управляющим Пожайского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , где и жил. Затем переехал в Вильну. Из-за болезни Литовского архиеп. Александра (Добрынина) фактически осуществлял управление епархией. В Литве боролся с попытками католич. духовенства обращать правосл. паству в свою веру. С 6 марта 1882 г. епископ Рижский и Митавский. Проявил активность в деле обращения в Православие латышей, эстонцев, а также литовцев и шведов, большую помощь ему оказал эстляндский губернатор кн. С. В. Шаховской . Всего при Д. приняли Православие 15 652 чел., особенно массовым в этот период было обращение эстонцев (более 12 тыс.). По ходатайству епископа новоприсоединенные освобождались от повинностей на содержание лютеран. пасторов, для них было открыто 17 новых приходов, 51 церковноприходская школа. При Д. было завершено строительство Христорождественского кафедрального собора в Риге, к-рый был освящен в 1884 г. В том же году был принят новый устав Рижской ДС, согласно к-рому расширялось преподавание истории католичества и лютеранства, практического руководства для пастырей, гомилетики, латыш. и эст. языков, преподавание нем. языка стало обязательным. С 28 марта 1887 г. Д.- епископ Подольский и Брацлавский. В 1888 г. построил в Каменце-Подольске свечной завод. В 1889 г. открыл в городе внебогослужебные собеседования с простым народом - в крестовой церкви, с интеллигенцией - в церкви Каменецкого ДУ. Для ослабления влияния католицизма 17 апр. 1890 г. учредил при Ушицком уездном отд-нии Подольского епархиального училищного совета правосл. братство в честь Иверской иконы Божией Матери. Одной из целей братства было ограждение народа от проникновения в его дома светских картин безнравственного содержания, изображений католич. святых, а также неканонически написанных правосл. икон. Боролся со штундизмом , напечатал «Послание к православным христианам Подольской епархии (проживающим в тех селах, где есть сектанты, именуемые штундисты)» (Подольские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/178919.html

Допустим, в Ливане или в царской России венчание и есть закон. Поскольку религия имела государственный характер. А если супруги не хотят нести ответственность по закону, то такие люди еще не готовы к браку. Никаких причин для венчания без регистрации брака быть не может, кроме лукавства. Иногда выдвигаются причины экономического характера – не хотят платить налоги или еще что-нибудь, хотят иметь от государства льготы, которые причитаются людям, не находящимся в браке, например, матерям-одиночкам, но хотят быть при этом в браке и быть участниками таинства причащения. Это означает, что свой брак они сами не ценят, не доверяют до конца друг другу. Кстати, Послание Римлянам, 13 глава: противящийся власти противится Божьему учреждению. Говорят: а что там штамп в паспорте. Штамп, может быть, и ничего, а вот кто противится власти – противится Богу. Церковь всегда признавала священное право власти, даже если эта власть безбожная. Новый Завет написан в условиях языческой власти, враждующей с христианством. Бывают случаи, когда брачующиеся – граждане разных государств, или еще какие-то сложные обстоятельства. Но для того чтобы сделать исключение из правила, должно быть правило. Если его нет, то дается зеленый свет лукавству и безответственности. Честно говоря, не понял оговорок про длительное расставание супругов и прочее. Думаю, что в этих случаях – например, предстоящего участия в военных действиях – надо им и срочно зарегистрироваться, думаю, можно в загсе договориться. Исключения из правила нельзя делать правилом. В каноническом документе такого быть не должно. Только в практическом пастырском руководстве могут быть прописаны случаи, когда можно обсуждать отклонение от правил. В каноническом документе правило должно быть однозначное, понятное и четкое. Должно быть испытание перед венчанием О беседах перед венчанием. Если бы мы наконец созрели для того чтобы осознать крещение как рождение свыше от воды и Духа, то у нас совсем другое сложилось бы отношение к оглашению или его отсутствию. Человек уверовал – вот, евнух едет в Эфиопию, Филипп его крестит, длительного оглашения нет. Но ведь он уже читал пророка Исаию!

http://pravmir.ru/brak-ne-sistema-dlya-d...

«Можно долго перечислять огромные заслуги отца Антонина в приобретении других важных земель. Но не будем сейчас это делать, а просто скажем, что это выдающийся сын России, который занимался не только духовной, пастырской работой, столь необходимой для паломников, посещавших Святую землю, не только наукой, но и утверждал русское присутствие на Ближнем Востоке, в самом важном его регионе — Палестине. Если бы не было отца Антонина, то не было бы сегодня русского присутствия в Святой земле. Теперь это и представить себе невозможно, потому что нынешние паломники, приезжая в Палестину, располагаются в первую очередь именно на тех территориях, которые приобрел отец Антонин и которые сегодня используются Русской духовной миссией», — подчеркнул Святейший Владыка.  «Эта память, которую оставил по себе отец Антонин, свидетельствует о том, что из простого народа, из провинции выходили и выходят талантливейшие люди. Этой провинцией и сильна Россия, и поэтому так важно, чтобы и сегодня, в современной жизни, отдаленные от Москвы и центра регионы развивались очень динамично; чтобы люди не покидали этих мест; чтобы здесь создавались условия для достаточно комфортной, обеспеченной жизни; чтобы здесь, на этих землях, расцветали таланты нашего народа. Если будет так, то Россия будет непобедимой», — выразил уверенность Святейший Патриарх Кирилл.  По словам Его Святейшества, неслучайно сегодня Русская Православная Церковь «обращает такое внимание к отдаленным от центра регионам России, создавая новые епархии, стремясь открывать храмы, учебные центры, школы для того, чтобы в каком-то смысле делать то, что делал отец Антонин (Капустин)». «Ему удалось соединить светское знание и науку с глубокими религиозными убеждениями, духовность — с практической и даже политической деятельностью. Так и должно быть у людей, укорененных в своей духовной и культурной традиции и одновременно способных принести благо Отечеству», — отметил Святейший Владыка.  «Хотел бы пожелать от всего сердца руководству Курганской области, Шадринского района и всем вам, мои дорогие, помощи Божией. Пусть Господь укрепляет ваши силы, дает вам надежду и уверенность в том, что, идя по жизни с Богом, храня себя от дурных привычек, от всего того, что разрушает человеческий организм, получая образование и честно трудясь, мы сможем действительно преобразовать лик нашего прекрасного Отечества. Всех вас поздравляю с праздником — 200-летием со дня рождения вашего выдающегося соплеменника, жившего на этом месте, отца Антонина (Капустина)», — сказал в завершение Предстоятель Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4992892.ht...

Николая Ксенофонтовича отличало, без преувеличения, благоговейное отношение к иконостасу, который, по его мнению, должен служить для прихожан наглядной иллюстрацией для бесед и поучений. При помощи икон усердный пастырь может раскрыть все домостроительство нашего спасения. Особенно он любил старинные иконостасы, вершиной своей упирающиеся в церковный купол. «Это подобие неба, – говорил он, – куда должны устремляться умом и сердцем верующие, присутствующие в храме и взирающие на лики святых – членов Церкви небесной». При составлении поучений Николай Ксенофонтович советовал избегать сухости и отвлеченности, а придавать им более живости и наглядности, писать их языком правильным и чистым, без иностранных выражений, которых сам он всячески избегал. Чтобы пастырское слово было кристально понятно простому народу, преподаватель советовал вводить в проповедь живые примеры, заимствованные из жизни святых и церковной истории. Важны также сильные и меткие выражения, которые должно извлекать из творений святых отцов и учителей Церкви – опытных в духовной жизни. Для достижения наилучших результатов он требовал от своих учеников, чтобы те завели специальные тетрадки – «трафаретки», куда бы вносили примеры, которые могли им пригодиться в учебных целях и в дальнейшем служении. Вместе с тем при составлении поучений нравственного характера, по глубокому убеждению Н.К. Смирнова, нужно не только изложить библейское и святоотеческое учение о том или другом грехе или добродетели, но и указать, руководствуясь духовным опытом подвижников, средства борьбы с пагубными страстями и пути, ведущие к добродетельной жизни. Иными словами, проповедник обязан не только указывать, но и врачевать, назидать, предостерегать и облегчать христианину неустанную борьбу его с искушениями мира, слабостями плоти, происками диавола. Много времени Николай Ксенофонтович отводил практической подготовке к предстоящим проповедям, которые воспитанники Пензенской духовной школы в то время произносили в семинарском и соборном храмах. Он каждый раз проводил своеобразные репетиции, следил за декламацией семинаристов, интонацией, голосом, требовал, чтобы ученик при произнесении брал голосом ноту соль. На первых порах все приступали к этому делу несмело и вели себя скованно. Но постепенно ситуация менялась, и богомольцы Крестового храма слушали юных проповедников с большим вниманием.

http://pravoslavie.ru/34268.html

Однако, епископу Савве, видимо, важно было дискредитировать не автора, а руководителя работы протоиерея Вадима Леонова, известного своими консервативными взглядами, поскольку его невзлюбило новое руководство Семинарии и отстранило от руководства созданного им магистерского профиля по пастырскому богословию. На его место был назначен человек, не имевший к созданию этой программы никакого отношения, иерей Стефан Домусчи, чей научный и педагогический опыт не входит ни в какое сравнение с опытом о. Вадима. Отцу Стефану всего 35 лет, какой пастырский опыт он может передать студентам семинарии?! Откуда он у него?! У него и житейского опыта не так много. На голосовании епископ Савва требовал поставить за отличную и качественную социологическую работу Дмитрия Щурова … неудовлетворительно. К счастью, у членов комиссии хватило совести и здравого смысла не поддержать подобный произвол и всё же была поставлена оценка «хорошо». Можно представить, что чувствовал при этом сам автор работы. Ещё более рьяно епископ Савва стал «заваливать» о. Бориса Яковенко, чью работу относительно числа таинств в Православной Церкви достаточно компетентный рецензент кандидат богословия, кандидат исторических наук о. Павел Ермилов оценил на «хорошо». На бедного студента посыпался град вопросов и обвинений – в компилятивности, неправильном цитировании источников и т.д. По большому счёту, это были мелкие придирки, которые, однако были представлены как основание для того, чтобы вынести оценку «неудовлетворительно». К счастью, и здесь комиссия не поддержала «творческих инициатив» епископа Саввы, поставив оценку «удовлетворительно». Такой раж владыки Саввы в заваливании несчастного магистранта можно объяснить просто: о. Борис Яковенко – ученик протодиакона профессора Владимира Василика, которого архиепископ Амвросий лишил всех лекций и методически травил весь учебный 2019-2020 г., требуя от сотрудников Сретенской духовной семинарии найти поводы к его увольнению. Еще более интересная ситуация сложилась с учеником доцента Павла Кирилловича Доброцветова Арсением Ручкиным, который написал прекрасную работу «Принципы пастырского душепопечения по трактату «Пастырское правило» свт. Григория Двоеслова» с использованием практически всей доступной литературы, в т.ч. иностранной. Ему не задали ни одного вопроса, однако, по настоянию епископа Саввы поставили «удовлетворительно». Причина и здесь достаточно проста: П.К. Доброцветов вызвал неудовольствие ректора Семинарии архиепископа Амвросия и проректора протоиерея Павла Великанова своей принципиальностью и разоблачением целого ряда подлогов. Руководство неоднократно пыталось уволить известного церковного ученого, придумывая для этого различные надуманные поводы и объявляя несправедливые выговоры. И вот теперь «удовлетворительно» ученику Доброцветова должно, видимо, дискредитировать его и стать основанием для его увольнения.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/29/ot...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010